Научная статья на тему 'Специфика проведения пропедевтических занятий в курсе общей физики'

Специфика проведения пропедевтических занятий в курсе общей физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПЕДЕВТИКА / ФИЗИКА / КОНСУЛЬТАЦИИ / ПОНЯТИЙНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / PROPAEDEUTICS / PHYSICS / CONSULTATIONS / CONCEPTUAL COMPLEXES DEVELOPING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров А. А.

В статье рассмотрена методика проведения занятий пропедевтического курса физики и особенности их организации в педагогическом вузе. Определим необходимый минимум таких занятий (лекции, практические занятия, коллоквиумы, собеседования, консультации), позволяющих повторять, обобщать и систематизировать материал на методологическом уровне с учетом преемственных связей между школьным и вузовским курсами физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF CARRYING OUT OF PROPEDEVKTICHESKY EMPLOYMENT IN THE COURSE OF THE GENERAL PHYSICS

In article the technique of carrying out of employment of a propaedeutic course of physics and feature of their organisation in pedagogical high school is considered. We will define a necessary minimum of such employment (lecture, a practical training, colloquiums, interviews, consultations), allowing to repeat, generalise and systematise a material at methodological level taking into account successive communications between school and high school physics courses.

Текст научной работы на тему «Специфика проведения пропедевтических занятий в курсе общей физики»

5. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

6. Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры. - М.: Политиздат, 1991.

Статья поступила в редакцию 20.10.09

УДК 378.02:372.8

А.А. Петров, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected] СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

В статье рассмотрена методика проведения занятий пропедевтического курса физики и особенности их организации в педагогическом вузе. Определим необходимый минимум таких занятий (лекции, практические занятия, коллоквиумы, собеседования, консультации), позволяющих повторять, обобщать и систематизировать материал па методологическом уровне с учетом преемственных связей между школьным и вузовским курсами физики.

Ключевые слова: пропедевтика, физика, консультации, понятийные комплексы развивающее обучение.

Специфика консультаций, используемых в пропедевтическом курсе физики

Консультации в пропедевтическом курсе являются ведущими, а не вспомогательными формами обучения.

Проведение занятий в форме консультаций возможно не только на основе знания особенностей методики проведения учебных занятий в той или иной форме, но и особенностей педагогической системы, которую преподаватель выбрал для себя в качестве основной. В каждой педагогической системе роль тех или иных форм учебных занятий должна быть различной. В личностно ориентированной развивающей системе обучения значительная роль отводится консультациям, так как этот вид обучения ориентируется на развитие самостоятельности студентов.

В традиционном обучении, например, консультации имеют вспомогательный характер, так как педагог в основном даёт готовые знания. От него требуется разъяснение некоторых аспектов, которые студент не смог усвоить. Но в последние годы среди глобальных образовательных тенденций выделяется ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности. При этом подчёркивается необходимость формирования нового качества обучения: от репродуктивного - к продуктивному, ориентированному не столько на ретрансляцию прошлого, сколько на конструирование будущего; личностное содержание образования, умение и желание выполнять любую задачу творчески, необходимость формирования критического и прогностического мышления, самоконтроля, самооценки, умения выстраивать доказательства. Всё это, очевидно, возможно при использовании педагогической системы личностно развивающего обучения, которая своей целью ставит организовать такое обучение, которое формирует способности к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, сознательной регуляции личностной активности, рефлексии. В этой системе выделяется принцип «усвоения методологической составляющей содержания образования», когда на первый план выходят не знания, а способы, методы и приёмы получения новых знаний, что, собственно, составляет содержание компетентно-деятельного подхода к обучению. Естественно, что в этих условиях, когда самостоятельная деятельность студентов становится основополагающей, то консультации должны быть ведущими, а не вспомогательными формами обучения. Однако до настоящего времени во всех современных педагогиках [1; 2; 3] консультация однозначно относится к вспомогательной форме обучения.

Так как в своей работе мы используем систему развивающего обучения, то для него определяем консультацию с учётом специфики этой педагогической системы:

Консультация - это одна из ведущих форм учебных занятий, направленная на отработку прочного и осознанного усвоения не только предметных, профессиональных, но и методологических знаний и осуществляющая не просто оказание помощи студентам, а включающая их в самостоятельный познавательный процесс, посредством

которого они в диалоге с преподавателем и другими студентами разрешают свои проблемы.

При организации такого рода учебных занятий в условиях развивающего обучения следует, на наш взгляд, различать текущие и этапные консультации. Последние имеют особое значение в учебном процессе. Это тематические консультации, консультации перед зачётом или экзаменом, контрольной работой, которые отличаются тем, что у студентов имеются достаточно большие по объёму знания и преподаватель не может упустить это уникальное обстоятельство. Он должен не просто ответить студентам на те или иные вопросы, как он делает на текущей консультации, а представляет учебный материал в определённой обобщенной структуре целостно, понимая, что целое нечто большее, чем его части, вместе взятые.

Ключ к пониманию такой необходимости лежит в диалектике: суть целостности, её несводимость к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы, явления, процессы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Это, по нашему мнению, приводит к тому, что роль принципа целостности на подобных консультациях исключительно высока. Ориентация консультаций на реализацию данного принципа позволяет преодолеть ограниченные способы уяснения учебного материала, когда используются лишь такие способы, как: элементаризм (разделение сложного на простые составляющие), механицизм (понимание целого лишь как суммы частей), редукционизм (сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому). Все это приводит к необходимости использования на консультациях диалоговой формы общения со студентами. Для этой цели в рамках пропедевтического курса используются диалоговые и полилого-вые задачи, которые пронизаны не только предметными, но и профессиональными, методологическими знаниями, формирующими учебно-познавательные и профессиональные компетенции будущих специалистов в области физики.

В этих условиях преподаватель на консультации представляет обобщённый материал, углубляет те или иные моменты (элементы) с позиции аниалитико-синтетического подхода, когда даже при расчленении целого на части он не упускает целостное представление об объекте; представляет возможность самим студентам включаться в познавательную деятельность и в диалоге «преподаватель - студент», «студент

- студент» разрешать свои проблемы в познавательной, профессиональной и методологической сферах.

В работе используется рейтинговая система контроля знаний и умений студентов. Эта система включает входной, промежуточный и выходной контроли. Входной контроль позволяет проверить «начальный» уровень знаний за курс средней школы, промежуточный включает систему контрольных мероприятий (коллоквиумы; собеседования; контрольные работы; домашние задания), позволяющих проверить качество выполнения микрозаданий. Выходной контроль предполагает проверку знаний и умений по курсу общей физики по темам, которые изучались и в школе, и в вузе, и включены в билеты

курсового экзамена. Такая форма контроля стимулирует систематическую подготовку студентов к учебным занятиям.

Образовательная программа пропедевтического курса общей физики (ОППКОФ) включает: 1) систему предметных знаний; 2) систему профессиональных знаний; 3) систему методологических знаний и реализуется через следующие пропедевтические курсы: «Введение в механику», «Введение в молекулярную физику», «Введение в электродинамику», «Введение в оптику и квантовую физику». Все они реализуется на лекциях, практических занятиях, коллоквиумах и консультациях.

Например, на «Молекулярную физику и термодинамику» отводится 10 лекций, 8 практических занятий, 2 коллоквиума, 4 консультации, зачет и экзамен. Последний проводится по всем разделам пропедевтического курса одновременно.

Система лекций предполагает решать следующие учебно-познавательные задачи:

1. Объединить и сгруппировать учебный материал курса физики вокруг ведущих идей, законов, теорий.

2. Организовать материал в сопоставлении эмпирических, теоретических и практических знаний, позволяющем более глубоко разбираться в специфике указанных знаний и в преимуществе теоретических знаний по отношению к эмпирическим, что способствует формированию теоретического способа мышления.

3. Раскрыть роль физических теорий, основополагающих законов и понятий в познании природы.

4. Показать преемственность школьных знаний по физике и соответствующих вузовских знаний. Раскрыть роль преемственности в познавательном процессе.

5. Включить студентов в познавательный процесс с использованием структурно-логических схем развития физических теорий и обобщенных планов познавательной деятельности.

6. Осуществить мировоззренческий и методологический анализ причинно-следственных связей, явлений, фактов, процессов в молекулярной физике и термодинамике.

7. Показать, что изучение молекулярной физики можно осуществлять посредством эмпирических знаний (законов) и теоретических знаний.

8. Показать, что воспитание мировоззрения можно осуществить только при использовании теоретических знаний.

9. Развивать формы и методы теоретического мышления: анализа и синтеза; индукции и дедукции; обобщения и систематизации; моделирования; восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот; метод аналогии и др.

10. Организовать индивидуальную работу студентов исходя из их интересов, возможностей и склонностей (на основе принципа персонализации).

11. Показать актуальность и перспективу индивидуальной работы студентов, учитывая, что овладеть педагогической и педагогическим мастерством можно лишь на индивидуально-личностном уровне, так как весь арсенал знаний и компетенций осваивается субъектом в личностном контексте. В педагогической профессии личностное и профессиональное взаимопроникают и образуют целостное единство, что не учитывает в полной мере действующая структура педагогического образования, но учитывает личностно развивающая система образования.

12. Использовать разнообразные способы и средства изложения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей восприятия информации студентами.

13. Использовать диалоговую форму обучения, которая состоит в том, чтобы формировать сознательное отношение к способам учебной деятельности. В этой связи учебная деятельность студентов организуется в соответствии с общественной природой любой человеческой деятельности как совместная деятельность, сотрудничество.

Библиографический список

14. В рамках пропедевтического курса физики использовать различные формы сотрудничества. Эти формы должны развиваться в логике перестройки уровней саморегуляции от максимальной помощи преподавателя студентам в решении учебных задач к последовательному нарастанию их собственной активности вплоть до полностью саморегулируемых предметных действий и появления позиции партнерства с преподавателем.

15. Учитывать, что если самоуправление учением из средства достижения частных целей обучения становится собственной целью обучения, а учение студента превращается в самоуправляемый процесс, то прежде всего в этом переходе личности к новым целям саморегуляции заключен смысл динамики форм сотрудничества и их роль в психическом развитии личности учащегося.

16. Формы сотрудничества выстраивать таким образом, чтобы они обеспечивали управление обучением не по типу кибернетической модели, а по типу, где студент подобен капитану, самостоятельно прокладывающему курс.

17. Использовать результаты исследований в области организации совместной деятельности в учебном процессе, из которых следует, что наивысшей продуктивностью обладает форма совместной деятельности, где происходит процесс совместного решения творческих задач. «Это реализуется за счет повышения интеллектуальной сложности и социальной значимости продуктивных творческих заданий» [4, с. 160].

В работе предлагается методика процесса формирования основополагающих физических понятий при обучении студентов физике, основанная на систематическом использовании понятийныш комплексов, создаваемых на базе системного подхода к процессу обучения.

Учебный понятийный комплекс позволяет формировать и развивать физические понятия не как отдельные элементы содержания, а как элементы в структуре определенной системы-комплекса.

Идея использования ПК вытекает из следующих соображений:

Сами по себе понятия ничего не могут сказать о содержании объекта изучения, но будучи связанными определённой системой-комплексом, они позволяют раскрывать структуру предмета, его задачи и пути развития. Отдельные понятия - это только содержательный элемент, а множество понятий в системе связей - само содержание.

Такой подход к организации формирования и развития основополагающих физических понятий позволяет не только формировать и развивать предметные, но и методологические, профессиональные знания и рефлексию. Причем саморазвитие понятий предполагает переход к новому уровню системности и переосмыслению прежних знаний. В этом процессе студенты учатся анализировать; выделять существенные признаки; сравнивать; обобщать; находить единичное, особенное и всеобщее; учитывать новые признаки; получать новые качественные результаты; новые методологические и философские выводы; раздвигать рамки привычных понятий; учитывать на более высокой ступени развития основополагающего понятия явления нового класса. При этом раскрывается история развития понятий, осознается студентами эволюция в развитии понятий. Внутри понятийных комплексов осознается роль основополагающих понятий в развитии научных взглядов на природу, их эволюция в развитии. При этом формируется мировоззрение студентов, интегративный стиль мышления. Кроме того, использование понятийных комплексов позволяет формировать и развивать профессиональные знания и умения, которые оттачиваются в процессе роботы по обобщенным планам конструирования понятийных комплексов и обобщенным планам познавательной деятельности, которые составляют внутреннюю методологическую программу каждого из понятийных комплексов.

1. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагогич. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт-М, 2001.

2. Педагогика / под. ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 2002.

3. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

4. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997.

Статья поступила в редакцию 01.08.09

УДК 378.02

Е.Е. Саламин, аспирант КнАГТУ, г. Комсомольск-на-Амуре, E-mail: [email protected]

В.И. Миханев, заместитель начальника отдела ГИБДД УВД г. Комсомольска-на-Амуре, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВО-ВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЯ БОКСОМ

Проблема исследования в данной статье состоит в выявлении организационно-педагогических условий совершенствования волевых качеств, студентов технического вуза посредством занятия боксом.

Ключевые слова: волевые качества, студенты, технический университет, бокс, динамическая модель.

Успешная профессиональная деятельность будущего выпускника технического вуза детерминирована определенными профессиональными качествами человека, степенью их соответствия требованиям специалиста технического вуза. Не является в этом смысле исключение выпускник технического вуза, поскольку возможность учебно-тренировочного и профессионального роста, овладения профессиональным мастерством в огромной степени связаны с уровнем совершенствования, оценкой его профессионально-важных, в том числе и волевых качеств, созданием соответствующих условий для их совершенствования, и самовоспитания посредством занятия боксом.

Вместе с тем, условия социально-экономической нестабильности в переломные и переходные периоды объективно повышают требования общества к профессии-ональной компетентности выпускников технического вуза России, прогнозирование и достижение высокого уровня которой невозможно без знания об устойчивых свойствах, качествах, чертах личности, необходимых специалисту, окончившему технический вуз.

Следовательно, необходимо совершенствовать у студента посредством занятия боксом те качества, которые помогают ему совершенствоваться, применять знания в ходе учебно-тренировочной и практической деятельности и одновременно постоянно изменяться, самосовершенствоваться. К числу таких качеств относятся професси-онально-важные волевые качества.

Методикой исследования являются современные педагогические концепции, реализующие личностно-деятельностный и системный подходы; материалистические идеи о проявлении волевых качеств личности в поведении и деятельности; психологические теории деятельности; учение о деятельностном подходе к развитию личности; психолого-педа-гогические исследования, рассматривающие мотивы учения, основные пути активизации учебной деятельности; фундаментальные работы ученых-педагогов.

В теоретическом плане исследование опирается на концептуальные положения о личности как субъекте совместной деятельности и своего собственного развития, о закономерностях этого развития, роли деятельности и общения в этом процессе; идеи целостного подхода к воспитанию; детерминированности развития личности системой общественных отношений и социальным окружением, в которые она оказывается включенной в процессе деятельности.

Одним из условий, организующих и координирующих, деятельность участников педагогического процесса является наличие модели компетентного выпускника технического вуза. Такая модель в практической деятельности позволяет:

- поставить достаточно конкретную и определенную цель для тренеров-преподавателей, и студентов;

- осуществить, контроль за эффективностью достижения этой цели;

- конкретизировать требования к личности студента и помочь им осознать значение волевых качеств в их учебном, спортивном и профессиональном становлении и дальнейшей профессиональной деятельност;

- активизировать и сделать наиболее эффективным процесс самопознания и самовоспитания студентов.

В русле рассматриваемой проблемы особое значение приобретают вопросы построения «идеальных моделей» изучаемых объектов и среди них - моделей компетентного выпускника, как цели и конечного результата деятельности всего педагогического коллектива технического вуза и в частности кафедры физического воспитания и спорта.

На основе этого анализа сделан вывод о том, что разрабатываемые модели в виде профессиограмм, психограмм являются статистическими, строением в разрезе в каждый момент времени. Это, ни что иное, как «снимок», «слепок», «фотография» объекта в этот момент времени. Более продуктивным является подход к построению модели с позиций движения студента технического вуза, его преобразований по ходу этого движения. Эффективным и продуктивным нами признан подход к построению такой модели, когда устанавливаются взаимосвязи между целями в совершенствовании каждого из структурных компонентов личности. К числу таких компонентов нами отнесены: потребностно-мотивационная, операционно-техническая сферы и сфера самопознания личности посредством занятия боксом. Представляется такая модель компетентного выпускника технического вуза, которая получила название «динамической».

Следующим организационно-педагогическим условием эффективного совершенствования волевых качеств личности будущего специалиста технического вуза, естественно вытекающим из динамической модели компетентного выпускника технического вуза, является целевая комплексная программа, объединяющая усилия тренерско-преподавательского состава и самих студентов по достижению конкретных целей. Целевая комплексная программа совершенствования волевых качеств будущих специалистов технического вуза, уровни совершенствования этих качеств (высокий, средний, низкий).

Эффективность организационно-педагогических условий обеспечивалась путем реализации специально разработанных опытно-экспериментальных программ. В частности, разработанная программа совершенствования у студентов нравственных мотивов учебно-тренировочной и профессиональной деятельности, конкретные нравственно-психологические ситуации, перед выбором которых оказывались студенты, существенно повлияли на совершенствование у них мотивационной сферы. Если в контрольной группе, где эта программа не реализовывалась, личная предрасположенность к будущей учебно-тренировочной и профессиональной деятельности особенно у новичков в конце эксперимента характеризовалась 4,0 -3,9 баллами (по пятибальной системе), то в экспериментальной - 4,5 балла. Профессиональная направленность в экс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.