Научная статья на тему 'Психологическая безопасность образовательной среды педагогического вуза в условиях военного конфликта'

Психологическая безопасность образовательной среды педагогического вуза в условиях военного конфликта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / UNIVERSITY / ЗАЩИЩЕННОСТЬ / PROTECTION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ / NEED FOR PROTECTION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / PSYCHOLOGICAL VIOLENCE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / УГРОЗА / THREAT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чечель Екатерина Олеговна

Данная статья освещает вопросы психологической безопасности образовательного пространства высшего учебного заведения Донецкой Народной Республики. Обоснована актуальность и важность изучения психологической безопасности образовательной среды педагогического вуза в условиях военного конфликта. В статье раскрыты основные понятия, проанализированы угрозы психологической безопасности в образовательной среде вуза, изложены результаты анкетирования студентов-первокурсников по изучению психологической безопасности образовательной среды педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article elucidates questions of the psychological safety of the educational area in the higher educational institution of the Donetsk People's Republic. The relevance and importance of studying the psychological safety of the educational environment in a pedagogical university in the context of a military conflict is substantiated. The article revealed the main concepts, analyzed the threats to psychological safety in the educational environment of the university, expound the results of the interview of first-year students on the psychological safety of the educational environment in a pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Психологическая безопасность образовательной среды педагогического вуза в условиях военного конфликта»

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : «Питер», 2000. - 512 с.

5. Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды / Е. А. Климов. - М. : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 456 c.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. / А. К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

7. Поддубная А. В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания [Электронный ресурс] / А. В. Поддубная. - Режим доступа : http://qps.ru/8Z7Xn

8. Семиченко В. А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека / В.А. Семиченко. - М. : Миллениум, 2004. - 521 с.

9. Сутович Е. И. Психолого-педагогические условия формирования профессионального самосознания будущих специалистов / Е. И. Сутович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://qps.ru/wldup

10. Эннс Е. А. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность как системообразующий фактор развития интегральной индивидуальности студентов помогающих профессий / Е. А. Эннс // Научные проблемы гуманитарных исследований. -2012. - № 4. - С. 169-174.

Чечель Екатерина Олеговна

кандидат психологических наук ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 159.922

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО

КОНФЛИКТА

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL

ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF A MILITARY CONFLICT

Данная статья освещает вопросы психологической безопасности образовательного пространства высшего учебного заведения Донецкой Народной Республики. Обоснована актуальность и важность изучения психологической безопасности образовательной среды педагогического вуза в условиях военного конфликта. В статье раскрыты основные понятия, проанализированы угрозы психологической безопасности в образовательной среде вуза, изложены результаты анкетирования студентов-первокурсников по изучению психологической безопасности образовательной среды педагогического вуза.

Ключевые слова: ВУЗ, защищенность, образовательная среда, потребность в безопасности, психологическая безопасность, психологическое насилие, студенты, угроза.

This article elucidates questions of the psychological safety of the educational area in the higher educational institution of the Donetsk People's Republic. The relevance and importance of studying the psychological safety of the educational environment in a pedagogical university in the context of a military conflict is substantiated. The article revealed the main concepts, analyzed the threats to psychological safety in the educational environment of the university, expound the

222

results of the interview of first-year students on the psychological safety of the educational environment in a pedagogical university.

Key words: University, protection, educational environment, need for protection, psychological safety, psychological violence, students, a threat.

В последние несколько лет ситуация в Донецком регионе существенно изменилась: на смену мирной жизни пришел затяжной военный конфликт, а вместе с ним в жизнь жителей Донбасса вошли и такие понятия, как опасность, угроза, стресс и т.п. Нарушая привычные условия жизни людей, военные действия актуализируют потребность в безопасности и защищенности от неблагоприятных воздействий, ставящих под удар жизнь человека, его здоровье, уверенность в своем будущем. В связи с этим проблема безопасности личности приобрела особую актуальность и касается не только физических воздействий в отношении жителей нашего региона, но и психологической составляющей нашей жизни.

В психологии проблема безопасности личности уходит корнями в базовые потребности человека, среди которых особое место занимают потребности в самосохранении и безопасности. Согласно теории А. Маслоу, потребность в безопасности относится к числу природообусловленных потребностей и занимает первое место среди тех, что отличают человека от остальных представителей живого мира. А. Маслоу отмечает, что «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной» [4, с. 375]. Тем самым автор подводит нас к тому, что потребности более высокого уровня (в общении, уважении, признании, самоактуализации), возникают у человека только после удовлетворения потребности в безопасности. По мнению А. Маслоу, «потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными ситуациями мы называем войны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы... а также ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными, угрожающими условиями» [4, с. 378]. Принимая во внимание условия жизнедеятельности людей в конфликтном регионе, их потребность в безопасности чрезмерно актуализируется и оказывает существенное влияние не только на их поведение, но и на психическое состояние. Именно это обусловливает актуальность относительно нового для нашего региона направления - психологии безопасности, которое пронизывает все сферы нашего общества, и особенно сферу образования.

Важно отметить, что в нынешних условиях социальной и политической напряженности процесс получения высшего профессионального образования характеризуется определенными трудностями, что не может не отражаться на характеристиках образовательной среды высших учебных заведений. Новые тенденции гуманизации образования предусматривают создание в вузе необходимых условий для полноценного проявления и развития личностных

223

качеств студентов, что, на наш взгляд, возможно только в психологически здоровой и безопасной среде. Важность изучения психологической безопасности образовательной среды состоит в том, что высшее учебное заведение является тем звеном системы образования, которое через обучение и воспитание не просто реализует задачи профессионального развития личности, а формирует смысловую, ценностную сферу учащихся, их мировоззрение, выстраивает модель смыслообразующего обучения, расставляя нужные акценты на значимых гуманистических составляющих педагогического процесса, способствует гармоничному развитию и психическому здоровью студентов в процессе педагогического взаимодействия.

Вопросы психологической безопасности образовательного пространства учебного заведения раскрывают в своих работах И.В. Абакумова, В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, И.А. Баева, Т.Н. Березина, Г.В. Грачев, В.А. Дмитриевский, И.В. Дубровина, П.Н. Ермаков, М.Е. Зеленова, Е.И. Исаев, Т.С. Кабаченко, Т.М. Краснянская, Е.А. Климов, Т.И. Колесникова, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, Н.А. Лызь, А.А. Реан, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др. Теоретический анализ работ данных авторов показал, что показатель психологической безопасности влияет на эффективность образовательного процесса, в связи с чем становится понятным целесообразность изучения данной проблематики.

Целью данного исследования является изучение мнения студентов педагогического вуза о психологической безопасности его образовательной среды.

Под образовательной средой И.А. Баева, В.В. Рубцов и др. понимают психолого-педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса [5, с. 6]. По мнению Т.Н. Березиной образовательная среда - это некая целостная динамическая система, обеспечивающая трансляцию социокультурного опыта от поколения к поколению, которая порождается субъектами педагогических взаимоотношений и оказывает определенное воздействие на каждого из ее участников [2, с. 898].

Вслед за И.А. Баевой психологическую безопасность мы рассматриваем как состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1]. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека

окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Поскольку психологическая безопасность включена в категорию социальной безопасности, то психологическая безопасность личности и образовательной среды неотделимы друг от друга. Следовательно, психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, у большинства участников которой сформировано положительное отношение к ней, отмечается высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенность от психологического насилия в межличностном взаимодействии [3, с. 101].

Нужно отметить, что основной угрозой психологической безопасности в образовательной среде вуза является психологическое насилие, возможность получения психологической травмы, в результате которой наносится ущерб профессиональному развитию и психическому здоровью личности. С психологической точки зрения это существенно вредит как в целом развитию личности, ее представлений и системы мировоззрения, так и препятствует раскрытию ее потенциальных способностей в процессе обучения. Все это может повлечь за собой развитие искаженных представлений студентов относительно профессионально-важных качеств в их будущей профессии, а впоследствии - личностную и профессиональную деформацию, что совершенно противоречит основным целям и задачам высшего профессионального образования.

Что касается проявлений психологического насилия в образовательной среде вуза, то часто ими являются различного рода притеснения обучающихся, их публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, обзывание, игнорирование, неуважительное и недоброжелательное отношение, злоупотребление властью со стороны преподавателей и администрации вуза и т.п. Такое негативное систематическое воздействие на личность имеет очень серьезные последствия для ее психического здоровья. Влияя на все уровни функционирования личности, вызывая нарушения в познавательной сфере, оно снижает продуктивность психической деятельности в целом, провоцирует определенные паттерны поведения и формирует искаженные представления, которые непосредственно проявляются в поведении и во взаимодействии с другими людьми, приводя к стойким личностным изменениям. В связи с этим становится очевидной необходимость изучения феномена психологической безопасности образовательной среды вуза.

Обучение в педагогическом вузе имеет свою специфику: в педагогическом вузе особенно важно формировать у студентов такие компетенции, которые будут способствовать развитию профессиональной позиции педагога, его морально-нравственной сферы, важных психологических качеств личности. Профессиональное поведение, культура общения и взаимодействия, закладываемые в процессе обучения, во многом в дальнейшей работе педагогов определяют их отношение к учащимся, их индивидуальный стиль педагогической деятельности, что, безусловно,

является актуальным и востребованным в контексте формирования необходимых профессионально-важных качеств педагога и превентивной работы по профилактике психологического и педагогического насилия в образовательной среде учебного заведения.

Для выявления специфических особенностей психологической безопасности образовательной среды педагогического вуза было проведено анкетирование студентов-первокурсников социально-гуманитарного факультета ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт» (педагоги-психологи и педагоги-дефектологи) в общем количестве 32 человека. Используемая нами анкета для студентов «Психологическая диагностика образовательной среды» И.А. Баевой зарекомендовала себя как надежный способ получения информации о субъективных показателях комфортности и безопасности образовательной среды высшего учебного заведения [1].

Результаты опроса по данной анкете показывают, что высокую степень удовлетворения от пребывания в вузе испытывают 56% опрошенных первокурсников, 38% оценили своё пребывание в вузе положительно, и 6% первокурсников на момент опроса отметили неудовлетворенность пребыванием в вузе. В целом, можно констатировать общую удовлетворенность студентов образовательной средой вуза, однако стоит уделить более пристальное внимание тем учащимся, показатели которых свидетельствуют о неудовлетворенности от пребывания в вузе и выявить причины подобного отношения к образовательной среде.

Большинство опрошенных студентов первого курса полагает, что обучение в ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт» способствует развитию их интеллектуальных способностей (81%), жизненных умений (75%) и совершенствованию их возможностей (84%). Остальные первокурсники затрудняются дать точный ответ, возможно в силу возрастных особенностей и недостаточно длительного периода обучения в вузе.

53% первокурсников отметили, что чаще всего в институте их настроение нейтральное, остальные студенты (47%) отмечают преобладание хорошего настроения во время пребывания в вузе. Соответственно все студенты чувствуют себя комфортно в образовательном пространстве института и систематически посещают учебные занятия.

Обучение в ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт» считают интересным все опрошенные студенты-первокурсники, однако в разной степени: однозначно интересным обучение является для 53% учащихся. Соответственно, образовательная среда данного вуза вызывает познавательный интерес у студентов, что оценивается нами как положительная тенденция учебной мотивации.

К важным характеристикам образовательной среды педагогического вуза студенты относят: взаимоотношения с преподавателями, взаимоотношения с одногруппниками, эмоциональный комфорт, уважительное отношение к себе со стороны преподавателей и сохранение личного достоинства. Отношения с преподавателями первокурсники отметили

как положительные (полностью удовлетворены ими 28% опрошенных студентов, неудовлетворенности по данной характеристике учащиеся не выявили). Эмоциональным комфортом образовательной среды института полностью удовлетворены 25%, а остальные студенты удовлетворены в разной степени. Следует отметить, что среди опрошенных учащихся есть такие, которые испытывают эмоциональный дискомфорт в вузе (6%) и оценивают данную характеристику образовательной среды института как не подходящую для себя. Заметим, что эмоциональная составляющая образовательной среды является важным фактором психологического благополучия обучающихся, поэтому оценке данной характеристике следует уделять большое внимание. Прослеживая дальнейшие отношения данных студентов к образовательной среде ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт» мы определили, что и в оценке такой характеристики, как взаимоотношения с одногруппниками, данные учащиеся показали свою неудовлетворенность (6% неудовлетворенны и 94% студентов удовлетворены взаимоотношениями с другими обучающимися в разной степени). Удовлетворенность в разной степени такими характеристиками. как уважительное отношение к себе со стороны преподавателей и сохранение личного достоинства отметили все студенты (100% студентов удовлетворены ими в разной степени). Отметим, что учащихся, оценивших негативно данные характеристики, не выявлено, что свидетельствует о реализации гуманистических принципов педагогики в образовательной среде данного вуза и преобладании в нем положительного психологического климата.

Анализируя выбранные студентами характеристики образовательной среды, становятся понятными их основные потребности. Большинство учащихся акцентируют внимание на взаимоотношениях с преподавателями и на сохранении личного достоинства в процессе обучения в институте, что вполне объяснимо возрастными особенностями студентов первого курса, их желанием самоутвердиться, занять определенную позицию, почувствовать собственную значимость, проверить свои реальные и потенциальные возможности, ощутить себя в безопасности в данном учебном заведении.

Преобладающее большинство - 91% опрошенных первокурсников считают себя полностью или вполне защищёнными от различных психологических угроз, что свидетельствует о психологической безопасности образовательного пространства данного учебного заведения. При этом примерно десятая часть опрошенных студентов считают, что некоторые угрозы периодически актуализируются в образовательном пространстве вуза, в связи с чем данные учащиеся отмечают уровень своей защищенности от психологического насилия как средний. Среди таких психологических угроз первокурсники выделяют публичное унижение со стороны преподавателей (6%), и унижение, высмеивание и недоброжелательное отношение со стороны одногруппников (9%). Принимая во внимание небольшой срок обучения в вузе, полученные данные вполне возможно объяснить индивидуально-психологическими, личностными особенностями данных студентов,

несформированностью позиции студента, недостаточным развитием мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер и т.п. Но, какие бы факторы не лежали в основе подобных ощущений учащихся, становится очевидным необходимость более пристального изучения возможных угроз психологической безопасности образовательного пространства данного учебного заведения.

Таким образом, проведенное исследование показало, что образовательная среда ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт» в целом оценивается студентами как безопасная и психологически комфортная для большинства первокурсников. Результаты опроса подтверждают теоретические положения относительно того, что потребность в безопасности актуализируется и становится базовой в условиях радикальных социальных изменений как на уровне всего общества, так и в контексте образовательной среды конкретного вуза. Грамотно организованный образовательный процесс в вузе является основой для создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды, которая способствует формированию психологически здоровой личности, раскрытию ее потенциала, развитию профессионально-важных качеств будущих специалистов, становлению студента как профессионала и т.п. В связи с этим мы считаем, что обеспечение психологически безопасной образовательной среды должно быть положено в основу концепции образовательной деятельности ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт», а ее формирование - стать приоритетом системы высшего образования Донецкой Народной Республики в целом. В этом случае мы сможем достичь не только формирования необходимых компетенций у студентов, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, но и способствовать подготовке психологически здоровых, гуманистически ориентированных специалистов в области современной педагогической науки и практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании : [монография] / И. А. Баева. -Санкт-Петербург : Союз, 2002. - 271 с.

2. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды / Т.Н. Березина // Психология и психотехника. - 2013. - № 9. - С. 897-902.

3. Корытова Г. С., Закотнова Е. Ю. Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы риска, угрозы и условия // Вестник Томского гос. пед. унта., 2015. - Вып. 9 (162). - С. 96-102.

4. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу ; [пер. с англ. Татлыбаева А.М.]. -Санкт-Петербург : Евразия, 1999. - 479 с.

5. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М., Экон-Информ, 2008. - С. 5-11.

Философия и методология образования

Адуло Тадеуш Иванович

доктор философских наук, профессор ГНУ «Институт философии НАН Беларуси»,

(г. Минск, Беларусь)

УДК 316.614.5+323.232

КУРС ИДЕОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКИХ

ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН: БЕЛОРУССКИЙ ОПЫТ

COURSE OF STATE IDEOLOGY IN THE SYSTEM OF UNIVERSITY

HUMANITARIAN DISCIPLINES: BELARUSIAN EXPERIENCE

В статье представлены структура и содержание учебного курса «Основы идеологии белорусского государства», который читается в высших учебных заведениях Беларуси. Обоснована его актуальность и практическая значимость в плане интеллектуального развития и патриотического воспитания студенческой молодежи. Раскрыто содержание идеологии и идеологии государства как специфических социальных феноменов, выявлены исторические этапы их становления и развития, механизмы функционирования.

Ключевые слова: высшая школа, учебный процесс, идеология, идеология государства, идеология белорусского государства, мировоззрение.

In the article, there is presented the structure and content of the training course "Foundations of the ideology of the Belarusian state", which is taught at the universities of Belarus. There is justified its relevance and practical importance in terms of intellectual development and patriotic education of students. There is disclosed the content ideology and ideology of state as specific social phenomena, there are revealed the historical stages of their formation and development, the mechanisms of functioning.

Keywords: higher school, educational process, ideology, ideology of state, ideology of the Belarusian state, worldview.

Отношение к идеологии складывается в мире и в каждой отдельной стране по-разному. Несомненно, одно: идеология является важнейшим элементом общественного сознания и необходимым духовным феноменом, цементирующим, либо, наоборот, разрушающим государство. Даже те государства, политики которых на словах исповедуют, якобы, принцип «деидеологизации», на самом деле, не обходятся без идеологии и специалистов в данной сфере общественного сознания. Характеризуя картину жизни западного общества, выдающийся русский мыслитель А. А. Зиновьев отмечает: «Я вовсе не ставлю в вину Западу то, что он развил мощнейшую идеологическую сферу в себе. Это - не недостаток, а необходимое условие его самосохранения. Я просто поражаюсь тому, что западные идеологи боятся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.