Научная статья на тему 'О подготовке санитарных врачей'

О подготовке санитарных врачей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке санитарных врачей»

го внимания, так как факты, ими полученные, основаны на многочисленных опытах и сделанные выводы очень четки и красноречивы. Безусловно они требуют проверки, поэтому необходимо по всем сделанным выводам поставить опыты, чтобы выяснить: а) влияние кишечной палочки (В. coli) и другой микрофлоры in vitro и in vivo на рост и размножение возбудителя сибирской язвы как вегетативной, так и споровой формы; б) действие на возбудителя сибирской язвы кишечного сока; в) влияние травматизации слизистой оболочки желудочно-кишечного канала на возможность первичного заражения сибирской язвой через кишечник.

A. А. С а ф р о н о в. Простейшая печь-дезкамера.

Автор дает описание простейшей печи-дезкамеры, оказавшей неоценимую услугу в предупреждении появления вшивости в период с осени 1942 г. в разных подразделениях Красной Армии.

B. Гордон о в а. Дезкамера-парилка.

Автор дает описание простейшей дезкамеры-парилки, аккумулятором тепла которой является каменка.

Проф. Л. А. СЫРКИН

О подготовке санитарных врачей

Огромная потребность нашей страны в санитарных врачах определяет отличие системы их подготовки в СССР от всех других стран. В то время как медицинский факультет университетов за рубежом выпускает врачей, которые диференцируются по роду своей работы на практике и специализируются в качестве педиатров, офталмологов, невропатологов, санитарных врачей и т. д., наши медицинские институты производят известную первичную специализацию уже на студенческой скамье — ла педиатрических и санитарных факультетах.

Необходимость организации таких факультетов была продиктована прежде всего резко возросшей потребностью в педиатрах и санитарных врачах и недостаточностью этих специалистов в царской России.

В 1914 г. в стране насчитывалось 19 785 врачей, в том числе около 250 санитарных врачей. На 1.1.1941 г. в Советском Союзе насчитывалось 130 378 врачей, в том числе 4 470 санитарных врачей (плюс 2 261 эпидемиолог).

Война внесла значительные изменения в эти цифры в связи с призывом значительного количества санитарных врачей в армию. На 1.1.1945 г. у нас имелось 115 792 врача, в том числе 4 555 санитарных врачей (плюс 2 590 эпидемиологов), не считая армии и некоторых ведомственных служб.

Подавляющее большинство санитарных врачей выпущено и выпускается санитарными факультетами медицинских институтов.

Санитарные факультеты возникли в 1930/31 учебном году, вначале в I 'Московском, II Ленинградском, Харьковском, Казанском, Омском, Горьковском и других медицинских институтах.

Война временно отодвинула на второй план вопрос подготовки санитарных врачей. Огромная потребность армии и тыла во врачах в условиях военного времени привела к выпускам врачей единого профиля. Однако уже в 1942/43 учебном году начинает восстанавливаться сеть санитарных факультетов, созывается совещание деканов санитарных факультетов, издается приказ наркома здравоохранения Союза т. 'Митерева, запрещающий перевод с санитарных факультетов на лечебные и предусматривающий ряд мероприятий по укреплению санитарных факультетов.

В результате упорной работы ущерб, нанесенный развитию молодых санитарных факультетов их фактической ликвидацией в начале войны, был изжит и к исходу Великой отечественной войны в стране насчитывалось 18 санитарных факультетов: в Москве, Ленинграде, Мо-лотове, Казани, Горьком, Свердловске, Омске, Томске, Ташкенте, Баку„ Тбилиси, Ереване, Харькове, Одессе, Киеве, Днепропетровске и в других городах. Однако не во всех этих факультетах имеются уже старшие, курсы и профильные кафедры, хотя они и .предусмотрены учебным, планом.

Общее число студентов на санитарных факультетах составляет 10 200 человек, что превышает 10% общего числа студентов медицинских институтов, какое установлено указом правительства при организации санитарных факультетов. Выпуски санитарных врачей будут увеличиваться из года в год и дадут по предварительному плану в 1946 г. 1 200 врачей, в 1947 г. — 1 300, в 1948 г. —2 300, в 1949 г. — 2 300 и. в 1950 г. — 2 300 врачей, итого за пятилетку 8 500 врачей. Нехватка санитарных врачей будет пополняться и за счет направления на санитарную работу врачей других факультетов, и за счет совместительства. Полностью, повидимому, плановые цифры (можно думать, несколько-завышенные) не будут выполнены до конца пятилетки.

Такова количественная сторона дела, в основном разрешаемая удовлетворительно. Но важнее качественная сторона дела, т. е. уровень квалификации наших санитарных врачей. Эта качественная сторона определяется подготовкой студентов на санитарных факультетах, практически дающих основные контингенты санитарных врачей, и дальнейшим' усовершенствованием и специализацией.

В настоящей статье мы коснемся только вопросов подготовки санитарных врачей на санитарных факультетах, так как вопрос об усовершенствовании и специализации врачей заслуживает особого рассмотрения. После длительных дискуссий, многочисленных совещаний, обсуждения в печати и т. д. можно считать прочно установленными следующие принципиальные положения. Санитарные врачи готовятся на санитарных факультетах медицинских институтов на базе широкой теоретической, общемедицинской и клинической подготовки.

Первые 7 семестров (при шестилетнем сроке обучения) являются, одинаковыми для студентов всех факультетов медицинских институтов; на старших курсах также обеспечивается достаточная клиническая и. поликлиническая подготовка всех студентов.

Как видно из прилагаемого учебного плана (стр.40—41) санитарно-гигиенического факультета, при шестилетнем сроке обучения общая гигиена преподается на седьмом семестре; в этом курсе изучаются общие гигиенические вопросы и основные методы физико-химических и санитарных исследований. Коммунальная гигиена преподается на восьмом, девятом и десятом семестрах, гигиена питания — на восьмом и девятом-семестрах, школьная гигиена — на десятом и одиннадцатом, гигиена труда — на десятом, одиннадцатом и двенадцатом, эпидемиология — на,-девятом, десятом и одиннадцатом семестрах.

Соотношение лекционных часов и практических занятий по специальным гигиеническим дисциплинам предусматривает полноценное изучение теории и широкую самостоятельную работу студентов как в лабораториях гигиенических кафедр, так и на санитарно-гигиенических сооружениях, на санитарно-эпидемиологических станциях, на здравпунктах промышленных предприятий и т. д. Практические занятия по-эпидемиологии должны обеспечить усвоение студентами основных навыков по обработке очагов инфекционных заболеваний и хорошее знакомство с практической дезинфекцией. Практические занятия студенток, по гигиеническим дисциплинам должны быть связаны с работой санитарно-гигиенических организаций.

Первая производственная практика на санитарно-гигиеническом факультете проводится на восьмом семестре в течение 2 месяцев в районных и участковых больницах по терапии, хирургии и акушерству, так же как и на лечебных факультетах. Студенты принимают участие в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Вторая производственная практика на десятом семестре санитарно-гигиенического факультета проводится в течение 2 месяцев как специализированная производственная практика — по эпидемиологии, гигиене питания, коммунальной гигиене.

Наряду со значительным усилением специальной подготовки студентов санитарно-гигиенического факультета по гигиеническим дисциплинам шестилетний план санитарного факультета предусматривает также и значительное повышение общей врачебной подготовки студентов.

Таким образом, хорошо поставленная работа санитарных факультетов должна обеспечить подготовку врача и умеющего лечить (в тех пределах, в каких это вообще может дать медицинский институт), и обладающего достаточной общесанитарной подготовкой для работы в; качестве санитарного врача без особо специальной компетенции в частных областях. Специалист по промышленной, пищевой, коммунальной санитарии и т. д. должен получать свою специальную квалификацию уже после окончания института, так же как и врачи отдельных лечебных специальностей.

В связи с дискуссией на страницах «Советского здравоохранения» о профиле и о подготовке санитарных врачей следует сказать, что по вопросу о содержании работы санитарных факультетов в явном или скрытом виде борются две точки зрения.

Одни полагают, что медицинский институт должен готовить общего врача, что деление на факультеты искусственно, а если они уже существуют, то различие между ними должно быть доведено до минимума; специализация, даже первичная в виде профилирования по санитарии или педиатрии, должна начинаться только после окончания института и прохождения практического стажа.

Другие, наоборот, считают, что санитарных врачей нужно готовить на санитарных факультетах по совершенно особым программам, начиная с первого курса, а еще лучше—выделить их подготовку в специальные санитарные институты, отделенные от медицинских институтов, готовящих лечащих врачей.

Первая точка зрения не учитывает огромной потребности в санитарных врачах и невозможности ждать, пока из общелечащих врачей на практике выделятся отдельные санитарные врачи. Вторая точка зрения не учитывает того обстоятельства, что разрыв с общемедицинской подготовкой привел бы к обособлению лечебной и профилактической медицины и что основная масса районных санитарных врачей, работающих в сельской местности и в небольших городах, ведет общесанитарную работу и является организатором санитарных и эпидемиологических мероприятий в своем районе.

Новые учебные планы и программы исходят из того, что нельзя преподавать на младших курсах различные «физики», «химии», «биологии», «гистологии», «анатомии» и т. д. для студентов разных факультетов.

Система подготовки на первых семи-восьми семестрах должна быть единой для всех факультетов. Основным содержанием специальных дисциплин и производственной практики студентов старших курсов санитарных факультетов должны являться те разделы гигиенических дисциплин, которые в первую очередь необходимы врачам, работающим в качестве общесанитарных враче| в сельских районах и в малых городах, и позволяют отдельным группам врачей, оканчивающим санитарный факультет, специализироваться в дальнейшем по различным профилям санитарной работы.

О

Утверждёнб

Всесоюзным комитетом по делам высшей школь* при СНК СССР и НКЗдравом СССР

Медицинский институт Квалификация специалиста -Срок обучения —б лег

вра<4

Учебный план санитарно-гигиенического факультета

Наименование дисциплины

Распределение по курсам и семестрам

I курс

первый семестр

18 недель

II курс

второй третий семестр семестр

18

недель

18 недель

четвертый семестр

14

недель

III курс

пятыЛ шестой семестр|семестр

18 недель

75

недель

IV курс

седьмой

восьмой

семестр семестр

17

недель

14

недель

V курс

девя" деся- одиння-тыл J тый лц ТЫ( семестр семестр семестр

VI курс

17

недель

14

недель

I!

двенадцатый семестр

14

недель

о и

<и и 03

Часы

s ■

я

Ьй

£*S • = 5 í

Q- s и £

° „> v к

« 2 s я =» Я н «

V и

V

Г. о

я в

о

4 и

1> о

5 = s

U V я С н es а>

а. т г

Основы марксизма—ленинизма

Латинский язык......

Иностранный язык.....

Физика..........

Биология с паразитологией Анатомия человека .... Гистология с эмбриологией Неорганическая химия с ана литической химией (неорга ническая химия —54 часа аналитическая — 108 часок Биологическая химия с орга нической, физической и коллоидной (органическая химия —90 часов, физиче екая и коллоидная—72 часа биохимия — 212 часов).

Физиология.......

Военно-медицинская подго товка:

а) общевойсковая подготовка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) саптактика .......

н) санхимзащита . . . • .

Микробиология ......

Патологическая физиология Фармакология .......

2/1 С/4 0/4 3/1 2/4 2/4

3/4

2/1

0/2 0/3 2/2 2/2 2/6 2/3

0/2

2/3

2/2 0/2

3/2 0/2

2/0 2/3 2/3

2/2 2/3

4/4 6/4

6/4 4/3

0/3

4/6 4/0 4/4

2/3 4/2 2/.1

2/2

2/3

250 150 100 1,2,3,4

108 — 1и8 2

190 _ 190 4

144 90 54 1,2

216 108 108 3

398 126 262 2,3,4

250 100 160 4

■ 162 54 108 1

374 192 182 2,3,4

'¿78 164 114 4

42 _ 42 4

70 28 42 10

68 34 34 9

255 102 153 5.6

162 132 30 6

219 112 117 6

15 Патологическая анатомия . . 4/2 2/6 228 102 126 5,6

16 Диагностика и частная пато-

логия с терапией ..... — — — — 4/4 4/4 4/0 332 200 132 6,7

17 Общая хирургия ...... 2/2 4/4 — — — — — 196 98 98 7

18 Оперативная хирургия с то- 68

пографической анатомией . 119 51 7

19 Кожные и венерические бо- 2/2 62

лезни ........... — — — — — — — 1/2 — — — 107 45 9

20 Общая гигиена....... — — — — — — 3/4 — — — — — 119 51 68 7

21 История медицины .... 34 34 — 7

22 Факультетская терапия с кур-

сом туберкулеза (2/1 на де- 4/4 3/3 214

вятом семестре)...... — — — — — — ■— — — — 107 107 9

23 Факультетская хирургия . . . 4/4 2/2 — — — 180 90 90 9

24 Нервные болезни...... ■14 2/2 2/2 1/2 — — 110 48 62 10

Ь лкушерство и гинекология . — — — 192 66 96 8

26 Гшиена коммунальная. . . 3/4 2/4 1/2 — — 228 76 152 10

27 „ питания ...... — 2/4 2/3 — •— 169 62 107 9

$8 Инфекционные болезни . . . 1/2 2/3 — 132 50 82 11

29 Организация здравоохранения 2/2 1/1 — — 94 48 48 10

30 Эпидемиология ....... 2/2 1/2 2/2 166 74 92 —

31 Гигиена труда ....... 2/2 2/3 2/4 230 92 138 —

32 школьная..... 2/2 1/1 — 92 46 46 11

33 Госпитальная терапия .... 2/2 2/2 2/3 198 92 106 —

34 Детские болезни с детскими

инфекциями ........ 2/2 2/3 2/4 174 64 ПО 12

35 Госпитальная хирургия . . . — — ■— — — — — — —■ 2/2 2/2 184 92 92 —

36 Болезни уха, горла и носа . . 2/2 — 72 36 36 И

37| Глазные болезни...... 2/2 — 72 36 36 И

381 Психиатрия....... 3/2 70 42 28 12

39 Судебная медицина ... 2/4 84 28 56 12

Всего часов в нетелю . . 12/22 12/24 18/18 17/19 0/16 16/20 20/16 16/20 lf/20 16/20 16/20 15/21 1

Первая производственная практика—8 недель на восьмом семестре Вторая производственная практика—8 недель на десятом семестре

Переходные экзамены (со II на III курс) в специальных экзаменационных комиссиях

/ 1. Анатомия человека 3. Физиология

2. Гистология с эмбриологией 4. Биологическая химия

Дисциплины, выносимые на государственные экзамены

1.-М икробиология б. Эпидемиология с инфекци-

2. Патологическая анатомия онными болезнями

3. Патологическая физиология 7. Гигиена коммунальная

4. Внутренние болезни 8. Гигиена питания

5. Хирургические болезни 9. Гигиена труда

Эта точка зрения, выраженная НКЗдравом Союза в докладе проф. В. В. Парина на 1-м пленуме Совета по медицинским кадрам и в печати в связи с переходом к шестилетнему сроку обучения в медицинских институтах, нашла и в последней дискуссии авторитетную поддержку в статьях Н. А. Семашко, В. А. Пулькиса, 1К. М. Гречищева и правильно подчеркнута в итоговой статье А. Н. Шабанова.

Основные недочеты работы санитарных факультетов в настоящее время зависят не от недостатков учебных планов и программ или от непродуманности всей системы подготовки, а от более простых, но очень важных моментов.

Для того чтобы правильно комплектовать санитарные факультеты, чтобы на них шли лучшие из выпускников средней школы, необходимо серьезно изменить содержание работы санитарного врача, его техническое вооружение, превратить санитарно-эпидемиологические станции в хорошо оснащенные научно-практические центры санитарной и противоэпидемической работы.

Значительно улучшено должно быть оснащение самих санитарных -факультетов лабораториями, научно-практическими базами, современным научным и учебным оборудованием. Надо ускорить выход в свет учебников по частной эпидемиологии, коммунальной гигиене, гигиене труда, расширить издание монографической и справочной литературы по -санитарным вопросам.

Так как значительное количество аспирантов по гигиеническим дисциплинам ушло в армию, а выпуск новых кадров аспирантов даст себя чувствовать только через 2—3 года, необходимо шире привлекать к работе на санитарных факультетах крупных организаторов здравоохранения и выдающихся деятелей санитарно-профилактического дела из числа областных и городских государственных санитарных инспекторов, проявивших способности и интерес к научно-педагогической деятельности, как это было в начале работы санитарных факультетов.

Это оживит работу гигиенических кафедр, на которых в настоящее время встречаются лабораторные и кабинетные работники, мало связанные с практикой санитарной деятельности, или санитарные инспекторы, рассматривающие ответственную академическую работу как побочное совместительство.

Еще и еще раз необходимо напомнить, что удельный вес гигиенических кафедр и всего санитарно-гигиенического факультета внутри медицинского института, качество подготовки санитарного врача зависят в первую очередь от работы профессорско-преподавательского состава гигиенических кафедр над оснащением своих кафедр наглядными пособиями и моделями, над развитием научной работы, над учебно-методи-■ческими вопросами, от органической связи кафедры со всей санитарно-профилактической деятельностью советского здравоохранения.

Э. М. БАРКМАН

\

Методическая помощь руководящим кадрам здравоохранения

Кафедра организации здравоохранения факультета подготовки руководящих кадров Центрального института усовершенствования врачей Министерства здравоохранения СССР {Москва) систематически проводит курсы повышения квалификации для руководящих работников областных, городских и районных здравотделов, главврачей больниц и поликлиник, инспекторов лечебно-профилактических управлений, санитарных врачей и других работников советского здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.