Научная статья на тему 'Обоснование создания проективной методики диагностики психологической безопасности образовательной среды начальной школы'

Обоснование создания проективной методики диагностики психологической безопасности образовательной среды начальной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
964
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТРЕВОЖНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / LEARNING ENVIRONMENT / PRIMARY SCHOOL AGE / DRAWING TEST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рещикова Лилия Сергеевна

Статья посвящена эмпирическому обоснованию подхода к созданию проективной методики (рисуночного теста) исследования психологической безопасности образовательной среды начальной школы. Обосновывается необходимость создания такой проективной методики с опорой на анализ рисунков детей, изображающих свою школу, друзей, учителей, и данных о представлении безопасности, полученных по стандартным методикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рещикова Лилия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational environment The empirical substantiation of the approach to the creation of a projective methodology (drawing test) of the study of the psychological safety of the educational environment of an elementary school is discussed. The necessity of creating such a projective methodology based on the analysis of the drawings of the children of their school, friends, teachers, and data on the presentation of safety obtained by standard methods is substantiated.

Текст научной работы на тему «Обоснование создания проективной методики диагностики психологической безопасности образовательной среды начальной школы»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 151.8:317.01 ББК 88.5:74.202

Л.С. Рещикова

ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена эмпирическому обоснованию подхода к созданию проективной методики (рисуночного теста) исследования психологической безопасности образовательной среды начальной школы. Обосновывается необходимость создания такой проективной методики с опорой на анализ рисунков детей, изображающих свою школу, друзей, учителей, и данных о представлении безопасности, полученных по стандартным методикам.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, тревожность, младший школьный возраст, рисуночный тест.

Ь^. B£shchikova

SUBSTANTIATION OF CREATING A PROJECTIVE METHODOLOGY FOR DIAGNOSING THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF PRIMARY SCHOOL EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

The empirical substantiation of the approach to the creation of a projective methodology (drawing test) of the study of the psychological safety of the educational environment of an elementary school is discussed. The necessity of creating such a projective methodology based on the analysis of the drawings of the children of their school, friends, teachers, and data on the presentation of safety obtained by standard methods is substantiated.

Key words: psychological safety, learning environment, primary school age, drawing test.

Образовательная среда начальной школы - сложная структура. В нее включены и учащиеся, и педагоги, и психологи, и даже члены семьи учащихся, которые являются не только объектами психологической безопасности, но и ее субъектами, так как способны влиять на систему безопасности через участие в процессе педагогического межличностного взаимодействия, а также через решение задач развития и формирования личности. Школа, как социальный институт общества, призвана обеспечивать создание системы психологической безопасности.

Однако школьная безопасность зачастую является мифической. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучие ребенка в школе проявляется, прежде всего, в высокой тревожности. Поэтому наряду с исследованием психологической безопасности часто измеряют уровень тревожности человека, способный также показать наличие внутреннего напряжения, а значит, нарушения основной базовой потребности человека в безопасности.

о

О Ф т

S

о ^

о

X S

о с

Ь £ о с; о о

М

го = s >s d о х

- го ■ т го

Ф X

s Z ч

0 Ф х

m о

1 S

н го ш о

со - ГО ■ О. ¿■О О О

X

-

д-

ф

-

X

-

са

х

о

ю

Ою

го ш

о ф

о.

С)

Для измерения уровня психологической безопасности традиционно используется экспертная оценка с позиций оценивания педагогами и родителями [4]. Однако необходимо исследовать роль учащихся в данном процессе. Проблема состоит в неразработанности валидных методов оценки состояния психологической безопасности учащимися младших классов школы. В работе мы ставим цель исследовать этот вопрос с помощью формализованных методик и с помощью полученных данных предпринимаем попытку выделить показатели для измерения психологической безопасности младшего школьника на основе интерпретации его рисунка. Ведь именно детский рисунок вполне способен отразить самые тонкие аспекты миропонимания и переживания ребенка.

Проективные тесты, особенно рисуночные их варианты, легко выполняются детьми и позволяют провести диагностику в игровой форме, что крайне важно для младшего школьного возраста, поскольку дети данного возраста не обладают высокой степенью усидчивости и концентрации внимания. В силу своего возраста испытуемые не всегда могут четко сформулировать и понять смысл задаваемых тестовых вопросов. Именно поэтому дополнение используемых стандартизированных методик проективными методиками (с рисуночным, схематичным и другим стимульным содержанием) позволяет получить более достоверные и «читаемые» результаты.

В современной научной литературе наиболее обоснованным подходом к исследованию психологической безопасности образовательной среды начальной школы является интегративный подход, включающий в себе изучение факторов среды и изучение факторов личностного развития.

Большинство исследований психологической безопасности образовательной среды проведено среди школьников среднего и старшего возраста, а также среди студенческой молодежи, в то время как среди младших школьников проблема изучена в меньшей степени. Следует отметить, что дети раннего

школьного возраста подвержены многим психологическим угрозам: ограничение самостоятельности, нарушение привычного ранее режима дня, игнорирование потребностей в сенсомоторной активности, игнорирование особенностей нервной системы и эмоциональных переживаний ребёнка [9]. Также в жизни ребенка появляются новые субъекты -воспитатели и педагоги, неадекватный эмоциональный контакт с которыми также является своего рода угрозой его психологической безопасности [1]. Таким образом, психологическая безопасность младшего школьника обусловлена рядом особенных факторов внешней среды и внутренних состояний психики ребенка. Однако в современной психодиагностике ощущается дефицит методик измерения психологической безопасности образовательной среды начальной школы, адекватной данному возрасту.

Нами была выдвинута гипотеза, что оценка психологической безопасности образовательной среды ребенком связана с его уровнем тревожности и может быть выражена в рисунке. Для проверки данного предположения необходимо провести исследование психологической безопасности в младшей школе, измерить уровень тревожности обучающихся в ней детей, а также предложить ребятам нарисовать свою школу, учителей и друзей. Далее проанализировать полученные результаты, с целью определения выборки рисунков для последующей диагностики.

В концепции И.А. Баевой определены общие критерии психологической безопасности образовательной среды -это отсутствие или низкий уровень психологического насилия; наличие и доминирование диалогичности общения участников среды; позитивное восприятие и отношение к среде ее участников; высокий уровень удовлетворенности средой ее участников [2]. Выделенные критерии в той или иной интерпретации используются большинством исследователей данной проблемы [4; 5; 6; 8]. Таким образом, для диагностики психологической безопасности образовательной среды используется методика

И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы», адаптированная для детей младшего школьного возраста [3]. В указанной методике определены базовые показатели: референтность, удовлетворенность и защищенность от психологического насилия во взаимодействии. Данный вариант методики дает возможность определить индекс психологической безопасности образовательной среды по каждому из направлений. Таким образом, можно измерить отношение к образовательной среде младшего школьника, его удовлетворенность школьной средой, а также определить уровень его защищенности от различных форм насилия во взаимодействии со школьной средой. Методика позволяет рассмотреть отношение к среде младших школьников и к ее участникам, выделить имеющиеся трудности и работать с ними.

Тревожность, как проявление эмоциональной реакции, может быть рассмотрена как важный компонент адаптивного поведения человека при взаимодействии с окружающей средой. Однако эмоциональное напряжение детей, продолжающееся долгое время считается показателем нарушения приспособительной реакции и приводит к

тревожности. Понятие тревожности как состояния личности характеризуется неприятными ощущениями беспокойства, напряженности, чувства опасности; тревожность как свойство личности состоит в предрасположенности к состоянию тревожности в различных ситуациях [7]. Очевидно, что тревожность, как и низкая психологическая безопасность образовательной среды, влияет на успеваемость, а также приводит к нарушению здоровья детей. Мы рассматриваем тревожность как состояние и реакцию на какие-либо неблагоприятные обстоятельства взаимодействия со школьной средой.

Всего в исследовании приняли участие 379 детей из 16 школ Ленинградской области, 191 девочка и 188 мальчиков в возрасте 9-10 лет.

Испытуемым был предложен тест школьной тревожности Филлипса [8]. Для цели нашего исследования подсчи-тывался только общий показатель тревожности ребенка по всем факторам, выделяемым в методике.

В результате были выделены 80 детей с повышенным уровнем тревожности и 5 детей с высокой тревожностью. Таким образом, можно говорить о том, у каждого 4-го ребенка наблюдается повышенная тревожность (рис. 1).

рис. 1. Уровень тревожности в общей выборке испытуемых

Далее младшим школьника был предложен адаптированный вариант методики «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой. Методика состоит из 19 вопросов, разделенных на три части, фиксирующих

показатели состояние психологической безопасности образовательной среды, по трем направлениям:

• отношение к образовательной среде школы (референтность образовательной среды) - 6 вопросов;

о ü о 0) т

о §

X

.0

ёё Ei

го = s>s чо

X .0

CD I .0

о <u

X О-

m о >s о

м

н

к SS ^

«.St о© О CD

X

го

CQ О X

о о ю

Ою

• значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими - 8 вопросов;

• защищенность от различных форм психологического насилия во взаимодействии - 5 вопросов.

Полученные ответы суммируются по указанным трем направлениям, и в зависимости от общей суммы по каждому из показателей определяется отношение к образовательной среде как позитивное, нейтральное или негативное; удовлетворенность различными характеристиками школьной среды определяется как вы-

сокая, средняя или низкая; уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии в образовательной среде школы как высокий, средний или низкий. По каждому разделу можно получить как общий показатель, так и частные показатели по отдельным вопросам.

В результате подсчета общего показателя отношения к образовательной среде из 379 школьников у 347 выявлено положительное отношение к школьной среде, у 29 - нейтральное, отрицательное отношение не зафиксировано и 3 ребенка не дали ответа на указанные вопросы (рис. 2).

Рис. 2. Отношение к образовательной среде в общей выборке испытуемых

го ш

о ф

0_

о

Результат подсчета уровня удовлетворенности значимыми показателями образовательной среды (взаимоотношения с учителем и одноклассниками, возможность высказать свое мнение, обратиться за помощью, проявлять инициативу, уважительное отношение, учет личных затруднений, сохранение

личного достоинства) показал, что из 379 детей у 351 ребенка высокая степень удовлетворенности значимыми показателями школьной среды, у 20 детей средняя степень удовлетворенности и у 6 детей низкая степень удовлетворенности, 2 ребенка не дали ответа (рис. 3).

Рис. 3. Удовлетворенность значимыми показателями школьной среды в общей выборке испытуемых

Изучение результатов измерения уровня защиты от различных форм психологического насилия во взаимодействии показал, что из 379 детей высокий уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

защиты имеется у 299 детей, средний уровень защиты у 70 детей, у 8 ребят низкий уровень защиты от психологического насилия, 2 ребенка не дали ответа (рис. 4).

Рис. 4. Уровень защиты от различных форм психологического насилия во взаимодействии в общей выборке испытуемых

Можно констатировать, что у большинства обследованных младших школьников уровень психологической безопасности образовательной среды по всем трем показателям является положительным, большинство испытуемых удовлетворены значимыми характеристиками школьной среды, хорошо относятся к школе и имеют высокую степень защиты от психологического насилия во взаимодействии.

В результате анализа полученных данных выявлено, что из 70 младших школьников со средней степенью защищенности от различных форм насилия

во взаимодействии 29 являются тревожными. Из 8 ребят с низкой степенью защищенности от различных форм насилия во взаимодействии 7 являются тревожными. Результат проведенного корреляционного анализа подтвердил существующую связь (г = - 0,44) между показателями тревожности и общим уровнем защищенности от психологического насилия. Анализ полученных взаимосвязей показал, что тревожность младшего школьника имеет тесную связь с показателями защищенности от унижений, оскорблений и угроз в свой адрес (г = - 0,38 и г = - 0,37).

о ^

о си т

о с; о

X

о с

Ь £ о с; о о

М

го = ч о

X

- го ■ т го Ф X

ч о Ф

X

ш о

^ ! 8|

■ф

I-

го ш о м - го ■ а бю о о

X

-

Рис. 5. Уровень тревожности в выборке испытуемых со средним и низким уровнем защиты от психологического насилия во взаимодействии

ф

-

X

-

ш

X

о

ю

Ою

Значимая связь обнаружена между показателями тревожности и удовлетворенностью характеристиками образовательной среды (г = - 0,38), это вполне закономерно, потому что такие характеристики, как взаимоотношения с учителем и одноклассниками, возможность высказать свое мнение, обратиться за помощью, проявлять инициативу, уважительное отношение к ребенку, учет личных затруднений и сохранение личного достоинства, безусловно, очень важны и затруднения в данной сфере ведет к появлению тревоги.

Анализ ответов на отдельные вопросы методики измерения психологической безопасности образовательной среды позволил выявить значимую связь между оценкой испытуемых своих взаимоотношений с учениками и их общей тревожностью (г = - 0,33). Отрицательная корреляция указывает нам на то, что с ухудшением взаимоотношений младшего школьника со сверстниками растет и его тревожность. Можно утверждать, что для детей 9-10 лет взаимоотношения со значимым взрослым, то есть с преподавателем, уже отходят на второй план, а отношения со сверстниками становятся ведущими.

Также показана сильная связь тревожности с возможностью высказать свою точку зрения (г = - 0,31), что говорит о потребности быть услышанным и понятым взрослыми и сверстниками на данном возрастном этапе.

Проведенный корреляционный анализ данных мальчиков и девочек показал, что в ответах обоих полов отмечается рас-

пространённость психологического насилия, выраженного на вербальном уровне общения (обидные слова, прозвища, высказанные неприятные вещи). Стоит отметить, что в ответах мальчиков чаще встречается упоминание о физическом насилии со стороны других учеников, нежели у девочек. Такой результат можно объяснить сложившимися стереотипами решения проблем взаимодействия между людьми мужского пола с помощью физической силы, девочки же напротив, чаще применяют психологическое воздействие с помощью обидных фраз или же простого ухода от общения с другой стороной конфликта.

Таким образом, получив данные о низкой защищенности от психологического насилия в образовательной среде, мы можем говорить о присутствии общей тревожности у ребенка, а также проблемах во взаимодействии со сверстниками и возможном наличии трудностей взаимопонимания. В дальнейшей работе нами будут отобраны анкеты с рисунками испытуемых, у которых, в результате исследования, выявлен низкий уровень защиты от различных форм психологического насилия, во взаимодействии уровень тревожности повышен, либо является высоким. Целью анализа указанных рисунков будет выделение показателей, указывающих на имеющиеся трудности во взаимодействии младшего школьника со средой школы. Полученные показатели создадут основу для разработки проективной методики оценки состояния психологической безопасности образовательной среды начальной школы.

Библиографический список

1. Афонькина, Ю.А. Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал [Текст] / Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2013. - 105 с.

2. Баева, И.А. Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды [Текст] / И.А. Баева // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: материалы 6-й Всероссийской научно-практической конферен-

| ции. - М.: МГППУ, 2010. - С. 91-104.

3. Баева, И.А. Диагностика психологической безопасности образовательной среды [Текст] / И.А. Баева // Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды: экспертиза и диагностика: научно-методич. пособие / под ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. - СПб.: ЛОИРО, 2015. - С.139-158.

о ф

0_

о

4. Беляева, П.И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / П.И. Беляева. - Великий Новгород, 2014. - 182 с.

5. Ковров, В.В. Психологическая безопасность детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в образовательной среде школы: опыт эмпирического исследования [Текст] / В.В. Ковров // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - Т. 1. - № 3. - С. 156-162.

6. Корытова, Г.С. Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы риска, угрозы и условия [Текст] / Г.С. Корытова, Е.Ю. Закотнова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2015. - № 9(162). - С. 96-102.

7. Кулагин, В.В. Основы профессиональной психодиагностики [Текст] / В.В. Кулагин. - Л.: Медицина, 1984. - 216 с.

8. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие: 2-е изд. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.

9. Цапко, О.В. Психологическая безопасность образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / О.В. Цапко // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. -№ 6.- С. 106-108.

References

1. Afonkina Y.A. Psychological safety of an early child.. Modern technologies. Adaptation program. Diagnostic methods. Play material. Volgograd: Uchitel, 2013. P. 105. [in Russian].

2. Baeva I.A. Safety as a psychological and pedagogical resource of the educational environment. Psychological and pedagogical support of the national educational initiative "Our New School": Proceedings of the 6th All-Russian Scientific and Practical Conference. M.: Moscow State Pedagogical University. 2010. P. 91-104. [in Russian].

3. Baeva I.A. Diagnostics of the psychological safety of the educational environment. Psychological and pedagogical support of the educational environment: examination and diagnosis: scientific and methodical. Ed. I.A. Baeva. S.V. Tarasova. St. Petersburg: LOIRO, 2015. P. 139-158. [in Russian].

4. Belyaeva P.I. Psychological safety of the personality of the younger schoolchild in the educational environment. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Veliki Novgorod, 2014. P. 182. [in Russian].

5. Kovrov V.V. Psychological safety of children in difficult life situations, in the educational environment of the school: the experience of empirical research. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo o universiteta, 2012. T.1. № 3. P. 156-162. [in Russian].

6. Korytova G.S., Zakotnova, E.Y. Psychological safety and security of the educational environment: risk factors, threats and conditions. Vestnik TSPU, 2015. № 9 (162). P. 96-102. [in Russian].

7. Kulagin V.V. Fundamentals of professional psychodiagnostics. L .: Meditsina, 1984. P. 216. [in Russian]. o o

8. Rogov E.I. Handbook of practical psychologist Moscow: VLADOS, 1999. Book. 1: The system of work of a psychologist with children of different ages. P. 384. [in Russian].

Институт психологии, and Educational Psychology,

о

О Ф T

s о

о с

Ь £ о с;

о 3

s 5

9. Tsapko O.V. Psychological safety of the educational environment in the preschool educational ;f ^

institution. Nauka 21 veka: voprosy gipotezy, otvety, 2014. № 6. P. 106-108. [in Russian]. о ^

ф x

о Ф

сведения об авторе: Information about the author: x g-

рещикова лилия сергеевна, Reshchikova Liliya Sergeevna, ^

аспирант кафедры психологии Post-graduate student, g 5

развития и образования, Department of Developmental ^ "

с

i О

Российский государственный педагогический Institute of Psychology, « ^

университет имени А.И. Герцена, Herzen State Pedagogical University of Russia, о ^

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. Saint-Petersburg, Russia ф s

&mail: [email protected] E-mail: [email protected]

x

о

го о

Cû ^

о a

о 8

Ою

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.