Научная статья на тему 'Эмоциональная устойчивость как основа готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности'

Эмоциональная устойчивость как основа готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4676
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / EMOTIONAL STABILITY / PROFESSIONAL READINESS / PROFESSIONALLY MEANINGFUL QUALITIES / COMPONENTS OF EMOTIONAL STABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева В. Е.

Статья посвящена рассмотрению проблемы эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества личности будущего педагога-психолога. В статье показана актуальность формирования эмоциональной устойчивости в процессе обучения в вузе, уточняется и раскрывается содержание понятия «эмоциональная устойчивость».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL STABILITY AS A BASIS OF READINESS OF THE FUTURE TEACHER-PSYCHOLOGIST TO PROFESSIONAL WORK

Article is devoted to consideration of a problem of emotional stability as professionally meaningful quality of the person of the future teacher-psychologist. In article the urgency of formation of emotional stability during training in high school is shown, the content of concept« emotional stability »is specified and reveals.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная устойчивость как основа готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности»

В.Е. МЕДВЕДЕВА, старший преподаватель кафедры социального управления и конфликтологии Орловского государственного университета Тел.: 8 (4862) 45-78-18, 8 920 800 64 95; veraxx@mail.ru

эмоциональная устойчивость как основа готовности БУДУЩЕГО педагога-психолога к профессиональной деятельности

Статья посвящена рассмотрению проблемы эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества личности будущего педагога-психо-лога. В статье показана актуальность формирования эмоциональной устойчивости в процессе обучения в вузе, уточняется и раскрывается содержание понятия «эмоциональная устойчивость».

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, профессиональная готовность, профессионально значимые качества, компоненты эмоциональной устойчивости.

В последние десятилетия практическая психология в России стремительно развивается. В штате сотрудников многих образовательных учреждений (детских садов, школ) появляется должность педагога-психолога. Это обусловлено возросшей потребностью в психологическом сопровождении воспитательно-образовательного процесса. Руководители, педагоги образовательных учреждений, родители все больше осознают необходимость деятельности психолога, выражают заинтересованность не только в качестве знаний, умений и навыков, получаемых в образовательном учреждении, но и во всестороннем развитии познавательной, эмоционально-волевой сфер личности детей, формировании у них нравственных качеств, повышении коммуникативной компетентности, предотвращении возможных трудностей в процессе адаптации и последующего взаимодействия в детском и учебном коллективах. Постепенно повышается психолого-педагогическая культура населения страны в целом, что благоприятно сказывается на дальнейшем становлении практической психологии в нашей стране.

В современных условиях нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг все большую актуальность приобретают вопросы качества образования. Повышение качества образования выступает одной из главных целей модернизации российской и европейской систем высшего образования.

Основу качества подготовки выпускника высшего учебного заведения составляют критерии оценки профессиональной готовности.

Под профессиональной готовностью нами понимается интегративное образование, выражающееся в способности личности к выполнению профессиональной деятельности; эффективность в стремлении к ее реализации, успешность адаптации к профессии, позволяющие достигать высших уровней в сфере профессионального самосовершенствования.

Профессиональная готовность будущего педагога-психолога определяется двумя аспектами: во-первых, это наличие необходимых знаний, умений и навыков (операциональный компонент) и, во-вторых, сформированность профессионально значимых качеств личности будущего педагога-психолога (личностный компонент).

Государственный образовательный стандарт по специальности «Психология» определяет перечень дисциплин, изучение которых необходимо для овладения сис-

© В.Е. Медведева

темными знаниями в данной области, а также содержание учебных курсов. Помимо этого профессиональная подготовка включает развитие и совершенствование личностных качеств будущего психолога. Перечень таких качеств можно раскрыть через понятие «интерактивная готовность педаго-га-психолога к профессиональной деятельности» [3], которое включает в себя ряд компонентов:

- интеллектуальный компонент предполагает самостоятельность мышления, интернальный локус контроля, правильность схем социального восприятия, развитую рефлексию;

- эмоциональный компонент включает в себя самоуважение и чувство собственного достоинства, чувство внутренней свободы, высокую адекватную самооценку, эмоциональную стабильность, способствующую устойчивости к негативным эмоциональным факторам, развитую эмпатию;

- поведенческий компонент связан со степенью контроля и в то же время спонтанностью и естественностью реакций.

Недостаточный уровень сформированности отдельных компонентов интерактивной готовности психолога к выполнению профессиональных обязанностей способствует повышению напряжения, снижению эффективности выполняемой профессиональной деятельности, повышает тревожность, является фактором, способствующим развитию эмоционального выгорания специалиста.

Подготовка студента в высшем учебном заведении должна быть четко ориентирована на последующую профессиональную деятельность выпускника. Профессия психолога, являясь относительно новой для нашей страны, несет в себе ряд противоречий, обусловленных социально-экономическими особенностями становления практической психологической службы сферы образования в России в последние десятилетия:

- нацеленность современных государственных реформ на гуманизацию образования и сохранение прежней системы ценностей на всех ступенях образования;

- повышение психологической культуры населения и скептическое отношение к психологической науке в целом, применение в качестве психологических процедур методов парапсихологии (гипноз, йога и т.д.);

- необходимость создания психологической службы в системе образования и недостаточная разработанность основ ее организации, недостаточность финансирования.

Данные противоречия становления психологической службы образования в России проявляют-

ся и на уровне подготовки будущего психолога на этапе обучения в высшем учебном заведении. Можно выделить ряд недостатков в подготовке будущего педагога-психолога в высшем учебном заведении, что, безусловно, в дальнейшем сказывается на качестве реализации должностных обязанностей психологом. Среди таких недостатков можно выделить следующие:

- недостаточность личностно ориентированного обучения, формирования профессионально значимых качеств у будущих педаго-гов-психологов;

- неточность представлений о целях и задачах профессиональной деятельности педа-гога-психолога в образовательном учреждении, его правах, обязанностях (выполнение обязанностей, не входящих в круг предусмотренных должностью и т.д.);

- недооценивание сложности профессиональной деятельности психолога, возможных трудностей при реализации в последующем должностных обязанностей (недостаточность материально-технической, методической базы, отсутствие помещения для работы и др.).

На пути своего становления практическая психология системы образования встречается с рядом трудностей, что находит свое проявление в противоречивости функций педагога-психолога в образовательном учреждении и должно учитываться при подготовке будущего педагога-психо-лога еще на этапе вузовского обучения.

Согласно схемам профессиональной деятельности Е.А. Климова [8], профессия «Психолог» относится к категории «Человек - человек». Профессиональная деятельность педагога-психолога основывается на постоянном взаимодействии с людьми. Психологические требования профессий этого типа к человеку: стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуаль-

ность, собранность; знание психологии людей.

Профессионального психолога должны характеризовать стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, способность к эмоциональному сопереживанию, повышенное чувство ответственности, высокая коммуникативная компетентность. А также профессионализм педагога-психолога будет определяться наличием умения эффективно взаимодействовать с администрацией учреждения, специалистами, педагогическим коллективом, выполнять все предписанные ему обязанности в условиях недостаточности материально-технической и методической базы, оставаясь при этом эмоционально устойчивым к негативным профессиональным воздействиям, обладающим позитивным взглядом на жизнь и профессию.

Компетентность требует от психолога наличия умения работать с психическими нарушениями, психологическими трудностями (агрессивность, тревожность, страхи, замкнутость, заниженная самооценка и др.), а также корректировать различные социальные проблемы (асоциальное поведение, алкоголизм, наркомания и другие). Оказать полноценную помощь в разрешении таких трудностей сможет лишь здоровая и развитая личность. Психолог, имеющий те или иные психологические проблемы, не только не в состоянии справиться с чужими трудностями, но и способен причинить вред своему клиенту. Возникает актуальность вопроса о сохранении психологического здоровья, профилактике психоэмоционального напряжения и истощения, предотвращении эмоционального выгорания, профессиональной деформации личности психолога-практика, формировании эмоциональной устойчивости.

Под синдромом эмоционального выгорания понимается реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности; это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [7].

Профессиональные источники возникновения, развития стресса и эмоционального выгорания у практикующих психологов разнообразны:

- особенности межличностного взаимодействия с коллективом образовательного учреждения;

- неопределенность функций, обязанностей, форм отчетности, требований администрации;

- недостаток признания ценности и значимости работы психолога;

- отсутствие возможностей адекватного выполнения своей работы (необходимых полномочий, отдельного помещения, методического оснащения и т.д.);

- низкая заработная плата.

Тот или иной источник выступает стимулирующим фактором развития стресса, возникновения тревожности и эмоционального напряжения (первая фаза развития стресса - фаза тревоги). Дальнейшему формированию стрессового состояния, увеличению количества негативных эмоциональных переживаний способствует сопряженность источника тревожности с личностными особенностями психолога, что приводит к перерастанию эмоционального реагирования на внешние обстоятельства во внутреннее противоречие, внутри-личностный конфликт.

Сохранить психологическое здоровье, предупредить возникновение негативных эмоциональных состояний и развитие синдрома эмоционального выгорания, не допустить профессиональной деформации личности психолога возможно при условии наличия такого профессионально значимого качества личности, как эмоциональная устойчивость.

Понятие «эмоциональная устойчивость» в различных литературных источниках трактуется неоднозначно. В отечественной психологии интерес к понятию «эмоциональная устойчивость» был обусловлен изучением поведения человека, действующего в экстремальных условиях. Большинство исследований этой проблемы проводилось в различных областях прикладной психологии: авиационной (Р.Н. Макаров, В.Л. Марищук, В.А. Плахти-енко и др.), инженерной (К.М. Гуревич, П.Б. Зильберман, Е.А. Милерян и др.), психологии спорта (Л.М. Аболин, О.В. Дашкевич, А.Ц. Пуни, А.Я. Че-быкин и др.) [1, 6, 7].

Большинство авторов (Л.М. Аболин, Л.П. Бада-нина, Б.Х. Варданян, М.И. Дьяченко, П.И. Зильберман, О.А. Черникова, А.С. Хромова и др.) под эмоциональной устойчивостью понимают свойство личности, выражающееся в устойчивости определенного эмоционального состояния [1, 2, 4, 11, 12].

Л.М. Аболин [1] предлагает рассмотрение эмоциональной устойчивости в двух аспектах: как результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности и как системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях

напряженной деятельности. Процесс эмоциональной саморегуляции будет определяться эмоциональным опытом. В качестве критерия эмоциональной устойчивости выступает стремление к достижению цели деятельности. Повышение эмоциональной устойчивости, по мнению Л.М. Аболина, будет определяться целенаправленным формированием саморегуляции в условиях выполнения «живой пристрастной» деятельности. Важным аспектом формирования эмоциональной устойчивости будет являться усвоение знаний о процессе саморегуляции в напряженной деятельности с последующим анализом реальных напряженных ситуаций.

П.И. Зильберман рассматривает эмоциональную устойчивость как интегративное свойство личности, проявляющееся в совокупности эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека с целью успешного достижения цели деятельности в сложной эмоциогенной ситуации [6].

В исследованиях М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко эмоциональная устойчивость рассматривается как качество личности, содержательно выражающееся в единстве компонентов: мотивационного, эмоционального, волевого и интеллектуального [4; 106-112].

Ряд исследователей определяют эмоциональную устойчивость как динамическую характеристику в структуре темперамента (В.В. Белоус, В.С. Мерлин, В.М. Русалов и др.) [7].

Большинство исследователей данной проблемы (Л.М. Аболин, Н.А. Аминов, Л.П. Бадани-на, Б.Х. Варданян, М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко, О.А. Сиротинин, О.А. Черникова, А.А. Черникова и др.) подчеркивают роль эмоциональной устойчивости в эффективности выполнения деятельности в эмоциогенных ситуациях [1, 2, 4, 12].

Говоря об эмоциональной устойчивости, Я. Рейковский рассматривал ее функциональное назначение в предупреждении превышения эмоционального возбуждения пороговой величины, а также отсутствии нарушения поведения, несмотря на сильное эмоциональное возбуждение [9, 262-263]. В своих исследованиях Я. Рейковский изучал регуляторные структуры личности и зависимости эмоциональной устойчивости от свойств нервной системы.

При определении эмоциональной устойчивости в исследованиях некоторых авторов наблюдается рассмотрение противоположного понятия -эмоциональной неустойчивости. Так, Л.П. Бада-нина под эмоциональной неустойчивостью понимает свойство личности, заключающееся в предрасположенности человека к нарушению эмоционального равновесия. В качестве показателей эмо-

циональной неустойчивости этим исследователем называются повышенная тревожность, фрустриро-ванность, страхи, нейротизм [2].

Р. Кеттелл рассматривает эмоциональную устойчивость как свойство личности, в противоположность которому выступает эмоциональная неустойчивость. Характеризуя эти свойства как полюса шкалы (16-факторный опросник), Р. Кеттелл отмечает, что личность с высокой эмоциональной устойчивостью характеризуют эмоциональная стабильность, отсутствие невротических симптомов, в частности тревожности [10, 14].

Трактовка эмоциональной устойчивости как свойства личности, выражающегося в устойчивости эмоционального состояния в условиях эмоциональных перегрузок, является наиболее приемлемой с практической точки зрения и близка к нашему пониманию этого понятия.

Эмоциональная устойчивость является сложным социально-психологическим явлением, в структуре которого можно выделить ряд компонентов, определяющих степень ее сформированности: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-личностный, практико-действенный.

Мотивационный компонент. Мотивация к осуществлению какого-либо вида деятельности является обязательным условием ее реализации и во многом определяет продуктивность в целом. В структуре эмоциональной устойчивости мотивационный компонент занимает важное место, включая в себя характеристики мотивационной сферы личности: особенности мотивов будущей профессиональной деятельности - наличие стойкой внутренней познавательной мотивации, нацеленность на достижение цели, даже в условиях повышенного эмоционального напряжения (в противовес мотивации избегания неудач). Данный компонент определяет в целом направленность выполняемой деятельности, влияет на выраженность достижения поставленной цели. В качестве значимого мотива выступает ценностное отношение к своему психологическому здоровью. На уровне потребностей мотивационный компонент определяется наличием потребности в продуктивном функционировании в ситуациях эмоциональных перегрузок.

Когнитивный компонент сформированности эмоциональной устойчивости включает в себя владение знаниями основ психогигиены, знаниями о преодолении эмоциональных перегрузок. Совокупность знаний, определяющих когнитивный компонент эмоциональной устойчивости будущего педагога-психолога, должна также содержать знания об основных негативных эмоциональных составляющих работы (тревож-

ность, стресс, социальная фрустрированность, эмоциональное выгорание, интенсивное межличностное взаимодействие и т.д.), особенностях профессиональной деятельности педагога-психолога, методах диагностики, коррекции и профилактики негативных эмоциональных состояний и свойств личности.

Эмоционально-личностный компонент выступает центральным в структуре эмоциональной устойчивости будущего педагога-психолога, включая в себя особенности эмоциональных проявлений и характеристики личности, повышающие эмоциональную устойчивость. В качестве составляющих эмоционально-личностного компонента можно выделить адекватную самооценку, интернальный локус контроля, низкий или нормальный уровень тревожности, общий положительный эмоциональный фон, выраженный самоконтроль, высокую нормативность и организованность, уравновешенность.

Сформированность практико-действенного компонента эмоциональной устойчивости включает в себя умения и навыки саморегуляции, а также владение навыками самодиагностики, коррекции и профилактики негативных эмоциональных состояний и свойств личности.

Таким образом, эмоциональная устойчивость является профессионально значимым качеством личности будущего педагога-психолога, процесс ее формирования является необходимым условием готовности педагога-психолога к последующей профессиональной деятельности. Необходимость формирования эмоциональной устойчивости будущего педагога-психолога определяется особенностями профессиональной деятельности психолога, напряженностью и интенсивностью психоэмоционального состояния при выполнении должностных обязанностей, повышенной моральной ответственностью за результат своей деятельности.

Библиографический список

Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения [Текст] / Л.М. Аболин: докт. дис. - М., 1989.

Баданина Л.П. Соотношение психологических и нейропсихологических коррелятов эмоциональной неустойчивости у младших школьников [Текст] / Л.П. Баданина: автореф. дис. ...канд. наук. - СПб., 1996. Бурова Е.В. Структурные компоненты интерактивной готовности студентов-психологов к работе с клиентом [Текст] / Е.В. Бурова // «Психология образования: проблемы и перспективы»: Материалы первой Международной научно-практической конференции. - М., 2004.

Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости [Текст] / М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 106-112.

Заремба Г.Ф. Фрустрация в профессиональной деятельности учителя начальной школы и условия ее преодоления [Текст] / Г.Ф. Заремба: автореферат дис. ... канд. псих. наук - М., 1982.

Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора [Текст] / П.Б. Зильберман // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е.А. Милеряна. - М., 1974.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с., ил. (Серия «Мастера психологии»).

Климов Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1991.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский: пер. с польск. - М., 1979. -С. 262, 263.

Рукавишников А.А., Соколова М.В. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF. 3-е изд. [Текст] / А.А. Рукавишков, М.В. Соколова. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2000.

Хромова А.С. Особенности и развитие эмоциональной устойчивости будущих работников правоохранительных органов в процессе обучения [Текст] / А.С. Хромова: автореф. дис.... канд. псих. наук. - Иркутск, 2008.

12. Черникова О.А. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя [Текст] / О.А. Черникова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2009.

13. Чичикин В.Т. Профессиональная готовность и ее измерение [Текст] / В.Т. Чичикин // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 491-492.

14. Cattel, R.B. Personality and motivation structure and measurement [Текст] / R.B. Cattel. - N.Y., 1957.

2

З.

4.

5.

6. 7.

В.

9.

10. 11.

V.E. MEDVEDEVA

EMOTIONAL STABILITY AS A BASIS OF READINESS OF THE FUTURE TEACHER-PSYCHOLOGIST TO

PROFESSIONAL WORK

Article is devoted to consideration of a problem of emotional stability as professionally meaningful quality of the person of the future teacher-psychologist. In article the urgency of formation of emotional stability during training in high school is shown, the content of concept« emotional stability »is specified and reveals.

Key words: emotional stability, professional readiness, professionally meaningful qualities, components of emotional stability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.