Научная статья на тему 'Психологическая безопасность образовательной среды школы: изучение и прогноз'

Психологическая безопасность образовательной среды школы: изучение и прогноз Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2204
248
Поделиться
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THE COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL SAFETY / ШКОЛА / SCHOOL / STUDENTS / TEACHERS / PARENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рерке Виктория Игоревна, Бубнова Ирина Сергеевна

Статья посвящена изучению психологической безопасности образовательной среды школы. Установлено, что в целом отношение к образовательной среде школы позитивное у всех субъектов обучающихся, педагогов, родителей. У школьников 12 14 лет выявлен нейтральный тип отношения к образовательной среде школы. Негативное отношение к образовательной среде составило 7 8% по каждой группе опрошенных. Полученные данные указывают на то, что есть педагоги, обучающиеся и родители, которые не признают референтной значимости школы, а это, в свою очередь угроза психологической безопасности личности.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рерке Виктория Игоревна, Бубнова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF EDUCATIONAL SCHOOL’S ENVIRONMENT: STUDY AND PREDICTION

This article is devoted to the study of the psychological safety of school educational environment. It was proved, that the whole attitude of the subjects of education-students, teachers, parents toward school educational environment is positive in general. Neutral kind of viewpoint in regard towards school educational environment is detected by teen-age students. The negative position to the educational environment is 7 8% in each group of respondents. The data indicates the following fact: there are teachers, students and parents, who do not accept referential significance of educational institution and that is in its term the threat to psychological personality safety.

Текст научной работы на тему «Психологическая безопасность образовательной среды школы: изучение и прогноз»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ

В.И. Рерке, И.С. Бубнова

Аннотация. Статья посвящена изучению психологической безопасности образовательной среды школы. Установлено, что в целом отношение к образовательной среде школы позитивное у всех субъектов -обучающихся, педагогов, родителей. У школьников 12 - 14 лет выявлен нейтральный тип отношения к образовательной среде школы. Негативное отношение к образовательной среде составило 7 - 8% по каждой группе опрошенных. Полученные данные указывают на то, что есть педагоги, обучающиеся и родители, которые не признают референтной значимости школы, а это, в свою очередь - угроза психологической безопасности личности.

Ключевые слова: безопасность; психологическая безопасность; субъекты образования, компоненты психологической безопасности; школа.

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF EDUCATIONAL

SCHOOL'S ENVIRONMENT: STUDY AND PREDICTION

V. Rerke, I. Bubnova

Abstract. This article is devoted to the study of the psychological safety of school educational environment. It was proved, that the whole attitude of the subjects of education-students, teachers, parents toward school educational environment is positive in general. Neutral kind of viewpoint in regard towards school educational environment is detected by teen-age students. The negative position to the educational environment is 7 - 8% in each group of respondents. The data indicates the following fact: there are teachers, students and parents, who do not accept referential significance of educational institution and that is in its term the threat to psychological personality safety.

Keywords: safety; psychological safety; students; teachers; parents; the component of psychological safety; school.

Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни тем более государство.

Анализ научной литературы показал, что понятие безопасности трактуется по-разному [1;2;4]. В одних источниках, безопасность -это качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению [4]. В других - это система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз [цит. по 3]. Вместе с тем, в категории безопасности выделяют психологическую безопасность, определяя ее как психологическую обеспеченность

функционирования системы безопасности.

И.А. Баева отмечает, что система безопасности функционирует эффективно благодаря двум главным системообразующим видам безопасности - физической и психологической, а все остальные нанизываются на них, как на стержень [1].

Психологическая безопасность есть состояние, характеризующее образовательную среду школы, которое возможно зафиксировать через отношения ее участников. Технологическая модель психологически

безопасной образовательной среды содержит следующие показатели референтной значимости образовательной среды: удовлетворенной потребности в личностно-доверительном общении; защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

Одним из значимых показателей психологической безопасности

образовательной среды является отношение к ней - позитивное, нейтральное или отрицательное, измеряемое системой шкал, содержащих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты данного отношения. Интегральный показатель отношения к образовательной среде является индикатором ее референтности для субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, обучающихся, родителей).

Референтность среды может

рассматриваться как значимость в плане влияния на формирование личности. Окружение, являясь референтным, выполняет две важные функции: нормативную, проявляющуюся в том случае, когда группа рассматривается в качестве носителя норм и стандартов поведения, которые, в свою очередь, устанавливают и усиливают нормы и стандарты поведения самой личности; и сравнительную, проявляющуюся тогда, когда

группа служит объектом сравнения, по отношению к которому личность оценивает себя и других.

В тоже время, оценочно взаимодействуя со средой, личность формирует свою значимую систему отношений (референтную сферу): определяет положительно-отрицательные референты, создает значимые модели социальных процессов и явлений, позволяющие ей адекватно реализовать себя в процессе жизнедеятельности. Это дает возможность акцентировать внимание на психологическое качество среды, в которой осуществляется актуализация личности, ее развитие, так как оно активно влияет на выбор линии поведения.

Следующим значимым показателем психологической безопасности

образовательной среды выступает

удовлетворенность ее участников основными характеристиками взаимодействия в ней.

Удовлетворенность средовыми

характеристиками является инструментом сохранения психологической безопасности образовательной среды школы.

Эмпирическим показателем в этом случае является индекс удовлетворенности школьной средой, рассчитываемый как суммарная оценка отдельных характеристик социальной среды школы.

Данный показатель определяется как «удовлетворенность-неудовлетворенность», который несет в себе возможность снятия или аккумулирования внутриличностного и межличностного напряжения. Необходимо учитывать тот факт, что на оптимальном уровне напряжение способствует развитию личности. По данному показателю оптимальный уровень напряжения выступает как условие роста и актуализации и дает возможность не только увидеть, но и сравнить понятия «безопасность» и «конфликтность» среды.

Третьим показателем, включенным в психологическую безопасность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовательной среды, является категория психологического насилия в межличностном взаимодействии. Определяется как

«защищенность - незащищенность». Психологическое насилие может

спровоцировать особенности отношений педагогов со школьниками в системе взаимоотношений внутри классного коллектива (как референтной группы), авторитарно-директивный стиль управления, агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, неумение

контролировать собственные эмоции и регулировать состояния.

Таким образом, диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды являются: уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный и негативный); уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды; уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

Показатели диагностических критериев могут дать реальную картину, а аналитическая оценка позволит выявить рассогласование идеального и реального. Далее возможна практическая психолого-педагогическая

работа по устранению рассогласования, и, таким образом, осуществляется

сопровождение образовательной среды и, как следствие, управление развитием ее участников.

Цель исследования - изучить психологическую безопасность

образовательной среды школы. Данное исследование позволит проанализировать психологические условия, в которых осуществляется обучение, воспитание и развитие всех субъектов образовательного процесса.

Исследование проводилось на базе одной из средних общеобразовательных школ г. Иркутска. Общий объем выборки составил 323 человека: из них 28 педагогов, 132 обучающихся 5-11 классов, 163 родителя обучающихся 1 - 11 классов.

В качестве метода исследования был выбран субъектно-оценочный метод. Для диагностики использовалась методика «Психологическая безопасность

образовательной среды школы» автор И.А. Баева. Исследование проводилось в групповой (обучающиеся, родители) и индивидуальной (педагоги) формах.

Методика основана на заполнении анкеты и адресована всем участникам образовательного пространства: учителям, обучающимся, родителям. Вопросы построены таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов.

Анкета состоит из трех частей:

I. Отношение к образовательной среде

школы.

II. Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими.

III. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии.

Категория «отношение» рассматривается в двух аспектах. В первом аспекте отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов. Во

втором - рассматривается в единстве трех компонентов: поведенческого (волевого), эмоционального и когнитивного

(рационального).

Вторая часть анкеты позволяет проанализировать удовлетворенность

субъектов образовательной среды всеми характеристиками. В опроснике представлены восемь наиболее значимых характеристик, используемых в описании социального компонента образовательной среды:

1) взаимоотношения с учителями;

2) взаимоотношения с обучающимися;

3) возможность высказать свою точку зрения;

4) уважительное отношение к себе;

5) сохранение личного достоинства;

6) возможность обратиться за помощью;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) возможность проявлять инициативу, активность;

8) учет личных проблем и затруднений.

Защищенность от психологического

насилия во взаимодействии рассматривается по следующим направлениям:

1. защищенность от унижения /оскорблений;

2. защищенность от угроз;

3. защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение);

4. защищенность от игнорирования (социальной изоляции);

5. защищенность от недоброжелательного отношения (знак отношения).

Часть третья опросника позволяет получить как общий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии, так и частные показатели. Например, по каждой категории участников образовательной среды (с помощью опросника для учеников можно выявить уровень их защищенности от одноклассников и от учителей и т.д.).

Исследовательская схема представляет собой 3 этапа:

1. проведение опроса среди всех участников образовательного пространства школы;

2. изучение психологической безопасности образовательной среды школы по трем категориям - «отношение», «удовлетворенность», «защищенность от психологического насилия»;

3. предоставление рекомендаций по организации психологической безопасности в образовательном учреждении.

Изучив подпункты анкеты, которые отражают отношение к образовательной среде школы, мы получили следующие результаты: доминирующий тип отношений к образовательной среде во всех трех опрошенных группах - позитивный. У педагогов этот показатель составил 64%, обучающихся - 63%, родителей - 52%. Наибольшее количество нейтральных и негативных ответов у родителей (39% и 8% соответственно). Проанализировав показатель «отношение» по начальным, средним и старшим классам, можно сказать, что число родителей с нейтральным отношением к образовательной среде школы к средним и старшим классам увеличивается от 41% до 48%. Самый высокий (63%) показатель нейтрального и негативного (25%) отношения к образовательной среде школы у родителей учащихся 4-го класса. Вероятнее всего, у родителей данного класса есть претензии к процессу обучения их детей.

Среди учащихся максимальный показатель нейтрального типа отношений прослеживается в 6-х (31%), 8-х (36%), 9-х (31%) классах. Причем наблюдается тенденция к увеличению показателя в 8-х классах и снижению в 9-х. Одна из причин проявления такой тенденции может быть связана с возрастными особенностями подростков: направленность мотивации общения и самопроявления; возросший интерес к окружающему миру, лежащему за пределами школы; формирование самооценки, «образа Я». В этот период для подростка всё неоднозначно, очень важно в этот момент помочь ребенку понять и принять ценности и нормы школы.

Негативное отношение к образовательной среде составило 7 - 8% по каждой группе опрошенных.

Категорию «отношение» можно рассматривать в единстве трех компонентов: поведенческого, эмоционального и

когнитивного, см. табл. 1.

Таблица 1.- Отношение к образовательной среде школы

Компоненты образовательной среды Отношение по компоненту Итог

учителя обучающиеся родители

когнитивный позитивное позитивное позитивное позитивное

эмоциональный позитивное позитивное позитивное позитивное

поведенческий позитивное позитивное нейтральное позитивное

По когнитивному и эмоциональному компоненту мнения педагогов, обучающихся и родителей совпали - позитивное отношение к образовательной среде школы. Мнения групп расходятся по поведенческому компоненту: у педагогов и учеников отношение позитивное, а у родителей нейтральное или противоречивое отношение.

Характеристики образовательной среды (ОС) школы, способствуют обеспечению ее психологической безопасности и включают в себя представления о психологической безопасности, об актуальных потребностях учителей, обучающихся и их родителей.

Анализ данных позволяет сделать вывод, что удовлетворенность значимыми

характеристиками образовательной среды школы в исследуемом образовательном учреждении соответствует высокому уровню. Мы можем сказать, что все участники образовательного пространства испытывают эмоциональную комфортность в учреждении, удовлетворены личностно-доверительном общением и основными характеристиками процесса взаимодействия.

Опрошенные группы максимально удовлетворены уважительным отношением к себе и сохранением личного достоинства. Это очень важно, так как образовательная среда школы является местом становления и развития личности не только ребенка, но и педагога как профессионала, и родителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оптимальный уровень напряжения присутствует у школьников во взаимоотношениях с педагогами.

Взаимодействие учителей и учеников в стенах школы и класса - это всегда «улица со встречным движением» и иногда на ней происходят нарушения и бывают ситуации, когда педагог не видит этих нарушений со своей стороны. Школьники считают, что их проблемы и затруднения учитывают в образовательном пространстве не в полной мере, хотели бы чаще высказывать свою точку зрения, невзирая на возраст (пятиклассник или

девятиклассник).

Детям хочется, чтоб их больше принимали такими, какие они есть и лучше понимали, что позволит им чувствовать себя еще более комфортно и безопасно в образовательной среде.

Образовательный процесс невозможен без взаимодействия всех групп, включенных в данный процесс. И это взаимодействие может быть небезопасным, может иметь место психологическое насилие, следствием чего является получение личностью

психологической травмы. Самые серьезные последствия психологического насилия возникают у ребенка. Очень часто дети, испытывающие в школе психологическое насилие, начинают жить «по программе неудачника».

Анализ среднегрупповых значений и индекса психологической безопасности показал, что все структурные компоненты находятся на уровне защищенности. Такие компоненты, как защищенность от игнорирования, защищенность от

недоброжелательного отношения

расположены на верхней границе уровня «скорее защищен, чем не защищен» (частичная не защищенность), а компонент защищенность от унижения по показателям расположен в середине уровня частичной не защищенности.

Проанализировав уровни защищенности от психологического насилия во взаимодействии по каждой категории участников образовательной среды, были сделаны следующие выводы:

1. У педагогов все структурные компоненты во взаимодействии с коллегами и учениками находятся на уровне защищенности. Во взаимодействии с администрацией почти все структурные компоненты находятся на уровне защищенности, только такой компонент как защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение)

расположен на среднем уровне. В этом взаимодействии у педагогов возникают противоречивые, неоднозначные чувства. Этот же компонент во взаимоотношениях с учащимися расположен на очень высоком уровне. Педагоги чувствуют себя в этих отношениях по данному компоненту полностью защищенными, равно как и по компонентам игнорирования и

недоброжелательного отношения со стороны учеников.

2. У обучающихся, все структурные компоненты находятся на уровне защищенности во взаимодействии с учителями и одноклассниками. В отличие от педагогов, у школьников компонент защищенности от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение) ниже и находится на нижней границе уровня частичной незащищенности.

3. Родители чувствуют себя защищенными от психологического насилия во взаимодействии с администрацией и учителями образовательного учреждения.

Выводы по исследованию:

1. Отношение к образовательной среде школы позитивное у всех субъектов. Доминирует тип позитивного отношения к школе у педагогов и обучающихся (64%, 63%). Каждый 4-й родитель относится к образовательной среде нейтрально или противоречиво. При этом прослеживается тенденция к увеличению показателя нейтрального отношения к школе от начального к среднему и старшему звену. Вероятнее всего, родители испытывают некоторую неудовлетворенность в образовательной среде школы, и, при определенных обстоятельствах, ситуациях, могут перевести своих детей в другие образовательные учреждения, либо их взаимодействие с педагогами и администрацией может стать конфликтным.

У школьников нейтральный тип отношений к образовательной среде чаще проявляется среди подростков 12 — 14 лет.

Негативное отношение к образовательной среде составило 7 - 8% по каждой группе опрошенных. Возможно, показатель и не высокий, но он указывает на то, что есть педагоги, обучающиеся и родители, которые не признают референтной значимости школы, что является угрозой психологической

безопасности личности.

2. Значимыми характеристиками образовательной среды школы удовлетворены и педагоги, обучающихся и родители. Максимальное удовлетворение участники

образовательного пространства школы испытывают от уважительного отношения к себе и сохранения личного достоинства.

У школьников взаимодействие с педагогами не всегда складываются однозначно. Основные причины кроются в том, что проблемы детей и их затруднения не всегда педагоги учитывают в полной мере, не всегда дают им возможность высказать свою точку зрения (это особенно актуально для учащихся 5 — 8 классов).

3. Все структурные компоненты психологического насилия во взаимодействии находятся на уровне защищенности. Наибольший показатель защищенности наблюдается по компонентам

недоброжелательного отношения к себе и игнорирование со стороны референтной среды.

Противоречивые чувства возникают во взаимодействии у педагогов с администрацией и у учащихся с учителями (причем у педагогов больше, чем у учащихся) в ситуациях принуждения делать что-либо против своей воли.

Педагоги полностью чувствуют себя защищенными от игнорирования и недоброжелательного отношения со стороны учащихся.

Родители полностью чувствуют себя защищенными от угроз со стороны педагогов и администрации.

Школьники по всем компонентам чувствуют себя в большей степени защищенными, чем не защищенными.

Таким образом, образовательную среду обследованной школы мы можем назвать психологически безопасной. Основным средством сохранения психологической безопасности школы являются

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

удовлетворенность следующими средовыми характеристиками: возможность сохранять личное достоинство, право на уважение, возможность проявлять активность и инициативу. Стоит отметить, что психологически безопасно функционирующая образовательная среда определяет успешность сформированности (развитости) личностных компетенций, касающихся жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий; политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении

демократических институтов.

1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие / И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова; под ред. И.А. Баевой. - М.: Экон-Информ, 2009. - 248 с.

2. Бубнова И.С., Рерке В.И. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник

Иркутского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 211-214.

3. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство; под ред. И.А. Баевой. -СПб.: Речь, 2006. - 288 с.

4. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека / А. Петренко. - М., 1994.

Сведения об авторах:

Рерке Виктория Игоревна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет».

Бубнова Ирина Сергеевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

Data about the authors:

V. Rerke (Irkutsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor of Irkutsk state University.

I. Bubnova (Irkutsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor of Irkutsk state University, e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru