Научная статья на тему 'Психологические особенности формирования эмоциональной устойчивости у студентов-конфликтологов в вузе'

Психологические особенности формирования эмоциональной устойчивости у студентов-конфликтологов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНТЫ-КОНФЛИКТОЛОГИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТРЕНИНГ / EMOTIONAL STABILITY / STUDENTS-KONFLIKTOLOGS / PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL CONDITIONS / THE PERSONAL FOCUSED TECHNOLOGY / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Вера Евгеньевна

В статье раскрываются психологические особенности формирования эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества будущего конфликтолога, показаны пути реализации психолого-педагогических условий формирования эмоциональной устойчивости студента-конфликтолога в вузе, приводиться описание оценки эффективности формирования эмоциональной устойчивости у студентов-конфликтологов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of formation of emotional stability at students- conflictologist in higher education institution

In article psychological features of formation of emotional stability as professional and significant quality of the future conflictologist reveal, ways of realization of psychology-pedagogical conditions of formation of emotional stability of the studentconflictologist in higher education institution are shown, to be brought the description of an assessment of efficiency of formation of emotional stability at studentsconflictologist in higher education institution.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности формирования эмоциональной устойчивости у студентов-конфликтологов в вузе»



Серия «Психология»

2013. Т. 2, № 1. С. 60-65

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 159.942

Психологические особенности формирования эмоциональной устойчивости у студентов-конфликтологов в вузе

В. Е. Медведева

Орловский государственный университет, г. Орел e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье раскрываются психологические особенности формирования эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества будущего конфликтолога, показаны пути реализации психолого-педагогических условий формирования эмоциональной устойчивости студента-конфликтолога в вузе, приводиться описание оценки эффективности формирования эмоциональной устойчивости у студентов-конфликтологов в вузе.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, студенты-конфликтологи, психолого-педагогические условия, личностно ориентированная технология, тренинг.

Изменения в жизни современного общества в социально-экономической, политической, культурно-ценностной сферах оказывают влияния на многие жизненные приоритеты, что в свою очередь отражается в требованиях к подготовке выпускников вузов, их конкурентоспособности в условиях современного нестабильного рынка труда. Более востребованными становятся специалисты с выраженной эмоциональной устойчивостью, особенно в сферах профессиональной деятельности, связанной с интенсивным межличностным взаимодействием, к которой относится профессия «конфликтолог».

Актуальным направлением психологических исследований становится вопрос формирования эмоциональной устойчивости будущего конфликтолога на этапе обучения в вузе.

Формирование эмоциональной устойчивости будущего конфликтолога будет более результативным, если:

- приняты во внимание сущностные характеристики качества, включающие мотивационно-ценностный, когнитивно-теоретический, эмоционально-личностный и практико-действенный компоненты, отражающие взаимосвязь эмоциональной устойчивости с другими эмоционально-личностными характеристиками и факторами профессиональной деятельности конфликтолога;

- образовательный процесс в вузе осуществляется на основе структурно-функциональной модели формирования эмоциональной устойчивости будущих конфликтологов, образовательная цель которой предполагает

реализацию личностно ориентированной технологии, включающей систематизирующий спецкурс «Тренинг эмоциональной устойчивости конфликтолога»;

- организация и содержание учебного процесса будут обеспечивать соблюдение комплекса психолого-педагогических условий: организационно-педагогических, субъектно-личностных, практико-ориентированных и интегративных, способствующих формированию в вузе эмоциональной устойчивости будущего конфликтолога;

- в качестве критериев для оценки уровней сформированности эмоциональной устойчивости будущих конфликтологов выступают: особенности мотивационно-потребностной и ценностной сфер личности; системное владение основами психогигиены, знаниями о преодолении эмоциональных перегрузок; особенности эмоциональных проявлений и качеств личности, определяющие их характер; системное владение навыками саморегуляции [1].

При формировании эмоциональной устойчивости будущих конфликтологов в вузе необходимо учитывать особенности формируемого явления, его сложность, взаимосвязь с другими структурами; специфику профессиональной подготовки конфликтолога в вузе.

Реализация процесса формирования эмоциональной устойчивости будущего конфликтолога должна осуществляться целенаправленно и планомерно с помощью личностно ориентированной технологии обучения, обеспечивающей соблюдение комплекса психолого-педагогических условий.

Психолого-педагогические условия качественно характеризуют факторы, процессы и явления образовательной среды, необходимые для организации деятельности; представляют собой совокупность объективных возможностей, обстоятельств педагогического процесса, целенаправленно созданных и реализуемых для решения конкретной педагогической задачи; комплекс мер, способствующих повышению эффективности данного процесса.

Педагогическими условиями формирования в вузе эмоциональной устойчивости будущего конфликтолога выступают:

- организационно-педагогические условия, обеспечивающие ориентацию преподавателя на реализацию в процессе учебного взаимодействия педагогики сотрудничества, принципов личностно ориентированного подхода к организации учебного процесса, применение активных методов обучения, включающих рефлексию деятельности, что способствует формированию у студентов профессиональной направленности, адекватного образа будущей профессии, ценностного отношения к собственному здоровью;

- субъектно-личностные условия, способствующие направленности учебно-воспитательного процесса на развитие личности студента, формирование профессионально значимых качеств; активное использование студентом своих потенциальных возможностей, субъектного отношения к будущей профессии и процессу обучения в вузе. Со стороны преподавателя предполагается учет индивидуальных особенностей каждого студента при осуществлении образовательного процесса, дифференцированный подход,

конкретизирующийся в подборе учебного материала в зависимости от уровня сформированности эмоциональной устойчивости обучающихся;

- практико-ориентированные - направленные на учет требований профессиональной деятельности при организации процесса обучения будущих конфликтологов, четкую ориентация студентов на будущую профессию, знание ее целей, задач, направлений, возможных трудностей при реализации должностных обязанностей; закрепление знаний в рамках практического применения изученных методик и техник саморегуляции;

- интегративные условия, включающие обеспечение межпредметных связей, применение наряду с педагогическими методами практического инструментария психологической науки, что обусловлено спецификой подготовки конфликтолога: необходимостью владения знаниями психологии, применения методов психодиагностики, психокоррекции, психопрофилактики, а также владения содержанием понятия «эмоциональная устойчивость», характеризующегося в большей степени как психологический конструкт, обеспечивающий стабильность эмоционального состояния в эмоциогенных ситуациях [2; 4].

С целью осмысления и раскрытия процесса формирования эмоциональной устойчивости и реализации психолого-педагогических условий разработана структурно-функциональная модель формирования эмоциональной устойчивости будущего конфликтолога.

Структурно-функциональная модель условно может быть представлена в единстве трех блоков: целевого, содержательно-процессуального и контрольно-оценочного, - различных по содержанию и функциям.

Целевой блок определяет цель: формирование в вузе эмоциональной устойчивости будущего конфликтолога, - и задачи: формирование мотива-ционно-ценностных основ эмоциональной устойчивости; обогащение знаний по психогигиене и основам саморегуляции; формирование качеств личности, способствующих эмоциональной устойчивости и обеспечение положительной направленности эмоциональных проявлений; развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.

Содержательно-процессуальный блок представлен содержанием и особенностями организации учебного процесса в вузе при формировании эмоциональной устойчивости будущих конфликтологов.

Реализацию данной модели, которая обеспечивает соблюдение психолого-педагогических условий в высшем учебном заведении, целесообразно осуществлять в рамках личностно ориентированной технологии обучения, в ходе которой преподаватель ориентирует студентов на самопознание, активное применение диагностических методов для изучения собственной личности, их анализ и интерпретацию; способствует саморазвитию, преодолению эмоциональных и личностных трудностей, повышению самоконтроля и эмоциональной устойчивости.

Реализация личностно ориентированной технологии формирования эмоциональной устойчивости и предполагала наряду с традиционными формами учебной деятельности (в цикле преподавания психолого-

педагогических дисциплин) включать активные методы обучения: лекции-беседы, дискуссии, ролевые игры, тренинговые упражнения, анализ ситуаций, диагностические методы, психогимнастику - в рамках проведения авторского спецкурса «Тренинг эмоциональной устойчивости конфликтолога».

Личностно ориентированная технология формирования эмоциональной устойчивости будущих конфликтологов включает базовую психологическую подготовку (теоретическую и практическую), которая осуществляется на 1-3-х курсах обучения, где происходит получение концептуальных знаний о будущей профессиональной деятельности, основах психолого-педагогической науки, применение на практике ее методов. Основной этап формирования эмоциональной устойчивости осуществляется на 4-м курсе и представлен авторским спецкурсом «Тренинг эмоциональной устойчивости конфликтолога», который систематизирует и способствует закреплению знаний психологических дисциплин, рефлексивной позиции их осмысления, направленности имеющихся представлений, умений, навыков относительно собственной личности [3].

Систематизирующий авторский спецкурс «Тренинг эмоциональной устойчивости конфликтолога» рассчитан на 40 учебных часов, реализуется в 3 этапа: вводный, основной, рефлексивно-интегрирующий. Каждое занятие состоит из 2 частей: теоретической и практической.

1-й этап (вводный) заключается в формировании первоначального интереса к предмету, развитию активной рефлексивной позиции и мотивации на последующее групповое взаимодействие в рамках спецкурса; предполагает проведение первичной диагностики эмоциональной устойчивости, направленной на выявление ее уровня, определение основных направлений самостоятельной работы для каждого студента с учетом индивидуальных особенностей (сформированность конкретных компонентов и показателей эмоциональной устойчивости).

2-й этап (основной) построен на дифференцированном подходе к формированию отдельных компонентов эмоциональной устойчивости; включает дополнение знаний из области психогигиены, саморегуляции, активное применение имеющихся умений проведения диагностики, коррекции и профилактики собственных негативных эмоциональных проявлений, осознание необходимости сохранения психологического здоровья; реализацию заданных педагогических условий, позволяющих максимально активизировать студентов к проявлению субъектной позиции.

Завершает процесс формирования эмоциональной устойчивости будущего конфликтолога рефлексивно-интегрирующий этап. Его основной целью является анализ и оценка со стороны студентов успешности проведенных занятий, обобщение и систематизация знаний, закрепление полученных навыков, а также формирование устойчивой мотивации к саморазвитию.

Третий блок модели, результативно-оценочный, раскрывает критерии, показатели и уровни сформированности эмоциональной устойчивости будущего конфликтолога в процессе обучения в вузе.

Как показала экспериментальная апробация в учебном процессе вуза выделенных психолого-педагогических условий, их последовательная реализация на основе структурно-функциональной модели в рамках личност-но ориентированной технологии обучения способствует эффективному формированию эмоциональной устойчивости будущих конфликтологов.

Оценка эффективности формирования эмоциональной устойчивости осуществлялась на основе сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов исследования в экспериментальной и контрольной группе.

Результаты сравнительного анализа уровней эмоциональной устойчивости в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах свидетельствуют, что:

- после реализации формирующего воздействия в экспериментальной группе наблюдается повышение уровней эмоциональной устойчивости у студентов-конфликтологов: процент обучающихся с низким уровнем снизился с 49,9 до 8,3 %, возросло количество студентов со средним и высоким уровнем эмоциональной устойчивости (средний уровень - с 36,5 до 61,4 %; высокий - с 13,6 до 30,3 %);

- при сопоставлении показателей эмоциональной устойчивости в экспериментальной и контрольной группах на этапе контрольного эксперимента наблюдаются существенные различия в ее уровнях: количество обучающихся с низким уровнем эмоциональной устойчивости значительно выше в контрольной группе (40 %), чем в экспериментальной (8,3 %), процент студентов педагогов-психологов с высоким и средним уровнями в экспериментальной группе превышает показатели контрольной группы (средний уровень: экспериментальная группа - 61,4 %, контрольная группа - 46 %; высокий: в экспериментальной группе - 30,3 %, в контрольной -14 %).

Проверка статистической значимости расхождений результатов контрольной и экспериментальной групп осуществлялась с использованием критерия К. Пирсона. Полученное значение х2 эмп больше, чем х2 кр, что позволило сделать вывод о том, что различия между двумя выборками (для уровня значимости 0,05) статистически достоверно.

Следовательно, произошедшие изменения в уровнях эмоциональной устойчивости студентов-конфликтологов являются следствием реализации разработанной структурно-функциональной модели и психолого-педагогических условий.

Литература

1. Аболин Л. М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: дис. ... д-ра психол. наук / Л. М. Аболин. - М., 1989. - 45 с.

2. Баданина Л. П. Соотношение психологических и нейропсихологических коррелятов эмоциональной неустойчивости у младших школьников : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. П. Баданина. - СПб., 1996. - 32 с.

3. Дьяченко М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости / М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко // Вопр. психологии. - 1990. - № 1. - С. 106112.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. -752 с. : ил. - (Мастера психологии).

Psychological features of formation of emotional stability at students- conflictologist in higher education institution.

V. E. Medvedeva

Annotation. In article psychological features of formation of emotional stability as professional and significant quality of the future conflictologist reveal, ways of realization of psychology-pedagogical conditions of formation of emotional stability of the student-conflictologist in higher education institution are shown, to be brought the description of an assessment of efficiency of formation of emotional stability at students-conflictologist in higher education institution.

Key words: emotional stability, students-konfliktologs, psychology-pedagogical conditions, the personal focused technology, training.

Медведева Вера Евгеньевна кандидат педагогических наук, старший преподаватель Орловский государственный университет 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, 95 е-mail: [email protected]

Medvedeva Vera Evgenievna Candidate of Pedagogical Sciences, senior lecturer Orel State University 95, Komsomolskaya str., Orel, 302026 е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.