Литература
1. Дзятковская Е. Н., Уварова Е. Г. Экологизация предметного содержания как порождение его новых значений и смыслов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2013. № 2-3 (21-23). С. 7-19.
2. Дзятковская Е. Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Транс-дисциплинарность. М., 2015. 328 с.
3. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. ФГОС общего образования: каковы возможности реализации образования для устойчивого развития? // Педагогика. 2016. № 5. С. 58-66.
4. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. М., 2009. 288 с.
5. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова). М., 2002. 432 с.
6. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 3. С. 3-10.
7. Мамедов Н. М. Проблемы экологизации школьного образования в интересах устойчивого развития // Устойчивое развитие и экологизация школьного образования. М., 2003. 241 с.
8. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001. 200 с.
9. Пустовалова В. В. Метафора в педагогике. М., 2016. 264 с.
10. Пустовалова В. В. Инфографика как дидактическая единица содержания образования, или Просто о сложном. М., 2017. 172 с.
11. Пустовалова В. В., Осипова О. А., Казадаева Т. В. Азбука работы с «зеленой аксиомой». М., 2018. 168 с.
12. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001. - 432 с.
References
1. Dzyatkovskaya E. N., Uvarova E. G. Ekologizaciya predmetnogo soderzhaniya kak porozhdenie ego novyh znachenij i smyslov [Greening of subjects' content as an origination of its new values and meanings]. Bulletin of the Moscow State Academy of Business Administration. Series: Philosophical, Social, and Natural Sciences, 2013, no. 2-3, pp. 7-19. (In Russian).
2. Dzyatkovskaya E. N. Obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya v shkole. Kul'turnye koncepty. "Zelenye aksiomy". Transdisciplinarnost' [Education for sustainable development in school. Cultural concepts. "Green axioms". Transdisciplinary]. Moscow, 2015, 328 p. (In Russian).
3. Zakhlebny A. N., Dzyatkovskaya E. N. FGOS obshchego obrazovaniya: kakovy vozmozhnosti realizacii obrazovaniya dlya ustojchivogo razvitiya? [Federal State Educational Standard: what are the possibilities of sustainable development education implementation?]. Pedagogy, 2016, no. 5, pp. 58-66. (In Russian).
4. Zebzeeva V. A. Teoriya i metodika ekologicheskogo obrazovaniya detej [Theory and methodology of children' environmental education]. Moscow, 2009, 288 p. (In Russian).
5. Zinchenko V. P. Psihologicheskie osnovy pedagogiki (Psihologo-pedagogicheskie osnovy postroeniya sistemy razvivayushchego obucheniya D. B. El'konina - V. V. Davydova) [Psychological background of Pedagogy. Psycho-pedagogical background of developing education system construction of D. B. Elkonin and V. V. Davidov]. Moscow, 2002, 432 p. (In Russian).
6. Kraevsky V. V., Khutorskoy A. V. Predmetnoe i obshchepredmetnoe v obrazovatel'nyh standartah [Subject and pantosubject in educational Standards]. Pedagogy, 2003, no. 3, pp. 3-10. (In Russian).
7. Mamedov N. M. Problemy ekologizacii shkol'nogo obrazovaniya v interesah ustojchivogo razvitiya [The problems of school education environmentalization on behalf of sustainable development]. Sustainable development and greening of school education, 2003, 243 p. (In Russian).
8. Moiseev N. N. Universum. Informaciya. Obshchestvo [Universe. Information. Society]. Moscow, 2001, 200 p. (In Russian).
9. Pustovalova V. V. Metafora v pedagogike [Metaphor in Pedagogy]. Moscow, 2016, 264 p. (In Russian).
10. Pustovalova V. V. Infografika kak didakticheskaya edinica soderzhaniya obrazovaniya, ili Prosto o slozhnom [Infographics as a didactic unit of educational content or difficult that can be easily explained]. Moscow, 2017, 172 p. (In Russian).
11. Pustovalova V. V., Osipova O. A., Kazadaeva T. V. Azbuka raboty s "zelenoj aksiomoj" [How to work with "green axioms"]. Moscow, 2018, 168 p. (In Russian).
12. Rizhova N. A. Ekologicheskoe obrazovanie v detskom sadu [Environmental education in kindergarten]. Moscow, 2001, 432 p. (In Russian).
УДК/UDC 37.013 Т. Н. Ретунская
T. Retunskaya
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS
Введение. В статье рассматриваются особенности педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов. Цель статьи — продемонстрировать содержательное наполнение педагогического сопровождения в соответствии с потребностями будущей профессиональной деятельности студентов.
Методология. Методологической основой эмпирического исследования являются положения и категории, разработанные в рамках психологии труда и психологии личности, а также определенные подходы к предмету исследования.
Результаты заключаются в описании опыта организации образовательного процесса, способствующего профессиональному самоопределению студентов на примере одного образовательного учреждения.
Заключение. Автором отмечается, что профессиональное самоопределение студентов в рамках вузовской подготовки будет сформировано, если обеспечить его адекватное педагогическое сопровождение.
Introduction. Features of pedagogical support of professional self-determination of students are considered in the article. The purpose of the article is to demonstrate the content of pedagogical support in accordance with the needs of the future professional activity of students.
Materials and Methods. The methodological basis of the empirical study is the provisions and categories developed within the psychology of labor and the psychology of the individual, as well as certain approaches to the subject of research.
Results. The results are in the description of the experience of organizing the educational process that promotes the professional self-determination of students on the example of one educational institution.
Conclusion. The author notes that professional self-determination of students within the framework of university training will be formed if it is provided with adequate pedagogical support.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, личностный и профессиональный рост, взаимодействие педагогов и студентов.
Keywords: pedagogical support, professional self-determination, personal and professional growth, interaction of teachers and students.
Введение
Период получения профессионального образования является временем активного профессионального самоопределения личности. Однако в системе высшего образования целенаправленная профориентационная работа со студентами осуществляется в основном при поступлении в вуз и на момент трудоустройства.
Выпускники вузов, владея обширным набором профессиональных знаний, но не сформированной системой ценностей, четкой концепцией своего профессионального будущего, становятся неконкурентоспособными на рынке труда.
Поэтому ориентация всего образовательного процесса вуза на активизацию профессионального самоопределения студентов является насущной необходимостью.
Профессиональное самоопределение студентов в рамках вузовской подготовки будет сформировано, если обеспечить его адекватное педагогическое сопровождение.
Методология
Методологической основой эмпирического исследования являются положения и категории, разработанные в рамках психологии труда и психологии личности, а также определенные подходы к предмету исследования.
1. Холистический подход подразумевает развитие целостной и гармоничной личности. Индивид как единое целое — один из основных принципов гуманистической психологии;
2. Системный подход выражается в следующих принципах и отправных постулатах:
1) взаимосвязь и взаимообусловленность процессов профессионального и личностного самоопределения. Личностное самоопределение первично по отношению к профессиональному. Последнее эффективно только на основе достаточно целостного образа «Я». Представление о собственных мотивах, потребностях, целях, ценностях, а также способностях, склонностях, индивидуальном стиле деятельности и интересах является, на наш взгляд, необходимым и первоочередным компонентом личностного самоопределения и базовой информацией для профессиональной деятельности;
2) системный подход понимается нами как последовательный процесс самопознания, самоанализа, рефлексии, практической пробы сил и организации деятельности по реализации намечен-
ных жизненных и профессиональных целей; сочетает в себе процессы личностного и профессионального самоопределения.
3. Деятельностный подход выражается в том, что деятельность определяется основой, средством и решающим условием развития личности. Процесс личностного и профессионального самоопределения возможен тогда и только тогда, когда студент находится в субъектной позиции по отношению к процессам познания, общения и труда. Невозможно организовать рефлексию опыта и прогнозирование будущего без активного участия самого субъекта деятельности в этом процессе. Самоопределиться может только сам студент, преподаватель не может сделать этого за него [1 ].
Решение проблемы активизации процессов самоопределения студентов, оказание психолого-педагогической поддержки процессов личностного и профессионального самоопределения происходит путем включения студентов в различные виды деятельности: учебную, исследовательскую, проектную, внеучебную. Деятельность педагогов ориентирована на оказание им поддержки в адаптации, личностном и профессиональном росте студентов.
4. Личностный подход в деятельности нашего педагогического коллектива предполагает:
1) учет индивидуально-психологических особенностей, неповторимости, уникальности каждого участника образовательного процесса;
2) создание атмосферы безопасности, в которой каждый может чувствовать себя принятым и достаточно защищенным для того, чтобы рискнуть быть самим собой, что способствует развитию позитивной я-концепции, что непременно скажется на результатах учебной, а в будущем — профессиональной деятельности [2].
Эффективность работы студентов определяется степенью повышения их информационной, деятельностной компетентности, активности в приобретении нового опыта.
Таким образом, профессиональная подготовка может рассматриваться как стандартизированный комплекс условий и средств, направленных на формирование у студента определенного уровня квалификации. Однако профессиональная подготовка — это и индивидуальный процесс, обусловленный личностными свойствами и имеющий определенные психологические особенности и закономерности.
В этой связи имеют место различные парадигмы образования: ориентированная только на усвоение знаний, умений, навыков; развивающая; личностно ориентированная. Педагогический коллектив нашего института отдал предпочтение личностно ориентированному профессиональному образованию как направленному на обеспечение условий для развития личности будущего профессионала, его самостоятельности и активности, которая напрямую связана с личностной значимостью будущей профессии для человека [3].
Результаты
Практика показала: профессиональное самоопределение студентов в рамках вузовской подготовки будет сформировано, если обеспечить его адекватное педагогическое сопровождение.
Под педагогическим сопровождением профессионального самоопределения студентов мы понимаем:
1) специальную деятельность педагогов, ориентированную на оказание поддержки в адаптации, личностном и профессиональном росте студентов;
2) взаимодействие педагогов и студентов, направленное на обеспечение условий для более адекватного осознания студентами путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе.
Адаптация студента к обучению в вузе — это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений в соответствии с новыми условиями. От того, как происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.
Наиболее остро адаптация наших студентов протекает на первом курсе, но, как правило, не заканчивается в течение одного года, а продолжается на втором и даже третьем году обучения.
Скорость и степень адаптации во многом влияют на успешность обучения, психологический комфорт, удовлетворенность профессиональным выбором и, в конечном счете, на качество подготовки выпускников.
Успешность адаптационного процесса каждого студента зависит от внутренних и внешних факторов.
К внутренним факторам относятся состояние здоровья студента, его школьная подготовка, сформированное учебной самостоятельности, уровень интеллектуального развития, учебная мотивация. Как показывает практика, не менее значимы и индивидуальные психологические особенности, к которым можно отнести высокую стрессоустойчивость (в том числе эмоциональную устойчивость), адекватную самооценку, коммуникативные навыки. Студенты, наделенные данными качествами, успешно адаптируются к обучению в вузе. Первокурсники, не обладающие этими характеристиками, относятся к группе риска и имеют большую вероятность быть отчисленными после 1-й, 2-й сессии.
Основным внешним фактором адаптации (дезадаптации) является педагогический фактор: содержание программ, методика преподавания, коммуникативная компетентность и ораторское мастерство преподавателей; а также воспитательная работа в вузе, включая институт кураторов.
Как показывает статистика, большинство преподавателей технических вузов (наш вуз не является исключением) не только не имеют педагогического образования (даже в форме курсов повышения квалификации), но и не изучали курса педагогики и психологии в период своего обучения в вузе. Ректор МГУ В. А. Садовничий, оценивая педагогическую компетентность своих сотрудников, в одном из интервью сказал следующее: «Практически все преподаватели МГУ — преподаватели-самоучки. Главным критерием приглашения на преподавательскую работу являются научные успехи. В то же время способность к преподаванию, умение или неумение объяснять — эти понятия в расчет не берутся вообще и в число имеющих значение критериев не входят» [4].
Мы считаем, что недостаточный уровень педагогического мастерства и несформированность коммуникативной компетентности у преподавателей является одной из основных причин дезадаптации и низкой успеваемости первокурсников (вплоть до отчисления). Следствием этого является отказ отдельных студентов от восприятия учебной деятельности как неотъемлемой и естественной составляющей части их образа жизни.
С целью повышения психолого-педагогической компетентности преподавателей нашего института на факультете повышения квалификации кафедрой гуманитарных и социальных наук были организованы курсы. Основные модули занятий:
1. Психодиагностика типов личности — участников образовательного процесса (преподавателей, студентов).
2. Психология взаимодействия субъектов образовательного процесса. Сценарии эффективного взаимодействия различных типов людей в учебной деятельности.
3. Коммуникативные технологии бесконфликтного поведения в педагогическом коллективе.
4. Полушарная модель в учебной деятельности. Многосенсорное обучение.
5. Психология управления мотивацией в процессе обучения.
6. Конфликтология. Совладающее поведение в конфликтной ситуации.
7. Профилактика стресса — адаптация мировоззрения (когнитивно-поведенческий тренинг профилактики профессионального выгорания) и др.
Формы работы с преподавателями: мини-лекции, самодиагностика, дискуссии, деловые игры, тренинги, кейсы; упражнения с последующим обсуждением; групповые, индивидуальные консультации. Согласно отзывам преподавателей — слушателей курсов, дополнительные занятия по педагогике и психологии позволили им не только лучше узнать своих подопечных, но и лучше узнать самих себя, а стало быть, выстроить образовательный процесс более эффективно. Предполагаемый годичный курс повышения квалификации перерос в трехгодичный цикл.
Педагогическое общение — неотъемлемая часть образовательного процесса. Поэтому преподаватель должен предстать перед студентами в первую очередь как Личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и транслирующий их на аудиторию. Преподаватель для студентов выступает профессиональным ориентиром, его отношение к своему делу является образовательным фундаментом для будущих специалистов, что в свою очередь определяет их отношение к профессиональной деятельности.
Анкета для студентов нашего вуза «Куратор глазами студентов», устный опрос «Какие положительные качества преподавателя-куратора для вас наиболее значимы?» дали следующие результаты: студенты 1-4-го курсов, отмечая положительные качества преподавателя-куратора, на первое место ставят «понимание студентов», «уважение», «доброту», «отзывчивость»; «студент должен чувствовать уважение к себе со стороны преподавателей и всех сотрудников вуза». Авторитет преподавателя у студентов и интерес к преподаваемой дисциплине в первую очередь зависят от «достойного и интеллигентного поведения в любой ситуации».
Заключение
Таким образом, необходимым психолого-педагогическим условием подготовки кадров нового поколения является взаимодействие педагогов и студентов, направленное на обеспечение условий для более адекватного осознания студентами путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе, что может обеспечить педагогическое сопровождение.
Решение проблемы активизации процессов самоопределения студентов, оказание психолого-педагогической поддержки процессов личностного и профессионального самоопределения происходят путем включения студентов в различные виды деятельности.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М., 2015. 240 с.
2. Ретунская Т. Н. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 74-79.
3. Концепция воспитательной работы Северского технологического института - филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» на 2015-2020 годы. Северск, 2015.
4. Медведев В. Е., Татур Ю. Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 46-56.
References
1. Zeer E. F. Psihologiya pnofessional'nogo razvitiya [Psychology of Professional Development]. Moscow, 2015, 240 p. (In Russian).
2. Retunskaya T. Lichnostnoe i professional'noe samoopredelenie studentov v processe obucheniya [Personality and professional self-determination of students in the learning process]. Higher education in Russia, 2009, no. 7, pp. 74-79. (In Russian).
3. Koncepciya vospitatel'noj raboty Severskogo tekhnologicheskogo instituta - filiala federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya "Nacional'nyj issledovatel'skij yadernyj universitet "MIFI" na 2015-2020 gody [The concept of educational work of the Seversk Technological Institute - a branch of the federal state autonomous educational institution of higher professional education "National Research Nuclear University" MEPhI "for 2015-2020]. Seversk, 2015. (In Russian).
4. Medvedev V. Ye., Tatur Yu. G. Podgotovka prepodavatelya vysshej shkoly: kompetentnostnyj podhod [Preparation of a teacher of higher education: competence approach]. Higher education in Russia, 2014, no. 11, pp. 46-56. (In Russian).
УДК/UDC 378.02:372.8 Е. А. Румбешта, Е. С. Кисленко
E. Rumbeshta, E. Kislenko
О ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБщЕСТВА
ON THE PREPARATION OF PHYSICS TEACHERS TO THE ORGANIZATION OF TRAINING OF STUDENTS OF SECONDARY SCHOOLS ON THE BASIS OF MODERN TECHNICAL NEEDS OF THE SOCIETY
Введение. В статье рассматривается качество современного естественно-научного образования и возникшие в связи с этим проблемы подготовки современного учителя физики. В настоящее время, как указывается во многих документах по высшему образованию и в программе развития страны, имеется недостаток инженерно-технических кадров. Это вызвано недостаточно качественным набором абитуриентов на технические специальности в вузе и их слабой мотивацией к обучению. Данные проблемы возникают уже в школе. Решить эти проблемы может только учитель.
Авторами предлагается модель подготовки современного бакалавра педагогического образования — учителя физики. Для качественной подготовки бакалавров разработана модель обучения, реализующаяся на предметах методической направленности и опирающаяся на значительную самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя. Подготовка студентов к активизации обучения физике и ориентации учеников на техническое образование ведется поэтапно, с распределением учебных заданий на четвертом и пятом курсах обучения.