Научная статья на тему 'Опыт проведения летнего производственного практикума студентов санитарно-гигиенического факультета'

Опыт проведения летнего производственного практикума студентов санитарно-гигиенического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения летнего производственного практикума студентов санитарно-гигиенического факультета»

Большое количество неплотностей в вагонах, газоходах и т. д.,. а следовательно, наличие значительных подсосов воздуха, не позволяет получить на основе этих цифр точной картины количества фторгазов в различных участках уловительной системы. Однако, поскольку анализы до и после камер делались почти одновременно, приведенные цифры все же характеризуют степень улавливания в камерах.

Анализ выхлопных газов, отбиравшихся в верхней части выхлопной башни, дай одинаковую во всех пробах величину — 4 мог/л, т. е. система, выбрасывала в час при объеме воздуха в 20 ООО мг3/час примерно 80 кг фтора.

Таким образом', процент поглощения фторгазов «а обследованной' установке составляет в среднем меньше 50, что совершенно недостаточно. Поглощение можно без особых затрат значительно увеличить и довести, как показывает,' например, опыт аналогичного производства в Ленинграде, до 95%. Для этого надо прежде всего включить вторую-ступень орошения'на башне, причем целесообразно получаемый раствор кремнефтористоводородной кислоты употребить на орошение камер. Необходимо также уплотнить аппаратуру и газоходы. Эти несложные мероприятия увеличили, по данным завода, эффективность установки до 95—98,э/о.

При устройстве на суперфрсфатных заводах уловитёльных установок следует также предусмотреть обезвреживание сточных вод перед спуском из производства кремнеф гористого натрия. В сточных водах, поданным наших- анализов, содержалось 35,18 г/л .кислот (считая на соляную кислоту) и 39,6 г/л кремнефтористого натрия (считая на фтор).

Итак, ясно, что в производстве суперфосфатов возможно эффективное улавливание 'выделяющихся в воздух газообразных соединений: фтора путем! промывки водой с последующим использованием промывных вод для производства кремнефтористого натрия. При этом: недостаточная интенсивность орошения резко снижает эффективность установки.

Канд. мед. наук Л. А. АБРАМОВИЧ (Харьков)

Опыт проведения летнего производственного практикума студентов санитарно-гигиенического факультета

Из кафедры социальной гигиены (зав. кафедрой—проф. 3. А. Гуревич) I Харьковского медицинского института

Согласно постановлению НКЗдрава СССР, I Харьковским мединститутом, как и рядом других институтов, был впервые организован и проведен в 1938/1939 учебном году летний производственный практикум студентов 8 семестра санитарно-гигиенического факультета. При этом-был допущен ряд дефектов, которые необходимо осветить в печати, чтобы не повторять их в дальнейшем'. На них мы и остановимся в первую очередь.

Дефекты эти вытекали прежде всего из несовершенства программы производственного практикума, составленной ИКЗдравом СССР в общих чертах, чрезвычайно обширно и расплывчато, а также из недостаточно четкой подготовки к этой работе института в целом и отдельных его кафедр.

Отбор пунктов для проведения практикума не был произведен с достаточной тщательностью. Не были организованы предварительные выезды на места представителей санитарно-гигиенического факультета для согласования, с местными работниками программы, характера и порядка проведения практикума. На. кафедрах -не проводилось инструктивных производственно-методических совещаний студентов для обсуждения общих указаний и конкретизации отдельных элементов работы. По отдельным дисциплинам! (гигиена труда, гигиена питания) студенты еще не прослушали к началу практикума, теоретического курса. Инструктаж института на местах также оказался неудовлетворительным, а одна категория студентов совершенно не получила его {«дикие» студенты, направлявшиеся в одиночку в отдельные пункты).

Из отрицательных моментов, снижавших, планомерность и содержательность практикума на местах, можно отметить следующие. В ряде случаев руководство практикумом: поручалось второстепенному, а иногда среднему медперсоналу, который оказался не в состоянии приспособить принципиальные установки общей программы практикума к текущей производственной работе местной санитарной организации и привлечь к этой работе студентов-практикантов. Загрузка местных работников выполнением оперативных функций подчас не позволяла им уделять достаточно времени и внимания студентам. Отпускной период вынуждал отдельных ответственных санитарных работников прерывать занятия со студентами. Материальный стимул — оплата за руководство — отсутствовал. Платоническое указание НКЗдрава СССР в виде приписки к программе об оплате на местах руководителей не нашло своего отражения в местном бюджете и осталось невыполненным!.

Принципиальную установку института о проведении студентами практикума при межрайонных (областных) и городских санитарных станциях мы считаем неправильной.

Около 100 студентов-практикантов было ^распределено по наиболее крупным межрайонным и городским санитарным станциям, а .в отдельных случаях и по районным! санитарным! станциям! на территории УССР ^Харьков, Полтава, Сумы, Кременчуг, Ворошиловград, Горловка, Изюм, Славянск, Запорожье и др.).

На местах студенты разбивались на отдельные группы по нескольку человек и одновременно приступали к прохождению практикума по различным! дисциплинам. Пройдя практикум! по одной дисциплине, группа переходила к другой дисциплине. В ряде случаев первая группа, проходившая практикум с тем или иным руководителем, показывала более высокую успеваемость, чем последующие (руководителю надоедало повторяться).

Ввиду того что по отдельным дисциплинам, ¡как уже было указано, студенты не прослушали теоретического курса, решено было практикум! проводить по 3 дисциплинам: по эпидемиологии (с лабораторной техникой) — 1 месяц, по коммунальной и социальной гигиене— по 2 недели (что-, однако, не всегда выполнялось).

На местах было допущено немало и других промахов чисто методического характера. Так, например, в одном месте при хлорировании колодца студентов знакомили лишь с техникой хлорирования и не давали им никакого представления о санитарном! состоянии, о санитарной оценке источника водоснабжения (не требовали составления санитарного паспорта колодца). В другом случае студенты, произведя посев при прохождении лабораторной техники, не осведомлялись о результатах его и т. д.

По имеющимся в нашем: распоряжении данным!, все же практикум! дал студентам! много полезных навыков для, дальнейшей самостоятельной работы, хотя по отдельным разделам его результаты получались неодинаковые. В одном месте хорошо был поставлен практикум по эпи-

демиологии, прилично — по жилищно-коммунальному делу, хуже — по лабораторным! работам! и социальной гигиене; в другом!, -наоборот, образцово прошел практикум по лабораторной методике,- сравнительно ■хорошо — по эпидемиологии, хуже — по жилищно-коммунальному делу и т. д.

Анализ работ студентов показал, что, наряду с работами, являющимися, в сущности го1воря, дневником, где фиксируются в последовательном порядке отдельные операции и кратко характеризуется их содержание, встречаются и серьезные работы. В них мы находим! обстоятельные акты обследования отдельных санитарных объектов, описания работ студентов по ликвидации эпидемического очага, данные о проведенных ими профилактических мероприятиях, подробные записи произведенных лабораторных исследований, детальную статистическую разработку отдельных инфекций или группы их за несколько лет с грамотно составленными диаграммами, вполне удовлетворительное санитарное описание населенного пункта. Имеется ряд примеров, когда отдельные группы студентов почти совершенно самостоятельно проводили интересную, содержательную комплексную санитарную работу.

Активность самих студентов в организации и проведении практикума имеет громадное значение. В тех случаях, когда студенты активно, настойчиво, с охотой и любовью включались в работу, они увлекали за собой и руководителей практикума; в результате при прочих равных условиях практикум давал наиболее эффективные результаты.

Если судить об эффективности практикума по отзывам студентов, высказанным ими как в отдельных беседах, так и на производственном! -совещании, то можно констатировать две взаимно противоположные концепции: «практикум! ничего не дал; времени, отведенного для него, слишком много» (это говорят студенты, не любящие санитарного дела и ждущие лишь удобного случая, чтобы перейти по окончании института на лечебную работу), и «практикум! дал очень много, студенты получили много практических навыков, 2 месяца для такого практикума мало» (это — мнение подавляющего большинства).

При подведении итогов практикума студенты указали на необходимость выделения из общего практикума времени для прохождения практикума по инфекционным болезням. С этим нельзя не согласиться: эпидемиолог должен уметь хорошо распознавать инфекционные заболевания.

На местах так отзываются о студентах, проходивших практикум: «студенты этого года по своим! специальным знаниям!, подготовке и общему развитию стоят значительно выше студентов прошлых лет». Об этом свидетельствует также ряд приглашений студентов, приехать на работу по окончании института в те районы, где они проходили практикум. 'Нужно ' думать, что наблюдавшийся за последние годы более высокий уровень подготовки выпускаемых врачей характерен не только для I Харьковского мединститута, но и для других медицинских вузов.

Выводы

При! проведении практикума необходимо ориентироваться на получение студентами следующих знаний и навыков: 1) умелое применение •студентами теоретических знаний в практической работе, 2) приобретение практических навыков в санитаряо-противоэпидемической работе, 3) умелое решение отдельных практических санитарных задач, 4) ознакомление со структурой и методами работы местных санитарных организаций, 5) ознакомление со структурой и формами работы местных органов и отдельных структурных единиц здравоохранения, 6) дача оценки санитарного состояния района (населенного пункта) по основным санитарным! показателям (санитарное описание района).

Для успешного прохождения студентами практикума в дальнейшем мединститутам: необходимо своевременно провести большую подготовительную работу, заключающуюся в следующем.

Прежде всего надо произвести предварительный тщательный отбор точек (межрайонные и районные санитарные станции) для проведения практикума. С выделенными руководителями должна быть договоренность по основным! вопросам программы и методики проведения практикума. Необходимо заблаговременно установить действенную связь с , облздравами и межрайонными санитарными станциями по всем вопросам, связанным с прохождением! практикума.

Студентов-практикантов надо посылать не только в межрайонные и городские санитарные станции, но в основном в районные, для чего должны быть выделены районы с наиболее мощными санитарными станциями, обслуживаемыми достаточно квалифицированным медико-санитарным персоналом.

1В развитие и уточнение программы НКЗдрава СССР заинтересованные кафедры должны разработать конкретные детализированные программы и инструкции по содержанию и проведению практикума по каждой дисциплине в отдельности.

Перед отъездом! студентов на практикум необходимо провести с ними инструктивные организационно-методические совещания по отдельным дисциплинам! (кафедрам) по вопросам! практикума.

Надо организовать целесообразную систему инструктажа, проводимого институтом! на местах, в процессе прохождения студентами практикума.

Для эффективности самого практикума целесообразно умелое сочетание программы практикума о вовлечением студентов в текущую плановую оперативную работу местных санитарных станций. В последнем случае студенты, приобретая практические навыки, вместе'с тем* являлись бы не обузой, а желанными помощниками в работе местной санитарной организации.

Для руководства практикумом студентов на местах следует выделить наиболее квалифицированных сотрудников санитарных станций периферии.

Для стимулирования местных работников, руководящих практикой студентов, необходимо ежегодно, после выяснения результатов практикума, отмечать приказом но институту наиболее отличившихся местных руководителей практикума.

Наиболее совершенной базой для проведения производственного практикума студентов санитарно-гигиенического факультета являлась бы учебная санитарная станция при Мединституте. При наличии такой станции студенты в течение последних двух лет обучения могли бы последовательно и систематически овладевать под квалифицированным руководством методами и формами практической санитарной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.