Профессиональное образование
DOI 10.5862/JHSS.255.21 УДК 37.01:378.18
А.В. Любин
деятельность куратора учебной группы в медицинском вузе
В статье представлено авторское видение деятельности куратора в современных условиях развития высшего образования в медицинском вузе. Дан анализ содержания понятий «куратор» и «кураторская деятельность», рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются кураторы, даны предложения по их преодолению. Особое внимание уделено проблеме воспитания студентов медицинских вузов в свете современных подходов к организации высшего профессионального образования в связи с его модернизацией. Предложены педагогические условия осуществления кураторской деятельности, рассмотрены нормативно-правовое обеспечение работы и функциональные обязанности куратора. Проанализированы содержание и технология деятельности куратора студенческой группы. Разработанная система автоматизации учета и обработки информации предлагается к внедрению в повседневную деятельность преподавателей.
КУРАТОР; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ; СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА.
В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, повышению его качества. Прежде всего меняются требования, предъявляемые к личности профессионала. В государственной программе «Развитие образования» (подпрограмма «Развитие профессионального образования»), утвержденной правительством РФ на 2013—2020 гг., отмечаются новые требования к выпускнику вуза, предусматривающие адекватные меры образовательной политики, — формирование компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике. Это значит, что выпускник, получив ту или иную профессию, должен уметь продемонстрировать не только определенный уровень знаний, умений, владений и их практическую реализацию, но и свою мобильность, активность, самостоятельность, психологическую гибкость, стрессоустойчи-
вость, коммуникабельность, т. е. способность соответствовать постоянно меняющимся социальным условиям [3].
Рассматривая проблему воспитания студентов в медицинском вузе, следует помнить, что понятие личности врача комплексное и многоплановое. Наиболее сложным и важным является становление личностно-профессиональ-ной позиции будущего специалиста, которая характеризует феномен духовности человека, вносящий смысл в многогранное пространство его бытия. Духовность понимается как более высокий уровень развития сознания и самосознания. Культура врача — это стержень его де-онтологически и психологически грамотного клинического мышления и поведения, нравственного самосознания [9].
В настоящее время перед медицинским вузом стоит задача не только дать студентам полноценные знания в области медицины, обучить
их постоянному пополнению своих знаний, но и ориентировать учащихся на самосовершенствование в выбранной ими специальности [5].
Парадигма образования меняется. Теперь уже не человека учат, а человек учится. Логика образования направлена на самостоятельную работу личности, переход ее на новый уровень творческого развития. Формирование парадигмы образования с ориентацией на критерии болонского процесса предъявляет новые требования к качеству образовательной системы, развитию профессиональной компетентности личности. Эффективность процесса преподавания в медицинском вузе определяется не только уровнем компетентности в области медицинских знаний, но и уровнем владения элементами коммуникативной компетенции — одной из общих компетенций, на основе которой строится профессиональная компетентность педагога, обучающего будущего специалиста. Необходимо формировать навыки личностно ориентированных интерактивных проектных форм обучения с учетом нормативной модели требований, отражающих профессиональную компетентность педагога [11].
При подготовке будущих специалистов в медицинском вузе преподаватели сталкиваются с определенными проблемами субъективного и объективного характера, такими как недостаточность навыков самостоятельной работы у студентов, большой объем учебной информации, пренебрежительное отношение у части студентов к неклиническим дисциплинам и низкая мотивация к их изучению, слабая информационная база учебного процесса, неразвитость осознанного стремления к наращиванию профессионально-личностного потенциала у значительной части студентов, особенно на младших курсах медицинского вуза [1].
По наблюдениям многих преподавателей, современных студентов отличает всё возрастающий инфантилизм. Получив «телевизионное» воспитание, они имеют завышенные и ничем не обоснованные потребности, хотя часто не ориентируются даже в элементарных вещах. Большинство студентов далеко не сразу привыкают к новой системе обучения и требованиям высшей школы. Вчерашний школьник, придя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него системой образования, отличающейся от школьного обучения и организационно,
и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Иным является и «качество территории». Молодые люди находятся уже не среди 25 одноклассников, а в поточной аудитории, рассчитанной на 100—150 человек, что производит на них разное впечатление — от чувства восторга до ощущения затерянности [10].
Более того, студенты медицинского вуза по сравнению со студентами других вузов находятся в более сложном положении, так как их будущая профессия не только требует достаточно высокого уровня подготовки, но и связана с ответственностью за жизнь и здоровье пациентов. Сложность врачебного труда обусловлена и требованиями непрерывности процесса профессионализации, выполнения различных структурированных видов деятельности, манипуляций. Как справедливо отмечают современные отечественные психологи, учебная деятельность вообще и в системе профессионального образования в частности несет в себе многие черты трудовой деятельности, отличаясь от профессионального труда, может быть, только продуктом [2].
вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми, так как именно в процессе обучения в вузе определяются жизненная и мировоззренческая позиция, ценностные приоритеты, происходят глубокое знакомство с профессией, ее освоение, осуществляется выбор и этапность получения будущей специальности (в медицинских вузах — интернатура, ординатура) [Там же].
Успешная адаптация, сроки ее протекания во многом определяют то, как быстро и эффективно студенты включаются в образовательный процесс. Перед преподавателями, работающими со студентами младших курсов, стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает прежде всего необходимость обучить его умению планировать и организовывать свою деятельность [13, с. 130].
именно в процессе кураторской работы происходит формирование личностных качеств студента, повышающих конкурентоспособность будущего специалиста. как показывает наш многолетний опыт воспитательной рабо-
ты со студентами младших курсов, куратор — это преподаватель, помогающий прежде всего успешной адаптации вчерашних школьников к особенностям вузовского процесса обучения. Многие студенты младших курсов не могут самостоятельно принять правильное решение, им трудно рационально организовать самообразование и самовоспитание. В связи с этим задача куратора — помочь каждому первокурснику осознать важность и необходимость самостоятельной регуляции своего поведения, научиться эффективно распределять свои усилия во времени, пользоваться новой степенью свободы, ведь в средней школе всегда был постоянный контроль за ходом учебных занятий как со стороны учителей, так и со стороны родителей [14].
Успешность нравственного воспитания учащихся неотделима от личности преподавателя, его морально-нравственных качеств, норм поведения, стиля педагогического общения и такта. Высокий уровень нравственной и профессиональной культуры преподавателей медицинского вуза является необходимым педагогическим условием эффективности развития нравственной культуры у будущих врачей [7]. Нравственные качества личности преподавателя, которые непосредственно проявляются по отношению к студентам в процессе контактов с ними, имеют большое воспитательное значение. На наш взгляд, повышение нравственной культуры преподавателей — одно из необходимых условий модернизации российской системы медицинского образования.
Куратор — это полномочный представитель администрации вуза в студенческой группе. Он назначается распоряжением декана факультета из числа ассистентов, старших преподавателей и доцентов, имеющих учебно-педагогический опыт. Но важно, чтобы подбор кураторов производился из числа молодых преподавателей, которые в силу возраста легче понимают учебные и житейские трудности студентов. При этом большое значение в налаживании контактов между наставниками и студентами имеет личное желание куратора. Непосредственно руководит деятельностью кураторов заместитель декана по воспитательной работе. С целью повышения эффективности работы куратор назначается не более чем в две группы. Данная деятельность является частью учебно-воспитательной работы кафедры,
вносится в индивидуальный план работы преподавателя и рассматривается как важнейшее поручение деканата.
Роль куратора особо значима на младших курсах, поскольку от того, как в этот период сложится жизнедеятельность студенческой группы, насколько она сможет при помощи куратора стать и почувствовать себя целостным субъектом, в немалой степени зависит ее дальнейшее субъектное развитие в вузе.
Куратор должен начинать свою работу с тщательного изучения группы, определения ее социально-психологических особенностей, способных служить основой для формирования субъектности группы, таких как наличие лидерского актива, способности к самоорганизации и самоуправлению, наличие общих интересов, мотивов, ценностей у студентов [4].
Применительно к Читинской государственной медицинской академии (ЧГМА) куратор в своей работе должен руководствоваться следующими нормативными документами: законом РФ «Об образовании», Стратегией государственной молодежной политики в рФ до 2016 г., Концепцией воспитательной работы ЧГМА, Положением о кураторе ЧГМА, Этическим кодексом студента ЧГМА. Документацией куратора являются: план работы на год, отчет работы за год, дневник куратора (содержит информацию о составе и активе группы, портфолио студентов, даты, темы и порядок проведения кураторских часов и внеучебных мероприятий). В обязанности преподавателя входят составление плана кураторских часов и регулярное их проведение, заполнение дневника куратора, учет посещаемости студентов (кураторские часы по согласованию с заместителем декана по воспитательной работе могут быть проведены как целенаправленные походы в театры, на концерты, выставки, конференции и другие мероприятия).
Знакомство куратора с группой начинается с первого семестра обучения. У каждого учащегося формируется портфолио, включающее сведения о базовом образовании и другие данные, помогающие оценить уровень подготовки, степень развития и профессиональную мотивацию студента, данные о составе семьи, общие сведения о личности, увлечениях, социальном положении учащегося, форме обучения, месте жительства студента, телефон, e-mail учащего-
ся и его родителей. в сентябре выбирается актив группы, в который входят староста, физорг, профорг и культорг. их работа координируется на ежемесячных собраниях.
До 2015 г. в ЧГМА дневник куратора заполнялся в традиционном бумажном формате, по завершении отчетного периода он подписывался и передавался помощнику декана по воспитательной работе. даная форма работы была давно известна и привычна кураторам, но имела ряд недостатков, в том числе невозможность оперативно получить информацию о результатах внеучебной деятельности конкретного студента. Поэтому в практику была введена компьютерная программа, которая позволяет вносить в информационную базу результаты воспитательных мероприятий с указанием даты, содержания, участников, дает возможность прикрепить файлы (фото, видео) для архива. информация, занесенная куратором в электронный дневник, автоматически фиксируется у студентов-участников, что позволяет сформировать портфолио учащихся из фактически проведенных мероприятий, не требующее дополнительной проверки и подтверждения преподавателем. все внесенные данные отражаются в поисковой системе программы, поэтому можно быстро отыскать нужные сведения.
Регулярное проведение кураторских часов входит в обязанности куратора. Тематика их различна: знакомство с Уставом академии, правилами распорядка, формами организации учебного процесса в вузе, вопросы профилактики асоциальных явлений в студенческой среде и др. на собраниях студенческих групп регулярно обсуждаются актуальные вопросы студенческой жизни и студенческого самоуправления.
совет по воспитательной работе ежемесячно организует заседания, где присутствуют деканы и их помощники по воспитательной работе, кураторы групп и студенческих общежитий. На них обсуждаются итоги мероприятий, согласовываются и планируются предстоящие шаги.
В конце учебного года по традиции в академии проводится семинар кураторов, на котором участники представляют результаты своей работы за год, освещают и обсуждают состоявшиеся мероприятия, обмениваются опытом, представляют фото и видеосюжеты, тем самым создают банк методических разработок по организации
внеучебной деятельности, который доступен для всех кураторов. Семинар позволяет успешно сочетать коллективный характер деятельности и самостоятельную работу его участников, предоставляет возможности для профессионального роста и самореализации кураторов.
Формирование культуры молодого специалиста тесно связано со сферой досуга. Повышение уровня общения молодежи, ее культуры — это две стороны единого педагогического процесса в вузе. культура досуга характеризуется отношением личности к использованию своего свободного времени. Поэтому важно направить усилия молодежи на формирование у нее активного стремления к «встрече» с культурой, к постоянному духовному росту [12].
Система профессионального воспитания в вузе призвана помогать выстраивать стратегию развития личности студента на весьма значимом этапе его жизни. С целью оказания психологической помощи учащимся в ЧгМА успешно функционирует «Центр развития личности студента», деятельность которого направлена на развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала учащегося и психологическую поддержку преподавателей и кураторов в обучении и воспитании студентов. Деятельность молодежного волонтерского движения «Ты не один» помогает развитию и самореализации студентов путем ознакомления с различными видами социальной активности. Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни, оказывают помощь людям в трудной жизненной ситуации, проводят экологические акции, развивают свои творческие способности.
Официальной пресс-службой студенческого совета ЧГМА является студенческая газета «Медицинская академия», обеспечивающая распространение информации о жизни академии, новостей сферы образования, медицины, города, страны и мира, объявлений, а также пропаганды здорового образа жизни.
Важный инструмент развития личностных качеств обучающихся, по нашему мнению, представляют собой самодеятельные общественные объединения студентов. Традиционно такие формирования в вузе выполняют функцию организации студенческой жизнедеятельности и выстраивания взаимодействия между руководством, профессорско-преподаватель-
ским составом и учащимися. Они дают возможность молодому человеку проявить инициативу, реализовать свои способности, самоутвердиться в среде сверстников. Немаловажную роль в воспитании студентов играют творческие коллективы, успешно действующие в ЧГМА уже много лет. Среди таких коллективов, в работе которых активное участие принимают жильцы общежития, особой популярностью пользуются: КВН, театр-студия «На тихой улице», академический студенческий хор «Gaudeamus», бурятский национальный ансамбль «Ургы». Летом на базе ЧГМА «Медик», расположенной на озере Арахлей, работает смена лагеря студенческого актива «ПРОдвижение». Гордостью академии является ее спортивный клуб, где созданы все условия для занятий физической культурой и спортом.
Поскольку большинство учащихся ЧГМА проживают в общежитиях, куратору академической группы необходимо с определенной периодичностью посещать студентов, интересоваться условиями быта, взаимоотношениями в комнате между жильцами, возможностью и качеством подготовки к занятиям. Желательно получить отзывы о курируемом студенте от старосты этажа, куратора или коменданта общежития. Ведь с момента поселения студента в общежитие у него начинается «испытание свободой», которую он получает, уехав от родителей. В студенческом возрасте впервые происходит знакомство с жизнью ночных клубов, дискотек и баров, где имеются опасные соблазны, такие как алкоголь или наркотики. Поэтому в случае необходимости именно куратору предстоит донести до студента понимание того, что свобода — это ответственность и самостоятельность.
учащимся часто требуется помощь в организации рационального режима труда и отдыха. У молодых людей, не умеющих правильно распределять время, возникают проблемы с учебой, успеваемость снижается. Значительное увеличение объема преподаваемых предметов, доли самостоятельной работы в учебной деятельности, появившиеся новые заботы по самообслуживанию, самостоятельному ведению бюджета требуют от учащегося умения рационально планировать и организовывать свое учебное и свободное время. Подобными умениями большинство первокурсников еще не обладает, и
куратор может научить студентов эффективно планировать свой распорядок. Особое внимание необходимо уделять адаптации студентов из сельской местности, а также учащихся, слабо подготовленных к учебе и жизнедеятельности в академии. Ведь добросовестное, ответственное отношение студента к учебе будет проецироваться как на его профессиональную, так и на любую другую деятельность.
Серьезной проблемой современного общества является потребление молодежью психоактивных веществ (ПАВ) [6]. В вуз приходят учиться молодые люди с разными социальными и морально-нравственными устоями, часть из них имеют пагубные привычки. Среди старшекурсников, благодаря воспитательной работе, деятельности кураторов студенческих групп на основе нормативно-правовой базы, факты курения и употребления алкоголя встречаются реже, чем среди студентов младших курсов. Это объясняется и тем, что учащиеся, получая высшее медицинское образование, осознают пагубность данных привычек и отказываются от них добровольно либо, обладая социальным опытом, ведут себя аккуратнее, не попадая в поле зрения администрации и кураторов.
Вступление в силу закона Забайкальского края «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на территории Забайкальского края» регламентировало в регионе продажу алкоголя с 11 до 20 часов, что, на наш взгляд, весьма благоприятно повлияло на профилактику употребления спиртного в крае, в том числе и среди молодежи. Повышение цен на алкогольную продукцию также играет позитивную роль в том плане, что данные товары становятся менее популярными в студенческой среде.
Особая составляющая работы куратора — это общение с родителями студентов. При первом знакомстве с группой куратор рекомендует учащимся сообщить его телефон родителям. Практика показывает, что чаще звонят родители куратору, нежели наоборот, и причиной тому являются проблемы у их детей. Несмотря на многообразие существующих у студенческой молодежи трудностей, они не всегда заметны внешне, но часто отражаются на результатах
учебы. Общение с родителями помогает взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти эффективные пути решения возникших проблем.
Обычно нерадивые студенты, представляя родителям результаты своей учебы, пытаются скрыть либо приукрасить показатели успеваемости, вводя их в заблуждение. Поэтому общение куратора с родителями не только помогает представить объективную картину успеваемости, но и является эффективным методом стимулирования учащихся к решительным действиям по ликвидации возникшей академической задолженности. В результате отстающие прилагают больше усилий к сдаче сессии.
В процессе поиска педагогических приемов кураторской деятельности некоторые сотрудники, наряду с традиционной, опробовали студенческую модель кураторства в рамках движения помощников кураторов групп, которые работают с преподавателем-куратором. По отзывам коллег, при взаимодействии студентов младших и старших курсов такие личностные качества, как самостоятельность, свобода творческого осмысления и ответственность за поступки, толерантность, взвешенность решений, активность и креативность, воспитываются действительно легче. Вообще, интеграция различных моделей кураторства в условиях современного медицинского вуза реально расширяет возможности профессорско-преподавательского состава и студентов в самопознании и самореализации, активно стимулирует процессы самоорганизации и самообразования.
Успешность решения воспитательных задач в вузе определяется уровнем готовности куратора к реализации личностно ориентированных воспитательных технологий во взаимодействии со студентами. Технологическая готовность куратора, являющаяся качественным результатом теоретического, методического и практического освоения воспитательной деятельности, предполагает способность мобилизовать психолого-
педагогические знания, умения в конкретной педагогической ситуации, личностное и профессиональное самосовершенствование [8].
Среди основных проблем, затрудняющих полноценную реализацию кураторских функций, преподаватели выделяют относительно низкую оплату труда кураторов. Эта проблема лежит в основе другой важнейшей проблемы — дефицита времени преподавателей-кураторов, поскольку в ситуации, когда другие виды трудовой деятельности (научная, преподавательская и др.) оплачиваются выше, они делают рациональный выбор в пользу получения максимального дохода [Там же]. В качестве решения этой проблемы предлагается включение кураторской деятельности в основную нагрузку преподавателя, а кураторских часов — в учебное расписание. В таком случае возможно и повышение требований к кураторам, что позволит избегать формального отношения к этому, несомненно, очень важному элементу образовательного процесса.
На современном этапе идет активный поиск новых эффективных форм организации воспитательной деятельности в вузе. Для этого требуются наставники, обладающие комплексом необходимых знаний, имеющие организаторские, педагогические и психологические умения и навыки.
Таким образом, кураторская работа в современной высшей школе должна быть понята как одно из важных направлений деятельности вуза, так как она помогает воспитанию нравственного человека, способного осваивать нормы и ценности окружения, формировать свои убеждения.
Данная публикация не претендует на полноту отражения всех направлений и возможностей в воспитательной деятельности куратора. Несомненно, полезным был бы обмен опытом по данному вопросу с преподавателями других вузов на страницах журнала.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артюхина А.И. Образовательная среда медицинского вуза как фактор личностно-профессио-нального развития специалиста // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2007. № 1. С. 73—78.
2. Бисалиев Р.В., Куц О.А. Психологические аспекты адаптации студентов медицинского вуза // Соврем. наукоемкие технологии. 2007. № 4. С. 97—98.
3. Великанова А.Е., Третьякова В.С. Куратор академической группы как социальный продюсер // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Педагогика. 2013. № 3. С. 5—9.
4. 1квдар К.М. Учебная группа как субъект совместной деятельности и учет ее субъектных особенностей в работе куратора // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Сер. Проблемы высш. образования. 2012. № 1. С. 55—58.
5. Галимова А.И. Мотивация студентов при поступлении в медицинский вуз // Соврем. наукоемкие технологии. 2013. № 7. С. 22—23.
6. Говорин Н.В., Сахаров А.В., Ступина О.П., Кичигина И.В. Психическое здоровье призывного контингента. Чита: Экспресс-изд-во, 2011. 204 с.
7. Игнатьева Т.С. Педагогические условия развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева. 2011. № 4 (72). С. 51-56.
8. Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И., Кролевец-кая Е.Н. Личностно ориентированные технологии воспитательной деятельности куратора студенческой группы // Межждунар. журн. прикл. и фундам. исслед. 2012. № 6. С. 39-40.
9. Кульбах О.С., зинкевич Е.Р. К проблеме воспитания студентов медицинских вузов как неотъемлемой части профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 4. С. 178-181.
10. Мартынова М.Д. Роль куратора академической группы в системе высшего образования // Интеграция образования. 2004. № 4 (37). С. 90-93.
11. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе // Межждунар. журн. эксп. образования. 2013. № 11. С. 47-52.
12. Оконешникова Н.В. Воспитательная работа в общежитии по реализации поликультурного компонента профессионально-педагогической подготовки студентов // Наука и школа. 2012. № 6. С. 135-137.
13. Семенчук И.В., Децик И.В. Взаимозависимость направленности личности преподавателя и адаптации студентов-первокурсников к медицинскому вузу // Журн. Гродненского гос. мед. ун-та. 2009. № 3 (27).
14. Черноморченко С.И. Инновационные методы работы преподавателя - куратора студенческой группы в высшем учебном заведении // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 3, № 4. С. 107-116.
ЛЮБИН Антон Викторович — кандидат медицинских наук, доцент Читинской государственной медицинской академии.
Россия, 672090, Забайкальский край, г. Чита, ул. Горького, 39а e-mail: paginacia@mail.ru
A.V. Lyubin
curator's work with student group in a medical academy
Curator's work in a Medical Academy is represented. The idea of "curator" and "curator work" is analyzed in the article; the problems to solve are considered; solutions are proposed. Main attention is paid to the problem of upbringing of students in a Medical Academy in the terms of contemporary approaches in the organization of higher professional education in the context of modernization. Some pedagogical cases of curator's activity are introduced; regularity support and curator's functional duties are reviewed. The authors analyze the content and technology of a student group curator. The discovered system of automatic control and information processing are suggested.
CURATOR; EDUCATIONAL WORK; GRADUATE MEDICAL EDUCATION; HIGHER EDUCATION INSTITUTE; STUDENT GROUP.
REFERENCES
1. Artyukhina A.I. [Learning Environmental in Medical Academy as a factor of a specialist's personal and professional development]. Volgograd State Teachers Univ. Bulletin, 2007, no. 1, pp. 73—78. (In Russ.)
2. Bisaliev R.V, Kuts O.A. [Psychological aspects of students in Medical Academy]. Present-day science technologies, 2007, no. 4, pp. 97-98. (In Russ.)
3. Velikanova A.E., Tretyakova V.S [Professor in charge of a student group as a social producer]. Bulletin of Moscow State Regional Univ. Ser. Pedagogy, 2013, no. 3, pp. 5-9. (In Russ.)
4. Gaydar K.M. [Educational group as the subject of joint activity and registering of its subject features in a curator work]. The Bulletin of Voronezh State Univ. Iss. Problems of higher education, 2012, no. 1, pp. 55-58. (In Russ.)
5. Galimova A.I. [Students' motivation in entering Medical Academy]. Present-day science technologies, 2013, no. 7, pp. 22-23. (In Russ.)
6. Govorin N.V., Sakharov A.V., Stupina O.P., Kichigina I.V Psikhicheskoye zdorov'ye prizyvnogo kontin-genta [Mental health of an army draft contingent]. Chita, Ekspress-izdatel'stvo Publ., 2011. 204 p. (In Russ.)
7. Ignatyeva T.S. [Pedagogical conditions of moral cultu]. I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical Univ. Bulletin, 2011, no. 4 (72), pp. 51-56. (In Russ.)
8. Isaev I.F., Eroshenkova E.I., Krolevetskaya E.N. [Learner-centered technologies in a curator's educational activity in a student group]. Int. magazine of Applied and Basic researches, 2012, no. 6, pp. 39-40. (In Russ.)
9. Kul'bah O.S., Zinkevich E.R. [Problem of education of students in medical high institutions as an integral part of vocational training]. The World of science, culture, formation, 2012, no. 4, pp. 178-181. (In Russ.)
10. Martynova M.D. [Role of Tutors in Higher Educational System]. Integration of Education, 2004, no. 4 (37), pp. 90-93. (In Russ.)
11. Mel'nikova I.Y, Romantsov M.G. [Features of medical education and role of university level teacher in the educational process today]. Int. J. of experimental education, 2013, no. 11, pp. 47-52. (In Russ.)
12. Okoneshnikova N.V. [Educational work in a hostel in realization of a polycultural component of vocational pedagogical training of students]. Science and school, 2012, no. 6, pp. 135-137. (In Russ.)
13. Semenchuk I.V. Detsik I.V [Interrelations of teacher's personality and Medical Academy first year students' adaptation]. J. of Gtodnensk State Medical Univ., 2009, no. 3 (27). (In Russ.)
14. chernomorchenko S.I. [Innovative methods of teacher-tutoring of student groups in higher educational establishment]. Vestnik of Pushkin Leningrad State Univ., 2012, vol. 3, no. 4, pp. 107-116. (In Russ.)
LYUBIN Anton V. - Chita State Medical Academy.
Ul. Gor'kogo, 39a, Chita, 672090, Russia e-mail: paginacia@mail.ru
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016