Научная статья на тему 'Эмоциональная устойчивость как фактор успешности учебной деятельности курсантов военных вузов: гендерный аспект'

Эмоциональная устойчивость как фактор успешности учебной деятельности курсантов военных вузов: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
761
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / САМООЦЕНКА / НЕЙРОТИЗМ / УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EMOTIONAL STABILITY / PERSONAL ANXIETY / SELF-ESTEEM / NEUROTICISM / PROGRESS OF STUDY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Емельяненко Артем Алексеевич

Рассматривается эмоциональная устойчивость как фактор, детерминирующий успешность учебной деятельности курсантов военных вузов. Уточняется понятие эмоциональной устойчивости, указываются критерии ее оценки. Приводятся результаты эмпирического исследования личностных характеристик, дающих представление об уровне эмоциональной устойчивости. Определена степень влияния уровня эмоциональной устойчивости курсантов военных вузов на показатели их успешности. Выявлены гендерные различия в диагностируемых показателях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Емельяненко Артем Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL STABILITY AS EFFICIENCY FACTOR OF MILITARY INSTITUTION CADETS’S LEARNING ACTIVITY: GENDER ASPECT

The emotional stability as the factor of determining of learning activity efficiency of military institution cadets is considered. The concept of emotional stability is specified; emotional stability criteria of its evaluation are indicated. The results of the personality characteristics empirical study, an idea of emotional stability level are given. The influence level degree of military institution cadets’ emotional stability on cadets’ efficiency were identified. Тhe gender differences in diagnosed indexes were identified.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная устойчивость как фактор успешности учебной деятельности курсантов военных вузов: гендерный аспект»

УДК 159.942:355.233

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

© Артем Алексеевич ЕМЕЛЬЯНЕНКО

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация, преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации), e-mail: [email protected]

Рассматривается эмоциональная устойчивость как фактор, детерминирующий успешность учебной деятельности курсантов военных вузов. Уточняется понятие эмоциональной устойчивости, указываются критерии ее оценки. Приводятся результаты эмпирического исследования личностных характеристик, дающих представление об уровне эмоциональной устойчивости. Определена степень влияния уровня эмоциональной устойчивости курсантов военных вузов на показатели их успешности. Выявлены гендерные различия в диагностируемых показателях.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость; личностная тревожность; самооценка; нейротизм; успешность учебной деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в психологии стали все чаще говорить об эмоциональной устойчивости как свойстве личности, которое обеспечивает высокоэффективную деятельность и целенаправленное поведение человека не только в условиях стресса, но и при реализации различных видов деятельности, в т. ч. и учебной.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Исследование проводилось среди курсантов военных вузов Министерства обороны РФ. Всего в опросе приняло участие 128

респондентов, из них: 74 - юноши и 54 - девушки. В результате оценки сформированно-сти психологического пола при помощи опросника С. Бем опрошенные были разделены на 4 группы: 1) феминные курсанты-девушки; 2) феминные курсанты-юноши; 3) маскулинные курсанты-девушки; 4) маскулинные курсанты-юноши.

Для выявления интегрального показателя эмоциональной устойчивости была использована методика С.Ю. Щетининой (2010), согласно которой эмоциональная устойчивость является суммой оценок показателей по трем тестам (тревожность, самооценка, нейротизм) [1].

Оценка степени выраженности личностной тревожности осуществлялась с помощью методики Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина «Шкала оценки уровня личностной тревожности». Для изучения самооценки курсантов применялся опросник Г.Н. Казанцевой. Для исследования нейротизма как свойства темперамента был использован опросник Г. Айзенка.

Интерпретация полученных результатов осуществлялась с использованием средств статистического анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В настоящий момент в психологопедагогической науке, несмотря на продолжающийся научный поиск, нет единого подхода к пониманию феномена эмоциональной устойчивости, т. к. данное понятие разрабатывается разными авторами независимо друг от друга в разных проблемных контекстах.

Существует целый ряд определений эмоциональной устойчивости. Под ней подразумевают:

- свойство, качество или способность, характеризующие темперамент;

- свойство личности, способствующее успешному осуществлению деятельности и характеризующееся не уменьшением, а увеличением работоспособности в напряженной обстановке;

- невосприимчивость нервной системы к неприятным впечатлениям;

- степень волевого владения личности своими эмоциями, способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения;

- надежное выполнение сложной задачи;

- оптимальное сочетание эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных, нравственных, психофизиологических и других способностей.

Важно отметить, что большинство исследователей под эмоциональной устойчивостью понимают свойство или качество личности, способствующее высокой продуктивной напряженной деятельности. У некоторых авторов можно заметить сосуществование в определении эмоциональной устойчивости различных взглядов или формулировок. Наиболее конкретно эта неоднозначность проявляется в том, что хотя большинство

исследователей употребляют понятие эмоциональной устойчивости для обозначения функциональной устойчивости человека в напряженных условиях, некоторые из них наряду с этим включают в его содержание термин «устойчивость эмоций», который по сути своей означает некоторое постоянство эмоциональных переживаний человека, его предрасположенность к переживанию того или иного качества [2].

Как уже отмечалось ранее, однозначного понимания природы этого феномена нет. Если В.Л. Марищук [3] понимает эмоциональную устойчивость достаточно просто и однозначно «как способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной двигательной деятельности», то Е.А. Милерян трактует это понятие несколько шире, понимая под этим свойством «с одной стороны, невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное воздействие на психическое состояние индивидуума, а с другой стороны, способность контролировать, сдерживать и управлять возникающими эмоциями, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий» [4].

П.Б. Зильберман считает, что «под эмоциональной устойчивостью следует понимать интегральное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [5].

Т.А. Савина под эмоциональной устойчивостью понимает способность индивидуума к адекватному и гибкому реагированию на значимые изменения внутренних (мотивационных, эмоциональных, волевых, когнитивных, перцептивных) и внешних (факторы социальной среды) факторов, характеризующуюся сформированностью навыков психорегуляции, стойкостью, стабильностью и сопротивляемостью индивида фрустрации и стрессогенным воздействиям в практической деятельности [6].

В.Е. Медведева рассматривает эмоциональную устойчивость как профессионально значимое качество личности, обеспечивающее стабильность эмоционального состояния

и эффективное выполнение деятельности в эмоциогенных условиях при перенапряжении, фрустрации, способствующее предупреждению тревожности, профессиональной деформации личности, эмоционального выгорания. Кроме того, в своей работе автор указывает, что эмоциональная устойчивость обеспечивает формирование профессиональных компетенций, связанных с навыками анализа своей деятельности и умением применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния; способностью контролировать стабильность своего эмоционального состояния [7].

Критерии эмоциональной устойчивости человека изучались и изучаются многими авторами. Исследования охватывают такие области, как летная деятельность (П.В. Буянов, Л.С. Исаакян, Л.А. Китаев-Смык, Ф.П. Кос-молинский, И.П. Неумывкин, К.К. Платонов,

B.А. Пономаренко, А.М. Шварц и др.), космонавтика (Ф.Д. Горбов, Ф.П. Космолинский, О.И. Кузнецов, В.И. Лебедев, В.И. Мясников и др.), спорт высших достижений (А.В. Алексеев, Ю.М. Блудов, С.Н. Пимонова, В.М. Писаренко, В.А. Плахтиенко, О.А. Черникова,

C.П. Четвертаков и др.), трудовая и учебная деятельность (А.С. Егоров, Г.Г. Зильберман, О.О. Косякова, В.Е. Медведева, Е.А. Миле-рян, Н.И. Наенко, В.Р. Сары-Гузель, Т.А. Савина, В.В. Суворова, Б.Н. Яковец и др.).

Для определения степени улучшения или ухудшения продуктивности деятельности при оценке эмоциональной устойчивости изучаются различные пространственно-временные параметры поведенческих реакций, моторных действий - их направленность, скорость, частота, ритм, точность и т. п., а также характеристики физиологических реакций - КГР, ЧСС и др.

Изучение этих параметров может осуществляться как в естественных условиях - в тесной связи с изучаемой профессиональной деятельностью, так и в лабораторных условиях, близко моделирующих реальную деятельность. Общим во всех этих подходах является то, что высокая или сильная эмоциональная устойчивость определяет высокую или повышенную продуктивность деятельности в условиях стресса, низкая или слабая эмоциональная устойчивость - ухудшение и снижение ее. Большинство авторов связыва-

ет высокую эмоциональную устойчивость с большой силой нервной системы, ее уравновешенностью.

Анализ научной литературы позволяет выделить две основные группы факторов возникновения и особенностей проявления эмоциональной устойчивости: внешние и внутренние.

К внешним факторам, вызывающим отрицательные эмоциональные состояния и дезорганизующим деятельность человека, а также исключающим возможность обычного адекватного его поведения, относятся те, которые могут быть категоризованы как объективно существующие. Среди них: экстремальные или напряженные условия, обозначаемые как «чрезвычайные раздражители», «стрессоры», «фрустраторы», «эмоциональные ситуации» и т. п. (Ю.А. Александровский, К.М. Бычков, В. Вундт, Л.А. Китаев-Смык, Ф.П. Космолинский, Н.С. Уткина, Н.И. Чуприкова и др.). Однако исследования Л.М. Аболина [8] показывают, что вне субъекта не существует ничего, что представляло бы качественный показатель любого эмоционального состояния, а тем более эмоциональной устойчивости. Следовательно,

внешние факторы сами по себе не могут рассматриваться как детерминанты эмоциональной устойчивости. В этой связи необходимо рассмотреть особенности внутренних условий и характер их соотношения с эмоциональной устойчивостью. К внутренним условиям следует отнести все, сопряженное с субъективным переживанием активности индивида, и не являющееся абсолютно точной зеркальной копией объективной действительности.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Анализ научно-методической литературы позволил нам выделить три устойчивые личностные характеристики, которые отражают психологические особенности человека в эмоциональной сфере и при этом поддаются воздействию и коррекции в результате педагогических и других воздействий, - это личностная тревожность, самооценка, нейротизм.

Анализ среднеарифметических значений результатов психодиагностического исследования курсантов военных вузов (отдельно по

физиологическому и психологическому полу) показал, что общий уровень интегрального показателя эмоциональной устойчивости респондентов, в соответствии с критериями его оценки, соответствует двум уровням: выше среднего и высокому (табл. 1).

При этом статистическая обработка результатов выявила влияние гендерных особенностей респондентов на исследуемые показатели. Так, у феминных курсантов-юношей наблюдается более низкий уровень тревожности и нейротизма, более высокий уровень самооценки по сравнению с маскулинными курсантами-юношами. В тоже время у курсантов-девушек наблюдается обратная картина - более низкий уровень тревожности и нейротизма, а также более высокую самооценку демонстрируют маскулинные девушки по сравнению с феминными девушками.

Интегральный показатель эмоциональной устойчивости обнаружил аналогичную тенденцию - более высокий уровень рассматриваемого качества отмечается у феминных курсантов-юношей и маскулинных курсантов-девушек и соответствует согласно предлагаемой градации высокому диапазону. У маскулинных курсантов-юношей и феминных девушек-курсантов интегральный показатель эмоциональной устойчивости соответствует уровню «выше среднего».

Эмоциональная устойчивость играет важную роль в учебной деятельности курсантов и выступает как условие сохранения успешной деятельности в сложных для курсанта ситуациях, поскольку эмоции оказывают избирательное действие на процессы научения, памяти, мышления, восприятия,

воображения и т. д. Значение эмоциональной устойчивости курсанта в его учебной деятельности обусловливается тем, что причин возникновения эмоционального перенапряжения в процессе обучения в военном вузе значительно больше, чем в гражданском вузе, что обусловлено специфическими требованиями к курсанту как субъекту образовательного процесса, особыми взаимоотношениями в воинских коллективах, особенностями организации военно-профессиональной подготовки и т. д.

Частной задачей исследования явилось определение степени влияния эмоциональной устойчивости курсантов военных вузов на успешность их учебной деятельности. Корреляционный анализ позволил определить положительную корреляционную связь на уровне тенденции между интегральным показателем эмоциональной устойчивости и успешностью учебной деятельности у феминных курсантов-девушек и маскулинных курсантов-юношей (г = 0,321 и г = 0,316 соответственно, р < 0,05), что позволяет предположить детерминацию успешности учебной деятельности другими психологическими и психофизиологическими показателями, конгруэнтными физиологическому и психологическому полу. Кроме того, выявлена положительная и достоверная связь между исследуемыми показателями у маскулинных кур-сантов-девушек (г = 0,632, р < 0,05) и феминных курсантов-юношей (г = 0,527, р < 0,05). Полученные результаты дают основание говорить о выраженной интеграции эмоциональных свойств и проявлений личности у курсантов, психологический пол которых не совпадает с физиологическим.

Таблица 1

Результаты психодиагностики эмоциональной устойчивости курсантов

Показатели Курсанты-юноши Курсанты-девушки

феминные маскулинные феминные маскулинные

Тревожность Зб,78 і 0,72 37,88 і 0,41 Зб,80 і 0,99 Зб,44 і 0,27

Самооценка 7,00 і 0,27 5,94 і 0,18 б,55 і 0,10 б,81 і 0,40

Нейротизм 7,00 і 0,42 7,88 і 0,17 8,б0 і 0,40 б,22 і 0,13

Интегральная оценка 7,49 і 0,21 7,09 і 0,18 7,01 і 0,43 7,б7 і 0,14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоциональная устойчивость курсанта в настоящем исследовании рассматривается как интегральное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся в напряженной деятельности, эмоциональные механизмы которой получают свою определенность в структуре системы саморегуляции. Поскольку эти механизмы содержат приспособительный эффект, выступая в динамическом единстве по отношению к успеху достижения принятой цели, то эмоциональная устойчивость может быть представлена как целостный процесс эмоциональной саморегуляции напряженной деятельности, в т. ч. и учебной.

Исследование подтвердило предположение о том, что успешная учебная деятельность курсанта среди других детерминант определяется высоким уровнем эмоциональной устойчивости его личности.

Проведенный анализ позволил вскрыть определенные гендерные различия в проявлениях эмоциональной устойчивости и отдельных ее проявлений у курсантов военных вузов и их взаимосвязи с успешностью учебной деятельности.

1. Щетинина С.Ю. Интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников разных половозрастных групп в зависимости

от среды проживания // Ученые записки. 2010. № 6 (64). С. 117-123.

2. Грицаенко М.В. Оптимизация соревновательной эмоциональной устойчивости юных спортсменов (на примере стрелкового спорта): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.

3. Марищук В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1964.

4. Милерян Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора // Очерки психологии труда оператора. М., 1974. С. 5-32.

5. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 1970.

6. Савина Т.А. Феномен эмоциональной устойчивости педагога // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В.А. Сластенина. М., 2010. Ч. 2. С. 272-277.

7. Медведева В.Е. Педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости студентов-психологов в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук. Орел, 2011.

8. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / под ред. В.В. Давыдова. Казань, 1987.

Поступила в редакцию 8.10.2012 г.

UDC 159.942:355.233

EMOTIONAL STABILITY AS EFFICIENCY FACTOR OF MILITARY INSTITUTION CADETS’S LEARNING ACTIVITY: GENDER ASPECT

Artyom Alekseyevich EMELYANENKO, Military Air Force Education and Research Center “Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovskiy and Y.A. Gagarin”, Voronezh, Russian Federation, Lecturer of Moral and Psychological Support Department (Air Warfare), e-mail: [email protected]

The emotional stability as the factor of determining of learning activity efficiency of military institution cadets is considered. The concept of emotional stability is specified; emotional stability criteria of its evaluation are indicated. The results of the personality characteristics empirical study, an idea of emotional stability level are given. The influence level degree of military institution cadets’ emotional stability on cadets’ efficiency were identified. I'he gender differences in diagnosed indexes were identified.

Key words: emotional stability; personal anxiety; self-esteem; neuroticism; progress of study activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.