УДК 376-053.6
РОСЛЯКОВА Надежда Ивановна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
ГОЛУБЬ Марина Сергеевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ВИКТИМИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается актуальная проблема профилактики виктимизации детей и подростков. Психологически безопасная среда и ее правильная организация может служить условием предупреждения виктимизации. Нами дается анализ понятия « безопасная среда» и рассматриваются критерии, диагностические показатели психологической безопасности образовательной среды. Подробно анализируя безопасность образовательной среды, мы, в первую очередь, говорим о ее готовности и подробно рассматриваем показатели «безопасности» образовательной среды. Рассматриваются условия, создающие референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников, а также необходимость и психологическая обоснованность создания психологически безопасной среды
Ключевые слова: безопасная образовательная среда, вик-тимность, виктимизация личности, девиантное поведение, виктимное поведение, референтная значимость среды
Nadezhda I ROSLYAKOVA, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Marina S GOLUB, Kuban State University, Krasnodar, Russia
CREATING A SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION PREVENTION VICTIMIZATION OF CHILDREN
AND ADOLESCENTS
In the article the actual problem of preventing the victimization of children and adolescents. Psychologically safe environment and its proper organization can serve as a condition for the prevention of victimization. The analysis of the concept of "safe environment" and examines the criteria for diagnostic indicators of psychological security of the educational environment. Detailed analysis of the security of the educational environment, we, first of all, talking about its availability and performance are discussed in detail the "security" of the educational environment. The conditions that create the reference value of the environment and ensuring the mental health of the participants included in it, as well as the need and feasibility of establishing a psychological psychologically safe environment
Keywords: safe educational environment, victimization, victimization of the individual, deviant behavior, victim behavior, the reference value of the medium
Предупреждение преступлений против детей и подростков - чрезвычайно важная и актуальная социальная задача, имеющая сложный и многоплановый характер. Проведенный нами анализ многочисленных исследований, посвященных насилию и жестокому обращению с детьми, показывает, что под ним понимают различного рода отклонения от юридических, социальных, нравственных, сексуальных норм, норм психического благополучия. Создание психологически безопасной среды и ее правильная организация может служить условием предупреждения виктимизации детей и подростков.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме образовательной среды, показал, что современное понимание роли и приоритетов образования обусловили переход к средовой организации образовательного процесса (С.И. Архангельский, Е.П. Белозерцев, Л.С.Выготский, П.Г.Щедровицкий и др.).
Именно при средовой организации образовательного процесса личностно-ориентированное становление осуществляется путем создания определенной ситуации развития и саморазвития.
Само понятие «среда» рассматривается как окружающий мир человека, то есть объективная реальность, которая включает в себя и природно-климатические (естественные) и социальные (искусственно созданные) условия.Т.В. Менг говорит о том, что в педагогическом аспекте возможности образовательной среды выступают ресурсом повышения качества образования, источником развития личностного и профессионального опыта [4,с.32].
Т.В. Менг считает, что образовательную среду необходимо представлять как «многомерное социально-педагогическое явление, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами и оказывающее ситуативное влияние на развитие ценностных ориентаций личности, отношений и способов поведения, актуализирующихся в процессах освоения, потребления и распространения социокультурных ценностей» [4, с.44].
В своем диссертационном исследовании «Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений» Г.Ю. Беляева дает педагогическую характеристику образовательной среды в шести осях (векторах) качественных признаков -параметров, дифференцированно описывающих существующую образовательную среду, и определяет зависимость между образовательным учреждением и типом образовательной среды, который оно порождает.
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8 №5/3, 2016 _Historical and Social Educational Ideas Volume 8 #5/3, 2016_
Говоря о безопасности, в первую очередь, мы подразумеваем что безопасность - это главное условие, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни общество, ни экономика, ни тем более, государство. Если говорить о социальной безопасности, то она может выражаться в ряде показателей: качестве жизни, продолжительности жизни, уровне психического здоровья и т.п. Сегодня школа является одним из социальных институтов, который может строить локальную (частную) систему безопасности. Именно школа может создать как условия депривации своих учеников, так и создать благоприятные условия для создания и организации психологически безопасной образовательной среды. Следовательно, целесообразно уделить рассмотрению проблемы создания безопасной образовательной среды особое внимание.
Современная школа на сегодняшний день рассматривается как объект высокого риска. Рядом авторов (Е.Н.Волкова и др.) установлено, что хорошая школа, по мнению учащихся, обладает признаком безопасности (школа без насилия, унижения, оскорбления) [2,с.78].
Е.Н. Волкова говорит о психологической безопасности, понимая ее как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, способствующее удовлетворению их потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [2,с.79].
Е.Н. Волкова приводит следующие критерии и диагностические показатели психологической безопасности образовательной среды: отношение к образовательной среде - позитивное, нейтральное или отрицательное, измеряемое системой шкал, содержащих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты отношения. Интегративный показатель отношения к образовательной среде является своеобразным индикатором ее референтности для субъектов учебно-воспитательного процесса; удовлетворенность субъектов основными характеристиками взаимодействия в образовательной среде. Эмпирическим показателем в этом случае является индекс удовлетворенности школьной средой, рассчитываемый как суммарная оценка отдельных характеристик социальной среды школы; индекс психологической безопасности.
По мнению Е.Н.Волковой, безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней и которая имеет высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от насилия в различных его проявлениях.
Данные обстоятельства позволили нам предположить, что создание образовательной среды является предпосылкой и условием для разработки программ педагогической профилактики насилия над детьми и подростками.
Подросток, чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по - разному: «педагогически запущенным», «социально запущенным», «социально незащищенным», «с отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемым», «с девиантным поведением» и т.п. [5,с.34]. Особую категорию составляют виктимные подростки. Многие виктимные подростки по разным причинам попадают в систему деструктивных отношений, остаются один на один со своими проблемами, замыкаются в себе и объединяются с себе подобными, так как только в этой среде они могут почувствовать себя своими, значимыми, любимыми и способными к деятельности, признанной в их кругу. Это составляет основу для формирования девиантности подростков, развиваются следующие типичные признаки, позволяющие нам относить их к группе риска: как правило, они отстают в развитии от сверстников на несколько лет, плохо учатся, часто нарушают дисциплину; для них свойственно праздное времяпрепровождение, бесцельные групповые прогулки, сборы в укромных местах, драки, издевательства над младшими и слабыми; ослабление чувства стыда, равнодушие к чувствам и переживаниям чужих, эмоциональная холодность, эгоцентризм, несдержанность, грубость, лицемерие, лживость, отсутствие должной самокритики; разрыв между уровнем требований к себе и к окружающим, неадекватная самооценка.
К неспецифическим факторам возникновения виктимного поведения относятся факторы, увеличивающие виктимизацию детей и подростков и приводящие к виктимному поведению, индивидуальный опыт переживания или наблюдения факта насилия, ранее сформированные такие психологические качества, как эмоциональная неустойчивость, тревожность, низкий порог фрустрации, повышенная агрессивность, неадекватная самооценка, нарушение процесса социальной адаптации, отсутствие ощущения поддержки, стратегии семейного воспитания отца и матери. Подросток, нуждающийся в позитивной жизненной энергии, но растущий в эмоционально-холодных условиях и отчуждении, не сможет быть самодостаточным и жизнерадостным, подвергшийся насилию, из жертвы он превратится в насильника и агрессора [5,с.47].
К факторам, определяющим формирование «невиктимного» поведения детей и подростков, относятся: позитивный интерес и доброжелательность со стороны отца, послед ователь-
ность и демократичность в воспитании со стороны матери, ощущение социальной поддержки и включенности в социум, дающие ощущение спокойствия, уверенности в себе, независимость, эмоциональную устойчивость и общительность, позволяющие обеспечить самосохраняющее поведение, самоконтроль, эмпатийность и дружелюбное отношение к другим.
Процесс виктимизации возможно и необходимо рассматривать на различных уровнях: на уровне виктимной предрасположенности или виктимного потенциала (с дифференциацией типов потенциально возможного поведения) и на уровне реализованной виктимности в виде виктимного поведения различных типов. Как неспецифический фактор возникновения виктимного поведения выделяется подростковый возраст, психологическое содержание которого обусловливает актуализацию виктимного поведения.
Практика показывает, что именно таким подросткам очень недостает системного личного дружеского, развивающего участия со стороны старших.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления.- СПб.: Питер,2008.
2. Волкова Е.Н. Защита детей от жестокого обращения.- СПб,2007.
3. 3.ГолубьМ.С.,Сажина Н.М. Предупреждение педагогических рисков виктимизации подростков. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология».-Майкоп: из-во АГУ.-Вып.1 (95).-2012.-292с.
4. Менг Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: Дисс. канд. пед. наук. - СПБ.1999.
5. Наставничество - индивидуальная форма сопровождения подростков группы риска: Сб. научно-методических материалов. /Н.В.Ковалева, И.В.Деткова, А.В.Леонтьева и др. Под общ. ред.Е.Н.Панченко.- Майкоп: Каче-ство,2006.-179с.
6. Рослякова Н.И. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как фактор развития профессиональной индивидуальности будущего педагога // Вестник Адыгейского государственного университета (Май-коп).2008.Вып.5 (3).
REFERENCES
1. Volkova EN The problems of child abuse and ways to preodoleniya.SPb .: Peter, 2008.
2. Volkov EN Protecting children from abuse obrascheniya. St. Petersburg, 2007.
3. 3.GolubM.S., NM Sazhin Warning of risk of victimization teaching teenagers. Bulletin of the Adygeya State University. A series of "Pedagogy and Psychology" .Maikop: because in AGU.Issue 1 (95). 2012. 292p.
4. Meng TV Pedagogical conditions of construction of the educational environment of high school: Diss. cand. ped. Sciences. SPB.1999.
5. Mentoring - an individual form of support adolescents at risk: Coll. scientific and methodological materials. /N.V.Kovaleva, I.V.Detkova, A.V.Leonteva et al., Ed. red.E.N.Panchenko. Maikop Quality, 2006.179p.
6. 6.Roslyakova NI Individual style of pedagogical activity as the factor of development of the professional identity of future teachers. Herald of Adygeya State University (Maikop) .2008.Vyp.5 (3).
Информация об авторе
Рослякова Надежда Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Россия
Голубь Марина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Россия
Получена: 11.05.2016
Для цитирования статьи: Рослякова Н.И., Голубь М.С., Создание безопасной образовательной среды как условие профилактики виктимизации детей и подростков. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 200-202
Information about the author
Nadezhda I. Roslyakova ., doctor of pedagogical sciences, professor, Head of Department of preschool pedagogy and psychology Kuban State University, Krasnodar, Russia
Marina S.Golub, PhD, Associate Professor Kuban State University, Krasnodar, Russia
Received: 11.05.2016
For article citation:Roslyakova N.M., Golub M.S., Creating a safe educational environment as a condition prevention victimization of children and adolescents. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5.. Part 3 p 200-202