Доц. С. С. ПОЗНАНСКИЙ (Москва)
Подготовка санитарных врачей в СССР
и ее ближайшие задачи*
В связи « бурным ростом социалистического строительства в ССОР проблеме кадров придается все более и более важное значение. Для практического разрешения проблемы кадров в нашей стране серьезное место занимают вопросы подготовки медицинских ¡кадров и их передового отряда — врачей, призванных играть почетную роль в благоустройстве жизни человека, являющегося самым ценным ш всех капиталов. Важность проблемы подготовки медкадров и широкий размах практических мероприятий по ее осуществлению обязывает нашу общественность и в первую очередь научно-педагогических работников высказать свое мнение о положительных и отрицательных 'сторонах этого «ложного процесса, постепенное улучшение ■которого является нашей общей и настоятельной задачей.
Данная статья является первой попыткой .поставить ряд вопросов из области подготовки медкадров на общественное обсуждение.
История развития здравоохранения не знает таких темпов роста врачебных кадров, какие имеют место в нашей стране. Лучшим примером этого могут служить цифровые данные о росте врачебных кадров в национальных республиках нашего Союза, что видно хотя бы из следующей таблицы:
1913 г. 1932 г. 1935 г.
Узбекская ССР . . 128 1 659 1 806 Туркменская ССР . 56 367 438
С другой стороны рост нашей потребности во врачах и темпы ее удовлетворения •видны из данных о росте контингентов студентов в медвузах РСФСР.
Числилось студентов (в тысячах):
1914 г.—1,5; 1928 г.—14,8; 1930 г.—17,0;
1932 г. —30,4; 1933 г.—31,0; 1934 г.-39,5;
1935 г.—45,0.
* В порядке обсуждения. — Редакция просит руководителей и работников гигиенических кафедр и вообще работников медобразовашш широко освещать на страницах «Гигиены я санитарии» вопросы организации и методики преподавания гигиенических дисциплин и (вопросы подготовки оанитданых кадров в целом.
Эти неслыханные в истории темпы роста врачебных кадров в нашей стране, достигшие наиболее 'бурных сдвигов как раз в тот .самый, период, когда общий кризис капитализма выбрасывает за борт сотни и тысячи врачей, все же недостаточны для удовлетворения еще 'быстрее растущих потребностей во врачебных кадрах. По данным учета врачей НКЗдрава РСФСР и УССР около 50°/о врачей на 1.1.1935 г. являлись 'совместителями. К о л и ч е-ственный рост требований на врачебные кадры в то же время сопровождается ростом опроса трудящихся масс ССОР по отношению к качеству врачебной деятельности. В связи с атим возник вопрос о подготовке санитарных врачей, имеющих ■свои особые задачи в системе советского здравоохранения.
Здесь нет нужды приводить данные о темпах роста числа санитарных врачей. Достаточно напомнить, что в своем «¡Кратком историческом обзоре о деятельности санитарных бюро и общественно-санитар-ных учреждений в земской России» Д. Н. Ж банков указывал, что к 1910 т. санитарная организация >с санитарными врачами существовала только в 12 земствах, что замещение вакансий санитарных врачей представляло большие затруднения и места их подолгу пустовали. Главной причиной являлась слабая подготовленность ¡врачей к санитарноой деятельности вследствие того, что на медицинских факультетах врачи вовсе не знакомились с общественной медициной и санитарным делом. ¡На 1.1.1935 г. только на территории РСФСР имеется 2 747 занятых должностей одних лишь государственных санитарных инспекторов, не считая прочих врачебных должностей в системе санитарной организации. По данным учета медицинских кадров в системе НКЗдрава РСФСР работающих санитарных врачей всех специальностей на 1.1.1935 г. числилось свыше 3 300 чел., в то время как по тем же данным Д. И. Жбанкова к 1910 г. «в общей сумме действующая санитарная рать в 20 земских губерниях, где есть в настоящее время какая-либо организация, состоит из 142 врачей (участковых.— С. П.), 20 заведующих бюро, 8 помощников, 90 санитарных и санитарно-эпиде-иических .врачей и 24 постоянных эпидемических врачей».
•Учитывая все более «растущую потребность в санитарных врачах, наша страна вступила на путь подготовки специа-ластов-санитарных врачей в стенах высшей медицинской школы. И наша практика « этом отношении дает единственный в .истории медицинского «йфазования пример подготовки санитарных врачей в высшей медицинской школе. Почти во всех так наз. «культурных странах» санитарные чиновники ('Medizinalbeamte, Medical Officier of Health) в отличие от так наз. «■практических врачей» (praktischer Arzt, praticien, praticien privé) или '«'.медиков» (medecin -praticien de médecine gènèrele, de chirurgie"), подготовляемых высшей об-щбмедицин'ской школой, получаеют свое дополнительное образование, после окончания последней, в специальных гигиенических школах. Другими словами, кадры «санитарных чиновников» комплектуют не за ■счет контингентов врачей, только что закончивших высшее медицинское образование, а за счет бывших «практических врачей», «медиков»; поэтому высшая гигиеническая школа появляется в качестве особой отрасли высшего медицинского образования лишь на второй его стадии. Международная конференция директоров высших гигиенических школ различных буржуазных стран, разрабатывая по инициативе гигенической секции Лиги наций вопрос о гигиеническом образовании врачей, приняла за исходное то положение, что специальная подготовка врачебно-санитарных кадров ¡возможна исключительно на второй стадии высшего медицинского образования.
Здесь нечего останавливаться на том двойном социальном отборе, который гарантируется таким способом «вербовки» санитарных чиновников. Попутно небезынтересно упомянуть, как современная Франция вообще ставит вопрос о борьбе с «демократизацией» высшего медицинского образования, требуя от поступающих в медвузы знания древнегреческого языка. Из приведенной в .июньском номере журнала «L'éducation» за 1932 г. дискуссии по поводу соответствующего проекта закона видно, что требование знания древнегреческого языка является «единственным способом предохранения этой красивейшей профессии от захвата ее тупоумными варварами, а также темп, кто закончил лишь начальную школу, единственным способом предупреждения того беззакония, которое угрожает врачебному сословию в связи с тем, что шарлатаны и массажисты станут врачами» (sic!).
Легко видеть, что если проф. С. С. С а-л а з к и н еще на XI пироговском с'езде
мог высказать положение, что «не все то, что есть на Западе, является образцом, заслуживающим безусловного подражания», то тем больше оснований для критического подхода к опыту Запада имеем •мы в условиях СССР. В настоящем очерке нет надобности останавливаться на вопросе о том, что советская система гигиенического образования родилась «не в головах людей», а была выдвинута практической необходимостью на известном этапе развития советского здравоохранения. Эта сторона вопроса подчеркнута в постановлении ЦИК СССР от 19.lX.1932 г., которое дает директиву всем наркоматам «установить специальности в учебных заведениях с учетом перспектив развития данной отрасли народного хозяйства и достижений науки и техники, а. также необходимости дать специалисту широкую общенаучную и общетехническую базу для полного овладения данной специальностью». Мы еще вернемся к этому вопросу в одной из следующих статей, посвященных вопросу о профиле санитарного врача. Сейчас лишь отметим, что постановлением правительства Союза ССР от 3.IX.1934 г. «О подготовке врачей» вопрос о высшей санитарно-гигиенической школе получил для данного этапа организации медицинского образования совершенно четкое и ясное положение: десять лучших, наиболее мощных мединститутов нашего Союза должны взять на себя сложную и ответственную задачу подготовки санитарных врачей.
С тех пор прошел год творческой работы в новых условиях. В течение этого времени уточнены контингента студентов санитарно-гигиенических факультетов в каждом институте. В ряде мединститутов санитарно-гигиенические факультеты по числу своих студентов должны играть немалую роль (например, 1-й московский, 2-й ленинградский и др.) и иметь в них «подобающее» место. В ряде институтов (в особенности в украинских), студенты фиксируются за тем пли иным факультетом в пределах установленных «лимитов» уже с 1-го курса, хотя первые два года обучения на все^с факультетах являются по действующим ныне учебным планам совершенно идентичными. Такой порядок комплектования санитарно-гигиенических факультетов имеет наряду с недостатками — студентом выбирается факультет тогда, когда он еще недостаточно ясно осведомлен о его специфике — и преимущество. поскольку он дает возможность более организованно подойти к вопросу о выполнении «лимитов» на каждом факультете. Не. останавливаясь пока подробно на во-
просе о наиболее рациональной организации дела комплектования кадрами санитарно-гигиенических факультетов, отметим •сейчас лишь, что этот вопрос требует сугубого внимания и большой работы не только со стороны медицинских институтов, в частности гигиенических кафедр, но и со стороны медицинской и всей советской общественности. Вопрос о мероприятиях но популяризации деятельности санитарного врача, его авторитетности, в частности в' среде молодежи, необходимо поставить во всей широте. Поставленный наркомом здравоохранения РСФСР Г. Н. Камине к и м п подтвержденный XVI с-'ездом советов РСФСР вопрос о поднятии авторитета санитарного врача разрешен еще далеко недостаточно; в частности мало в этом отношении проявляют инициативы и деятельности медищщские институты. Наша общая печать за последнее время немало способствовала популяризации лечащего врача и его деятельности, но почта совсем в стороне стоят в ней вопросы популяризации деятельности и задач санитарного врача. Наша сцена сделала много в деле воспитания в массе населения соответствующих взглядов на медицину постановкой одного лишь «'Платона Кречета».
Государственная санитарная инспекция Союза ССР должна при содействии санитарно-гигиенических факультетов и лучших санитарных органов Союза провести в ближайшее же время ряд конкретных мероприятий по поднятию авторитета и популяризации врачебно-санитарной деятельности. Надо использовать разрозненный опыт местных работников в этой области и поделиться им на страницах нашего журнала. Вопрос о плановых систематических мероприятиях для воспитания в массе, в особенности у молодежи, надлежащего отношения и интереса к работе врача-гигиениста, является в настоящее время одним из ответственных -моментов в деятельности санитарно-гигиенических факультетов. Необходимо всемерно поддержать и развивать начинания отдельных санитарно-гигиенических факультетов в их участии в работе по профессиональной ориентации учащихся средних школ. До конца учебного (года 'Остается уже не так много времени, и эЗД время надо использовать: Секции и консультации наиболее выдающихся научных и практических деятелей в области гигиены и санитарии для учащихся 9 и 10 классов и рабфаков, статьи в местной прессе, работа с педагогами средней школы, с родителями учащихся и т. п. — все эти мероприятия смогут сыграть здесь существенную роль.
В течение года работы в новых условиях выкристаллизовались и «утряслись» учебные планы и программы преподавания на санитарно-гигиенических факультетах. Сейчас у нас никто не скажет, что санитарно-гигиенические факультеты готовят «полуврачей»-«полуинженеров» и поэтому студенты выходят «недоученными». Стабильный план санитарно-гигиенических факультетов, утвержденный в 1935 г., уделил достаточно места и общемедпцин-сюой и специально-гигиенической подготовке. На основе общетеоретической подготовки (анатомия, гистология, физиология, биохимия, патофизиология,, патоана-томпя), унифицированной для всех трех факультетов медицинских институтов, будущий санитарный врач посвящает почти целый год изучению клинических дисциплин, несколыв» больше года — изучению специальных гигиенических дисциплин и,, наконец, два месяца — специальной производственной практике.
Несмотря на то, что к проработке учебных планов и программ были привлечены многие лучшие силы нашего Союза, что проработка их протекала на относительно высоком уровне, ряд вопросов еще требует дальнейшей проработки, а некоторые остаются, невидимому, ддскутабельными еще и теперь. В частности, вопрос о значении так наз. клинических дисциплин в образовании санитарного врача, вопрос об об'-еме его знаний в этой области, о методах их преподавания и др.,—'все эти детальные вопросы еще недостаточно четко п исчерпывающе проработаны. Ведь высказывается мнение,—правда, лишь отдельными лщами,— что клинические дисциплины надо вводить в учебный план гигиенических факультетов лишь постольку, поскольку это нужно на данном этапе в йачестве «приманки» для учащихся на этих факультетах. Существует и противоположная точка зрения, гласящая, что «клиника едина и потому ее преподавание едино на всех факультетах». За пять лет своей деятельности санитарно-гигиенические факультеты накопили немало материала для обсуждения этого вопроса: ведь было время, когда, например, требовали от ка/федры акушерства н гинекологии научить будущего санитарного врача «чему-нибудь и как-нибудь» из области акушерства в течение 15 часов (один из первых проектов учебного плана санитарно-гигиенического факультета УСОР^, а наши кафедры хирургии обучали студентов курсу хирургии и в течение 90 ив течение 350 часов и т. п. К сожалению, на 'Специальных с'ездах клиницистов, а равно в специальной медицинской печати эти во-
ч
просы не нашли себе места; надо прекратить это молчание и вынести на широкое обсуждение 'клиницистов, гигиенистов и руководителей санитарного дела вопрос о значении и месте комплекса клинических дисциплин в системе подготовки санитарного врача. Наличие но этим дисциплинам государственных программ, включение внутренних ¡болезней в перечень предметов государственных экзаменов — все это дает возможность перейти от общих схоластических «поров и разговоров «вообще» к накоплению 'конкретного опыта и анализу совершенно конкретных положений.
И в вопросе преподавания собственно гигиенических дисциплин предстоит еще сделать немало. Хотя 'стабильными учебными планами и программами достаточно четко установлено место и об'ем каждой из специальных гигиенических дисциплин, тем не менее — вернее, благодаря этому— на очереди стоит вопрос о постоянном совершенствовании не столько этих основных методических документов, сколько путей и планов их осуществления. Еще и .теперь не все представители отдельных гигиенических дисциплин даже в пределах одного факультета стоят на одних и тех же позициях при детальном определении значения и места каждой из гигиен, а это безусловно тормозит совершенствование дела.
В этом отношении крайне актуален вопрос об организационной структуре кафедр специальных гигиен (труда, коммунальной, питания). Этот вопрос в общей его ©остановке достаточно четко разрешен •соответствующим постановлением президиума ВЕВ'ТО, установившим типовую номенклатуру кафедр и курсов на каждом факультете мединститута, исходя из основного положения, что каждый предмет преподавания, предусмотренный учебным уланом, должен представлять собой в пределах данной программы законченное целое, руко-. водимое на всех этапах его реализации на началах единоналичия профессором, заведующим кафедрой. Все лее в некоторых местах сохранились еще до -сих пор традиции так наз. когйкрокуроов», осуществляемых на началах самостоятельного курса «на базе данной кафедры». Еще не так давно доходили в этом отношении до курьезов, оправдывая отдельные курсы продолжительностью в 15—-20 часов тем, что нет-де в настоящее время таких кадров профессорско-преподавательского персонала, которые могли бы «об'ять необ'-ятное», и что поэтому надо итти по тому же пути, который предлагался в недалеком сравнительно прошлом как выход из необходимости срочно обеспечить кадрами
преподавателей математики растущую сеть ■средних школ: тогда предлагалось провести узкую специализацию преподавателей математики и сделать одних специалистами по квадратным -уравнениям, других — по логарифмам и т. п. Вопрос этот тем более серьезен и актуален, что в ряде наших кафедр работают аспиранты, которых порой готовят в качестве «узких специалистов».
Не менее актуален вопрос о таком согласовании постановки преподавания на отдельных кафедрах специальных гигиен, чтобы предшествующий по учебному плану предмет действительно служил подготовкой к последующему. Еще и сейчас нередки случаи, тогда кафедры специальных гигиен констатируют отсутствие у студентов необходимых знаний в пределах основ гигиенической науки, когда почти все кафедры «прорабатывают» со студентами одни и те же элементарные основы, например учение о кататермометрии и эффективных температурах (кафедра общей гигиены, жилищно-коммунальной гигиены, гигиены труда, школьной гигиены), только потому, что «по ходу дела» обнаруживается, что студенты не знают этих элементов.
Затронутый вопрос непосредственно упи-.рается в разработку частных методик преподавания отдельных дисциплин, в частности гигиенических. Надо учесть, что гигиенические дисциплины еще молоды, что на гигиенических кафедрах, больше, нежели на других, молодых начинающих педагогов, что есть еще отдельные гигиенические кафедоы, где руководители недо-статочио вооружены как педагоги. 'Отсюда вполне естественно, что. если на некоторых кафедрах уже накопилось немало методиг ческих материалов и имеются даже попытки их оформления для широкого использования за пределами данной кафедры, то в ряде других случаев отмечается далеко недостаточная научность подготовляемых материалов, несколько поверхностный подход к постановке и разрешению этих наиболее трудных и сложных вопросов. Иногда считают, что каждый научный работник кафедры подготовлен для работы над составлением частных методик, что работа эта не требует научного руководства. Но есть и диаметрально противоположное, вредное, к счастью, мало распространенное мнение, что вообще о частной методике можно лишь «болтать», что такой нет и быть не может, ибо педагогический процесс, как процесс творческий, сугубо индивидуалистичен. Перед 'санитарно-гигиеническими факультетами стоит крайне неотложная задача —• организован-
кого научного подхода к работе над составлением частных методик как по гигиеническим, так и по клиническим дисциплинам. В этом отношении необходимо использовать богатейший материал и опыт по линии технических вузов Высшего учебно-методического совета .ВВВТО, проведшего ве_ один конкурс на составление частных ^етодйй-. Нпо всемерно поддерживать инициативу института гигиены 1-го московского медицинского института, который взял на. себя организацию этой работы и предполагает привлечь к ее осуществлению наиболее авторитетные научно-педагогические силы нашего Союза. Судя по опыту технических вузов, а также по активности ряда, периферических медвузов, организация всесоюзного конкурса должна немало помочь в этом .серьезном и .сложном начинании.
С вопросом о частных методиках непосредственно связан вопрос об учебниках. При всех положительных сдвигах в этой области за последнее время все же надо в порядке самокритики прямо сказать, что едва ли еще в какой-либо области подготовки кадров так остро ощущается недостаток в учебниках, как в подготовке санитарных врачей. По целому ряду специальных дисциплин учебного плана санитарно-гигиенического факультета (эпидемиология, социальная гигиена, коммунальная гигиена, гпгиена труда) совершенно нет учебников; по Некоторым дисциплинам (гигиена питания, общая гигиена, ряд клинических дисциплин) вышедшие в свет учебники не удовлетворяют пред'являемым к .стабильному учебнику требованиям. Делу составления учебников для санитарно-гигиенических факультетов надо уделить значительно больше внимания и сил; и здесь основное на данном этапе заключается в организационном вопросе. Предполагая посвятить специальную статью об учебной литературе для санитарно-гигиенических факультетов, мы здесь ограничимся лишь указанием, что вполне своевременно возложить на какое-либо центральное бюро или комиссию из наиболее авторитетных научных педагогических сил разработку методических вопросов, связанных с подготовкой высококачественных учебников по различным дисциплинам, привлекая, естественно, к этой работе научные кадры периферии.
Рамки настоящей статьи не позволяют затронуть всех остальных вопросов подготовки врачебно-санитарных кадров. Мы надеемся, что работники высшей медицинской школы, а также работники санитарного дела выдвинут ряд актуальных тем. Все же мы считали бы необходимым под-
черкнуть особую актуальность одного вопроса: мы имеем в виду производственную практику и связанный с нею вопрос об учебных базах гигиенических кафедр. Для клинических кафедр лечебных и педиатрических факультетов этот вопрос стоит вероятно лишь в плоскости количественной: тип учебных баз как для академического обучения, так и для производственной практики, ¡роль, характер и об'ем обучения на каждом из них в течение более чем столетнего периода уже достаточно выкристаллизовались. Совсем другое мы имеем на факультете санитарно-гигиеническом: не говоря уже о том, что в системе медвуза в лучшем случае имеются далеко недостаточные по своей емкости и оборудованию учебные и научно-исследовательские лаборатории, вопрос о том, какого типа базы должны быть организованы при наших гигиенических кафедрах, еще недостаточно «выношен». Опыт кафедры гигиены б. московского университета, организовавшей на своей базе по инициативе проф. Ф. Ф. врисмана в конце прошлого столетия городскую санитарную станцию, развернувшую весьма продуктивную деятельность и положившую начало организации в г. Москве систематического санитарного надзора, почему-то далеко не расширяется нашими гигиеническими кафедрами. Правда, с организацией специальной сети городских санитарных лабораторий в системе местных здравотделов, с организацией на местах краевых или областных санитарно-гигиенических институтов и ряда ведомственных производственных лабораторий вопрос этот ставится в несколько другую плоскость. Тем не менее едва ли могут встретиться существенные препятствия к организации на тех или других началах действенной оперативной связи между кафедрами специальных гигиен и соответствующими отраслевыми отделами местных органов санитарного надзора. Такая органическая связь естественно вытекает из очередной задачи поднятия авторитета санитарного врача на местах, из недостатка на местах 'квалифицированных кадров гигиенистов и из необходимости иметь в составе кафедры производственную базу. Вместе с тем надо сказать, что одной действенной связи с местной санитарной организацией недостаточно; необходима такая связь, которая позволит студентам работать под непосредственным руководством кафедры над разрешением очередных вопросов санитарного надзора в различных областях местной жизни. Необходимо, чтобы лаборатории наших кафедр стали лабораториям;! для тех (кафедральных «¡клиник», роль которых бт-
дут играть соответствующие об'екты местного (городского и областного) санитарного надзора. Некоторые кафедры уже стали на этот путь и тем или другим способом создают на основе сети соответствующих учреждений базы такого типа, что значительно способствует эффективности производственной 'практики. В этом вопросе, равно как и в вопросе популяризации санитарной деятельности, в одинаковой мере заинтересованы оперативные санитарные органы и мединституты; надо, чтобы они «скрестили оружие» на страницах .нашего журнала.
Мы не затронули весьма злободневного вопроса о типе и характере наглядных пособий, об их изготовлении в централизованном порядке на основе .апробированных материалов, об использовании кино-я фототехники. Мы не коснулись вопроса
об учете знаний студентов по отдельным дисциплинам, в частности о государственных экзаменах на санитарночгигиениче-ском 'факультете, о подготовке санитарных врачей узкой специальности, о подготовке преподавателей по гигиеническим дисциплинам, о научно-исследовательской деятельности наших глгиелгаческих кафедр, об усовершенствован!,!:, санитарных врачей, о работе >с отличниками, -о факультативных курсах, о связи санитарно-гигиенических факультетов со своей «продукцией» в полной уверенности, что все эти вопросы, как и многие другие, с организацией журнала «Гигиена и санитария» найдут свое освещение в ряде статей как научных деятелей наших кафедр, так и работников санитарного дела, .в частности молодых санитарных врачей, воспитанников санитарно-гигиенических факультетов.
Доц. М. И. КОРСУНСКАЯ ¡(Москва)
О новых городских школах строительства 1935 года
Ряд постановлений партии и правительства с 1930 по 1935 г. — о структуре, режиме, программах, учебниках, преподавании отдельных дисциплин и т. д.1 — далеко продвинули вперед школьное дело в нашей стране. Новое школьное строительство, широко развернувшееся по личной инициативе тов. Юталина, имеет целыо ликвидировать (к 1938 г. в городах, а к 1940 г. повсеместно) многосменное^ и перегруженность в наших школах, чтобы в кратчайший срок поставить в нормальные условия всеобщее и обязательное обучение детей школьного возраста. Первый тур этой грандиозной работы сейчас уже выполнен. В начале 1 93 5 / 3 6 учебного года в 39 городах РСФСР вступили в эвеплоатацию 263 школы, из них 72 в Москве и 38 в Ленинграде («Правда» от 9/Х 1935 г-); кроме того выстроено й'8 новых школ в городах автономных республик, 3.3 школы на новостройках, всего бпо неполным данным ШШроса) 314 школ. В 1936 г. намечено
1 См. «Сборник постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР о начальной и средней школе». Изд. «Молодая гвардия», 1935 Г.
к строительству в городах -свыше 1 тыс. школ, из них в Москве —■ 140, в Ленинграде — 99 и т. д. Такие темпы возможны только в СССР — в стране, строящей социализм и конкретно ставящей заботу о детях как первоочередную задачу, начиная с обязательности и всеобщности обучения и кончая заботой о ручках и перьях для школьной учебы.
Новое школьное строительство дало возможность в текущем учебном году ликвидировать третьи смены и так наз. бродячие классы, ввести общий выходной день, приблизить школы к жилищам детей, перевести несколько сот тысяч учащихся в специально спланированные здания с хорошими светлыми классами и коридорами. Наряду с этим в'строительстве новых школ не всегда достаточно учитывались санитарные требования, имеющие крупнейшее значение для правильной организации педагогической и оздоровительной работы в школах. Специальным постановлением СНЕ СССР и ЦК ВКП(б) от 22.11.1935 г. о строительстве школ в городах установлены лимиты на строительство городских школ на 880, 400 и 280 детей и указаны основные показатели кубатуры, площади помещений, набо-