Зас.дуж. деятель науки проф. А. В. МОЛЬКОВ (Москва)
Институт гигиены I Московского медицинского института как основная база санитарного факультета
Структура Института гигиены I ММИ, состав, входящих в него кафедр и содержание ¡его работы определяются 'профилем! ¡советского санитарного врача. Отсюда же вытекает и характер связи п р е-подавання гигиены со всем остальным комплексом! предметов, проходимых студентом на данном факультете.
Необходимость ¡санитарно-гигиенического факультета определяется особенностями построения медицинского дела в Союзе. СССР — единственная! страна, в которой подготовка врачей происходит диференцированно на особых факУльтетах (лечебном, педиатрическом, санитарном,, стоматологическом ¡и ¡фармацевтическом!) в силу исключительных темпов развития социалистической стройки и роста потребности в медицинском обслуживании громадных масс населения.
В царской России и в современных буржуазны« странах лица, окончившие медицинский факультет, приобретали квалификацию санитарного врача не в специальных учебных заведениях, а самостоятельно, на практике, на что требуется много лет. Мы г такой постановкой дела мириться не можем..
В 1929 г. при обсуждении в Институте социальной гигиены и в НКЗдраве вопроса о планировании подготовки специальных кадров было признано необходимым подготовить узких специалистов в весьма сокращенный срок. Предполагалось, что санитарного врача узкой специальности (пищевика, коммунальника, производственного санитарного врача) можно подготовить в 3%—4 года. Учебные планы составлялись таким образом, что будущие специалисты получали весьма незначительную теоретическую и клиническую врачебную подготовку, а главное внимание уделялось вопросам технологии ¡и санитарной техники. Профиль санитарного врача' в то время! больше приближался к профилю1 инженера, чем врача.
Опыт показал ошибочность такой установки. В особом, постановлении ЦИК и СНК СССР от ЗЛХ.1934 г. было дано указание б1 подготовке общего санитарного врача, удовлетворяющего потребностям жизни и в то же время обладающего всеми данйыми, позволяющими ему в случае желания или необходимости специализироваться по той или иной узкой отрасли санитарного или лечебного дела.
Подготовка 'Санитарного врача у нас теперь базируется на общей для врачей всех специальностей теоретической основе по единому плану на всех факультетах в течение первых пяти семестров*. С шестого же семестра по новому учебному плану, он переходит в* систему того или иного избранного им факультета. При этом' студенту санитарного факультета, наряду со специальными гигиеническими дисциплинами, дается солидная подготовка по основным' клиническим дисциплинам, к которым относятся терапия, хирургия, акушерство, гинекология, инфекционные болезни и пр.
Опыт проведения подготовки санитарных врачей по новому учебному плану показал -его целесообразность, так как врачи, оканчивающие санитарный факультет, достаточно подготовлены для. осуществления функций- общего санитарного врача.
В последнее время на существовавших в СССР 10 санитарных факультетах постоянно наблюдался значительный недокомплект учащихся,
при переходе же на шестой семестр на санитарный факультет шла относительно .небольшая часть студентов.
Причины этого явлении 'заключались щрежде всего в том, что дли молодежи роль санитарного врача представлялась неясной и мало .привлекательной. У них не было случаев и поводов составить реальное представление о сущности этой работы, в то время как деятельность лечащего врача ясна для каждого. К тому же санитарные врачи на местах, в особенности на окраинах, не имели ни достаточного инструментального оснащениями опорных баз в видееанитарно-бак-териологических ¡лабораторий, н!и вспомогательного персонала, ни надлежащим образом оформленного правового положения, ни транспортных средств В'1 необходимом размере и должного качества, ни* удовлетворительных бытовых условий. Вдобавок органы здравоохранения на местах нередко имели смутное представление о задачах санитарной деятельности.
Студенты, побывавшие на производственной практике на периферии, привозили нелестное мнение и представление о работе санитарного врача.
В настоящее время в этом отношении наступил значительный перелом. Новое руководство НКЗдрава добилось здесь существенных улучшений. Организовано Гигиеническое общество, созываются совещания эпидемиологов и санитарных врачей.
Общественное мнение санитарных врачей и гигиенистов-преподавателей по этому вопросу на конференции по методическим1 вопросам в 1937 г. выразилось в следующем:
«Целесообразно юовдание гигиенических институтов- в качестве общей базы гигиенических кафедр .с общими И специальными лабораториями, кабинетами, музеями и библиотекой. В этом институте кафедры, не теряя своей самостоятельности, должны: максимально объединить свою работу.
Институт должен располагать научно-практической базой ¡в виде комплекса санитарных учреждений (еанитарно-бактериологическими и санитарно-гигиеническими лабораториями, санитарно-етатиетическим бюро 1С соответствующим финансированием) по аналогии с клиниками.
Необходимо обеспечить в порядке междуведомственных соглашений центральных ¡органов предоставление возможности использовать для нужд педагогического процесса и работы студентов такие базы, как школы, предприятия и т. д.».
Первым и пока единственным институтом такого рода является' Гигиенический институт I МММ, Он объединяет кафедры общей гигиены, социальной гигиены, эпидемиологии, истории медицины, санитарной статистики, гигиены литания, гигиены труда, коммунальной гигиены, школьной гигиены, причем; в число их входят и такие кафедры, которые типовым учебным планом, утвержденным Комитетом по делам высшей школы, не предусматриваются для всех медицинских вузов', а именно санитарной статистики и истории медицины. Эти кафедры являются единственными для всего Союза; в задачу их входит научная разработка ряда вопросов и методических приемов преподавания соответствующих дисциплин.
Каждая из кафедр! располагает не только кабинетами и лабораториями для студенческих занятий, но и специальными кабинетами' для проведения сложных научно-исследователыских работ: метеорологической станцией и физическим кабинетом три кафедре общей гигиены; метеорологическим, пылевым и оптическим кабинетами! при кафедр1е гигиены труда; антропометрическим кабинетом и экспериментальным классом, с панельным отоплением и кондиционером при кафедре школьной гигиены; вентиляционной комнатой при кафедре комму-
нальной гигиены; мащйнносчетной станцией при кафедре санитарной статистики и др. Все эти установки обслуживают не только свои кафедры, но по мере ¡надобности .и смежные.
Институт ¡имеет библиотеку в 40 ООО томов с читальным залом: и прекрасно оборудованный! гигиенический! м у змей, (единственный в своем роде не только в СССР, но и в зарубежных странах.
Такое оформление института, являющееся следствием исторического указания товарища Сталина на XVII съезде ВКП(б) о ¡медицинских и педагогических институтах, послужило причиной того, что институт стал притягательным центром для гигиенистов всего Союза. На его базе создано Гигиеническое общество; здесь же проводятся регулярные санитарно-гигиенические декадники, одновременно являю-«" ющиеся научно-методическими конференциями гигиенических кафедр Союза. На базе Института гигиены проводятся занятия по некоторым разделам ЦИУ, I ММИ, МОКИ. В последние 2 года институт развил курсовую работу по усовершенствованию санитарных врачей различных специальностей, по подготовке санитарных лаборантов и помощников санврачей. Наконец, Гигиенический институт стремится все более расширить свою консультационную работу, научно-практическое обслуживание различных объектов Москвы по вопросам санитарии и гигиены. Институт провел в 1938 г. договорных работ свыше чем на 300 000 рублей.
Вместе с тем все настойчивее становятся требования кафедр периферии о разработке образ^ цов демонстрационных пособий;
Только лечебныйф-т Только синит, ф-т 05а ф-та
НесИязат. для студентов
Развертывание гигиенических1 кафедр в I Московском медицинском институте
об этом же заявляют управления санитарного просвещения НКЗдрава, РОКК и других организаций. Руководство НКЗдрава СССР и ВГСИ считают, что Гигиенический институт I ММИ должен стать методическим центром и в данном отношении, так как его возможности значительно больше любого института НКЗдрава.
На очереди стоит вопрос об учреждении на базе института С а-нит ар н о - мет о д ячеек о й станции, которая должна помочь всем кафедрам стать ближе к практической жизни, получить жизненный опыт, черпать из него материал методического и научно, го характера;, создать базу для практической работы; студентов, оказывать помощь практическим врачам в деле их научного усовершенствования и подготовки диссертаций для получения ученой степени.
Зачатки такой станции, еще не получившей уставного оформления, уже имеются!: по Соглашению1 с Фрунзенским районом проводится большое количество анализов: микробиологических, эпидемио-
логических и некоторое количество пищевых и водных; одновременно даются консультация .представителям местной госсанинспекции, проводятся с ними совещания; вносятся отчеты в райздрав.
Задача укреплении с анитарно-методической станции, заключается в том, 'чтобы институт установил постоянную связь с районом не только .ПО' упомянутым^1 разделам санитарной практики, но и по всем другим, причем все кафедры имели, бы контакт с соответствующими ■объектами районов (школы, пищевые предприятия, промышленные предприятия и пр.).
Музей -Гигиенического института используется другими институтами, в частности, кафедрой коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей, кафедрой общей гигиены II ММИ, МСЖИ, и привлекает посторонних посетителей; при музее организовано экскурсионное бЮро.
Научная работа, гигиенических кафедр после ¡введения штат-но-окладной системы получила значительное развитие. Прежнее руководство I ММИ категорически препятствовало печатанию ¡работ института. В настоящее время подготовлены к печати сборники трудов по таким актуальным темам, кате 'санитарные последствия1 империалистической войны1, вопросы санитарной охраны труда (сборник посвящен памяти проф. 'Эрисмана Ф. Ф.), методические вопросы санитарно-гигиенических исследований, вопросы коммунальной и пищевой гигиены, вопросы: эпидемиологии и дезинфекции, история гигиенических кафедр и гигиенического института. Кроме того, ¡готовится обширный сборник по вопросам! больничной гигиены.
Несколько кафедр занято составлением учебников и практикумов по школьной гигиене (коллектив), по гигиене труда, (проф. Каплун), по пищевой гигиене (проф. Рейелер), по истории медицины (проф Страшун), практикума по общей гигиене и др.
Нельзя, конечно, не признать, что со стороны Гигиенического института было допущено немало ошибок. Не все кафедры поставили на должную высоту методологическую, методическую и научную работу. ¡Есть отстающие участки. До сих пор, например, недостаточно укреплен и слабо оформлен самый важный участок—• кафедра общей гигиены. А между тем он имеет особо важное значение, потому что на этом- участке у студентов создаются первые впечатления ю содержании и значимости гигиенических дисциплин и вырабатывается интерес ко всей последующей работе на гигиенических кафедрах института. Поэтому руководству института приходится обращать особое внимание на устранение недюстаткор данной кафедры.
Слабо развернута работа по комплектованию кадров аспирантуры.. По (приблизительному подсчету, кафедры института могут подготовить до 40. аспирантов, в наличии же имеется всего 20. Кроме ¡штатных аспирантов1, есть еще прикомандированные из других вузов, в частности, из Минска.
Приказом НКЗдрава СССР от 25.XI.1938 г. при институте учреждены 2 повышенные стипендии имени 3. П. Соловьева. Еще ранее была учреждена ¡стипендия по санитарной статистике имени П. И. Куркина.
Гигиенический институт может, несомненно, значительно расширить свою работу во всех направлениях. По существу он только начинает выходить: из стадии становления и далек еще от освоения своей полной мощности.
Для дальнейшего развития Гигиенического института необходимо укрепление всех его звеньев, ¡начиная с руководства!; надо окончить строительство и оборудование инститз'та с тем, чтобы* в ближайшее ;же время были пущены все установки и агрегаты. Следует создать
максимум благоприятных условий для развития договорной работы и повышения роли института как консультационного центра; это позволит также расширить базу для преподавания и планомерного освоения объектов для текущей и непрерывной производственной практики студентов санитарно-гигиенического факультета, значительно улучшит педагогический процесс, повысит актуальность и эффективность научной работы института.
К. Э. ДОБРОВОЛЬСКИЙ (Киев)
О недочетах программы курса общей гигиены санитарно-гигиенических факультетов1
Мысль о toim, ито подготовка санитарного врача должна начаться еще в высшей школе, не нова. Она была высказана в 1918 г. на совещании санитарных деятелей в> Киеве. Речь шла о специальном) санитарном факультете, на котором студенту уже на первых курсах дается сумма знаний и навыков., необходимых дли прохождения на старших курсах специальных наук.
Санитарный врач—-не только врач, Но и санитарный деятель. Казалось бы, что оба эти 'момента должны быть учтены при (составлении учебного плана первых двух курсов санитарнО'-гигиенических факультетов; другими словами, и .наряду с такими предметами, как ' физиология, биологическая »химия и др., имеющими значение стержневых наук подготовительной части медициньг, на: этих факультетах должны читаться основы гидрологии, гидрогеологии, .почвоведения!,, ботаники (в пределах, выходящих из рамок курса общей биологии, во необходимых для подготовки санитарного врача), основы геодезии (методы съемки местностей1) и черчения. Однако ё учебном: плане первых двух курсов санитарно-гигиенических .факультетов этих дополнительных дисциплин мы не видим. Не приходите» рассчитывать и на то, что перечисленные предметы пройдены уже в средней 'школе2. За последние годы в учебный план первых двух курсов не внесено никаких изменений,'рассчитанных на подготовку врачей-гигиенистов.
Переходя к разбору программы общей гигиены, принятой комитетам по мед образованию при ГУ МУЗ НКЗдрава СССР в 1938 г. для санитарно-гигиенических факультетов, остановлюсь только на глав- ' нейших ее особенностях, являющихся вехами, по которым., возможно, будет строиться преподавание общей гигиены.
1. Из программы исключены такие разделы, как жилище, обезвреживание питьевых и сточных вод, хотя эти разделы! имеют все права на включение в курс общей и коммунальной гигиены. Такое измеие-
1 В порядке обсуждения. Редакция.
2 Акад. В. А. Обручев, Геология в средней школе, «Известия», 9.V.1939r.,. Л. Винниченко, Как перестроить курс биологии, «Учительская газета»,. 27.IV. 1939 г.