Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия совершенство-вания волевых качеств студентов технического вуза посредством занятия боксом'

Организационно-педагогические условия совершенство-вания волевых качеств студентов технического вуза посредством занятия боксом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / БОКС / ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / STRONG-WILLED QUALITIES / STUDENTS / TECHNICAL UNIVERSITY / BOXING / DYNAMIC MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саламин Е. Е., Миханев В. И.

Проблема исследования в данной статье состоит в выявлении организационно-педагогических условий совершенствования волевых качеств, студентов технического вуза посредством занятия боксом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саламин Е. Е., Миханев В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL-ORGANIZATIONAL CONDITIONS OF THE STRONG WILL PERFECTION OF STUDENTS IN THE TECHNICAL UNIVERSITY BY MEANS OF BOXING EXERCISES

The article includes: Seven pages and list of information sources (7 sources). The problem consist in founding out the conditions of the strong will perfection of students in the Technical University by means of boxing exercises.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия совершенство-вания волевых качеств студентов технического вуза посредством занятия боксом»

2. Педагогика / под. ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 2002.

3. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

4. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997.

Статья поступила в редакцию 01.08.09

УДК 378.02

Е.Е. Саламин, аспирант КнАГТУ, г. Комсомольск-на-Амуре, E-mail: kayzersal@mail.ru

В.И. Миханев, заместитель начальника отдела ГИБДД УВД г. Комсомольска-на-Амуре, E-mail: kayzersal@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВО-ВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЯ БОКСОМ

Проблема исследования в данной статье состоит в выявлении организационно-педагогических условий совершенствования волевых качеств, студентов технического вуза посредством занятия боксом.

Ключевые слова: волевые качества, студенты, технический университет, бокс, динамическая модель.

Успешная профессиональная деятельность будущего выпускника технического вуза детерминирована определенными профессиональными качествами человека, степенью их соответствия требованиям специалиста технического вуза. Не является в этом смысле исключение выпускник технического вуза, поскольку возможность учебно-тренировочного и профессионального роста, овладения профессиональным мастерством в огромной степени связаны с уровнем совершенствования, оценкой его профессионально-важных, в том числе и волевых качеств, созданием соответствующих условий для их совершенствования, и самовоспитания посредством занятия боксом.

Вместе с тем, условия социально-экономической нестабильности в переломные и переходные периоды объективно повышают требования общества к профессии-ональной компетентности выпускников технического вуза России, прогнозирование и достижение высокого уровня которой невозможно без знания об устойчивых свойствах, качествах, чертах личности, необходимых специалисту, окончившему технический вуз.

Следовательно, необходимо совершенствовать у студента посредством занятия боксом те качества, которые помогают ему совершенствоваться, применять знания в ходе учебно-тренировочной и практической деятельности и одновременно постоянно изменяться, самосовершенствоваться. К числу таких качеств относятся професси-онально-важные волевые качества.

Методикой исследования являются современные педагогические концепции, реализующие личностно-деятельностный и системный подходы; материалистические идеи о проявлении волевых качеств личности в поведении и деятельности; психологические теории деятельности; учение о деятельностном подходе к развитию личности; психолого-педа-гогические исследования, рассматривающие мотивы учения, основные пути активизации учебной деятельности; фундаментальные работы ученых-педагогов.

В теоретическом плане исследование опирается на концептуальные положения о личности как субъекте совместной деятельности и своего собственного развития, о закономерностях этого развития, роли деятельности и общения в этом процессе; идеи целостного подхода к воспитанию; детерминированности развития личности системой общественных отношений и социальным окружением, в которые она оказывается включенной в процессе деятельности.

Одним из условий, организующих и координирующих, деятельность участников педагогического процесса является наличие модели компетентного выпускника технического вуза. Такая модель в практической деятельности позволяет:

- поставить достаточно конкретную и определенную цель для тренеров-преподавателей, и студентов;

- осуществить, контроль за эффективностью достижения этой цели;

- конкретизировать требования к личности студента и помочь им осознать значение волевых качеств в их учебном, спортивном и профессиональном становлении и дальнейшей профессиональной деятельност;

- активизировать и сделать наиболее эффективным процесс самопознания и самовоспитания студентов.

В русле рассматриваемой проблемы особое значение приобретают вопросы построения «идеальных моделей» изучаемых объектов и среди них - моделей компетентного выпускника, как цели и конечного результата деятельности всего педагогического коллектива технического вуза и в частности кафедры физического воспитания и спорта.

На основе этого анализа сделан вывод о том, что разрабатываемые модели в виде профессиограмм, психограмм являются статистическими, строением в разрезе в каждый момент времени. Это, ни что иное, как «снимок», «слепок», «фотография» объекта в этот момент времени. Более продуктивным является подход к построению модели с позиций движения студента технического вуза, его преобразований по ходу этого движения. Эффективным и продуктивным нами признан подход к построению такой модели, когда устанавливаются взаимосвязи между целями в совершенствовании каждого из структурных компонентов личности. К числу таких компонентов нами отнесены: потребностно-мотивационная, операционно-техническая сферы и сфера самопознания личности посредством занятия боксом. Представляется такая модель компетентного выпускника технического вуза, которая получила название «динамической».

Следующим организационно-педагогическим условием эффективного совершенствования волевых качеств личности будущего специалиста технического вуза, естественно вытекающим из динамической модели компетентного выпускника технического вуза, является целевая комплексная программа, объединяющая усилия тренерско-преподавательского состава и самих студентов по достижению конкретных целей. Целевая комплексная программа совершенствования волевых качеств будущих специалистов технического вуза, уровни совершенствования этих качеств (высокий, средний, низкий).

Эффективность организационно-педагогических условий обеспечивалась путем реализации специально разработанных опытно-экспериментальных программ. В частности, разработанная программа совершенствования у студентов нравственных мотивов учебно-тренировочной и профессиональной деятельности, конкретные нравственно-психологические ситуации, перед выбором которых оказывались студенты, существенно повлияли на совершенствование у них мотивационной сферы. Если в контрольной группе, где эта программа не реализовывалась, личная предрасположенность к будущей учебно-тренировочной и профессиональной деятельности особенно у новичков в конце эксперимента характеризовалась 4,0 -3,9 баллами (по пятибальной системе), то в экспериментальной - 4,5 балла. Профессиональная направленность в экс-

периментальной группе выразилась в 4,7 балла, а в контрольной - 3,05 балла.

Программа опытно-экспериментальной работы__________

Э та п ы Се ме- стр ы Задачи Содержание работы

1 1 1.1. Активизация мотивов профессиональной деятельности. 1.2.Углубление представлений о функциях специалиста технического вуза в обществе. 1.3.Развитие волевых, качеств и умений. 1 диагностический срез Цикл бесед по проблеме нравственной готовности к тренировочной и профессиональной деятельности. Освоение основных терминов и определений по проблеме “воля”, «воля в спорте». Специальные занятия с элементами тренингов общения и групповой сплоченности.

2 2.1.Совершенствование нравственного опыта студентов. 2.2.Воспитание профессиональной компетентности, и ответственности. Активизация процессов обучения (тренировки, спортивные игры, выступление на соревнованиях, дискуссии, моделирование и разрешение ситуаций, требующих нравственного выбора, ролевые игры, групповая организация деятельности.).

2 3 3.1. Развитие потребности работы в социуме, совершенствование нравственной позиции. 3.2. Развитие управленческих качеств и способностей. 2 диагностический срез Индивидуальная коррекционная работа.

Включение студентов в спортивную и нравственно-социальную деятельность. Проведение нравственно-психологического тренинга, встреч, круглых столов по нравственно- психологической проблематике. Создание и решение нравственных ситуаций. Специальные (тренировки) занятия по развитию воли. Индивидуальная коррекционная работа. Практические занятия по решению конкретных ситуаций. 3 диагностический срез

4 4.1.Создание ситуаций реальной ответственности. 4.2.Развитие потребности в самовоспитании. 4.3.Накопление опыта спортивной и социально-нравственной деятельности.

В результате третьего диагностического среза были получены данные для сравнительного анализа сводных показателей нравственной готовности студентов экспериментальной и контрольной групп.

Среднее значение показателей нравственной готовности студентов к учебно-тренировочной и профессиональной деятельности (в баллах)______________________________________

Компоненты Интегральные показатели Груп пы Начало экспери- мента Конец Экспе- римента

Мотиваци- онно-по- Личная пред-рас-положе- Э 3,5 4,5

требностный ность к будущей деятельности. К 3,35 3,9

Учебно-трени- Э 2,8 4,7

рово-чная и профессиональная на-прав-ленность. К 2,74 3,05

Такие результаты были получены в итоге реализации программы, предусматривающей анализ конкретных ситуаций, приведенных в приложении.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что своевременная диагностика и коррекция уровня нравственной готовности к учебно-тренировочной и будущей профессиональной деятельности, взаимосвязь теории и практики подготовки, моделирование ситуаций, требующих от студентов активных действий в обстановке нравственного выбора, поэтапная мотивация сферы студентов повышают их общую заинтересованность в учебно-тренировочной и профессиональной деятельности и удовлетворенность ее результатами.

В ходе исследования нами были использованы примеры нравственно-психологических ситуаций, решение которых способствовало совершенствованию нравственно-волевой позиции студентов, развитию их потребности в самовоспитании.

Волевая подготовка - процесс двухсторонний [1]. С одной стороны студент является объектом воспитательных воздействий тренерско-педагогического коллектива, с другой -активным и творческим участником совершенствования собственной воли. Самовоспитание воли выступает как важнейшая сторона волевой подготовки студента [2]. В условиях учебно-тренировочной деятельности он сам преодолевает многочисленные препятствия различной степени трудности, сам управляет своими действиями, поступками, мыслями, чувствами [3]. Поэтому очень важно, чтобы в совершенствовании его воли доля собственных усилий была, возможно, большей.

При определении путей и средств, решения поставленных задач необходимо исходить из того, что волевые качества развиваются в процессе любой деятельности и особенно спортивной, через преодоление препятствий, различных по содержанию и степени трудности. Поэтому в программе надо предусмотреть такие действия, такие упражнения, которые представляли бы собой препятствия в процессе физической (технической, тактической) подготовки, а также в процессе учебной и тренировочной деятельности. К ним может относиться, например, совершенствование спортивного и профессионального мастерства и тактики на фоне развивающегося утомления, использование соревновательного метода в выполнении профессиональных задач.

Преодоление препятствий требует волевых усилий, часто весьма значительных и даже предельных [4]. Для успешной мобилизации волевых усилий студент должен обладать соответствующими знаниями, действенными побуждениями (мотивами), уметь преодолевать внутренние и внешние препятствия. Поэтому в программу воспитания волевых качеств могут быть включены, например, такие мероприятия, как: изучение специальной литературы по вопросам физической тренировки и психологической подготовки, об этике будущего специалиста, о спортивных результатах достигнутых студентами, когда либо обучающихся в технических вузах и т.д.; самостоятельное составление различных планов (перспективных, годовых, месячных, очередных занятий, соревнований и др.); проявление учебно-тренировочной деятельности в решении задач профессионального совершенствования; участие в соревнованиях различного масштаба; упражнения в отвлечении и переключении внимания; идеомоторная подготовка, самоубеждение, самовнушение, и другие приемы преодоления различных препятствий и т. д.

Разработанные и реализованные учебно-тренировочные занятия воспитания и самовоспитания волевых качеств у будущих специалистов технического вуза значительно расширили диапазоны понятийного аппарата по проблеме «Воля» у студентов экспериментальной группы. Если среднее значение, характеризующее владение понятийным аппаратом по проблеме до начала эксперимента составляло 23,1%, то в конце -45,58%.

Приведена примерная индивидуальная программа самовоспитания волевых качеств, студентов в процессе учебнотренировочной деятельности. Данная программа является примерной и корректируется на основе самооценки студентами своих волевых качеств.

Специалисты технического профиля относительно чаще обращаются к предметному миру вещей. Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих специалистов технических вузов высокий уровень развития пространственных представлений и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т. е. действенно-практического интеллекта, волевых качеств, которые можно совершенствовать посредством занятия боксом.

На основе изучения научных трудов по проблемам общей и спортивной педагогике, психологии, работ педагогов и психологов о различных структурах волевых качеств личности, на основе констатирующего эксперимента, проведенного среди 40 студентов занимающихся в секции бокса в Комсо-

Библиографический список

мольском-на-Амуре государственном техническом университете, были определены волевые качества личности из 11 компонентов: целеустремленность, решительность, смелость,

настойчивость, выдержка и самообладание, мужество, инициативность, дисциплинированность, организованность, исполнительность.

Настоящее исследование в данной статье не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многосторонней проблемы совершенствования волевых качеств личности. Требует дальнейшего изучения вопросов структуры волевых качеств. Необходима более подробная характеристика их уровней, в углубленном исследовании нуждаются вопросы влияния различных факторов на успешность процесса воспитания воли посредством занятия боксом.

1. Холодов, Ж.К. ТМФК и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2004.

2. Хромина, Т.В. Волевая подготовка в боксе / Т.В. Хромина, Р.К. Киселев // ДВГАФК. - Хабаровск, 2004.

3. Пасниченко, А.Э. Оценка индивидуальных особенностей развития волевых качеств личности: дисс. ... канд. псих. Наук, М. 1996.

4. Аршинник, С. П. Исследование взаимосвязи между типом темперамента и уровнем развития волевых качеств юных спортсменов-единобор-цев. - Краснодар: КГУФКСТ, 2003.

Статья поступила в редакцию 16.07.09

Т.П. Усынина, аспирант ОГПУ, г. Оренбург, Email: usu-denis@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В данной статье автор рассматривает понятие «адаптация» и ее влияние на выпускников интернатных учреждений. Показаны основные отличия процесса адаптации к учебе в профессиональном училище выпускников детского дома и учащихся, воспитывающихся в семьях.

Ключевые слова: социальная и психологическая адаптация, выпускник интернатного учреждения, социализация, профессионального образования.

Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений -это прежде всего проблема социализации ребенка, поскольку образцы поведения, мышления, способы активности формируются еще в раннем возрасте и оказывают влияние на дальнейшую «взрослую» жизнь.

Социализация, как процесс становления личности через усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с социумом, начинается с рождения, и проходит всю жизнь человека. И семья в этом процессе играет определенную роль [1].

Современные отечественные исследователи утверждают, что не только ранняя материнская депривация вызывает задержки и искажения в психическом развитии детей, но основным является неполноценное общение со взрослым в самих сиротских учреждениях. По мнению А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, несформированность личности происходит не только вследствие нарушения ранних эмоциональных связей, но и связи с особыми условиями воспитания, потому, что жизнь в детском учреждении не требует личности. Нет необходимости планировать, контролировать свое поведение.

Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны неразвитый интеллект (способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний. Очень многое зависит от внутренней установки молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «я-ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «один -против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников,- неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации. Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют

возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество. После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организации быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и

др [2].

И.А. Яковлева характеризует систему воспитания в сиротских учреждениях, как казарменную, подчеркивая, что детей не готовят к последующей жизни, а только «взращивают до определенного возраста». Б.А. Куган также подчеркивает, что «условия, в которых находятся эти дети, состояние здоровья, склонность к алкоголизму и наркомании, негативно воздействуют на их способность к учению. .. Они менее всего способны к адекватной самостоятельной жизнедеятельности в обществе и имеют мало возможностей адаптироваться в нем».

Самое главное -это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.

Именно поэтому надо как можно раньше начинать проводить работу по развитию коммуникативной культуры, умению следовать поведенческим моделям, делать осознанный и ответственный выбор, работать в группе. Необходимо развивать у таких детей универсальные навыки деятельности, развивать способности к творчеству, которые являются одним из важнейших условий решения проблемы социализации и социальной адаптации.

В жизненном и профессиональном самоопределении воспитанники детских домов испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблю-

1б1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.