ОБЗОРЫ
УДК 159.99
DOI: 10.23888/humJ20174745-761 © Кемяшова П.Н., Фаустова А.Г., 2017
ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
Кемяшова П.Н., Фаустова А.Г.
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковолътная,9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация
Аннотация. Актуальность представленного обзора определяется тем, что негативные процессы, происходящие в социуме обуславливают неизбежный рост рисков виктимизации населения. Это важно, в частности, для студенческой молодежи, отличающейся наивысшей социальной активностью, а также интенсивно протекающим процессом развития интеллекта и личности в целом. Целью обзора явилось изучение и обобщение результатов современных исследований виктим-ного поведения студентов.
Анализ исследований последних лет показывает, что в настоящее время исследованию особенностей виктимности юношеской возрастной группы посвящено относительно небольшое количество исследований. Анализ психологической литературы показал, что личности в юношеском возрасте присущи социально -психологические особенности, детерминирующие склонность к виктимному поведению. В качестве одного из основных факторов, детерминирующих склонность к виктимному поведению, выделяют неадекватный уровень самооценки. Рассматриваются гендерные особенностей сексуальной виктимизации студенческой молодежи; выявлены значимые различия внутриличностных детерминант
между гипервиктимными, средневиктимными и невиктимными юношами и девушками. Был сделан вывод о том, что в смысловой сфере гипервиктимных личностей самыми важными являются их смысложизненные ориентации.
Сделаны обобщающие выводы о том, что склонность к виктимному поведению определяются как объективными факторами внешних условий, так и внутренними личностными факторами; исследования виктимологических особенностей на современном этапе направлены на выявление возможных детерминант и факторов виктимного поведения, также в исследованиях выявляется значимость смысловой сферы личности, для лиц, склонных к виктимному поведению.
Также в статье кратко описано проведенное нами исследование, направленное на изучение смысложизненных ориентаций студентов, склонных к виктимно-му поведению. На основании полученных результатов были сделаны выводы о существовании достоверных различия в смысложизненных ориентациях у студентов с разным типом виктимного поведения, а также о том, что виктимное поведение может быть взаимосвязано, как с низкой, так и с высокой осмысленностью жизни.
Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, смысложизненные ориентации, студенты, юношеский возраст, юношество.
Актуальность обзора. В современном обществе наблюдается сложность и нестабильность. Негативные процессы, происходящие в социуме обуславливают неизбежный рост рисков виктимизации населения. Это важно, в частности, для студенческой молодежи, отличающейся наивысшей социальной активностью, а также интенсивно протекающим процессом развития интеллекта и личности в целом. В подобных условиях остро встает проблема профилактики виктимного поведения в юношеском возрасте. Потребность в разработке необходимых превентивных мероприятий для предупреждения виктимизации молодых людей выводит
в фокус всеобщего внимания необходимость тщательного изучения особенностей виктимного поведения и его детерминант, в частности у лиц юношеского возраста.
Таким образом, юношеский возраст связан с выбором жизненного пути, жизненной позиции, с активным формированием личности в целом, что во многом определяет особенности поведения. В связи с этим представляется важным изучение особенностей виктимного поведения студенческой молодежи.
Целью обзора является изучение и обобщение результатов современных исследований виктимного поведения студентов.
Виктимология - это развивающееся комплексное учение о лицах, находящихся в кризисном состоянии (жертвах преступлений, катастроф, различных форм насилия и др.), и мерах помощи таким жертвам [1]. Решая задачи широкого спектра, виктимология, наряду с изучением жертвы (как лица, которому индивидуально или коллективно был нанесен материальный, моральный или другой вред общественно опасными действиями), виктимности, виктимизации, исследует собственно виктимное поведение. Последнее понимается, как предпосылка виктими-зации, как поступки или действия человека, так или иначе провоцирующие причинить ему какой-либо вред [2].
Таким образом, очевидна необходимость более полного изучения конкретной личности на предмет выявления таких внутренних психологических личностных особенностей, которые могут оказаться причинами виктимного поведения, и при определенных внешних обстоятельствах могут реализоваться в нем. Такая тенденция переориентации на более психологизированную виктимологию начинает отображаться в современных исследованиях, посвященных виктимности и виктимному поведению.
Анализ исследований последних лет показывает, что в настоящее время исследователями изучаются преимущественно психологические характеристики подростковой возрастной группы, обусловливающие их виктимность. В частности
в исследовании С.А. Фалкиной рассматриваются психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в Интернет-сети [3]. В исследовании О.Б. Бовть изучаются стратегии поведения в конфликте подростков с разным типом виктимного поведения, в результате чего разработаны рекомендации по профилактике виктимного поведения детей и подростков [4]. В одном из исследований О.О. Андронниковой рассматривается самоповреждающее виктим-ное поведение подростков, в результате чего выделены пять типов подростков с суицидальным поведением и дана их характеристика [5].
Исследованию особенностей виктимности юношеской возрастной группы в настоящее время посвящено малое количество исследований. Однако отмечается, что трудные жизненные ситуации, с которыми сталкивается современный молодой человек, могут обладать виктимогенным воздействием и приводить к викти-мизации личности [6].
Анализ современной психологической литературы показал, что личности в юношеском возрасте присущи социально-психологические особенности, детерминирующие склонность к виктимному поведению. В результате психологических исследований доказано, что юноша с такими личностными особенностями как неадекватная самооценка, высокий уровень тревожности и агрессивности, эмоционально-волевая неустойчивость, «готов» стать жертвой насилия [7]. Таким образом, студенческая молодежь имеет повышенную виктимность, вызванную возрастом и соответствующей ему активностью и кроме того, повседневная жизнь молодых людей протекает в среде с повышенной виктимогенностью, обусловленной особенностью стиля жизни студенчества.
В исследовании на тему психологической основы виктимного поведения личности в юношеском возрасте авторы Л.С. Стуколова и Н.С. Волкова определяют особенности личности молодежи, как детерминанты склонности к виктим-ному поведению. В выводах авторы заключают, что основным фактором, детерминирующим склонность к виктимному поведению, является неадекватный уро-
вень самооценки, что в свою очередь может вести к неадекватному типу самоутверждения или отказу от него. Кроме того, отмечается, что юношеский возраст, в силу его характерологических особенностей, является фактором способствующим повышению риска виктимизации.
Т.В. Шипунова провела пилотажное исследование гендерных особенностей сексуальной виктимизации студенческой молодежи, по результатам которого удалось установить, что в студенческой среде широко распространена сексуальная виктимизация как девушек, так и юношей; студенческой молодежи присущи некоторые личностные характеристики виктимной предрасположенности [6].
В одном из современных исследований, посвященном исследованию структуры внутриличностных детерминант юношей и девушек разного виктимного типа методом факторного анализа, выявлены значимые различия внутриличностных детерминант между гипервиктимными, средневиктимными и невиктимными юношами и девушками. Выявлено, что личностные детерминанты юношей и девушек из гипервиктимных и невиктимных групп плохо структурированы, конфликтны, хаотичны. Структура средневиктимной личности наиболее компактна и гармонична. Каждая группа так или иначе содержала в числе факторов смысло-жизненные ориентации, однако гипервиктимные - единственная группа, в которой фактор смысложизненных ориентаций выходит на первое место. Таким образом в исследовании сделан вывод о том, что в смысловой сфере гипервиктимных личностей самыми важными являются их смысложизненные ориентации [8].
Таким образом, теоретический обзор современных исследований особенностей виктимного поведения студентов позволяет сделать следующие обобщающие выводы:
• студенческая молодежь, находящаяся на переходном жизненном этапе и характеризующаяся развитием внутренней позиции, самосознания, обладает специфической склонностью к виктимному поведению и имеет особый риск вик-тимизации;
• виктимность и склонность к виктимному поведению определяются как объективными факторами внешних условий, так и внутренними личностными факторами;
• исследования виктимологических особенностей на современном этапе направлены на выявление возможных детерминант и факторов виктимности и виктимного поведения, выявляется значимость смысловой сферы личности, для лиц, склонных к виктимному поведению;
• в настоящее время возникает потребность развития «психологической» виктимологии, занимающейся выявлением полного спектра личностных предпосылок виктимного поведения для осуществления профилактики виктими-зации.
Заинтересовавшись проблематикой малоизученности происхождения вик-тимного поведения и, в частности, определяющих его психологических факторов, в числе которых исследователи отмечают смысловую сферу личности, мы провели исследование, направленное на изучение смысложизненных ориентаций студентов, склонных к виктимному поведению.
В качестве гипотез исследования выступили предположения:
1) смысложизненные ориентации студентов с разным типом виктимного поведения имеют значимые различия;
2) студенты с повышенной склонностью к виктимному поведению обладают низкой осмысленностью жизни и демонстрируют неразвитость смысложизненных ориентаций.
В исследовании принял участие 61 студент вузов г. Рязани. Сбор данных для исследования проводился методом стандартизированного самоотчета испытуемых с использованием методик «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой и «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева.
Методом кластерного анализа по данным шкал методики «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой были сформированы 2 выборки по степени выраженности склонности к виктимному поведению. Сравнительному анализу были подвергнуты смысложизненные ориентации нейтрально виктимных студентов и студентов с выраженной склонностью к виктимному поведению. Оценка различий в уровне показателей шкал методики «СЖО» между кластерами была проведена с помощью и-критерия Манна-Уитни. Выявлены значимые различия в уровне выраженности показателей методики «СЖО» между двумя кластерами.
Впоследствии, в целях исследования качественной структуры различий между выборками с помощью г-критерия ранговой корреляции Спирмена мы провели анализ взаимосвязей между шкалами методики «Склонность к виктимному поведению» и шкалами методики «СЖО» внутри каждого кластера.
По результатам корреляционного анализа в кластере «нейтрально виктим-ные студенты» установлены отрицательные корреляционные связи. Анализ кластера «выраженная склонность к виктимному поведению» позволил установить иные корреляционные связи, в том числе выявлена положительная корреляционная связь между шкалой «Склонность к гиперсоциальному поведению» и всеми шкалами методики «СЖО».
На основании полученных результатов, мы сделали следующие выводы:
1. существуют достоверные различия в смысложизненных ориентациях у студентов с разным типом виктимного поведения.
2. в зависимости от уровня склонности к виктимному поведению у студентов по-разному проявляются: цели на будущую жизнь, представления о собственной свободе принимать решения, касающиеся своей жизни, представления о том, что жизнь подвластна собственному сознательному контролю, общая осмысленность жизни.
3. По большинству показателей СЖО студенты с выраженной склонностью к виктимному поведению демонстрируют большую осмысленность жизни, чем нейтрально виктимные.
4. Виктимное поведение может быть взаимосвязано, как с низкой, так и с высокой осмысленностью жизни.
Таким образом, наши результаты подтверждают, что смысловая сфера играет значительную роль в проявлении склонности к виктимному поведению. Результаты обзора свидетельствуют об актуальности дальнейшего исследования как смысложизненных ориентаций, так и других внутриличностных факторов детерминации виктимного поведения.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Голубь М.С. К вопросу о трактовке основных понятий и категорий педагогической виктимологии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 1. С. 9-15.
2. Одинцова М.А. К вопросу об исследованиях проблемы жертвы в психологии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. С. 28-31. Интернет-журн. URL: http://cyberlenmka.ru/article/n/k-voprosu-ob-issledovaniyah-problemy-zhertvy-v-psihologii (дата обращения: 21.04.2017).
3. Фалкина С.А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в интернет-сети // Перспективы науки и образования. 2014. №1. С. 230-236.
4. Бовть О.Б. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с типом виктимного поведения подростков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. №3. С. 262-265.
5. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения вик-тимного поведения подростков: автореф.дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск. 2005. 16 с.
6. Классен Н.О. Стиль жизни студенческой молодёжи и сексуальная виктимизация / Н.О. Классен, Т. В. Шипунова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2013. № 2. С. 166-174. Интернет-журн. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stil-zhizni-studencheskoy-molodyozhi-i-seksualnaya-viktimizatsiya (21.04.2017).
7. Стуколова Л.С., Волкова Н.С. Психологические основы виктимности личности в юношеском возрасте // Символ науки. 2016. № 7. С. 124-126.
8. Субботина Р.А., Башанаева Г.Г. Исследование структуры внутрилич-ностных детерминант юношей и девушек разного виктимного типа // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №2. С. 14-23.
9. Петров Д.С. Биопсихосоциальный подход в науках о человеке (психиатрия и психология) [Электронный ресурс] / Д.С. Петров // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 4 (7). Режим доступа: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=105 (дата обращения: 23.10.2017).
Кемяшова Полина Николаевна - студентка 4 курса факультета клинической психологии Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, д. 9, 390026 г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Фаустова Анна Геннадьевна - преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, д. 9, 390026 г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
© Kemyashova P.N., Faustova A.G., 2017
REVIEW OF CONTEMPORARY EVALUATIONS OF COLLECTIVE ADMINISTRATION IN STUDENTS
Kemyashova PN, Faustova AG Ryazan State Medical University. acad. I.P. Pavlova, Vysokovol'tnaya str., 9, 390026,
Ryazan, Russian Federation
Аbstract. The relevance of the presented review is determined by the fact that negative processes occurring in the society cause the inevitable increase of risks of victimization. This is particularly important for student youth who are characterized by the highest social activity, as well as the intensive development of intellect and personality. The aim of the review was to study and summarize results of modern research on students' victim behavior.
The analysis of recent studies shows that there is currently a relatively small number of investigations purported on the exploring the victim characteristics of youthful age group. The analysis of modern psychological literature has shown that young persons have the socio-psychological features determining victim behavior. As one of the main factors that determine the propensity to victim behavior, the inadequate level of self-esteem is identified. Researchers consider gender features of sexual victimization of student youth; other researchers identify significant differences in the intrapersonal determinants between hyper-victim, middle-victim and none-victim young men and women. It was concluded that meaningful orientations are the most important part in the meaning sphere of hyper-victim persons.
Theoretical conclusions of the review include the statement that the propensity to victim behavior is determined by both objective factors of external conditions and internal personal factors; studies of victimological features are aimed at identifying determi-
nants and factors of victim behavior; also the significance of the meaning sphere of an individual for persons prone to victim behavior is revealed.
In addition, in the article, the study we conducted is briefly described, which was aimed at investigation of life meaning orientations in students prone to victim behavior. Based on the study's results, we made conclusions about the existence of significant differences in the life meaning orientations of students with different types of victim behavior, and also that victim behavior can be interrelated both with the low and with the high meaningfulness of life.
Keywords: victimity, victim behavior, life meaning orientations, students, youthful age, youth.
The relevance of the review. The complexity and instability are observed in the modern society. The negative processes occurring in the society determine the inevitable increase of risks of victimization in the population. Particularly it is important for the students who are characterized by the highest social activity and intensive processes of development of intelligence and personality. In such conditions, the problem of preventive measures for victim behavior in youthful age arises. The need to develop the victimization preventive actions for young people draws everyone's attention to the necessity of careful study of victim behavior features and its determinants particularly for persons of youthful age.
Thus, the youthful age is associated with a choice of a way of life, life position, with an active formation of personality in a whole that mostly defines features of behavior. In this regard, the studying of characteristics of victim behavior of student's youth is obviously important.
The purpose of the review is studying and summarizing results of modern investigations of victim behavior in students.
Victimology is a developing complex field of science about the persons which are in a crisis state (crime victims, victims of accidents, violent crime victims, etc.), and ways of helping victims [1]. Solving problems of a wide range, victimology studies a victim (as a person who was harmed materially, morally, or otherwise by socially dangerous actions, individually or collectively), victimity, victimization, as well as victim behavior. The last is understood as a premise of victimization as well as acts or actions of a person that provoking to do him or her any harm [2].
Thus, it is important to study the precise personality in order to reveal such internal psychological personal features, which can be reasons of victim behavior, and can be implemented in it. The tendency of the reorientation to more psychological victimology begins to be displayed in the modern studies aimed at victimity and victim behavior.
The analysis of research projects conducted over the last years shows us that nowadays researchers study mainly psychological characteristics of a teenage age causing their victimity. For example, S.A. Falkina studies psychological characteristics of teenagers inclined to victim behavior on the Internet [3]. In O.B. Bovt's research, they study strategies of behavior in a conflict in adolescents with a different type of victim behavior and then they develop recommendations on prevention of victim behavior in children and teenagers [4]. In one of O.O. Andronnikova's studies, they investigate the self-damaging victim behavior in teenagers, after that, they identify and describe five types of adolescents with suicidal behavior [5].
The small number of studies is aimed at characteristics of victimity of youthful age group. However, it is noted, that young person's difficult life situations can lead to victimization of a personality [6].
The analysis of modern psychological literature has shown that young people have socio-psychological features determining victim behavior. As a result in psychological studies, it is proved that a young person with such personal features as the inadequate self-assessment, the high level of anxiety and aggression, emotional and strong-
willed instability "is ready" to become a victim of violence [7]. Thus, the student's youth has the raised victimity caused by age and activity and, besides that, by the students' lifestyle.
In the research of a psychological basis of victim behavior at the youthful age, authors L.S. Stukolova and N.S. Volkova identify features of an identity of youth as determinants of proneness to victim behavior. Authors conclude that the major factor of victim behavior is the inadequate level of self-esteem, which in turn can lead to an inadequate type of self-assertion or rejection of it. Besides, it is noted, that the youthful age with its characterologic features is the factor promoting the increase in the risk of victimization.
T.V. Shipunova has conducted a pilot study of gender features of student's sexual victimization. The results have shown that sexual victimization of both young women and young men is widespread; students also have some personal characteristics, which may be the bottom of a victim predisposition [6].
In one of the current studies aimed at exploring a structure of intrapersonal determinants of different victim type in young men's and women's (using the factorial analysis) significant differences of intrapersonal determinants between hyper-victim, middle-victim, and none-victim young men and women are revealed. It is discovered that personal determinants of young men and women from the hyper-victim and the none-victim groups are badly structured and chaotic. The structure of the middle-victim personality is the most compact and harmonious. Each group anyway contained the life meaning orientations. However, the hyper-victim group is the only group in which the life meaning orientations comes out on top. Thus, in the conclusions, it was said that the life meaning orientations are the most important for the hyper-victim personality's meaning sphere [8].
Thus, the theoretical review of modern investigations of peculiarities of students' victim behavior allows us drawing the following general conclusions:
• Student youth, who are in the transitional life stage and characterized by the development of the internal position and self-awareness, has a specific propensity to victim behavior and has a special risk of victimization;
• Victimity and propensity to victim behavior are determined by both objective factors of external conditions and by internal personal factors;
• Studies of victimological features at the present stage are aimed at identifying possible determinants and factors of victimization and victim behavior, revealing the significance of the meaning sphere of an individual, for those prone to victim behavior;
• At present, there is a need to develop a "psychological" victimology, engaged in the identification of a full range of personal prerequisites for victim behavior for a victim prevention.
Being interested in the problem of reasons of victim behavior and, in particular, in psychological factors (including the personality' meaning sphere), we conducted a study aimed at studying the life meaning orientations in students prone to victim behavior.
Hypotheses of the study were the following:
1) Life meaning orientations of students with different types of victim behavior have significant differences;
2) Students with an increased inclination to victim behavior have the low level of the meaningfulness of life and demonstrate the underdevelopment of life meaning orientations.
The study involved 61 students from the universities of Ryazan. Data collection for the study was carried out using the method of standardized self-report of subjects with the questionnaires "Propensity to victim behavior" (O.O. Andronnikova) and "Life meaning orientations" (D.A. Leontev).
By the method of cluster analysis according to the scales of the questionnaire "Propensity to victim behavior" (O.O. Andronnikova) two samples were formed. The comparative analysis was subjected to the life meaning orientations of neutrally victim
students and students with a severe tendency to victim behavior. Also, within each cluster, the correlation analysis was conducted to identify relationships between indicators of victim behavior and life meaning orientations.
The assessment of differences in levels of scales of the questionnaire "Life meaning orientations" between clusters was carried out using the Mann-Whitney U-test. Significant differences in the life meaning orientations between two clusters were revealed.
Then, in order to investigate a qualitative structure of differences between the samples the Spearman's rank correlation coefficient was used; we analyzed relationships between the scales of the questionnaire "Propensity for Victim Behavior" and the scales of the questionnaire "Life meaning orientation" within each cluster.
Based on the results of the correlation analysis, negative correlations are established in the cluster of "neutrally victim students". The analysis of the cluster "pronounced propensity to victim behavior" made it possible to establish other correlation links, including a positive correlation between the "Addiction to Hyper-Social Behavior" scale and all scales of the questionnaire "Life meaning orientation".
Based on the results of the investigation, we have drawn the following conclusions:
1. There are significant differences in the meaningful orientations of students with different types of victim behavior.
2. Depending on the level of propensity to victim behavior, students have different manifestations of the following: goals for the future life, ideas about their own freedom to make decisions about their lives, the notion that life is under to one's own conscious control, and the general meaning of life.
3. For the majority of life meaning orientations' indicators, students with a pronounced propensity for victim behavior demonstrate greater meaningfulness of life than neutrally victim students do.
4. Victim behavior can be interrelated with both low and high meaning of life.
Thus, our results confirm that the person's meaning sphere plays a significant role in the manifestation of a propensity to victim behavior. The results of the survey indicate the relevance of further research on both the life meaning orientations and other intrapersonal determinants of victim behavior.
There is no conflict of interest.
REFERENCES:
1. Golub' M.C. K voprosu o traktovke osnovnykh poniatii i kategorii peda-gogicheskoi viktimologii [To the question about the interpretation of the basic concepts and categories of pedagogical victimology]. Istoricheskaia i cotsial'no-obrazovatel'naia mysl' [Historical and socio-educational thought], 2015, № 1, pp. 9-15. (in Russian)
2. Odintsova M.A. K voprosu ob issledovaniiah problemy zhertvy v psihkologii [To the question about researches ofproblems of the victim in psychology]. The Bulletin of South Ural state University, 2011, pp. 28-31. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-ob-issledovaniyah-problemy-zhertvy-v-psihologii. (in Russian)
3. Falkina S.A. Psihologicheskie harakteristiki podrostkov, sklonnyh k viktimnomu povedeniju v internet-seti [The psychological characteristics of adolescents who are prone to victimization behavior in the Internet] // Perspektivy nauki i obra-zovanija [Perspectives of science and education]. 2014. №1. рр. 230-236.
4. Bovt' O.B. Vzaimosvjaz' strategij povedenija v konflikte s tipom viktim-nogo povedenija podrostkov [The relationship strategies of behavior in conflict with the type of victim behavior of adolescents. Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology] // Izvestija Saratovskogo universiteta [Scientific Notes of Saratov State University]. 2015. №3. Q 262-265. (in Russian)
5. Andronnikova O.O. Psikhologicheskie factory vozniknovenia viktimnogo povedeniia podrostkov. Diss. dokt. psikhol. nauk [Psychological factors of victim behavior of adolescents. Dr. psychol. sci. diss]. Novosibirsk, 2005, 16 p. (in Russian)
6. Klassen N.O. Stil' zhizni studencheskoj molodjozhi i seksual'naja viktimi-zacija [The lifestyle of the student youth and sexual victimization] Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Serija 12. Sociologija. [Vestnik of Saint Petersburg University: Sociology]. 2013. № 2. pp. 166-174. (in Russian)
7. Stukolova L.S. Psihkologicheskie osnovy viktimnosti lichnostiv iu-nosheskom vozraste [Psychological foundations of the victimization of personality in adolescence]. Simvol nauki [The symbol of science], 2016, № 7, pp. 124-126. (in Russian)
8. Subbotina R.A. Issledovanie struktury vnutrilichnostnyhk determinant iu-noshei i devushek raznogo viktimnogo tipa [The study of the structure of intrapersonal determinants of men and women of different victimization type]. Obshchestvo: sotsiologiia, psihkologiia, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogics], 2016, № 2, pp. 14-23. (in Russian)
9. Petrov D.S. Biopsikhosotsial'nyy podkhod v naukakh o cheloveke (psikhiatriya i psikhologiya) [Elektronnyy resurs] [Biopsychosocial approach in the human sciences (psychiatry and psychology)]/ D.S. Petrov // Lichnost' v menyayush-chemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurn. [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2014. № 4 (7). Rezhim dostupa: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=105 (data obrashcheniya: 23.10.2017).
Kemyashova Polina Nikolaevna - 4 th year student of the faculty of clinical psychology Ryazan State Medical University named after Academician I.P. Pavlova Str. Vysokovol'tnaya, 9, 390026, Ryazan, Russian Federation, e-mail: polin-nik 15 @yandex.ru
Faustova Anna Gennadievna - teacher of the department of general and special psychology with a course of pedagogy Ryazan State Medical University named after academician IPPetrov. Pavlova Str. Vysokovol'tnaya, 9, 390026 Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]