Научная статья на тему 'Совершенствование волевых качеств студентов вуза посредством занятий боксом'

Совершенствование волевых качеств студентов вуза посредством занятий боксом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ДИНАМИКА / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / STUDENTS / DYNAMICS / WILLPOWER / PHYSICAL TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саламин Евгений Евгеньевич, Буловенко Олег Анатольевич, Новиков Денис Викторович, Иваньков Артур Владимирович

Целью статьи является анализ воздействия учебно-тренировочных занятий боксом на совершенствование волевых качеств студентов вуза. Опираясь на экспериментальные данные, авторы приходят к выводу о положительном характере данного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саламин Евгений Евгеньевич, Буловенко Олег Анатольевич, Новиков Денис Викторович, Иваньков Артур Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Willpower of University Students by Going in for Boxing

The article is a thorough account of the physical training by boxing in order to impact on willpower of university students. Based on experimental data, the authors come to the conclusion about the positive effect of such impact.

Текст научной работы на тему «Совершенствование волевых качеств студентов вуза посредством занятий боксом»

ІІІІ1ІІІІИІІШ № 4,

Возможности современной вычислительной техники (вычислительные, транс-дьюсерные и др.) в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

вычислительные — быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

трансдьюсерные — способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

комбинаторные — возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

графические — возможность представлять результаты своей работы в наглядной графической, видео- и анимационной форме;

моделирующие — возможность построения информационных моделей реальных объектов и явлений.

Широкое использование ИКТ в образовательном процессе вузов позволяет обеспечить вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных деятельно-

стных компонентов (освоение проектноисследовательских и коммуникативных методов); завершение профильного самоопределения и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующем профессиональном направлении.

Таким образом, для формирования профессиональной компетентности учителя математики необходимы интеграция информационно-коммуникационных технологий в образование, их обоснованное использование в обучении, воспитании и развитии обучаемых, рациональное использование для обеспечения профессиональной деятельности, повышения квалификации педагога, руководителя, администратора. Проблема внедрения ИКТ в образовательный процесс вузов является многогранной, и решать ее следует комплексно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бачкова, Р. В. Компьютерные технологии в профессиональной деятельности работника образования : учеб. пособие / Р. В. Бочкова, Т. П. Лунина, В. И. Сафонов ; Мордов. респ. ин-т образования. — Саранск, 2008. — 194 с.

2. Компетенции работников образования в области информационных и коммуникационных технологий : моногр. / А. И. Гусева, В. С. Киреев,

А. Н. Тихомирова, С. А. Филиппов. — М. : МИФИ, 2009. — 256 с.

Поступила 15.09.10.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ БОКСОМ

Е. Е. Соломин, О. А. Булавенко, Д. В. Новиков, А. В. Иваньков

(Камсамальский-на-Амуре государственный технический университет)

Целью статьи является анализ воздействия учебно-тренировочных занятий боксом на совершенствование волевых качеств студентов вуза. Опираясь на экспериментальные данные, авторы приходят к выводу о положительном характере данного воздействия.

Ключевыге слава: студенты; динамика; волевые качества; учебно-тренировочный процесс.

Необходимым свойством структуры обеспечивая тем самым качественный

личности студента вуза является воля. процесс усвоения тех или иных компетен-

Именно она позволяет студенту созна- ций. По существу, воля — один из важ-

тельно управлять своей активностью, нейших ресурсов, обеспечивающих (со

© Саламин Е. Е., Булавенко О. А., Новиков Д. В., Иваньков А. В., 2010

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

стороны обучающегося) высокую эффективность высшего образования.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что у значительной части студентов вуза волевые качества сформированы крайне слабо. Практика высшей школы показывает, что среди них есть абсолютно безвольные, неспособные даже к минимальному управлению собственной познавательной активностью. Итогом подобной неразвитости волевых качеств становятся «хроническая» (системная) неуспеваемость и, как следствие, неэффективное усвоение студентами профессиональных компетенций.

В связи с наличием данной проблемы особую актуальность приобретают педагогические системы и методики, способствующие формированию и развитию у студентов вуза воли и производных от нее качеств. На наш взгляд, весьма эффективным средством решения проблемы могут быть занятия спортом, в частности боксом.

С целью изучения характера воздействия занятий боксом на совершенствование волевых качеств нами был проведен эксперимент среди 64 студентов, занимающихся боксом в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете более двух лет. Для этого была разработана специальная экспериментальная программа (табл. 1), предполагающая следующие действия:

— сравнение начального уровня мотивации учебно-тренировочной и профессиональной деятельности студентов с результатами диагностического обследования, проведенного после завершения программы совершенствования волевых качеств студентов;

— сравнение изменений в структуре мотивации экспериментальной и контрольной групп;

— изучение промежуточных результатов совершенствования исследуемых качеств у студентов.

Т а б л и ц а 1

Программа опытно-экспериментальной работы

Этап

Семестры

Задачи

Содержание работы

1 —2 Активизация мотивов профес-

сиональной деятельности. Углубление представлений о функциях специалиста вуза в обществе. Развитие волевых качеств и умений. Совершенствование нравственно-волевого опыта студентов. Воспитание профессиональной компетентности и ответственности

3—4 Развитие потребности работы

в социуме, совершенствование нравственной позиции. Развитие управленческих качеств и способностей. Создание ситуаций реальной ответственности. Развитие потребности в самовоспитании. Накопление опыта спортивной и социально-нравственной деятельности

1-й диагнастический срез

Цикл бесед по проблеме нравственной готовности к тренировочной и профессиональной деятельности. Освоение основных терминов и определений по проблеме «воля», «воля в спорте». Специальные занятия с элементами тренингов общения и групповой сплоченности.

Активизация процессов обучения (тренировки, спортивные игры, выступления на соревнованиях, дискуссии, моделирование и разрешение ситуаций, требующих нравственного выбора, ролевые игры, групповая организация деятельности).

2-й диагнастический срез Индивидуальная коррекционная работа

3-й диагнастический срез

Включение студентов в спортивную и нравственно-социальную деятельность. Проведение тренингов, встреч, круглых столов по нравственно-психологической проблематике. Создание и решение нравственных ситуаций.

Специальные занятия по развитию воли (тренировки). Индивидуальная коррекционная работа. Практические занятия по решению конкретных ситуаций

11111111111* № 4,

Данные, полученные нами при проведении диагностики, показали необходимость и принципиальную возможность направленной мотивации студентов к занятиям спортом.

Своевременная диагностика и коррекция уровня нравственной готовности к учебно-тренировочной и будущей профессиональной деятельности, поэтапная мотивация сферы самопознания, в которую входят такие компоненты, как самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение, повышают общую заинтересованность студентов в учебнотренировочной и будущей профессиональной деятельности. Кроме того, они способствуют повышению удовлетворенности ее результатами.

В течение первого месяца учебнотренировочной деятельности создаются максимально эффективные условия для самовоспитания студентов и совершенствования их профессионально важных и, особенно, волевых качеств (целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, упорства, честности, решительности, исполнительности и др.). Данный период сложен для студентов, особенно для новичков, как в физическом, так и в психологическом плане. На протяжении дня студент получает высокие нагрузки на организм и психику, ему приходится выполнять сложные задачи в абсолютно новом коллективе с новым характером взаимоотношений, соблюдать распорядок дня, требования учебно-тренировочной дисциплины.

Для повышения эффективности начального процесса обучения боксу нами был разработан и внедрен в учебный процесс Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета спецкурс «Самовоспитание воли» для студентов I курса. Основная цель спецкурса — помощь студентам в учебно-тренировочном, профессиональном и личностном становлении, совершенствовании волевых качеств, профессионально важных для будущих специалистов.

В содержании спецкурса раскрываются сущность, цель, задачи, компоненты самовоспитания. Теоретическая часть посвящена рассмотрению проблем само-

воспитания, понятия воли, ее структуры, особенностей совершенствования. В содержание практических занятий (тренировок) включена специально подобранная методика, с помощью которой студенты имеют возможность повысить уровень совершенствования волевых качеств, привести их в соответствие с требованиями, предъявляемыми к специалисту.

Задачами спецкурса являются:

— осознание студентами целей учебно-тренировочной и профессиональной деятельности и формирование целостного представления о ее структуре;

— осознание необходимости самовоспитания как процесса, направленного на совершенствование профессионально важных структурных компонентов личности;

— усвоение сущности понятий «воля», «волевая регуляция поведения», «волевые качества»;

— изучение уровня развития волевых качеств;

— определение самооценки, ее влияния на совершенствование волевых качеств;

— составление индивидуальной программы самовоспитания воли;

— осуществление самоконтроля.

Волевая подготовка — процесс двухсторонний [2]. С одной стороны, студент является объектом воспитательных воздействий тренерско-педагогического коллектива, с другой — активным и творческим участником совершенствования собственной воли. Самовоспитание воли выступает важнейшим компонентом волевой подготовки студента [1]. В условиях учебно-тренировочной деятельности студент сам преодолевает многочисленные препятствия различной степени трудности, сам управляет своими действиями, поступками, мыслями, чувствами. Очень важно, чтобы в совершенствовании его воли доля собственных усилий была максимально большой.

В ходе эксперимента нами неоднократно производились диагностика усвоения студентами понятийного аппарата по проблеме воли (табл. 2), а также измерения степени совершенствования их волевых качеств (табл. 3).

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Т а б л и ц а 2 Результаты диагностики овладения студентами понятийным аппаратом проблемы «воля», %

Номер Правильные ответы

вопроса До эксперимента После эксперимента

1 11,2 29,3

2 6,3 11,9

3 1,5 8,7

4 4,8 15,5

5 30,2 64,2

6 8,7 52,1

7 52,1 74,3

8 44,4 70,5

9 30,4 68,5

10 16,4 42,1

11 5,1 20,3

12 50,2 73,4

13 60,2 92,1

14 2,1 15,3

Среднее 23,1 45,58

Т а б л и ц а

Изменение уровня совершенствования волевых качеств, студентов, %

Коэффициент

№ п/п Волевые качества значимости

До эксперимента После экспери- мента

1 Целеустремленность 69,2 77,0

2 Решительность 61,1 79,0

3 Смелость 62,2 77,0

4 Настойчивость 63,1 79,0

5 Выдержка, самообладание 58,2 85,0

6 Мужество 71,1 82,0

7 Инициатива 68,0 78,0

8 Самостоятельность 70,1 84,0

9 Дисциплинированность 64,5 77,0

10 Организованность 67,2 73,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Исполнительность 73,5 84,0

Данные таблицы свидетельствуют о положительной динамике в уровне совершенствования волевых качеств личности студентов и, следовательно, о том, что в результате целенаправленного педагогического влияния на потребностно-мо-тивационную сферу, сферу самосознания и собственно волевые качества студентов возможно решение проблемы эффективной подготовки специалистов вуза. Кроме того, вышеприведенные данные указывают на то, что динамика совершенствования отдельных волевых качеств различна. Так, в ходе эксперимента выяснилось, что некоторые качества опережают в своем развитии все прочие. К ним относятся целеустремленность, смелость, решительность, выдержка, инициативность, организованность, исполнительность. Мы полагаем, что объяснение этому можно найти в анализе практики работы вузов, где закладывается основа этих (и других) качеств. Представляется, что такой анализ должен стать предметом специального научного исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева. — М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 480 с.

2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов,

В. С. Кузнецов. — М. : Изд. центр «Академия», 2000. — 480 с.

Поступила 09.06.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.