Научная статья на тему 'Итоги гигиеничного декадника Центрального института усовершенствования врачей и совещания московских гигиенических кафедр'

Итоги гигиеничного декадника Центрального института усовершенствования врачей и совещания московских гигиенических кафедр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги гигиеничного декадника Центрального института усовершенствования врачей и совещания московских гигиенических кафедр»

СЪЕЗДЫ и СОВЕЩАНИЯ

Проф. Л. В. Горфин

Итоги гигиеничного декадника Центрального

института усовершенствования врачей и совещания московских гигиенических кафедр

Центральный институт усовершенствования врачей (ЦИУ) организовал с 26 января по 2 февраля гигиенический декадник для профессорско-преподавательского состава медвузов. На декадник прибыло 'около 150 человек профессоров, доцентов и ассистентов гигиенических кафедр не только медвузов РСФСР, но и других союзных республик. ¡Во время декадника было .организовано совещание московских гигиенических кафедр, на котором приняли участие все слушатели декадника. Это совещание носило характер научно-методической конференции. 'Работа конференции протекала по утрам, а лекции на декаднике читались в послеобеденные часы. Так как на декадник приехали преподаватели разных гигиенических дисциплин, то в программу декадника были включены преимущественно вопросы, представляющие общий интерес.

Первый вечер был посвящен коммунальной гигиене. Были заслушаны доклады заслуженного деятеля науки, проф. A. IH. Сысина «Проблема градостроительства.», проф. 3. Г. Френкеля «Проблема оздоровления и реконструкции кварталов и районов города», проф. И. Р. Хецрова «Проблема водоснабжения и канализации Москвы». Кроме того проф. Л. М. Громачцевский прочел лекцию «Пути борьбы с инфекционными болезнями».

Проблемам иммунитета и аллергии был посвяйцен второй вечер. Большой интерес вызвала лекция проф. Л. А. Зильбера «О проблеме фильтрующихся вирусов». Проф. Г. Д. Белоновский в своей лекции говорил о -сущности аллергии, сен-сибилизац.чй и ассенсибилиза.ции. В своем ярком выступлени проф. Борыкин ознакомил собрание с новыми достижениями в области иммунитета. Проф. Ш. Д. Мош-ковский изложил научные способы борьбы с малярией.

Специальный вечер был посвящен вопросам промышленной гигиены. Были заслушаны доклады проф. А. А. Летавета «О некоторых современных проблемах профессиональной гигиены», проф. В. А. Левицкого «О роли лучистой и 'конвенционной теплоты в гигиене, физиологии и патологии» и проф. И. Г. Гельмана «О борьбе с промышленными интоксикациями». Необычайно яркими и содержательными были две лекции заместителя наркома здравоохранения М. Г. Гуревича «О современных принципах проектирования больниц и поликлиник», в которых лектор дал критическую оценку ряду установленных нормативов в нашей практике больничного строительства, широко использовав при этом данные иностранной литературы.

Аудитория с большим интересом заслушала лекцию проф. Горовиц-Власовой аО задачах и путях микробиологии в области пищевой гигиены» и проф. Б. А. Лаврова «Современное состояние вопроса о витаминах».

Социальной гигиене были посвящены два доклада — заслуженного деятеля науки Р. А. Лурья «Советская клиника и профилактика» и проф. Н. А. Семашко «Медицина у нас и у них», в которой докладчик дал яркое описание фашистских расовых теорий и тяжелого подневольного положения медицины в Германии.

Вопросам санитарной обороны был посвящен отдельный вечер, на котором были заслушаны доклады заведующего военно-санитарной кафедрой ЦИУ Б. А. Рейнера, проф. 3. М. Явича («Санитарные проблемы противохимической защиты») и проф. М. М. Грана («Об изучении санитарных последствий войны»).

Два утра были отведены осмотру .санитарно-технических сооружений Москвы и некоторых лечебно-санитарных учреждений.

Судя по проведенной среди слушателей анкете, декадник удовлетворил подавляющее большинство участников совещания. Однако, в дальнейшем при организации аналогичных декадников в каникулярное время надо будет помимо общих вопросов гигиены, представляющих интерес для преподавателей разных гигиенических дисциплин, ставить на обсуждение соответствующих секций гигиены (пищевой, коммунальной, экспериментальной, школьной, труда и социальной) отдельные специальные проблемы. Вопросы, представляющие общий интерес, будут обсуждаться на заседании объединенных секций (пленарном). Это, конечно, не исключает возможности организации декадника по отдельным проблемам гигиены.

Опыт проведения первого гигиенического декадника для преподавателей медвузов вполне себя оправдал. Участники декадника не только получили возможность пополнения своих знаний, но и смогли обменяться опытом своей работы.

Конференция была организована ¡Гигиеническим институтом I ММИ. Были заслушаны доклады, проф. И. Д. Страшуна «Основные проблемы преподавания гигиенических дисциплин», заслуженного деятеля науки проф. А. В. Молькова «О научной работе гигиенических кафедр, доц. К. В. Майстрах «О подготовке научных кадров» и проф. Д. В. Горфина «О повышении квалификации санитарных врачей и использовании медицинских институтов для этой цели». Заседания проходили под председательством проф. Молькова. По всем докладам развернулись 'оживленные прения, которые осветили положение гигиенических кафедр во всех медвузах, их насущные нужды и перспективы дальнейшего развития.

Выявилось, что при общем значительном росте в стране гигиенического образования многие кафедры очень слабо оборудованы, имеют недостаточную материальную базу и нуждаются в денежных средствах; некоторые кафедры не замещены профессорами. Не принято достаточных мер для обеспечения самостоятельной работы студентов. Нехватает учебников по ряду гигиенических дисциплин. Вообще преподавание гигиены отстает от роста запросов социалистического народного хозяйства.

Особенно горячие ярения возникли при обсуждении профиля санитарного врача и диференциации гигиенических кафедр. Подавляющее большинство участников конференции высказалось за сохранение отдельных гигиенических кафедр по разным разделам гигиены, так как эти разделы получили широкое развитие и требуют углубленных знаний и такой специальной компетенции, которой не может быть у одного лица, возглавляющего комплексную гигиеническую кафедру.

Признано целесообразным сохранение существующих специальных отделений санитарно-гигиенических факультетов — общесанитарного, бактериолого-эпиде-миологического и санитарно-пищевого, так как потребность страны в таких санитарных кадрах резко увеличится в ближайшие годы. -Необходимость раздельного существования отдельных гигиенических кафедр на санитарно-гигиенических факультетах не встретила возражений, так же как и необходимость существования на остальных факультетах отдельных кафедр общей гигиены, социальной гигиены и гигиены труда, а на педиатрическом факультете — кафедры школьной гигиены. Только там, где нет нул^ных преподавательских кадров, соответствующей базы, конференция признала возможным ограничиться организацией соответствующих доцентур в составе кафедр общей гигиены.

Единодушно было принято решение о создании гигиенических институту, а где они имеются — об их максимальном использовании в качестве научно-учебной базы, опирающейся на соответствующие лаборатории, кабинеты, музеи, библиотеку и т. д. Наряду с этим существующие наиболее мощные санитарно/ гигиенические учреждения должны быть использованы как научно-практические базы для преподавания.

Постановлено разработать методику отдельных занятий, объявить конкурс на лучшее руководство по отдельным дисциплинам, обеспечить возможность проведения практической работы студентов на предприятиях, в школах. В санитарно-гигиенических лабораториях медвузов надо обеспечить каждому студенту рабочее место.. Необходимо установить экзамены по всем гигиеническим дисциплинам. Крайне важно установление типовой структуры оборудования кафедр и лабораторий и обязательного минимума штатов. Ввиду недостатка специальных преподавательских кадров в ближайшие годы необходимо использовать .для преподавания местных высококвалифицированных санитарных врачей. Для ускорения подготовки преподавательских кадров конференция сочла целесообразным установить при крупных медвузах специальные докторантские стипендии на один-даа года.

Особое внимание обратила конференция на отставание научно-исследовательской работы кафедр и недостаточную актуальность ряда разрабатываемых научных тем. 'Конференция вынесла определенные решения об улучшении научной работы кафер, о создании материальной базы, контроле и руководстве научной работой, ее планировании, взаимном обмене кафедр своим опытом в постанозк?

научно-исследовательской работы, издании научных трудов, научных командировках, созывах научных съездов и конференций и организации гигиенического общества. Специально была подчеркнута необходимость максимального внимания к разработке оборонной тематики.

Конференция указала на необходимость возобновления деятельности ранее существовавшего бюро профилактических кафедр в виде методического бюрс гигиенических кафедр при Институте гигиены I М1М1И. Это бюро должно явиться консультационным центром, оказывающим содействие периферическим кафедрам в обеспечении их методическими материалами, наглядными пособиями, аппаратурой, макетами и т. д. Бюро должно содействовать систематическому обмену опытом кафедр и разрешению вопросов, связанных с организацией научных съездов, конференций, местных гигиенических обществ и т. д.

На заседаниях отдельных комиссий по разным гигиеническим дисциплинам были рассмотрены программы, примерные методические разработки оборудования рабочего места студента, перечни типового оборудования и оснащения гигиенических кафедр, типовые штаты, минимальные нормы помещений лабораторий, численный состав групп для практических занятий и т. д. и подверглись детальному обсуждению все новые моменты, связанные с деятельностью гигиенических кафедр.

;В этом отношении особый интерес представляет вопрос о разграничении преподавания отдельных' дисциплин на кафедрах общей, пищевой и коммунальной гигиены санитарно-гигиенических факультетов. Конференция решила, что преподавание общей гигиены должно заключаться в изучении общих гигиенических факторов (воздуха, воды, почвы, климата, жилища, пищи и одежды), научном обосновании общегигиенических норм, освоении основной методики санитарно-гигиенических исследований и обеспечении достаточной общетеоретической гигиенической подготовки для прохождения в дальнейшем специальных разделов гигиены. Задачи коммунальной гигиены должны заключаться в изучении санитарных и санитарно-технических мероприятий (в комплексе населенного центра и санитарных норм и требований к различным объектам с учетом местных условий), в изучении практики санитарного надзора,/ общего и лабораторного санитарного контроля, в ознакомлении с техникой устройства и эксплоатации установок, зданий и сооружений, имеющих санитарное значение, и в ознакомлении с основами коммунального хозяйства и жилищного дела. Общая гигиена должна ознакомить с факторами, определяющими полноценность питания, с питанием в зависимости от возраста и характера работы, с пищевыми нормами, раскладками для разных групп населения, с общим режимом питания.

Решено было поставить через НКЗдрав вопрос о целесообразности включения санитарной бактериологии в кафедру общей гигиены в виде штатной чоцентуры. Проблемы военной гигиены должны надлежащим образом освещаться и при преподавании соответствующих разделов общей гигиены. Учитывая тесную связь общей эпидемиологии с общей гигиеной, признана целесообразной организация штатной доцентуры общей эпидемиологии в составе кафедры общей гигиены на лечебно-профилактических факультетах. На санитарно-шпие-ническом факультете необходимо курс черчения передать кафедре коммунальной гигиены и организовать приват-доцентный курс по гидробиологии. Особое внимание секция общей гигиены обратила на обеспечение центральными снабжающими организациями снабжения кафедр периферии необходимой аппаратурой и лабораторным оборудованием, химическими препаратами, полевыми наборами для исследования воды и пищевых продуктов, подвижными дезинфекционными камерами, а также сложной аппаратурой — для . газообмена, газоанализа, исследования пыли и тому подобными проектными установками.

Ряд важных решений был принят секцией гигиены труда. Признана необходимость существования самостоятельных кафедр гигиены труда не только на санитарно-гигиенических факультетах, но и на лечебно-профилактических факультетах ввиду большого значения этой дисциплины в системе медицинского образования. Правильная постановка преподавания гигиены труда на лечебно-профи-лактическом факультете, обеспечивающая освоение студентами социально-этиологической роли профессиональных факторов и вопросов профессиональной трудоспособности, возможна лишь при существовании отдельной кафедры гигиены труда.

Преподавание гигиены труда женщин и подростков должно производиться и на педиатрическом факультете. Нужно широко использовать для нужд преподавания местные институты гигиены труда и профзаболеваний, а также производственные предприятия. .Хозяйственные наркоматы- должны санкционировать использование производственных предприятий в качестве практических баз для преподавания. 'При, преподавании гигиены труда не следует допускать «технизации» курса или сведения его к изложению вопросов производственной среды безотносительно к состоянию здоровья занятых в этой среде рабочих. Необхо-

димо увеличить количество часов, отводимых на лечебном факультете гигиене труда.

Одобрены проекты учебного плана и программ, представленные проф. С. И. Каплуном (с некоторыми поправками в отношении распределения отдельных разделов курса по семестрам). Одобрена также программа по гигиене питания, предложенная проф. Рейслером. Признано целесообразным введение разделов химии пищевых веществ и пищевых отравлений, а также разделение единого курса гигиены питания на отдельные курсы, поручаемые разным преподавателям. Указано на совершенную недопустимость отсутствия в программе бактериально-гигиенического исследования пищевых продуктов.

Получила одобрение типовая программа по эпидемиологии, но признано недостаточным число часов, отведенных этой дисциплине на лечебном факультете. Общая и частная эпидемиология с клиникой инфекционных болезней должна читаться и на лечебном и педиатрическом факультетах. Особое внимание надо уделить вопросам дезинфекции, паразитологии и эпизоотологии.

По коммунальной гигиене одобрена общая программа (проф. Марзеева) и практических занятий и частные методики (проф. Хецрова), причем признано целесообразным практические занятия строить на основе изучения методов и расчетов для санитарной оценки коммунальных сооружений, анализа проектных .материалов и комплексных обследований объектов коммунального дела. Постановлено добиться через соответствующие наркоматы распоряжения местным органам коммунального хозяйства о предоставлении возможности проводить занятия студентами на базе коммунальных предприятий и специальных установок.

Признано необходимым организовать кафедры школьной гигиены во всех медицинских институтах, где имеются санитарные и педиатрические факультеты, л там, где нет таких факультетов, развернуть доцентуры по школьной гигиене в составе кафедр общей гигиены. Решено освещать основные проблемы школьной гигиены в журналах «Гигиена и санитария», «Советская педиатрия» и др. Кроме того постановлено включить в план подготовки педагогических кадров обязательное прохождение систематического курса школьной гигиены, для чего в педагогических учебных заведениях должны быть учреждены соответствующие кафедры. Научно-методическая конференция одобрила представленную программу по школьной гигиене, примерные методические, разработки, схему типовой структуры кафедры, необходимых учебных баз и типового оснащения кафедры. Принять примерный перечень наиболее важных современных проблем в области школьной гигиены, рекомендуемых для изучения, и порядок подготовки аспирантов.

По социальной гигиене было признано необходимым особое внимание уделить укреплению научно-учебной базы (кабинеты: 'статистический, антропометрический, по истории медицины и по организации здравоохранения) и особенно использовать для преподавания местных санитарно-гигиенических институтов. Так как преподавание санитарной статистики тесно связано с общим курсом социальной гигиены, найдено нецелесообразным выделение на местах самостоятельной доцентуры по санитарной статистике. Во главу угла при ведении научной работы следует поставить научно-практическое обслуживание нужд местных органов здравоохранения. Конференция постановила издать в ближайшие месяцы учебник социальной гигиены, а также отпечатать отдельным выпуском статью проф. И. Д. Страшуна «Медицина», помещенную в Большой советской энциклопедии.

Рамки журнальной статьи не позволяют поместить решения отдельных комиссий о постановке преподавания, о подготовке аспирантов, об оснащении кафедр и т. д. Эти материалы будут доведены до сведения мест путем рассылки текста принятых решений.

В заключение остается указать, что закончившаяся конференция московских гигиенических кафедр, проходившая при постоянном участии представителей медицинских институтов периферии, сыграла большую роль в установлении живого контакта между работниками гигиенических кафедр и в обслуживании основных вопросов преподавания гигиены, что послужит ценным материалом и для НКЗдрава в его дальнейшей работе по улучшению подготовки гигиенических кадров в стране и по повышению общего уровня гигиенических знаний врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.