Выводы
1. Применение лучей Рентгена для определения металлических примесей в муке и макаронных изделиях вполне возможно путем снимков испытуемых проб.
2. Преимуществом рентгеновского 'метода по 'Сравнению -с магнитным является -го, что имеется возможность обнаружить не только»частицы Ре, но и частицы металлов другой химической природы.
3. Нужно особо отметить преимущество лучей Рентгена при исследовании макаронных изделий, так как при этом значительно ускоряется производство анализа (10—20 минут вместо 5—6 часов) и не происходит измельчения в порошок остроконечных частиц, как это имеет место при магнитном способе. Кроме того, проба макарон (1 кг) не пропадает и может быть использована в пищу в случае отсутствия металлических примесей.
4. Необходимо продолжить научно-экспериментальную работу в отношении возможности количественного определения металлических примесей лучами Рентгена, уточнения химической природы обнаруживаемых примесей и т. д., а также разработать инструкцию по практическому внедрению нового способа при производственном и санитарном контроле муки и макаронных изделий.
5. Учитывая наличие в некоторых исследованных нами партиях муки и макаронных изделий частиц меди и других металлов' «нежелез-ной» природы и принимая во внимание затруднительность борьбы с .попаданием в указанные продукты этих металлических ¡примесейу поставить перед хозяйственными и научными организациями вопрос о проработке соответствующих профилактических мероприятий, предупреждающих «заражение» продукции металлическими примесями.
' /
Д-р мед. наук Л. А. СЫРКИН (Москва)
Институт гигиены I Московского медицинского института
11 января 1937 г. состоялось торжественное открытие Института, гигиены I Московского государственного медицинского института. Этот день должен быть отмечен в истории медицинского образования в Советском Союзе и, в частности, в истории подготовки советских санитарных кадров.
До последнего времени кафедры гигиены в медицинских институтах находились в положении худшем, чем остальные кафедры. Бюджетные ассигнования на учебную и научную работу, техническое оснащение кафедр, их помещения, освещение и все обслуживание, как правило, отставали по сравнению' с клиникой и с теоретическими кафедрами.
Перестройка всего медицинского образования, начавшаяся после указания нашего великого вождя и учителя товарища Сталина о выводе медицинских факультетов из загона, привела к развертыванию громадного строительства нашей высшей медицинской школы, к ее переоборудованию и оснащению более высокой материальной базой и современной техникой. В ряды законченных строительством но-
вых культурных учреждений один за другим вступают корпуса зданий медицинских учебных заведений.
Начавшаяся диференциация медицинских факультетов (лечебные, педиатрические и санитарные) натолкнулась на отсутствие достаточ-; мой материальной базы для работы санитарных факультетов. Совершенно неудовлетворительные внешние условия работы отдельных специальных гигиенических кафедр дискредитировали эти дисциплины, в глазах студенчества,: и научных работников и вызывали .сомнения в целесообразности существования диференцированных гигиенических дисциплин и санитарных факультетов в целом.
Такому отставанию в серьезнейшем деле подготовки санитарных, кадров в Советском Союзе необходимо было положить конец. Еще
в конце 1935 г. московское методическое совещание преподавателей гигиенических дисциплин приняло решение о необходимости создания гигиенических институтов в качестве объединенной базы для гигиенических кафедр санитарных факультетов. Незадолго перед этим было-начато строительство Гигиенического института I Московского государственного медицинского института.
Теперь это строительство закончено. Вместо небольшого одноэтажного здания, в котором работал основоположник гигиены в Московском университете Ф. Ф. Эрисман, за истекший год выстроен, оборудован и пущен'в ход громадный, корпус в 62 000 м3, имеющий все необходимое для организации педагогического процесса на санитарном факультете старейшего в Союзе медицинского высшего учебного заведения и для научной работы в, области гигиены.
Институт гигиены объединяет следующие кафедры санитарного (« лечебного) факультета I ММИ: общей (проф. Н. 1В. (Красовская), социальной (проф. Н. А. Семашко и проф. Д. В. Горфин), коммунальной (проф. И. Р. Хецров), пищевой (А. В. Рейслер), школьной гигиены (проф. А. В. Мольков), гигиены т.руда (проф. С. И. Каплун), санитарной статистик« (проф. П. А. Кувшинкиков), эпидемиологии (проф. Н. ;Н. Кладницкий), военной гигиены (д-р А. И. Бурназьян), истории медицины {.проф. И. Д. 'Страшун). Общее руководство института, ежемесячные гсонфе-
Общий вид здания Гигиенического института
гренции, ряд общих комиссий должны обеспечить методическое единство и целесообразность учебной и научной работы отдельных кафедр, облегчаемой рядом общеинститутских частей.
К последним относится прежде всего библиотека с крупнейшим специальным книжным фондом в 40 с лишком тысяч томов; при ней хорошо оборудованный читальный зал на. 50 мест. Затем музей, в котором в настоящее время развернуты отделы коммунальной, школьной, п.ищевой гигиены, гигиены труда и санитарной статистики, пополняющийся в близком будущем отделами социальной гигиены, больницеведения и истории медицины. Выставочная часть музея содержит хорошо оформленные макеты, модели, диаграммы и т. }д. по каждому из упомянутых отделов, служа 'Прекрасным учебно-образовательным пособием для студентов и для квалифицированных посетителей. Одновременно в хранилищах музея
сохранен весь большой ф( нд нарядных пособий и материалов, оста>шгхся от Пироп векой комиссии и от бывш. Института социальной гигиены НКЗдрава. Музей в дальнейшем должен отр;жать всю научною жизнь кафедр, предстагляя в свсем <'Ti етьем плане» попоенное накопление. углугление и освежение мате-риглсв, относящихся к области ведения данной дисциплины.
Светотехническая лаборатория, метеорологическая I ь'шка и физический кабинет, метеорологическая камера, кабинет t ентиляционных устаногок. экешримен-' тальный класс. ;нтропометрический кабинет. соврем; иное счстно-стат1 аическое оборуло! ание— каждый из этих кабинетов и лабор.т(рий цаходится в преимуще-ственж м ведении определенной кафедры, го япляется одногрсменно базой для научной работы любой заинтересованной кафедры.
Институт объединяет значительный коллектив научно-преподавательских сил: 11 профессоров, 7 доцентов,24 ассистента, 9 научных сотрудников, 4 старших лаборанта (в том числе 11 докторов медицинских наук, 15 кандидатов медицинских наук). Институт возглавляется ветераном ^санитарного'" дела р одним из старейших организаторов преподавания гигиенических дисциплин в Советском Союзе — заслуженным деятелем науки проф. А. В. Мольковым, являющимся одновременно деканом санитарного факультета I ММИ.
Потребность страны в санитарных врачебных кадрах огромна — нехватка их измеряется тысячами, комплектование санитарных факультетов не удовлетворяет растущего спроса. Социалистическая реконструкция и благоустройство городов и сел, строительство новых городов и поселков, огромное строительство школ, детских садов, яслей, лечебно-профилактических учреждений, развитие новых отраслей промышленности, в частности пищевой, необходимость поставить технику безопасности и борьбу с профессиональными вредностями на должную высоту, задача ликвидации инфекционных заболеваний — наследия капитализма, санитарно-профилактические задачи, связанные с обороной, — все это налагает особую ответственность на санитарного врача, который «должен занимать в общей цепи здравоохранения то звено, которое является связующим между фронтом здравоохранения и другами государственными и общественными организациями, заинтересованными в 'проведении широких оздоровительных
Ф. Ф. Эрисмаи
-Е
мероприятий» (Г. Н. Каминский). Чтобы справиться со своими задачами, санитарный врач должен быть «высококультурным* работником и всесторонне образованным врачом», он не должен отставать от развития современного естествознания и техники.
Поэтому особо остро стоит вопрос о подготовке кадров для кадров в области гигиенических дисциплин. Преподаватели гигиенических дисциплин и научные работники санитарных институтов должны неустанно работать над повышением своего общетеоретического научного уровня и своей специальной квалификации.
Новый Институт гигиены I Московского государственного медицинского института создает для этого все возможности. Этим самым на него налагаются и соответствующие обязанности. В значительно большей степени) чем до сих пор, он должен стать методическим центром учебной и научной работы гигиенических кафедр нашего Союза. Руководящая роль нового института должна заключаться не только в разработке типовых программ и частных методик отдельных дисциплин и занятий, не только в консультативной помощи отдельным обращающимся в институт товарищам, но в регулярной методической помощи, в разработке типовых наглядных пособий, в активной и инициативной заботе о правильной постановке дела преподавания гигиенических дисциплин и развития гигиенической науки институтах и, в частности,—на санитарных факультетах/ в действенной постоянной помощи более слабым и молодым кафедрам и факультетам.
Многочисленные приветственные телеграммы со всех концов Советского Союза, полученные институтом ко дню открытия, показывают, какие надежды на него возлагаются в этом отношении местными медицинскими институтами. Эти надежды институт обязан оправдать.
Институт должен стать центром оживленной общественной деятельности санитарных работников, содействуя их сплочению и живому обмену опытом.
Гигиеническое общество в Москве, начавшее функционировать в конце 1936 г., опирается и должно и в дальнейшем, развивая свою деятельность, опираться на новый Институт гигиены. Все работники гигиенической теории и практики должны ощутиггь свою связь с институтом. .
, Одним из средств такого общения является печать. Деятельность института и гигиенических кафедр должна найти отражение и в об-
А. В. Мольков
в остальных медицинских
-4 Гигиена и санитария, № 3
щей и специальной медицинской печати, и в форме периодического информационного бюллетеня, и в виде издания трудов института. Выпуск из печати научных работ является важнейшим оформлением проделанной работы и стимулом к дальнейшему развитию теории и практики санитарного дела. В особенности институт должен позаботиться о подготовке учебников по гигиеническим дисциплинам. В настоящее время только учебник школьной гигиены (вышедший первым изданием в 1936 г. и выходящий вторым изданием в начале 1937 г.) выпущен в свет в основном силами работников соответствующей кафедры института.
Более интенсивно должна развиваться связь института и с крупнейшими работниками и учреждениями в области санитарного дела за рубежом. Пока эта связь совершенно недостаточна и далеко не соответствует удельному весу и развитию санитарной теории и практики в Советском союзе. Дело научных институтов осветить на страницах зарубежных научных журналов достижения советской гигиены и излагать в нашей периодической печати то, чему мы можем поучиться у других стран.
Партия и правительство дали работникам Гигиенического института прекрасные помещения, оборудование, материальные и организационные возможности, кадры. На институт возложены почетные и ответственные задачи в важной отрасли охраны здоровья населения нашей социалистической родины. Институт должен осознать эту ответственность и напрячь все силы, чтобы оказаться достойным! сталинской эпохи и сталинской заботы о человеке.