Научная статья на тему 'Производственная практика студентов санитарно-гигиенического факультета при шестилетнем сроке обучения'

Производственная практика студентов санитарно-гигиенического факультета при шестилетнем сроке обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
259
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производственная практика студентов санитарно-гигиенического факультета при шестилетнем сроке обучения»

2. Дым горючих материалов, пропитанных инсектицидами, обладает бактерицидностью как в отношении микроорганизмов, суспензированных в воздухе, так и в отношении микробов, находящихся на матерчатых тестах (сухих и влажных).

3. Бактерицидные свойства дымов, полученных при сжигании (тлении) фильтровальной бумаги «ли марли, импрегнированных инсектицидом, зависят от наличия в них инсектицида и от дыма, образующегося при сжигании этих материалов (бумага, ветошь и др.).

4. Дымы не обладают бактерицидными свойствами в отношении споровых форм микроорганизмов.

Доц. П. М. Ивановский и доц. И. Н. Попов

Производственная практика студентов санитарно-гигиенического факультета при шестилетнем сроке обучения1

Из I Московского ордена Ленина медицинского института

Приказом министра высшего образования СССР и министра здравоохранения СССР за № 796/334 от 4.У1.1948 г. о шестилетнем учебном плане в медицинских институтах на санитарно-гигиеническом факультете предусмотрены две производственные практики: первая проводится после IV курса в течение 8 недель в участковых и районных больницах по терапии, хирургии и акушерству; студенты принимают участие в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Вторая производственная практика проводится после V курса также в течение 8 недель по эпидемиологии, гигиене питания и коммунальной гигиене. Кроме того, на VI курсе (XII семестре) предусмотрена комплексная санитарная практика в течение 250 часов; из них по профильным гигиенам — по 40 часов, по профессиональной патологии — 40 часов и по организации здравоохранения— 10 часов.

Производственная практика студентов санитарно-гигиенического факультета является важнейшим звеном всего учебного процесса, всей подготовки санитарного врача. При шестилетнем плане подготовки санитарного врача созданы все возможности для более углубленной биологической, клинической и идейно-политической подготовки студентов санитарно-гигиенического факультета с тем, чтобы выработать у будущего санитарного врача основы клинического и гигиенического мышления для овладения комплексом медицинских знаний.

Эта практика студентов санитарно-гигиенического факультета должна протекать не в больницах крупных городов, а именно в районных и участковых больницах, которые отличаются от клинических больниц крупных центров по структуре, задачам и организации медицинской помощи. Студенты IV курса санитарно-гигиенического факультета выезжают на эту практику, получив только некоторые сведения по общей гигиене, гигиене питания и организации здравоохранения, т. е. они еще не подготовлены для прохождения на практике санитар-но-профилактических дисциплин. Поэтому методическое совещание профессорско-преподавательского состава I МОЛМИ вынесло решение не давать специальных заданий по вопросам гигиены во время первой производственной практики.

1 Статья печатается в порядке обсуждения. Материалы и предложения по этому вопросу просьба направлять по адресу: Москва, 48, Б. Пироговская, д.' 2/6, деканат санитарно-гигиенического факультета I Московского ордена Ленина медицинского института.

Тем не менее кафедрам гигиены и организации здравоохранения было бы неправильным самоустраниться от всякого влияния на первую производственную практику студентов санитарно-гигиенического факультета, передоверив ее полностью лечащим врачам. Поскольку мы считаем, что лечебно-профилактическое и санитарно-профилактическое направления тесно увязаны в единой советской системе здравоохранения, мы приняли все меры к тому, чтобы в программе первой производственной практики эти два направления были отражены полностью и даны в неразрывной связи, причем лечащие врачи должны это делать так, как они делают повседневно в своей лечебно-профилак-тической работе. В программе производственной практики по терапии, хирургии, акушерству, осуществляемой на базе районной, участковой больницы, были подчеркнуты организационные и профилактические моменты: объединение больниц с поликлиникой, связь лечебной работы с оздоровлением условий труда и быта, ознакомление с санитарным состоянием медицинских учреждений и пр. Практические лечащие врачи за время этой практики должны показать на деле, что они претворяют 'в жизнь великие заветы наших отечественных клиницистов М. Я- Мудрова, Н. И. Пирогова, Г. А. Захарьина, С. П. Боткина, Н. Н. Бурденко и др. о том, что будущее принадлежит гигиене, профилактической медицине. Это будущее становится реальностью, и надо показать его с самой выгодной стороны студенту-практиканту, пожелавшему стать советским врачом.

Особо ответственной на санитарно-гигиеническом факультете является вторая производственная практика, проводимая после V курса. К началу этой практики студенты полностью заканчивают основные клинические дисциплины, инфекционные болезни, организацию здравоохранения, гигиену питания и коммунальную гигиену; остаются незаконченными эпидемиология, гигиена труда и школьная гигиена.

Хотя студенты и не закончили некоторых гигиенических дисциплин, тем не менее неправильно было бы исключать из производственной практики гигиену труда и школьную гигиену, как это предусмотрено в учебном плане ГУМУЗ. В этом отношении учебный план ГУМУЗ по производственной практике необходимо пересмотреть и исправить.

Преподавание гигиенических дисциплин на кафедре, как бы оно ни было приближено к изучению человека, коллектива, всегда остается до некоторой степени отвлеченным, поскольку студент—будущий санитарный врач — на кафедре не видит коллектива, не ощущает его санитарных нужд во всем их многообразии, не несет никакой ответственности за сохранение здоровья населения.

Назрела необходимость создать при санитарных факультетах медицинских институтов санитарно-эпидемиологические станции районного типа, с тем чтобы они служили базой для обучения студентов. Медицинские институты в районе смогут в опытном порядке проводить как организационные, так лечебные и санитарно-профилактические мероприятия по улучшению медико-санитарного обслуживания населения.

Через санитарно-эпидемиологические станции медицинских институтов, на которых должен работать весь профессорско-преподавательский персонал, гигиенические кафедры будут связаны с районами, областью, будут связаны с практикой здравоохранения, будут привлечены к решению ряда его неотложных задач. К этому нас призывал министр здравоохранения СССР Е. И. Смирнов на совещании директоров медицинских институтов и заместителей министров здравоохранения по кадрам в апреле этого года. Имеется много путей для такой органической совместной работы.

Умело поставленная производственная практика сразу вводит студентов санитарно-гигиенического факультета в круг важнейших проблем оздоровления населения, района, города, предприятия и пр.

Перед практикантами во всем объеме возникает грандиозная и благодарная задача — оценить состояние здоровья населения, проследить его в динамике, изучить наиболее эффективные мероприятия по оздоровлению и, наконец, самим разобрать конкретные меры оздоровления уже на основании собственных наблюдений, исследований и обобщений. Если у студентов были какие-либо сомнения в правильности выбора ими санитарно-гигиенического факультета, то после успешного проведения и хорошо организованной производственной практики эти сомнения обычно исчезают. Так, студентка К., вернувшись с производственной практики, заявила: «Я очень довольна практикой. Если меня ранее обуревали сомнения, то теперь я знаю ценность для моей страны профессии санитарного врача. Мне теперь понятно, почему такие выдающиеся врачи, как Ф. Ф. Эрисман, 3. П. Соловьев, А. В. Мольков и др., уходили и уходят на санитарную работу: она захватывает, у нее неограниченные перспективы...»

Многолетний опыт проведения производственной санитарной практики в I Московском ордена Ленина медицинском институте по пятилетнему плану обучения позволяет многое использовать для проведения второй производственной практики при шестилетнем сроке обучения.

Мы полагаем, что вторая производственная практика студентов санитарно-гигиенического факультета должна проводиться на базе районной санитарно-эпидемиологической станции, которая связана с объектами санитарно-эпидемиологического обслуживания и имеет лабораторное оснащение. Поэтому студентов следует в первую очередь направлять на практику туда, где нормально функционируют санитарно-эпидемиологические станции.

После ряда дискуссий методическое совещание профессорско-преподавательского персонала гигиенических кафедр высказалось против проведения во время второй производственной практики студентов субординаторской практики в инфекционной больнице. Признано целесообразным посвятить 3 недели практики работе в качестве второго районного эпидемиолога, уделив внимание всему комплексу противоэпидемической работы (в том числе и в инфекционной больнице), и 5 недель — работе в качестве второго санитарного врача на санитарно-эпидемиологической станции. Вопросы же организации здравоохранения следует изучать на протяжении всей практики, не отрывая их от конкретных противоэпидемических и санитарных задач.

Нами хорошо изучены районы практики, установлена тесная связь с работниками здравоохранения районов, составлены подробные санитарные описания объектов санитарной практики.

Гигиенические кафедры санитарно-гигиенического факультета нашего института в течение ряда лет руководят производственной практикой в одних и тех же районах, изучают в них состояние санитарного дела и организации здравоохранения. Такой опыт проведения практики позволил нам приступить к составлению индивидуальных планов заданий для студентов по практике. Это повысит интерес студентов к практике и их ответственность за проведенную работу. В зависимости от желания работать над определенной темой, студенты будут направляться в тот или другой пункт практики.

Проект программы второй производственной практики предусматривает обязательное конкретное задание, для каждого студента по разделу противоэпидемической деятельности и по организации здравоохранения в районе. Что же касается санитарных дисциплин, то задание разработано для определенного объекта (завод, цех, пищевое предприятие и пр.), с тем чтобы студент мог по возможности осветить все разделы гигиены. Главное в практике заключается в том, чтобы студент получил цельное представление об объекте с санитарной точки

зрения и мог дать свои предложения по оздоровлению условий труда-и быта населения. Каждый студент имеет конкретную тему для самостоятельного ее проведения на конкретном объекте. Самостоятельная работа студента по строго разработанному индивидуальному заданию — вот основная задача производственной практики.

Опытная постановка производственной санитарной практики летом 1945 г. в некоторых районах Московской области подтвердила всю целесообразность этого метода. До сих пор наблюдались большие затруднения в организации производственной практики студентов санитарного факультета, так как руководители практики на местах (санитарные врачи, санитарные инспекторы) часто не имели единой базы для своей работы.

Постановления XII съезда гигиенистов, эпидемиологов и инфекционистов, приказ министра здравоохранения СССР за № 716 от 27.ХН. 1948 г. положили конец той организационной неувязке, которая существовала ранее в санитарной организации. Теперь создается организационный центр санитарной работы в районе — единая районная санитарно-эпидемиологическая станция. Сюда и будет теперь направляться студент санитарного факультета для прохождения практики. Именно здесь студент-практикант может получить все необходимые материалы,, лабораторное оборудование, проекты и решения по ним, консультации,, руководство, увидеть весь комплекс и сложность санитарной работы,, оценить её важность.

В 1948 г. производственная практика студентов санитарного факультета, проводимая в санитарно-эпидемиологических станциях (например, в Подольске Московской области), была организована значительно лучше, чем в обычных районных санитарных организациях.

Качество работы санитарных организаций в 1948 г. стало много выше по сравнению с военными годами, что сказалось на качестве руководства практикой, на полном удовлетворении запросов со стороны студентов. В этом году число студентов, которые вернулись с практики неудовлетворенными санитарной работой, было ничтожно малым. В свою очередь руководители производственной практики большей частью были удовлетворены качеством подготовки студентов» их дисциплинированностью и интересом к санитарной работе.

Производственные совещания, проводимые нами совместно с руководителями практики на местах, показали, что все санитарные врачи с полной ответственностью отнеслись к проведению этой работы. Особо надо выделить следующих врачей: Е. Н. Колосов (Подольский район),. В. С. Прозоровский (Ухтомский район), А. М. Палант (Ногинский район), Л. А. Беркович (Ленинский район), М. Ф. Гасилов (Егорьевский район), В. А. Шприц (Раменский район), Н. М. Голубова (Кунцевский район), Л. А. Столярский (Кривандинский район) и др. Диференциро-ванная оценка работ студентов на практике оказалась заслуженно высокой.

Студенты отмечали как недостаток практики отсутствие у них учебных пособий, справочников во время практической работы и плохое лабораторное оборудование в некоторых районах.

При шестилетнем сроке обучения студентов санитарно-гигиениче-ского факультета создаются новые возможности для более высокой теоретической и практической подготовки в области клинических и санитарно-гигиенических дисциплин. Санитарно-эпидемиологические станции должны стать основной базой второй производственной практики студентов санитарно-гигиенического факультета. Для успешного проведения практики в 1950 г. надо теперь же разработать программу, индивидуальные задания, обобщить опыт проведения санитарной практики всех медицинских институтов нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.