248
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2014, № 4 (36), с. 248-255
УДК 37.013.42
АКАДЕМИЧЕСКОЕ КУРАТОРСТВО В ИННОВАЦИОННОМ ВУЗЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
© 2014 г. Т.Т. Щелина
Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского arz65@mail.ru
Поступила в редакцию 05.11.2014
Раскрыта роль института кураторов в условиях изменившейся психологии студенчества и меняющейся ситуации в сфере развития высшего образования в России. Представлен опыт разработки и реализации воспитательной системы факультета с учетом специфики социономических профессий. Обозначены актуальные и перспективные направления деятельности куратора в инновационном вузе.
Ключевые слова: психология современного студенчества, воспитательная система факультета, институт кураторства, профессиональная социализация, механизмы профессиональной социализации в вузе.
Изменения в стране, и в частности в сфере образования, обусловили смену ценностей, формирование новых идеологических установок и параллельно - поиск новых направлений и технологий развития личности будущего специалиста, способного осуществлять самопроектирование и реализацию профессиональной карьеры в условиях серьезных противоречий между требованиями рынка труда и рынка специалистов. Об этом свидетельствует активизация (особенно в последние пять лет) исследований, в которых отражается обеспокоенность прогрессивного вузовского сообщества судьбой молодого поколения, острая необходимость перехода государственных вузов на качественно новую ступень в области воспитания, возрождения четко организованной работы по формированию и развитию ценностных ориентиров в студенческой молодежной среде [1].
Помимо негативных явлений в ценностно-ориентационной сфере студенчества постперестроечных лет [2] и «поколения NEXT» [3; 4] подготовке квалифицированных специалистов препятствует проблема недостаточной социальной и психологической зрелости молодых людей, поступающих в вузы. Эта проблема является следствием не решенных к окончанию школы задач развития личности и не преодолевается, по данным медицинских психологов и психотерапевтов, даже в пределах одного-двух возрастных этапов. С начала 2000-х гг. у студентов отмечались примитивность интересов и увлечений; несформированность учебной деятельности; отсутствие самостоятельности, инициатив-
ности и предприимчивости; неразвитость самосознания, рефлексии и абстрактно-логического мышления; выраженные нарушения возрастно-психологического, личностного и социального развития [5]. Зафиксированные психологами к 2010 г. неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень любознательности и воображения детей, недоступность того, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад; неблагоприятные тенденции в развитии социальной и коммуникативной компетентности, эмоциональной и духовно-ценностной сферы; увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья подтверждают неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка в ближайших поколениях россиян [6]. Выявленные тенденции актуализируют проблему социального воспитания в профессиональном образовании, связанную с разработкой в высшей школе моделей воспитательных систем, способствующих развитию и коррекции личностной готовности студентов к обучению в вузе, обеспечению их профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития в ходе освоения профессии.
Анализ инновационного опыта вузов показывает, что эффективность профессиональной социализации студентов во многом обусловлена органичным сочетанием реализуемых в вузе концепции профессиональной подготовки будущих специалистов и воспитательной системы вуза (соответствующего факультета). При этом
основа концепции профессиональной подготовки будущего специалиста заложена во ФГОС ВПО по направлению или специальности, ее ценностно-содержательное наполнение, органи-зационно-деятельностное и процессуально-технологическое обеспечение воплощается в воспитательной системе. В современной педагогике такая система рассматривается как упорядоченная совокупность структурных компонентов (цель, задачи, деятельность, субъект деятельности, отношения, освоенная социальная среда, этапы развития), взаимодействие которых обеспечивает создание благоприятных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для целенаправленного развития личности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе.
С позиций методологии обеспечения успешной социализации, благоприятными условиями позитивного развития считаются такие, которые обеспечивают адекватное решение возрастных задач и личностно значимых проблем посредством социально приемлемых и социально полезных и ценных способов. Период обучения в вузе совпадает с юношеским этапом возрастного развития, современное понимание основных задач которого в контексте изменений психологии студенчества и высшего образования раскрываются следующим образом [6]:
- адаптация к обучению в вузе: новому статусу, новым социально-психологическим ролям, требованиям и правилам;
- адаптация к осваиваемой профессии: этическому кодексу, содержанию и технологиям профессиональной деятельности, коллегам и партнерам;
- развитие учебно-профессиональной деятельности, при необходимости - формирование ее мотивации;
- реализация себя в социальном служении людям, в улучшении социальной действительности;
- завершение кризиса идентичности личности (целостности, верности себе и своим принципам);
- реализация потребности в творческом самовыражении в различных видах деятельности, в продуктивных хобби;
- реализация потребности в общении со сверстниками своего и противоположного пола; формирование установок на гуманистические отношения с противоположным полом, на создание семьи;
- формирование продуктивной психологической защиты от стрессов и трудных жизненных ситуаций;
- формирование установок на здоровый образ (стиль) жизни.
Результаты наших исследований социально-психологических особенностей студентов - представителей социономических профессий с 2000 г. стабильно показывают, что отсутствие в вузе условий для решения юношами и девушками этих задач (особенно на младших курсах) приводит к увеличению дезадаптивных форм поведения. Как правило, такие формы поведения проявляются в нарушении учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка, снижении успеваемости, избегании учебно-про-фессиональной деятельности, отвержении и прекращении ее, что завершается отчислением из состава студентов. В то же время целенаправленное создание условий для профилактики дезадаптации студентов в первые годы обучения в вузе посредством коррекции (доразвития) ведущих видов деятельности предыдущих возрастов (особенно подросткового и раннего юношеского) существенно сокращает «группу риска» на каждом курсе [7]. Дальнейшие исследования профессионального самоопределения современных студентов (2008-2013 гг.) позволяют провести аналогию между формированием и коррекцией психологической готовности ребенка к школе и личностной готовности студентов к обучению в вузе. Подобная аналогия в очередной раз доказывает необходимость целенаправленной работы со студентами по организации их общения, взаимодействия и совместной деятельности со сверстниками и педагогами, развития мотивации учебно-про-фессиональной деятельности на основе профессионального самоопределения и др. [8] - как необходимость дораз-вития предшественников учебной деятельности, не сформированных у ребенка к моменту поступления в школу.
Понимая, сколь сложно вузовскому сообществу принять реалии современной социально-психологической действительности и перестроить свое отношение к содержанию преподавательской деятельности - ее существенно увеличивающейся психологической нагруженности взаимодействия со студентами, мы намеренно акцентируем внимание на разработке факультетами воспитательных систем как упорядоченных организационно, содержательно и деятель-ностно обеспеченных структур управления развитием личности будущего специалиста. Причем особое место и особая роль в таких целостных систем управления развитием личности студентов отводится кураторству как важной составляющей современного вуза, вынужденного конкурировать за привлечение и сохранение каждого обучающегося.
Высказанные идеи и сформулированные положения реализованы и совершенствуются в опыте психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского, системообразующим компонентом воспитательной системы которого являются цель и задачи, для реализации которых она создана:
- обеспечение студентам субъектной позиции в учебно-профессиональной деятельности и в освоении позитивного опыта социально-профессионального взаимодействия;
- формирование у студентов гуманистических социальных установок по отношению к будущей профессии, партнерам и самим себе как субъектам социально-профессионального взаимодействия;
- оказание студентам индивидуальной помощи в личностном и профессиональном саморазвитии.
Цель и задачи воспитательной системы психолого-педагогического факультета обеспечиваются деятельностью, реализуемой в трех направлениях: учебно-профессиональная деятельность; жизнедеятельность академических групп; индивидуальная помощь в личностном и профессиональном саморазвитии.
Учебно-профессиональная деятельность предполагает освоение дисциплин учебного плана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, организацию практики и научно-исследовательской работы. Практика и научно-исследовательская работа как составные части учебно-профессиональной деятельности студентов связаны не только с закреплением и отработкой теоретических знаний и профессиональных умений, научным осмыслением явлений и фактов социально-педагогической действительности, но и с освоением позитивного опыта социально-профессионального взаимодействия. Это достигается посредством содержательного и технологического обеспечения практики и научно-исследовательской деятельности студентов, органичного включения их в деятельность академических групп и факультета в целом.
Жизнедеятельность академических групп рассматривается нами как взаимосвязанная совокупность различных видов учебно- и социально-профессиональной деятельности студентов, их межличностного общения и взаимодействия, которая обеспечивает удовлетворение потребностей каждого из них, коллектива, группы с учетом возрастных и личностно значимых задач, требований и потребностей факультета, вуза, более широкой социальной среды и всего общества. С этих позиций в вузе
необходимо создавать условия для участия студентов в посильном оформлении и сохранении помещений (учебных, спортивных, информационно-библиотечных, культурно-досуговых и др.), условия для обучения взаимодействию друг с другом и возможными социальными партнерами при подготовке и проведении разнообразных по содержанию и формам мероприятий с учетом задач возраста и осваиваемой профессии.
Индивидуальная помощь студентам в их личностном и профессиональном саморазвитии предполагает сознательно организованную и технологически обеспеченную деятельность по созданию условий для освоения социальных и профессиональных компетенций, реализация которых обеспечивает успешную социализацию и профессионализацию будущих специалистов, их самореализацию и самоутверждение - как в период обучения в вузе, так и в последующие периоды развития. При этом учитываются социально-психологические характеристики, уровень сформированности профессионального самоопределения осваивающих профессию студентов и другие особенности, образовательные возможности и потребности.
В структуре воспитательной системы среди ее компонентов выделяется субъект деятельности, ее реализующий и в ней участвующий. В нашем варианте субъектом деятельности является тот единый воспитательный коллектив, в который входят преподаватели, сами студенты, представители учреждений - баз практики, представители администрации города, районов области, представители общественности и общественных организаций, родители. Такой качественный состав субъекта деятельности воспитательной системы факультета обусловлен прежде всего заинтересованностью соответствующих административных, управленческих и силовых структур и общественности в создании единого воспитательного пространства на территории города и обеспечении его квалифицированными специалистами. Это позволяет привлекать студентов к реализации задач социального воспитания в учреждениях образования, социальной защиты и помощи населению, осуществлению профилактической работы с детьми и подростками различных групп риска по месту жительства в микрорайонах и близлежащих селах.
Следующим компонентом разработанной нами воспитательной системы психолого-педагогического факультета являются рождающиеся в общении и совместной деятельности отношения между участниками - субъектами. С учетом специфики осваиваемой профессио-
нальной деятельности студентов в воспитательной системе представлены отношения доброжелательности, принятия, психологической безопасности; уважение точки зрения другого, его права иметь собственное мнение; отношения взаимопомощи, взаимной мобилизации ресурсов друг друга; отношения взаимной ответственности. Они реализуются в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов, в жизнедеятельности академических групп, в ходе оказания студентам индивидуальной помощи. Анализ результатов практической деятельности показал, что такие отношения вначале воспринимаются как профессионально обязательные, нормативные, но благодаря использованию в повседневной жизнедеятельности группы становятся привычными и даже необходимыми, поскольку обеспечивают эффективность профессионального и межличностного взаимодействия.
Важным компонентом воспитательной системы психолого-педагогического факультета является та социальная среда, которая освоена субъектом деятельности. С учетом месторасположения филиала (г. Арзамас - центр южной части Нижегородской области) и специфики профессиональной деятельности специалистов психолого- и социально-педагогической сферы среда, на освоение которой направлена воспитательная система факультета, включает учреждения образования; учреждения системы социальной защиты населения (центр социально-психологической помощи семье, центр социальной помощи детям, центр реабилитации детей-инвалидов, муниципальный центр помощи населению); детские оздоровительные лагеря и базы отдыха; комитеты территориального самоуправления; учреждения ГУФСИН (воспитательная колония); подразделения отдела МВД по работе с несовершеннолетними; отделы опеки, попечительства и усыновления департаментов образования города и района; отделы по работе с семьей департаментов социальной защиты населения города и района; межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних при Администрации города.
Воспитательная система охватывает весь факультет и каждого в отдельности, поэтому предполагает последовательное (по курсам) усложнение содержания, форм и способов организации учебно-профессиональной деятельности; жизнедеятельности академических групп; индивидуальной помощи в личностном и профессиональном саморазвитии. Управление воспитательной системой осуществляется на следующих уровнях:
1) ученый совет филиала (института), директорат - принятие и одобрение концепции воспитательной системы факультета, кадровое обеспечение ее руководящего состава;
2) ученый совет факультета, деканат -разработка концепции воспитательной системы, обеспечение ее стратегического и тактического функционирования и развития, контроль и координация деятельности кафедр, кураторов, студенческого самоуправления, планирование и осуществление взаимодействия с социальными партнерами;
3) кафедры - участие в разработке концепции воспитательной системы, непосредственное обеспечение ее функционирования посредством института кураторов, взаимодействие со студентами, помощь им, координация их деятельности, установление и поддержание связей с социальными партнерами;
4) студенческое самоуправление - организация жизнедеятельности академических групп, помощь преподавателям в организации учебно-профессиональной деятельности (педагогическая практика, научно-исследовательская работа), внесение новых идей и социальных инициатив в управление воспитательной системой.
Управление функционированием и развитием воспитательной системы психолого-педагогического факультета строится на основе следующих принципов, определяющих важнейшие требования, выполнение которых обеспечивает эффективность воспитательной системы, соответствие ее результата цели и задачам:
- принципа системности, обеспечивающего структурную упорядоченность и последовательность взаимодействия взаимосвязанных друг с другом компонентов системы, подчиненность их основной цели;
- принципа реальности, гарантирующего адекватность задуманного действительности, выполнимость поставленных целей и задач, доступность среды и партнеров по взаимодействию;
- принципа открытости и развития, позволяющего системе, сохраняя свои характерные особенности и черты, адаптироваться к новым условиям, совершенствоваться, развиваться;
- принципа гуманистической направленности, обеспечивающего создание условий для позитивной духовно-ценностной ориентации личности будущих специалистов, формирования у них гуманистических социальных установок по отношению к профессиональной деятельности и субъектам социально-профессионального взаимодействия;
- принципа максимальной приближенности к профессиональной деятельности, обеспечи-
вающего освоение профессии и развитие личности будущего специалиста в реальной деятельности и взаимодействии в соответствии с актуальными для возраста студентов задачами и содержанием будущей профессии.
Разработанная система обеспечивает целенаправленность, планомерность, систематичность, упорядоченность и стабильность организованного влияния на развитие личности студентов, сплочение коллектива преподавателей и повышение их социально-педагогической компетентности. Особо отметим, что успешность представленной деятельности зависит от того, в какой мере воспитательная система изначально рассматривается педагогическим коллективом как важнейшее средство (инструмент) и условие эффективной подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности. Реализация разработанной системы определяет успешность социализации студентов на основе обеспечения их социально-психологической адаптации к обучению в вузе, к осваиваемой профессии, нормативного социально-профессионального развития и профилактики личных кризисов, кризисов учебной деятельности, формирования социально дезадаптивного поведения, а также создает возможность освоения соответствующих профессиональных технологий. В определенной мере реализация воспитательной системы выступает гарантией стабильности жизнедеятельности факультета, чувства защищенности у преподавателей (особенно у начинающих и у тех, кому сложно взаимодействовать с современной молодежью) в условиях освоения ФГОС ВПО и новых для вуза направлений профессиональной подготовки.
Деятельность кураторов в разработанной и реализуемой системе занимает особое место, являясь ее системообразующим ядром и связующим звеном в общей системе управления развитием факультета. Обобщенно миссию института кураторства в нашем случае можно сформулировать как содействие формированию у студентов чувства сопричастности к группе, факультету, вузу на основе сплочения в совместной деятельности и взаимодействии, психолого-педагогическое сопровождение студентов в процессе освоения и реализации ими субъективной позиции в жизни факультета и вуза.
В этом смысле кураторство можно охарактеризовать как особую форму действия институционального (по А.В. Мудрику) [9] механизма социализации в системе профессионального образования. Именно этот механизм, по определению, функционирует в процессе взаимо-
действия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно с основными.
В вузе как в воспитательной организации, специально созданной для целенаправленной профессиональной социализации, институциональный механизм позволяет обеспечить нарастающее накопление студентами соответствующих знаний, компетенций и позитивного опыта доступной профессиональной деятельности и взаимодействия. В наших исследованиях [10] мы рассматриваем институциональный механизм как регламентацию образовательной деятельности вуза, учебно-воспитательного процесса в нем, более или менее четкую характеристику профессии, ее сущности, квалификационных требований и соответствующих профессионально важных личностных качеств и умений студентов, применение необходимых и целесообразных санкций (как позитивных, так и негативных) для их формирования и развития. Это обеспечивает планомерность, определенную последовательность, выбор средств, методов и технологий организации процесса профессиональной социализации студентов, контролируемость ее результатов и ответственность за них на уровне профессорско-преподавательского состава, самих студентов и потенциальных работодателей.
В этом смысле кураторство является тем системообразующим ядром и связующим звеном, которое не разрозненно, не ситуативно, а именно последовательно и планомерно, систематически и целенаправленно позволяет аккумулировать и транслировать влияние вузовской среды и осваиваемой профессии на становление и развитие будущего специалиста. Это становится возможным, если в воспитательной системе вуза (факультета) для организации усвоения студентами позитивного социального опыта кураторами используются возможности:
- этикета и традиций (как факультетских, вузовских, так и профессиональных и созданных группой);
- норм и правил взаимодействия, а также правил поведения куратора или любого другого преподавателя, реализующего профессионально-этический кодекс осваиваемой профессии;
- разноуровневых процессов персонификации пространства академической группы, факультета, образовательного учреждения (вуза);
- организации взаимодействия и обучения ему в рамках жизнедеятельности факультета и вуза.
В то же время специфика кураторства в вузе обусловлена особыми характеристиками субъектов образовательного процесса как партнеров социально-профессионального взаимодействия (причем, как правило, независимо от уровня психологического и социального развития - в любом случае это «такое вот партнерство»). В этом случае кураторство может быть рассмотрено и как особая форма действия межличностного механизма профессиональной социализации в системе высшего образования. В наших исследованиях [11] показано, что установление доверительных отношений со значимыми для студентов людьми (кураторами, сверстниками, старшекурсниками, преподавателями), психологическая поддержка и помощь обеспечивают возможность самораскрытия, искреннего, все более осознаваемого стремления быть похожим на них, стать достойным их внимания и уважения. Благодаря привлекательности и авторитету «значимых других» в среде студентов, их собственному позитивному опыту взаимодействия обеспечивается ненасильственное воспроизведение позитивных образцов поведения и межличностного и профессионального взаимодействия. С учетом специфики осваиваемой профессии и изучаемых предметов, непреднамеренно провоцирующих обострение различных неразрешенных кризисов развития (возрастных, личных, семейных, школьных и т.д.), межличностный механизм становится весьма эффективным при необходимости коррекции развития на основе эмоционального переживания студентом отношения к себе как к личности и субъекту со стороны значимых для него людей.
В этой связи академическое кураторство в инновационном вузе - это целенаправленная, систематически и последовательно осуществляемая деятельность, направленная на:
- изучение, анализ и прогнозирование развития студенческой группы и составляющих ее микрогрупп, личностно-профессионального становления конкретных студентов в процессе взаимодействия со сверстниками и преподавателями;
- создание условий для осознания субъективной (и социальной) значимости осваиваемой профессии и формирования позитивного социального опыта во взаимодействии с различными партнерами в процессе профессиональной подготовки;
- поиск, разработку и реализацию технологий индивидуальной и групповой помощи студентам в учебно-профессиональной деятельности, личностном и профессиональном саморазвитии.
Это значит, что деятельность куратора в воспитательной системе инновационного вуза предполагает:
- содействие развитию интереса к профессии и к самим себе как субъектам профессионального взаимодействия;
- обеспечение субъектной позиции в освоении опыта доступной социально-профессиональной деятельности;
- содействие расширению и освоению диапазона социально-профессиональных ролей;
- содействие формированию и развитию готовности к диалогу и сотрудничеству в процессе социально-профессионального взаимодействия с различными партнерами.
Именно на это в разработанной и реализуемой нами воспитательной системе и деятельности кураторов направлены:
- выездной адаптивный лагерь для первокурсников;
- насыщенная профессионально ориентированная волонтерская деятельность;
- работа студенческой психолого-педагогической службы (СППС) и студенческого научно-исследовательского института социально-гуманитарного образования (СНИИСГО);
- пропедевтическое сопровождение и психолого-педагогическое обеспечение межсессионных аттестаций;
- студенческая профориентационная служба и служба содействия трудоустройству.
Результатом становятся изменения в мотивации освоения профессии и профессионального взаимодействия, степени адекватности самооценки профессиональных качеств и перспектив трудоустройства, принятии решения о трудоустройстве по специальности.
Такое понимание сущности кураторства и ее реализация позволяют совершенствовать процесс адаптации студентов к обучению в вузе и освоению профессии, осуществлять профилактику и коррекцию личностных кризисов, содействовать развитию профессионального самоопределения и социальной успешности студентов. Об этом свидетельствует существенное сокращение к окончанию вуза выявленных на каждом курсе «групп риска», а также достаточно высокий процент трудоустройства по профессии либо в близких к полученной профессии сферах. Представленный подход отражает современное понимание диалектики педагогического процесса в высшей школе, обеспечивающего общее и профессиональное становление личности специалиста с учетом соответствующего уровня и характера развития, степени
личностной и социальной зрелости студента и группы.
В статье использованы материалы исследования, выполненного при финансовой поддержке в рамках гранта РГНФ «Теоретико-методические основы воспитания студентов в системе уровне-вого психолого-педагогического образования» № 14-06-00798.
Список литературы
1. Стронгин Р.Г., Петров А.В. О ценностных ориентирах российского студенчества и воспитательной работе в вузе // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 3-9.
2. Лисовский В.Т. Динамика ценностных ориен-таций молодежи в период реформ // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. С. 3-12.
3. Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Социальный портрет современного студенчества // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 57-63.
4. Иванова И.Н. Молодежный рынок труда в контексте социальной политики // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 63-69.
5. Щелина Т.Т. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного образования // Вестник образования и науки. Педагогика.
Психология. Медицина. Международный научный журнал. 2012. Вып. 2 (4). С. 15-18.
6. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вопросы воспитания. 2010. № 2(3). С. 9-20.
7. Щелина Т.Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов: Монография. М.: МПГУ, 2006. 385 с.
8. Беганцова И.С., Завражнов В.В., Щелина Т.Т. Психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения современных студентов: проблемы, подходы, технологии // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 7. С. 158-164.
9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. 365 с.
10. Глебова Л.Н., Щелина Т.Т. Характер и условия проектирования подготовки специалистов социальной сферы // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 8. С. 9-14.
11. Щелина Т.Т. Психолого-педагогические механизмы формирования и развития учебной группы студентов в процессе профессиональной социализации в вузе // Педагогическая психология: теория и практика: Сборник материалов международного научного симпозиума, Москва, 27-31 августа 2013 г. / Под ред. Т.Т. Щелиной. Киров: МЦНИП, 2013. С. 69-82.
ACADEMIC SUPERVISION IN AN INNOVATIVE UNIVERSITY: PSYCHOLOGICAL VALIDITY AND TEACHING EFFECTIVENESS
T.T. Shchelina
The article deals with the role of the institution of academic supervisors in the changing situation of higher education in Russia and in the conditions when the psychology of students has changed. We present the experience of developing and implementing an educational system at a faculty with the account of specific features of socionomic professions. The author identifies currently relevant and future activities of the academic supervisor in an innovative university.
Keywords: psychology of modern students, educational system of a faculty, institution of academic supervisors, professional socialization, professional socialization mechanisms at the University.
Referernes
1. Strongin R.G., Petrov A.V. O tsennostnykh orientirakh rossiiskogo studenchestva i vospitatel'noi rabote v vuze // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 7. S. 3-9.
2. Lisovskii V.T. Dinamika tsennostnykh orientatsii molodezhi v period reform // Molodezh' v usloviiakh sotsial'no-ekonomicheskikh reform. SPb.: Izd-vo SPbGU, 1995. S. 3-12.
3. Stegnii V.N., Kurbatova L.N. Sotsial'nyi portret sovremennogo studenchestva // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 2. S. 57-63.
4. Ivanova I.N. Molodezhnyi rynok truda v kontekste sotsial'noi politiki // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 2. S. 63-69.
5. Shchelina T.T. Psikhologo-pedagogicheskoe so-provozhdenie professional'nogo samoopredeleniia studentov v sisteme vysshego gumanitarnogo obra-zovaniia // Vestnik obrazovaniia i nauki. Pedagogika. Psikhologiia. Meditsina. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal. 2012. Vyp. 2 (4). S. 15-18.
6. Fel'dshtein D.I. Prioritetnye napravleniia psikhologo-pedagogicheskikh issledovanii v usloviiakh znachimykh izmenenii rebenka i situatsii ego razvitiia // Voprosy vospitaniia. 2010. № 2(3). S. 9-20.
7. Shchelina T.T. Dukhovno-tsennostnaia orientatsi-ia sotsial'nykh pedagogov: Monografiia. M.: MPGU, 2006. 385 s.
8. Begantsova I.S., Zavrazhnov V.V., Shchelina T.T. Psikhologo-pedagogicheskoe obespechenie profes-sional'nogo samoopredeleniia sovremennykh studentov:
problemy, podkhody, tekhnologii // Sibirskii pedagog-icheskii zhurnal. 2012. № 7. S. 158-164.
9. Mudrik A.V. Vvedenie v sotsial'nuiu pedagogiku: Uchebnoe posobie dlia studentov. M.: Institut praktich-eskoi psikhologii, 1997. 365 s.
10. Glebova L.N., Shchelina T.T. Kharakter i uslovi-ia proektirovaniia podgotovki spetsialistov sotsial'noi sfery // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2008. № 8. S. 9-14.
11. Shchelina T.T. Psikhologo-pedagogi-cheskie mekhanizmy formirovaniia i razvitiia uchebnoi gruppy studentov v protsesse profes-sional'noi sotsializatsii v vuze // Pedagog-icheskaia psikhologiia: teoriia i praktika: Sbornik materialov mezhdunarodnogo nauch-nogo simpoziuma, Moskva, 27 - 31 avgusta 2013 g. / Pod red. T.T. Shchelinoi. Kirov: MTsNIP, 2013. S. 69-82.