Кириленко Дмитрий Николаевич
слушатель факультета психологии Краснодарского университета МВД России 350088, г. Краснодар, ул. Уральская, д. 196, кв. 73 тел. (928) 412-81-39
Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости сотрудников ОВД
Статья посвящена изучению теоретических подходов к изучению эмоциональной устойчивости сотрудников ОВД. В статье разводятся понятия «эмоциональная устойчивость» и «невпечатлительность», отмечается значимость влияния эмоциональной устойчивости специалистов на эффективность деятельности. Теоретическую базу статьи составили исследования в области прикладной психологии: авиационной (Р.Н. Макаров, В.Л. Марищук, В.А. Плахтиенко и др.). инженерной (К.М. Гуревич, П.Б. Зильберман, Е.А. Милерян и др.), психологии спорта (Л.М. Аболин, О.В. Дашкевич, А.Ц. Пуни, А.Я. Чебыкин).
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, сотрудник ОВД, эффективность деятельности сотрудника ОВД, интегративный подход, нейрофизиологической организации психики сотрудника ОВД________________
Профессиональная деятельность сотрудника ОВД предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам, но и к уровню их физического и психического здоровья. Здоровый, эмоционально устойчивый милиционер получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, стремится к совершенствованию. С другой стороны, профессиональная деятельность сотрудника ОВД связана с состоянием эмоциональной напряженности, которое проявляется в снижении устойчивости психологических функций. После пребывания в напряженной ситуации он часто испытывает затруднения функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания), ощущает разбитость и подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.
Профессиональный долг обязывает сотрудника ОВД принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению. Эмоциональное напряжение негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психологические заболевания. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств (раздражительности, тревожности, пессимизма и т.д.). Это негативно сказывается на эффективности деятельности, влияя на взаимоотношения сотрудника ОВД с гражданским населением и коллегами.
По данным Департамента кадрового обеспечения Министерства внутренних дел Российской федерации за последние 5 лет после очного обучения в территориальные органы внутренних дел поступили на службу более 56 тыс. молодых офицеров. На сегодняшний день почти 6 тыс. из них (каждый 9-й) уволились, не проработав и трех лет, в том числе более 2 тыс. ушли из ОВД на первом году службы. В качестве одной из главных причин перемены места работы, в первую очередь, сотрудники указывают эмоциональное выгорание, связанное с постоянным высоким нервнопсихическим напряжением. Данная ситуация является следствием неподготовленности молодых специалистов к требованиям, предъявляемым службой в органах внутренних дел, характеризующейся повышенной стрессогенностью. Неспособность начинающих специалистов противостоять длительному воздействию стрессогенных факторов, может объясняться несформированностью у них нервно-психической устойчивости, одним из компонентов которой является эмоциональная устойчивость. Таким образом, необходимо рассматривать эмоциональную устойчивость как профессионально значимое качество личности сотрудника ОВД.
Влияние эмоциональной устойчивости специалистов на эффективность деятельности в своих научных трудах рассматривали такие исследователи, как М.В. Грицаенко, П.Б. Зильберман, В.М. Писаренко, К.К. Платонов, Е.В. Романина, Е.М. Семенова, О.А. Черникова, но такой аспект данной проблемы, как особенности эмоциональной устойчивости сотрудников системы МВД не был освещен в достаточной степени.
Многогранность эмоций, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, сложные отношения с предметным содержанием, способность к слиянию и образованию сочетаний исключают возможность простой линейной их классификации. На данном этапе развития психология располагает целым рядом независимых или частично перекрывающихся признаков и оснований для деления эмоциональных явлений, а существующие классификационные схемы либо акцентируют одно или другое из этих делений, либо вводят их шаг за шагом в том или ином сочетании и последовательности.
Характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у данного человека, являются его эмоциональными свойствами. К ним относят эмоциональную возбудимость, как готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители; глубину переживаний, как способность испытывать при некоторых наиболее благоприятных обстоятельствах такие интенсивные чувства, которые доступны сравнительно немногим. К эмоциональным свойствам относят эмоциональную ригидность - лабильность, экспрессивность, оптимизм - пессимизм и эмоциональную устойчивость [1].
В отечественной психологии возникновение термина «эмоциональная устойчивость» было вызвано изучением поведения человека, действующего в экстремальных условиях. Большинство исследований проводилось в области прикладной психологии: авиационной (Р.Н. Макаров, В.Л. Марищук, В.А. Плахтиенко и др.), инженерной (К.М. Гуревич, П.Б. Зильберман, Е.А. Милерян и др.), психологии спорта (Л.М. Аболин, О.В. Дашкевич, А.Ц. Пуни, А.Я. Чебыкин). [2, с. 752]
В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от мнения исследователей, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко и др. [3, с. 106-113]
С нашей точки зрения, об истинной эмоциональной устойчивости следует говорить в том случае, когда определяются:
1. Время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии эмоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы); чем позднее появляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;
2. Сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т.п.); чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека. Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. К различным эмоциогенным факторам эта устойчивость будет разной.
Большинство авторов не рассматривает данное свойство, как свойство индивида, носящее чисто индивидуальный характер. Они указывают на связь эмоциональной устойчивости с мотивационной и познавательной сферами, а также волевой регуляцией поведения.
На наш взгляд, наиболее полно раскрывающим суть эмоциональной устойчивости является интегративный подход, с позиций которого эмоциональная устойчивость - это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных компонентов психологической деятельности индивида, которое обеспечивает оптимальное, успешное достижение цели деятельности и эффективное социально-ролевое поведение в сложной эмотивной обстановке.
В отечественной психологии существует четыре подхода к изучению эмоциональной устойчивости.
Первый подход (В.Л. Марищук и др.) рассматривает основные психологические факторы эмоциональной устойчивости, прежде всего в контексте волевых качеств. Так, например, человек может с помощью волевых усилий, приемов и аутогенных тренировок изменять свои эмоциональные состояния. [4]
Сторонники второго подхода (Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, А.М. Столяренко, А.Д. Чебыкин и др.) рассматривают эмоциональную устойчивость как следствие интеграции различных психологических процессов и явлений, выделяя четыре компонента: эмоциональный, волевой, мотивационный,
интеллектуальный. [5]
Третий подход (Ю.М. Блудов, В.Д. Небылицин, К.М. Гуревич и др.) базируется на теории самоорганизации кибернетических систем. Эмоциональная устойчивость в рамках этого подхода связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижностью нервных процессов. [6, с. 752]
Четвертый подход (А.В. Алексеев, А.Е. Ольшанников, О.А. Черникова и другие). Согласно этому подходу каждый психический процесс (познавательный, эмоциональный, волевой) относительно независим от других и обладает специфическими особенностями. Авторы считают, что эмоциональная устойчивость зависит, прежде всего, от качеств и свойств самого эмоционального процесса в сложной для человека ситуации. [7]
М.И. Еникеев считал, что повышенная психическая напряженность работы, необходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют
особые требования к нейрофизиологической организации психики сотрудника ОВД. Иными словами, он должен обладать следующими качествами: сензитивностью - повышенной нервно-психической чувствительностью к внешним воздействиям; оптимальным соотношением реактивности (импульсивности) и активности; эмоциональной устойчивостью; пластичностью психических процессов; пониженным уровнем тревожности - умеренной эмоциональной возбудимостью в опасных ситуациях; резистентностью -сопротивляемостью внешним и внутренним условиям, препятствующим осуществлению начатой деятельности; толерантностью - устойчивостью к нервно-психическим переживаниям. [8, с. 624]
На данном этапе развития психологической науки принято выделять следующие функции, присущие эмоциональной устойчивости к профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Гностическая функция - заключается в обеспечении чувственноэмоциональной мотивации к повышению уровня профессиональных и специальных знаний; применению знаний, умений и навыков в области служебной деятельности; наблюдению и учету как своих чувственноэмоциональных реакций, так и других людей в процессе служебной деятельности.
Проективная функция заключается в обоснованном выборе оптимальной чувственно-эмоциональной окраски средств, методов и приемов в процессе реализации своих профессиональных функций, планировании системы чувственно-эмоционального воздействия на других людей.
Конструктивно-организаторская функция выражается в
индивидуализации подбора чувственно-эмоционального обеспечения форм, методов и средств реализации своих профессиональных задач, а также приемов руководства различными видами деятельности своих подчиненных.
Координирующая функция заключается в чувственно-эмоциональной поддержке при установлении деловых контактов с потерпевшими, подозреваемыми и другими лицами, участвующими в уголовном процессе, а также чувственно-эмоциональной корректировки отношений, которые сложились в служебном коллективе.
Коммуникативная функция заключается в чувственно-эмоциональном сопровождении установления целесообразных отношений сотрудничества, а также регулирования общения и межличностных отношений в служебном коллективе подразделения. [9, с. 100]
Мы исследуем эмоциональную устойчивость личности сотрудника ОВД как интегративное свойство его эмоционально-волевой сферы, включающее, согласно четвертому подходу, качества эмоциональных процессов, проявляющихся в сложной ситуации. При этом мы разводим понятия «эмоциональная устойчивость» и «невпечатлительность». Важными, на наш взгляд, характеристиками эмоциональной устойчивости являются:
1) степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека при воздействии эмоциогенных факторов;
2) проявляемые эмоции, адекватные ситуации;
3) осуществляемый личностью контроль над выражением эмоций, не имеющий характер подавления эмоций.
Таким образом, можно отметить, что эмоциональная устойчивость - это достаточно сложное и неоднозначное образование. Понятие «эмоциональная
устойчивость» соотносится с понятием «психологическая устойчивость» и предполагает наличие синтеза свойств и качеств в личности, позволяющих уверенно и самостоятельно в различных эмоциональных условиях выполнять свою профессиональную деятельность, что является, несомненно, важным для сотрудника ОВД, так как его деятельность связана с большими физическими и нервными нагрузками.
Библиографический список:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2001.
3. Аболин Л М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. 1989. № 4; Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. 1990. № 1.
4. Марищук В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки: Автореф. дис. ... канд. наук. Л., 1964.
5. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С. 542-543; Вартанян Г.А, Петров Е.С. Эмоции и поведение. Л., 1989; Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс // Психический стресс в спорте: Материалы Всесоюзного симпозиума. Пермь, 1973. С. 13-15; Чебыкин А.Я., Аболин Л.М. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов // Психологический журнал. 1984. № 4. С. 83-89.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2001.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2001. 752 с.;Олъшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983; Черникова О.А. Эмоции в спорте. М., 1961; Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967.
8. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2000.
9. Анализ и прогнозирование текучести кадров молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений МВД России: методическое пособие / С.Д. Назаров [и др.]; Сибирский юридический институт МВД России. М.: Департамент кадрового обеспечения МВД России; Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2006.