Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, N° 1 (41), с. 173-178
173
УДК 378
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ КУРАТОРСТВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ © 2016 г. С.П. Акутина, Т.Т. Щелина
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского sakutina@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.04.2015 Статья принята к печати 12.01.2016
Процессы развития моделей кураторства в условиях инновационного вуза рассматриваются как необходимое условие подготовки конкурентоспособных выпускников; вводится понятие «академический куратор-инноватор», которое определяется как «педагог высшей школы, обладающий предпринимательским типом мышления, научным предвидением, новаторским взглядом на подготовку новых кадров, основанным на герменевтической составляющей образовательного процесса инновационного университета».
Ключевые слова: тьютор, социальный продюсер, студенческая модель кураторства, тренер-психолог, куратор-организатор, куратор-инноватор.
Вектор развития России в XXI веке задан различными инновационными процессами, отразившимися на системе высшего образования. Обрели актуальность новые тенденции социального развития, детерминирующие осознание новой системы социальных ценностей молодежи, новой стратегии и тактики в подготовке будущих специалистов, способных быть конкурентоспособными и востребованными на современном рынке труда. Главным становится «человекомерность» (Л.Н. Куликова, М.Г. Кур-банов, С.С. Романенко, В.А. Харитонова и др.), которая предполагает, что в динамично развивающемся социуме именно такие качества, как высокие коммуникативные способности, лидерские навыки, умение предвидеть изменения, способность к принятию решений, конкурентоспособность, ассертивность, позволят личности конструктивно выстраивать отношения и быть успешной.
Социально-экономическое развитие России во многом зависит от созидательного участия в ее жизни молодежи, являющейся важнейшим субъектом создания и реализации инноваций. Неслучайно в редакции Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295, акцентирована цель специальной подпрограммы «Развитие профессионального образования». Она сформулирована как существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации, в повышение ее гло-
бальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося [1]. В такой формулировке, хотя и неявно, акцент сделан на «человеческом» капитале, качество которого, безусловно, зависит от воспитания в современном вузе.
Однако, как показывают исследования [2-4], современная ситуация развития высшего образования и подготовки выпускников «соответствующего качества» осложняется проблемой недостаточной социальной и психологической зрелости молодых людей, поступающих в вузы. В этих условиях система высшего образования возрождает и совершенствует институт кураторства: идет непрекращающийся поиск и отбор эффективных форм взаимодействия со студентами, родителями, коллегами, работодателями, разработка нормативно-правовой базы и научно-методического обеспечения деятельности куратора студенческой группы.
Проблема кураторства является предметом исследований многих отечественных (Н.Ф. Большакова, И.Ф. Исаев, Е.Н. Кроле-вецкая, А.В. Куприна, С.В. Лаптева) и зарубежных (Э. Гордон, Г. Дербридж, Р. Клоуард, Г. Крисли, Г.Х. Мин, Р. Пэппа, М. Сим, Ф. Стродтбэк, Р.Г. Уильяме, К. Хибберт, Г. Хорст) ученых. В частности, выявление роли куратора студенческой группы в инновационной системе образования, определение требований к личности современного куратора интересовало А.В. Барабанщикова, Е.В. Бон-даревскую, А.А. Вербицкого, Л.Н. Макарову, М.И. Ситникову. Определением и характеристикой функций кураторской деятельности в
студенческой группе занимались А.Н. Дула-това, Л.Н. Зайнуллина, А.М. Зарукина, Ж.Б. Иванова, О.А. Плоцкая, Т.И. Рогозина, М.А. Тимонов, А.Я. Шаипова, М.С. Якушки-на. Анализ эффективности и результативности деятельности кураторов в условиях современной системы образования осуществляли Т.И. Гунько, Дж. Каган, Р.Дж. Марцано, С.Е. Римм-Кауфман, З. Сазонова, Л.А. Черен-цова, С.Н. Юрченко.
В связи с этим представляется важным обратиться к историческим корням развития моделей кураторства в мировой практике.
I. Первой формой университетского наставничества, которое зародилось в старейших университетах Великобритании, является тьюторство. Тьютор становится ближайшим советником и помощником студента при выборе образовательных программ, овладении способами освоения культуры; способствует созданию условий для организации исследовательской и творческой деятельности с учетом индивидуальных программ на протяжении всего срока обучения. В этом смысле тьюторство -исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, обеспечивающая разработку индивидуальной образовательной программы обучающегося и сопровождение процесса индивидуального образования [5].
II. В России модель тьюторства не получила широкого распространения. Для российских университетов более характерна так называемая «традиционная модель кураторства», которая существует в России с начала двадцатого столетия. В соответствии с этой моделью куратором академической группы обычно назначается преподаватель, читающий лекции или ведущий практические занятия у студентов и имеющий возможность регулярного общения со студентами и оказания помощи в случае необходимости. В этом плане достаточно четко задачи традиционной деятельности куратора представлены Э.Ф. Зеером:
- адаптация первокурсников к вузовской среде;
- создание условий для дальнейшей социализации студенческой молодежи; обеспечение духовно-нравственного становления личности;
- оказание помощи в социальном и профессиональном самоопределении; развитие профессиональных и личностных компетенций;
- содействие нахождению своего места в профессиональном мире после завершения образования и формирование конкурентоспособности выпускников;
- формирование профессионально-этических норм поведения; освоение личностью объективной системы социальных ролей;
- становление профессиональной культуры будущего специалиста [6].
В настоящее время идет активный поиск различных моделей осуществления наставничества, изменяются требования, функции, социальные роли и назначение кураторства. В опыте ННГУ им. Н.И. Лобачевского осмысление инновационных моделей наставничества осуществляется в русле разработки новой компе-тентностной модели выпускника университета - Инноватор, в которой отражены современные требования к выпускникам инновационного вуза [7, с. 53]. Куратор как педагог-профессионал должен также обладать соответствующими личностными ресурсами, позволяющими ему оказывать сопровождение студентов на протяжении всего периода обучения в вузе - как в научной деятельности, так и в лич-ностно-профессиональном становлении. В связи с этим рассмотрим современные модели кураторства, обеспечивающие подготовку выпускников инновационного вуза, выстроенные и апробированные в нашей профессиональной практике.
III. Куратор — социальный продюсер, который участвует в проектировании и реализации индивидуального образовательного и профессионального пути каждого студента, помогает студентам разрабатывать и претворять в жизнь их социальные проекты, содействуя успешной социализации в настоящем и будущем. Осуществляя синтез обучения, социальной практики и образовательной рефлексии, куратор-продюсер реализует комплекс следующих задач:
- знакомство студентов с выбранным направлением подготовки и перспективами осваиваемой профессии;
- выявление интересов и потребностей студента в социально-профессиональном развитии;
- совместное построение идеального образа себя как профессионала, формулирование соответствующих целей, которые студент будет достигать в процессе обучения в вузе;
- помощь в подборе списка дополнительной литературы для самостоятельного изучения и самообразования, составлении списка научных конференций и семинаров, которые студенту необходимо посетить в течение определенного периода (например, семестра);
- содействие в организационно-подготовительной работе студента к практике (выбрать подходящие учреждения, сформулировать кон-
кретные задачи, определить стили взаимодействия с работодателями, выполнить задания);
- помощь в анализе и определении оптимальных для индивидуального развития студента дисциплин по выбору, курсов дополнительного образования;
- проведение совместно со студентом анализа результатов его деятельности, выяснение уровня достижения целей, исправление ошибок.
IV. Куратор - тренер-психолог, который занимается психолого-педагогическим сопровождением студентов, содействует созданию комфортных психолого-педагогических условий для успешного профессионально-личностного развития каждого студента во взаимодействии с различными участниками образовательного процесса в вузе.
В опыте психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ целью куратора - тренера-психолога является обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих позитивному возрастному и личностному развитию студентов, их профессиональному самоопределению и самореализации в актуальной жизни и на перспективу. Важными в этом плане являются разработка и реализация интенсивных технологий, направленных на здоровый образ жизни и профилактику отклонений в поведении; формирование навыков успешной адаптации и самореализации в постоянно меняющемся обществе. Приоритетными направлениями в деятельности куратора-тренера являются психологическое просвещение как повышение психологической компетентности преподавателей, студентов и их родителей; психолого-педагогическая профилактика, направленная на предупреждение дезадаптации студентов в академической группе, общежитии, в социально-профессиональном и межличностном взаимодействии; создание психологически безопасной, образовательной среды в вузе [8; 9].
V. Следующей моделью наставничества студентов является модель куратор - организатор внеучебной (досуговой) деятельности. Представленная модель достаточно успешно функционирует в современном вузе. Куратор -организатор внеучебной деятельности не только знакомит студентов с теми мероприятиями, которые проводятся на базе университета и факультета, но и сам вместе с группой активно включается в их подготовку и реализацию (праздники, акции, проекты, молодежные форумы, флэшмобы, профориентационная работа). Воспитательная функция куратора - организатора внеучебной (досуговой) деятельности
предполагает приобщение студентов к системе культурных традиций и ценностей факультета, вуза, города, региона. Данная функция активизирует творческий потенциал каждого студента и группы в целом, формирует духовно-нравственные идеалы, эстетическую культуру, правила профессионального этикета, гражданской ответственности будущих специалистов.
VI. В современном вузе широкое распространение получила студенческая модель кураторства. Е.Ш. Ташлинская, Л.А. Черенцова и др. выделяют следующие модели студенческого кураторства.
1. Куратор - активный член студенческого самоуправления факультета. Куратор-студент организует свою работу с первокурсниками непосредственно под руководством заместителя декана по организационно-воспитательной работе и закрепленного куратора студенческой группы.
2. Куратор - студент, отвечающий за практику. Педагогическая практика в подготовке будущего педагога имеет немаловажное значение. В процессе прохождения педагогической практики особое внимание студентов обращается на создание условий по развитию профессиональных компетенций через организацию и проведение различных форм социально значимой деятельности. Именно подготовка и организация профессиональной деятельности помогает студентам совершенствовать свои исследовательские умения, навыки общения друг с другом. На наш взгляд, это достаточно перспективная форма кураторства в современном вузе, тем более что этот вариант студенческой модели кураторства помогает разрешить проблемы курирования академических групп профессорско-преподавательским составом [10; 11].
Студенты-старшекурсники в рамках педагогической практики призваны регулярно вести работу со студентами младших курсов по адаптации к новым условиям обучения. Деятельность студентов-практикантов включает в себя, в частности, проведение лекционных и практических занятий, цикла кураторских часов в активной форме, изучение и отслеживание процессов групповой динамики с последующим их анализом. В опыте психолого-педагогического факультета рассматриваемая модель кураторства успешно функционирует на протяжении всего периода развития воспитательной системы факультета, реализуемой исследователями и практиками высшего образования (С.П. Акути-на, И.С. Беганцова, М.В. Маркеева, Е.В. Самой-ленко и др.) под руководством декана Т.Т. Ще-
линой [12]. Важным элементом в разработанной системе является организация и проведение итоговых конференций, представляющих рефлексивный этап профессиональной деятельности, на котором практикантам помогают студенты-кураторы старших курсов. Кроме теоретико-аналитического анализа, каждая группа практикантов готовит под руководством куратора, ответственного за проведение практик, профессионально-ориентированные сообщения с использованием мультимедийных презентаций, квестов, мастер-классов. Студенты выступают с проблемными сообщениями, в которых отражают трудности, возникшие в ходе практики, проводят аналитико-рефлек-сивный анализ.
3. Куратор — доброволец (волонтер). Данная модель кураторства оправдывает себя уже в течение достаточно длительного времени. Студенты, буквально год назад проходившие социально-психологическую адаптацию к новым условиям обучения, заявляют о желании попробовать свои силы в качестве помощников кураторов академических групп первого курса. Они с удовольствием проводят для них творческие мастерские, кураторские часы, в перемены приходят пообщаться и узнать, какие у них есть сложности, помогают решить возникшие проблемы. Если не удается разрешить возникшие ситуации, сообщают об этом куратору студенческой группы, тем самым предваряя возникновение более трудных педагогических ситуаций. Работа помощника куратора им достаточно хорошо знакома и чаще всего ассоциируется у них с положительными переживаниями, яркой творческой деятельностью, совместными делами. Так складывается профессиональная система взаимодействия «мы - вместе, мы - рядом, мы - поможем».
4. На психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ существует и успешно функционирует модель «куратор-вожатый». Формируются студенческие педагогические отряды, которые ориентированы на активную воспитательную работу в период летних школьных каникул. Адаптивная программа проводится на базе оздоровительных лагерей. Программа адаптивного лагеря насыщается важными задачами развития личности студента, приходящимися на адаптационный период:
- социально-психологическая адаптация студентов, направленная на обучение в вузе, приобретение нового статуса - статуса студента, освоение новых социальных ролей, нормативных требований и правил жизнедеятельно-
сти в университете и на факультете, адаптация к коллективу преподавателей и студентов; выявление научных и творческих интересов и склонностей студентов-первокурсников;
- адаптация к осваиваемой профессии: морально-этическому кодексу, духовно-ценностному содержанию и технологиям профессиональной деятельности, своим согруппникам и различным социальным партнерам;
- адаптация к жизни на факультете, насыщенной разнообразными формами организации жизнедеятельности студентов и преподавателей, направленными на развитие интеллектуального, физического, духовного, личностного здоровья и формирование установок на здоровый образ жизни; личностное самосовершенствование.
5. В современном высшем образовании одной из эффективных является модель академический куратор-инноватор, основанная на герменевтической составляющей инновационно развивающегося вуза (см. табл. 1). Куратор-инноватор - это не столько педагог-фасилитатор, сколько специалист, обладающий предпринимательским типом мышления, научным предвидением, новым взглядом на мироустройство, способный на модернизационном витке новообразований в высшей школе адекватно помочь студентам найти путь своего профессионального развития, совместить его с научно-исследовательской деятельностью, подготовить выпускника вуза, способного к социальным и экономическим переориентациям в современном обществе.
Работа академического куратора-инноватора представляется весьма многомерной. Результаты анкетирования студентов на предмет роли куратора в их профессиональном развитии показывают, что студенты хотят видеть рядом с собой взрослого человека, который помог бы им сориентироваться в профессиональной деятельности и перспективах профессионального развития, социальных ситуациях выбора и ответственности. Это позволяет определить следующие направления деятельности академического куратора-инноватора.
Решая множество педагогических, организационных, социально-психологических задач, связанных с профессиональной адаптацией студентов к новой образовательной среде, кура-тор-инноватор является связующим звеном, посредником между администрацией факультета (вуза) и студенческой группой, между вузом и семьей студента, между социальными партнерами (работодателями) и студентами. Это особенно важно в динамично меняющихся услови-
Таблица 1
Направления деятельности академического куратора-инноватора в условиях уровнего образования
№ Название направления Краткая характеристика направления
1. Коммуникативное Формирование и развитие важнейших профессионально-смысловых ориента-ций (личностных ценностей, мировоззрения, смысла жизни), а также основ смыслотворческой компетентности будущего специалиста в процессе живого общения преподавателя и студентов, проникнутого взаимопониманием, взаимодоверием
2. Активно-поисковое Становление основ профессиональной и личностной компетентности путем организации поисково-смысловой деятельности студентов на практических и внеаудиторных занятиях, в процессе самостоятельного освоения материала, научно-исследовательской работы
3. Аналитико-рефлексивное Развитие профессионально-смыслового самоопределения и саморазвития, внутренняя саморефлексия и диалог
4. Имитационное Формирование ценностно-смысловой и регуляционной компетентностей, а также базовых ценностно-ориентированных и профессионально опосредованных качеств личности (творческие навыки, умения, предпринимательские компетенции)
5. Деятельностно-практическое Организация самостоятельной профессионально-смысловой деятельности студентов в процессе практики и работы в вожатской академии, студенческих педагогических отрядах
6. Профессионально-смыслового саморазвития Становление смысло-творческой компетентности будущего специалиста, которая основывается на использовании метода самостоятельного поиска и решения студентами практических проблемно-смысловых ситуаций в учебном процессе в ходе практической деятельности
ях развития общества и высшего профессионального образования.
Для реализации профессионально-воспитательных возможностей кураторства, превращения его в актуальный инновационный ресурс высшего образования необходимо создание системы организационно-методического, научного обеспечения и социально-психологического сопровождения института кураторов академических групп. Организационно-методическое обеспечение деятельности кураторов способствует согласованности их взаимодействия между собой, а также со студентами и с администрацией университета в подготовке специалистов нового типа. Методическое сопровождение должно обеспечивать ряд мероприятий: повышение квалификации кураторов, постоянно работающий «Совет кураторов», профессиональную переподготовку педагогов высшей школы, осуществляющих инновационную деятельность; методические семинары для кураторов, обмен опытом, создание сайта «Тебе, куратор» и др.
Таким образом, в развитии системы современного высшего образования необходимы понимание значимости кураторства в вузе и создание комплексной системы его поддержки и инновационного развития.
Список литературы
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от
15 апреля 2014 г. № 295). - Режим доступа: http://base.garant.rU/70643472/#block_3 (дата обращения 10.03.2015).
2. Беганцова И.С., Завражнов В.В., Щелина Т.Т. Психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения современных студентов: проблемы, подходы, технологии // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 7. С. 158-164.
3. Щелина Т.Т., Беганцова И.С., Маркеева М.В. Социально-психологические особенности студентов в контексте современных проблем воспитания в вузе // В мире научных открытий. 2014. № 11.11 (59). С. 4446-4461.
4. Щелина Т.Т. Академическое кураторство в инновационном вузе: психологическая обоснованность и педагогическая целесообразность // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 4 (36). С. 248255.
5. Черемных М.П. Тьюторское сопровождение перехода от общего к профессиональному образованию // Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. М.: Прометей, 2008. С. 5673.
6. Зеер Э.Ф., Хасанова И.И. Социально-профессиональное воспитание в вузе: Практико-ориентир. монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 158 с.
7. Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Инноватор -новая компетентностная модель выпускника университета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5. С. 50-54.
8. Акутина С.П. Значение современных тенденций реформирования высшего образования в про-
фессиональном самоопределении молодежи: Материалы IV Международной научн.-практ. конф. «Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования в условиях новых ФГОС: проблемы и перспективы», 29-30 марта 2013 г. / Под ред. В.Б. Помелова, Г.И. Симоновой. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. С. 9-13.
9. Акутина С.П., Щелина Т.Т. Роль воспитательного потенциала ФГОС ВПО в профессиональной подготовке студентов направления «психолого-педагогическое образование» // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 12 (44). С. 11-21.
10. Ташлинская Л.А. Роль куратора в современной высшей школе. - Режим доступа: http://www. nmk.ulstu.ru/index.php?tezis=2009344&item=1&god=2 011 (дата обращения: 21.04.2014).
11. Черенцова Л.А. Модели кураторства в условиях технического университета. Тенденция к активизации воспитательной работы // Высшее образование сегодня. 2008. № 7. С. 61-63.
12. Щелина Т.Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов: Монография. М.: МШУ, 2006. 385 с.
NEW MODELS OF TUTORSHIP IN HIGHER EDUCATION S.P. Akutina, T.T. Shchelina
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas Branch)
We consider the development of tutorship models in an innovative university as a prerequisite for preparation of competitive graduates. We also introduce the concept of «academic tutor - innovator» as a university faculty member with an entrepreneurial mindset, with scientific intuition, with the innovative point of view on human resources training, based on the hermeneutic component of the educational process in an innovative university.
Keywords: tutor, social producer, student model of tutorship, psychologist practitioner, tutor-organizer, tutor-innovator.