УДК 159.922 + 159.9: 37.015.3
Е. Ю. Закотнова, Г. С. Корытова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Рассматриваются вопросы психологической безопасности личности обучающегося в образовательной среде вуза: референтная значимость окружения (отношение студентов к образовательной среде вуза), удовлетворенность в личностно-доверительном общении, защищенность от психологического насилия (унижения, оскорбления, угроз, принуждения делать что-либо против желания, игнорирования, недоброжелательного отношения). Представлены результаты эмпирического исследования психологической безопасности личности в образовательной среде высшего учебного заведения. Констатируется наличие психологически комфортных и безопасных условий для развития личности и формирования готовности к дальнейшей профессиональной деятельности и реализации жизненного плана.
Ключевые слова: психологическая безопасность, защищенность личности, обучающийся вуза, студент, образовательная среда, высшее учебное заведение.
Обеспечение психологической комфортности и безопасности образовательной среды современного образовательного учреждения является актуальной практической задачей для системы отечественного образования, развитие которого за последние пять лет обозначить как «стабильный период функционирования», по мнению некоторых авторов, возможно лишь достаточно условно [1, с. 25-26]. Высшее учебное заведение является сложной организацией, функционирующей по четко определенным законам и правилам, решающей чрезвычайно важную задачу - обучение и воспитание компетентных конкурентоспособных специалистов, востребованных не только в своей стране, но и на уровне международного сообщества. Обучающийся вуза на протяжении всего учебного процесса находится в образовательной среде, которая оказывает интенсивное влияние на формирование его личности [1, с. 101].
Феномен психологической безопасности, применительно к образовательной среде, носит интегративный характер и в реальной образовательной практике фиксируется как процесс (создается каждый раз заново, когда встречаются участники образовательной среды), как состояние (обеспечивает базовую защищенность субъектов образовательной среды) и как свойство личности (характеризует защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс сопротивляемости) [2]. Проблема психологической безопасности в образовательной среде начала осознаваться в нашей стране в полном объеме лишь в последние годы. Все больше исследователей и практиков (И. А. Баева, Г. В. Грачев, А. А. Деркач, В. Н. Футин, Т. С. Кабаченко, М. А. Котик, В. Е. Лепский, А. И. Петренко, Г. С. Корытова и др.) обращают внимание на необходимость активной разработки данной проблематики не только на личностном, общественном и государственном уровнях, но и на профессиональном -в связи с профессиональной деятельностью людей в предметной сфере [3, 4].
Человек может быть физически одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы социальными стандартами - и это дает ему чувство общности и «принадлежности». Вместе с тем индивид может жить среди людей, но при этом испытывать чувство полной изолированности. Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями можно назвать моральным одиночеством [5]. Блокирование
удовлетворения потребности в безопасности и отсутствие достаточных возможностей для социальной ориентировки человека в окружающей ситуации порождает повышение психической напряженности и неадекватное социальное поведение. Получение в достаточном объеме данных для ориентации в жизненных ситуациях, как известно, является одним из необходимых условий для социально-психологической адаптации и психологической защищенности личности, ее приспособления к происходящим общественным изменениям [6].
В рамках изучения психологической безопасности личности в образовательной среде педагогического вуза нами было проведено эмпирическое исследование студентов факультета психологии, связей с общественностью, рекламы Томского государственного педагогического университета. В нем приняли участие 50 человек - студенты 2-го курса очной формы обучения. Для тестирования использовался модифицированный к условиям нашего исследования вариант психодиагностической методики «Психологическая безопасность образовательной среды», разработанной И. А. Баевой [7, с. 105-118]. В ходе проведенного нами эмпирического исследования рассматривались некоторые аспекты психологической безопасности образовательной среды: референтная значимость окружения (отношение к образовательной среде вуза), удовлетворенность в лично стно-доверительном общении, т. е. удовлетворенность характеристиками образовательной среды вуза (взаимоотношения с учащимися, взаимоотношения с учителями, возможность высказать свою точку зрения, уважительное отношение, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, возможность проявить инициативу, учет личных проблем и затруднений), защищенность от психологического насилия (от унижения, оскорбления, угроз, принуждения делать что-либо против желания, игнорирования, недоброжелательного отношения). Анализ отношения к образовательной среде вуза показал, что большинство опрошенных нами студентов имеет позитивное отношение к образовательной среде своего вуза, рассматривая ее как референтную в качестве носителя норм, устанавливающих и усиливающих стандарты поведения личности. Полученные данные репрезентируют показатели довольно высокого уровня отношения обучающихся к образовательной среде своего учебного заведения -
7,1 балла (при максимальном значении 9 баллов) (рис. 1).
При этом большая часть опрошенных (79,3 %) имеет позитивное отношение к образовательной среде, нейтральное отношение -17,1 %. Выраженное негативное отношение к образовательной среде обнаружено у 3,6 % испытуемых, принявших участие в психологическом тестировании. Действительно, для студентов среда, в которой они обучаются, имеет большое значение, поскольку здесь происходит их профессиональное становление. Отсюда становятся понятными их требовательность и критичность в отношении характеристик безопасности и комфортности той образовательной среды, в которой обучающиеся получают профессиональное образование и проводят значительную часть времени.
Рис. 1. Отношение обучающихся к образовательной среде высшего учебного заведения
Показатели уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды вуза распределяются равномерно в диапазоне 3,9-4,0 балла (из максимально возможных 5,0 баллов). Данные значения отражают высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды. Уровню защищенности также соответствуют высокие показатели: 3,9-4,3 балла из максимально возможных 5,0 баллов (рис. 2).
Из представленных данных видно, что показатель позитивного отношения и уровня удовлетворенности является высоким у студентов, принявших участие в нашем исследовании (7,1 и 4,0 балла соответственно). В основном испытуемые удовлетворены характеристиками образовательной среды вуза (44 % определяют его как очень высокий уровень и 44 % - как высокий). Это свидетельствует в пользу успешной адаптации и сформированности представлений о процессе обучения в вузе. Однако 10 % респондентов удовлетворены образовательной средой вуза в средней степени; часть студентов (2 %) высказывают негативное отношение к состоянию образовательной среды вуза. Что касается ключевой психологической характеристики образовательной среды - защищенности от психологического насилия, то 62 % (очень высокий уровень) и 30 % (высокий уровень) чувствуют себя защищенными. Часть испытуемых (6 %) определяют степень своей психологической защищенности на среднем уровне; остальные 2 % опрошенных чувствуют себя незащищенными от психологического насилия в образовательной среде педагогического вуза.
Считается, что психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, у большинства участников которой сформировано положительное к ней отношение, отмечается высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенность от психологического насилия в межличностном взаимодействии [8]. Отсюда допустмо сделать вывод, что на основании проведенного нами эмпирического исследования можно констатировать наличие психологически комфортной и безопасной образовательной среды на уровне исследовательской базы. Будущие педагоги-психологи, образовавшие выборочную совокупность исследования, в достаточно благоприятной среде получают знания и формируют профессиональные умения и навыки, которые им предстоит применять в дальнейшей практической деятельности. Большинство студентов 2-го курса факультета психологии, связей с общественностью, рекламы Томского государственного педагогического университета, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», характеризуют себя как «позитивно настроенных, удовлетворенных и защищенных» при существующих условиях обучения в данном вузе. Тем не менее, несмотря на высокие показатели позитивного отношения к образовательной среде вуза, а также учитывая высокие баллы психологической защищенности и удовлетворенности образовательной средой Томского государственного педагогического университета преподавателям нужно продолжать поддержку и психологическое сопровождение обучающихся в образователь-
Рис. 2. Защищенность образовательной среды вуза и удовлетворенность обучающихся ее характеристиками
ном пространстве вуза, способствуя быстрой адаптации к условиям обучения, и консультировать по вопросам профессионального самоопределения [1, с. 128].
Проблема психологической безопасности образовательной среды вуза представляет собой важное прикладное направление развития современной психологии. Исследования в данной сфере предполагают изучение влияния психологической безопасности среды на развитие личности студентов, что является важнейшим условием формирования их готовности к реализации в дальнейшей профессиональной деятельности. Перспективным направлением исследований по данной проблеме является изучение особенностей представлений о психологической безопасности образовательной среды вуза как студентов, так и преподавателей.
Список литературы
1. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: материалы всерос. науч.-практ. конф. М.: Изд-во МГППУ, 2013. 304 с.
2. Баева И. А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2010. № 128. С. 27-39.
3. Ашихмина А. А. Психологическая безопасность в спортивной деятельности // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сб. науч. ст. по материалам I Междунар. форума (С.-Петербург, 5-7 июня 2006 г.). СПб.: Книжный Дом, 2006. С. 101-103.
4. Корытова Г. С., Корытов И. В. Проблема педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза // Глобальная научная интеграция. 2013. № 6. С. 109-112.
5. Редько Л. Л. Социально-образовательная модель педколледжа как среды саморазвития личности в научно-образовательном комплексе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1996. 28 с.
6. Корытова Г. С., Еремина Ю. А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 42-48.
7. Баева И. А., Бурмистрова Е. В., Лактионова Е. Б., Рассоха Н. Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практ. руководство. СПб.: Речь, 2006. 288 с.
8. Корытова Г. С., Закотнова Е. Ю. Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы риска, угрозы и условия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 96-102.
Закотнова Е. Ю., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Корытова Г. С., доктор психологических наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.07.2016
E. Yu. Zakotnova, G. S. Korytova
PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE PERSON IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
The article considers the questions of the psychological safety of the educational environment: the reference value of the environment (the attitude of students to the educational environment of the higher educational institution), satisfaction in personal-confidential communication, the satisfaction with the characteristics of the educational
environment of higher school, protection from psychological violence (humiliation, insults, threats, coercion to do anything against the wishes, ignoring, hostile attitude). Presents the results of empirical research of psychological safety of the person in the educational environment of a higher educational institution. States the existence of psychologically comfortable and safe conditions for the formation of readiness for future professional activity and realization of life plan. Research in this field involves identifying of psychological safety of environment for the personality development of students, which is a condition of formation of their readiness for implementation in the future professional activity, and overall life plan.
Key words: psychological safety, educational environment, security of the person, student, higher education institution.
References
1. Bezopasnost' obrazovatel'noy sredy: psikhologicheskaya otsenka i soprovozhdeniye: IVIateiialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Safety of the educational environment: psychological assessment and support: Materials of All-Russian Scientific and Practical Conference]. Moscow, MSPPU Publ., 2013. 304 p. (in Russian).
2. Baeva I. A. Obshchepsikhologicheskiye kategorii v praktike issledovaniya psikhologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy [General psychological categories in the practice of the study of psychological safety of educational environment]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, 2010, no. 128, pp. 27-39 (in Russian).
3. Ashikhmina A. A. Psikhologicheskaya bezopasnost' v sportivnoy deyatel'nosti [Psychological safety in sports activity]. Psikhologicheskaya bezopasnost', ustoychivost', psikhotravma: sbornik nauchnyh statey po materialam Pervogo Mezhdunarodnogo Foruma (Sankt-Peterburg, 5-7 iyunya 2006 g.) [Psychological security, stability, psychological trauma: collection of scientific articles on the materials of the First International Forum (St. Petersburg, 5-7 June 2006)]. St. Petersburg, Knizhnyy dom Publ., 2006. Pp. 101-103 (in Russian).
4. Korytova G. S., Korytov I. V. Problema pedagogicheskogo vzaimodeystviya v obrazovatel'nom prostranstve vuza [Problem of pedagogical interaction in educational space of higher education institution]. Global'naya nauchnaya integratsiya - Global Scientific Integration, 2013, no. 6, pp. 109-112 (in Russian).
5. Red'ko L. L. Sotsial'no-obrazovatel'naya model' pedkolledzha kak sreda samorazvitiya lichnosti v nauchno-obrazovatel'nom komplekse: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Socio-educational model of pedagogical college as a self-development environment in the scientific and educational complex. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Rostov-on-Don, 1996. 28 p. (in Russian).
6. Korytova G. S., Eremina Yu. A. Zashchitno-sovladayushcheye povedeniye: retrospektivnaya rekonstruktsiya ponyatiya [Defensive-coping behaviour: retrospective reconstruction of concept]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 3 (156), pp. 42-48 (in Russian).
7. Baeva I. A., Burmistrova E. V., Laktionova E. B., Rassokha N. G. Obespecheniye psikhologicheskoy bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii: prakticheskoye rukovodstvo [Ensuring psychological safety in educational institution: practical guidance]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2006. 288 p. (in Russian).
8. Korytova G. S., Zakotnova E. Yu. Psikhologicheskaya bezopasnost' i zashchishchennost' obrazovatel'noy sredy: faktory riska, ugrozy i usloviya [Psychological safety and security of the educational environment: risk factors, threats and conditions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 9 (162), pp. 96-102 (in Russian).
Zakotnova E. Yu.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]
Korytova G. S.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]