2. Педагогика / под. ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 2002.
3. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
4. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997.
Статья поступила в редакцию 01.08.09
УДК 378.02
Е.Е. Саламин, аспирант КнАГТУ, г. Комсомольск-на-Амуре, E-mail: [email protected]
В.И. Миханев, заместитель начальника отдела ГИБДД УВД г. Комсомольска-на-Амуре, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВО-ВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЯ БОКСОМ
Проблема исследования в данной статье состоит в выявлении организационно-педагогических условий совершенствования волевых качеств, студентов технического вуза посредством занятия боксом.
Ключевые слова: волевые качества, студенты, технический университет, бокс, динамическая модель.
Успешная профессиональная деятельность будущего выпускника технического вуза детерминирована определенными профессиональными качествами человека, степенью их соответствия требованиям специалиста технического вуза. Не является в этом смысле исключение выпускник технического вуза, поскольку возможность учебно-тренировочного и профессионального роста, овладения профессиональным мастерством в огромной степени связаны с уровнем совершенствования, оценкой его профессионально-важных, в том числе и волевых качеств, созданием соответствующих условий для их совершенствования, и самовоспитания посредством занятия боксом.
Вместе с тем, условия социально-экономической нестабильности в переломные и переходные периоды объективно повышают требования общества к профессии-ональной компетентности выпускников технического вуза России, прогнозирование и достижение высокого уровня которой невозможно без знания об устойчивых свойствах, качествах, чертах личности, необходимых специалисту, окончившему технический вуз.
Следовательно, необходимо совершенствовать у студента посредством занятия боксом те качества, которые помогают ему совершенствоваться, применять знания в ходе учебно-тренировочной и практической деятельности и одновременно постоянно изменяться, самосовершенствоваться. К числу таких качеств относятся професси-онально-важные волевые качества.
Методикой исследования являются современные педагогические концепции, реализующие личностно-деятельностный и системный подходы; материалистические идеи о проявлении волевых качеств личности в поведении и деятельности; психологические теории деятельности; учение о деятельностном подходе к развитию личности; психолого-педа-гогические исследования, рассматривающие мотивы учения, основные пути активизации учебной деятельности; фундаментальные работы ученых-педагогов.
В теоретическом плане исследование опирается на концептуальные положения о личности как субъекте совместной деятельности и своего собственного развития, о закономерностях этого развития, роли деятельности и общения в этом процессе; идеи целостного подхода к воспитанию; детерминированности развития личности системой общественных отношений и социальным окружением, в которые она оказывается включенной в процессе деятельности.
Одним из условий, организующих и координирующих, деятельность участников педагогического процесса является наличие модели компетентного выпускника технического вуза. Такая модель в практической деятельности позволяет:
- поставить достаточно конкретную и определенную цель для тренеров-преподавателей, и студентов;
- осуществить, контроль за эффективностью достижения этой цели;
- конкретизировать требования к личности студента и помочь им осознать значение волевых качеств в их учебном, спортивном и профессиональном становлении и дальнейшей профессиональной деятельност;
- активизировать и сделать наиболее эффективным процесс самопознания и самовоспитания студентов.
В русле рассматриваемой проблемы особое значение приобретают вопросы построения «идеальных моделей» изучаемых объектов и среди них - моделей компетентного выпускника, как цели и конечного результата деятельности всего педагогического коллектива технического вуза и в частности кафедры физического воспитания и спорта.
На основе этого анализа сделан вывод о том, что разрабатываемые модели в виде профессиограмм, психограмм являются статистическими, строением в разрезе в каждый момент времени. Это, ни что иное, как «снимок», «слепок», «фотография» объекта в этот момент времени. Более продуктивным является подход к построению модели с позиций движения студента технического вуза, его преобразований по ходу этого движения. Эффективным и продуктивным нами признан подход к построению такой модели, когда устанавливаются взаимосвязи между целями в совершенствовании каждого из структурных компонентов личности. К числу таких компонентов нами отнесены: потребностно-мотивационная, операционно-техническая сферы и сфера самопознания личности посредством занятия боксом. Представляется такая модель компетентного выпускника технического вуза, которая получила название «динамической».
Следующим организационно-педагогическим условием эффективного совершенствования волевых качеств личности будущего специалиста технического вуза, естественно вытекающим из динамической модели компетентного выпускника технического вуза, является целевая комплексная программа, объединяющая усилия тренерско-преподавательского состава и самих студентов по достижению конкретных целей. Целевая комплексная программа совершенствования волевых качеств будущих специалистов технического вуза, уровни совершенствования этих качеств (высокий, средний, низкий).
Эффективность организационно-педагогических условий обеспечивалась путем реализации специально разработанных опытно-экспериментальных программ. В частности, разработанная программа совершенствования у студентов нравственных мотивов учебно-тренировочной и профессиональной деятельности, конкретные нравственно-психологические ситуации, перед выбором которых оказывались студенты, существенно повлияли на совершенствование у них мотивационной сферы. Если в контрольной группе, где эта программа не реализовывалась, личная предрасположенность к будущей учебно-тренировочной и профессиональной деятельности особенно у новичков в конце эксперимента характеризовалась 4,0 -3,9 баллами (по пятибальной системе), то в экспериментальной - 4,5 балла. Профессиональная направленность в экс-
периментальной группе выразилась в 4,7 балла, а в контрольной - 3,05 балла.
Программа опытно-экспериментальной работы__________
Э та п ы Се ме- стр ы Задачи Содержание работы
1 1 1.1. Активизация мотивов профессиональной деятельности. 1.2.Углубление представлений о функциях специалиста технического вуза в обществе. 1.3.Развитие волевых, качеств и умений. 1 диагностический срез Цикл бесед по проблеме нравственной готовности к тренировочной и профессиональной деятельности. Освоение основных терминов и определений по проблеме “воля”, «воля в спорте». Специальные занятия с элементами тренингов общения и групповой сплоченности.
2 2.1.Совершенствование нравственного опыта студентов. 2.2.Воспитание профессиональной компетентности, и ответственности. Активизация процессов обучения (тренировки, спортивные игры, выступление на соревнованиях, дискуссии, моделирование и разрешение ситуаций, требующих нравственного выбора, ролевые игры, групповая организация деятельности.).
2 3 3.1. Развитие потребности работы в социуме, совершенствование нравственной позиции. 3.2. Развитие управленческих качеств и способностей. 2 диагностический срез Индивидуальная коррекционная работа.
Включение студентов в спортивную и нравственно-социальную деятельность. Проведение нравственно-психологического тренинга, встреч, круглых столов по нравственно- психологической проблематике. Создание и решение нравственных ситуаций. Специальные (тренировки) занятия по развитию воли. Индивидуальная коррекционная работа. Практические занятия по решению конкретных ситуаций. 3 диагностический срез
4 4.1.Создание ситуаций реальной ответственности. 4.2.Развитие потребности в самовоспитании. 4.3.Накопление опыта спортивной и социально-нравственной деятельности.
В результате третьего диагностического среза были получены данные для сравнительного анализа сводных показателей нравственной готовности студентов экспериментальной и контрольной групп.
Среднее значение показателей нравственной готовности студентов к учебно-тренировочной и профессиональной деятельности (в баллах)______________________________________
Компоненты Интегральные показатели Груп пы Начало экспери- мента Конец Экспе- римента
Мотиваци- онно-по- Личная пред-рас-положе- Э 3,5 4,5
требностный ность к будущей деятельности. К 3,35 3,9
Учебно-трени- Э 2,8 4,7
рово-чная и профессиональная на-прав-ленность. К 2,74 3,05
Такие результаты были получены в итоге реализации программы, предусматривающей анализ конкретных ситуаций, приведенных в приложении.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что своевременная диагностика и коррекция уровня нравственной готовности к учебно-тренировочной и будущей профессиональной деятельности, взаимосвязь теории и практики подготовки, моделирование ситуаций, требующих от студентов активных действий в обстановке нравственного выбора, поэтапная мотивация сферы студентов повышают их общую заинтересованность в учебно-тренировочной и профессиональной деятельности и удовлетворенность ее результатами.
В ходе исследования нами были использованы примеры нравственно-психологических ситуаций, решение которых способствовало совершенствованию нравственно-волевой позиции студентов, развитию их потребности в самовоспитании.
Волевая подготовка - процесс двухсторонний [1]. С одной стороны студент является объектом воспитательных воздействий тренерско-педагогического коллектива, с другой -активным и творческим участником совершенствования собственной воли. Самовоспитание воли выступает как важнейшая сторона волевой подготовки студента [2]. В условиях учебно-тренировочной деятельности он сам преодолевает многочисленные препятствия различной степени трудности, сам управляет своими действиями, поступками, мыслями, чувствами [3]. Поэтому очень важно, чтобы в совершенствовании его воли доля собственных усилий была, возможно, большей.
При определении путей и средств, решения поставленных задач необходимо исходить из того, что волевые качества развиваются в процессе любой деятельности и особенно спортивной, через преодоление препятствий, различных по содержанию и степени трудности. Поэтому в программе надо предусмотреть такие действия, такие упражнения, которые представляли бы собой препятствия в процессе физической (технической, тактической) подготовки, а также в процессе учебной и тренировочной деятельности. К ним может относиться, например, совершенствование спортивного и профессионального мастерства и тактики на фоне развивающегося утомления, использование соревновательного метода в выполнении профессиональных задач.
Преодоление препятствий требует волевых усилий, часто весьма значительных и даже предельных [4]. Для успешной мобилизации волевых усилий студент должен обладать соответствующими знаниями, действенными побуждениями (мотивами), уметь преодолевать внутренние и внешние препятствия. Поэтому в программу воспитания волевых качеств могут быть включены, например, такие мероприятия, как: изучение специальной литературы по вопросам физической тренировки и психологической подготовки, об этике будущего специалиста, о спортивных результатах достигнутых студентами, когда либо обучающихся в технических вузах и т.д.; самостоятельное составление различных планов (перспективных, годовых, месячных, очередных занятий, соревнований и др.); проявление учебно-тренировочной деятельности в решении задач профессионального совершенствования; участие в соревнованиях различного масштаба; упражнения в отвлечении и переключении внимания; идеомоторная подготовка, самоубеждение, самовнушение, и другие приемы преодоления различных препятствий и т. д.
Разработанные и реализованные учебно-тренировочные занятия воспитания и самовоспитания волевых качеств у будущих специалистов технического вуза значительно расширили диапазоны понятийного аппарата по проблеме «Воля» у студентов экспериментальной группы. Если среднее значение, характеризующее владение понятийным аппаратом по проблеме до начала эксперимента составляло 23,1%, то в конце -45,58%.
Приведена примерная индивидуальная программа самовоспитания волевых качеств, студентов в процессе учебнотренировочной деятельности. Данная программа является примерной и корректируется на основе самооценки студентами своих волевых качеств.
Специалисты технического профиля относительно чаще обращаются к предметному миру вещей. Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих специалистов технических вузов высокий уровень развития пространственных представлений и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т. е. действенно-практического интеллекта, волевых качеств, которые можно совершенствовать посредством занятия боксом.
На основе изучения научных трудов по проблемам общей и спортивной педагогике, психологии, работ педагогов и психологов о различных структурах волевых качеств личности, на основе констатирующего эксперимента, проведенного среди 40 студентов занимающихся в секции бокса в Комсо-
Библиографический список
мольском-на-Амуре государственном техническом университете, были определены волевые качества личности из 11 компонентов: целеустремленность, решительность, смелость,
настойчивость, выдержка и самообладание, мужество, инициативность, дисциплинированность, организованность, исполнительность.
Настоящее исследование в данной статье не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многосторонней проблемы совершенствования волевых качеств личности. Требует дальнейшего изучения вопросов структуры волевых качеств. Необходима более подробная характеристика их уровней, в углубленном исследовании нуждаются вопросы влияния различных факторов на успешность процесса воспитания воли посредством занятия боксом.
1. Холодов, Ж.К. ТМФК и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2004.
2. Хромина, Т.В. Волевая подготовка в боксе / Т.В. Хромина, Р.К. Киселев // ДВГАФК. - Хабаровск, 2004.
3. Пасниченко, А.Э. Оценка индивидуальных особенностей развития волевых качеств личности: дисс. ... канд. псих. Наук, М. 1996.
4. Аршинник, С. П. Исследование взаимосвязи между типом темперамента и уровнем развития волевых качеств юных спортсменов-единобор-цев. - Краснодар: КГУФКСТ, 2003.
Статья поступила в редакцию 16.07.09
Т.П. Усынина, аспирант ОГПУ, г. Оренбург, Email: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В данной статье автор рассматривает понятие «адаптация» и ее влияние на выпускников интернатных учреждений. Показаны основные отличия процесса адаптации к учебе в профессиональном училище выпускников детского дома и учащихся, воспитывающихся в семьях.
Ключевые слова: социальная и психологическая адаптация, выпускник интернатного учреждения, социализация, профессионального образования.
Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений -это прежде всего проблема социализации ребенка, поскольку образцы поведения, мышления, способы активности формируются еще в раннем возрасте и оказывают влияние на дальнейшую «взрослую» жизнь.
Социализация, как процесс становления личности через усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с социумом, начинается с рождения, и проходит всю жизнь человека. И семья в этом процессе играет определенную роль [1].
Современные отечественные исследователи утверждают, что не только ранняя материнская депривация вызывает задержки и искажения в психическом развитии детей, но основным является неполноценное общение со взрослым в самих сиротских учреждениях. По мнению А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, несформированность личности происходит не только вследствие нарушения ранних эмоциональных связей, но и связи с особыми условиями воспитания, потому, что жизнь в детском учреждении не требует личности. Нет необходимости планировать, контролировать свое поведение.
Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны неразвитый интеллект (способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний. Очень многое зависит от внутренней установки молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «я-ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «один -против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников,- неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации. Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют
возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество. После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организации быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и
др [2].
И.А. Яковлева характеризует систему воспитания в сиротских учреждениях, как казарменную, подчеркивая, что детей не готовят к последующей жизни, а только «взращивают до определенного возраста». Б.А. Куган также подчеркивает, что «условия, в которых находятся эти дети, состояние здоровья, склонность к алкоголизму и наркомании, негативно воздействуют на их способность к учению. .. Они менее всего способны к адекватной самостоятельной жизнедеятельности в обществе и имеют мало возможностей адаптироваться в нем».
Самое главное -это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.
Именно поэтому надо как можно раньше начинать проводить работу по развитию коммуникативной культуры, умению следовать поведенческим моделям, делать осознанный и ответственный выбор, работать в группе. Необходимо развивать у таких детей универсальные навыки деятельности, развивать способности к творчеству, которые являются одним из важнейших условий решения проблемы социализации и социальной адаптации.
В жизненном и профессиональном самоопределении воспитанники детских домов испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблю-
1б1