Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №2
ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кураторство в высшей школе: что ДЕЛАТЬ?
Ю. с. Эзрох
(кафедра банковского дела Новосибирского государственного университета экономики и управления; e-mail: [email protected])
В статье на основании проведенного автором анкетирования студентов I и II курсов одного из новосибирских вузов раскрываются проблемы современного кураторства. Для этого в формализованном виде исследованы мнения студентов в отношении необходимости кураторства на I и II курсах обучения, функциональных обязанностей кураторов, особенностей проведения сплочения группы, пропаганды здорового образа жизни, культурного просвещения, целесообразности установления частоты проведения кураторских часов, привлечения родителей к решению студенческих проблем, совокупности личных и деловых качеств, которыми должен обладать куратор. Определены текущие оценки степени выполнения кураторами своих функциональных обязанностей. Изучены возможности использования института тьюторства как дополнения к институту кураторства. Предложены способы реализации студенческого самоуправления и административные новации в целях повышения эффективности исполнения кураторских функций.
Ключевые слова: куратор, первокурсники, тьютор, адаптация студентов.
К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение.
Д . И . Менделеев Прежде чем учить молодежь, надо ее изучить.
акад . А . М . Румянцев Обучать - значит учиться вдвойне.
французский писатель Ж. Жубер
Реформа 2007 г. закрепила ранее действовавшие в отдельных школах правила 11-летнего обучения . В настоящее время на момент начала обучения в вузе студенту обычно уже есть 18 лет (7+11). Ранее, в том числе и в период СССР1, процесс школьного обучения занимал 10 лет,
1 В отдельные периоды, например с 1959 по 1964 гг. и в СССР школьное обучение осуществлялось в течение 11 лет.
а абитуриенты были 17-летними . Казалось бы, невелика разница . Однако, она принципиальна для организации системы кураторства в высшей школе - современные первокурсники, в отличие от своих предшественников, имеют полное право распоряжаться своей жизнью без чьих-либо советов, согласно ст . 21 ГК РФ - гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е . по достижении 18-летнего возраста . Это определяет незримое, но принципиальное изменение системы кураторства, произошедшее в последнее время
Нужна ли формально абсолютно взрослым людям внеучебная кураторская помощь? В какой форме? Что они хотят изменить? Об этом лучше спросить у них напрямую
В чем проблема.?
В настоящее время практически отсутствуют федеральные нормативные документы, регулирующие кураторскую деятельность в вузах Действительно содержательным, является, по мнению автора, лишь одно2 - письмо Минобрнауки № 30-55-181/16 "Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования" от 20.03.2002 г. (далее Письмо № 30-55-181/16). Вузы, развивающие систему кураторства, используют внутренние положения, нередко содержащие лишь общие "правильные" пожелания В них отсутствуют детальные инструкции, схемы и подходы к осуществлению такой деятельности
Абсолютное большинство преподавателей вузов не имеют педагогического образования . И это нормально, так как они передают взрослым ("по паспорту") людям специфические знания, которые нельзя получить в педагогических университетах Конечно, будучи аспирантами, преподаватели проходили педагогическую практику, однако ее содержание не касается специфики кураторской работы К тому же не все преподаватели вузов имеют ученую степень
Качественной специальной литературы в области организации кураторской деятельности практически нет [3, 6, 16] . Отсутствие специальных грифов затрудняет ее поиск и отбор . Отечественные публикации по данной теме можно разделить на три основные группы - научно-исследовательские (нередко включающие в себя бесконечные классификации и рефераты мнений других ученых), популярно-психологические и субъективно-интуитивные (в них авторы излагают свою позицию, нередко вовсе без ее обоснования) [1, 4, 9] . Стоит подчеркнуть, что количественные доказательства аргументов, приводимых в статьях3, практически отсутствуют .
2 В этом легко убедиться, осуществив поиск в одной из правовых баз по запросу "куратор" .
3 Было изучено более 50 публикаций, доступных в Электронной научной библиотеке (Е-НЬгагу).
Вышесказанное определяет серьезность и объективную трудность качественного исполнения преподавателями вузов функций кураторов в современных условиях . Результаты исследования, проведенного автором, позволят частично заполнить информационный вакуум в данной области . Его особенностью является использование данных анонимного анкетирования двух потоков студентов-экономистов одного из новосибирских университетов (I и II курса обучения соответственно), осуществленного в марте-апреле 2015 г. Общее число респондентов - 151 человек
А нужен ли вообще куратор?
Задавая устно подобный вопрос в студенческих группах, нередко можно услышать категоричное "нет" . Обычно используются три группы аргументов: "мы уже взрослые - зачем нам нянька"4; "необходимую информацию можно получить у старосты или в специальных группах социальных сетей"; "от него нет никакого толку"
Многие на основании этого делают принципиально неверный вывод о необходимости курирования . Причина в том, что "выборка" нерепрезентативна - наиболее активным ребятам, которые первыми "берут слово", может быть куратор и действительно ни к чему, а вот основная масса студентов хочет, чтобы в их группах он был . 78% первокурсников (т.е . четверо из пяти), проучившись 1,5 семестра и получив, как будет видно далее, не слишком позитивный опыт взаимоотношений с куратором, все же считают институт кураторства необходимым Доля студентов второго курса, поддерживающих такую инициативу меньше - 64% Стоит предположить, что на начальном этапе (в первой части I семестра) число поддерживающих кураторство первокурсников составляло 90-95%5 .
Анкетой было предусмотрено наличие места для объяснения своего выбора Значимой причиной отрицательного ответа явилось то, что, по мнению студентов, "мало пользы, возможно, потому что у нас был плохой куратор" Наиболее распространенным аргументом студентов
4 Здесь и далее - расчеты автора на основании письменного анкетирования студентов-экономистов I и II курса одного из новосибирских вузов, осуществленного в марте-апреле 2015 г . В кавычках без указания источника будут приведены реальные слова студентов, записанные автором; в отдельных случаях с необходимой литературной обработкой
5 Интересно отметить, что аналогичные исследования проводились и советское время . «Так, на первом курсе за куратора высказалось 94%, хотя 50% не представляют роли куратора в вузе (анкета проводилась в первой половине декабря); на втором курсе за куратора - 79%, против - 12%, ни "за" ни "против" - 9% . На третьем курсе за куратора - 86%, против - 8%, ни "за", ни "против" - 6%» . Здесь и далее текст дан по статье "Еще раз о кураторстве" доц . М . М . Анцибор в многотиражной газете, сведения о которой установить не удалось.
обоих курсов, высказавшихся за кураторство, была "необходимость адаптации" . Внешняя "взрослость" и "самостоятельность" большинства студентов, как оказалось, является напускной . Вчерашним школьникам, ставшим совершеннолетними студентами, не просто перестроиться - "все в новинку, нужен человек, который введет новичков в курс дела и все объяснит" . Это доказывает необходимость института кураторства на I курсе .
В необходимости куратора у групп второго курса студенты также единодушны - они, в отличие от советских студентов (см . сноску 7), в нем уже не заинтересованы . Лишь 28% студентов I курса и 14% II курса поддерживают кураторскую деятельность на II курсе . Основные доводы - "возможность получить совет старшего", помощь в "решении <...> конфликтных ситуаций с преподавателями" . Вопросы сплочения или адаптации становятся менее актуальными; студенты уже в целом разобрались в особенностях новой для них системы обучения Это определяет необходимость продолжения курирования группы, однако с существенным сокращением функционала куратора - использование его как "тревожной кнопки"
Какой помощи ждут студенты от куратора.?
В Письме № 30-55-181/16 указаны основные направления работы куратора . Студентам было предложено ранжировать их от наиболее к наименее важным для них (табл . 1).
Таблица 1
Интегральная оценка важности направлений деятельности
куратора
Направление деятельности куратора I ку >с II курс
оценка ранг оценка ранг
Знакомство студентов с организацией учебного процесса, правилами проживания в общежитии, правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями студентов 20,69 1 20,84 1
Работа по адаптации студентов к новой системе обучения 18,55 2 17,58 2
Оказание помощи активу группы в организационной работе, содействие привлечению студентов к научно-исследовательской работе и развитию студенческого самоуправления 15,99 3 16,10 3
Информирование деканата об учебных делах в группе, о пожеланиях студентов 15,66 4 15,67 4
Создание атмосферы доброжелательных отношений между преподавателями и студентами 14,59 5 14,87 6
Создание организованного сплоченного коллектива в группе 14,51 6 14,94 5
Примечание 1: Здесь и далее значение показателя "Оценка" рассчитано по формуле типа
^ Оценка направления к —-х 100% ,
т п
Оценка направления к к=1'=1 ' где г - порядковый номер анкеты, п - количество корректных ответов респондентов; £ - порядковый номер направления, т - количество оцениваемых направлений (параметров) Показатель "Оценка" рассчитывается отдельно по группам I и II курсов .
Примечание 2: в столбце "Ранг" 1 - наиболее; 6 - наименее важное направление
Как видно из таблицы 1, мнение студентов и I и II курсов практически совпали Самое главное - знакомство с правилами, правами и обязанностями Преподавателям в этом легко разобраться - нормативная документация в данной сфере ограничена 3-5 внутренними положениями, сложность которых уступает законодательству, которое обязаны знать преподаватели профильных дисциплин При этом для первокурсников, как показал опрос, это очень ценно
Вопросы адаптации более обширны Наиболее простой способ -описание особенностей проведения занятий, зачетной недели, сессий Кроме этого студенты хотят индивидуальную помощь и ощущение защищенности - разрешение обращаться к куратору во внеучебное время Оценки иных направлений отличаются незначительно, что говорит об их практически равной важности для студентов
У респондентов была возможность указать дополнительные пожелания в части функционала кураторов Помимо, на первый взгляд, забавных, однако знаковых ответов типа "почаще вспоминать о своей группе" или "заняться хоть чем-то", наиболее частыми были предложения типа "информировать о мероприятиях" С одной стороны, это говорит о некоторой пассивности студентов - такая информация в равной степени доступна и студентам, и преподавателям С другой - есть повод, основа для периодических встреч
Как проводить сплочение студенческой группы?
Общеизвестно, что совместное времяпрепровождение позволяет людям стать более открытыми друг к другу Ключевую роль в этом играет степень их взаимной вовлеченности в процесс6 . Студенты проводят
6 Например, один из успешных приемов по командообразованию офисных работников, используемый бизнес-тренерами, заключается в разделении участников на команды, предоставление каждой возможности построить башню из бу-
в обществе своей группы по 4-6 часов ежедневно, поэтому для сохранения доброжелательных деловых отношений, недопущения различных эксцессов необходимо проводить сплочение, командообразование группы
Для применения наиболее эффективной стратегии, куратору необходимо определить, какие мероприятия стоит провести со студентами в первую очередь . Респондентам было предложено ранжировать возможные формы командообразования (табл . 2), а также указать собственный вариант
Таблица2
Интегральная оценка привлекательности форм командообразующих мероприятий
Тип мероприятия (посещение совместно с одногруппниками) I ку >с II курс
оценка ранг оценка ранг
Посещение кино 27,44 1 27,42 1
Посещение театра 25,49 2 24,23 3
Посещение боулинга 24,71 3 25,92 2
Посещение спортивных игр в качестве болельщиков 22,37 4 22,43 4
Примечание: 1 - наиболее; 4 - наименее важное направление . Наибольшее одобрение студентов обоих курсов вызвало предложение совместного посещения кинотеатров Вместе с тем, в качестве ко-мандообразующего мероприятия оно имеет ряд недостатков - отсутствие зрительного контакта между студентами во время сеанса, в большинстве случаев откровенно слабые сюжеты современных фильмов, трудность согласования единого мнения относительно кино (кому-то нравятся комедии, кому-то фэнтези и т . д .) .
Посещение театра вызвало у студентов чуть меньшее одобрение Это опровергает распространенное мнение о том, что современные молодые люди не воспринимают театр как способ интересного времяпрепровождения Оценка предложения "посещение боулинга вместе с од-ногруппниками" вызвало чуть меньшую поддержку у студентов I курса, а студенты II курса считают это интереснее театральной инициативы . Вместе с тем, оценки обоих мероприятий примерно на одном уровне Существенно "отстает" предложение о посещении спортивных мероприятий Это определяется дифференциацией интересов к спортивным играм (волейбол, футбол, хоккей и т д )
Что предложить в первую очередь? Вероятно, проще напрямую спросить у группы Однако здесь можно в очередной раз попасть
маги, скотча и любых других подручных материалов . В таком случае появляется азарт, взаимопонимание и новые сотрудники становятся единой командой .
в "информационную ловушку" - наиболее активные ребята "заглушают" голоса более робких . Не умаляя значимой роли актива группы, который может "повести за собой" менее активных студентов, нужно помнить, что интересно должно быть большинству (рис. 1) .
Рис. 1. Структура оценок привлекательности форм командообразующих мероприятий
Примечание: 1- наименее, 5- наиболее высокая оценка степени привлекательности
Как видно на рис . 1, при совокупном учете оценок «3», «4», «5» (показано пунктирными фигурными скобками) наряду с посещением кино, видна высокая заинтересованность в посещении боулинга. Многие кураторы недооценивают эффективность совместных походов в боулинг . Исходя из собственного опыта, автор может отметить достоинство данной командообразующей инициативы . Во-первых, очень низкая стоимость - 1 час аренды дорожки в будний день для студентов стоит 200-300 руб . Играют обычно не более 2-х часов командой из 6-8 человек . Иными словами, удовольствие стоит всего около 100 руб . с человека . Билет в кино или театра дороже - 250-350 руб . и 300500 руб . 7 соответственно . Во-вторых, в процессе игры студенты активно общаются друг с другом в неформальной обстановке . В-третьих, поход в боулинг (также как и в кино), особенно расположенный в крупном торгово-развлекательном центре, сам по себе праздник, в некотором смысле "прыжок из будней»" который очень нравится молодым людям
Какие еще предложения по командообразующим мероприятиям внесли студенты? Кроме саркастических - "посещение бара" и "слетать в Майями", наиболее часто встречаются "выезды на природу / базу отдыха" . Нет сомнений в их эффективности, однако такие поездки сопряжены с ощутимыми рисками для куратора
7 Понятно, что на спектакли с участием местных актеров . Гастрольные постановки - существенно дороже .
Спорт как основа сплочения студенческой группы?
Совместное занятие спортом оказывает значимый объединяющий эффект8 . При этом подразумевается, конечно, не профессиональные, а физкультурные занятия . В "Государственной молодежной политике" подчеркивается необходимость "вовлечения молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом <...> совершенствования системы студенческих соревнований и развитие студенческого спорта" [15]. Это определяет важность организации массовых спортивных мероприятий в группах, чему в настоящее время уделяется недостаточное внимание . Как студенты относятся к таким инициативам (табл . 3)?
Таблица 3
Интегральная оценка привлекательности спортивных форм командообразующих мероприятий
Тип мероприятия (участие совместно с одногруппниками) I курс II курс
оценка инд. оценка ранг оценка инд. оценка ранг
Субботние посещения бассейна 37,50 2,6 1 35,71 2,3 1
Субботние пробежки 31,73 2,2 2 32,34 2,1 2
Тренировки для сдачи нормативов ГТО 30,77 2,1 3 31,94 2,1 3
Примечание 1: по формуле
Показатель "Индивидуальная оценка" рассчитан
^Оценка инициативы^
где I - порядковый номер анкеты, п - количество корректных ответов респондентов; £ - порядковый номер инициативы, возможные оценки инициативы £ - от 1 (наименьшая оценка) до 5 (наилучшая оценка) .
Примечание 2: В столбце "Ранг" 1 - наиболее; 3 - наименее важное направление
Как видно из таблицы 3, наиболее привлекательным студентам кажется посещение бассейна (что в значительной мере упрощается при наличии в вузе собственного сооружения). Стоит отметить, что получение знака ГТО пока не является для большинства студентов притягательным При этом средние оценки каждой спортивной инициативы крайне низкие - от 2 до 2,6! Для определения численности потенциального спортивно-физкультурного студенческого актива оценим
8 Автор может судить об этом по собственному десятилетнему опыту занятий спортом
=1
п
структуру индивидуальных оценок спортивных мероприятий . Доля студентов, однозначно настроенных на спортивные мероприятия (т е оценивших инициативу на «4» или «5») весьма невелика - не более 2030% . С учетом "колеблющихся" (оценка «3») максимальная доля "студентов-физкультурников" - 48% (студенты I курса, плавание в бассейне) . Такие результаты ("спорт - это замечательно, но привлекать студентов не самая лучшая идея") заставляют задуматься о необходимости проведения кампании по популяризации физического воспитания среди молодежи
Здоровый образ жизни: спасение утопающих - дело рук самих утопающих?
Современный мир переливается всеми цветами радуги - развлечения и удовольствия (часть их - мнимые) на каждом шагу . Однако это лишь вершина айсберга - за некоторые нужно платить бесценными вещами -здоровьем и жизнью Только в России на 01 01 2015 г зарегистрировано 908 тыс . человек, инфицированных ВИЧ, количество курящих - более 44 млн . и т. д . [10, 17]. Стоит ли куратору, по мнению самих студентов, пропагандировать здоровый образ жизни, рассказывать о возможных опасностях для здоровья? Большинство студентов I и II курсов (72 и 74% соответственно) выступают против обсуждения особенностей ведения здорового образа жизни . Основными аргументами являются - "уже существует высокий уровень проинформированности", "это личное дело каждого человека", "такую информацию рассказывали в школе; в университет поступают взрослые, совершеннолетние люди"
Автор солидарен с аргументами противоположной стороны - "актуальные вопросы", "здоровье важнее всего", "с целью предупреждения" Да, некоторые из этих тем довольно щекотливы, но позиция некоторых студентов - "это стремно", "это личное" - просто опасна . Никто не утверждает, что студенты ничего об этом не знают, что куратор - единственный светоч в данном вопросе Однако из практики, не все взрослые знают современные тонкости9 . Личное или государственное дело, если молодой человек по глупости подхватит ВИЧ или сифилис? А если молодая девушка забеременеет от случайного контакта и, сделав аборт, останется бесплодной? Если рассказанное за все время работы куратором позволит избежать хотя бы одной подобной катастрофы - его деятельность уже не напрасна
9 Для доказательства этого, а также уменьшения пафоса некоторых студентов, стоит задать один каверзный вопрос Например, возможно ли наступление беременности вне полового акта? И как-то сразу уровень "проинформированно-сти" оказывается не таким уж высоким, а высокомерие в глазах сменяется интересом
О культуре и не только
Формирование гармоничной личности невозможно без культурного развития, расширения кругозора К сожалению, этому в современных вузах уделяется явно недостаточное внимание . Хотят ли студенты знать больше о живописи, литературе, музыке? 52% студентов I курса и 34% студентов II курса поддерживают культурные тематические встречи . Основные аргументы - "это интересно", "это делает институт не просто местом учебы, а местом развития, приобретения социального и культурного опыта10", "да, так как инициативы такого рода не часто исходят от самих студентов", "это сплачивает коллектив" Основные аргументы противников такой идеи - "не все интересуются этим", "для этого есть кружки", "свободное время дорого для студентов", "сами организуем11", "никто не придет / никому это не нужно12" .
Безусловно, вопросы качественной организации подобных встреч сложны - преподавателю необходимо либо самостоятельно готовиться к лекции и диалогу, либо приглашать профессиональных литераторов, художников, искусствоведов и т д Вместе с тем, интерес к подобным инициативам у студентов есть, его необходимо поддержать и укрепить 40-60 минут пару раз за год вряд ли нанесут "свободному времени" некоторых обучающихся непоправимый урон
Надо чаще встречаться?
Во внутренних положениях ряда вузов нормативно урегулирована периодичность кураторских часов - обычно 1 раз в 1-2 недели . Что думают студенты об этом (рис . 2)?
Рис. 2. Структура ответов на вопрос «Как часто необходимо проводить кураторские часы (длительностью 20-30 минут)?»
10 Великолепная по смыслу и стилистике фраза от студента I курса, не правда ли?
11 На практике, вероятно, реализуется довольно редко .
12 Такие обобщения, а также присвоенное право безапелляционно говорить одному от имени всех встречается довольно часто и преимущественно при отрицании любых инициатив . Как показывает опрос, оно вовсе не отражает мнение "всех" .
Как видно на рис . 2, 39% студентов I курса и 54% - II курса полагают оптимальным проведение встреч с куратором 1 раз в 2 недели Кроме того, 24% респондентов обоих курсов считают важным даже более частые встречи - 1 раз в неделю . По мнению 13-19% студентов необходимы редкие встречи - 1 раз в месяц Ответы типа "раз в семестр", "вообще не надо" свидетельствуют скорее об отрицании необходимости кураторства
Стоит ли куратору обращаться к помощи родителей студентов?
Вопрос становится тем более актуальным, чем больше некоторые студенты прогуливают занятия . Личное ли это их дело? Вправе ли родители знать об этом? Известно, что особо рьяных прогульщиков по итогам сессии, скорее всего, отчислят А родители, в отличие от куратора могут принять действенные меры, которые в корне исправят ситуацию Что думают студенты об этом? Большая часть студентов (80%13) предсказуемо против вмешательства родителей в их учебную жизнь Основные аргументы - "студенчество - самостоятельная жизнь", "это университет, а не школа", "сам должен решать свои проблемы" . Меньшинство, с которым солидарен автор, приводит следующие аргументы - "только в случае, когда стоит вопрос об отчислении", "только в критической ситуации"14
Серьезен еще один аргумент "за" - "многие ничего не делают за родительские деньги" Действительно, родители платят немалые деньги за учебу в вузе, не обязаны ли они знать о том, когда это начинает происходить впустую? Кроме того, существуют и другие проблемы, которые иногда приводят к трагическому финалу - самоубийства студентов далеко не единичная практика [13]
В связи с этим необходимо введение четких (формализованных) критериев привлечения родителей студентов, например, при превышении определенного числа "допустимых" пропусков, при определенных (низких) результатах контрольной недели, при угрозе жизни и здоровью студента и т д Текущие проблемы конечно нужно решать самостоятельно
Какой он - хороший куратор?
В ранее цитируемой статье М . М . Анцибор советских студентов просили описать куратора - "его должны отличать: человеческая простота,
13 Фактически, доля отрицательных ответов еще выше, однако если в комментариях респондента были указаны условия, при которых куратору стоит прибегать к помощи родителей (например, "только в случае, когда стоит вопрос об отчислении"), ответ принимался к учету как положительный .
14 К числу забавных относятся - "только, если студент совсем сошел с ума" и "лучше самому куратору попробовать решить проблему со студентом, пригрозить родителями" (прим . курсив автора).
доброта, честность, общительность, находчивость Куратор, по мнению студентов, должен быть умным, веселым, энергичным, душевным, отзывчивым, справедливым, знать каждого студента как личность" . Насколько изменились пожелания современных студентов? Им был задан вопрос: "Какими личными качествами, по Вашему мнению, должен обладать куратор?" (табл 4)
Таблица4
Ранжированные оценок личных качеств, которыми должен обладать куратор
Личное качество I курс II курс
Добрый / Доброжелательный / Тактичный 1 1
Заинтересованный / Отзывчивый / Понимающий 2 5
Коммуникабельный / Общительный 3-4 3
Активный / Организаторские способности 3-4 4
Терпеливый / Уравновешенный 5 6
Внимательный / Ответственный 6 2
Наличие чувства юмора 7 8
Волевой / Упорный / Целеустремленный 8 6
Справедливый 9 9
Примечание 1: 1 - наиболее, 9 - наименее часто указываемые респондентами качества
Примечание 2: Респонденты были вправе указывать неограниченное число личных качеств, сведения о каждом из которых учитывались при расчете (обычно их число не превышало четырех)
Как видно из табл 4, самым главным качеством, которым должен обладать куратор, для студентов обоих курсов является внутренняя доброта, доброжелательность, умение сделать замечания тактично Вторым по значимости для студентов I курса является отзывчивость, возможность выслушать и понять молодого человека - емкой является ремарка о необходимости у куратора "современных взглядов на жизнь" . Важность наличия у куратора качества "ответственность" (в нее включается и пунктуальность), которую подчеркивают студенты II курса, является, скорее всего, рефлексом непозитивного опыта взаимоотношений с куратором на I курсе . Студенты также хотят, чтобы их куратор был активным, общительным, обладал организаторскими способностями . А разве они просят слишком много?
Важность личных качеств, ранговая оценка которых оказалась ниже, конечно, не ставится под сомнение . Многократное упоминание о них с учетом того, что тип заданного вопроса был открытым (без готовых ответов), свидетельствует о необходимости вдумчивого подбора преподавателей для исполнения функций кураторов с учетом наличия соответствующих качеств
Нужно ли куратору быть пользователем социальных сетей?
Развитие современных средств коммуникации уверенно вытесняет личное и телефонное общение, заменяя его на письменное, которое осуществляется через социальные сети15 Даже электронная почта в сознании многих молодых людей - уже не слишком современная вещь, так как практически такие же возможности доступны и в любимых ими "ВКонтакте", "Одноклассниках" и т . д . Хотят ли студенты общаться также с куратором (рис . 3)?
Рис. 3. Структура ответов на вопрос "Нужно ли куратору быть пользователем социальных сетей?"
Как видно на рис . 3, лишь 13 и 20% студентов I и II курсов соответственно настаивают на обязательном использовании куратором социальных сетей Значительная часть респондентов (58 и 40% соответственно) указывает на желательность такого общения . Основные аргументы: "чтобы студенты могли связаться в любое удобное для них время и в любом случае16", "чтобы идти в ногу с поколением", "для быстрой связи и более легкого общения", "потому что только в них все и сидят" . Респонденты, давшие ответ "Не принципиально" (28 и 40% соответственно), комментариев к сожалению не оставили
Несмотря на кажущуюся несерьезность, проблема коммуникаций молодого поколения гораздо шире Нередко стиль общения в социальных сетях, мягко говоря, безобразный Отсутствие приветствий, несоблюдение правил орфографии, не говоря уже о правилах пунктуации, использование смайликов вместо художественных приемов речи и т д Из практики, существенная часть студентов-дипломников (т е более старших по возрасту) составляют свои письма научным руководителям - кандидатам и докторам наук - на такой же манер Что дальше? Попытки общения на работе в таком ключе с начальством или клиентами приводят к замедлению или остановке карьерного роста и снижению престижа вуза, выпустившего такого "специалиста"
15 Как не вспомнить анекдот. Диалог начальника и секретаря: "Соберите всех сотрудников на совещание, срочно!", "По селектору?", «Нет, через "Одноклассников", так быстрее!»
16 Несколько нахально, не правда ли?
Наоборот, студенты должны получать опыт личного, телефонного общения со старшим . Немаловажной проблемой является доступ студентов к личной информации преподавателей17. К тому же переписка со студентами может повредить личной жизни преподавателей, особенно мужчин . В связи с этим, по мнению автора, общение со студентами должно осуществляться преимущественно лично или по электронной почте, а также при необходимости по телефону .
Как студенты оценивают своих кураторов.?
Преподавание - это призвание, творческий процесс, и говоря прямо, дело государственной важности Вместе с тем вузы оказывают образовательные услуги, стоимость которых весьма высока . Их оплачивает либо государство, либо предприятия, либо сами студенты (а чаще их родители) . Поэтому заказчики имеют право на оценку приобретаемого "товара"; его компонентом является кураторство . Исходя из широкого круга выявленных проблем в данной области, логично, что оценки оказались на очень низком уровне (рис . 4) .
Рис. 4. Структура ответов на вопрос "Оцените по пятибалльной шкале деятельность своего куратора на первом курсе обучения"
Примечание: 1 - минимальная, наихудшая; 5 - максимальная, наилучшая оценка
Как видно на рис . 4, большинство студентов и I и II курсов (59-66% соответственно) считают нынешнюю работу кураторов неудовлетворительной (показано пунктирной фигурной скобкой) При этом лишь 15% респондентов высокого мнения о ней . И это при том, что большинство считает кураторство полезным
Приведем лишь некоторые аргументы студентов, оценивших работу куратора на «1» и «2»: "не занимался своими обязанностями", "встречались два раза за весь год и говорили на совершенно бесполезные темы", "мы ей не интересны, с нами не связывается, приходит на 5 минут",
17 Доходит до смешного. Студенты с круглыми глазами рассказывали автору, что нашли в социальной сети фото своего преподавателя (женщины) на пилоне (шесте для танца). По мнению автора, это явно не поднимает престиж профессии .
"обещание сходить в театр не сдержал", "в первом семестре встречались нерегулярно, никуда не ходили", "вообще не знаю, кто и как зовут", "были две абсолютно бесполезных встречи, на одну из которых куратор опоздал на полтора часа"
Отметим, что и в период СССР все было далеко не гладко - "куратор не знает своих студентов в лицо", "ни один из кураторов не был назван в числе тех, на кого бы они хотели походить как будущие наставники" (по статье М М Анцибор) Однако такие катастрофичные результаты нуждаются в осмыслении и принятии решительных мер
О бедном кураторе замолвите слово ... или две стороны одной правды
Легче всего обвинить преподавателей-кураторов в том, что они не выполняют качественно свои обязанности . Почему бы и нет? В педагогике и психологии не сильны, к тому же ленивы, вот и весь сказ . Однако проблемы гораздо глубже, и они требует системного решения
В отличие от лекционного или семинарского занятия, где у преподавателя есть определенные "рычаги воздействия" на студентов (все помнят, что придет время сдавать зачет / экзамен), у куратора нет никакого (!) формального влияния . Студенты могут, что подтверждается практикой автора, не ходить на кураторские часы вовсе, а потом жаловаться, что "не знают куратора" и "не видели его помощи" Более того, кураторы начинают их уговаривать - "ну придите, ну это ведь ненадолго", слыша в ответ высокомерные высказывания о том, что у студентов нет времени на это Раз "поуговаривают", второй, а потом действительно встречаются на "5 минут раз в месяц", по сути для галочки, испытывая раздражение от такой ситуации Почему кандидаты и доктора наук поставлены в позицию просителей у 18-летних первокурсников?
Ни у кого - ни у студентов, ни у преподавателей - нет сомнений в том, что кураторство нужно . Так почему не ввести обязательные кураторские часы, включенные в официальное расписание, например пары (45 минут) 1 раз в 2 недели с обязательной отметкой посещаемости? Это позволит поставить отношения студентов и преподавателей сразу на правильную основу Конечно, это потребует изменения аудиторной нагрузки студентов, которая "не резиновая" . Но в ином случае, кураторство осуществлять эффективно трудно
В некоторых методических указаниях для кураторов рекомендуется проводить сближающие игры Например, в одном из них указано, что "мяч является универсальным педагогическим инструментом, поэтому куратор должен иметь его в своем арсенале" [14] Далее предлагаются различные игры с мячом Конечно, у каждого куратора есть мячик с собой, а у некоторых их два Возможно, этот совет был адресован только преподавателям физической культуры Значительная часть
преподавателей просто не готова к такому радикальному сближению со своими подопечными . Да и нужно ли это?
Преподавателям, которые не имеют педагогического образования, не предоставляется возможность прохождения хотя бы краткосрочных курсов кураторов в педагогических университетах . Во многих вузах есть собственные кафедры социологии, психологии, но их ресурсы в кураторской работе используются не повсеместно . В процессе курирования у студентов возникают претензии (нередко обоснованные18) к манере и особенностям ведения занятий отдельных преподавателей, перерастающие в затяжные конфликты. Их не так просто решить на уровне "преподаватель-преподаватель"; в отдельных случаях вмешательство куратора лишь усугубляет ситуацию .
Серьезной проблемой является отсутствие желания у многих преподавателей выполнять функции кураторов Дополнительная плата не слишком высока, а выполняемые обязанности в значительной мере отличаются от "традиционных" . Добровольно-принудительный порядок исполнения обязанностей куратора вредит делу. Личные дела студентов во многих вузах ведутся формально . Работая с ними можно получить, по сути, лишь координаты родителей. Отсутствие в систематизированной форме сведений об увлечениях, личных качествах, предпочтениях студентов затрудняет исполнение своих функций куратором Вышесказанное отражает лишь некоторые проблемы, с которыми нередко сталкиваются кураторы Студентам нужна помощь кураторов, а кураторам - администрации вуза .
Тьюторство как замена кураторству?
Тьюторство (от англ . Tutor - наставник) особая система, зародившаяся в английских университетах Во многих отечественных публикациях она интерпретируется неправильно Для описания реальных особенностей ее функционирования автор приведет выдержку из личного письма известного профессора Амстердамского университета М . Эл-лмана (Michael Ellman), посвященного его опыту, полученному в ведущих зарубежных университетах
"Тьюторство в английских университетах - это регулярная (еженедельная) дискуссия между тьютором (обычно преподаватель, но иногда аспирант) и небольшой группой студентов (обычно 2-4 чел .) . Тьюторство является альтернативой массового образования (прим . курсив автора), предлагаемого большому числу студентов, и обеспечивает более широкие возможности для взаимодействия между студентами
18 Когда из года в год разные группы твердят об одном преподавателе одно и то же, в это сложно не поверить
и преподавателями Оно является дорогим и предоставляется в разном объеме отдельными английскими университетами .
Когда я был студентом в Кембридже, я почти все время ходил на такое обучение по экономике; в течение части моего трехлетнего курса -по истории, статистике и политологии . Я помню годовое тьюторство К . Беррилла по экономике . <...>. Я также помню мое тьюторство у Дж. Робинсон . Она была известным экономистом, но не очень хорошим тьютором, так как ожидала, что студенты будут просто придерживаться ее взглядов . Познавательным было тьюторство А. Сена (впоследствии он стал Нобелевским лауреатом) Обычная форма тьюторства - чтение эссе студентом и его обсуждение Основные достоинства тьюторства:
1) обеспечивает личный контакт между преподавателями и студентами;
2) позволяет студентам обсуждать учебные вопросы с преподавателями
Когда я был в Кембридже (наверное, и до сих пор) преподавателям платили за тьюторство дополнительно . <...> Когда я преподавал в Глазго, я сам занимался тьюторством <...>. В Глазго не было дополнительной оплаты за тьюторство - оно было частью работы . Тьютерная система обычно считается хорошей частью английской университетской системы, особенно в Оксфорде и Кембридже, где она применяется наиболее широко"
Как видно, между тьюторством и кураторством есть принципиальные различия . Нужно ли первое современным студентам? Большинство студентов (72 и 63% студентов I и II курсов соответственно) скептически относятся к введению института тьюторства Основные аргументы - "куратора достаточно", "есть психологи" По мнению автора, исполнение тьюторских обязанностей в вузах (при определении функциональных обязанностей аналогично английским университетам) может осуществляться параллельно с кураторством, однако не может быть полной заменой последнего
О студенческом самоуправлении
Одним из часто встречающихся предложений по улучшению кураторской работы является исполнение обязанностей куратора студентами старших групп Такая практика существует в ряде вузов, например, в Высшей школе экономики - "так как наставниками новичков в питерской Вышке являются не преподаватели, а студенты, то между куратором и первокурсником нет возрастного барьера Студенты лучше ориентируются во внеучебной жизни и могут дать ответы на вопросы, лежащие вне сферы интересов преподавателей" [11]. Данный опыт ценен, однако несет в себе существенные риски - студенты старших
курсов могут научить неправильным вещам, показать примеры, не достойные для подражания, увести в мир ложных ценностей Дело отнюдь не в злом умысле, а в том что они, в отличие от преподавателей, еще не имеют достаточного жизненного опыта
Исходя из практики автора, наиболее приемлемым вариантом является "тандем" - совмещение наличия и куратора, и наставника (студента старшего курса). Активные положительные старшекурсники могут существенно улучшить качество курирования Однако их подбор - очень непростое дело Возможно, допустимо закрепление за одним куратором нескольких групп, в каждой из которых будет работать один-два наставника, деятельность которых должна жестко контролироваться
Важным является построение в студенческой группе внутреннего самоуправления Обычно оно ограничивается старостой, реже - культор-гом и спорторгом Интересной может оказаться следующая модель вну-тригруппового студенческого самоуправления (рис . 5).
Куратор
Наставник 1 заместитель куратора
Департамент культуры
Староста заместитель куратора
Департамент спорта
Заместитель старосты
Департамент образования
Департамент РЯ
Согласительная комиссия
Рис. 5. Примерная структура самоуправления в студенческой группе
Примечание: В согласительную комиссию входят куратор, наставник, староста, заместитель старосты и начальники департаментов Она собирается для решения внутренних проблем по мере необходимости
Использование потенциала студенческого самоуправления способствует развитию и поддержанию гармоничных отношений в группе, а также более качественному исполнению куратором своих обязанностей
Дискуссионные предложения
Часть проблем современного кураторства в высшей школе, которые были обозначены выше, носит системный характер . Так происходит отнюдь не потому, что преподаватели не могут справляться со своими обязанностями - они поставлены в очень неудобное, непривычное положение, а помощи и совета им ждать практически не от кого
Сохранение такой ситуации (автор убежден, что похожие проблемы есть в некоторых вузах) снижает качество и престиж высшего образования Для изменения ситуации необходимы решительные действия:
1) разработать на уровне Минобрнауки, экспертно обсудить и внедрить повсеместно типовое положение о кураторской работе19, в котором должны быть четко урегулированы все особенности осуществления такой деятельности, права и обязанности куратора, студентов курируемой группы, совета кураторов, администрации вуза и т д ;
2) создать общедоступное качественное методическое сопровождение кураторской работы - пособия, демонстрационные материалы (фильмы о вреде курения, наркомании и т д );
3) выпускать на федеральном уровне периодический бюллетень куратора, содержащий передовые разработки, опыт коллег и иные актуальные сведения в данной области;
4) ввести в расписание студенческих занятий официальные кураторские часы;
5) назначать преподавателей кураторами исключительно на добровольной основе;
6) сделать обязательным периодическое прохождение кураторами специальных курсов;
7) ввести обязательную периодическую психолого-педагогическую аттестацию преподавателей для исполнения функций кураторов;
8) создать на базе совета кураторов действующие механизмы деликатного, но эффективного решения проблем и трений между студентами и преподавателями;
9) обеспечить повышение престижа куратора (сделать обязательным визирование куратором кандидатуры старосты, журнала посещаемости, заявлений на досрочную сдачу экзаменов и т д );
10) внедрить институт наставничества студентов старших курсов в качестве дополнения к институту кураторства;
11) обеспечить реальное, а не формальное ведение личных дел студентов для чего разработать специальные психолого-информационные анкеты;
12) обеспечить (в финансово-организационном смысле) возможность периодического (1 раз в месяц) приглашения специалистов в области литературы и культуры, а также медицины для проведения бесед со студентами;
13) уделить особое внимание организации мероприятий по борьбе с курением20;
19 Аналогично, например, Положению о диссертационном совете .
20 Заходя в Университет нередко нужно "проплыть" сквозь целое облако едкого дыма
14) уделить особое внимание подготовке студентов к сдаче нормативов ГТО, для чего создать реально действующую систему коммуникаций между кураторами и кафедрами физического воспитания [2: 77];
15) активизировать работу по внедрению систем студенческого самоуправления;
16) проводить периодический независимый контроль выполнения кураторами своих функций (например, путем анкетирования), на основании которого осуществлять оргвыводы
Внедрение хотя бы части предложений позволит осуществлять кураторскую работу на качественно ином уровне, не требуя значительных финансовых затрат
Может ли кураторство изменить систему российской высшей школы?
Современная система высшего образования в России небезупречна -за четверть "постсоветского" века накоплены существенные проблемы Возникают вопросы к культурному, профессиональному уровню и студентов, и преподавателей [5, 8] Можно ли решать те или иные частные проблемы (в том числе в кураторстве) при нерешенности общих (речь идет о так называемой "концептуальной определенности")? По мнению автора, можно и нужно! Нельзя, как это делают некоторые преподаватели, бесконечно жаловаться на жизнь, правительство и студентов Нобелевский лауреат Л . Ландау писал, что "работать надо, а там, глядишь, и времена изменятся" . Нужно и самим прилагать усилия, чтобы справляться с объективными трудностями Кураторская работа не исправит все недостатки российской системы образования, но их часть - вполне может (конечно, при качественном исполнении)
Заключение
Кураторство - важный аспект преподавательской деятельности . Студенты, несмотря на собственный негативный опыт общения с куратором, хотят получить такую помощь Они - взрослые современные молодые люди - смелые и побаивающиеся "взрослой жизни", простодушные и немного высокомерные, добрые и слегка язвительные, активные внутри и несколько пассивные снаружи, самостоятельно-гордые и мечтающие о надежном "тыле" К ним нужно прислушиваться
В большом числе анонимных анкет не было ни одного дурного слова или личного выпада Те проблемы и пожелания, которыми поделились ребята, имеют под собой основание, являются объективными . Это повод задуматься и признать - систему кураторства нужно срочно и фундаментально реформировать Отписки, "работа для галочки" ни ребят, ни преподавателей уже не устраивают
Список литературы
1 . Дулатова А. Н. Вузовские преподаватели, кто мы: лекторы, ученые, кураторы, тьюторы, педагоги // Культурная жизнь Юга России . 2011 . № 42. С. 71-74.
2. Овчинников Ю. Д Тьютор по ГТО // Научное обеспечение повышения квалификации кадров. 2014, № 3. С. 77-81.
3 . Прудко Т. М., Дорошко О. М. Вы стали куратором группы . Гродно: ГрГУ, 2008.
4. Сазонова З. Есть ли будущее у кураторов? // Высшее образование в России . 2004. № 5 . С . 87-89.
5. Фомин Д. А. Высшая школа: поиск растраченного смысла // Свободная мысль 2008 № 2 С 95-110
6 . Хайруллина Р. Х., Лутфрахманова Э. А. Настольная книга для куратора . Уфа: БГПУ им . М . Акмуллы . 2006.
7 . Г. И. Высшее образование и российское общество // ЭКО . 2008, № 8 . С. 75-92.
8 . Ханин Г. И. Я не понимаю . (URL: http://ecotrends . ru/authors/1385-khanin/1425-2012-09-11-06-32-30 07. 05.2015).
9 . Шкерина Т. А., Петрова Т. И. Педагогическое обеспечение профессиональной подготовки куратора в рамках школы педагога-куратора // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им В П Астафьева 2015, № 1 С 119-123
10 . Как бросить курить? (URL: http://www. nuhvatit . ru/statistika-skolko-kuryat-v-rossii . html 20. 03. 2016).
11 . Материалы НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге . (URL: http://spb . hse . ru/ news/132852539, html 20. 03. 2016).
12. Материалы портала MUAC . (URL: http://www. moscowuniversityclub . ru/home. asp?artId=8727 10. 05.2015).
13 . Материалы портала Курьер-Среда . (URL: http://www. kurer-sreda . ru/ 2015/01/26/169106 10. 05. 2015).
14. Методические рекомендации для кураторов студенческих групп (разработаны кафедрой психологии Дальневосточного государственного университета путей сообщения). (URL: http://refdb . ru/look/3518122-p3 . html 11 05 2015)
15 Об утверждении Основ государственной молодежной политики до 2025 г Распоряжение Правительства России № 2403-р от 29 11 2014
16 Психологическое обеспечение работы кураторов групп (методические рекомендации). (URL: http://refdb . ru/look/3518122-pall . html 10. 05. 2015).
17. Федеральный центр ВИЧ. URL: (URL: http://www . hivrussia. ru 15 05 2015)
CURATORSHIP IN HIGHER EDUCATION: WHAT TO DO?
Y. S. Ezrokh
In the article on the basis of the author's questioning of students I and II courses of one of Novosibirsk universities reveals the problems of contemporary curating. To do this in a formalized way are studied students opinion on the need for supervision in the I and II courses of study, the functional responsibilities of curators, the characteristics of group cohesion, promote healthy lifestyles, cultural education, the advisability of establishing the frequency of supervisory hours, attracting parents to solve students' problems, combined personal and business qualities that should be possessed curator. Identified current assessment of the extent to which the curators of their duties. The possibilities of using the institution of tutoring as a supplement to the curatorship. The methods of implementation of student self-government and administrative innovations in order to improve performance of supervisory functions.
Key words: curator, first-year students, tutor, students adapt.
Сведения об авторе
Эзрох Юрий Семенович - кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела Новосибирского государственного университета экономики и управления21, лауреат всероссийского конкурса "Лучший молодой преподаватель 2015". E-mail: [email protected].
21 Статья отражает личную позицию автора Автор выражает благодарность проф . Г . И . Ханину и М . Е11тап, доц . Д . А . Фомину за поддержку, консультации и конструктивную критику, а также С . О . Карановой за помощь в обработке анкет.