ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Калинина Т.В., Колясникова М.Б.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Российская Федерация
В статье представлены результаты изучения эмоциональной устойчивости студентов психолого-педагогического образования. Описан опыт работы психолого-педагогической службы вуза по формированию эмоциональной устойчивости студентов в условиях образовательно-воспитательного пространства вуза. Представлена программа психолого-педагогической помощи студентам в развитии эмоциональной устойчивости.
Ключевые слова: система образования; воспитательная система; студенты; эмоциональная устойчивость.
FORMATION EMOTIONAL STABILITY OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION
Kalinina Т. V., Kolyasnikova M.B.
N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod - National Research University,
Nizhni Novgorod, Russian Federation
The article presents the results of a study of emotional stability ofstudents ofpsychological and pedagogical education. The experience of the work ofpsycho-pedagogical university services on formation of emotional stability of students in university education and educational space. The programs of psychological and educational assistance to students in the development of emotional stability.
Keywords: education system; educational system; students emotional stability.
Кардинальные изменения, происходящие в России на современном этапе, повлекли за собой повышение динамизма развития производственной жизни и, как следствие, увеличение напряженности процесса реализации человеком учебной, трудовой и других видов деятельности. Нередко, крайне жесткие требования к своевременности и адекватности
действий, приводят к возникновению у людей разных возрастов и профессий стрессовых ситуаций.
Эмоциональная устойчивость выступает одним из важнейших профессионально значимых качеств выпускника педагога-психолога, которое способствует адаптации в профессии, сохранению психологического здоровья и стабильности эмоционального состояния при реализации профессиональной деятельности, позволяющего предотвратить развитие синдрома эмоционального выгорания и деформацию личности. В научной литературе не раз указывалось, что эмоциональная устойчивость влияет на успешность выполнения деятельности (J1.M. Аболин, Е.А. Милерян, К.К. Платонов, A.A. Реан, Я. Рейковский и др.).
За последнее время проведено множество научных исследований посвященных изучению эмоциональной устойчивости специалиста в разных профессиональных областях: исследования человека в экстремальных ситуациях в области психологии спорта (Л.М. Аболин, Б.А. Вяткин, О.В. Дашкевич, O.A. Сиротин, А.Я. Чебыкин, O.A. Черникова и др.), авиационной психологии (В.И. Евдокимов, B.J1. Марищук, К.К. Платонов, В.А. Плахтиенко и др.), инженерной психологии (K.M. Гуревич, П.Б. Зильберман, Е.А. Милерян и др.), педагогической психологии (В.И. Долгова, Д.В. Иванов, 0.0. Косякова, Е.М. Семенова и др.). В некоторых работах (Е.С. Асмаковец, Р.П. Мильруд, Е.М. Семенова, A.A. Черникова, и др.) рассматривается вопрос формирования эмоциональной устойчивости студентов в период обучения в вузе.
Наиболее остро проблема эмоциональной неустойчивости стоит в подростковой и молодежной среде. Студенческий возраст максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки, когда легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества, в связи с чем, именно он выступает как наиболее сензитиный для формирования эмоциональной устойчивости.
В условиях современной модернизации образования компетентностный подход в профессиональной подготовке ориентирован на обеспечение успешности выпускника в условиях современного нестабильного рынка труда. В соответствии с ФГОС ВО (44.03.02 Психолого-педагогическое образование), выпускник должен обладать навыками анализа своей деятельности и способностью контролировать стабильность своего эмоционального состояния в работе с детьми.
Структурные компоненты образовательно-воспитательного процесса вуза включают в себя: организационные формы (лекции, семинарские и практические занятия); учебно-исследовательскую работу; производственные и педагогические практики; методы и технологии воспитания, постоянное взаимодействие с окружающими.
По мнению A.B. Мудрика, взаимодействие, осуществляемое в воспитательном пространстве вуза, способствует созданию более или менее благоприятных условий и возможностей для овладения будущими педагогами-психологами позитивными социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для их самопознания, самоопределения, самореализации, а в целом — для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе [3].
Е.И. Медведская, исходя из своего исследования готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, предполагает, что основой готовности является система установок на безоценочное принятие другого человека [2].
Однако результаты, полученные сотрудниками психолого-педагогического факультета Арзамасского факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, свидетельствуют о возрастании проблемы эмоциональной не устойчивости будущих специалистов в сфере психолого-педагогического образования в связи с некоторыми наметившимися тенденциями в личностных характеристиках студентов гуманитарных специальностей, поступающих на первый курс в течение последних 5 лет, так нами зафиксировано увеличение в выборке менее тревожных, но более демонстративных и агрессивных студентов, а также студентов с акцентуациями характера по аффективно-экзальтированному типу, испытывающих проблемы с саморегуляцией психических состояний, на фоне изменения мотивационной сферы, характеризующиеся преобладанием внешней мотивации выбора профессии над внутренней; изменений в процессах самооценивания личностных и профессиональных качеств, увеличения количества инфантильных студентов; снижения индекса групповой сплоченности на первых этапах развития группы и рост количества проблемных студентов в начальный период функционирования группы [1].
Щелина Т.Т. отмечает «...что именно в гуманитарном образовании... увеличивается число студентов с нарушениями эмоциональной и коммуникативной сфер личности. ...Их представления о профессии, о себе как субъекте профессиональной деятельности еще достаточно далеки и иллюзорны, малейшая неосторожность преподавателя усиливает негативное эмоциональное состояние, еще больше снижает самооценку» [4].
В ФГАОУ ВО Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобочевского (АФ ННГУ), функционирует психолого-педагогическая служба (ППС), которая была создана с целью «.. .оказания комплексной психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса, оказания помощи студентам в осознании себя как субъекта собственной жизни..., а также в реализации возможностей студентов во всех сферах жизни, в том числе и в профессиональной деятельности. Для достижения цели своей деятельности Служба призвана решать следующие задачи: развитие интернальности (осознание собственной ответственности за свою жизнь и изменения, происходящие в ней); развитие навыков саморегуляции, осознание наличных психологических ресурсов и ограничений, а также умение
превратить ограничение в преимущество; развитие мотивационно-смысловой сферы: ориентации на успех и саморазвитие, формирование мотивации к профессиональной деятельности; обучение стратегиям успеха; развитие у студентов коммуникативной компетентности; психологическая поддержка и помощь в решении проблем; формирование благоприятного социально-психологического климата в ... студенческом сообществе».
В нашем исследовании мы рассматриваем психологическую службу как часть образовательного пространства вуза, деятельность которого заключается в психологическом сопровождении обучения и воспитания студентов, что предполагает создание психолого-педагогических условий, способствующих их личностному и профессиональному развитию, формированию личности выпускника, способной к эффективной профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений.
Учитывая значимость эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности будущих психологов, логично предположить, что именно психологическая служба располагает необходимыми возможностями для проведения соответствующей специальной работы со студентами.
Изучение и анализ опыта работы психолого-педагогической службы АФ ННГУ свидетельствуют о том, что сотрудниками службы вуза ведется большая работа по психологическому сопровождению студентов на протяжении всех лет их обучения.
На первом курсе, проводятся психологические тренинги, направленные на сплочение академических групп, создание условий для личностного проявления интересов, склонностей студентов-первокурсников, создание благоприятной атмосферы в группе, снижение трудностей адаптации. В декабре организуется проведение активного семинара с элементами деловой игры с целью формирования у первокурсников навыков уверенного поведения в период экзаменационной сессии. По результатам проведения данного семинара обозначаются студенты с психологическими проблемами (низкая познавательная мотивация, застенчивость, проблемы с преподавателями и т.д.) с целью оказания им психологической помощи.
Для второкурсников сотрудниками психолого-педагогической службы организуются и проводятся мотивационные тренинги, целью которых является формирование и развитие учебно-профессиональной мотивации студентов.
Со студентами третьего курса проводится тренинг по развитию навыков педагогического общения и работы в школе. Для студентов умение налаживать позитивный контакт с детьми будет являться условием успешного прохождения практики.
Со студентами старших курсов: на четвертом курсе проводятся тренинги по выработке навыков стрессоустойчивости и эмоциональной саморегуляции; на пятом курсе ведутся тренин-говые занятия, направленные на формирование имиджа молодого специалиста.
Таким образом, работа психологической службы АФ ННГУ, ведется с учетом всех основных проблемных моментов возникающих в ходе профессионального и личностного становления будущих специалистов, но вопросу формирования эмоциональной устойчивости студентов, на наш взгляд, уделяется не достаточно внимания.
С целью подтверждения данного предположения нами было проведено экспериментальное исследование уровня сформированности эмоциональной устойчивости у студентов психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (АФ ННГУ). В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» со второго по четвертый курс.
В качестве основных методик исследования нами использованы: методика изучения уровня тревожности студентов Дж. Тейлор (адаптация М.В. Рябых); опросник на выгорание (МВ1) К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой); методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин); личностный многофакторный опросник (16-РР), разработанный Р. Кеттеллом.
Анализ результатов первичной диагностики по методике изучения уровня тревожности студентов Дж. Тейлор (адаптация М.В. Рябых) показывает, что большая доля студентов испытывают тревогу, боязнь (70%), неуверенность в себе (45%), раздражительность (42,5%). Полученные данные свидетельствуют о том, что студентов тревожат мысли о предстоящих зачетах или экзаменах, о возможных неудачах в период сессии, возможности отчисления из вуза. Студенты отмечают, что после горячего спора долго не могут успокоиться, насмешки однокурсников могут испортить настроение.
В ходе первичного диагностического исследования уровня сформированности эмоциональной устойчивости студентов с помощью личностного многофакторного опросника (16-РР) Р. Кеттелла по факторам, объединенным в эмоционально-волевой блок, были получены следующие результаты: более 50% респондентов отличаются низким уровнем эмоциональной устойчивости, что свидетельствует о наличии раздражительности, утомляемости, низкой толерантности к фрустрации; более 65% студентов имеют высокую степень тревожности, что характерно лицам, чувствующим свою неустойчивость, напряженность в трудных жизненных ситуациях, но ее уровень существенно зависит от обстоятельств; у 60% студентов присутствует высокий уровень наличия внутренних напряжений; низкий уровень развития самоконтроля (27% студентов) наблюдается у людей с невысоким уровнем мотивации достижения, довольствующихся имеющимся.
Проведенное первичное исследование с использованием опросника на выгорание (МВ1) К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой) дало следующие результаты: эмоци-
ональное истощение ни у кого из испытуемых практически не наблюдается; деперсонализация имеет уровень выраженности немного выше среднего и подкрепляется высказываниями о безразличии к тому, что происходит с подчиненными, коллегами, согруппниками и о том, что испытуемые стали более «черствыми» по отношению к тем, с кем работают (учатся). Наиболее показательной в данной методике является такая составляющая, как редукции личных достижений: уровень выраженности по данной шкале выше среднего (26,84 балла), чем ниже человек оценивает свои возможности и эффективность, чем меньше творчески он включен в достижение результата, тем больше степень выгорания.
Исследование, проведенное с помощью экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников и позволило определить, что только 22,5% студентов оценивают свое здоровье как хорошее, остальные - как удовлетворительное. Обобщенная оценка по шкале удовлетворенности условиями жизни для всех студентов свидетельствует о высоком и удовлетворительном качестве жизни, но по отдельным подпунктам респонденты выставляли 2 или даже 1 балл, что может рассматриваться как источник стресса. Так 37,5% студентов оценили такие условия жизни как деньги, доход и возможность использования денег как очень плохие; 25% студентов оценили в 2 балла возможности общения с искусством; 12,5% и отметили плохое медицинское обслуживание. По пятой шкале удовлетворенности основных жизненных потребностей средняя оценка находится на высоком и среднем уровне, но по отдельным подпунктам испытуемые выставляли низкие баллы. Так стороны жизни, такие как, работа (характер труда, отношение к работе, возможности), материальное благополучие и жизненные перспективы были оценены (38%) как очень плохие.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что студенты отличаются недостаточным уровнем эмоциональной устойчивости и, как следствие, находятся в состоянии психоэмоционального напряжения, что выражается в повышенном уровне тревоги, раздражительности, неуверенности в собственных силах, негативной оценки своих перспектив и личных достижений. Соответственно возникает необходимость разработки и проведения программы психолого-педагогической помощи студентам в развитии эмоциональной устойчивости.
На основании полученных результатов нами разработана программа развития эмоциональной устойчивости студентов, цель которой: развитие эмоциональной устойчивости студентов-психологов.
Задачи программы: формирование у студентов положительной мотивации к развитию своей эмоциональной устойчивости; снижение уровня тревожности, внутреннего напряжения; развитие уверенного поведения; повышение самооценки; развитие эмпатии, как способности понимания собственных эмоций и эмоций других людей; обучение способам саморегуляции эмоциональных состояний.
Программа развития эмоциональной устойчивости студентов состоит из 12 занятий и включает в себя два блока: первый - информационный, имеет направленность на формирование положительной мотивации к развитию своей эмоциональной устойчивости, освоение природы, структуры, стратегии развития эмоциональной устойчивости; второй - практический, проводится в форме социально-психологического тренинга, который отличается большой гибкостью, что позволяет применять модули различной содержательной направленности.
Таким образом, мы предполагаем, что работа психолого-педагогической службы вуза по развитию эмоциональной устойчивости студентов будет способствовать повышению результативности учебной деятельности, снижению эмоционального напряжения и послужит профилактикой развития синдрома эмоционального выгорания студентов психологических специальностей.
Формирование эмоциональной устойчивости будущего психолога образования выступает одним из направлений формирования профессиональной готовности, интеграции личностных качеств и системы профессиональных знаний и умений. Вместе с тем, данная проблема остается вне поля зрения многих исследователей, отсутствует целостная система развития эмоциональной устойчивости будущих психологов, что требует дальнейшей ее теоретической и практической проработки.
Потенциал ППС вуза в единстве с реализацией основных идей ФГОС ВПО позволяет выстроить целостную систему развития эмоциональной устойчивости будущих психологов в процессе профессиональной подготовки.
Список литературы
1. Калинина Т.В., Маркеева М.В. Комплексная программа подготовки студентов гуманитарного направления как условие формирования успешной учебной и профессиональной мотивации // Т.В. Калинина, М.В. Маркеева / Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 29. С. 124-131.
2. Медведская Е.И. Личностная готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности [Текст] / Е.И. Медведская // Психология в вузе. 2005, №2. С. 47-56., с. 51.
3. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / A.B. Мудрик. М.: Академия, 2007. 224 с.
4. Щелина Т.Т. Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС высшего образования / Т.Т. Щелина // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы [Текст]: материалы IV Международной научно-практической конференции (23 апреля 2014 г.) / Ни-жегород. гос. архитектур.-строит. ун-т; отв. ред. В.А. Кручинин. Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. С. 307.