Научная статья на тему 'Роль института кураторства в современном высшем профессиональном образовании'

Роль института кураторства в современном высшем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТ КУРАТОРСТВА / КУРАТОР / КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / INSTITUTE OF CURATORSHIP / CURATOR / CURATOR'S ACTIVITY / THE ROLE OF CONTEMPORARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельская Елена Якубовна, Игна Ольга Николаевна

Рассматриваются роль и цели института кураторства в современном высшем профессиональном образовании. Цели деятельности института кураторства координируют с задачами современного высшего профессионального образования. Существенным фактором является то, что деятельность института кураторства способствует развитию универсальных и профессиональных компетенций у студентов, всестороннему развитию личности студента. Уточнено современное понимание института кураторства, рассмотрены принципы, на которых основывается деятельность института кураторства. Обобщены проблемы и выделены задачи современного института кураторства в российской системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURATORSHIP INSTITUTE ROLE IN MODERN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

This article is devoted to the role, goals of the institution of curatorship in modern higher professional education. The goals of the institution of curatorship are coordinated with the tasks of modern higher professional education. The Institute of Curators, being one of the forms of educational work in the university, is characterized by the presence of structural and functional components, united by a common goal. An important factor is that the institution of curatorship promotes the development of competencies among students and promotes the all-round development of the student’s personality. A modern understanding of the institution of curators is defined. The article considers the principles on which the institute of curators’ activity is based. Problems are given and tasks of the modern institute of curatorship in the Russian system of higher professional education are singled out. It was noted that the institute needs modernization. Directions for increasing the institution of curator’s efficiency are given. The conclusion about the importance of the institution of curatorship for modern professional education and the prospects for its existence are made. The main provisions on the significant role of the institution of curatorship in modern vocational education are generalized. The need to modernize the institute of curators is highlighted, taking into account the experience and tendencies of the European and world development.

Текст научной работы на тему «Роль института кураторства в современном высшем профессиональном образовании»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ

УДК 378

00! 10.23951/1609-624Х-2017-12-13-16

РОЛЬ ИНСТИТУТА КУРАТОРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е. Я. Бельская1, О. Н. Игна2

1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

2 Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматриваются роль и цели института кураторства в современном высшем профессиональном образовании. Цели деятельности института кураторства координируют с задачами современного высшего профессионального образования. Существенным фактором является то, что деятельность института кураторства способствует развитию универсальных и профессиональных компетенций у студентов, всестороннему развитию личности студента. Уточнено современное понимание института кураторства, рассмотрены принципы, на которых основывается деятельность института кураторства. Обобщены проблемы и выделены задачи современного института кураторства в российской системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, институт кураторства, куратор, кураторская деятельность, роль современного профессионального образования.

Сегодня перед высшим профессиональным образованием стоят задачи реализации компетент-ностного подхода, создания особой социокультурной среды и условий, необходимых для всестороннего развития личности и, соответственно, определенных изменений в оценке качества подготовки выпускников [1]. Немаловажную роль здесь играет институт кураторства, деятельность которого способствует развитию компонентного состава универсальных и профессиональных компетенций у студентов: профессиональных компетенций (ориентация на работодателя); универсальных компетенций (коммуникации, индивидуальная и командная работа, профессиональная этика, социальная ответственность, обучение в течение всей жизни).

Значимость института кураторства подчеркивается в ряде научных исследований. Так, А. В. Середа отмечает, что институт кураторов активно участвует «в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления)» [2, с. 84]. О. Н. Шапошникова и В. Л. Левитский поддерживают точку зрения, что работа по «формированию у студентов профессионально значимой культуры» должна проводиться институтом кураторства [3, с. 60].

С внедрением компетентностного подхода в образовательный процесс всех российских вузов назрела необходимость в обязательном введении и развитии в вузах РФ института кураторства [4]. Институт кураторства имеет цели, которые коорди-

нируют с задачами современного высшего профессионального образования, а именно способствовать эффективному формированию новой личности выпускника в процессе воспитания и обучения, направленного на профессиональную самореализацию, самоопределение, самообучение в течение всей жизни с учетом требований рынка.

Авторы статьи разделяют точку зрения О. С. Куль -бах, Е. Р. Зинкевич, которые считают, что целью института кураторства является решение задач воспитания и профессионально-личностного развития, таких как «построение гуманных межличностных отношений субъектов образовательной системы; комфортное общение через создание благоприятных социально-психологических условий для продуктивного сотрудничества преподавателей, студентов и (при необходимости) их родителей или людей, поддерживающих образовательную траекторию студентов; создание сплоченной организованной саморазвивающейся корпорации из студенческой группы; содействие личностному росту, самореализации субъектов образовательной системы; обеспечение единства основных направлений воспитательной работы в медицинском вузе, среди которых: умственное, нравственно-деонто-логическое, гражданско-патриотическое и интернациональное, экологическое, эстетическое, физическое, профессиональное воспитание» [5, с. 128].

С целью уточнения понятий «институт кураторства», «институт кураторов» обратимся к соответствующим определениям, встречающимся в научных

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 12 (189)

трудах. Так, О. С. Кульбах и Е. Р. Зинкевич определяют понятие института кураторства следующим образом - это «традиционная форма работы со студенческими коллективами (группой, курсом, факультетом), но его идеология меняется в зависимости от существующей социально-политической ситуации и образовательной политики государства» [5, с. 127]. А. В. Куприна, в свою очередь, отмечает, что «институт кураторов является ключевой структурой в системе воспитательной работы вуза, реализующий программу воспитания студенчества с целью формирования у учащихся активной социальной позиции, гражданского самосознания, развития общей культуры и профессионально-трудовых навыков» [6, с. 40].

Таким образом, институт кураторства - ключевая структура учебно-воспитательной работы в высшем профессиональном образовании, которая регламентирует деятельность кураторов академических групп в профессионально-личностном развитии студентов.

При рассмотрении этапов развития отечественного института кураторства, представленных различными исследователями (Е. И. Ерошенкова, Е. Н. Кролевецкая, П. С. Медведев, А. Я. Шаипо-ва), отмечено, что единой точки зрения на этот вопрос не существует. Так, Е. И. Ерошенкова, Е. Н. Кролевецкая, П. С. Медведев выделяют три периода развития института кураторства: появление института кураторства в конце XIX - начале XX в., возрождение в советской высшей школе и становление в последние годы. Согласно А. Я. Ша-иповой, в развитии института кураторства можно выделить семь этапов: подготовительный, зарождения, преобразования, регламентации, активизации, свертывания и этап возрождения (современный этап его развития) [7].

Известно, что на современном этапе развития во многих вузах России в учебно-воспитательном процессе институт кураторства в том или ином виде существует, другое дело, что нередко его существование номинально, а деятельность - формальна. В условиях современного вуза процессы становления и возрождения института кураторства рассматриваются как инновационные составляющие единого воспитательно-образовательного пространства, где институт кураторства должен быть доминирующим в концепции воспитательной работы вуза [8].

Деятельность института кураторства в современном вузе должна основываться на следующих принципах: соответствие воспитания потребностям личности, общества и государства; приоритетность общечеловеческих духовных ценностей в формировании будущего специалиста; фундаментальность профессиональной подготовки; целост-

ность; гуманистическая направленность в формировании личности как достойного гражданина; демократизм; инновационность; открытость достижениям науки, культуры и образовательной практики.

Институт кураторов, являясь одной из форм воспитательной работы в вузе, характеризуется наличием структурных и функциональных компонентов, объединенных общей целью [8]. Институт кураторов включает в себя следующих субъектов его деятельности: ответственные за воспитательную работу в вузе, старшие кураторы подразделений, кураторы академических групп, назначаемые или из профессорско-преподавательского состава, или из состава сотрудников вуза, связанных с вне-учебной деятельностью. Также кураторами могут быть студенты старших курсов, как правило, это студенческое кураторство.

Институт кураторства регламентирует деятельность кураторов с помощью законодательных актов об образовании, устава вуза, различных указаний администрации вуза, а также вузовских положений (положение о кураторской деятельности в вузе, положение о кураторе вуза). Каждый вуз самостоятельно разрабатывает свои положения, так как до сих пор единого документа государственного уровня об институте кураторства не существует.

И хотя институту кураторства в современных российских вузах свойственно стремление к упорядоченности элементов его деятельности, движение к целостности и интеграции, но на данный момент ему необходима модернизация. В современных вузах можно выделить несколько проблем института кураторства: многие кураторы не знают целей кураторской деятельности, а также своих обязанностей; кураторами назначают любого преподавателя кафедры, не учитывая его личностных и профессиональных качеств, что влечет за собой формальное выполнение кураторской работы; преподаватели, назначенные кураторами, очень часто не имеют профессионального или дополнительного (педагогического или психологического) образования, что сказывается на качестве кураторской деятельности; несоответствие ожиданий студентов к уровню кураторской поддержки; невысокий профессионализм кураторов; неудовлетворенность кураторов условиями кураторской деятельности; недостаток методического обеспечения и т. д.

На сегодняшний день в российской системе высшего профессионального образования положение института кураторства можно назвать непростым периодом «осознания необходимости этого важного воспитательного инструмента», а также поиска, разработки участниками образовательного процесса нового содержания, форм и

функционирования кураторской деятельности в вузе [9, с. 30].

По мнению авторов, есть несколько путей для повышения эффективности института кураторства: развитие организационно-технологического, организационно-методического обеспечения, комплексный подход в совершенствовании системы кураторства (совершенствование правовой базы, разработка методических рекомендаций в помощь кураторам, школы кураторов, совершенствование системы стимулирования деятельности кураторов) [10].

В условиях стремительно изменяющихся требований к образованию в вузе и продолжающейся модернизации высшего профессионального образования, проявляющихся в новых технологиях взаимодействия преподавателей и студентов, в изменении их позиций, действительно назрела необходимость в модернизации, в разработке нормативно-правовой базы, единой научно обоснованной методики, единого организационно-методического обеспечения и финансирования института кураторства.

В заключение следует обобщить основные положения о значительной роли института кураторства в современном профессиональном образова-

нии: он способствует эффективному формированию студентов как личностей с высоким чувством ответственности, способных к активной профессиональной и успешной жизнедеятельности, направленных на профессиональную самореализацию, самоопределение, самообучение в течение всей жизни; содействует личностному росту и самореализации студентов через развитие профессиональных и универсальных компетенций; оказывает психолого-педагогическую поддержку через создание благоприятных социально-сихологиче-ских условий и социокультурной образовательной среды.

Все это дает основания для благоприятного прогноза в отношении перспектив развития института кураторства в высшем профессиональном образовании, его дальнейшей модернизации: поиска новых форм функционирования института кураторства; создание единой научно обоснованной методики; разработки содержания и нормативно-правовой базы; разработки единого организационно-методического обеспечения. Здесь следует учитывать опыт, тенденции европейского и мирового сообщества в реализации болонских реформ, придерживаясь при этом национальных традиций в становлении и развитии института кураторства.

Список литературы

1. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата // Портал федеральных государственных стандартов высшего образования. URL: http:// fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1 (дата обращения: 01.07.2017).

2. Середа А. В., Титова Г. Ю. Кураторская деятельность как средство развития профессиональной компетентности студентов педвуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 84-91.

3. Шапошникова О. Н., Левитский В. Л. Система кураторства и организация воспитания студентов // Совет ректоров. 2013. № 7. С. 60-65.

4. Бейлина Н. С. Воспитательная деятельность куратора студенческой группы по формированию общекультурных и профессиональных компетенций // Вестн. Самарского гос. тех. ун-та. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 10-18.

5. Кульбах О. С., Зинкевич Е. Р. Институт кураторства в воспитательной системе вуза // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2011. № 1-1. С. 127-131.

6. Куприна А. В. Институт кураторства как фактор социокультурного развития студентов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 209 с.

7. Шаипова А. Я. Формирование готовности преподавателей вуза к внеучебной работе со студентами (на примере реализации функций куратора в педвузе): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2010. 26 с.

8. Божонов З. С. Система кураторства - как основа воспитательной работы студентов в вузе // Наука, новые технологии и инновации. 2013. № 1. С. 293-296.

9. Мандель Б. Р. Кураторство: поиски смысла и оправдания // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4 (12). С. 29-36.

10. Шмакова Е. Б. Роль куратора в учебной и воспитательной деятельности вуза // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 11 (41). С. 179-182.

Бельская Елена Якубовна, специалист по учебно-методической работе, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050). E-mail: belpen@tpu.ru.

Игна Ольга Николаевна, профессор кафедры, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: onigna@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 25.08.2017.

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2017. 12 (189)

DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-13-16

THE CURATORSHIP INSTITUTE ROLE IN MODERN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

E. Ya. Belskaya1, O. N. Igna2

1 National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation

2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

This article is devoted to the role, goals of the institution of curatorship in modern higher professional education. The goals of the institution of curatorship are coordinated with the tasks of modern higher professional education. The Institute of Curators, being one of the forms of educational work in the university, is characterized by the presence of structural and functional components, united by a common goal. An important factor is that the institution of curatorship promotes the development of competencies among students and promotes the all-round development of the student's personality. A modern understanding of the institution of curators is defined. The article considers the principles on which the institute of curators' activity is based. Problems are given and tasks of the modern institute of curatorship in the Russian system of higher professional education are singled out. It was noted that the institute needs modernization. Directions for increasing the institution of curator's efficiency are given. The conclusion about the importance of the institution of curatorship for modern professional education and the prospects for its existence are made. The main provisions on the significant role of the institution of curatorship in modern vocational education are generalized. The need to modernize the institute of curators is highlighted, taking into account the experience and tendencies of the European and world development.

Key words: higher professional education, institute of curatorship, curator, curator's activity, the role of contemporary professional education.

References

1. FGOS VPO po napravleniyam bakalavriata [Federal state standards of higher professional education for bachelor degree]. Portal federal'nykh gosudarstvennykh standartov vysshego obrazovaniya [Portal of federal state standards of higher education] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/ fgosvpo/7/6/1 (accessed 1 April 2017).

2. Sereda A. V., Titova G. Yu. Kuratorskaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya professional'noy kompetentnosti studentov pedvuza [Curator's activity as a means of development of professional competence of teacher training university students]. Nauchno-pedagogicheskoye obozre-niye - Pedagogical Review, 2016, vol. 2 (12), pp. 84-91 (in Russian).

3. Shaposhnikova O. N., Levitskiy V. L. Sistema kuratorstva i organizatsiya vospitaniya studentov [Curatorship system and the organization of education of students]. Sovet rektorov - Rectors' council, 2013, no. 7, pp. 60-65 (in Russian).

4. Beylina N. S. Vospitatel'naya deyatel'nost' kuratora studencheskoy gruppy po formirovaniyu obshchekul'turnykh i professional'nykh kompetentsiy [Educational activity of the curator of students' groups aimed at developing cultural and professional competences]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - Journal of Samara State Technical University, 2015, no. 2 (26), pp. 10-18 (in Russian).

5. Kul'bakh O. S., Zinkevich E. R. Institut kuratorstva v vospitatel'noy sisteme vuza [Institute of curators in the educational system of the university]. Nauchnyye itogi goda: dostizheniya, proyekty, gipotezy - Scientific results of the year: achievements, projects, hypotheses, 2011, no. 1-1, pp. 127-131 (in Russian).

6. Kuprina A. V. Institut kuratorstva kak faktor sotsiokul'turnogo razvitiya studentov. Dis. kand. ped. nauk [Institute of curators as a factor in the socio-cultural development of students. Diss. cand. ped. sci.]. Moscow, 2013. 209 p. (in Russian).

7. Shaipova A. Ya. Formirovaniye gotovnosti prepodavateley vuza k vneuchebnoy rabote so studentami (na primere realizatsii funktsiy kuratora v pedvuze). Dis. kand. ped. nauk [Formation of university teachers' readiness for extracurricular work with students (on the example of the implementation of the functions of a curator in a pedagogical university). Diss. cand. ped. sci.]. Tyumen', 2010. 211 p. (in Russian).

8. Bozhonov Z. S. Sistema kuratorstva - kak osnova vospitatel'noy raboty studentov v vuze [Curatorship system as the basis of educational work of students in the university]. Nauka, novyye tekhnologii i innovatsii - Science, new technologies and innovations, 2013, no. 1, pp. 293-296 (in Russian).

9. Mandel' B. R. Kuratorstvo: poiski smysla i opravdaniya [The curatorship: the search for meaning and justification]. Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom - Professional Education in Russia and Abroad, 2013, no. 4 (12), pp. 29-36 (in Russian).

10. Shmakova E. B. Rol' kuratora v uchebnoy i vospitatel'noy deyatel'nosti vuza [The curators role in the university academic and educational activities]. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya - Problems of Modern Science and Education, 2015, no. 11 (41), pp. 179-182 (in Russian).

Belskaya E. Ya., National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: belpen@tpu.ru.

Igna O. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: onigna@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.