Научная статья на тему 'О подготовке санитарных кадров (В порядке обсуждения)'

О подготовке санитарных кадров (В порядке обсуждения) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке санитарных кадров (В порядке обсуждения)»

Заслуж. деятель науки проф. А. В. МОЛЬКОВ (Москва)

О подготовке санитарных кадров

(В порядке обсуждения) ТЕЗИСЫ

1. Величайшие достижения Советского Союза в области промышленности, сельского хозяйства и культуры ов результате всемирно-исторической .победы, одержанной под руководств о к ¡партии Ленина— Сталина, вызвали мощное развитие дела охраны народного здоровья как в области, лечебной, так и в области предупредительной медицины.

2. Указания товарища Сталина на XVII Съезде ВКП(б) о медицинских вузах послужили' могучим стимулом- развития медицинского образования как в количественном, так и в качественном отношении.

3. Выделение в ряде медицинских .институтов' специальных санитарных факультетов в полной мере отвечает все возрастающей потребности в специализированных кадрах санитарных врачей, ибо по мере и наряду с колоссальным ростом специализированной лечебной помощи трудящимся все шире и шире развертывается работа, предусмотренная программой В:КП(б) по проведению широких оздоровительных мер, имеющих целью предупреждение болезней.

4. Проделанный опыт подготовки таких специалистов санитарного дела в ¡медвузах показал ее полную целесообразность.

5. Однако состояние санитарных факультетов, пришедших в упадок в результате вредительских действий врагов народа, пробравшихся к руководству делом: здравоохранения, представляется еще и теперь далеко не удовлетворительным, так как последствия! вредительства еще не полностью ликвидированы'1. Главной и основной трудностью, вытекающей из этого положения, до настоящего (времени являлся недокомплект студентов на санитарных факультетах.

6. Ближайшйми причинами этого служат:

а) с одной стороны, общее неудовлетворительное положение практических санитарных врачей на местах ' (по сравнению с врачами лечебного дела), выражающееся в недостаточности специального оснащения, транспорта, вспомогательных сил, в неправильном и невнимательном отношении местных органов власти! к делу санитарной инспекции, в использовании местными органами (в некоторых случаях) санитарных врачей не по назначению, в худших .материальных. условиях санитарных врачей по сравнению с лечащими (неудовлетворительность жилищных условий), в отсутствии факторов, стимулирующих подъем работы! (съездов местных и общесоюзных), в недостаточном развитии 'гигиенических обществ;

б) с другой стороны, крупнейшие ¡недочеты в постановке санитарных факультетов, являющиеся результатом отсутствия должного внимания к делу быстрого изживания недостатков как со стороны центральнык- органов управления НКЗдрава, так и со стороны- директоров мединститутов, деканов и преподавательского персонала мединститутов.

7. Отсутствие на санитарных факультетах выделенных штатов по теоретическим дисциплинам и по многим клиническим ведет нередко к тому, что профессора кафедр, теоретических и клинических, зачастую лично не читают студентам санитарного факультета, ¡воз-

лагая преподавание на второстепенные кафедры; этим дается повод студентам считать, что для санитарной деятельности менее важна, чем для лечебно«!, теоретическая и общеклиническая подготовка, что деятельность эта с задачами медицины связана мало, 'сводясь в основном к формальным функциям, преимущественно инженерно-технического значения.

8. Такие совершенно ошибочные установки учащихся частично питаются и неправильной практикой некоторых санитарных врачей, и даже некоторых руководящих органов, что* неверно ориентирует молодежь; отношение руководителей вузов к вопросам гигиенического образования, как на санитарных факультетах, так и на лечебных часто поддерживает подобные неверные взгляды.

9. В большинстве медвузов гигиенические кафедрьи недостаточно укомплектованы профессорами и доцентами, не имеют оборудованных лабораторий и кабинетов', хорошего специального оснащения и баз для практики студентов'. Научно-исследовательские гигиенические институты и санбаклаб оратории для целей преподавания не использованы или использованы слабо; по ряду гигиенических дисциплин до настоящего времени; нет учебников и практикумов; в< некоторых случаях учебные базы гигиенических Кафедр: разбросаны по городу; имеются случаи занятия .помещений санитарных факультетов под другие учреждения (даже в Московском мединституте здание Гигиенического института годами остается' недостроенным и не может быть полностью использовано для научной1 и учебной работы). Существенно важным недостатком! гигиенических кафедр является отсутствие обмена опытом, взаимопомощи и критики и их слабое участие в 'общей жизни институтов.

10. В результате указанных недочетов страна недополучала! до настоящего времени ежегодно несколько сотен санитарных вр-ачей и вынуждена прибегать к использованию ¡в качестве санитарных врачей окончивших лечебный факультет, следовательно, не имеющих санитарной подготовки, тем более что на лечебных факультетах количество чаюов по гигиене очень урезано. Это неудовлетворительное положение усугубляется еще тем, что врачи, окончившие- санитарно-гигиенический факультет, не найдя удовлетворения В' работе на местах, нередко переходят на лечебную работу, в, ¡некоторых случаях при активном содействии и даже под давлением; со стороны местных здравотделов. В результате на 1.1.1939 г., по данным ВКЗдрава СССР, на 5 950 штатных должностей госсанинспекторов было занято 4 628 мест 1(3 784 физических лица); .1 568 районов'не имели ни одного госсанинспёктора и 2 334 района—ни одного эпидемиолога.

11. Хотя за последние 2 года наблюдаются довольно существенные сдвиги в деле подготовки санитарных кадров, главным образом в отношении комплектования студентов на первые курсы, деятельность управлении высшим медицинским образованием в: области улучшения дела подготовки санитарных врачей продолжает оставаться недостаточно' энергичной, и внимание этому делу со стороны ВГСИ также недостаточно.

12. Необходимо:

Главному управлению высшим медицинским1 образованием разработать с привлечением ВГСИ и наиболее видных работников высшей школы всю сумму конкретных мероприятий, направленных на поднятие дела подготовки санитарных врачей, в частности:

а) подробно дообследовать все существующие санитарные факультеты путем; командировки наиболее квалифицированных про-

фессоров и доце,нтов-ги,гиенистов по единой программе с обращением внимания на постановку и условия преподавания теоретических., клинических и гигиенических дисциплин, укомплектованность высококвалифицированными преподавателями, материальные условия, оснащенность;

б) разработать по каждому медвузу по санитарному факультету конкретный план ¡и сроки удовлетворения нужд строительных, ремонтных, оснащения и организационных; ,

в) разработать по каждому санитарному факультету конкретную структуру всех 'Обслуживающих санитарно-гигиенический 'факультет кафедр, с тем, чтобы на кафедры, обслуживающие 2 факультета, для санитарно-гигиеничеокого факультета был обособленный преподавательский персонал;

г) разработать ' систему подготовки профессоров и доцентов для заполнения вакантных гигиенических кафедр, для чего совместно с Ученым медицинским советом и с заинтересованными управлениями пересмотреть наличный персонал научны'х институтов' и наиболее видных практических работников для выделения нужного числа людей для быстрой подготовки к профессорской и доцентской деятельности; составить план учреждения докторантских (стипендий при со ответствующих кафедрах;

д) принять меры к фактическому пополнению кадров- аспирантов при гигиенических кафедрах, для чего пересмотреть вопрос о размерах стипендий и разработать вопрос об удовлетворении аспирантов жилплощадью;

е) разработать вопрос и принять меры:

1) к обеспечению санитарных факультетов (базами для практических занятий (промышленные предприятия, школы и другие детские учреждения, больницы, коммунальные установки, пищевые предприятия и т. д.);

2) к объединению гигиенических кафедр в систему вузовских гигиенических институтов (наподобие московского)1;

3) к образованию при указанных выше гигиенических институтах санитарных станций в качестве уставных учреждений, обеспечивающих учебную и научно-практическую работу кафедр соответствующими 'базами.;

4) Ученому медицинскому совету совместно с ГУВУЗ, с ВГСИ и . управлениями НКЗдрава СССР разработать конкретный план присоединения в качестве учебных и практических баз; к санитарным факультетам научно-исследовательских институтов для организованного сотрудничества с соответствующими кафедрами.

Ученому медицинскому совету включить В' круг своего ведения планирование и контроль научной работы гигиенических кафедр санитарных ф акультетов;

5) Главному управлению высшим медицинским образованием разработать вопрос об издании основных руководств по всем гигиеническим дисциплинам для практических врачей. Объявить конкурс по ряду учебников, в том числе по общей гигиене, для санитарного факультета (независимо от конкурса на учебник по гигиене для лечеб-

^ ных факультетов);

6) образовать в составе методического комитета ГУВУЗ особую группу по разработке вопросов подготовки санитарных врачей в составе не менее 5 -человек из- числа профессорш гигиенических факультетов (клиницистов и гигиенистов);

1 См. выше статью проф. А. В. Молькова, «Институт гигиены I Москов-

ского медицинского .института -как основная база санитарного факультета и его

нужды». ■ .4

7) ввиду того что одной- из причин, затрудняющих подготовку санитарны-х врачей на должном уровне, является громадный объем и сложность дисциплин, отвечающих профилю высококвалифицированного санитарного врача, который не может и не должен по общемедицинскому образованию стоять ниже врат, лечащего, войти в СНК ССОР с ходатайством об устанавлении 6-летнего курса обучения на санитарных факультетах, начиная с приема 1941 г.

13. Переходя к вопросу о вневузовекой подготовке санитарных врачей, нужно .прежде всего строго разграничивать специализацию от уеовершенств ования.

К первой категории (еп-ецилизация) нужно- отнести: ■

а-) врачей, окончивших санитарный факультет и специализирующихся для направления на специальную отрасль работы. Такие врачи должны -специализироваться в течение года: (до выпуска с 6-летяего курса,), из них 6 месяцев на производственной практике по данной узкой 'специальности;

б) врачей-, окончивших санитарно-гигиенический- ¡факультет и имевших стаж общесанитарного врача не менее 1 года; они специализируются 6 месяцев (сокращенная производственная практика).

Ко второй категории (усовершенствование) могут относиться:

а) санитарные врачи, овладевшие специальностью, имеющие стаж практической работы и нуждающиеся в том, чтобы освежить знания, ознакомиться с новыми методами .. работы; таким, врачам нужно предоставить возможность прослушать 3-месячн-ые курсы, но непременно со свободным выбором тех дисциплин, которые они -считают нужными, а не по строго фиксированному учебному плану (кроме военных и общественных наук);

б) санитарные врачи, имеющие ¡стаж, но нуждающиеся в изучении того или иного определенного вопроса -в; связи с потребностями и особенностями места и времени, или нуждающиеся в рабочем- месте для обработки и научного освещения накопленных ими материалов.

Для таких врачей предоставляются рабочие места в научно-исследовательских институтах и предоставляется -право слушать юв-ободно избранные ими курсы в институтах усовершенствования врачей или в вузах.

14. Необходимо привлечь к делу усовершенствования и специализации санитарных врачей хорошо сложившиеся и обеспеченные базами кафедры санитарных факультетов и н-аучно-исследов-ателъские институты.

15. По вопросу о подготовке кадров помощников санитарных врачей:

а) помощниками санитарных врачей могут быть: 1) санитарные, фельдшера, -подготовляемые в соответствующих техникумах и »а особых курсах -при мединститутах; 2)- лаборанты, имеющие узкую специальность (физика, химия, метеорология', статистика.) по местным условиям;

б) ¡подготовка помощников' санитарных врачей (фельдшеров) должна происходить в техникумах и на курсах 'Специализации. На •последние (от 1 до 1% лет) могут приниматься лица, окончившие соответствующие техникумы, готовящие фельдшеров лечебного дела. Опыт работы техникумов .подлежит изучению и оценке со -стороны ЕГСИ с привлечением Гигиенического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.