УДК 37.013.7:159.9
М. М. Соколова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МОТИВИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Ключевые слова: психологическая безопасность, мотивация, процесс обучения.
Одним из факторов повышения мотивации учащихся вузов является создание благоприятного психологического климата, значимой составляющей которого является психологическая безопасность. В статье приведены результаты исследования мнения студентов КНИТУ о ее значимости в процессе обучения.
Keywords: psychological security, motivation, learning process.
One of the factors of increasing the motivation of students of higher educational establishments is to create a favorable psychological climate, a significant component of which is the psychological security. In article results of the researches of the opinions of the students of KAZAN technological University of its importance in the learning process.
Повышение мотивации учащихся вузов остается одной из актуальных проблем обучения, поскольку она непосредственно связана с другой важной проблемой - проблемой профессионального самоопределения, которая актуальна сегодня как никогда ранее. Это обусловлено целым рядом как общественно-политических, так и экономических, этических, моральных причин, словом, всем тем, что составляет социально-психологические условия существования человека в России [9].
Согласно традиционному подходу, основная задача процесса обучения -получение/передача знаний. Для повышения эффективности этого процесса необходимо выполнение определенных условий, среди которых на первом месте стоит мотивации к учению. Термин «мотивация» (Немов Р.С.) используется и как обозначающее систему факторов,
детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате студентом мотивации к продолжению обучения. Потеря мотивации может представлять собой серьезное осложнение, поскольку студенту в этом случае крайне трудно сосредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее становится готовиться выполнению тестовых заданий, к сдаче экзаменов и завершению проектов. Именно мотивация провоцирует человека преодолевать по ходу учебы различные трудности, чувство скуки или утомления. Без мотивации сама задача обучения теряет смысл.
Мы говорим, что уровень мотивации достаточно высокий в том случае, когда имеет место заинтересованность в слушателей в предлагаемом материале.
Например, при подготовке специалистов в области социальной работы необходимо не только учитывать те цели, которые стоят перед социальной работой, но и донести важность и актуальность этих целей до учащихся. [6]
При подготовке специалистов-инженеров необходимо уделять большое внимание развитию личностно-профессиональных качеств: профес-
сионализации и совершенствованию психических процессов и состояний; выработке жизненной позиции и конкретизации жизненных планов; повышению уровня самостоятельности и ответственности; этическому, эстетическому и духовному развитию; повышению инициативы и творчества, а также формированию психологической готовности к профессиональной деятельности [11].
Для этого необходимо использовать инновационные методы и формы преподавания: презентации, медийные формы и самопрезентации на основе самостоятельного поиска информации [5].
Уровень (сила) мотивации к обучению, зависит и от того, насколько хорошо организован процесс обучения, насколько четко поставлены цели, насколько значима преподаваемая информация для слушателей, насколько благоприятна психологическая обстановка на занятиях и др.
Интерес может проснуться, когда не будет страха, когда учащийся имеет возможность высказать свое мнение, и при этом не быть осмеянным либо преподавателем, либо одногруппниками.
Согласно широко известной теории Маслоу, мотивом к деятельности является самая низшая неудовлетворенная потребность. Потребность в безопасности является одной из базовых потребностей в общей системе общечеловеческих потребностей. Если она не удовлетворена, то потребности более высоко порядка могут вообще не возникнуть!
Как показывает экспериментальные данные, часто мотивация учащихся, снижается по причине неблагоприятной психологической обстановки, чувства неуверенности и страха, испытываемых учащимися на занятиях.
Анализ исследований рада авторов (Грачев Г.В., 1998; Кабаченко Т. С., 2000; Баева И.А., 2002), показал, что эффективность образовательного процесса будет зависеть от показателя психологической безопасности образовательной среды. По данным исследований Лебедевой О.Е. и Сыманюк Э.Э. хорошая школа, по мнению учащихся, обладает признаком безопасности (школа
без опасности насилия, унижения,
оскорбления) [10].
По мнению О.О. Андрониковой [1] концепция психологической безопасности образовательной среды позволяет проектировать систему взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия.
Существенный интерес для изучения социально-психологической безопасности
образовательной среды представляют работы К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Р.Б. Гительмахера, А.И. Донцова, А.Л. Журавлева, Н.Л. Ивановой, М.М. Кашапова, В.И. Назарова, Б.Д. Парыгина, В.В. Рубцова, А.Л. Свенцицкого, И.Р. Сушкова, Н.П. Фетискина и др.
В данной статье внимание
сконцентрировано на роли благоприятной психологической обстановки и факторах ее обеспечивающих.
В психологии «состояние клиента и соответствующая обстановка, при которой клиент не боится быть самим собой, ведет себя достаточно естественно и открыто, не опасаясь того, что его неправильно поймут или будут смеяться над ним, называется «психологической безопасностью» [8].
Данное определение не исчерпывается лишь ситуацией «клиент-социальный работник» или «клиент психотерапевт». Его можно рассматривать более широко. Например, в ситуации «преподаватель - студент».
Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации [7].
Потребность в безопасности доминирует в ситуациях напряженных, побуждая человека все силы мобилизовать на борьбу с угрозой, а вовсе не на обучение и развитие. По мнению ряда авторов (И. А. Баева, Г.В. Грачев) психологическая безопасность, обеспечивающая отсутствие необходимости защищаться, создает условия, способствующие личностному развитию и гармонизации психического здоровья [2,4].
Применительно к образовательной среде обеспечение ее психологической безопасности может осуществляться как на организационном, так и на профессиональном и личностном уровнях, поскольку вуз, как и школа, есть образовательное учреждение (организация), где осуществляется профессиональная деятельность, целью которой может выступать личностное развитие всех участников образовательной среды.
Анализ, проведенный научно-
исследовательским коллективом под руководством академика РАО, профессора И.А. Зимней, показал, что наиболее общими, актуальными и доминирующими идеями идеологии воспитания в вузах являются следующие: реализация идей
гуманизации и гуманитаризации; создание условий для раскрытия творческих способностей человека; всестороннее и гармоничное развитие личности; социализации личности гражданина России; формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самой себе; становление социально-активной и жизнестойкой личности; формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе; формирование гармонично развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей [3].
Создание непринужденной,
доброжелательной обстановки облегчает усвоение материала, помогает учащемуся вспомнить необходимую информацию, стимулирует творческое мышление.
Напротив неблагоприятная, некомфортная обстановка может являться стрессором для учащегося. В качестве стрессоров - факторов, ведущих к возникновению у человека кратковременных стрессовых состояний или к развитию тяжких продолжительных переживаний, могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т. д.
И хотя возникающие под влиянием стрессоров психическое напряжение может иметь полезное приспособительное значение, мобилизуя усилия человека на преодоление трудностей, однако если стресс оказывается слишком сильным из-за интенсивности воздействия или его неожиданности, ресурсы человека могут оказаться недостаточными для преодоления стресса, и он начинает оказывать деструктивное воздействие на человека.
Отрицательные эмоции, возникающие в неблагоприятных, критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации могут привести к возникновению особого вида эмоциональных процессов - аффекту. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п.» (Немов Р.С.).
Какое влияние оказывает на учащихся отсутствие ощущения психологической
безопасности, невозможности быть самим собой, страха перед осуждением окружающих? Чтобы узнать, что по этому поводу думают сами учащиеся, было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие студенты третьего (36 человек), четвертого (36 человек) и пятого (20 человек) курсов факультета социальных технологий. Количество опрошенных - 92 человека.
Респондентам были предложены следующие вопросы:
Укажите, пожалуйста, что в учебном процессе вызывает у вас наиболее отрицательные переживания, страх и волнения.
Укажите, пожалуйста, какие действия преподавателя вы считаете способствующими созданию нервозной, стрессовой обстановки?
Укажите, пожалуйста, какие действия преподавателя повышают вашу психологическую безопасность?
Укажите, пожалуйста, какие действия одногруппников являются для вас
способствующими созданию нервозной, стрессовой обстановки?
Результаты исследования показывают, что наиболее значимыми факторами создающими ощущение психологической безопасности для студентов являются взаимоотношения с преподавателем и с одногруппниками. То есть, психологическую безопасность создают как преподаватель, так и сами учащиеся. Причем эти факторы являются равнозначными только для студентов пятого курса. Учащиеся третьего и четвертого курсов подчеркивают роль преподавателя в создании благоприятной атмосферы. Наиболее значимым для респондентов невербальным средством эмоционального воздействия преподавателя на аудиторию является улыбка (90%), доброжелательное выражение лица (83%), аккуратный внешний вид (35%). Умение разрядить обстановку, вовремя рассказать забавную историю (89%) также является очень важным для студентов. В этом смысле преподаватель является для учащихся лидером, и они ждут от него благожелательных действий. Для студентов очень важным является сознание того, что преподаватель, прежде всего, является для них другом, равным партнером, старшим товарищем, а не «ментором», «официальным лицом». Только в обществе такого преподавателя они чувствуют себя спокойно, безопасно. Противоположная ситуация является наиболее травмирующей для респондентов. Особенно это характерно для студентов третьего курса. При перечислении причин способствующих созданию нервной, тревожной обстановке на экзамене или семинаре для студентов самыми значимыми по частоте упоминания являются угрозы и оскорбления со стороны преподавателя (23%), проведение неожиданных проверок (35%), повышение голоса, угрожающий вид (29%), невнимание к словам студента (18%).
В рамках семинара для студента самими значимыми являются формы проведения, дающие возможность высказать свое мнение при этом роль преподавателя заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку - улыбкой, шуткой, внимательным отношением к словам учащихся, поощрением.
Формами занятий, способствующих созданию психологической безопасности, по мнению респондентов, являются :
Дискуссии, в рамках которой студенты видят для себя возможность быть услышанными;
Деловые или ролевые игры. Как показывает опыт, даже поведение контрольных работ в игровой форме дает положительный результат. Сама контрольная работа является стрессором для
учащегося, и это часто тормозит его мыслительные способности. В то время как проведение контрольной работы в игровой форме (например, по принципу игры «Кто хочет стать миллионером») повышает заинтересованность аудитории, снимает нервозность, страх.
То же можно сказать и об устном опросе. Например, опрос в виде соревнования команд также значительно снижает ощущение страха и неуверенности, а это повышает мотивацию. В этом случае срабатывает механизм (эффект) заражения и равнодушных, бездействующих в аудитории просто не остается.
Таким образом, роль преподавателя в создании ощущения психологической безопасности сводится не только к тому, чтобы самому не являться стрессором для учащихся, но и суметь организовать работу группы.
На экзамене для создания благоприятной психологической обстановки для студентов является наиболее значимыми умение преподавателя пошутить и отвлечь от «страшных» мыслей, разрядить обстановку, дать студенту возможность хорошенько обдумать ответ на вопрос, использовать при этом активные методы слушания -доброжелательный взгляд, улыбка, наводящие вопросы.
Умение преподавателя создать
благоприятную обстановку на семинаре и экзамене является значимыми для студентов как младших так и старших курсов.
Немаловажное значение для учащихся имеет организация учебного процесса, в который акцент делается респондентами на частые перемещение из аудитории в аудиторию, большие «окна» (которые играют «расхолаживающее» значение), отсутствие обеденного перерыва. Практически все студенты отметили этот фактор как снижающий психологическую безопасность. Это естественно, т. к. рациональная организация трудового или учебного процесса с учетом возможностей человеческого организма, обеспечение нормальных условий труда и отдыха позитивно воздействуют на психическое состояние человека.
Как уже отмечалось выше, для студентов старших курсов большое значение имеет поддержка группы. Но и для студентов младших курсов предпочтительнее групповые формы проведения занятий и выполнение заданий - командный метод работы. А желание быть услышанным, значимым является косвенным подтверждением того, что в целом респонденты от группы ждут внимания и поощрения.
Решить все эти проблемы может помочь проведение преподавателем тренингов для более близкого знакомства и создания атмосферы взаимного доверия. Как отмечают сами студенты, преподаватель, вызывающий симпатию и уважение является для студентов лидером? и через симпатию к нему пробуждается интерес к дисциплине которую он преподает.
Литература
1. Андроникова О.О. Психологическая безопасность образовательной среды вуза (электронный ресурс http://www.obrazovanie9.ru/articles/338-psy-bezopasnostj-vuza.htm). (3)
2. Баева И.А Психологическая безопасность в образовании: Монография. Санкт-Петербург, 2002.
- 271с.(5)
3. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. №2. (8)
4. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998
- 125 с. (6)
5. Зарипов Р.Н, Зарипова И.Р. Формы и методы преподавания в современном техническом Вузе/ Вестник Казанского технологического университета. -2011. - № 23. - С. 304-314.
6. Куприянов Р.В. К вопросу о подготовке социальных работников разного уровня/ Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 110-115.
7. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург, 2001. - 478 с.(4)
8. Немов. Р.С. Психологическое консультирование: Учебник для студ. пед.вузов. - М.: Гуманит. Изд.центра ВЛАДОС, 2000. -525 с. (1)
9. Рождественская Е.А., Рощина Н.А., Кубарев Е.Н. Особенности мотивации обученияв вузе. 'Томский государственный университет ''Томский государственный педагогический университет. Весник ТГПУ. 2005г. Выпуск 1(45) Серия: Психология (2)
10. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. - Пермь: Уральский ГУ, 2005. (7)
11. Юртаева Н.И. Формирование у студентов профессиональной направленности на инженерную деятельность: акмеологический аспект / Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 3. Т.17. С. 342 - 346.
© М. М. Соколова - канд. психол. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, 220659.59@mail.ru.