НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК. Выпуск 1 (21) (spring 2018)
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век
научный электронный журнал
ПЕТРОЗАВОДСКИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
http://LLL21.petrsu.ru
http://petrsu.ru
Издатель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет», Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
■ ■ ЧУ ЧУ ЧУ
Научный электронный ежеквартальный журнал НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК
Выпуск 1 (21). Spring 2018
Редакционная коллегия
О.Грауманн Е. В. Игнатович
B. В. Сериков
C. В. Шабаева И. З. Сковородкина
Е. Э. Смирнова И. И. Сулима
И. о. главного редактора
Т. А. Бабакова
Редакционный совет
Е. В. Борзова А. Виегерова С. А. Дочкин А. Клим-Климашевска А. В. Москвина А. И. Назаров Е. А. Раевская Е. Рангелова А. П. Сманцер
Служба поддержки
А. Г. Марахтанов Т. А. Каракан Е. В. Петрова
Н. И. Токко Е. И. Соколова
ISSN 2308-7234
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-57767 от 18.04.2014
Адрес редакции
185910 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33, каб. 254а
Электронная почта: [email protected]
© ФГБОУ ВО «ПетрГУ» © авторы статей
УДК 378
РАЕВСКАЯ Елена Александровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ (Петрозаводск, Россия)
raevskaya_nazar@mail. ru
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье сделана попытка описания функциональных уровней деятельности куратора (ФУДК). Проведен сопоставительный анализ пяти функциональных уровней деятельности и типов кураторов-практиков. На основании проведенного анализа выделены три эффективных модели: «родитель», «воспитатель» и «преподаватель», наиболее полно реализующие основные функции куратора. В статье представлены результаты социально-психологического мониторинга, проведенного в ПетрГУ на выборке из 1052 респондентов в декабре 2017 г. Отмечены успехи и сложности адаптации первокурсников. Показаны приоритетные направления поддержки студентов в период адаптации в университете. Содержание деятельности куратора, на основе анализа научной литературы по тематике статьи, рассмотрено в контексте непрерывного образования как метапредметная универсальная деятельность.
Ключевые слова: куратор, адаптация студентов-первокурсников, функциональные уровни деятельности куратора, типы кураторов, метапредметность, непрерывное образование.
Rayevskaya E.
METADISCIPLINARY ASPECTS OF TUTOR ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF LIFELONG LEARNING
Abstract: the attempt to describe the functional levels of a tutor is made in the article. The comparative analysis of five functional activity levels and types of practicing tutors is presented.
On the basis of the analysis the three effective models «parent», «educator», and «eacher» which carry out the main functions of a tutor are emphasized. The results of social-psychological monitoring conducted in PetrSU on a sampling of 1052 respondents in December, 2017 are presented. The successes and failures of the first-year students adjustment are stated. The priority funnel-ing of students' support during the adjustment period at the university are shown. The content of tutor activities based on the analysis of literature sources in the context of lifelong learning as meta-disciplinary universal activity is considered.
Key words: tutor, first-year students' adjustment, functional levels of a tutor activities, tutor types, metadisciplinary, lifelong learning.
Куратор (от лат. cura - попечение) в образовательной организации высшего образования (например, в университете) - это преподаватель или сотрудник, сферой ответственности которого является успешное включение студентов в образовательный процесс. Как правило, в период адаптации на ступени высшего профессионального образования в поддержке нуждаются учащиеся первого курса - выпускники общеобразовательных организаций (школ).
Функциональные обязанности кураторов могут варьироваться в зависимости от специфики студенческой группы, административного запроса и личностной позиции самого куратора. Традиционно к ним относят информирование студентов о текущих событиях, контроль за учебной и внеучебной деятельностью, организацию мероприятий и психолого-педагогическое сопровождение.
Куратор может полностью или частично выполнять информационную, организационную, контролирующую, воспитательную, коммуникативную, социа-лизаторскую, консультативную функции. По целостности их охвата можно выделить пять функциональных уровней деятельности куратора (далее - ФУДК), реализуя которые, он может:
- включаться в неформальное общение со студентами «на равных»
(ФУДК-1);
- осуществлять информирование студентов по вопросам учебной и внеучебной деятельности (ФУДК-2);
- передавать информацию, контролировать учебную и внеучебную деятельность студентов, поддерживать связь с кафедрами, администрацией университета (ФУДК-3);
- целостно реализовывать информационно-организаторскую деятельность, содействовать учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности студентов, их допрофессиональной адаптации (ФУДК-4);
- обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение (оказывать консультативную помощь по личным проблемам, разрешать конфликтные ситуации в группе, проводить тренинги и деловые игры, способствовать личностному росту студентов, оказывать помощь в повышении эффективности учебной деятельности, знакомить с принципами самоменеджмента и стресс-менеджмента), при этом выполняя и все описанные выше функции (ФУДК-5).
На первом уровне куратор находится в субъектной позиции, однако предписанной ему социальной роли не выполняет (фактически является рядовым членом студенческой группы). На втором уровне куратор становится «передающим звеном» в системе управления и занимает выраженную объектную позицию. Выполнение куратором своих обязанностей на этом уровне является формальным: его отличает уклонение от решения актуальных проблем, возникающих в студенческих группах. На третьем уровне куратор востребует «обратную связь» от студентов и активно включается в решение возникающих проблем. На этом уровне куратор является активным субъектом образовательного процесса, он осуществляет коммуникацию между управленческими структурами университета и учебной группой. Четвертый и, особенно, пятый уровни деятельности куратора наиболее эффективны, но и наиболее сложны для реализации как по спектру профессиональных компетенций, которыми должен обладать куратор, так и по временным и психоэмоциональным затратам. На этих уровнях куратор фактически становится ключевым субъектом учебно-воспитательного процесса.
В реальной практике деятельность куратора часто ограничивается одной-двумя основными функциями. Это подтверждается популярной классификаци-
ей типов кураторов-практиков, в основании которой лежит круг задач, которые они определяют себе для выполнения. Это: «куратор-приятель» «куратор-информатор», «куратор-администратор», «куратор-организатор», «куратор-психотерапевт», «куратор-родитель», «куратор-"беззаботный ездок"», «куратор-воспитатель», «куратор-преподаватель университета (социализатор)» [3].
«Куратор-приятель» (ФУДК-1) включен в группу, является ее членом, пользуется уважением. Однако позиция общения «по горизонтали» лишает его возможности предъявлять необходимые требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты. «Куратор-информатор» (ФУДК-2) считает студентов взрослыми самостоятельными людьми и ограничивается только своевременной передачей информации (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях) студентам. «Куратор-администратор» (ФУДК-3) ограничивается формальным контролем посещаемости, трансляцией студентам требований администрации. У него нет личной заинтересованности и включенности в жизнедеятельность студенческой группы. Тип «куратора-организатора» (ФУДК-3) отличает стремление организовать в группе досуговые мероприятия, участвовать в выборах актива группы, в разрешении межличностных конфликтов в группе. «Куратор-психотерапевт» (редуцированный ФУДК-5 (с дефицитом реализации информационной, организационной, контролирующей функций)) искренне вовлекается в личные проблемы студентов, является активным слушателем, много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, старается помочь советом. «Куратор-родитель» личностно включен в групповые процессы, но при этом излишне контролирует студентов, нередко лишает их инициативы (ФУДК-5). Так же, как и «куратор-психотерапевт», он включается в решение личных проблем студентов, но не с точки зрения оказания психологической поддержки, а как решающий и контролирующий родитель. «Куратор-"беззаботный ездок"» нечетко представляет круг своих задач и не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности (фактически это - скрытый отказ от выполнения своей социальной роли); он считается куратором только формально, находится вне группы. «Куратор-воспитатель» (ФУДК-5) выполняет в университете роль школьного классного руководителя или вожатого. Старается выявлять способности и интересы студентов. Содействует в развитии лидерских качеств и организаторских навыков, чувства патриотизма. Создает в группе атмосферу сотрудничества, добросовестного отношения к учебе, привлекает студентов к научной и общественной работе. Он способен предъявить требования и добиться их выполнения. «Куратор-преподаватель университета (социализатор)» (ФУДК-5) выполняет функцию социально-психологической адаптации вчерашних школьников к социокультурной среде и образовательной системе университета. Знакомит первокурсников с традициями и историей, технологиями обучения, приобщает к корпоративной культуре и ценностям высшей школы.
Соотнесение функций кураторства, способствующих адаптации первокурсников с типами кураторов, показывает, что только три из них могут осуществлять деятельность целостно (ФУДК-5). Это модели: «родитель», «воспитатель» и «преподаватель университета (социализатор)». Все три модели отли-
чают личностная заинтересованность кураторов в успешной адаптации первокурсников и сформированные ценностные ориентации. В каждой позиции отмечается соответствие определенной социальной роли (родительской, учительской или преподавательской).
Хотя большинство авторов придерживаются мнения, что куратор должен способствовать учебной деятельности студента, в представленной классификации типов кураторов сложно рассмотреть четвертый функциональный уровень деятельности. Частично он представлен в типах «куратор-преподаватель университета (социализатор)») и «куратор-воспитатель».
Современные авторы, рассматривая роль куратора в учебно-воспитательном процессе, отводят ему значительную роль в решении большого числа проблем высшего образования. Они разрабатывают целевые приоритеты в работе куратора (профессиональная адаптация, социализация, гражданское и патриотическое воспитание и др.), описывают документацию, ищут ценностно -мотивационные основания повышения эффективности работы кураторов, приводят примеры форм повышения квалификации. Большинство авторов сходятся в том, что эффективность работы кураторов напрямую зависит от наличия в учебной организации системы воспитательной работы со студентами и системы повышения квалификации кураторов.
Многолетняя практика работы по адаптации студентов-первокурсников в Петрозаводском государственном университете показывает, что эти направления повышения эффективности работы преподавателей-кураторов являются актуальными и требуют разработки инновационных организационно-управленческих и методических решений.
С целью повышения эффективности работы преподавателей-кураторов, выявления успехов и сложностей адаптации в Петрозаводском государственном университете с 5 по 16 декабря 2017 г. проводилось сплошное анкетирование, в ходе которого было опрошено 1052 студента-первокурсника ПетрГУ. Результаты исследования показали, что к концу первого семестра обучения 91 % первокурсников считают, что им удалось полностью адаптироваться к студенческой жизни в ПетрГУ. Дезадаптированными себя считают только 6,6 %, еще 2,2 % затруднились с ответом.
На вопрос «Как бы Вы оценили свой первый семестр обучения в ПетрГУ?» ответы распределились следующим образом: «хорошо» - 50,5 %, «удовлетворительно» - 29,7 %, «отлично» - 9,7 %, «неудовлетворительно» - 5,3 %, затруднились с ответом 4,8 % первокурсников.
Оценивая периоды наибольших трудностей в адаптации первокурсников в университете, 41,6 % опрошенных отметили предстоящую первую сессию, 30,1 % - весь первый семестр, 12,3 % - первый месяц учебы; 11,5 % не испытали каких-либо трудностей в адаптации. 5,5 % студентов затруднились с ответом.
В ответах на вопрос «Что Вы чувствуете в связи с учебой в ПетрГУ?» (а данное исследование было проведено непосредственно перед первой сессией, с целью выявления актуального состояния первокурсников) 60,8 % респондентов отметили «усталость». Далее ответы распределились следующим образом:
«беспокойство» (36,8 %), «удовлетворение» (30,2 %), «радость» (29,0 %). Значительное число студентов-первокурсников (18,1 %) отметили, что испытывают «отчаяние», и их полностью следует отнести к группе дезадаптированных студентов. Таким образом, на основании разницы между числом студентов, испытывающих отчаяние, и числом студентов, считающих себя дезадаптированными (см. выше), можно констатировать, что 11,5 % студентов (а это 120 человек) не оценивают свое состояние как дезадаптацию и соответственно не предпринимают шагов по ее преодолению.
Полностью данные мониторинга по этому вопросу приведены в таблице. В ходе опроса студенты имели возможность выбрать до 5 вариантов ответов, поэтому сумма сделанных выборов превышает 100 %.
Чувства в связи с учебой % сделанных выборов
нет ответа 0,8 %
радость 29,0 %
безразличие 11,6 %
беспокойство 36,8 %
благодарность 10,9 %
удовлетворение 30,2 %
злость 7,6 %
оптимизм 27,9 %
отчаяние 18,1 %
энтузиазм 26,1 %
пессимизм 10,7 %
тревога 27,6 %
спокойствие 17,9 %
страх 16,4 %
удивление 15,9 %
удовольствие 23,6 %
усталость 60,8 %
вдохновение 18,1 %
другое 2,9 %
затрудняюсь ответить 3,4 %
Поддержку первокурсников от университета в период их адаптации студенты оценили следующим образом: 87 % считают, что она достаточна. Не хватает поддержки 7,6 %, затруднились ответить 5,4 %.
На вопрос «Сталкивались ли Вы непосредственно с деятельностью преподавателей-кураторов?» положительно ответили 62,5 % первокурсников, отрицательно - 24,7 %, затруднились с ответом 12,8 %. При этом деятельность кураторов «отлично» оценили 37,5 % опрошенных, «хорошо» - 27,8 %, удовлетворительно - 11,1 %, неудовлетворительно - 4,0 %, затруднились ответить 19,6 %.
На вопрос «В каких направлениях необходимо усилить поддержку?» были получены следующие результаты: организовать психологическую подготовку к первой сессии - 40,1 %, больше разъяснять требования к самостоятельным работам студентов - 39,7 %, увеличить удобство графика занятий - 38,3 %, помочь знакомству и психологическому сплочению студенческих групп -30,2 %, помочь психологическому сближению преподавателей со студентами -
24.4 %, больше информировать о существующих в ПетрГУ возможностях -
21.5 %, помочь в решении первичных бытовых проблем - 13,1 %, увеличить доступность психологического консультирования - 9,1 %, другое - 2,5 %, затруднялись ответить 1,7 % опрошенных.
Таким образом, на основании полученных данных к основным функциям куратора следует отнести воспитательную, социализаторскую и организационную. Исследование показало, что остро востребованы навыки психолого-педагогической и даже психотерапевтической работы. И, что особенно заставляет обратить внимание на непрерывность в переходе на следующую ступень образования, востребована помощь в организации учебной деятельности! Психоэмоциональное состояние, в котором находятся вчерашние выпускники школ перед своей первой сессией, показывает, что им не удается в течение первого семестра эффективно организовать свою учебную деятельность. Так, в декабре многие первокурсники испытывают значительную усталость (физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием утомления от напряженной или длительной работы), ощущают беспокойство (беспредметное чувство напряженного ожидания надвигающегося несчастья, как реакция на какой-то еще не известный фактор).
К декабрю в университете снижаются и основные показатели адаптиро-ванности к обучению [6], [7], [8]. По методике исследования адаптированности студентов в вузе (Дубовицкая Т. Д., Крылова А. Я., 2010) [9], на конец сентября (после реализации университетской программы «Адаптер - путеводитель первокурсника») среднее значение по шкале адаптированности к учебной группе составляет 12,37 балла, по шкале адаптированности к учебной деятельности -
10.6 балла [7]. Декабрьские опросы, приводящиеся в преддверии первой сессии, показывают более низкие средние значения: по адаптированности к учебной группе - 11,4 балла; по адаптированности к учебной деятельности - 9,3 балла. Очевидно, что студенты-первокурсники объективно нуждаются в дополнительной поддержке по вопросам организации учебной деятельности. В то же время возникает целый ряд вопросов, на которые следует дать ответ, делегируя функцию содействия учебной, научно-исследовательской и допрофессиональной адаптации куратору. Во-первых, это вопрос о преемственности форм промежуточного и итогового контроля в общеобразовательных организациях (школах) и образовательных организациях высшего образования. По данным опроса, 38,5 % первокурсников считают наиболее эффективным устный экзамен (по билетам). Однако далеко не все хотели бы его сдавать: как форма проверки знаний он удобен только для 22 % . Две трети первокурсников (65,9 %) ответили утвердительно на вопрос: «Будете ли Вы испытывать трудности, если Ваш экзамен будет проходить в устной форме?» [8]. Во-вторых, организация
учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся относится к должностным обязанностям преподавателей и научных руководителей. Учитывая это, достаточно сложно предложить эффективную организационно-методическую форму, с помощью которой куратор может влиять на академическую успеваемость студентов.
Анализ результатов экспериментальных работ по проблеме кураторства в образовательных организациях высшего образования показывает, что авторы достаточно единодушны в понимании, что эффективность деятельности кураторов возрастает в условиях наличия в университете целостной системы организационно-педагогического сопровождения социальной адаптации студентов. При этом фундаментом системы является субъектность куратора, его развитая мотивация и владение психолого-педагогическими методами работы.
В литературе отмечаются такие приоритетные направления повышения эффективности работы, как развитие статусной идентичности «студент вуза» и создание благоприятного морально-психологического климата на принципах субъектности, сотворчества, со-бытийности [3].
Перспективна актуализация ценностного отношения к воспитательной работе со студентами у всего педагогического коллектива, сопровождающаяся совершенствованием нормативно-организационной базы кураторской деятельности и его профессионально-педагогической компетентности [1].
Эффективность системы кураторства как ключевого элемента воспитательной работы повышается, если она направлена на становление качества жизни студентов, их готовность к активной разработке стратегии стиля и качества своей жизни, к участию в совершенствовании качества жизни общества
[4].
Институт кураторства эффективен как коллективный субъект, способствующий социокультурному развитию студентов, формированию их общепрофессиональной и социальной культуры посредством их включения в образовательную среду вуза [2].
Анализ опыта работы кураторов показывает, что к успешной адаптации студентов могут приводить разные целевые установки и разные стратегии деятельности. Для понимания роли куратора в образовательном процессе ее содержание необходимо рассматривать в контексте непрерывного образования как метапредметную универсальную деятельность: преподаватель-куратор является экспертом в своей профессиональной области, в понимании специфики высшего образования и возможностей конкретного вуза; обладает развитыми приемами и методами познания, целостной картиной мира с научной точки зрения. Рефлексивно ожидается наличие у него организаторских способностей, знания педагогики и психологии, владение методами управления и навыками консультирования. На ценностно-смысловом уровне куратору делегируется задача способствовать жизненному самоопределению молодых людей в процессе обучения будущей профессии. Субъект-субъектные отношения, рефлексивный диалог куратора и студента оцениваются как важное условие успешного включения молодого человека сначала в процесс обучения в высшем учебном заве-
дении, а затем и в профессиональную деятельность, что обеспечивает непрерывность образования на разных его ступенях.
Список литературы
1. Бугаева Т. П. Деятельность куратора в современном вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2010. 36 с.
2. Куприна А. В. Институт кураторства как фактор социокультурного развития студентов: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 209 с.
3. Лаптева С. В. Организационно-педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов в вузе как целевая установка куатора учебной группы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 23 с.
4. Медведев П. С. Система кураторства в обеспечении становления качества жизни студентов вуза: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 173 с.
5. Мандель Б. Р. Кураторство: проблемы, размышления, полемика // «Alma mater» (Вестник высшей школы). 1914. № 3. С. 45-50.
6. Раевская Е. А., Сухоруков А. С. Адаптация студентов первого курса в высшем учебном заведении (на примере Петрозаводского государственного университета) [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета. 2013. Вып. 2. С. 92-104. URL: http://old.petrsu.ru/Institutes/ICE/ce_271113.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
7. Раевская Е. А. Адаптация студентов первого курса в высшем учебном заведении: опыт, проблемы, перспективы (на примере Петрозаводского государственного университета) [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета. 2014. Вып. 2. С. 72-91. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23256352 (дата обращения: 15.02.2018).
8. Раевская Е. А. Особенности динамики процесса адаптации студентов-первокурсников в университете: первая сессия [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2016. Вып. 3 (15). DOI: 10.15393/j5.art.2016.3205 (дата обращения: 15.02.2018).
9. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Проблема адаптации студентов в вузе в условиях смены культурно-образовательной среды // Высшее образование сегодня. 2009. № 11. С. 7780.