5. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
6. Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры. - М.: Политиздат, 1991.
Статья поступила в редакцию 20.10.09
УДК 378.02:372.8
А.А. Петров, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected] СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ
В статье рассмотрена методика проведения занятий пропедевтического курса физики и особенности их организации в педагогическом вузе. Определим необходимый минимум таких занятий (лекции, практические занятия, коллоквиумы, собеседования, консультации), позволяющих повторять, обобщать и систематизировать материал па методологическом уровне с учетом преемственных связей между школьным и вузовским курсами физики.
Ключевые слова: пропедевтика, физика, консультации, понятийные комплексы развивающее обучение.
Специфика консультаций, используемых в пропедевтическом курсе физики
Консультации в пропедевтическом курсе являются ведущими, а не вспомогательными формами обучения.
Проведение занятий в форме консультаций возможно не только на основе знания особенностей методики проведения учебных занятий в той или иной форме, но и особенностей педагогической системы, которую преподаватель выбрал для себя в качестве основной. В каждой педагогической системе роль тех или иных форм учебных занятий должна быть различной. В личностно ориентированной развивающей системе обучения значительная роль отводится консультациям, так как этот вид обучения ориентируется на развитие самостоятельности студентов.
В традиционном обучении, например, консультации имеют вспомогательный характер, так как педагог в основном даёт готовые знания. От него требуется разъяснение некоторых аспектов, которые студент не смог усвоить. Но в последние годы среди глобальных образовательных тенденций выделяется ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности. При этом подчёркивается необходимость формирования нового качества обучения: от репродуктивного - к продуктивному, ориентированному не столько на ретрансляцию прошлого, сколько на конструирование будущего; личностное содержание образования, умение и желание выполнять любую задачу творчески, необходимость формирования критического и прогностического мышления, самоконтроля, самооценки, умения выстраивать доказательства. Всё это, очевидно, возможно при использовании педагогической системы личностно развивающего обучения, которая своей целью ставит организовать такое обучение, которое формирует способности к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, сознательной регуляции личностной активности, рефлексии. В этой системе выделяется принцип «усвоения методологической составляющей содержания образования», когда на первый план выходят не знания, а способы, методы и приёмы получения новых знаний, что, собственно, составляет содержание компетентно-деятельного подхода к обучению. Естественно, что в этих условиях, когда самостоятельная деятельность студентов становится основополагающей, то консультации должны быть ведущими, а не вспомогательными формами обучения. Однако до настоящего времени во всех современных педагогиках [1; 2; 3] консультация однозначно относится к вспомогательной форме обучения.
Так как в своей работе мы используем систему развивающего обучения, то для него определяем консультацию с учётом специфики этой педагогической системы:
Консультация - это одна из ведущих форм учебных занятий, направленная на отработку прочного и осознанного усвоения не только предметных, профессиональных, но и методологических знаний и осуществляющая не просто оказание помощи студентам, а включающая их в самостоятельный познавательный процесс, посредством
которого они в диалоге с преподавателем и другими студентами разрешают свои проблемы.
При организации такого рода учебных занятий в условиях развивающего обучения следует, на наш взгляд, различать текущие и этапные консультации. Последние имеют особое значение в учебном процессе. Это тематические консультации, консультации перед зачётом или экзаменом, контрольной работой, которые отличаются тем, что у студентов имеются достаточно большие по объёму знания и преподаватель не может упустить это уникальное обстоятельство. Он должен не просто ответить студентам на те или иные вопросы, как он делает на текущей консультации, а представляет учебный материал в определённой обобщенной структуре целостно, понимая, что целое нечто большее, чем его части, вместе взятые.
Ключ к пониманию такой необходимости лежит в диалектике: суть целостности, её несводимость к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы, явления, процессы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Это, по нашему мнению, приводит к тому, что роль принципа целостности на подобных консультациях исключительно высока. Ориентация консультаций на реализацию данного принципа позволяет преодолеть ограниченные способы уяснения учебного материала, когда используются лишь такие способы, как: элементаризм (разделение сложного на простые составляющие), механицизм (понимание целого лишь как суммы частей), редукционизм (сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому). Все это приводит к необходимости использования на консультациях диалоговой формы общения со студентами. Для этой цели в рамках пропедевтического курса используются диалоговые и полилого-вые задачи, которые пронизаны не только предметными, но и профессиональными, методологическими знаниями, формирующими учебно-познавательные и профессиональные компетенции будущих специалистов в области физики.
В этих условиях преподаватель на консультации представляет обобщённый материал, углубляет те или иные моменты (элементы) с позиции аниалитико-синтетического подхода, когда даже при расчленении целого на части он не упускает целостное представление об объекте; представляет возможность самим студентам включаться в познавательную деятельность и в диалоге «преподаватель - студент», «студент
- студент» разрешать свои проблемы в познавательной, профессиональной и методологической сферах.
В работе используется рейтинговая система контроля знаний и умений студентов. Эта система включает входной, промежуточный и выходной контроли. Входной контроль позволяет проверить «начальный» уровень знаний за курс средней школы, промежуточный включает систему контрольных мероприятий (коллоквиумы; собеседования; контрольные работы; домашние задания), позволяющих проверить качество выполнения микрозаданий. Выходной контроль предполагает проверку знаний и умений по курсу общей физики по темам, которые изучались и в школе, и в вузе, и включены в билеты
курсового экзамена. Такая форма контроля стимулирует систематическую подготовку студентов к учебным занятиям.
Образовательная программа пропедевтического курса общей физики (ОППКОФ) включает: 1) систему предметных знаний; 2) систему профессиональных знаний; 3) систему методологических знаний и реализуется через следующие пропедевтические курсы: «Введение в механику», «Введение в молекулярную физику», «Введение в электродинамику», «Введение в оптику и квантовую физику». Все они реализуется на лекциях, практических занятиях, коллоквиумах и консультациях.
Например, на «Молекулярную физику и термодинамику» отводится 10 лекций, 8 практических занятий, 2 коллоквиума, 4 консультации, зачет и экзамен. Последний проводится по всем разделам пропедевтического курса одновременно.
Система лекций предполагает решать следующие учебно-познавательные задачи:
1. Объединить и сгруппировать учебный материал курса физики вокруг ведущих идей, законов, теорий.
2. Организовать материал в сопоставлении эмпирических, теоретических и практических знаний, позволяющем более глубоко разбираться в специфике указанных знаний и в преимуществе теоретических знаний по отношению к эмпирическим, что способствует формированию теоретического способа мышления.
3. Раскрыть роль физических теорий, основополагающих законов и понятий в познании природы.
4. Показать преемственность школьных знаний по физике и соответствующих вузовских знаний. Раскрыть роль преемственности в познавательном процессе.
5. Включить студентов в познавательный процесс с использованием структурно-логических схем развития физических теорий и обобщенных планов познавательной деятельности.
6. Осуществить мировоззренческий и методологический анализ причинно-следственных связей, явлений, фактов, процессов в молекулярной физике и термодинамике.
7. Показать, что изучение молекулярной физики можно осуществлять посредством эмпирических знаний (законов) и теоретических знаний.
8. Показать, что воспитание мировоззрения можно осуществить только при использовании теоретических знаний.
9. Развивать формы и методы теоретического мышления: анализа и синтеза; индукции и дедукции; обобщения и систематизации; моделирования; восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот; метод аналогии и др.
10. Организовать индивидуальную работу студентов исходя из их интересов, возможностей и склонностей (на основе принципа персонализации).
11. Показать актуальность и перспективу индивидуальной работы студентов, учитывая, что овладеть педагогической и педагогическим мастерством можно лишь на индивидуально-личностном уровне, так как весь арсенал знаний и компетенций осваивается субъектом в личностном контексте. В педагогической профессии личностное и профессиональное взаимопроникают и образуют целостное единство, что не учитывает в полной мере действующая структура педагогического образования, но учитывает личностно развивающая система образования.
12. Использовать разнообразные способы и средства изложения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей восприятия информации студентами.
13. Использовать диалоговую форму обучения, которая состоит в том, чтобы формировать сознательное отношение к способам учебной деятельности. В этой связи учебная деятельность студентов организуется в соответствии с общественной природой любой человеческой деятельности как совместная деятельность, сотрудничество.
Библиографический список
14. В рамках пропедевтического курса физики использовать различные формы сотрудничества. Эти формы должны развиваться в логике перестройки уровней саморегуляции от максимальной помощи преподавателя студентам в решении учебных задач к последовательному нарастанию их собственной активности вплоть до полностью саморегулируемых предметных действий и появления позиции партнерства с преподавателем.
15. Учитывать, что если самоуправление учением из средства достижения частных целей обучения становится собственной целью обучения, а учение студента превращается в самоуправляемый процесс, то прежде всего в этом переходе личности к новым целям саморегуляции заключен смысл динамики форм сотрудничества и их роль в психическом развитии личности учащегося.
16. Формы сотрудничества выстраивать таким образом, чтобы они обеспечивали управление обучением не по типу кибернетической модели, а по типу, где студент подобен капитану, самостоятельно прокладывающему курс.
17. Использовать результаты исследований в области организации совместной деятельности в учебном процессе, из которых следует, что наивысшей продуктивностью обладает форма совместной деятельности, где происходит процесс совместного решения творческих задач. «Это реализуется за счет повышения интеллектуальной сложности и социальной значимости продуктивных творческих заданий» [4, с. 160].
В работе предлагается методика процесса формирования основополагающих физических понятий при обучении студентов физике, основанная на систематическом использовании понятийныш комплексов, создаваемых на базе системного подхода к процессу обучения.
Учебный понятийный комплекс позволяет формировать и развивать физические понятия не как отдельные элементы содержания, а как элементы в структуре определенной системы-комплекса.
Идея использования ПК вытекает из следующих соображений:
Сами по себе понятия ничего не могут сказать о содержании объекта изучения, но будучи связанными определённой системой-комплексом, они позволяют раскрывать структуру предмета, его задачи и пути развития. Отдельные понятия - это только содержательный элемент, а множество понятий в системе связей - само содержание.
Такой подход к организации формирования и развития основополагающих физических понятий позволяет не только формировать и развивать предметные, но и методологические, профессиональные знания и рефлексию. Причем саморазвитие понятий предполагает переход к новому уровню системности и переосмыслению прежних знаний. В этом процессе студенты учатся анализировать; выделять существенные признаки; сравнивать; обобщать; находить единичное, особенное и всеобщее; учитывать новые признаки; получать новые качественные результаты; новые методологические и философские выводы; раздвигать рамки привычных понятий; учитывать на более высокой ступени развития основополагающего понятия явления нового класса. При этом раскрывается история развития понятий, осознается студентами эволюция в развитии понятий. Внутри понятийных комплексов осознается роль основополагающих понятий в развитии научных взглядов на природу, их эволюция в развитии. При этом формируется мировоззрение студентов, интегративный стиль мышления. Кроме того, использование понятийных комплексов позволяет формировать и развивать профессиональные знания и умения, которые оттачиваются в процессе роботы по обобщенным планам конструирования понятийных комплексов и обобщенным планам познавательной деятельности, которые составляют внутреннюю методологическую программу каждого из понятийных комплексов.
1. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагогич. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт-М, 2001.
2. Педагогика / под. ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 2002.
3. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
4. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997.
Статья поступила в редакцию 01.08.09
УДК 378.02
Е.Е. Саламин, аспирант КнАГТУ, г. Комсомольск-на-Амуре, E-mail: [email protected]
В.И. Миханев, заместитель начальника отдела ГИБДД УВД г. Комсомольска-на-Амуре, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВО-ВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЯ БОКСОМ
Проблема исследования в данной статье состоит в выявлении организационно-педагогических условий совершенствования волевых качеств, студентов технического вуза посредством занятия боксом.
Ключевые слова: волевые качества, студенты, технический университет, бокс, динамическая модель.
Успешная профессиональная деятельность будущего выпускника технического вуза детерминирована определенными профессиональными качествами человека, степенью их соответствия требованиям специалиста технического вуза. Не является в этом смысле исключение выпускник технического вуза, поскольку возможность учебно-тренировочного и профессионального роста, овладения профессиональным мастерством в огромной степени связаны с уровнем совершенствования, оценкой его профессионально-важных, в том числе и волевых качеств, созданием соответствующих условий для их совершенствования, и самовоспитания посредством занятия боксом.
Вместе с тем, условия социально-экономической нестабильности в переломные и переходные периоды объективно повышают требования общества к профессии-ональной компетентности выпускников технического вуза России, прогнозирование и достижение высокого уровня которой невозможно без знания об устойчивых свойствах, качествах, чертах личности, необходимых специалисту, окончившему технический вуз.
Следовательно, необходимо совершенствовать у студента посредством занятия боксом те качества, которые помогают ему совершенствоваться, применять знания в ходе учебно-тренировочной и практической деятельности и одновременно постоянно изменяться, самосовершенствоваться. К числу таких качеств относятся професси-онально-важные волевые качества.
Методикой исследования являются современные педагогические концепции, реализующие личностно-деятельностный и системный подходы; материалистические идеи о проявлении волевых качеств личности в поведении и деятельности; психологические теории деятельности; учение о деятельностном подходе к развитию личности; психолого-педа-гогические исследования, рассматривающие мотивы учения, основные пути активизации учебной деятельности; фундаментальные работы ученых-педагогов.
В теоретическом плане исследование опирается на концептуальные положения о личности как субъекте совместной деятельности и своего собственного развития, о закономерностях этого развития, роли деятельности и общения в этом процессе; идеи целостного подхода к воспитанию; детерминированности развития личности системой общественных отношений и социальным окружением, в которые она оказывается включенной в процессе деятельности.
Одним из условий, организующих и координирующих, деятельность участников педагогического процесса является наличие модели компетентного выпускника технического вуза. Такая модель в практической деятельности позволяет:
- поставить достаточно конкретную и определенную цель для тренеров-преподавателей, и студентов;
- осуществить, контроль за эффективностью достижения этой цели;
- конкретизировать требования к личности студента и помочь им осознать значение волевых качеств в их учебном, спортивном и профессиональном становлении и дальнейшей профессиональной деятельност;
- активизировать и сделать наиболее эффективным процесс самопознания и самовоспитания студентов.
В русле рассматриваемой проблемы особое значение приобретают вопросы построения «идеальных моделей» изучаемых объектов и среди них - моделей компетентного выпускника, как цели и конечного результата деятельности всего педагогического коллектива технического вуза и в частности кафедры физического воспитания и спорта.
На основе этого анализа сделан вывод о том, что разрабатываемые модели в виде профессиограмм, психограмм являются статистическими, строением в разрезе в каждый момент времени. Это, ни что иное, как «снимок», «слепок», «фотография» объекта в этот момент времени. Более продуктивным является подход к построению модели с позиций движения студента технического вуза, его преобразований по ходу этого движения. Эффективным и продуктивным нами признан подход к построению такой модели, когда устанавливаются взаимосвязи между целями в совершенствовании каждого из структурных компонентов личности. К числу таких компонентов нами отнесены: потребностно-мотивационная, операционно-техническая сферы и сфера самопознания личности посредством занятия боксом. Представляется такая модель компетентного выпускника технического вуза, которая получила название «динамической».
Следующим организационно-педагогическим условием эффективного совершенствования волевых качеств личности будущего специалиста технического вуза, естественно вытекающим из динамической модели компетентного выпускника технического вуза, является целевая комплексная программа, объединяющая усилия тренерско-преподавательского состава и самих студентов по достижению конкретных целей. Целевая комплексная программа совершенствования волевых качеств будущих специалистов технического вуза, уровни совершенствования этих качеств (высокий, средний, низкий).
Эффективность организационно-педагогических условий обеспечивалась путем реализации специально разработанных опытно-экспериментальных программ. В частности, разработанная программа совершенствования у студентов нравственных мотивов учебно-тренировочной и профессиональной деятельности, конкретные нравственно-психологические ситуации, перед выбором которых оказывались студенты, существенно повлияли на совершенствование у них мотивационной сферы. Если в контрольной группе, где эта программа не реализовывалась, личная предрасположенность к будущей учебно-тренировочной и профессиональной деятельности особенно у новичков в конце эксперимента характеризовалась 4,0 -3,9 баллами (по пятибальной системе), то в экспериментальной - 4,5 балла. Профессиональная направленность в экс-