Научная статья на тему 'Пути и методы повышения квалификации санитарных врачей'

Пути и методы повышения квалификации санитарных врачей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути и методы повышения квалификации санитарных врачей»

ЛИТЕРАТУРА

1. Акад. В. И. Вернадский, Очерки геохимии, Горгеонефтеиздат, 1934.— 2. К. Глинка, Почвоведение, Сельхозгиз, 1932.—3. О. Bertrand et V. О с a d a, Sur l'existence du plomb dans la terre arable, Comt. rend. acad. Sci., 196, 826, 1933. —4. К e h о e, R. F. T h a m a n n and J. С h о 1 a k, Lead absorption and excretion in primitive life, J. ind. Hyg., 15, 257, 1933. — 5. I. Dunn and H. Bio k-s a m, Presence of lead in the herbage and soil of land adjoining coke — ovens and the illness and paisoning of stock Fed Thereon., реф. Analyst, 57, 330, 1932. —6. I. D u n n and H. В I о k s a m, Occurence and source of lead, copper and arsenic compaunds in atmospheric dust, реф. Analyst, 58, 500, 1933. — 7. С. H. M a n 1 e y, Analyses of leads dust. Analyst, 58, 471, 1933. — 8. Wiemann, Bleivergiftungen in Bonk hausen, Dtsch. tierarztiche Wschr., 765, 1934. — 9. I. I. В 1 о о m f i e 1 d and H. S. I s b e 1 1, The presence of lead dust and fumes in the air of streets, automobile -repair shops, and industrial establishments of large cities, J. ind. Hyg., 15, 144, 1933.— 10. В. А. У н к о в с к а я, К методике электролитического определения свинца в горных породах, журн. Прикладн. химия, 8, 716, 1935. — 11. М. Болотов, Электрохимическое определение меди, свинца и цинка в пищевых продуктах, журн. Вопросы питания, № 4, 162, 1936.

Проф. Д. В. ГОРФИН (Москва)

Пути и методы повышения квалификации санитарных врачей

Почти все отрасли социалистического хозяйства тесно связаны с народным здравоохранением. Это налагает на санитарных врачей ряд ответит венных и почетных обязанностей, выполнение которых требует высокой квалификации.

В настоящее время подготовка санитарных врачей сосредоточена у нас в десяти санитарно-гигиенических факультетах. Кроме того, имеются курсы усовершенствования врачей, которые знакомят слушателей с последними теоретическими и практическими достижениями в области гигиены и важнейшими методами санитарных исследований.

Курсы усовершенствования рассчитаны на три месяца. Занятия происходят по специально составленным учебным планам и программам. Большое внимание уделяется практической работе в лабораториях и на производстве.

На курсах усовершенствования по промышленной гигиене из 405 часов, отведенных учебным планом разным разделам промышленной гигиены, 235 часов приходятся на теоретические занятия (лекции), а все остальное время отведено практическим занятиям. На курсах усовершенствования по пищевой санитарии из 405 часов 172 посвящены теоретическим занятиям и 233 практическим. На курсах по жилищно-коммунальной санитарии из 381 часа лекциям отведено 152 часа, а остальное время практическим занятиям в лабораториях, экскурсиям и самостоятельной проработке заданий по разным разделам коммунальной санитарии. По эпидемиологии 223 часа поглощают теоретические занятия и 237 практические. По бактериологии 225 часов приходятся на теоретические дисциплины и 226 часов на практические занятия.

Сверх того по каждому циклу организуются факультативные курсы (не обязательные для врачей), которые, однако, охотно посещаются слушателями. Например, по циклу «Пищевая санитария» имеются следующие факультативные курсы: по коммунальной санитарии — 46 часов, по основам организации детского питания — 12, по санитарно-техническому просвещению 8; цикл «Жилищно-коммунальная санитария» дополняется шестью факультативными курсами: по топографической съемке — 30 часов, экономике коммунального дела — 26, гигиене быта — 12, школьной гигиене— 20, методике санитарного просвещения—12, гигиене транспорта—16 часов и т. д.

При разбивке курсов на группы учитывается степень подготовки кур сайтов. Лекции читаются всему составу, практические же занятия ведутся немногочисленными группами (б—10 человек), на которые разбиваются все слушатели. Степень подготовки врачей определяется путем бесед с ними перед началом занятий.

Помимо учебных планов и подробных программ, по каждому разделу соответствующего цикла имеются еще специально составленные рабочие учебные планы, в которых даются конкретные указания, какими преподавателями, когда и в каком количестве часов обеспечиваются отдельные разделы курса. Таким образом, слушатели могут заранее знать, что они будут изучать и кто будет руководить обучением. На первом же производственном совещании в самом начале занятий курсанты имеют возможность внести необходимые изменения в план работ.

Для удовлетворения индивидуальных интересов и запросов врачей введена система прикомандирования на так называемые «рабочие места» для изучения соответствующих разделов гигиены.

Одновременно с командировочными путевками на места рассылаются печатные учебные планы с краткой программой соответствующего цикла и перечнем рекомендуемой литературы.

Практическая работа на предприятиях проводится врачами-специалистами данного предприятия при участии преподавателя соответствующей кафедры.

По циклу промышленной санитарии учебным планом предусмотрено 53 часа занятий на производстве. Проводятся экскурсии на завод «Серп и молот», завод им. Сталина, «Шарикоподшипник» им. Кагановича, Электросталь, Трехгорную мануфактуру, Дорхимзавод, Подольский механический завод и Мытищенский вагоностроительный завод.

По жилищно-коммунальной санитарии 38 часов отведено экскурсиям для ознакомления с водопроводом, канализацией, планировкой городских кварталов и новым жилищным строительством. Учебный план по пищевой санитарии отводит производственной практике только 8 часов, что крайне недостаточно.

Промышленная гигиена предусматривает практические занятия по обследованию искусственного освещения на производстве, экскурсии в лабораторию защитных приспособлений, на Кожуховскую станцию аэрации (Москва), на водопроводные и канализационные сооружения, фабрику Мосфильма, в музей труда, на металлургический завод, на химический завод, на текстильную фабрику. Предприятие выбирается в зависимости от состава курсантов.

По жилищно-коммунальной гигиене проводятся экскурсии в Институт санитарной культуры, на строительную выставку, в общежития втузов, дом Совнаркома,, бани Сталинского района, диспансер им. Кагановича, больницу им. Боткина, Образцовую детскую больницу, ясли завода «Шарикоподшипник», на выставку охраны материнства и младенчества, Кожуховскую биологическую очистную станцию, Рублевскую насосную станцию, Мытищенскую насосную станцию, мелкие очистные установки, школы, стадион «Динамо», мусоросжигательную печь, сливную станцию, мусоропровод с кернератором в Доме правительства, в совхоз Фастово, на молокозавод, мясокомбинат, хлебозавод, колбасный завод, фабрику-кухню «Красный октябрь», дезинфекционные установки, вокзал, пристань. Производится разбор технических проектов планировки. По пищевой гигиене организуется 12 экскурсий на следующие предприятия: молочный завод, мясокомбинат, маргариновый завод, хлебозавод, подсобные предприятия мясокомбинатов для переработки отходов при убое скота, плодоовощное хранилище, кондитерскую фабрику, комбинат им. Бабаева (пиво, фруктовые воды), холодильник, сухоледный завод, бисквитную фабрику и на мельницу.

В учебный план цикла бактериологии включены занятия в инфекционной клинике. По циклу эпидемиологии предусмотрено 60 часов занятий в клинике инфекционных болезней, по циклу маляриологов 28 часов в клинике малярии.

Кроме того, по некоторым циклам проводятся практические занятия по разбору планов, проектов, чертежей и т. п. Например, на курсах усовершенствования по коммунальной гигиене разбираются технические проекты планировки, проводятся занятия по чтению планов, разбираются проекты очистных сооружений, проекты планировки благоустройства городов, совхозов и колхозов, проекты водопроводов, составляются и

разбираются схематические чертежи и планы местности, зданий, технических установок и сооружений. Специальные занятия проводятся по составлению заключений по проектам жилищного строительства. Курсантами составляются проекты зданий и очистки населенных мест; разбираются проекты вентиляционных устройств лечебно-санитарных учреждений и т. д. Особое внимание обращается на практическое ознакомление с устройством пропускников, изоляционно-пропускных пунктов, дезинфекционных установок. В план занятий включена также демонстрация аппаратуры и различных измерительных приборов.

По циклу эпидемиологии практические занятия проводятся в Москве. Врачи-эпидемиологи прикрепляются к отдельным районам города, где работают в течение нескольких дней под руководством районных врачей-эпидемиологов. По такому же принципу проводятся экскурсии в разные дезинфекционные учреждения.

На курсах специализации (т. е. подготовки специалистов) врачей-коммунальников, рассчитанных на 4г/2 месяца 605 часов отведено разным разделам жилищно-коммунальной гигиены.

По циклу бактериологии из 560 часов на теоретические занятия приходится 272 и 288 — на практические. На цикле специализации по эпидемиологии теоретических занятий 231 час, практических 374.

В институтах усовершенствования теперь особенно большое внимание уделяется усовершенствованию общесанитарных врачей —• районных государственных инспекторов. Задача этих курсов — расширение и углубление знаний государственных санитарных инспекторов по основным разделам гигиены, в частности, в области постановки санитарной статистики (учет и отчетность по медико-санитарным учреждениям, общей и инфекционной заболеваемости и т. д.). Врачи знакомятся с новейшими данными гигиены и эпидемиологии и санитарного дела, методикой составления планов, чертежей, методикой санитарного контроля и практикой предупредительного санитарного надзора и составлением санитарных заключений по технический! проектам планировки и строительства,, с санитарной техникой; они также знакомятся с основными вопросами коммунального хозяйства, общественного питания и гигиены труда; учатся читать специальные технические планы населенных пунктов, чертежи зданий; получают необходимые знания по лабораторной методике, особенно той, которая связана с санитарно-эпидемиологической деятельностью; усваивают критический подход к разбору санитарных анализов. Особое внимание уделяется ознакомлению с противоэпидемическими мероприятиями.

Врачи знакомятся также с методикой санитарно-статистических исследований, с постановкой санитарного просвещения и со всеми основными законодательными актами в области санитарии. В программах особое внимание уделяется сельскому и районному строительству и задачам санитарного обслуживания сельских местностей.

Учебный план отводит 140 часов жилищно-коммунальной гигиене, 70 часов отведены общей и частной эпидемиологии, 35 часов — санитарной бактериологии, 35 часов —- дезинфекционному делу, 35 часов —. инфекционной клинике, 35 часов — школьной гигиене, 90 часов — пищевой гигиене, 35 часов — промышленной гигиене и 35 часов —• статистике и организации санитарного дела. Ввиду необходимости усвоения методики санитарно-гигиенических исследований и практического ознакомления с разными санитарно-техническими установками практическим занятиям отводится около половины всех учебных часов.

На всех курсах усовершенствования и специализации санитарных

1 Теперь поставлен вопрос о сокращении продолжительности цикла до Зу2 месяцев.

'врачей предусмотрено изучение санитарного законодательства и вопросов

санитарного просвещения.

Санитарные инспекторы должны самостоятельно проработать проекты планировки отдельных городов, причем материалы проработки обсуждаются на общекурсовой конференции.

Врачи, специализирующиеся по гигиене жилища, составляют заключения в порядке предупредительного надзора по эскизам проектов жилищного строительства и по реальным жилищным объектам. Курсанты данного цикла имеют возможность также пройти ряд факультативных дисциплин (школьная гигиена, гигиена транспорта, методика санитарного просвещения и т. п.).

При изучении отдельных разделов курса значительное внимание уделяется усвоению курсантами практики государственного санитарного надзора.

На всех курсах освещаются также вопросы санитарно-технической консультации, которую приходится давать врачам.

К числу санитарных курсов относятся также курсы по повышению квалификации статистиков. Они рассчитаны не топько на санитарных статистиков, но и на заведующих секторами учета и статистики нарком-здравов союзных и автономных республик, а также областных, краевых и крупных городских здравотделов. Из 190 часов по учебному плану1 практическим занятиям отводится 84 часа.

На всех курсах предусмотрено изучение организаций военно-санитарного дела, военной гигиены и эпидемиологии, санитарно-химической защиты ит. п. (120 дополнительных часов) и 25 часов на общественно-политические дисциплины.

На всех санитарных курсах обеспечивается возможность включения новых тем, выдвигаемых самими курсантами.

Успеваемость курсантов проверяется специальными зачетами по основным предметам.

С 1931 г. по сентябрь 1936 г. через саннтарные курсы Центрального института усовершенствования врачей прошло 3 047 человек, из них 528 эпидемиологов, 505 бактериологов, 500 по пищевой гигиене и санитарии, 472 по маляриологии и энтомологии, 404 общесанитарных врачей (включая районных санитарных инспекторов), 168 врачей по промышленной гигиене, 235 врачей по школьной гигиене, 174 по коммунальной гигиене, 51 по пищевой бактериологии и 10 но санитарной статистике.

Отрицательно сказывается отсутствие у институтов усовершенствования врачей соответствующих санитарно-гигиенических и научно-учебных баз. Например, Центральный институт усовершенствования врачей вынужден пользоваться гигиеническими лабораториями научно-гигиенических институтов, выполняющими целый ряд научных заданий, что препятствует их надлежащему использованию для учебных целей. Нехватает и учебно-научного оборудования.

Необходимо добиться постройки специальных гигиенических корпусов в институтах усовершенствования врачей, в первую очередь при Московском центральном и Ленинградском институтах усовершенствования и снабдить их всей необходимой аппаратурой, а также организовать учебные музеи по основным разделам гигиены.

Тормозом для успешного усовершенствования санитарных врачей является отсутствие соглашения между НКЗдравом СССР с хозяйственными наркоматами о допущении санитарных врачей на фабрики и заводы .для производственной практики.

Обучение на курсах затрудняется, кроме того, дефектами в комплектовании состава врачей-курсантов. Так, например, на курсы усовершенствования здравотделы должны посылать врачей, проработавших не

1 В дальнейшем на курсах для санитарных статистиков предположено расширить ■учебный план до 350 часов.

¿менее трех лет по соответствующей специальности, в действительности :же нередко командируются врачи, не имеющие необходимого стажа.

Нередки случаи неиспользования врачами командировок на курсы. Так, в 1937 г. вместо 30 эпидемиологов прибыло на курсы в ЦИУ только 20, вместо 25 бактериологов ¡приехало 19 человек, по пищевой санитарии вместо 15 человек прибыло 12, по оСщей ■санитарии вместо 20 прибыло 9, по гельминтологии вместо 20 явилось 13.

Отдельные области и края, крайне нуждающиеся в усовершенствовании санитарных кадров, совершенно не заполняют предоставленного им числа мест, хотя и добивались их. Например, Западносибирскому краю было дано 5 мест, приехало же 3 врача, Челябинская область вместо 4 мест, использовала одно, Ивановская и Оренбургская -области, Сталинградский край, Челябинский край не реализовали своего права на .присылку врачей в Институт по усовершенствованию и т. д. Можно привести десятки таких примеров.

Необходимо срочное вмешательство НКЗдрава СССР для обеспечения заполнения здравотделами предоставленных им вакансий на курсах для санитарных врачей. Неиспользование здравотделами путевок не только лишает данный край возможности повысить квалификацию своих санитарных кадров, но наносит также ущерб интересам тех краев и областей, заявки которых не могли быть полностью удовлетворены.

Большим подспорьем может служить заочная система усовершенствования санитарных врачей.

В настоящее время Центральным институтом усовершенствования врачей организованы заочные курсы для эпидемиологов, ставящие своей целью содействие проведению противоэпидемических мероприятий. Срок обучения — 7 месяцев: 21/г месяца — общая и частная эпидемиология и микробиология и 4у2 месяца — частная эпидемиология, инфекционные болезни и дезинфекционное дело. По окончании заочного обучения врачи приезжают на один месяц на очную сессию.

В августе 1937 г. на заочных курсах усовершенствования врачей-эпидемиологов лри Центральном институте усовершенствования числился 161 врач, причем 80 человек из них выполнили 1 контрольную работу, 41 человек — 2 контрольных работы, 20 человек — 3 контрольных работы.

Санитарным врачам-заочникам разосланы некоторые учебники: застенографирован и рассылается слушателям специальный курс лекций проф. Барыкина по общей эпидемиологии. Курсанты получают определенные практические задания для разработки их на месте. Всего надо представить 6 контрольных работ.

При приезде на очную сессию в Москву врачи работают под руководством коллектива кафедры эпидемиологии. Во время сессий особое внимание уделяется ознакомлению с основными разделами микробиологии, работой в лаборатории и некоторыми разделами частной эпидемиологии, а также с практикой дезинфекционного и дезинсекционного дела.

По окончании курса врачи сдают зачет и получают соответствующие удостоверения.

Выводы

1. Необходимо значительно увеличить контингента санитарных врачей на курсах усовершенствования и специализации, особенно на курсах усовершенствования районных госсанинспекторов —. общесанитарных врачей. Необходимо обеспечить при краевых, областных санитарно-гигиенических институтах в местах, где нет институтов усовершенствования врачей, возможность повышения квалификации врачей и привлечь к этому делу также гигиенические кафедры медицинских институтов.

2. По примеру заочных курсов по эпидемиологии, которые оправдали себя полностью, необходимо организовать такие же заочные курсы с очными сессиями по другим разделам гигиены — школьной, коммунальной, пищевой, промышленной.

3. Основным препятствием при организации курсов является крайний недостаток соответствующих руководств для заочников. Медгиз должен принять срочные меры к их изданию.

4. Необходимо обязать здравотделы выполнять данные им нарком-здравами Союза и союзных республик разверстки на курсы.

5. Следует обеспечить надлежащим оборудованием все гигиенические кафедры институтов усовершенствования врачей и укрепить их высоко-

квалифицированными научными кадрами. Необходимо организовать всем-институтам усовершенствования врачей санитарно-гигиенические факультеты.

6. Для успешного проведения производственной практики на фабриках и заводах нужно добиться соглашения с соответствующими наркоматами о выделении для указанной цели определенных предприятий.

7. Во избежание сильного разнобоя в преподавании гигиенических дисциплин в разных институтах усовершенствования врачей НКЗдрав СССР должен утвердить единые типовые учебные планы и программы.

8. Все методические вопросы, связанные с преподаванием врачам на курсах усовершенствования разных разделов гигиены, должны быть рассмотрены на специальном методическом совещании гигиенических кафедр, которое следует созвать НКЗдраву СССР в ближайшее время.

9. При Центральном институте усовершенствования врачей надо создать учебно-методический кабинет, который должен заняться разрешением всех вопросов, связанных с преподаванием гигиенических дисциплин врачам (учебно-методические материалы, программы, консультации для местных курсов и т. д.).

От редакции. Ждем откликов на затронутый в настоящей статье вопрос о повышении квалификации санитарных врачей.

Проф. Г. А. БАТКИС и Л. А. БРУШЛИНСКАЯ (Москрз)

О сводноаналитической работе по санитарной статистике1

В царские времена московская городская и земская санитарная статистика влачила жалкое полулегальное существование. Усилия горсточки пионеров в данной области, возглавляемых неутомимым П. И. Кур-кииым и С. М. Богословским, стояли в непримиримом противоречии с господствовавшим строем и не находили благодарной почвы.

Только Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед московской санитарной статистикой обширные горизонты.

Первый период работы московской санитарно-статистической организации в советских условиях охватывает 1917—1922 гг. Он характеризуется извлечением и обработкой многочисленных ценных материалов, лежавших под спудом. Параллельно издавался ряд новых трудов по санитарной статистике и социальной гигиене. В тот период приходилось пользоваться переводными руководствами, что было сопряжено с большими трудностями.

Шире развернулась работа с 1922 г. В 1922—1931 гг. появляются серьезные монографические исследования по физическому развитию населения, естественному движению его заболеваемости и т. п.

На стыке первой и второй сталинских пятилеток перед санитарной статистикой были поставлены новые задачи — обслуживание оперативно-плановых нужд здравоохранения.

Одной из основных работ последнего пятилетия являются конъюнктурные обзоры,, где дается оценка основных показателей санитарного состояния населения (рождаемость, смертность, причины смерти, заболеваемость и пр.), а также освещаются вопросы организации здравоохранения (сеть и деятельность учреждений здравоохранения). Помимо этого изучалось состояние учета и отчетности на местах, осуществлялся

1 По докладу на III годичной статистической конференции по Москве и Москов« ской области, созванной Институтом им. Ф. Ф. Эрисмана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.