Научная статья на тему 'Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза'

Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1016
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ / CURATOR OF THE STUDENT GROUP / КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CURATORIAL ACTIVITIES / СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА / SYSTEM OPERATIONS SUPERVISOR / ВНЕУЧЕБНАЯ (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR (EDUCATIONAL) ACTIVITIES / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бейлина Наталья Семеновна

В статье подробно рассматривается и анализируется система внеучебной (воспитательной) деятельности куратора на различных ступенях обучения и воспитания студентов, а также основные направления и формы работы куратора. Перечисляются наиболее важные изменения, которые произошли в деятельности современного куратора за последние несколько лет. Дается подробный анализ деятельности куратора на современном этапе, перечисляются его основные функции и задачи. Куратор студенческой группы рассматривается как субъект внеучебной (воспитательной) деятельности вуза. В статье представлены различные эффективный формы работы куратора со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURATOR OF THE STUDENT GROUP AS THE SUBJECT OF THE EDUCTIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

The article elaborates on, and analyzes the system of extracurricular (educational) activities curator at various stages of training and education of students, as well as the main directions and forms of work of the curator. It lists the most important changes that have taken place in the activities of contemporary curator in the last few years. Provides a detailed analysis of the curator at the present stage, it lists the main functions and tasks. The curator of the student group is regarded as a subject of extra-curricular (educational) activities of the university. The article presents a variety of effective forms of work with students curator.

Текст научной работы на тему «Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза»

М.В. Амитрова, Ю.В. Гусарова, Е.А. Нелюбина АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ...

ANALYSIS OF THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING AND ITS INFLUENCE ON THE SOCIAL IMPORTANT QUALITIES FOR PROFESSIONAL ACTIVITY DEVELOPMENT

© 2015

M. V. Amitrova, candidate ofpedagogical sciences, associate professor of the chair "Foreign Languages" Yu. V. Gusarova, candidate ofpedagogical sciences, associate professor of the chair "Foreign Languages" E.A. Nelyubina, assistant professor of the chair "Foreign Languages" Penza State Technological University, Penza (Russia)

Abstract. The implementation of the Strategy for the Development of Science and Innovation in the Russian Federation for the period until the year 2015, The Concept of long-term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the period up to the year 2020 is impossible without high-qualified training of competitive engineers which are in demand on the labor market and in the sphere of the real economy. The idea of professional activities of engineers according to the regulations indicates the need for the formation of students in higher technical school, having both professional and social competence, which are based on personal, social, professional important qualities. The academic discipline "Foreign Language" has the potential to provide high technical students with social important qualities for professional activity. The complexity of the problem of formation of social important qualities for professional activity via the process of foreign language teaching in higher technical school is that, it is necessary that all the components of the teaching process that affect the efficiency of the students' learning process should be selected and based on the analysis of their impact on learning outcomes. Rethinking the role of the components of the foreign language teaching and their impact on the formation of social and professional competencies, which are based on social important qualities for professional activity have enabled us to identify the best options for goal-setting, contents, methods and forms of the process of foreign language teaching.

Keywords: higher education, engineer's training, engineer's professional activity, professional competence, social competence, social important qualities for professional activity.

УДК 378.14

КУРАТОР СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

© 2015

Н.С. Бейлина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Философия»

Самарский государственный технический университет, Самара (Россия)

Аннотация. В статье подробно рассматривается и анализируется система внеучебной (воспитательной) деятельности куратора на различных ступенях обучения и воспитания студентов, а также основные направления и формы работы куратора. Перечисляются наиболее важные изменения, которые произошли в деятельности современного куратора за последние несколько лет. Дается подробный анализ деятельности куратора на современном этапе, перечисляются его основные функции и задачи. Куратор студенческой группы рассматривается как субъект внеучебной (воспитательной) деятельности вуза. В статье представлены различные эффективный формы работы куратора со студентами.

Ключевые слова: куратор студенческой группы, кураторская деятельность, система деятельности куратора, вне-учебная (воспитательная) деятельность, компетентностный подход.

Деятельность куратора студенческой группы является одной из важных в педагогическом процессе вуза, так как она интегрирует учебную и внеучебную деятельность в целостный педагогический процесс. Во многих исследованиях (Т.П. Бугаевой [4], А.Я. Шаиповой [17] и др.) деятельность куратора студенческой группы обозначается термином «кураторская деятельность» и используется как синонимичное понятие.

Многие исследователи говорят о кураторстве с точки зрения организации воспитательной работы в группе, управления формированием студенческого коллектива (И.С. Шаповалова [2], В.С. Шилова [2] и др.). Ряд ученых (В.П. Бабинцев [2], В.А. Воронов, Б.В. Заливанский, Е.В. Самохвалова [2]) в своих работах рассматривает институт кураторства как необходимую составляющую целостного воспитательно-образовательного пространства.

Современные ученые (О.Н. Шапошникова, В.Л. Левитский [2]) подчеркивают, что с внедрением ком-петентностного подхода в высшее образование необходимо уделять внимание формированию у студентов профессиональной культуры, развитию мобильности и налаживанию международных контактов. Данная работа, по мнению исследователей, должна вестись куратором с учетом возрастных и социально-психологических особенностей студентов. Ученые подчеркивают, что в связи с внедрением в образовательный процесс компе-тентностного подхода назрела необходимость в обязательном введении и развитии в вузах РФ института кураторства.

Некоторые ученые (С.А. Вербицкая [6], Е.Н.

Кролевецкая [14] и др.) отмечают, что куратор играет особую роль в приобретении студентами опыта в построении взаимодействия на субъект-субъектной основе, он оказывает значительное влияние на становление личности будущего профессионала, на осознание студентом социальной значимости выбранной профессии. Кураторская деятельность является связующим звеном всех субъектов внеучебной деятельности. По мнению ученых С.П. Акутиной [1], Э.Ф. Зеера [10], кураторская деятельность должна рассматриваться с позиции еще одного из важных подходов, на котором базируется внеучебная деятельность, - системного. Данные авторы предлагают рассматривать деятельность куратора как системообразующую в воспитательной системе.

Хотелось бы заметить, что также значимыми являются работы Л.Н. Зайнуллиной [9], в которых указываются недостатки системы осуществления кураторской деятельности. Так, например, автор подчеркивает, что в педагогической практике существует противоречие между «многофункциональностью воспитательной деятельности кураторов студенческих групп и отсутствием четкого определения основных направлений, по которым должна осуществляться их воспитательная деятельность» [9]. Названное противоречие связано, по мнению ученого, с тем, что большинство кураторов выполняет лишь ограниченный круг своих обязанностей, связанных с учебной деятельностью студентов, а вопросы создания благоприятного психологического климата в коллективе, «включения» студентов в научно-исследовательскую, творческую деятельность перекладывают на самих студентов. Л.Н. Зайнуллина предлагает комплекс

Н.С. Бейлина педагогические

КУРАТОР СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ КАК СУБЪЕКТ... науки

мероприятий по различным направлениям внеучебной деятельности. Идеи ученого перекликаются с взглядами и представлениями автора диссертационного исследования на рассматриваемую проблему. По нашему мнению, необходимо создать поэтапную систему деятельности куратора, направленную на формирование следующих умений: устанавливать деловые и межличностные взаимоотношения, работать в команде, создавать благоприятный психологический климат в коллективе, оперативно принимать решения в нестандартных ситуациях, а также развивать готовность к саморазвитию и самореализацию будущих бакалавров.

В настоящее время образование претерпевает модернизацию и реформирование. Глобальные изменения затрагивают не только структуру и содержание образования, но и деятельность участников образовательного процесса, обеспечивающих учебный процесс студентов (преподавателей, кураторов и др.).

Исследователь О.А. Калимуллина [12] перечисляет основные изменения, которые произошли в работе кураторов за последние годы, и отмечает, что в современной педагогической практике уделяется значительное внимание личности каждого студента, бытовым условиям его жизни, семейной ситуации и состоянию здоровья. В обязанности современного куратора входит помощь, связанная с учебным расписанием, занятиями, сессией, а также привлечение студентов к исследовательской работе в соответствии с их научными интересами. В высшей школе сегодня отводится значительное место активной студенческой жизни, поскольку, участвуя в фестивалях студенческого творчества, бакалавры получают дополнительную возможность для самореализации. Хотелось бы заметить, что, по мнению О.А. Калимуллиной [12], куратор студенческой группы должен уделять значительное внимание важной проблеме студентов младших курсов: адаптации к социальному пространству вуза. В рамках решения данной проблемы куратор использует разнообразные формы деятельности: индивидуальную работу со студентами и их родителями, групповую работу в рамках проведения кураторских часов, тренингов. На кураторских часах, как подчеркивает исследователь, затрагиваются вопросы этического и эстетического воспитания студентов, а также правила внутреннего распорядка, действующие на факультете или в вузе.

Исследователи О.А. Калимуллина [12], О.Ю. Рыбка [16] считают одной из важных задач куратора академической группы помощь и поддержку студентов в период адаптации их к социальному пространству вуза. О.Ю. Рыбка выделяет три главных направления работы студенческой группы: помощь в адаптации первокурсникам, приобщение студентов к научной деятельности и коллективообразующая деятельность куратора [16].

М.Ю. Коваль [11] и Ю.И. Шенкнехт [11] считают, что куратор выполняет ряд функций, которые можно разделить на три группы:

- педагогическую (воспитательную) - создание условий успешного развития студентов, обеспечение социальной защиты, а также осуществление эффективного воспитания студентов;

- организаторскую - организация трудовой, познавательной, эстетической деятельности студентов, а также их досуга;

- диагностическую (контролирующую) - анализ личности, осуществление контроля как учебной, так и внеучебной деятельности.

В обязанности куратора входит контроль посещаемости и успеваемости студентов группы, соблюдения ими внутреннего распорядка, проведение рабочих встреч с активом группы [7]. На наш взгляд, с внедрением компетентностного подхода возникает потребность расширить эти функции и определить роль куратора как субъекта внеучебной деятельности в формировании общекультурных и профессиональных компетенций, являющихся результатом профессиональной подготовки бакалавров. 34

Современный куратор, по мнению ученого А.В. Репринцева [15], «призван олицетворять собой неустанный научный поиск, постоянное стремление к истине, к творчеству, подлинный гуманизм, уважение к личности студента, доброжелательный юмор, высокую порядочность, тягу к прекрасному, знание и понимание искусства» [15]. Ученый подчеркивает, что куратор должен служить примером и ориентиром для будущих бакалавров.

Куратор студенческой группы является одной из значимых фигур во внеучебной системе вуза, поскольку он непосредственно участвует в развитии личности студента в процессе его социально-профессионального становления. Л.Я. Дятченко [68] считает куратора одним из ключевых звеньев системы внеучебной деятельности в вузе. Система внеучебной деятельности, по мнению ученого, состоит из трех взаимосвязанных звеньев:

- первый уровень - ректорат, включающий рек-

тора, проректора по социально-воспитательной работе, руководителей отделов, в круг обязанностей которых входит решение проблем и вопросов, связанных с внеучебной деятельностью (директор спортивно-оздоровительного комплекса, культурно-молодежного центра и др.);

- второй уровень - деканат, состоящий из декана,

заместителя декана по внеучебной работе и др.;

- третий уровень - куратор студенческой группы.

На первом уровне происходит регламентация внеу-

чебной деятельности, то есть разрабатываются нормативные акты и критерии ее оценки, кроме того, на данном уровне выбираются стратегии внеучебной деятельности.

На уровне деканата создаются программы и педагогические условия осуществления разработанных стратегий.

На следующем уровне куратор осуществляет реализацию выбранной стратегии и разработанной программы, при этом учитывая социально-психологические характеристики студентов группы, а также их интересы и потребности.

Следовательно, куратор является важным звеном, «обеспечивающим перевод социального заказа к качеству личности будущего специалиста, отраженный в стратегии и программе подготовки специалиста (бакалавра), в субъектно приемлемый маршрут развития его личности» [8].

Деятельность современного куратора определяется уставом вуза в соответствии с действующим законодательством РФ. Каждый вуз разрабатывает Положение о кураторе, основанное на уставе. Положения о кураторе различных вузов отличаются структурой и содержательными компонентами, которые зависят от специфики того или иного вуза. Многие вузы (например, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, Харьковский государственный университет питания и торговли и др.) разрабатывают Положения с расширенной структурой. Например, в УРФУ им. Б.Н. Ельцина в Положение о кураторе академической группы младших курсов включен раздел, в котором раскрыт ряд понятий: куратор академической группы, курирование студентов в течение первых двух учебных лет, адаптация студентов младших курсов в УРФУ, социокультурное пространство вуза; описаны процедура назначения, освобождения, а также структура подчинения; подробно говорится о функциях и организации работы куратора. Особо хотелось бы отметить, что в данном Положении достаточно подробно прописана система поощрения куратора и система его взаимодействия с другими структурными подразделениями. Разработчики положения о кураторстве в УРФУ им. Б.Н. Ельцина делают акцент на том, что основная деятельность куратора должна быть направлена на студентов младших курсов, особенно на первокурсников.

Исследователи А.Е. Великанова, В.С. Третьякова выделяют комплекс задач, которые поэтапно должен реа-Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2(11)

Н.С. Бейлина

КУРАТОР СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ КАК СУБЪЕКТ...

лизовать в своей работе куратор академической группы:

- знакомство студентов с выбранным ими направ-

лением подготовки, демонстрация возможностей и перспектив получаемой профессии;

- выявление интересов и потребностей студента в

рамках получаемой профессии;

- совместное построение модели (идеального обра-

за) себя как профессионала;

- совместное формулирование ближних, средних и

дальних целей, которые студент будет достигать в процессе обучения в вузе;

- подбор списка дополнительной литературы для

самостоятельного изучения и самообразования;

- составление списка конференций и семинаров,

которые студенту необходимо посетить в течение определенного периода (например, семестра);

- организация и координация практики студента

(выбирать подходящие учреждения, формулировать задания);

- проведение тренинговых занятий, связанных с

применением полученных знаний на практике, с решением нестандартных ситуационных задач;

- по согласованию со студентом определение дис-

циплин по выбору, курсов дополнительного образования;

- совместно со студентом проведение анализа резуль-

татов его деятельности, выяснение уровня достижения целей, исправление ошибок [3].

Т.С. Бугаева [3] в диссертационной работе «Деятельность куратора в современном вузе» распределяет задачи, которые ставит перед собой современный куратор, по семестрам. Она считает, что на начальном этапе, т.е. в первом и втором семестре, велика роль преподавателя в адаптации студентов к условиям вуза. В третьем семестре важными являются вопросы социализации и соуправления, которые проявляются в стимулировании, поддержке в процессе выстраивания благоприятных взаимоотношений в коллективе. В данный период уделяется значительное внимание сохранению психического и физического здоровья студентов. В четвертом семестре на первый план выступает проблема профессионализации и самоуправления, следовательно, на данном этапе происходит развитие профессиональной мотивации, становление профессионально значимых качеств личности студента. Четвертый семестр характеризуется активным включением студентов в научно-исследовательскую деятельность, построение своей образовательной траектории.

В пятом и последующих семестрах осуществляется процесс профессионализации. На данном этапе происходит переход студентов от одной стадии профессионального становления к другой, это выражается в смене социальной ситуации развития личности, поэтапном осознании социального статуса, а также выбранной профессии в целом.

Согласимся с данным исследователем в том, что и в нынешних условиях работа куратора, направленная на адаптацию первокурсников к вузу, осознание ими места и роли вуза в социальном пространстве, будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовки бакалавров. Наряду с профессиональной поддержкой студентов первого года обучения в период адаптации куратор должен также принимать активное участие в формировании у студентов навыков самостоятельной работы. Многие студенты испытывают серьезные затруднения в организации своего учебного времени, в выполнении таких самостоятельных заданий, как конспектирование, реферирование и т.д. Также у первокурсников отсутствуют навыки учета своих индивидуальных физиологических особенностей в организации самостоятельной работы. Одна из главных задач куратора - помощь студентам в организации их самостоятельной работы, в повышении уровня их готовности к само-

управлению, а также в формировании ответственного отношения к учебе.

Студенты, помимо перечисленных, испытывают различные трудности в процессе адаптации в вузе. М.И. Бирюкова объединила трудности, с которыми сталкиваются студенты младших курсов, в следующие группы: формальные, социальные, дидактические, личностные или психологические [13].

Формальные трудности связаны с методикой организации педагогического процесса. Организация педагогического процесса в вузе имеет свою специфику. Студент, поступив в вуз, приобретает новые обязанности и новую роль. Нередко у студентов младших курсов возникают в связи с этим конфликты. С формальными трудностями неразрывно связаны дидактические. С данными трудностями сталкиваются студенты-первокурсники, так как содержание, формы учебной деятельности и учебные нагрузки отличаются от школьных.

К социальным трудностям относятся проблемы социальной адаптации: взаимоотношения в новом коллективе, социализация иногородних и т.д. Трудности, с которыми сталкиваются студенты младших курсов, нередко приводят к личностным проблемам, поэтому необходимо на начальном этапе уделять большое значение проблеме социальной адаптации студентов. Эти знания дают возможность преподавателям, начинающим кураторам полнее представить поле своей деятельности.

Анализ научной литературы по данной проблеме показал, что куратор студенческой группы в процессе внеучебной работы с группой может влиять на формирование социальных умений: умение бесконфликтно общаться, работать в команде, в коллективе, способность к самореализации и другие. Педагог-куратор для успешного формирования данных умений, способностей и качеств использует разнообразные современные методы и формы работы: тренинг, метод проектов, деловая игра и др. Так, например, начиная работу со студентами первого курса, куратор ставит перед собой задачу ориентировать студентов на учебную, профессиональную деятельность, сформировать у них умение формулировать цель и грамотно достигать ее, а самое главное - он должен помочь сплотить коллектив, научить студентов взаимодействовать и работать в коллективе. По мнению Т.П. Царапиной, Т.А. Ульрих, И.В. Никулиной, на первых этапах сплочения коллектива эффективной является проектная деятельность, а также использование такого метода, как тренинг. Данные исследователи рекомендуют куратору в период адаптации большое значение уделять работе с родителями студентов-первокурсников, а также оказывать помощь в установлении и поддержании благоприятного психологического климата в коллективе.

Одним из ведущих факторов гармонизации образовательной среды, успешной адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни, ведущих факторов результативности любой деятельности, по мнению Н.Н. Киселевой [5], является командообразо-вание. Данный процесс влияет на развитие способности к самоуправлению и самореализации. Для реализации процесса студенческого командообразования, а также для приобретения навыков бесконфликтного общения, повышения эмпатийности куратор использует, как уже было сказано выше, тренинг. Например, исследователь Н.Н. Киселева, используя в своей работе тренинговые (игровые) программы командообразования, сумела достичь результата:

- в развитии качеств лидера;

- в приобретении умения эффективно взаимодей-

ствовать в коллективе;

- в развитии умения ставить цель и достигать ее.

Интересной, на наш взгляд, является одна из форм

работы, предложенная и используемая ученым: коучинг команд, «при которой команда решает определенную задачу, основываясь на объединении знаний, опыта, пред-

Н.С. Бейлина

КУРАТОР СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ КАК СУБЪЕКТ...

ставлений и творчества» [5].

В психолого-педагогической литературе, как показывает вышеизложенный анализ, рассматриваются различные аспекты опыта деятельности кураторов, но данный анализ позволил выделить ряд недочетов:

- не выработаны единые подходы к организации

работы кураторов академических групп;

- методически не обеспечено участие куратора как

субъекта внеучебной деятельности в реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке студентов;

- содержание, формы и методы внеучебной дея-

тельности не соответствуют запросам современных студентов.

Таким образом, в современном высшем образовании деятельность куратора является одним из важных направлений внеучебной деятельности.

Институт кураторства имеет вековую историю развития в российском высшем образовании. Деятельность куратора студенческой группы в современном вузе претерпела серьезные изменения, которые связаны с модернизацией и реформированием образования в целом. На протяжении развития института кураторства в высшей школе сложились представления о роли и функциях куратора. Деятельность куратора академической группы может быть направлена на создание благоприятного психологического климата в коллективе, на развитие умения работать в команде, оперативно принимать решения в кризисных и нестандартных ситуациях, налаживать деловые взаимоотношения в коллективе. Одной из главных задач куратора XXI в. является оказание поддержки студентам в период адаптации их к социально-профессиональному пространству вуза. Все эти функции позволяют считать куратора субъектом внеучебной работы в вузе, ориентированной на социальное развитие будущих профессионалов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алиева, Л.В. Внеучебная деятельность вуза - пространство полисубъектного воспитания [Текст] / Л.В. Алиева. И.В. Руденко // Воспитание студенчества: педагогический поиск: сборник научных трудов. - М.: НОУ ВПО «Академия МНЭПУ», 2013. - 100 с.

2. Бабинцев, В.П. Проблемы организации кураторской работы в вузе [Текст] / В.П. Бабинцев, В.А. Воронов, Б.В. Заливанский, Е.В. Самохвалова // Высшее образование в России. - 2010. - №6. - С. 123-127.

3. Бейлина Н.С. Формирование социальной компетентности будущих бакалавров в деятельности куратора студенческой группы [Текст]: дис. ... канд. пед. наук /Н.С. Бейлина. -Тольятти.: ТГУ,2014. -190 с.

4. Бугаева, Т.С. Деятельность куратора в современном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.С. Бугаева.

- Новокузнецк: КГПА, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Бирюкова, М.В. Работа куратора как условие адаптации первокурсников к обучению в среднем профессиональном учебном заведении [Электронный ресурс] / М.В. Бирюкова // Электронный научный журнал «Исследовано в России». - Режим доступа: http. zhumal. ape.reln.ru

6. Вербицкая, С.А. Формирование культуры толерантности будущего специалиста в деятельности куратора студенческой группы. - Белгород, 2012. - С. 24.

7. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования [Текст] / В.С. Леднев[ и др.]. - М.: 2002. - 59 с.

8. Дятченко, Л.Я. Куратор - основа управления университетом [Текст] / Л.Я. Дятченко // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2012. - №1. - С. 5-6.

9. Зайнуллина, Л.Н. Совершенствование воспитательной деятельности куратора студенческой группы на диагностической основе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Зайнуллина. - Казань, 2009. - 21 с.

10. Зеер, Э.Ф. Психология личностно-ориентиро-ванного профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2000. - 258 с.

11. Зелеева, В.П. Роль куратора студенческой группы в организации воспитательной работы в вузе [Текст] / В.П. Зелеева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 10.

12. Калимуллина, О.А. Кураторство как фактор успешной адаптации студентов [Текст] / О.А. Калимуллина // Вестник КГУКИ. - 2011. -№3. - С. 2529.

13. Киселева, Н.Н. Основные аспекты проектирования социально-педагогической деятельности куратора / Н.Н. Киселева // Право и жизнь. - 2013. - № 179 (5).

14. Кролевецкая, Е.Н. К проблеме развития субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой [Текст] / Е.Н. Кролевецкая // Almamater.

- 2006. - № 7. - С. 11-13.

15. Репринцев, A.B. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / A.B. Репринцев. - Курск, 2001. - 519 с.

16. Рыбка, О.Ю. Три кита кураторства [Текст] / О.Ю. Рыбка // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2003. -№4. - С. 16-17.

17. Шаипова, А.Я. Формирование готовности преподавателей вуза к внеучебной работе со студентами (на примере реализации функций куратора в педвузе) [Текст]: дис. . канд. пед. наук / А.Я. Шаипова. -Тюмень, 2010 - 211 с.

Исследование осуществляется при поддержке РГНФ, проект № 15-06-10308 .

THE CURATOR OF THE STUDENT GROUP AS THE SUBJECT OF THE EDUCTIONAL

ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

© 2015

N. S. Bejlina, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the chair «Philosophy» Samara State Technical University, Samara (Russia) Abstract. The article elaborates on, and analyzes the system of extracurricular (educational) activities curator at various stages of training and education of students, as well as the main directions and forms of work of the curator. It lists the most important changes that have taken place in the activities of contemporary curator in the last few years. Provides a detailed analysis of the curator at the present stage, it lists the main functions and tasks. The curator of the student group is regarded as a subject of extra-curricular (educational) activities of the university. The article presents a variety of effective forms of work with students curator.

Keywords: curator of the student group, curatorial activities, system operations supervisor, extracurricular (educational) activities, competence approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.