ІІІІ1ІІІІИІІШ № 4,
Возможности современной вычислительной техники (вычислительные, транс-дьюсерные и др.) в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:
вычислительные — быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
трансдьюсерные — способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
комбинаторные — возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
графические — возможность представлять результаты своей работы в наглядной графической, видео- и анимационной форме;
моделирующие — возможность построения информационных моделей реальных объектов и явлений.
Широкое использование ИКТ в образовательном процессе вузов позволяет обеспечить вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных деятельно-
стных компонентов (освоение проектноисследовательских и коммуникативных методов); завершение профильного самоопределения и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующем профессиональном направлении.
Таким образом, для формирования профессиональной компетентности учителя математики необходимы интеграция информационно-коммуникационных технологий в образование, их обоснованное использование в обучении, воспитании и развитии обучаемых, рациональное использование для обеспечения профессиональной деятельности, повышения квалификации педагога, руководителя, администратора. Проблема внедрения ИКТ в образовательный процесс вузов является многогранной, и решать ее следует комплексно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бачкова, Р. В. Компьютерные технологии в профессиональной деятельности работника образования : учеб. пособие / Р. В. Бочкова, Т. П. Лунина, В. И. Сафонов ; Мордов. респ. ин-т образования. — Саранск, 2008. — 194 с.
2. Компетенции работников образования в области информационных и коммуникационных технологий : моногр. / А. И. Гусева, В. С. Киреев,
А. Н. Тихомирова, С. А. Филиппов. — М. : МИФИ, 2009. — 256 с.
Поступила 15.09.10.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ БОКСОМ
Е. Е. Соломин, О. А. Булавенко, Д. В. Новиков, А. В. Иваньков
(Камсамальский-на-Амуре государственный технический университет)
Целью статьи является анализ воздействия учебно-тренировочных занятий боксом на совершенствование волевых качеств студентов вуза. Опираясь на экспериментальные данные, авторы приходят к выводу о положительном характере данного воздействия.
Ключевыге слава: студенты; динамика; волевые качества; учебно-тренировочный процесс.
Необходимым свойством структуры обеспечивая тем самым качественный
личности студента вуза является воля. процесс усвоения тех или иных компетен-
Именно она позволяет студенту созна- ций. По существу, воля — один из важ-
тельно управлять своей активностью, нейших ресурсов, обеспечивающих (со
© Саламин Е. Е., Булавенко О. А., Новиков Д. В., Иваньков А. В., 2010
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
стороны обучающегося) высокую эффективность высшего образования.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что у значительной части студентов вуза волевые качества сформированы крайне слабо. Практика высшей школы показывает, что среди них есть абсолютно безвольные, неспособные даже к минимальному управлению собственной познавательной активностью. Итогом подобной неразвитости волевых качеств становятся «хроническая» (системная) неуспеваемость и, как следствие, неэффективное усвоение студентами профессиональных компетенций.
В связи с наличием данной проблемы особую актуальность приобретают педагогические системы и методики, способствующие формированию и развитию у студентов вуза воли и производных от нее качеств. На наш взгляд, весьма эффективным средством решения проблемы могут быть занятия спортом, в частности боксом.
С целью изучения характера воздействия занятий боксом на совершенствование волевых качеств нами был проведен эксперимент среди 64 студентов, занимающихся боксом в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете более двух лет. Для этого была разработана специальная экспериментальная программа (табл. 1), предполагающая следующие действия:
— сравнение начального уровня мотивации учебно-тренировочной и профессиональной деятельности студентов с результатами диагностического обследования, проведенного после завершения программы совершенствования волевых качеств студентов;
— сравнение изменений в структуре мотивации экспериментальной и контрольной групп;
— изучение промежуточных результатов совершенствования исследуемых качеств у студентов.
Т а б л и ц а 1
Программа опытно-экспериментальной работы
Этап
Семестры
Задачи
Содержание работы
1 —2 Активизация мотивов профес-
сиональной деятельности. Углубление представлений о функциях специалиста вуза в обществе. Развитие волевых качеств и умений. Совершенствование нравственно-волевого опыта студентов. Воспитание профессиональной компетентности и ответственности
3—4 Развитие потребности работы
в социуме, совершенствование нравственной позиции. Развитие управленческих качеств и способностей. Создание ситуаций реальной ответственности. Развитие потребности в самовоспитании. Накопление опыта спортивной и социально-нравственной деятельности
1-й диагнастический срез
Цикл бесед по проблеме нравственной готовности к тренировочной и профессиональной деятельности. Освоение основных терминов и определений по проблеме «воля», «воля в спорте». Специальные занятия с элементами тренингов общения и групповой сплоченности.
Активизация процессов обучения (тренировки, спортивные игры, выступления на соревнованиях, дискуссии, моделирование и разрешение ситуаций, требующих нравственного выбора, ролевые игры, групповая организация деятельности).
2-й диагнастический срез Индивидуальная коррекционная работа
3-й диагнастический срез
Включение студентов в спортивную и нравственно-социальную деятельность. Проведение тренингов, встреч, круглых столов по нравственно-психологической проблематике. Создание и решение нравственных ситуаций.
Специальные занятия по развитию воли (тренировки). Индивидуальная коррекционная работа. Практические занятия по решению конкретных ситуаций
11111111111* № 4,
Данные, полученные нами при проведении диагностики, показали необходимость и принципиальную возможность направленной мотивации студентов к занятиям спортом.
Своевременная диагностика и коррекция уровня нравственной готовности к учебно-тренировочной и будущей профессиональной деятельности, поэтапная мотивация сферы самопознания, в которую входят такие компоненты, как самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение, повышают общую заинтересованность студентов в учебнотренировочной и будущей профессиональной деятельности. Кроме того, они способствуют повышению удовлетворенности ее результатами.
В течение первого месяца учебнотренировочной деятельности создаются максимально эффективные условия для самовоспитания студентов и совершенствования их профессионально важных и, особенно, волевых качеств (целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, упорства, честности, решительности, исполнительности и др.). Данный период сложен для студентов, особенно для новичков, как в физическом, так и в психологическом плане. На протяжении дня студент получает высокие нагрузки на организм и психику, ему приходится выполнять сложные задачи в абсолютно новом коллективе с новым характером взаимоотношений, соблюдать распорядок дня, требования учебно-тренировочной дисциплины.
Для повышения эффективности начального процесса обучения боксу нами был разработан и внедрен в учебный процесс Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета спецкурс «Самовоспитание воли» для студентов I курса. Основная цель спецкурса — помощь студентам в учебно-тренировочном, профессиональном и личностном становлении, совершенствовании волевых качеств, профессионально важных для будущих специалистов.
В содержании спецкурса раскрываются сущность, цель, задачи, компоненты самовоспитания. Теоретическая часть посвящена рассмотрению проблем само-
воспитания, понятия воли, ее структуры, особенностей совершенствования. В содержание практических занятий (тренировок) включена специально подобранная методика, с помощью которой студенты имеют возможность повысить уровень совершенствования волевых качеств, привести их в соответствие с требованиями, предъявляемыми к специалисту.
Задачами спецкурса являются:
— осознание студентами целей учебно-тренировочной и профессиональной деятельности и формирование целостного представления о ее структуре;
— осознание необходимости самовоспитания как процесса, направленного на совершенствование профессионально важных структурных компонентов личности;
— усвоение сущности понятий «воля», «волевая регуляция поведения», «волевые качества»;
— изучение уровня развития волевых качеств;
— определение самооценки, ее влияния на совершенствование волевых качеств;
— составление индивидуальной программы самовоспитания воли;
— осуществление самоконтроля.
Волевая подготовка — процесс двухсторонний [2]. С одной стороны, студент является объектом воспитательных воздействий тренерско-педагогического коллектива, с другой — активным и творческим участником совершенствования собственной воли. Самовоспитание воли выступает важнейшим компонентом волевой подготовки студента [1]. В условиях учебно-тренировочной деятельности студент сам преодолевает многочисленные препятствия различной степени трудности, сам управляет своими действиями, поступками, мыслями, чувствами. Очень важно, чтобы в совершенствовании его воли доля собственных усилий была максимально большой.
В ходе эксперимента нами неоднократно производились диагностика усвоения студентами понятийного аппарата по проблеме воли (табл. 2), а также измерения степени совершенствования их волевых качеств (табл. 3).
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Т а б л и ц а 2 Результаты диагностики овладения студентами понятийным аппаратом проблемы «воля», %
Номер Правильные ответы
вопроса До эксперимента После эксперимента
1 11,2 29,3
2 6,3 11,9
3 1,5 8,7
4 4,8 15,5
5 30,2 64,2
6 8,7 52,1
7 52,1 74,3
8 44,4 70,5
9 30,4 68,5
10 16,4 42,1
11 5,1 20,3
12 50,2 73,4
13 60,2 92,1
14 2,1 15,3
Среднее 23,1 45,58
Т а б л и ц а
Изменение уровня совершенствования волевых качеств, студентов, %
Коэффициент
№ п/п Волевые качества значимости
До эксперимента После экспери- мента
1 Целеустремленность 69,2 77,0
2 Решительность 61,1 79,0
3 Смелость 62,2 77,0
4 Настойчивость 63,1 79,0
5 Выдержка, самообладание 58,2 85,0
6 Мужество 71,1 82,0
7 Инициатива 68,0 78,0
8 Самостоятельность 70,1 84,0
9 Дисциплинированность 64,5 77,0
10 Организованность 67,2 73,0
11 Исполнительность 73,5 84,0
Данные таблицы свидетельствуют о положительной динамике в уровне совершенствования волевых качеств личности студентов и, следовательно, о том, что в результате целенаправленного педагогического влияния на потребностно-мо-тивационную сферу, сферу самосознания и собственно волевые качества студентов возможно решение проблемы эффективной подготовки специалистов вуза. Кроме того, вышеприведенные данные указывают на то, что динамика совершенствования отдельных волевых качеств различна. Так, в ходе эксперимента выяснилось, что некоторые качества опережают в своем развитии все прочие. К ним относятся целеустремленность, смелость, решительность, выдержка, инициативность, организованность, исполнительность. Мы полагаем, что объяснение этому можно найти в анализе практики работы вузов, где закладывается основа этих (и других) качеств. Представляется, что такой анализ должен стать предметом специального научного исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева. — М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 480 с.
2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов,
В. С. Кузнецов. — М. : Изд. центр «Академия», 2000. — 480 с.
Поступила 09.06.10.