СЪЕЗДЫ, СОВЕЩАНИЯ И ОБЩЕСТВА
Проф. С. И. КАПЛУН (Москва)
Поднять профилактическую подготовку
советского врача
»
Для разработки соответствующих организационных мероприятии по санфакам в улучшения постановки преподавания гигиены на лечебном факультете Всесоюзным комитетом по делам высшей школы (ВКВШ) и НКЗдравом СССР было созвано 4 к 5.11.1940 г. специальное совещание с участием ряда профессоров профилактических кафедр вузов периферии (подготовленное правлением Гигиенического общества). В центре внимания совещания стоял вопрос об учебном плане санитарно-гигиенических факультетов. В существующем учебном плане имеются следующие дефекты:
1. Основные клинические дисциплины (терапия, хирургия), достаточно глубокое прохождение которых абсолютно необходимо санитарному врачу для сознательного проведения и солидного научного обоснования профилактических мероприятий, заканчиваются на 4-м курсе, и, таким образом, студенты на протяжении последнего курса своей учебы в значительной мере оторваны от ведущих клиник.
2. По нынешнему учебному плану днференцированные (так называемые «профильные») гигиенические дисциплины (гигиена коммунальная, гигиена труда, гигиена питания и школьная) п основном преподаются на 5-м курсе, так что студенты, уезжающие между 4-м и 5-м курсами на летнюю производственную практику, оказываются неподготовленными к достаточному использованию всех возможностей, предоставляемых практикой в санитарных организациях по разным отраслям профилактической работы.
3. Опыт показал возможность перенесения некоторых клинических дисциплин (ото-рино-ларнигология и офталмология) на более поздние семестры.
4. Проведенное в 1939/40 учебном году в связи с особыми требованиями, выдвигаемыми - текущим моментом, увеличение времени преподавания некоторых клинических дисциплин на 10-м семестре привело к резкому сокращению специальных гигиенических дисциплин, что не может не отразиться на специальной подготовке санитарного врача.
В связи с этим, естественно, возникла необходимость внесения ряда существенных поправок в стабильные учебные планы санитарных факультетов на основе обязательности сохранения на ближайшее время пятилетнего срока обучения и целесообразности сохранения единой с; лечебным факультетом общетеоретической подготовки врача на первых 5 семестрах.
На основе этих предпосылок Гигиеническим обществом был разработан и совещанием утвержден (по докладам проф. А. В. Молькова и Л. С. Гурвича) новый вариант стабильного учебного плана, который должен быть введен с осени 1940 г.
В основу изменения ныне действующего учебного плана было положено следующее: а) некоторое усиление клинического преподавания за счет увеличения числа часов по терапии и в особенности по хирургии, с перенесением госпитальной терапии и военно-полевой хирургии на 10-й семестр; б) перенесение начала основных специализированных гигиенических дисциплин «а 8-й семестр и более или менее равномерное сокращение времени, отводимого на гигиенические дисциплины, и в) перенесение начала преподавания пищевой, коммунальной гигиены и гигиены труда на 8-й семестр, что создает возможность соответствующей подготовки студентов перед летней практикой.
Отметив, что произведенные в последнем году в силу особой необходимости изменения в учебном плане были сделаны исключительно за счет резкого сокращения основных профильных дисциплин санитарного факультета (на 9-м и 10-м семестрах), совещание подчеркнуло, что впредь всякие изменения в учебном плане должны осуществляться за счет более или менее пропорционального сокращения всех дисциплин-факультета.
Весь план санитарных факультетов исходит ныне нз общей предпосылки о необходимости подготовки не специальных, а общесанитарных врачей. Между тем, как показывает опыт последних лет, оканчивающие медицинские факультеты врачи часто посылаются НКЗдравом сразу на работу в качестве специальных госсанинспекторов (пищевых, промышленных, школьных, коммунальных).
Поэтому совещание подчеркнуло, что в случае необходимости направления оканчивающих студентов на такую специализированную работу, обязательна краткая (2—3-месячная) дополнительная их подготовка по данной специальности при соответствующих кафедрах вузов или институтов усовершенствования врачей. Если этого не удастся провести в жизнь, то возможно, станет вопрос о создании дополнительных профильных учебных планов для подготовки госсанинспекторов отдельных узких специальностей (по каждой при 1—2 вузах СССР ').
Само собой разумеется, что и новый учебный план, базирующийся на необходимости сохранения пятилетнего обучения, далеко не обеспечивает полноценной подготовки специалиста — санитарного врача — и не дает возможности отведения профильным гигиеническим дисциплинам достаточного времени, действительно полностью соответствующего их программе. Поэтому особое значение приобретает рационализация преподавания и .наиболее эффективное использование учебного времени.
В связи с этим на совещании был поставлен и детально обсужден специальный доклад проф. С. И. Каплуна «Некоторые вопросы улучшения преподавания гигиенических дисциплин на санитарно-гигиенических факультетах». Совещание высказалось за необходимость установления достаточного единства (с возможностью некоторых вариаций в зависимости от местных условий) в проведении практических занятий по всем гигиеническим дисциплинам. НКЗдрав СССР должен разослать для отзыва на места проект распределения и методики практических занятий по каждой из гигиенических дисциплин и перед окончательным утверждением обсудить их на специальном методическом совещании.
Независимо от общей программы практических заня-Ай каждая кафедра должна иметь детальные методические разработки как для преподавателей, так и для студентов.
Серьезное внимание необходимо уделить повышению качества лекций по гигиеническим дисциплинам. Отнюдь не ставя себе задачей абсолютно исчерпать программу, лекции должны, помимо углубленного изложения основных узловых теоретических вопросов данной дисциплины, давать студентам ясное представление о содержании и методах практической работы в данной области санитарного надзора и связи ее со всей системой лечебно-профилактического обслуживания населения; их следует сопровождать по возможности демонстрациями, разбором жизненных ситуаций, примерами из личной практики лектора и т. п. Лекции должны воспитывать в студентах сознание того, что гигиенические науки отнюдь не являются узкими санитарно-гигиеническими дисциплинами, а тесно связаны с материалами физиологии, общей патологии и клиники.
В специальном докладе «Преподавание общей гигиены» (проф. П. Д. Винокурова) было установлено четкое разграничение между общей гигиеной и профильными гигиеническими дисциплинами. Было твердо установлено, что общая гигиена является предметом пропедевтическим, подготовляющим студентов к восприятию на следующих курсах специализированных разделов гигиены, освещающих гигиеническое значение основных факторов внешней среды, их физиологическое и возможное ■патогенетическое воздействие на человеческий организм, и обучающим студентов основным методам гигиенического анализа (как правило, стандартизованным).
Далее уточнено было по ряду вопроаов разграничение программ специализированных гигиенических дисциплин.
В результате реализации намеченных указаний должны быть полностью устранены отдельные элементы еще неизжитого параллелизма и нерационального повторения при прохождении некоторых профилактических предметов и обеспечена возможность более углубленного их преподавания даже при некотором сокращении времени, отведенного гигиеническим кафедрам.
Наряду с этим было принято решение о необходимости устранения в программе общей гигиены вопросов, в значительной мере повторяющих материал, проходимый в средней школе (физическая география), и об усилении связи между гигиеной, физиологией (нормальной и патологической) и клиническими дисциплинами.
Совещание подчеркнуло далее, что важнейшим элементом подготовки по гигиеническим дисциплинам должна стать самостоятельная работа студентов дома и вне сетки. Для этого необходимы следующие мероприятия: возможно более тесная увязка в расписании лекций и практических занятий с оставлением циклической системы лишь в тех случаях, когда это целесообразно и по учебному плану кафедры; дача студентам точно определенных (увязываемых деканатами в общефакультетском масштабе) заданий по подготовке к отдельным практическим занятиям (по лекцион-•ному курсу, по учебнику, по практикуму, по музейным экспонатам, по специальным
1 Поскольку вопрос этот не обсуждался на совещании, это положение выдви сается в порядке постановки вопроса.
методическим разработкам, по повторению пройденного, по общей гигиене с возможностью использования аппаратуры и лабораторий специальных кафедр и т. д.); вынесение некоторых элементарных анализов по материалу, собранному студентами на «объектах», за сетку (с предоставлением в распоряжение студентов вполне подготовленных рабочих мест в лаборатории, технического обслуживания, консультации и т. п.); дача студентам на дом задач и расчетов, связанных с практическими занятиями; недопущение на занятия (непроставление зачета) неподготовившихся студентов.
Наряду с зачетами по теоретической части курса следует обратить особое внимание и на сдачу студентами тщательно проработанных санитарных экспертиз.
Для усиления самостоятельной работы студентов и обеспечения серьезного отношения их к освоению лекционного материала и работе над учебниками следует широко проводить индивидуальные консультации студентов с упразднением так называемых «групповых» предэкзаменационных консультаций, превращаемых обычно на практике в конспективное изложение экзаменационной программы.
Для обеспечения дальнейшей методической разработки всех вопросов, связанных с преподаванием гигиенических дисциплин, совещание признало необходимым образование в составе методического комитета ГУМУЗ особой группы из числа профессоров санитарных факультетов (гигиенистов и клиницистов) по вопросам подготовки санитарных врачей.
Крупнейшее значение в деле рациональной подготовки санитарных кадров имеет \ вопрос о государственных экзаменах. Нынешний опыт включения в перечень дисциплин, сдаваемых на государственных экзаменах на санитарно-гигиеническом факультете, тех же предметов, что и на лечебном факультете, себя не оправдал. Совещание подтвердило необходимость пересмотра, исходя из профиля факультета, списка государственных экзаменов, включив в них предметы, которые были единодушно намечены Всесоюзным совещанием в 1937 г. при выработке стабильного учебного плана мединститутов, в свое время получивших одобрение НКЗдрава СССР. В этот список входили профильные гигиенические дисциплины (коммунальная, труда и питания) а также эпидемиология с инфекционными болезнями и терапия с основами патофизиологии. Помимо того, следует дополнить данный перечень двумя предметами, имеющими огромное значение в деле теоретического воспитания и в практике работы санитарных врачей,— основами марксизма-ленинизма и социальной гигиеной.
Не приходится доказывать, как важна в общей системе подготовки врачей производственная практика. По докладу доц. Ю. И. Дьякова совещание признало целесообразным по аналогии с лечебным факультетом ввести после 6-го семестра производственную практику студентов в качестве фельдшеров в лечебных учреждениях. Это должно обеспечить будущему санитарному врачу знакомство с больничным режимом, с общей системой медицинского обслуживания и приобретение необходимых каждому врачу элементарных практических навыков по обслуживанию больного.
Летняя практика после 8-го семестра должна носить характер эпидемиологически-санитарной работы и проводиться в районах, городах, крупных промышленных центрах (не исключая и мест нахождения мединститутов) в практически действующих учреждениях и организациях по всем линиям и отраслям санитарного дела.
Базами для проведения производственной практики после 8-го семестра могут быть лишь районы, в которых имеются: а) надлежаще оборудованные санитарные станции или санитарно-эпидемиологические лаборатории, б) достаточно опытные и квалифицированные санитарные врачи всех специальностей, в) санитарно-эпидемиологические учреждения и г) санитарные объекты (водопровод, установки по очистке сточных вод, промышленные предприятия, пищевые учреждения и т. п.).
Совещание особенно подчеркнуло, что недопустимо направлять студентов на производственную практику в такие пункты, где нет условий для проведения квалифицированной санитарной работы, ибо это •дискредитирует лишь в глазах студентов санитарную работу. ,
Для обеспечения надлежащего руководства на местах производственной практикой студентов необходимо, чтобы на одного санитарного врача приходилось не более 5 студентов; на район — не больше 10 практикантов; на одного работника мединститута — не более 2—3 районов для наблюдения за производственной практикой студентов. «
Проработав детально всю систему производственной практики и организации ее как на базах, так и внутри вузов, совещание вместе с тем особо отметило интересный опыт Киевского мединститута, где летняя производственная практика осуществляется в течение 1 месяца по линии эпидемиологической работы, а второй месяц практики переносится на конец 9-го семестра и проводится под руководством высококвалифицированных специализированных государственных санитарных инспекторов. Не считая пока возможным признать эту систему типовой, совещание высказалось за дальнейшее продолжение данного опыта там, где это целесообразно по местным условиям, с тем, чтобы окончательное заключение было сделано ВКВШ и ГУМУЗ НКЗдрава СССР на основании анализа накопленного опыта примерно через 2 года.
На совещании чрезвычайно остро ставился вопрос о базах санитарно-гигиенических факультетов. По этому поводу был заслушан специальный доклад и детально
разработаны конкретные предложения главного санитарного инспектора СССР проф. Т. Я. Ткачева. Из доклада и прений со всей очевидностью выяснилось, что одним из коренных недостатков преподавания гигиенических дисциплин на санитарных факультетах следует признать некоторую ее абстрактность, не соответствующую ни характеру и содержанию этих предметов (являющихся отнюдь не так называемыми «теоретическими», а подобно клиническим предметам — научно-практическими дисциплинами), ни задачам подготовки санитарных врачей.
Действительно, как можно себе представить руководящего клинической кафедрой профессора, читающего только теоретический курс и не имеющего в своем распоряжении к литки, в которой проводится лечение больных, или студента, изучающего клинические дисциплины только по учебникам и наглядным пособиям и лишь в отдельных случаях знакомящегося путем экскурсий с городскими больницами? Между тем гигиенические кафедры до сих пор, по старой вредной традиции, считаются кафедрами «теоретическими», что как бы теоретически оправдывает допустимость отсутствия при них собственных производственных баз, на которых студенты могли бы знакомиться с реальной практической работой в различных отраслях санитарного дела, осуществляемой кафедрой наряду с педагогическими и исследовательскими функциями. Указанное положение является одной из существенных причин, вызывающих неудовлетворенность многих студентов учебой на санитарных факультетах и тормозящих правильную постановку подготовки санитарных врачей.
Вопрос этот имеет не только серьезное принципиальное значение, но и связан с разрешением ряда существенных элементов организации педагогического процесса. Так, например, при составлении штатов гигиенических кафедр, не учитывая того, что большинство занятий проводится на базах (предприятиях, школах, коммунальных учреждениях и т. п.), в ряде вузов исходят из «нормы» 25 человек в студенческой группе, а не 10, как на клинических кафедрах.
Поэтому совещание высказалось за необходимость быстрейшего создания при всех гигиенических кафедрах своего рода, если можно так выразиться, «санитарных клиник», объединяемых в единую производственную базу санитарно-гигиенических факультетов.
Чтобы обеспечить реальность этого давно назревшего мероприятия, совещание подняло свой голос против увеличения числа санитарных факультетов без учета местных условий их организации и серьезной подготовительной работы по материальному оснащению кафедр. Совещание подчеркнуло целесообразность пересмотра с данной точки зрения сети этих факультетов с целью скорейшего капитального строительства и укрепления тех из них, которые находятся в благоприятных для своего-развития условиях.
Согласно принятой резолюции, учебно-производственная база гигиенических кафедр на санитарных факультетах должна составляться: из лабораторий й специальных кабинетов на кафедрах для практических студенческих занятий лабораторного характера; из учебной санитарной станции, обслуживающей все гигиенические кафедры и знакомящей студентов с практикой работы санитарного инспектора; из учреждений и институтов НКЗдрава и, наконец, из определенного контингента санитарных, санитарно-технических и производственных объектов (школы, сооружения коммунального, пищевого и промышленного характера), на которых должна проводиться практическая работа по специальным гигиеническим дисциплинам.
Центральное значение в этой системе имеет учебная санитарная станция, которая должна рассматриваться как учреждение санитарного факультета и проходить по смете мединститутов. В то же время учебная санитарная станция должна учитываться и в сети учреждений ГСИ как научно-методическая и научно-практическая база санитарной организации города, где находится санитарный факультет. Учебно-санитарным станциям следует выделить для практического санитарного обслуживания отдельные районы и объекты. Для обеспечения практической работы учебной станции она должна дополнительно финансироваться ГСИ.
План работы учебно-санитарной станции следует составлять вузу по согласованию С ГСИ, исходя в первую очередь из интересов подготовки студентов. Руководство учебной санитарной станцией должно проводиться деканатами санитарных факультетов.
Там, где в ближайшее время нельзя создать учебных санитарных станций, НКЗдрав СССР должен обеспечить максимальное использование санитарно-гигиеническими факультетами научно-исследовательских и научно-практических институтов, а также других соответствующих учреждений системы НКЗдрава (санитарные станции, лаборатории, специализированные станции, областные, городские и районные ГСИ) В этих случаях институты и учреждения НКЗдрава, помимо функций, предусмотренных их уставами или положениями о них, должны выполнять также учебные функции и служить педагогической базой для санитарных факультетов, причем мединститутам следует в необходимых случаях предоставлять специальные ассигнования и дополнительный штат учебно-вспомогательного персонала.
Непосредственное руководство педагогической деятельностью учреждений, являющихся базой санфаков, возлагается на деканов санитарно-гигиенических факультетов.
Наконец, совещание поставило перед ВГСИ вопрос об издании специального правительственного распоряжения, которое бы обеспечило возможность использования
студентами санфаков для .практической работы в качестве факультетских баз коммунальных, промышленных, школьных, пищевых и прочих учреждений по специальному списку, составленному для каждого санфака.
На совещании также весьма горячо обсуждался вопрос о постановке преподавания гигиены на лечебных факультетах. Совещание подчеркнуло необходимость не только улучшения, но и значительного усиления преподавания профилактических дисциплин на лечебном факультете.
В связи с этим было признано необходимым прежде всего пересмотреть программу лекционного курса и практических занятий в сторону обеспечения специфики лечфака. Все преподавание должно быть тесно увязано с практической деятельностью лечащего врача (эпидемиологические обследования, дезинфекция, медицинская климатология, курортология, профессиональная патология, оздоровление детства, общественное питание и т. п.).
Далее совещание высказалось за необходимость перенесения преподавания гигиены на 8-й и 9-й семестры; на 9-м семестре следует проходить курсы гигиены труда и школьной гигиены, требующие предварительного усвоения студентами ряда клинических дисциплин, усилить преподавание военной гигиены и ввести в программу производственной практики обязательную санитарную работу.
В связи с тем, что в ряде вузов кафедры общей гигиены нарушают утвержденный ВКВШ термальный план, согласно которому преподавание школьной гигиены и гигиены труда проводится в качестве самостоятельных доцентских курсов, и пытаются их обезличить в пределах общей кафедральной системы,— совещание сочло необходимым вновь подчеркнуть, что преподавание этих специальных курсов должно быть обеспечено специальными же доцентами, а в вузах, где имеются санфаки, проведение самостоятельных курсов осуществляется соответствующими профилактическими кафедрами санфаков.
По инициативе профессоров Арнольди (Томск), Когана (Ростов) и доц. Дьякова (Москва) были' вынесены весьма серьезные организационные постановления о создании на лечфаке самостоятельной кафедры эпидемиологии и восстановлении кафедры гигиены труда, существовавшей самостоятельно с 1924 по 1937 г., с числом часов 50—60. При этом инициаторы выдвигали следующие соображения:
а) целесообразность объединения общей эпидемиологии, ныне преподаваемой на кафедре общей гигиены, с частной эпидемиологией, ныне преподаваемой на кафедре инфекционных болезней, и необходимость усиления внимания к преподаванию эпидемиология из лечфаке, что приобретает особое значение в условиях воеиной обстановки;
б) специфика преподавания гигиены труда, в значительной мере опирающейся на клинический профпатологнческий материал, невозможность уложить этот обширный предмет в «прокрустово ложе» — 30 часов — и особое значение данной дисциплины для всех лечащих врачей, от которых требуется активное участие в борьбе за снижение заболеваемости рабочих, проведение медосмотров рабочих, внедрение соломо-новских методов, участие во врачебно-трудовой экспертизе и правильный учет во всей повседневной лечебной работе роли и значения условий труда.
Решения совещания по вопросам пАюдавания гигиены на лечфаках имеют огромнейшее значение для улучшения постановки всего медицинского преподавания в целом. Наравне с усилением клинической подготовки санитарного врача необходимо еще более резко улучшить подготовку лечащих врачей в области гигиенических дисциплин. Уже в настоящее время НКЗдрав вынужден использовать значительную часть врачей, окончивших лечебный факультет, для усиления отставшего санитарного участка.
Наконец, само собой разумеется, что переживаемая ныне международная обстановка диктует необходимость подготовки всех без исключения врачей к специфическим требованиям работы в войсковых частях, где особое значение приобретает разрешение чисто санитарных задач.
Очередные задачи советского здравоохранения, заключающиеся в быстром и резком снижении эпидемических заболеваний, большом снижении общего уровня заболеваний трудящихся, ликвидации отдельных эпидемий, профессиональных заболеваний и, в частности, отравлений, коренном оздоровлении населения нашей необъятной родины, наряду с общим повышением санитарных знаний трудящихся, требуют усиления подготовки всех без исключения врачей в области профилактики.
Скорейшая реализация постановлений совещания, несомненно, будет способствовать разрешению этих важнейших задач советского здравоохранения.