Научная статья на тему 'Производственная практика как условие профессионального становления студентов социально-гуманитарного профиля'

Производственная практика как условие профессионального становления студентов социально-гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / INDUSTRIAL PRACTICE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL FORMATION / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щелина Т.Т., Кузнецова Т.И., Максимова Н.Ю.

Статья посвящена рассмотрению значимости производственной практики в профессиональном становлении личности будущего специалиста социально-гуманитарного профиля в соответствии с требованиями компетентностного подхода. Изучены нормативно-правовые документы, раскрывающие сущность понятия «производственная практика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щелина Т.Т., Кузнецова Т.И., Максимова Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK PRACTICE AS A CONDITION OF PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENTS OF SOSIAL-HUMANITARIAN PROFILE

Article is devoted to importance of industrial practice in the professional formation future specialist social and humanitarian profile in accordance with the requirements of the competency approach. Are studied the regulatory and legal documents which reveal the essence the concepts «manufacturing practice».

Текст научной работы на тему «Производственная практика как условие профессионального становления студентов социально-гуманитарного профиля»

УДК 378

Т.Т. Щелина

д-р пед. наук, профессор, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Т.И. Кузнецова

ассистент,

кафедра социальной работы, сервиса

и туризма, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Н.Ю. Максимова

ассистент,

кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению значимости производственной практики в профессиональном становлении личности будущего специалиста социально-гуманитарного профиля в соответствии с требованиями компетентностного подхода. Изучены нормативно-правовые документы, раскрывающие сущность понятия «производственная практика».

Ключевые слова: производственная практика, профессиональное становление, студенчество.

T.T. Shchelina, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

T.I. Kuznetsova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

N.Yu. Maximova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

WORK PRACTICE AS A CONDITION OF PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENTS OF SOSIAL-

HUMANITARIAN PROFILE

Abstract. Article is devoted to importance of industrial practice in the professional formation future specialist social and humanitarian profile in accordance with the requirements of the competency approach. Are studied the regulatory and legal documents which reveal the essence the concepts «manufacturing practice».

Keywords: industrial practice, professional formation, the students.

Одной из основных задач современного образования является поиск эффективных средств формирования компетентного специалиста, что обусловлено внедрением ФГОС третьего поколения в российскую систему высшего профессионального образования. В настоящее время вузами осуществляется подготовка мобильных и конкурентоспособных специалистов, способных выполнять задачи широкого спектра и готовых соответствовать изменяющимся запросам рынка труда, обусловленных социально-экономической нестабильностью в стране.

Специалисты социально-гуманитарного профиля в подобной ситуации на рынке труда находятся в достаточно неоднозначном положении. С одной стороны, гуманитарное образование позволяет освоить целый ряд профессий социальной сферы, а с другой стороны - работодателю недостаточно понятно, какими знаниями выпускник вуза обладает и как их можно использовать в той или иной деятельности. Специалисту социально-гуманитарной направленно-

сти очень важно понимать объективную необходимость в поиске различных путей профессионального становления в сфере «человек-человек», а не упираться в выбранный в связи с конкретным профилем «сценарий».

Становление личности специалиста социально-гуманитарного профиля происходит в процессе обучения в вузе. На качество профессиональной подготовки студентов большое влияние оказывает мотивационная готовность к выполнению определённого рода деятельности и личностные качества обучающегося, а так же отношение к выбранной профессии. Профессиональная подготовка - это система мероприятий направленная на приобретение знаний, умений и навыков в определённой сфере деятельности с учётом личностных особенностей студента.

В первую очередь, специалист социально-гуманитарного профиля должен обладать такими качествами как гуманизм, коммуникабельность, доброжелательность, отзывчивость, эмпатичность, эмоциональная устойчивость и пр. Наличие данных качеств является обязательным условием для работы в социальной сфере. Профессионализм специалиста психолого-педагогического направления зависит от овладения студентом специфическими знаниями в области человековедения. Для того, чтобы студент ещё на этапе обучения в вузе, смог сориентироваться и оценить свои возможности как будущего работника социально-гуманитарной сферы необходимо дать ему возможность полноценно поучаствовать в практической деятельности в качестве специалиста. Это стало возможным благодаря увеличению часов в учебном плане, предназначенных для прохождения производственной практики, которую предусматривает основная образовательная программа подготовки бакалавра. В результате прохождения производственной практики должны быть оценены компетенции, формирующиеся при реализации данного вида деятельности [3].

Важность включения студентов в практическую профессиональную деятельность особенно актуальна в условиях реализации компетентностного подхода (Л.М. Архангельский,

A.А. Вербицкий, Р.Х. Гильмеева, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина,

B.А. Сластенин и др.). Роль производственной практики нельзя недооценивать, т.к. она позволяет овладеть умениями по постановке целей и задач в профессиональной деятельности, освоить навыки решения практических профессиональных задач; способствует формированию профессиональной позиции, развитию творческого подхода к профессиональной деятельности, приобретению навыков анализа собственного труда, формированию установки на самосовершенствование и личностный рост, закрепление и развитие профессиональных навыков самостоятельной практической деятельности, контролируемой наставником в принимающей организации, получение опыта взаимодействия с должностными лицами, коллегами и потребителями услуг социальной сферы.

В процессе прохождения производственной практики происходит актуализация теоретических знаний по дисциплинам профессионального цикла и использование их в практической деятельности.

Производственная практика ориентирована на освоение профессиональных умений и получение опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика), а также на реализацию научно-исследовательской деятельности. Среди способов проведения производственной практики выделены стационарная и выездная [2].

Ю. Ветров и Н. Клушина практико-ориентированное образование объединяют с организацией учебной, производственной, преддипломной практикой учащегося вуза для того, чтобы погрузить студента в реальную профессиональную среду, позволить ему сопоставить собственное понимание будущей профессии с требованиями, предъявляемыми реальным рынком труда [1].

Практико-ориентированная технология предполагает усиление практической направленности, сохраняя фундаментальность образования. Лучше всего практико-ориентированная

технология реализуется в процессе прохождения производственной практики, т.к. помогает получить опыт работы в выбранной сфере деятельности в реальных условиях.

Большую роль в процессе становления будущего специалиста играет деятельностно-компетентностный подход, т.к. с помощью него можно измерить уровень практической подготовленности благодаря средствам измерения сформированности ряда компетенций. Исходя из вышесказанного, мы видим тесную связь понятий деятельность и компетентность. В связи с этим практика становится личностно значимой деятельностью для студента, который находится в процессе профессионального становления.

Производственная практика - сложный вид самостоятельной практической деятельности студента в выбранной им сфере, который позволяет проявить и оценить не только свои способности и возможности, но и осознать каких знаний, умений и навыков недостаточно, что позволит ему определить индивидуальную траекторию дальнейшего развития.

В федеральном законе «Об образовании» практика понимается как «вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью» [4].

Производственную практику следует рассматривать и как партнёрское взаимодействие с потенциальными работодателями по трансформации теоретических знаний, полученных студентами в вузе, в практические умения, приобретению опыта в сфере будущей профессиональной деятельности, которое непосредственно связано с профессиональной социализацией. Организовать данный вид практики достаточно сложно, т.к. цели, преследуемые учебным заведением, должны соответствовать и отвечать требованиям, предъявляемым организацией, принимающей практикантов. Зачастую складываются ситуации, когда студент, воспринимается специалистами учреждения как «пассивный наблюдатель», но в современных условиях модернизации системы высшего образования, необходимо включать учащихся в практическую деятельность. Данный вид учебной деятельности способствует развитию у студентов профессиональных качеств, знаний и умений, а так же формированию системы ценностных ориентаций присущих выбранной сфере деятельности.

Производственная практика даёт возможность приобретения и осознания личного социального и профессионального опыта самостоятельной практической деятельности в реальных условиях. В процессе прохождения производственной практики у студентов возникает необходимость в поиске новых путей решения нестандартных профессиональных задач, в результате чего развивается креативность будущего специалиста. Целесообразно, чтобы базами практик были те учреждения, которые являются потенциальными работодателями для данной категории специалистов.

Результатом производственной практики является сформированность профессиональных компетенций и позитивного отношения к выбранной профессиональной сфере, принятие системы профессиональных ценностей. В целом, данный вид учебной деятельности способствует профессиональной социализации будущих специалистов. Щелина Т.Т. отмечает, что практика «представляет собой упорядоченную совокупность способов, средств и действий по созданию условий для актуализации личностного опыта студентов, его закрепления, дополнения или изменения с целью обеспечения на основе личного проживания осознания своей активности и успешности в учебно-профессиональном взаимодействии» [5, с. 261].

Таким образом, производственная практика является необходимым видом деятельности, способствующим становлению компетентного профессионала в области социально-гуманитарного знания.

Список литературы:

1. Ветров Ю.В., Клушина Н.Н. Организация производственных практик в вузах. - Москва, 2006. - 159 с.

2. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр) [Электронный ресурс]. -2013.- Режим доступа: www.osu.ru

3. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр) [Электронный ресурс]. -2010. - Режим доступа: www.sgu.ru

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. Щелина Т.Т., Завражнов В.В. Модель и технологии психолого-педагогического обеспечения профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного образования // Наука и образование: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О.Н. Широков. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. - С. 249-267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.