УДК 159.9.07
СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)
В.И. Рерке
Аннотация. В статье рассмотрена проблема создания психологически безопасной социокультурной среды для детей с ментальными нарушениями в условиях интернатного учреждения. Изучены показатели психологической безопасности образовательной среды интернатного учреждения: интегральный показатель отношения к среде; индекс психологической безопасности; индекс удовлетворенности образовательной средой. Обозначены направления психолого-педагогической работы по созданию психологически безопасной социокультурной среды для детей с ментальными нарушениями.
Ключевые слова: психологически безопасная социокультурная среда; дети с ментальными нарушениями; интернатное учреждение; условия психологической безопасности.
CREATING A PSYCHOLOGICALLY SAFE SOCIAL-CULTURAL
SURROUNDINGS FOR CHILDREN WITH MENTAL DISABILITIES
(BY THE EXAMPLE OF BOARDING SCHOOL)
V. Rerke
Abstract. The article considers the problem of creating a psychologically safe social-cultural surroundings for children with mental disabilities in terms of boarding school. Quotients of psychological safe of the educational environment in boarding school were investigated: integral index to surrounding, the quotient of psychological safety, and the index of satisfaction to educational environment. The ways of psycho-pedagogical work on creation of psychologically safe social-cultural surrounding for children with mental disabilities had been fixed.
Keywords: psychologically safe social and cultural surrounding; children with mental disabilities; a boarding school; conditions of psychological safety.
Проблема создания психологически безопасной социокультурной среды для детей с ментальными нарушениями в условиях интернатного учреждения приобретает все более важное значение в контексте гуманистического подхода в образовании и определяется нормами международного и российского законодательства: Конвенцией ОНН о правах инвалидов, Конвенцией ОНН о правах ребенка, Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
Кроме того, на сегодняшний день имеет место тенденция повышения внимания к проблемам детей с ментальными нарушениями со стороны общества и его основных социальных институтов: системы здравоохранения, культуры, семьи, науки, права, образования, средств массовой информации, церкви и др.
Цель исследования — изучить социально -педагогические и психологические критерии психологически безопасной социокультурной среды в интернатном учреждении для детей с ментальными нарушениями.
Проблема психологической безопасности образовательной среды и субъектов образовательного процесса в последние годы активно разрабатывается в отечественной психологии И.А. Баевой [1], Т.Н. Березиной [2],
Л.А. Гаязовой [3], Н.Т. Магомедовой [4], Н.Л. Шлыковой [6], Ф.Ш. Мухаметзяновой, Е.Ю. Левиной [5].
Исследователи выделяют психологическую безопасность образовательной среды и психологическую безопасность личности в образовательной среде [1]. В своем исследовании мы представим изучение второго аспекта данной области знаний.
Целью констатирующего эксперимента является выявление критериев и уровня психологической безопасности социально-культурной среды в интернатном учреждении. В эксперименте мы оценивали психологическую безопасность среды по эмоциональному самочувствию ребенка с ментальными нарушениями, уровню его тревожности и проявлению агрессивности.
Опытно экспериментальная деятельность осуществлялась на базе интерната для умственно отсталых детей № 1 г. Иркутска. В эксперименте принимали участие педагоги - 6 человек, психолог, дети двух групп: 16 человек - экспериментальная группа; 16 человек -контрольная группа. Возраст испытуемых - 8 - 11 лет. Контрольная и экспериментальная группы формировались случайным образом. В экспериментальную группу входили дети,
участвующие в формирующем эксперименте, дети того же возраста и с аналогичными ментальными нарушениями, но не участвующие в эксперименте, составляли контрольную группу. Обратимся к характеристике участников эксперимента: ментальные
нарушения - умеренная умственная отсталость; недоразвитие произвольных форм поведения; тотальное недоразвитие психических функций; работоспособность снижена; возбудимость, импульсивность; частая смена настроения. Данные личностные и когнитивные особенности учитывались нами при проведении эксперимента.
Для получения интегрального показателя психологической безопасности образовательной среды нами использовался модифицированный опросник И.А. Баевой «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды», адаптированный для детей с умственным отставанием.
Опросник позволил изучить три критерия психологической безопасности образовательной среды: отношение к среде; удовлетворенность ее характеристиками; защищенность от
психологического насилия. Исследование проводилось в ходе индивидуальной беседы. Анализировались различные стороны отношения к среде; значимые характеристики среды;
индексы удовлетворенности и безопасности среды.
Таким образом, диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды являются: интегральный показатель отношения к среде; индекс психологической безопасности; индекс удовлетворенности образовательной средой. Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Процедура исследования цветовых ассоциаций (тест Люшера) позволяет выявить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в типичных для него жизненных ситуациях.
Для диагностики тревожности мы использовали проективную методику А.М. Прихожан. Уровень тревожности отрицательно коррелирует с уровнем комфортности. Чем выше личностная тревожность по отношению к среде, тем менее комфортно чувствует себя ребенок в этой среде. Стоит подчеркнуть, что все методики психодиагностики были модифицированы с учетом ментальных нарушений испытуемых.
Результаты констатирующего эксперимента представлены в табл. 2.
Таблица 2. - Оценка эмоционального состояния детей в контрольной и экспериментальной группах
Экспериментальная группа Контрольная группа
Ф.И. СО Эмоциональное состояние Ф.И. СО Эмоциональное состояние
К. Катя 22 Преобладание отрицательных эмоций В. Марина 20 Преобладание отрицательных эмоций
З. Марина 28 Преобладание отрицательных эмоций П. Ира 24 Преобладание отрицательных эмоций
Л. Саша 16 Эмоциональное состояние в норме З. Юлия 20 Преобладание отрицательных эмоций
В. Даша 12 Эмоциональное состояние в норме Ч. Арина 16 Эмоциональное состояние в норме
И. Алена 26 Преобладание отрицательных эмоций К. Алина Преобладание отрицательных эмоций
Ж. Валя 20 Преобладание отрицательных эмоций Р. Алина 22 Преобладание отрицательных эмоций
Ж. Марина 22 Преобладание отрицательных эмоций П. Наргиза 20 Преобладание отрицательных эмоций
М. Соня 20 Преобладание отрицательных эмоций П. Марина 24 Преобладание отрицательных эмоций
К. Коля 22 Преобладание отрицательных эмоций Ш. Даша 20 Преобладание отрицательных эмоций
К. Сергей 28 Преобладание отрицательных эмоций Даша А. 24 Преобладание отрицательных эмоций
Ю. Дима 16 Эмоциональное состояние в норме Коля Л. 20 Преобладание отрицательных эмоций
В. Виталий 20 Преобладание отрицательных эмоций Костя Г. 16 Эмоциональное состояние в норме
М. Вова 26 Преобладание отрицательных эмоций Толя Т. 20 Преобладание отрицательных эмоций
Л. Дима 16 Эмоциональное состояние в норме Захар М. 18 Эмоциональное состояние в норме
Костя П. 22 Преобладание отрицательных эмоций Коля С. 26 Преобладание отрицательных эмоций
Юра З. 20 Преобладание отрицательных эмоций Ваня Д. 16 Эмоциональное состояние в норме
У 75% респондентов в контрольной и в экспериментальной группах преобладают отрицательные эмоции; дети настороженны, редко улыбаются и радуются, большей частью
агрессивны. Достоверных различий в характере эмоционального состояния у детей контрольной и экспериментальной групп не выявлено. Большей частью отрицательные эмоции обследуемых
обусловлены характером психофизиологических нарушений эмоциональной сферы, неразвитостью эмоционального интеллекта и отсутствием
позитивных раздражителей, взывающих положительные эмоции.
Кроме того, выявлен высокий уровень тревожности, см. табл. 3.
Таблица 3. - Оценка тревожности в контрольной и экспериментальной группах
Экспериментальная группа Контрольная группа
Ф.И. Кол-во Уровень Ф.И. Кол-во Уровень
неблагоприят- тревожности неблагоприят- тревожности
ных ответов ных ответов
К. Катя 7 высокий В. Марина 6 норма
З. Марина 8 высокий П. Ира 8 высокий
Л. Саша 5 норма З. Юлия 7 высокий
В. Даша 7 высокий Ч. Арина 6 норма
И. Алена 7 высокий К. Алина. 7 высокий
Ж. Валя 6 норма Р. Алина 8 высокий
Ж. Марина 8 высокий П. Наргиза 7 высокий
М. Соня 7 высокий П. Марина 7 высокий
К. Коля 7 высокий Даша Ш. 6 норма
К. Сергей 8 высокий Даша А. 8 высокий
Ю. Дима 7 высокий Коля Л. 7 высокий
В. Виталий 7 высокий Костя Г. 6 высокий
М. Вова 7 высокий Толя Т. 7 высокий
Л. Дима 7 высокий Захар М. 8 высокий
П. Костя 8 высокий Коля С. 7 высокий
Юра З. 7 высокий Ваня Д. 7 высокий
Большинство детей (86%) контрольной и экспериментальной групп имеют высокий уровень тревожности. Высокая тревожность обусловлена психологическим дискомфортом, внутренними конфликтами,
неудовлетворенностью ребенка своими контактами с социумом, неудовлетворенностью насущных потребностей ребенка. Лишь у 14%
Таблица 4. - Отношение к среде учреждения (%)
детей (4 человека: 2 в контрольной и 2 в экспериментальной группе) уровень тревожности находится в пределах нормы.
Далее было исследовано отношение к образовательной среде у детей контрольной и экспериментальной групп, а также педагогов, участвующих в эксперименте, см. табл. 4.
Отношение к среде Дети Педагоги
эксперимент контроль Критерий Стьюдента (1р)
Позитивное 6,2 6,2 0,00 17
Нейтральное 31,1 37,3 -0,49 83
Негативное 62,7 56,5 -0,69 0
Различия достоверны при минимальном уровне значимости р=0,05, если 1р>1,99.
Доля педагогов, позитивно относящихся к среде составляет 17%, остальные педагоги относятся к среде нейтрально.
Оценка уровня защищенности от психологического насилия в контрольной и экспериментальной группах представлено в табл. 5. У большинства детей уровень защищенности от психологического насилия со стороны взрослых низкий, но с тенденцией к среднему (в экспериментальной 87,5% и в контрольной 81,3%). При общении со сверстниками все дети имеют
низкий уровень защищенности от психологического насилия (в экспериментальной 87,5% и в контрольной 93,8%): они агрессивны по отношению друг другу, оскорбляют и обижают друг друга; старшие дети запугивают и унижают младших.
В связи с этим возникла необходимость проведения с данной категорией детей коррекционно-развивающей работы с целью снижению уровня агрессивности, тревожности, создания положительного эмоционального фона, создания психологически безопасных социокультурных условий среды интерната.
Таблица 5. - Оценка уровень защищенности от психологического насилия
Уровень защищенности При взаимодействии со сверстниками При взаимодействии со взрослыми
Эксперимент Контроль Критерий Стьюдента (и Эксперимент Контроль Критерий Стьюдента (У
Средний 0 0 0,00 12,5 6,2 0,90
Низкий с тенденцией к среднему 12,5 6,2 0,90 87,5 81,3 0,81
Низкий 87,5 93,8 0,81 0 12,5 1,02
В первую очередь, нами была проведена работа с воспитателями, так как, на наш взгляд, от них, в первую очередь, зависит формирование психологически комфортной и безопасной среды для детей с ментальными нарушениями, и это должно выступать одной из ведущих профессиональных задач социального педагога и психолога интернатного учреждения.
Необходимыми профессиональными
компетенциями данных специалистов являются способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и
интеллектуальными особенностями; способность контролировать стабильность своего
эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (законными представителями; способность осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей по вопросам особенностей развития детей с разными типами нарушенного развития; способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности.
В работе с воспитателями и педагогами мы обращали внимание на то, что педагоги играют ведущую роль в формировании психологически безопасной среды, и их активное участие в формировании такой среды определяет улучшение психологического климата в группе и психофизиологического состояния детей.
Информационно-просветительская работа с опекунами проводились 1 раз в месяц.
Режим встреч определялся расписанием работы и планом проведения основных мероприятий информационно-просветительской работы. На встречах для повышения уровня компетентности родителей и законных представителей в вопросах воспитания детей с ментальными нарушениями обсуждались вопросы психологического состояния детей с учетом выявленных индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей
(тревожность, агрессивность, перфекционизм, трудности произвольности и саморегуляции). Консультационная помощь опекунам и родителям осуществлялась по их запросу: были назначены часы для встреч и индивидуальных консультаций.
С начала учебного года мы организовали реализацию программы по созданию условий психологической безопасности в детском коллективе. Групповые занятия с детьми проводились 3 раза в неделю, продолжительность - 35 минут, индивидуальные занятия, продолжительностью - 35 минут, проводились еженедельно для каждого ребенка. Индивидуальные занятия проводились по той же программе, что и групповые, с использованием более сложных или более легких заданий в зависимости от особенностей индивидуального развития. Программа включает творческие задания и позволяет в процессе взаимодействия повышать психологическую безопасность среды.
Программы повышения психологической безопасности среды для детей с ментальными нарушениями ставят своей целью развитие у детей навыков общения и совместной деятельности, создание условий психологической безопасности в детском коллективе.
Литература:
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А. Баева. - СПб., 2002. -271 с.
2. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и подлинные эмоции / Т.Н. Березина // Вестник Московского государственного
областного университета. Серия: Психологические науки. - 2013. - № 3. - 54 с.
3. Гаязова Л.А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение / Л.А. Гаязова. -Известия Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена. -2011. - № 142. - С. 27-33.
4. Магомедова Н.Т. Психологическая безопасность образовательной среды в учреждениях интерна / Н.Т. Магомедова, А.М. Омарова, Х.Г. Омарова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 2(23). - С. 16-21.
5. Мухаметзянова Ф.Ш., Левина Е.Ю. Концепты обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6(119). - С. 17-21.
6. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: дис. ... д-ра психол. наук / Н.Л. Шлыкова. - М., 2004. - 332 с.
Сведения об авторе:
Рерке Виктория Игоревна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», e-mail [email protected]
Data about the author:
V. Rerke (Irkutsk, Russia), Ph.D., Associate Professor Irkutsk state University, e-mail: [email protected]