Однако если понимать закономерности общения правильно, можно обойтись и без привлечения социальных арбитров для нахождения путей к сотрудничеству. Ведь для психологического здоровья все это может иметь неблагоприятные последствия: аккомодация или ассимиляция—свидетельство дезадаптивныгх тенденций, когда человек не способен к саморегуляции. Отсутствие необходимых к этому функций может привести человека к дистрессу и пограничному состоянию, т.е. неврозу.
Образовательные учреждения и институты высшего профессионального образования, в особенности, являются ретрансляторами культуры как фактора поддержания баланса между человеком и средой, сохранения его здоровья, частью которого является здоровье психологическое. В связи с этим и психологическая помощь во многом должна состоять в формировании психологической культуры личности, защищающей психологическое здоровье человека от разрушительных тенденций.
Список литературы
1. Акмеология : учеб. / под общ. ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2002. — С. 357.
2. Зинченко, В. П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М., 1994.
3. Осипова, Л. Л. Общая психокоррекция : учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — С. 5.
4. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. — С. 485.
5. ХХухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : учеб. пособие / О.В. Хухлаева. — М.: Академия, 2001.
Literature
1. Akmeology : proc. / Under commonly ed. A. A. Derkach. — Moscow, 2002.
2. Zinchenho, V. P. Person develops: Essays Russian psychology / V.P. Zinchenko, E.B. Morgunov. — Moscow, 1994.
3. Osipova, A. A. Total psychocorrection : textbook, handbook for university students / A.A. Osipova. — Moscow, 2001.
4. Great psychological dictionary / ed. VP Zinchenko, B.G. Meshcheryakov. — St-Petersburg, 2005.
5. Huhlaeva, O. V. Fundamentals of counseling and psychological adjustment : textbook, manual / O.V. Huhlaeva. — Moscow, 2001.
УДК: 616
E.E. Рэаюкин*, О. А. Морозова**
Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках
В статье рассматриваются основные подходы и теории отклоняющегося поведения, выполненные зарубежными учеными. В рамках работы уточняется различное содержание понятия девиантного поведения в зависимости от направлений научных исследований, дается анализ формирования и развития девиации в обществе.
Ключевые слова: девиантность, девиант, аномия, норма.
E.E. Radyukin*, O.A. Morozova**. Basic concepts of deviant behavior in the foreign sources.
The article is devoted to the main approaches and theories of deviant behavior, which were carried out by foreign scientists. Different concept contents of «deviant activity» depending on the approaches of scientific research schools an specified. The analysis of the formation and development of deviations in society is given.
Keywords: deviant activities, deviant, anomie, rule of conduct.
По мнению зарубежных исследователей, основные критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия [1, 4, 5, 6, 10, 28]. «Трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе», — подчеркивает профессор Калифорнийского университета в Беркли, вице-президент Международной социологической ассоциации, один из патриархов современной американской социологии Нейл Смелзер [6].
* Радюкин, Евгений Евгеньевич. Кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Военный инженерно-технический институт. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22. Тел. 8 921-331-40-96. E-mail: [email protected].
** Морозова, Ольга Александровна. Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин. Военный инженерно-технический институт. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22. Тел.: 578-81-17. E-mail: [email protected]
* Radyukin, Eugene Evgenevich. Candidate of psychological sciences, the docent of the department of humanitarian disciplines. Military technical-engineering institute. Address: Russia, Saint Petersburg, ul. Zakharevskaya, 22.
** Morozova, Olga Alexandrovna. Instructor of the department of humanitarian disciplines of military technical-engineering institute. Military technical-engineering institute. Address: Russia, Saint Petersburg, ul. Zakharevskaya, 22. Статья поступила в редакцию 12.04.2010 г.
Радюкин Е.Е., Морозова O.A. Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках
Неоднозначность концептуальных подходов обусловлена рядом факторов, среди которых обычно выделяют следующие: релятивную (относительную) природу девиации; неопределенность прогнозов и разногласия по проблеме поведенческих норм [1, 4, 5, 6, 10, 28]. Исследователи полагают: «.. .поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями (оно является олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, в частности, психиатрии, и «незаконным» в соответствии с правовыми нормами)», возникла тенденция считать его «ненормальным»» [6] и определяют девиацию «... как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя» [6, 28]. Таким образом, девиянтность индивида в зарубежных исследованиях определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям и нормам.
Классическое определение отклоняющегося поведения дает Нейл Смелзер: «... девиация — поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя» [6]. Зарубежные исследователи выделяют следующие основные компоненты девиации: «. человек, которому свойственно определенное поведение; ожидание, или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения, и некий другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение» [6]. Таким образом, зарубежными учеными были определены следующие объекты исследования: девиант как индивид с определенными признаками, норма как совокупность правил поведения, ожиданий и стандартов, регулирующие взаимодействие между людьми, а также группы и общественные институты, регулирующие поведение и выполняющие его превенцию и коррекцию.
Европейские и американские исследователи разработали в конце XIX и в течение XX веков несколько теорий девиантного поведения. Среди них можно выделить следующие. Биологический подход, авторами которого являются Чезаре Ломброзо (Lombroso, C.), Уильям X. Шелдон (Sheldon, WH.), Г. Уиткин (Witkin, H.A.) и другие. Психологический подход, основателем которого считается Зигмунд Фрейд (Freud, S.). Определенный вклад в развитие этого подхода внесли К. Шуэсслер (Schuessler, K.) и Д. Кресси (Cressey, D.R.). Социологический подход, среди адептов которого выделяются Эмиль Дюркгейм (Dürkheim, E.), Р. Мертон (Merton, R.K.), Т. Селлин (Selli, T.), В. Миллер (Miller, W), Эдвин Сатерленд (Sutherland, E.H.), Р. Клауорд (Cloward, R.A.), Л. Оулин (Ohlin, L.E.), Трэвис Хирши (Hirschi, T.), Говард Беккер (Howard S. Becker), Остин Турк (Turk, A.) и другие. Представители каждого из подходов предложили свои объяснения причин девиантного поведения.
Основной идеей биологического подхода стал вывод о том, что некоторые антропометрические, биологические, генетические и др. физические характеристики являются причиной девиации поведения. Одним из основоположников биологического подхода считается итальянский врач Чезаре Ломброзо, который в конце XIX в. выявлял связи между криминальным поведением и биологическим складом индивида. Он считал, что биологический склад криминального типа определяет криминогенное поведение [3, 18]. Другой последователь биологического подхода, известный американский психолог и врач Уильям X. Шелдон (1940) выделил эндоморфные, мезоморфные, эктоморфные особенности строение тела индивида, которые, по его мнению, свидетельствуют о потенциале характерных личностных черт, детерминирующих поведение человека, в т.ч. и отклоняющееся [26]. Современные сторонники биологического подхода, используют новейшие достижения науки и проводят свои исследования на генетическом уровне. Например, на материале анализа преступности в Дании Г. Уиткин (1976) совместно с другими исследователями выявил, что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдался более высокий уровень криминогенного поведения, чем среди входивших в контрольную группу и не обладавших таким набором хромосом [34].
Сущность психологического подхода заключается в следующем постулате: девиация вызывается и детерминируется внутриличностными конфликтами, неосознанными психическими процессами, развивающимися в ходе сложного взаимного влияния сознательного и бессознательного в психике индивида, а также определенными психологическими чертами и качествами, присущими потенциальным девиантам [7, 16]. Психологический подход в зарубежных исследованиях девиантного поведения тесно связан, в первую очередь, с именем выдающегося австрийского психолога, психиатра и невролога Зигмунда Фрейда (1916) [7, 16, 28]. Основные идеи психоанализа применительно к проблеме девиации заключаются в следующем. Сознательное как часть психики влияет на общественное поведение индивида, но не абсолютно. Поведение индивида детерминируется и другой частью психики — бессознательным, т.е. особыми психическими силами, которые лежат за пределами сознания, но управляют поведением человека. Отклоняющееся поведение может регулироваться неосознаваемыми психическими процессами, как особыми защитными механизмами. Функционирование первичных (диссоциация, интроекция, отрицание и другие) и вторичных (вытеснение, подавление, компенсация, морализация, аутоагрессия и другие) защитных механизмов лежит в основе поведения индивида и направлено на минимизацию отрицательных переживаний девианта. З. Фрейд считал, что в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психоаналитическая теория З. Фрейда в первую очередь связывала девиации с психическими отклонениями. Тщательные исследования психологических факторов отклоняющегося поведения впоследствии выполняли и другие ученые, например К. Шуэсслер и Д. Кресси (1950) [28]. Как справедливо отметил Нейл Смелзер, исследователи «.проделали критический обзор многих научных работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической черты, например,
эмоциональная незрелость, психическая неустойчивость или обеспокоенность, которые могли бы быть наблюдаемы у всех преступников» [6]. Полученные сторонниками психологического подхода результаты показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе психоанализа.
Социологический подход по числу направлений и адептов является наиболее представленным среди теорий отклоняющегося поведения. Сторонники этого подхода главной причиной девиации считают ослабление, отсутствие, нарушение, разрушение либо противоречивость социальных норм и правил. Обычно выделяют следующие направления рассматриваемого подхода. Теория аномии, теория социальной дезорганизации, культурологическая теория, теория стигматизации и теориярадикальной криминологии [2, 4, 6. 17, 20, 21, 22, 23].
Считается, что впервые социологическое объяснение девиации было предложено Давидом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917) в теории аномии [2, 9, 10, 11, 12, 13]. Эмиль Дюркгейм — основатель французской социологической школы в 1897г. написал работу «Самоубийство», ставшую классическим произведением в области исследования суицидов. «По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля» [2]. По Э. Дюркгейму, к отклоняющемуся поведению потенциально склонны индивиды, социализация которых проходила в условиях поощрения стандартов девиантного поведения (например, аморальность) или игнорирования нормы. Состояние отсутствия норм у индивида Дюркгейм называл аномией. Содержание теории аномии дополнялось и развивалось Дюркгеймом также в русле теории социальной дезорганизации. «Хотя теория Дюркгейма подверглась критике, — считает Нейл Смелзер, — основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной. Термин «социальная дезорганизация» обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу» [6]. Впоследствии, некоторые дополнения в теорию аномии и социальной дезорганизации Э. Дюркгейма внес Роберт К. Мертон (1938). Он полагал, что основной причиной девиации являются противоречия между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения [4, 20, 21, 22, 23]. Во второй половине XX в. теория аномии и социальной дезорганизации нашла продолжение в работе, выполненной Трэвисом Хирши (1969), который исследовал влияние ценностей общества на нормативность поведения [17]. Современные исследователи под аномией понимают «.отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам» [6].
Культурологическая теория объясняет девиацию конфликтами между нормами культуры. Т. Селлин (1938), В. Миллер (1958) полагали, что девиация возникает в результате противоречий и конфликтов между нормами культуры отдельных групп и общества [24, 25]. «Так называемые культурные теории девиации, — подчеркивает Нейл Смелзер, — по сути похожи на вышеупомянутые, но делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации, другими словами, сил, «побуждающих» людей к девиантному поведению» [6].
Сторонники теории стигматизации разработали подход, отличающийся от изложенных выше. Они отвергли другие социологические и психологические объяснения девиации, потому что они якобы основаны на «медицинской модели», предполагая, что девиация на деле обусловлена другими причинами. Например, возможностью авторитетных, референтных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения [1, 6]. Наиболее яркий представитель теории стигматизации Говард Беккер в своей книге «Аутсайдеры» (1963) подчеркивал: «Социальные группы создают девиацию, поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенным людям, которым «наклеиваются ярлыки» аутсайдеров. С этой точки зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против "нарушителя"» [1, с. 9].
Приверженцы теории теорией стигматизации (наклеивания ярлыков) объясняют девиантное поведение возможностью влиятельных общественных институтов ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных социумов. При этом они выделяют такие типы отклоняющегося поведения, как первичная и вторичная девиация. Под первичной девиацией обычно понимаются незначительные отклонения, например случайное или пробное употребление легких наркотиков. Этап вторичной девиации возникает, по мнению Говарда Беккера, с того момента, когда «.на человека ставят клеймо девианта; окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью» [6].
Автором теории радикальной криминологии [6, 15, 31, 32, 33] считается Эдвин Сатерленд (1939). Он писал, что «.преступности (форма девиации, которая интересовала его в первую очередь) обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником» [6]. Американский социолог Нейл Смелзер поддерживает взгляды Эдвина Сатерленда и утверждает, что «.теория Сатерленда значительно точнее и глубже, чем подсказанная здравым смыслом уверенность в том, что девиация — это результат того, что человек связался с плохой компанией. Криминальная девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм. Более того, Сатерленд тщательно описал факторы, сочетания которых способствуют криминальному поведению. Он подчеркнул, что важную роль в этом играют не контакты с безличными организациями
Радюкин Е.Е., Морозова O.A. Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках
или институтами (например, с законодательными органами или церковью), а повседневное общение в школе, дома или на месте постоянных «уличных тусовок». «... Частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность оказывают влияние на интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. Важную роль играет и возраст. Чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими» [6]. Взгляды Эдвина Сатерленда получили дальнейшее развитие в работах Р. Клауорда (1959) и Л. Оулина (1960) [15]. Так же, как и Сатерленд, они считают, что причины правонарушения лежат не только в социальной дезорганизации и крушении идеалов, но и в благоприятных возможностях, которые открывает девиантное поведение, особенно если оно сулит реальные блага [15].
К сторонникам теории радикальной криминологии (иногда их включают в число приверженцев теории конфликта) относят также Остина Турка (1969), И. Тейлора (1973) и некоторых других исследователей отклоняющегося поведения [32, 33]. Остин Турк и И. Тейлор полагают, что когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, официальные структуры обычно избирают не мягкие меры превенции, а вариант репрессивных, принудительных мер, а полиция в первую очередь применяет законы, направленные против бедняков и не причастных к власти, тех, кого можно подавлять, не встречая сопротивления. Остин Турк и И.Тейлор рассматривают «девиантов» не как нарушителей общепринятых правил и норм, а «.как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле» [33].
По абсолютно справедливому мнению Нейла Смелзера, «.существуют глубокие различия между всевозможными биологическими, психологическими и социологическими объяснениями девиации. В последнее время стали придавать меньше значения биологическим или психологическим факторам, толкающим людей к девиантному поведению. Новейшие теории, особенно «новая криминология», делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации» [6].
Список литературы
1. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход / Г.Беккер. — М.: ГУ ВШЭ, 2003.
2. Аюркгейм, Э. Самоубийство. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. — М., 2001.
3. Ломброзо, Ч. Преступление / пер. Г. Н. Гордона. СПб., 1990.
4. Мертон, Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). — М.: Прогресс, 1966. — C. 299-313.
5. Саяяиван, Г. Интерперсональная теория в психиатрии / Г.Салливан. — М.: Ювента, 1999.
6. Смеязер, Н. Социология / пер. с англ. — М.: Феникс, 1998. — 688 с.
7. Фрейд, 3. Печаль и меланхолия. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. — М., 2001.
Literature
1. Becker, Howard Л". Outsiders: Studies in Sociology of Deviance. — New York: The Free Press, 1963.
2. Brown, J. A comparative study of deviance from sexual mores. American Sociological Review, 1952, 17, 138.
3. Dürkheim, E. The rules of sociological method. — New York: Free Press, 1938.
4. Dürkheim, E. Education and society (S. Fox, trans.). — New York: Free Press, 1956. (Originally published in various sources, 1903-1911).
5. Dürkheim, E. The division of labor in society (G. Simpson, trans.). Glencoe, III.: Free Press, 1964. (Originally published in 1893.)
6. Dürkheim, E. Suicide. — New York: Free Press, 1964. (Originally published in 1897. Also originally published in a foreign language.)
7. Dürkheim, E. The elementary forms of the religious life. (J.W Swain, trans.) — New York: Free Press, 1965. (Originally published 1915.)
8. Cloward, R. A. Illegitimate means, anomie, and deviant behavior. — American Sociological Review, 1959, 24, 164-177.
9. Cloward, R. A. Illegitimate means, anomie, and deviant behavior. — American Sociological Review, 1959, 24, 164-177.
10. Freüd, Criminals from a sense of guilt. In J. Strachey (Ed. and trans.). The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud. — London: Hogarth, 1957. (Originally published in 1916.)
11. Hirschi, T. Causes of delinquency. — Los Angeles: University of California Press, 1969.
12. Lombroso, C. Crime: Its causes and remedies. — Boston: Little, Brown, 1911.
13. Merton, R. K. The role-set: Problems in sociological theory. — British Journal of Sociology, 1957, 8, 106-120.
14. Merton, R. K. Social structure and anomie. — American Sociological Review, 1938, 3, 672-682.
15. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. - N.Y., 1957, p. 140.
16. Merton, R. K. Social theory and social structure. — New York: Free Press, 1957.
17. Merton, R. K. Social theory and social structure (Rev. and enl. ed.). — New York: Free Press, 1968.
18. Miller, W. Lower class culture as a generating milieu of gang delinquency. — Journal of Social Issues, 1958, 14, 5-19.
19. SelHi, T. Culture conflict and crime. — New York: Social Science Research Council, 1938.
20. Sheldon, W. H. The varieties of human physique. — New York: Harper & Row, 1940.
21. Schur, E. M. Labeling deviant behavior. — New York: Harper & Row, 1971.
22. Schuessler, K, & Cressey, D.R. Personality characteristics of criminals. — American Journal of Sociology, 1950, 55, 476-484.
23. Smelser, N. J. Theory of collective behavior. — New York: Free Press, 1962.
24. Smelser, N. J. Theoretical issues of scope and problems. In R.R; Evans (Ed.), Readings in collective behavior (2nd ed.). — Chicago: Rand McNally, 1975.
25. Sutherland, E. H. Principles of criminology. — New York: Harper & Row, 1939.
26. Taylor, I., Walton, P., & Young, J. The new criminology: For a theory of social deviance. — New York: Harper & Row, 1973. /682/
27. Turk, A. Criminality and legal order. — Chicago: Rand McNally, 1969.
28. Witkin, H. A. Criminality in XYY and XXY men. Science, 1976 , 193, 547-555
УДК: 378.02-159.9.07
E.E. Саламин*, З.А. Изабеков**, В. И. Миханев***, Е.А. Скупченко****
Процесс совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза
Проблема исследования состоит в выявлении процесса совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза.
Ключевые слова: студенты, технический университет, бокс, индивидуальный стиль, волевая активность.
E. E. Salamin*, Z. A. Izabekov**, V. I. Mihanev***, E. A. Skupchenko****. Process of improving the individual style of volitional activity in the students of Institute of Higher Education.
The research problem consists in revealing of process of perfection of individual style of strong-willed activity at students of technical college.
Keywords: students, university, boxing, individual style, strong-willed activity.
* Саламин, Евгений Евгеньевич, аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования», старший преподаватель кафедры «Физвоспитания и спорта» Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 89141875473. E-mail: [email protected]
** Изабеков, Замир Асылбекович, старший преподаватель кафедры «Математическое обеспечение и применение ЭВМ», факультет компьютерных технологий Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, мастер спорта СССР по греко-римской борьбе. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 8 914 185 62 25. E-mail: [email protected]
*** Миханев, Владислав Иванович, соискатель кафедры «Педагогики и психологии профессионального образования», специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Заместитель начальника отдела ГИБДД Комсомольска-на-Амуре. E-mail: [email protected]
**** Скупченко, Евгений Анатольевич, мастер спорта России по греко-римской борьбе, старший преподаватель кафедры «Физвоспитания и спорта» Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 89141875473.
* Salamin, Evgeny Evgenevich. The post-graduate student of chair of pedagogic and vocational training psychology, a specialty 13.00.08 The theory and a vocational training technique, the senior teacher of chair. A physical education and sports. Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-cupid, Lenin's 27 street. Ph.: 89141875473. E-mail: [email protected]
** Izabekov, Zamir Asilbekovich. The master of sports of the USSR on Greco-Roman wrestling. The senior teacher of chair. A software and computer application department of Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-cupid, Lenin's 27 streets. Ph.: 8 914 185 62 25. E-mails: [email protected]
*** Mihanev, Vladislav Ivanovich. The competitor of chair: «Pedagogic and vocational training psychology», a specialty 13.00.08. The theory and a vocational training technique. The deputy chief of department of traffic police Komsomolsk-on-Amur. E-mail: [email protected]
**** Skupchenko, Evgeny Anatolevich. The master of sports of the Russia on Greco-Roman is wrestling the senior teacher of chair. A physical education and sports. Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-Amur, Lenin's 27 street. Ph.: 89242297300.
Статья поступила в редакцию 05.03.2010 г.