Научная статья на тему 'Общее представление о психологической структуре и содержании эмоциональной устойчивости специалиста экономического профиля'

Общее представление о психологической структуре и содержании эмоциональной устойчивости специалиста экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
346
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПЛАСТИЧНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / STRESS RESISTANCE / EMOTIONAL STABILITY / FLEXIBILITY / EMOTIONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдалина Лариса Васильевна, Механчук Станислав Юрьевич

В статье на основе обширного анализа актуальной психологической, акмеологической литературы представлена содержательная характеристика выявленных и обоснованных автором психологических особенностей эмоциональной устойчивости студентов экономического профиля; представлены и проанализированы результаты эмпирических исследований конкретной группы студентов-эконо-мистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL IDEA ABOUT PSYCHOLOGICAL STRUCTURE AND MAINTENANCE OF EMOTIONAL STABILITY OF ECONOMIC PROFILE EXPERT

In the article on the basis of the extensive analysis of actual psychological, acmeological literatures the substantial characteristic of the psychological features of emotional stability of the students of economic profile revealed and proved by the author is presented.

Текст научной работы на тему «Общее представление о психологической структуре и содержании эмоциональной устойчивости специалиста экономического профиля»

УДК 159.9

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

© Лариса Васильевна АБДАЛИНА

Российский государственный социальный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, е-mail: [email protected] © Станислав Юрьевич МЕХАНЧУК Российский государственный социальный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, аспирант кафедры социологии, психологии и теории социальной работы,

e-mail: [email protected]

В статье на основе обширного анализа актуальной психологической, акмеологической литературы представлена содержательная характеристика выявленных и обоснованных автором психологических особенностей эмоциональной устойчивости студентов экономического профиля; представлены и проанализированы результаты эмпирических исследований конкретной группы студентов-эконо-мистов.

Ключевые слова: стрессоустойчивость; эмоциональная устойчивость; пластичность; эмоциональность.

Современному специалисту экономического профиля объективно требуется наличие общей культуры, способность к адаптации в изменяющихся условиях производства, умение реализовать свои творческие способности, брать на себя ответственность за решение принятых задач. В рамках профессио-графического подхода обозначены критерии оценки профессиональной компетентности современного специалиста экономического профиля: мотивационно-ценностное отношение к избранной профессии (профессиональный интерес, способность преодолевать барьеры в профессиональной деятельности); объем, глубина, прочность, мобильность, широта переноса профессиональных знаний (экономической теории, экономических категорий, законов, правил современной экономики); степень сформированных умений профессиональной деятельности; готовность к профессиональному сотрудничеству; осознание социального статуса и имиджа специалиста экономического профиля, наличие сформированных профессионально-значимых качеств личности экономиста.

Согласно Е.С. Романовой, к профессионально важным качествам специалиста-эко-номиста следует отнести: усидчивость, обязательность, честность и порядочность, ответственность, аккуратность, исполнительность, эрудированность, предприимчивость,

деловую хватку, эмоционально-психическую устойчивость, коммуникабельность, уверенность в себе [1].

Анализ научной литературы показывает, что современный экономист для успешного выполнения экономической, организационной, планово-финансовой, управляющей, информационно-аналитической, консультативной, предпринимательской и экспертной видов деятельности помимо сугубо профессиональных знаний, умений должен обладать высоким уровнем психологической культуры. Эмоциональная устойчивость, несомненно, выступает одним из важных компонентов такой культуры и подлежит формированию уже на этапе профессиональной подготовки специалистов экономического профиля в вузе.

Мы рассматриваем эмоциональную устойчивость как один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха в профессиональной деятельности современного экономиста [2].

Анализ психологической и акмеологиче-ской литературы показывает, что проблема эмоциональной устойчивости является одной из наиболее сложных и актуальных в современной психологической и акмеологической науке. И несмотря на имеющиеся исследования по данной проблеме, все еще нет ясности в понимании психологической сущности эмоциональной устойчивости, роли личности

11б

в ее обеспечении, особенностях проявления в различных ситуациях (Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко, В.А. Бодров, В.А. Пономаренко и др.).

Прежде чем сформировать представление о психологической структуре и содержании эмоциональной устойчивости специалиста экономического профиля, проведем терминологический анализ данного феномена.

Согласно М.И. Дьяченко, эмоциональная устойчивость есть неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. Это интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.

Ряд авторов свойство эмоциональной устойчивости связывают с характеристиками темперамента, которые оказывают определенное влияние в основном на реактивность и силу эмоциональных переживаний и проявлений, а не на их содержание (П.Б. Зильберман, Я. Рейковский). Другие исследователи считают эмоциональную устойчивость проявлением волевых характеристик личности и определяют ее как способность управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности (В.Л. Марищук, Е.А. Ми-лерян) [3].

Как видно, многие авторы отмечают, что эмоциональная устойчивость как свойство психики отражает способность человека успешно осуществлять профессиональную деятельность (жизнедеятельность) в ситуации возникновения сложных условий. То есть эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях.

О.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке. В.М. Смирнов и А.И. Трохачев пишут, что под эмоциональной устойчивостью понимается константность психических и двигательных функций в условиях эмоцио-генных воздействий. Я. Рейковский определяет эмоциональную устойчивость как способность эмоционально возбужденного человека

сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций [4].

Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в сложной эмоциогенной ситуации.

Психологи, анализируя детерминанты эмоциональной устойчивости, в т. ч. специалистов в сфере деятельности «человек-человек», обнаружили, что степень эмоциогенно-сти воздействующего объективно-напряженного фактора во многом зависит от субъективных особенностей личности. Проявление эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности определяется такими психологическими характеристиками личности, как профессиональное самосознание (мотивация к экономической деятельности, гуманистические мотивы личности, позитивность самовосприятия, стремление к самосовершенствованию), эмоциональная отзывчивость, волевая саморегуляция (умения саморегуляции эмоционального состояния, волевые качества личности), поведенческая гибкость (легкость перестройки поведения, оперативное реагирование на изменение ситуации, умение адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно).

Для более целостного представления о психологической структуре и содержании эмоциональной устойчивости современного специалиста экономического профиля важно отметить следующее.

Несмотря на близость или даже совпадение методологических позиций и научных установок психологических исследований эмоциональной устойчивости, между ними существует известное расхождение в подходах к ее изучению. В рамках первого подхода (А.Е. Ольшанникова, С.М. Оя, О.А. Черникова и др.) эмоциональная устойчивость рассматривается в зависимости от силы, знака, лабильности и содержания эмоций. В рамках второго подхода (В. Л. Марищук, Е.А. Миле-рян, К.К. Платонов и др.) эмоциональная устойчивость описывается как способность преодолевать излишнее эмоциональное возбуждение при выполнении сложной деятельности. Сторонниками этого подхода акцентируется волевой аспект эмоциональной устойчивости. В рамках третьего подхода (Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко, П.Б. Зильбер-

ман, Д.В. Иванов, В.А. Пономаренко и др.) эмоциональная устойчивость понимается как интегративное свойство личности, объединяющее различные качества личности (эмоциональные, волевые, интеллектуальные, перцептивные), которые в совокупности своей препятствуют возникновению эмоциональной неустойчивости, дезорганизующей деятельность [5].

В своем исследовании мы опираемся на позицию, обозначенную в третьем подходе, понимая эмоциональную устойчивость как динамическое, интегральное свойство личности; как константность психологических проявлений личности в условиях сложной и напряженной профессиональной деятельности, обеспечивающих ее стабильную продуктивность и самореализацию экономиста в ней.

В научных исследованиях делаются попытки выявить психологический конструкт эмоциональной устойчивости, что позволит более четко и обоснованно представить структурно-содержательные характеристики способности и готовности личности успешно осуществлять необходимую профессиональную деятельность в сложных условиях. Психологи считают, что при этом очень важно избегать отождествления эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности. Поэтому в настоящем исследовании мы учитывали, что успех выполнения экономистом необходимых профессиональных действий в сложной обстановке обеспечивается не только его эмоциональной устойчивостью, но и многими другими личностными качествами и собственным опытом экономиста.

Психологическая структура и содержание эмоциональной устойчивости экономиста могут быть обнаружены в характеристиках ее компонентов. К последним ученые (В.А. Бодров) правомерно относят: мотивационный (осознание ценностей и смысла эмоциональной устойчивости), эмоциональный (характер, глубина, устойчивость проявлений эмоций), волевой (сознательная регуляция эмоций), интеллектуальный (оценка ситуации, прогноз ее изменения) [6].

По мнению М.И. Дьяченко, в качестве оценочных характеристик компонентов эмоциональной устойчивости могут выступать: правильное восприятие обстановки, ее ана-

лиз, оценка, принятие решений; последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнению функциональных обязанностей; поведенческие реакции; точность и своевременность движений, тембр и выразительность речи, ее грамматический строй; изменения во внешнем виде и т. п. Соответственно предпосылки эмоциональной устойчивости кроются в содержании эмоций, чувств, переживаний, динамике психики, в зависимости от потребностей, мотивов, воли, подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных профессиональных задач.

Проведенные эмпирические исследования подтвердили, что в самом обобщенном виде эмоциональная устойчивость студентов - будущих экономистов по совокупности обозначенных выше критериев позволяет говорить о том, что данное профессионально важное и личностно значимое качество целенаправленно не формируется в процессе их профессиональной подготовки в вузе и имеет низкие показатели проявления у большинства студентов. Это, в свою очередь, ограничивает возможности удовлетворения студентами своих образовательных потребностей на этапе обучения в вузе.

Дальнейший научный поиск будет направлен на конкретизацию психологического конструкта эмоциональной устойчивости, ее критериальных показателей, определение уровней проявления.

1. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограм-мы. М., 2003.

2. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

3. Марищук В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1994.

4. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1999.

5. Аболин Л.МПсихологические механизмы формирования эмоциональной устойчивости. М., 1987.

6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006.

Поступила в редакцию 20.09.2011 г.

UDC 159.9

GENERAL IDEA ABOUT PSYCHOLOGICAL STRUCTURE AND MAINTENANCE OF EMOTIONAL STABILITY OF ECONOMIC PROFILE EXPERT

LarisaVasilyevna ABDALINA, Russian Social State University, Voronezh, Russian Federation, Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: [email protected]

Stanislav Yuryevich MEKHANCHUK, Russian Social State University, Voronezh, Russian Federation, Post-graduate Student of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: [email protected]

In the article on the basis of the extensive analysis of actual psychological, acmeological literatures the substantial characteristic of the psychological features of emotional stability of the students of economic profile revealed and proved by the author is presented.

Key words: stress resistance; emotional stability; flexibility; emotionality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.