УДК -З78.02
Е.Е. Саламин, аспирант КнАГТУ, г. Комсомольск-на-Амуре, E-mail: kayzersal@mail.ru
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЯ БОКСОМ
Статья состоит: из семи страниц, списка литературных источников (З источников). Проблема исследования в данной статье состоит в выявлении программно-целевого подхода к организации деятельности по совершенствованию волевых качеств студентов технического вуза посредством занятия боксом.
Ключевые слова: студенты, технический университет, целевая комплексная программа, бокс.
В связи с тем, что эффективность совершенствования волевых качеств, студентов технического вуза зависит от многих факторов и условий, связанных с их индивидуальными особенностями, их мотивацией и самооценкой, уровнем профессиональной подготовки тренерско-преподавательского состава и т.д., возникает необходимость координации действий всех участников педагогического процесса. Поскольку в социальных системах системообразующим фактором является цель (цели), то необходим целевой подход к решению этой проблемы.
Для достижения этих целей необходима разработка соответствующей программы, как системы мероприятий, направленных на достижение целей.
При разработке организационной программы направленного совершенствования волевых качеств, студентов мы исходим из теоретических разработок сущности этого процесса, результатов научно-экспериментальных исследований педагогов и психологов, анализа существующей практики, собственных исследований, а также из представлений о том, что совершенствование волевых качеств личности - процесс управляемый. Не вдаваясь в анализ понятия «управление», отметим, что оно предполагает совокупность последовательных действий субъектов управления для обеспечения перевода личности в новое качественное состояние в целях его профессионального совершенствования [1]. Следовательно, наиболее целесообразным в деятельности по совершенствованию волевых качеств студентов является программно - целевой или целевой комплексный подход.
Под программой нами понимается система мер, направленная на решение единой проблемы, отличающейся особой системностью и требующей объединения усилий исполнителей. Основными характеристиками целевых комплексных программ является: единая цель, система программных мероприятий, ориентация на конечный результат [2].
Данная цель может быть достигнута, если у студента сформирована положительная мотивация для занятия боксом в частности совершенствования волевых качеств и соответственно формирования и развития профессионального мастерства что особенно важно на первом курсе обучения.
Исходя из этого, декомпозицию основной цели мы осуществили путем выделения цели: совершенствовать у будущего студента положительную мотивацию профессионального самосовершенствования посредством занятия боксом.
Гарантированная готовность специалиста к выполнению своих профессиональных функций (основная цель) и подготовка высококвалифицированных специалистов технического вуза (генеральная цель) во многом определяются уровнем сформированности и совершенствования у личности профессионального самосознания. Его основная функция состоит в организации и регулировке субъектом своей деятельности, включающей постановку профессиональных целей; составление и коррекцию программ действий, соответствующих этим целям, условиям деятельности и собственным возможностям; оценку результатов деятельности. Ведущую роль в этом процессе играет профессиональная самооценка [3].
Завышенная самооценка провоцирует постановку целей выше реальных возможностей, пренебрежение необходимой информацией, снижение усилий для достижения поставленных целей.
Заниженная самооценка приводит к пассивности в профессиональной деятельности, боязни ответственности, склонности к постановке слишком легких задач, к снижению субъективной вероятности успеха.
В целом, профессиональная самооценка влияет на все параметры деятельности, ее надежность, успешность, стабильность. В свою очередь, цели первого уровня были декомпозированы на подцели.
Целевая комплексная программа «Совершенствование волевых качеств будущего специалиста технического вуза приводится ниже.
Ген. - Ц. Подготовить высококвалифицированного
выпускника технического вуза.
Ц - О. Совершенствовать у будущих специалистов технического вуза (студентов технического вуза) гарантированную готовность к выполнению своих профессиональных функций.
Ц - 1.1. Совершенствовать у будущего специалиста технического вуза положительную мотивацию профессионального самосовершенствования.
Ц - 1.2. Совершенствовать у будущего специалиста технического вуза волевые качества, обеспечивающие успешность его будущей профессиональной деятельности.
Ц - 1.3. Стимулировать потребность будущего специалиста технического вуза в систематическом самовоспитании на основе самоанализа, самооценки профессионально-важных качеств.
Ц - 2.1.1. Сформировать и совершенствовать у будущего специалиста технического вуза положительную установку на профессиональное самосовершенствование.
Ц - 3.1.1. Раскрыть будущему специалисту перспективу его профессионального роста.
Ц - 4.1.1. Разработать методики изучения мотивационной сферы будущего специалиста.
Ц - 2.2.1. Стимулировать деятельность студентов по разработке индивидуальной программы самовоспитания волевых качеств (на примере спортивной и учебной деятельности, спортсменов занимающие первые и призовые места на соревнованиях различного уровня, дисциплины и т.п.).
Ц - 3.2.1. Обучить студентов самостоятельной постановке цели, алгоритмам достижения успеха в условиях затруднений и помех.
Ц - 3.2.2. (Научить) студентов умениям и навыкам ре-
шения нестандартных учебных и профессиональных задач.
Ц - 4.2.1. Подвести студентов к осознанию связей между успешностью и эффективностью учебно-тренировочной деятельности и собственными волевыми качествами.
Ц - 2.3.1. Совершенствовать у студентов адекватную самооценку своих возможностей в спортивной, учебной и профессиональной деятельности.
Ц - 3.3.1. Научить (студентов) методикам самооценки своих профессионально-важных качеств.
Ц - 4.3.1. Разработать методики самоанализа, самооценки профессионально-важных качеств студента.
Для каждой из выделенных целей были определены типичные затруднения, препятствия, недостатки, которые мешали достижению этих целей. Выделенные препятствия и определяли содержание деятельности, поскольку их устранение и означало достижение конкретных целей. Выделенные недостатки, препятствия явились основанием для разработки
организационной программы (способов достижения целей), а также системы показателей для количественного выражения целей, хотя, как известно, далеко не все цели можно выразить количественно. Система выделенных затруднений и способов, обеспечивающих достижение целей с указанием сроков и исполнителей (организационная программа), приводится ниже.
Целевая комплексная программа «Совершенствование волевых качествбудущего специалиста технического вуза посредством занятия боксом».
(для экспериментальной группы)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
Шифр цели Содержание мероприятий Ответственный исполнитель
1 2 3
Ц - 0 Разработать модель компетентного выпускника технического вуза как основы координации деятельности всех подразделений технического вуза. Обсуждение модели на факультетах и кафедрах. Провести обязательный курс обучения тренеров-преподавате-лей (по боксу) основам педагогической диагностики. Диссертант, тренеры-пре- подаватели.
Ц -1.1. Разработать и провести серию деловых и спортивных игр, конкретных ситуаций, совершенствующие у студентов необходимую мотивацию и отражающих практический смысл изучения различных учебных предметов. Тренеры-пре- подаватели.
Провести со студентами цикл бесед, способствующих осознанию ими своего социального положения и роли их будущей спортивной и учебной деятельности в жизни коллектива. Диссертант, тренеры-пре- подаватели.
Ц - 1.2 Определить перечень волевых качеств и признаки их проявления в профессиональной деятельности специалистов технического вуза. Разработать методики и провести исследование совершенствования волевых качеств, студентов посредством занятия боксом. Диссертант
Ц - 1.3 Разработать и провести цикл философско-этических бесед со студентами на темы: «Различные системы представлений о смысле и счастье человеческой жизни»; «Способы удовлетворения потребности смысла жизни»; «Удовольствие и удовлетворение»; «Судьба и самодеятельность». «О позитивном влиянии занятий боксом на студента». Диссертант Тренеры-пре- подаватели
Ц -2.1.1 Вычленить этапы профессионального становления студентов и компоненты их профессионального мастерства. Ознакомить с ними студентов, подвести к самооценке ими уровня совершенствования каждого из компонентов профессионального Диссертант
мастерства.
Ц -3.1.1. 1. Провести: а) экспресс-опрос студентов о перспективах собственного роста в будущей профессиональной деятельности (метод неоконченных предложений); б) беседу «портрет специалиста технического вуза»; г) встречу с выпускниками технического вуза тренировавшимися в секции по боксу в техническом вузе. 2. Провести повторную диагностику представлений студентов о перспективах собственного спортивного и профессионального роста, сделать сравнительный анализ. Диссертант
Ц -4.1.1. Создать банк необходимых бланковых и машинных методик по диагностике волевых качеств. Ознакомить с ними тренеров-преподавателей, работающих в экспериментальной группе. Диссертант
Ц -2.2.1. Семинар для тренеров-препода-вателей экспериментальной группы «Психологические механизмы стимулирования активности исполнителей» (из опыта мировой практики). Диссертант
Ц -3.2.1. Провести беседы со студентами о психологических законах и препятствиях умственной деятельности, соотношении цели и смысла, удовольствия и удовлетворения, самоорганизации и самоактуализации. Подобрать и обсудить со студентами необходимые статьи из психолого-пе-дагогической и специальной литературы. Организовать обучение студентов с использованием образцов целеполагания и достижения необходимого результата. Диссертант, тренер-пре- подаватель.
Ц -3.2.2. Разработать тренировочные и творческие задачи следующих уровней: 1) Задачи, которые решаются с помощью средств, прямо предназначенных для данных целей. 2) Задачи, требующие некоторого изменения объекта для того, чтобы получить необходимый результат. 3) Задачи, решение которых скрыто среди множества неправильных решений. Подобрать серию игровых тестов-задач, выявляющих и стимулирующих развитие способностей к нестандартному образу мышления. Диссертант, тренер- преподаватель экспериме-тальной группы
Ц -4.2.1. Подобрать материал, характеризующий зависимость физической, психической безопасности студентов от уровня их практической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях. Диссертант, тренер-пре- подаватель.
Ц -2.З.1. Провести со студентами цикл бесед «Устойчивость и изменчивость личности». Провести исследование среди студентов по самооценке ими уровня совершенствования волевых качеств. На основе данных самооценки и «Примерной программы самовоспитания», помочь студентам составить собственную программу самовоспитания. Диссертант, тренер-пре- подаватель.
Ц -З.З.1. Разработать (подобрать) методики самооценки студентами своих волевых качеств. Разработать примерную программу самовоспитания волевых качеств на основе самооценки. Диссертант
Ц -4.З.1. Упорядочить описанные в литературе волевые качества личности. Выявить признаки, характеризующие эти качества в деятельности. Разработать критерии оценок проявления волевых качеств, студентов. Диссертант.
Исследование показало, что применение разработанной нами целевой комплексной программы позволяет добиваться значительных позитивных изменений в уровнях совершенствования волевых качеств студентов посредством занятия боксом.
Библиографический список
1. Иванников, В.А. Структура волевых качеств по данным самооценки / В.А. Иванников, Е.В. Эйдман // Психологический журнал, 1990. -Т.11. - № 3.
2. Саламин, Е.Е. / Организационно-педагогические условия совершенствования волевых качеств студентов технического вуза посредством занятия боксом // Журнал Теория и практика физической культуры. - М. - 2009.
3. Павлютенков, Е.М. / Кем быть? - Киев. Молодь, 1989.
Статья поступила в редакцию 10.04.10
УДК 378
Ю.В. Кремлева, аспирант АлтГТУ им И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: kremlevajuliya@mail.ru
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Статья посвящена основным проблемам преподавания дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе. В качестве решения существующих проблем автор предлагает в основу обучения положить личностно-ориентированный подход. Особое внимание уделяется педагогической поддержке и ситуации успеха как важным составляющим личностно-ориентированного подхода.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, иноязычная речевая деятельность, педагогическая поддержка, диалог, ситуация успеха.
В России владение иностранным языком всегда счи- Обучение иностранному языку есть обучение иноязыч-
талось необходимым для любого образованного человека. Долгое время иностранные языки были привилегией элитных слоев общества. В настоящее время вхождение нашей страны в мировое сообщество превратило иностранные языки не в роскошь, а в необходимое средство общения. Знание иностранного языка стало нормой современной жизни. Если несколько лет назад изучение иностранного языка воспринималось студентами технических вузов как лишняя нагрузка, которая отвлекает от процесса изучения более важных дисциплин, то в настоящее время иностранный язык студентами воспринимается как необходимость для будущей профессии. Это, в свою очередь, требует пересмотра всей системы преподавания иностранных языков, которая на данном этапе перестала соответствовать потребностям тем, на кого она рассчитана. Вопрос качества обучения иностранному языку в техническом вузе становится все более актуальным.
Далее мы попытаемся описать особенности обучения иностранному языку в техническом вузе, выделить его отличительные черты, определить проблемы и предложить некоторые пути их решения.
Основной целью курса «Иностранный язык» в техническом вузе является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения иностранного языка как в профессиональном, так и не в профессиональном общении. Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными и относительно простыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорение, восприятие на слух (аудирование), чтении и письме.
ной речевой деятельности, которая включает аудирование, говорение, чтение, письмо на иностранном языке и имеет своей целью обучение средствам и способам формирования мысли.
В контексте нашего исследования, иноязычная речевая деятельность трактуется, как вид речевой деятельности, который представляет собой комплекс речевых действий и операций и решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи с помощью дополнительной иноязычной знаковой системы [1].
Иностранный язык, объективно, является одной из сложных дисциплин для студентов технического вуза в процессе гуманитарной подготовки. Характерной чертой этого курса является преемственный характер обучения в вузе, куда приходят студенты, имеющие очень разный уровень языковой подготовки. Разброс уровней знаний студентов по иностранному языку характерен именно для неязыковых вузов. Как правило, абитуриенты, поступающие в технический вуз, имеют средний и низкий уровень языковой подготовки. Данный факт значительно затрудняет процесс обучения, так как при выполнении слишком сложных и слишком легких заданий, мотивация к их выполнению у студентов снижается.
На протяжении многих лет иностранный язык в техническом вузе рассматривалась как узкоприкладная дисциплина, которая была направлена на формирование навыков перевода профессиональных текстов с иностранного языка на русский со словарем. Наша практика показывает, что большинство студентов вузов мечтают научиться «говорить» на иностранном языке и «понимать речь на иностранном языке», в свою очередь, программа технического вуза основное внимание