Нами и д-ром Котовой в передвижной пароформалиновой камере (типа ВСУ) были поставлены опыты с загрузкой камеры от 2,5 до 3,5 комплектов на 1 м3 и экспозицией в 1 час, 45 и 30 минут. Камера загружалась ватными стегаными бушлатами и меховыми полушубками. Показания наружного термометра во всех опытах — 60°, и во всех случаях насекомые и яйца гибли.
Выводы
1. Формальдегид не обладает дезинсекционным действием в дозировках, применяемых в дезинфекционной практике, а потому применение формальдегида с целью дезинсекции в камерах является лишенным основания, а с экономической точки зрения — непроизводительной затратой этого продукта.
2. Дезинсекция в вакуум-аппаратах меховых и кожаных вещей возможна паром без формалина при показаниях наружного термометра 60° (вакуум 610 мм) в течение 1 часа при загрузке вещей в мешках («внавалку»), а при свободной развеске экспозиция может быть значительно укорочена.
3. Дезинсекцию меховых вещей в пароформалиновых японских камерах можно (при правильном и равномерном прогреве камеры) производить при 60—61° паром, смешанным с воздухом, без формалина, с длительностью экспозиции 30 минут и при загрузке, не превышающей 3,5 комплекта на 1 м*.
Проф. Д. В. ГОРФИН (Москва
Неотложная задача
К ВОПРОСУ ОБ ИЗДАНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО АКТА
О САНИТАРНЫХ КАДРАХ
Поставленные перед нами задачи максимального снижения заболеваемости населения, всемерного укрепления его здоровья и в первую очередь возможно более скорой ликвидации эпидемических заболеваний требуют широкого развертывания санитарной деятельности, усиленной подготовки необходимых санитарных кадров, способных успешно работать в разных областях санитарии и гигиены — промышленной, пищевой, коммунальной, школьной и эпидемиологии.
Значение подготовки санитарных кадров еще более повышается в свете необходимости разрешения задачи повышения обороноспособности страны и ликвидации последствий и предупреждения вре-дительско-диверсионных действий, имевших место в разных областях санитарии, коммунальном деле, промышленности и на транспорте. До самого последнего времени по линии НКЗдрава не были проведены те мероприятия, которые могли бы обеспечить поднятие авторитета санитарных врачей (госсанинспекторов и эпидемиологов), повысить удельный вес их санитарно-профилактической работы, поднять ее качество и на деле показать огромное значение для народного хозяйства деятельности санитарных врачей. Целый ряд фактов и сообще-
4 Санитария и гигиена, № 12_
ний с мест говорит о том, что многие краевые и областные здравотделы не создали необходимых условий для обеспечения наибольшей эффективности работы санитарных кадров. Недостаточно оснащены санитарно-гигиенические и санитарно-бактериологические лаборатории, на которые должны опираться в своей работе санитарные врачи.
Санитарные врачи редко обеспечиваются транспортом для разъездов. Мало того, имеется немало жалоб со стороны санитарных врачей на то, что они зачастую крайне нерационально используются. Так, например, они проводят нередко такую работу санитарного характера, которая не требует специальной врачебной компетенции и может проводиться в достаточной мере успешно помощником санитарного-врача и общественным санитарным уполномоченным, т. е. лицами, не получившими высшего врачебного образования.
Санитарные врачи недостаточно удовлетворительно обеспечены и в материальном отношении. Так,' например, врачи районные и госсанинспектора, санитарные и школьно-санитарные врачи получают при наличии стажа до 5 лет 300 рублей, свыше 5 лет — 350 рублей и свыше 10 лет или имеющие ученую степень — 4001 рублей. В то же самое время ¡врачи, заведующие сельской амбулаторией, при наличии стажа свыше 5 лет получают от 360 до 375 рублей, а при наличии стажа свыше 10 лет или при наличии ученой степени—от 425 до 450 руб. Если учесть, что санитарные врачи являются представителями государственного санитарного контроля и в подавляющем большинстве случаев не могут выполнять других оплачиваемых работ, то станет ясной необходимость внести некоторые изменения в отношении оплаты их труда.
Указанные условия могут считаться одной из причин неукомплектования многих врачебных^санитарных должностей и слабого набора студентов на санитарно-гигиенические факультеты. Необходимо возможно скорее ликвидировать эту недооценку роли санитарного врача в организации народного хозяйства и культурно-бытового обслуживания трудящихся, которая в настоящее время имеет место. Необходимо провести целый ряд мер к созданию возможно лучших условий и обстановки для работы санитарных врачей, повысить их материальное обеспечение, проявить максимальную заботу в соответствии с указанием партии и правительства к этим специалистам санитарного дела.
Необходимо поднять на должную высоту дело подготовки и усовершенствования санитарных врачей путем создания необходимой научно-учебной, материально-финансовой базы санитарно-гигиенических факультетов и гигиенических кафедр лечебных факультетов медвузов и институтов усовершенствования врачей.
Издание соответствующего законодательного акта, предусматривающего целый комплекс мероприятий по улучшению работы и положения санитарных врачей, всего дела их подготовки и усовершенствования, могло бы сыграть роль мощного стимула для значительного притока санитарных врачей в санитарную организацию и улучшения всего санитарного дела. Проект такого законодательного акта уже разработан во Всесоюзной государственной санитарной инспекции. В этом проекте предусмотрено обеспечение со стороны НКЗдра-ва СССР таких условий работы для санитарных врачей, при которых они могли бы быть рационально использованы соответственно их квалификации и была бы создана возможность выполнения санитарных функций, не требующих врачебных знаний, помощниками санитарных врачей, общественными санитарными уполномоченными. Само собой разумеется, что должно быть регламентировано наличие в сред-
ней не менее двух помощников на одного госсанинспектора и вменено в обязанность НКЗдравам союзных республик расширить подготовку для этой цели помощников санитарных врачей.
В законопроекте также подчеркнута необходимость создания соответствующих технически оснащенных санитарных баз для работы санитарной инспекции. В третьей пятилетке должна быть развернута сеть районных, межрайонных и городских санитарных станций и са-нитарно-бактериологических институтов.
Оклады санитарных врачей в силу вышеизложенных соображений должны быть повышены. Что касается врачей, состоящих на санитарной службе в разных ведомствах, то НКЗдраву СССР должно быть предложено по согласованию с наркоматами, имеющими ведомственно-санитарную службу, представить в законодательные органы проект специального постановления о ведомственной санитарной службе, регламентирующего права, обязанности и размер зарплаты ведомственных санитарных врачей.
Этой же цели — закреплению санитарных врачей на санитарной работе — должно служить предусмотренное в законопроекте обязательство здравотделов предоставлять госсанинспекторам научные командировки один раз в 3 года для повышения своей квалификации с обеспечением на время командировки стипендией в повышенном размере и с оплатой проезда в оба конца к месту командировки за счет здравотдела и с сохранением на месте всего получаемого оклада. Эта мера вместе с тем содействовала бы тому, что санитарные врачи могли бы своевременно освоить все новейшие достижения науки в соответствующих областях гигиены и ознакомиться с практическим применением новой санитарной техники.
Для того чтобы создать должные условия для подготовки санитарных врачей и для их усовершенствования, должны быть построены специальные гигиенические ,корпуса для тех санитарно-гигиенических факультетов мединститутов и институтов усовершенствования врачей, которые не имеют надлежаще оборудованных гигиенических лабораторий.
Ввиду того что положение с подготовкой профессорско-преподавательских кадров по гигиеническим дисциплинам является также чрезвычайно тяжелым, необходимо принятие особо срочных мер для подготовки квалифицированных научно-практических работников гигиены, способных также вести и преподавание. С этой целью должно быть значительно расширено число аспирантов по гигиеническим дисциплинам в ближайшие же годы, причем для подготовки указанных квалифицированных работников необходимо широкое использование не только гигиенических кафедр медвузов и институтов усовершенствования врачей, но также и гигиенических научно-исследова-* тельских институтов. Для этих аспирантов должна быть установлена повышенная стипендия. Те враыи-гигиенисты, которые имеют значительную квалификацию и могут быть подготовлены в годичный срок к самостоятельной преподавательской деятельности, должны быть поставлены в особо благоприятные условия для их усовершенствования: должна быть установлена специальная высокая докторантская стипендия и обеспечены все необходимые условия для успешной подготовки к преподаванию.
Для устранения имеющихся затруднений в отношении использования промышленных предприятий для проведения производственной практики НКЗдраву следовало бы договориться с НКТяжпромом, НКЛегпромом, НКПищелромом и НКПросом о выделении ряда предприятий и учреждений, которые должны быть прикреплены к санитарно-гигиеническим факультетам мединститутов и институтов усо-
вершенствования врачей для прохождения в них производственной практики в соответствии с учебными планами.
Ввиду того что врачам-лечебникам, вследствие недостатка санитарных кадров и в силу характера их работы в сельских местностях, приходится проводить и санитарную работу, как, например, сельским участковым врачам, педиатрам, врачам здравпунктов, врачам помощи на дому, Всесоюзному комитету по делам высшей школы и НКЗдра-ву СССР, следовало бы повысить удельный вес гигиенических дисциплин в учебных планах лечебных факультетов. Кроме того, Всесоюзному комитету по делам высшей школы следовало бы утвердить4 самостоятельные учебные планы и программы для санитарно-гигиенических факультетов и, уже начиная с 1-го курса, обеспечить создание самостоятельных кафедр по гигиеническим дисциплинам на санитарно-гигиенических факультетах.
Ввиду недостатка руководств и научных работ по санитарии и гигиене НКЗдраву СССР следует в плане Биомедгиза предусмотреть соответствующее увеличение издания руководств по гигиене.
В интересах улучшения работы санитарной организации весьма рационально организовать при НКЗдраве СССР музей гигиены всесоюзного значения, который мог бы сыграть роль крупного научно-» практического и методического центра по популяризации среди широких масс трудящихся гигиенических знаний.
\
' ОТ РЕДАКЦИИ
По поводу предложения проф. А. М. Меркова
Едва ли могут возникнуть сейчас какие-либо сомнения в необходимости статистического изучения заболеваемости населения нашей страны. Тем не менее приходится, и именно в настоящее время, немало говорить и писать о статистическом исследовании заболеваемости. Это приходится делать, так как вопрос о правильной постановке этой санитарно-статистической работы никогда не стоял так остро, как теперь.
Имея в виду это обстоятельство, редакция и помещает настоящую статью проф. А. М. Меркова. При этом редакция считает необходимым обратить внимание читателя в основном на следующие два положения в данной статье.
С точки зрения изучения заболеваемости как одного из способов определения состояния здоровья населения наиболее важным и наиболее существенным элементом в системе комплексного диагностиче- * ского заключения являются так называемые клинические категории. Эти категории, по мысли автора комплексного диагностического заключения, должны стать основанием для наиболее целесообразной группировки заболеваний при изучении заболеваемости; они дол жны стать основанием для создания новых единиц счета в этом изучении заболеваемости путем диференциации общепринятых нозологических единиц счета: «...изучать динамику заболеваемости не только по числу больных данной болезнью, но и по степени тяжести заболевания». Предложение, несомненно, чрезвычайно важное, но далеко не новое. Попытки отыскать рациональные основания для осуществления'группировки заболеваний делались и ранее. Наиболее ясное практическое осуществление эти попытки получили у фтизиатров, создавших за последние