обходимо обратить особое внимание на учреждения, которые обслуживают детское население.
Совершенно не касаясь деталей этой большой проблемы, изложенных (и то в общей форме) в специальной работе мы хотели бы здесь подчеркнуть одно положение: постановка вопроса о микроклимате населенных мест даже в части только теплового йх режима и анализ относящихся сюда слагаемых резко меняет направление ги гиеиической мысли в деле'нашего благоустройства и планирования населенных мест. Открывающиеся здесь перспективы не так малы, и заняться ими теперь — в период бурного строительства — вполне своевременно. Но, конечно, нельзя ограничиться только тепловым режимом; вопросы светового климата (и микроклимата), электрического состояния воздуха, запыленности и другие также ждут своей очереди. И только широкая комплексная их проработка сумеет дать нужную научно-гигиеническую базу для таких важных разделов своевременного строительства, как внешнее благоустройство и планировка населенных мест.
» Проф. М. И. ШВАРЦМАН (Иркутск)
Вопросы подготовки кадров санитарных врачей на лечебно-профилактических факультетах2
Из Восточносибирского мединститута, кафедра юбщей гигиены
В № 2 журнала «Гигиена и санитария» доц. С. С. Познанский совершенно правильно затронул вопрос о состоянии дела подготовки кадров санитарных врачей в нашем Союзе и отметил целый ряд недостатков, устранить которые давно настало время. Вместе с тем, автором опущен вопрос о> возможности подготовки санитарных работников из числа лиц, оканчивающих лечебно-профилактические факультеты, что для отдаленных периферических районов на ближайшие несколько лет приобретает особую значимость. На эти ближайшие годы существующие санитарные факультеты полностью не смогут покрыть всей потребности в кадрах санитарных врачей, что доказывается опытом хотя бы нашего Восточносибирского края. Можно рассчитывать, что и другие отдаленные районы находятся в таком же положении.
В краевом медицинском институте с 1934 г. ликвидирован санитарный факультет, который, впрочем, успел сделать очень немногое: им подготовлен только один выпуск эпидемиологов. Поэтому, потребности края в санитарных врачах покрываются исключительно за счет врачей, окончивших центральные санитарные факультеты. Однако опыт истекшей 3-летней работы с несомненностью доказал, что подобный способ заполнения пустующих мест участковых санитар-
1 Проф. Н. М. Анастасьев и д-р М. К. X ар а хин о в, Во-просы микроклимата и внешнего благоустройства населенных пунктов, Москва', Биомедгиз, 1906.
2 !В порядке обсуждения.
ных врачей дает весьма незначительный эффект. Свыше 70% врачей уже успело оставить «рай, но и в отношении остальных 30% нет уверенности, чту они смогут удержаться на работе в тех районах, куда они прибыли. Чувствуется, что у многих имеется намерение при первом удобном случае оставить работу в крае.
Может» быть в этой текучести санитарных кадров виноваты сами места и органы здравоохранения в целом, которые не сумели обеспечить молодым работникам соответствующих условий работы и плохо подготовились к тому, чтобы предоставить им необходимые условия работы, обеспечить в бытовом отношении и'т. д. Но отсутствие, или недостаточность определенных предпосылок для облегчения условий пребывания в районе —несомненно не главнейшая еще причина, которая поддерживает в молодых работниках стремление скорее оставить эту работу, хотя возможно и не последняя. Особенно выражена эта тяга в родные места у женской молодежи. Все это весьма осложняет вопросы комплектования постоянных кадров санитарных врачей в крае и нарушает правильный ход всейчсанитарной работы в нем. При таких условиях рассчитывать ¡на ликвидацию существующего недостатка санитарный работников з течение ближайших лет, и только при помощи одних центральных санитарных факультетов, не представляется возможным.
Однако наблюдается, что некоторые, только неДавно окончившие санитарные врачи весьма охотно тянутся к лечебной работе, и при малейшей возможности полностью переходят на нее. Это также симптоматично и указывает на. известную случайность в комплектовании санитарных факультетов, на втягивание туда молодежи, которая еще недостаточно определила направление своей будущей работы, что, несомненно, еще более увеличивает Дефицит в кадрах санитарных работников и заставляет внимательно отнестись к использованию возможности получить пополнение таких кадров за счет студентов лечебно-профилактических факультетов, среди которых найдется немало лиц, которые не прочь будут по окончании института работать в качестве санитарных ¡врачей (особенно из среды местных уроженцев). В том, что лечебно-профилактические факультеты на определенный отрезок времени должны будут принять. участие в подготовке не только лечебных врачей, но и санитарных, нет ничего отрицательного. Но при этом возникает вопрос: во-первых, смогут ли лечебно-профилактические факультеты при современных требованиях, предъявляемых к санитарному врачу и в пределах существующих планов и программ, особенно программ для профилактических кафедр, обеспечить хотя бы минимум этих требований и, во-вторых, насколько подготовлены эти кафедры в смысле преподавания, оборудования и прочего для данной цели? Если в данное время еще нельзя-вполне утвердительно ответи!ъ на эти вопросы, то все же позволительно думать, что при несколько большем внимании к этому делу, которое для отдельных областей и краев чрезвычайно существенно, можнй будет построить работу таких кафедр в желательном направлении. Переход от метода семинарской проработки материала к самостоятельной работе студентов и повышение удельного веса лекций представляет обширную возможность проводить преподавание профилактических дисциплин, в частности общей гигиены и особенно экспериментальной ее части, без резкого отрыва от практики. Последнее сказалось уже благотворно — оно помогло изжить избыточную теоретичность предмета и придать ему большую конкретность.
При проработке, например, первых разделов общей гигиены — воздух, климат и почва — удается построить практические занятия та-
ким образом, что студенты решают вполне конкретный пример в виде нескольких задач, которые в конечном итоге имеют своим назначением представить наиболее отчетливо взаимосвязь отдельных метеорологических факторов, научить методике их определения и надлежащей оценке, вытекающей из таких определений. Подобная работа, в совокупности с ознакомлением с соответствующей аппаратурой, пособиями и т. д., облегчает решение последующей задачи: определение особенностей климата и отдельных климатических зон. Еще более облегчается проработка последующих разделов общей гигиены: вода и водоснабжение, гигиена питания, благоустройство населенных мест и т. д. Здесь, наряду с выполнением ряда лабораторных работ, студент имеет возможность непосредственно ознакомиться с наилучшим способом очистки питьевых вод, сточных жидкостей, с правильно ском-панованным жилищем и зданием общественного пользования. Необходимо лишь в достаточной степени обеспечить нужными моделями, типовыми и прочими проектами и другими показательными пособиями, т. е. объектами преподавания, приобрести которые не представляет особой трудности. Все это содействует не только лучшей усвояемости студентом прорабатываемого предмета, но и стимулирует к выявлению наибольшего интереса к соответствующей профилактической дисциплине. Этот интерес может быть значительно более углублен участием сотрудников кафедры в студенческих научно-исследовательских кружках (постановка соответствующих докладов на санитарно-гигиенические темы, вовлечение студенческой массы в научно-исследовательскую работу в области гигиены и практической санитарии и т. д.).
Наряду с этим большое значение приобретает также правильная организация рабочего места студента во время производства практических работ непосредственно на кафедре, в ее лабораториях и практикумах. В лаборатории, например, нужно обеспечить каждого студента строго определенным, фиксированным местом работы, где были бы сконцентрированы вся аппаратура и реактивы, чтобы ему не нужно было отвлекаться на поиски какой-либо пипетки, бюретки, реактива и пр.; тогда спокойно протекает работа—без лишнего дергания нервов, без особого напряжения, без суеты, сутолоки и излишних разговоров, которые всегда имеют место вокруг общих лабораторных,, столов.
Нам удалось осуществить это путем устройства индивидуальных столов-шкафиков, на которых помещено все, что требуется для работы в лабораторий при изучении воздуха, почвы, воды и пищевых продуктов. После работы излишние предметы укладываются в шка-фик, за содержимое которого отвечает сам студент, получивший около него место для работы. Места работы хорошо освещены в зависимости от периода дня естественным или искусственным светом; все это чрезвычайно облегчает преподавателю наблюдать за ходом работы студентов, своевременно видеть ошибки и их устранять. То же самое относится и к другим практическим работам студентов на кафедре общей гигиены. В частности при проработке раздела «жилище и его оборудование» последним передаются различные проекты на правильно и неправильно скомпанованные объекты, с соответствующими пояснениями и расчетами, изложенными кратко, но отчетливо. В отдельных случаях подобная своевременная помощь студенту 3-го курса содействует определению направления его будущей деятельности по окончании вуза.
Конечно, это не все, что требуется для популяризации санитарно-профилактической деятельности среди студентов-медиков лечебно-
профилактических факультетов и для вовлечения их'в число санитарных работников, но это уже многое, что в состоянии на ближайшее время облегчить задачу комплектования таких кадров для особо удаленных районов СССР. Мы не видим пока другой возможности заполнить пустующие участки санитарных врачей, даже при помощи существующего положения об обязательном сроке отслуживания по окончании медицинского института. Это положение в настоящее время всячески обходится, и его пытаются и будут пытаться обходить и дальше, причем это не всегда связано только с недостаточно благоприятными условиями пребывания в оторванных от центра районах.
Также несомненно, что в этой большой работе мало одних усилий только со стороны профилактических кафедр. Здесь требуется большая помощь и со стороны дирекций медицинских институтов, главным образом в части лучшего обеспечения профилактических кафедр соответствующими помещениями и особенно тем многообразием оборудования и аппаратуры, которые столь обязательны для таких кафедр. Не менее существенны содействие и помощь со стороны местных органов здравоохранения и находящихся в их системе государственных санитарных инспекций как путш предоставления своих учреждений в качестве баз для работы, так и некоторого оборудования.
Д-р С. Л. ТАПЕЛЬЗОН ¿Москва)
Об учете и статистике причин смерти населения по врачебным свидетельствам1
Из Управления народнохозяйственного учета Госплана Р£ФСР
Одним из важнейших показателей санитарного состояния населения является его заболеваемость и смертность. Первый из этих источников благодаря ряду недостатков и неполноте в регистрации обращаемости в поликлиники (амбулатории, диспансеры), пока не поддается детальному изучению. Обработанных полных материалов о заболеваемости населения даже по наиболее крупным городам Союза ССР за последние годы нет; лучше обстоит дело с учетом причин смерти. По ст. 128 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР, регистрация смертей городского населения загсами должна производиться исключительно на основании врачебных свидетельств о причинах смерти. К йачалу 1936 г. числочгородов (поселков городского типа, фабрично-заводских поселков), где регистрация смертей загсами проводится целиком на основании врачебных свидетельств по РСФСР, превысило 1 ООО. Теперь врачебная регистрация причин смерти постепенно начинает распространяться и на сельские местности\ Временно, из-за относительной недостаточности сети врачебных участков и невозможности обеспечения всего сельского населения квали-
1 В порядке обсуждения.
2 По Горьковскому, Кировскому, Куйбышевскому, Восточносибирскому краям
и в Западной области уже к июлю 1935 г. регистрация причин смерти то врачеб-
ным удостоверениям осуществлялась по 96 сельсоветам; по Московской области — в 510 сельсоветах с 784 000 жителей.