В.Е. МЕДВЕДЕВА, старший преподаватель кафедры социального управления и конфликтологии Орловского государственного университета Тел.: 8 (4862) 45-78-18, 8 920 800 64 95; [email protected]
эмоциональная устойчивость как основа готовности БУДУЩЕГО педагога-психолога к профессиональной деятельности
Статья посвящена рассмотрению проблемы эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества личности будущего педагога-психо-лога. В статье показана актуальность формирования эмоциональной устойчивости в процессе обучения в вузе, уточняется и раскрывается содержание понятия «эмоциональная устойчивость».
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, профессиональная готовность, профессионально значимые качества, компоненты эмоциональной устойчивости.
В последние десятилетия практическая психология в России стремительно развивается. В штате сотрудников многих образовательных учреждений (детских садов, школ) появляется должность педагога-психолога. Это обусловлено возросшей потребностью в психологическом сопровождении воспитательно-образовательного процесса. Руководители, педагоги образовательных учреждений, родители все больше осознают необходимость деятельности психолога, выражают заинтересованность не только в качестве знаний, умений и навыков, получаемых в образовательном учреждении, но и во всестороннем развитии познавательной, эмоционально-волевой сфер личности детей, формировании у них нравственных качеств, повышении коммуникативной компетентности, предотвращении возможных трудностей в процессе адаптации и последующего взаимодействия в детском и учебном коллективах. Постепенно повышается психолого-педагогическая культура населения страны в целом, что благоприятно сказывается на дальнейшем становлении практической психологии в нашей стране.
В современных условиях нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг все большую актуальность приобретают вопросы качества образования. Повышение качества образования выступает одной из главных целей модернизации российской и европейской систем высшего образования.
Основу качества подготовки выпускника высшего учебного заведения составляют критерии оценки профессиональной готовности.
Под профессиональной готовностью нами понимается интегративное образование, выражающееся в способности личности к выполнению профессиональной деятельности; эффективность в стремлении к ее реализации, успешность адаптации к профессии, позволяющие достигать высших уровней в сфере профессионального самосовершенствования.
Профессиональная готовность будущего педагога-психолога определяется двумя аспектами: во-первых, это наличие необходимых знаний, умений и навыков (операциональный компонент) и, во-вторых, сформированность профессионально значимых качеств личности будущего педагога-психолога (личностный компонент).
Государственный образовательный стандарт по специальности «Психология» определяет перечень дисциплин, изучение которых необходимо для овладения сис-
© В.Е. Медведева
темными знаниями в данной области, а также содержание учебных курсов. Помимо этого профессиональная подготовка включает развитие и совершенствование личностных качеств будущего психолога. Перечень таких качеств можно раскрыть через понятие «интерактивная готовность педаго-га-психолога к профессиональной деятельности» [3], которое включает в себя ряд компонентов:
- интеллектуальный компонент предполагает самостоятельность мышления, интернальный локус контроля, правильность схем социального восприятия, развитую рефлексию;
- эмоциональный компонент включает в себя самоуважение и чувство собственного достоинства, чувство внутренней свободы, высокую адекватную самооценку, эмоциональную стабильность, способствующую устойчивости к негативным эмоциональным факторам, развитую эмпатию;
- поведенческий компонент связан со степенью контроля и в то же время спонтанностью и естественностью реакций.
Недостаточный уровень сформированности отдельных компонентов интерактивной готовности психолога к выполнению профессиональных обязанностей способствует повышению напряжения, снижению эффективности выполняемой профессиональной деятельности, повышает тревожность, является фактором, способствующим развитию эмоционального выгорания специалиста.
Подготовка студента в высшем учебном заведении должна быть четко ориентирована на последующую профессиональную деятельность выпускника. Профессия психолога, являясь относительно новой для нашей страны, несет в себе ряд противоречий, обусловленных социально-экономическими особенностями становления практической психологической службы сферы образования в России в последние десятилетия:
- нацеленность современных государственных реформ на гуманизацию образования и сохранение прежней системы ценностей на всех ступенях образования;
- повышение психологической культуры населения и скептическое отношение к психологической науке в целом, применение в качестве психологических процедур методов парапсихологии (гипноз, йога и т.д.);
- необходимость создания психологической службы в системе образования и недостаточная разработанность основ ее организации, недостаточность финансирования.
Данные противоречия становления психологической службы образования в России проявляют-
ся и на уровне подготовки будущего психолога на этапе обучения в высшем учебном заведении. Можно выделить ряд недостатков в подготовке будущего педагога-психолога в высшем учебном заведении, что, безусловно, в дальнейшем сказывается на качестве реализации должностных обязанностей психологом. Среди таких недостатков можно выделить следующие:
- недостаточность личностно ориентированного обучения, формирования профессионально значимых качеств у будущих педаго-гов-психологов;
- неточность представлений о целях и задачах профессиональной деятельности педа-гога-психолога в образовательном учреждении, его правах, обязанностях (выполнение обязанностей, не входящих в круг предусмотренных должностью и т.д.);
- недооценивание сложности профессиональной деятельности психолога, возможных трудностей при реализации в последующем должностных обязанностей (недостаточность материально-технической, методической базы, отсутствие помещения для работы и др.).
На пути своего становления практическая психология системы образования встречается с рядом трудностей, что находит свое проявление в противоречивости функций педагога-психолога в образовательном учреждении и должно учитываться при подготовке будущего педагога-психо-лога еще на этапе вузовского обучения.
Согласно схемам профессиональной деятельности Е.А. Климова [8], профессия «Психолог» относится к категории «Человек - человек». Профессиональная деятельность педагога-психолога основывается на постоянном взаимодействии с людьми. Психологические требования профессий этого типа к человеку: стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуаль-
ность, собранность; знание психологии людей.
Профессионального психолога должны характеризовать стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, способность к эмоциональному сопереживанию, повышенное чувство ответственности, высокая коммуникативная компетентность. А также профессионализм педагога-психолога будет определяться наличием умения эффективно взаимодействовать с администрацией учреждения, специалистами, педагогическим коллективом, выполнять все предписанные ему обязанности в условиях недостаточности материально-технической и методической базы, оставаясь при этом эмоционально устойчивым к негативным профессиональным воздействиям, обладающим позитивным взглядом на жизнь и профессию.
Компетентность требует от психолога наличия умения работать с психическими нарушениями, психологическими трудностями (агрессивность, тревожность, страхи, замкнутость, заниженная самооценка и др.), а также корректировать различные социальные проблемы (асоциальное поведение, алкоголизм, наркомания и другие). Оказать полноценную помощь в разрешении таких трудностей сможет лишь здоровая и развитая личность. Психолог, имеющий те или иные психологические проблемы, не только не в состоянии справиться с чужими трудностями, но и способен причинить вред своему клиенту. Возникает актуальность вопроса о сохранении психологического здоровья, профилактике психоэмоционального напряжения и истощения, предотвращении эмоционального выгорания, профессиональной деформации личности психолога-практика, формировании эмоциональной устойчивости.
Под синдромом эмоционального выгорания понимается реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности; это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [7].
Профессиональные источники возникновения, развития стресса и эмоционального выгорания у практикующих психологов разнообразны:
- особенности межличностного взаимодействия с коллективом образовательного учреждения;
- неопределенность функций, обязанностей, форм отчетности, требований администрации;
- недостаток признания ценности и значимости работы психолога;
- отсутствие возможностей адекватного выполнения своей работы (необходимых полномочий, отдельного помещения, методического оснащения и т.д.);
- низкая заработная плата.
Тот или иной источник выступает стимулирующим фактором развития стресса, возникновения тревожности и эмоционального напряжения (первая фаза развития стресса - фаза тревоги). Дальнейшему формированию стрессового состояния, увеличению количества негативных эмоциональных переживаний способствует сопряженность источника тревожности с личностными особенностями психолога, что приводит к перерастанию эмоционального реагирования на внешние обстоятельства во внутреннее противоречие, внутри-личностный конфликт.
Сохранить психологическое здоровье, предупредить возникновение негативных эмоциональных состояний и развитие синдрома эмоционального выгорания, не допустить профессиональной деформации личности психолога возможно при условии наличия такого профессионально значимого качества личности, как эмоциональная устойчивость.
Понятие «эмоциональная устойчивость» в различных литературных источниках трактуется неоднозначно. В отечественной психологии интерес к понятию «эмоциональная устойчивость» был обусловлен изучением поведения человека, действующего в экстремальных условиях. Большинство исследований этой проблемы проводилось в различных областях прикладной психологии: авиационной (Р.Н. Макаров, В.Л. Марищук, В.А. Плахти-енко и др.), инженерной (К.М. Гуревич, П.Б. Зильберман, Е.А. Милерян и др.), психологии спорта (Л.М. Аболин, О.В. Дашкевич, А.Ц. Пуни, А.Я. Че-быкин и др.) [1, 6, 7].
Большинство авторов (Л.М. Аболин, Л.П. Бада-нина, Б.Х. Варданян, М.И. Дьяченко, П.И. Зильберман, О.А. Черникова, А.С. Хромова и др.) под эмоциональной устойчивостью понимают свойство личности, выражающееся в устойчивости определенного эмоционального состояния [1, 2, 4, 11, 12].
Л.М. Аболин [1] предлагает рассмотрение эмоциональной устойчивости в двух аспектах: как результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности и как системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях
напряженной деятельности. Процесс эмоциональной саморегуляции будет определяться эмоциональным опытом. В качестве критерия эмоциональной устойчивости выступает стремление к достижению цели деятельности. Повышение эмоциональной устойчивости, по мнению Л.М. Аболина, будет определяться целенаправленным формированием саморегуляции в условиях выполнения «живой пристрастной» деятельности. Важным аспектом формирования эмоциональной устойчивости будет являться усвоение знаний о процессе саморегуляции в напряженной деятельности с последующим анализом реальных напряженных ситуаций.
П.И. Зильберман рассматривает эмоциональную устойчивость как интегративное свойство личности, проявляющееся в совокупности эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека с целью успешного достижения цели деятельности в сложной эмоциогенной ситуации [6].
В исследованиях М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко эмоциональная устойчивость рассматривается как качество личности, содержательно выражающееся в единстве компонентов: мотивационного, эмоционального, волевого и интеллектуального [4; 106-112].
Ряд исследователей определяют эмоциональную устойчивость как динамическую характеристику в структуре темперамента (В.В. Белоус, В.С. Мерлин, В.М. Русалов и др.) [7].
Большинство исследователей данной проблемы (Л.М. Аболин, Н.А. Аминов, Л.П. Бадани-на, Б.Х. Варданян, М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко, О.А. Сиротинин, О.А. Черникова, А.А. Черникова и др.) подчеркивают роль эмоциональной устойчивости в эффективности выполнения деятельности в эмоциогенных ситуациях [1, 2, 4, 12].
Говоря об эмоциональной устойчивости, Я. Рейковский рассматривал ее функциональное назначение в предупреждении превышения эмоционального возбуждения пороговой величины, а также отсутствии нарушения поведения, несмотря на сильное эмоциональное возбуждение [9, 262-263]. В своих исследованиях Я. Рейковский изучал регуляторные структуры личности и зависимости эмоциональной устойчивости от свойств нервной системы.
При определении эмоциональной устойчивости в исследованиях некоторых авторов наблюдается рассмотрение противоположного понятия -эмоциональной неустойчивости. Так, Л.П. Бада-нина под эмоциональной неустойчивостью понимает свойство личности, заключающееся в предрасположенности человека к нарушению эмоционального равновесия. В качестве показателей эмо-
циональной неустойчивости этим исследователем называются повышенная тревожность, фрустриро-ванность, страхи, нейротизм [2].
Р. Кеттелл рассматривает эмоциональную устойчивость как свойство личности, в противоположность которому выступает эмоциональная неустойчивость. Характеризуя эти свойства как полюса шкалы (16-факторный опросник), Р. Кеттелл отмечает, что личность с высокой эмоциональной устойчивостью характеризуют эмоциональная стабильность, отсутствие невротических симптомов, в частности тревожности [10, 14].
Трактовка эмоциональной устойчивости как свойства личности, выражающегося в устойчивости эмоционального состояния в условиях эмоциональных перегрузок, является наиболее приемлемой с практической точки зрения и близка к нашему пониманию этого понятия.
Эмоциональная устойчивость является сложным социально-психологическим явлением, в структуре которого можно выделить ряд компонентов, определяющих степень ее сформированности: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-личностный, практико-действенный.
Мотивационный компонент. Мотивация к осуществлению какого-либо вида деятельности является обязательным условием ее реализации и во многом определяет продуктивность в целом. В структуре эмоциональной устойчивости мотивационный компонент занимает важное место, включая в себя характеристики мотивационной сферы личности: особенности мотивов будущей профессиональной деятельности - наличие стойкой внутренней познавательной мотивации, нацеленность на достижение цели, даже в условиях повышенного эмоционального напряжения (в противовес мотивации избегания неудач). Данный компонент определяет в целом направленность выполняемой деятельности, влияет на выраженность достижения поставленной цели. В качестве значимого мотива выступает ценностное отношение к своему психологическому здоровью. На уровне потребностей мотивационный компонент определяется наличием потребности в продуктивном функционировании в ситуациях эмоциональных перегрузок.
Когнитивный компонент сформированности эмоциональной устойчивости включает в себя владение знаниями основ психогигиены, знаниями о преодолении эмоциональных перегрузок. Совокупность знаний, определяющих когнитивный компонент эмоциональной устойчивости будущего педагога-психолога, должна также содержать знания об основных негативных эмоциональных составляющих работы (тревож-
ность, стресс, социальная фрустрированность, эмоциональное выгорание, интенсивное межличностное взаимодействие и т.д.), особенностях профессиональной деятельности педагога-психолога, методах диагностики, коррекции и профилактики негативных эмоциональных состояний и свойств личности.
Эмоционально-личностный компонент выступает центральным в структуре эмоциональной устойчивости будущего педагога-психолога, включая в себя особенности эмоциональных проявлений и характеристики личности, повышающие эмоциональную устойчивость. В качестве составляющих эмоционально-личностного компонента можно выделить адекватную самооценку, интернальный локус контроля, низкий или нормальный уровень тревожности, общий положительный эмоциональный фон, выраженный самоконтроль, высокую нормативность и организованность, уравновешенность.
Сформированность практико-действенного компонента эмоциональной устойчивости включает в себя умения и навыки саморегуляции, а также владение навыками самодиагностики, коррекции и профилактики негативных эмоциональных состояний и свойств личности.
Таким образом, эмоциональная устойчивость является профессионально значимым качеством личности будущего педагога-психолога, процесс ее формирования является необходимым условием готовности педагога-психолога к последующей профессиональной деятельности. Необходимость формирования эмоциональной устойчивости будущего педагога-психолога определяется особенностями профессиональной деятельности психолога, напряженностью и интенсивностью психоэмоционального состояния при выполнении должностных обязанностей, повышенной моральной ответственностью за результат своей деятельности.
Библиографический список
Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения [Текст] / Л.М. Аболин: докт. дис. - М., 1989.
Баданина Л.П. Соотношение психологических и нейропсихологических коррелятов эмоциональной неустойчивости у младших школьников [Текст] / Л.П. Баданина: автореф. дис. ...канд. наук. - СПб., 1996. Бурова Е.В. Структурные компоненты интерактивной готовности студентов-психологов к работе с клиентом [Текст] / Е.В. Бурова // «Психология образования: проблемы и перспективы»: Материалы первой Международной научно-практической конференции. - М., 2004.
Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости [Текст] / М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 106-112.
Заремба Г.Ф. Фрустрация в профессиональной деятельности учителя начальной школы и условия ее преодоления [Текст] / Г.Ф. Заремба: автореферат дис. ... канд. псих. наук - М., 1982.
Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора [Текст] / П.Б. Зильберман // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е.А. Милеряна. - М., 1974.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с., ил. (Серия «Мастера психологии»).
Климов Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1991.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский: пер. с польск. - М., 1979. -С. 262, 263.
Рукавишников А.А., Соколова М.В. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF. 3-е изд. [Текст] / А.А. Рукавишков, М.В. Соколова. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2000.
Хромова А.С. Особенности и развитие эмоциональной устойчивости будущих работников правоохранительных органов в процессе обучения [Текст] / А.С. Хромова: автореф. дис.... канд. псих. наук. - Иркутск, 2008.
12. Черникова О.А. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя [Текст] / О.А. Черникова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2009.
13. Чичикин В.Т. Профессиональная готовность и ее измерение [Текст] / В.Т. Чичикин // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 491-492.
14. Cattel, R.B. Personality and motivation structure and measurement [Текст] / R.B. Cattel. - N.Y., 1957.
2
З.
4.
5.
6. 7.
В.
9.
10. 11.
V.E. MEDVEDEVA
EMOTIONAL STABILITY AS A BASIS OF READINESS OF THE FUTURE TEACHER-PSYCHOLOGIST TO
PROFESSIONAL WORK
Article is devoted to consideration of a problem of emotional stability as professionally meaningful quality of the person of the future teacher-psychologist. In article the urgency of formation of emotional stability during training in high school is shown, the content of concept« emotional stability »is specified and reveals.
Key words: emotional stability, professional readiness, professionally meaningful qualities, components of emotional stability.