Научная статья на тему 'К вопросу об исторических предпосылках создания института кураторства в вузе'

К вопросу об исторических предпосылках создания института кураторства в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / ТЬЮТЕР / ОПЕКУНСТВО / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТ КУРАТОРСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА КУРАТОРСТВА / ВНЕАУДИТОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / CURATOR / TUTOR / GUARDIANSHIP / PATRONAGE / HIGHER EDUCATION / INSTITUTE OF CURATORSHIP / PEDAGOGICAL PROCESS / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGH SCHOOL / PROFESSIONAL EDUCATION / HISTORICAL STAGES OF FORMATION OF INSTITUTE OF CURATORSHIP / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буянова Галина Витальевна

В условиях постиндустриального общества в научных кругах все активнее поднимается вопрос о ценности воспитания в рамках высшего образования как фактора формирования универсальных и профессиональных компетенций, которые, в свою очередь, являются гарантией эффективной социализации личности и ее адаптации к быстро изменяющемуся рынку труда. Основным проводником общечеловеческих ценностей в условиях вуза, а также посредником между университетской средой, студентом и его будущей профессией признается куратор. Принято полагать, что развитие института кураторства как основного исполнительного органа в воспитательной системе вуза ведет свое начало с середины XX века. Период, предшествующий этому, определяется как «подготовительный», малозначимый и не представляющий научного интереса. Автор статьи считает эту позицию не оправданной и полагает, что изучение исторических предпосылок возникновения кураторства в вузе способствует лучшему пониманию сути этого педагогического явления. В статье предпринята попытка выделить причины зарождения системы курирования студентов через анализ исторических, политических и экономических условий существования высшего образования. Рассмотрев основные исторические этапы за двухвековой период, начиная с середины XVIII века, автор пришел к выводу, что основной предпосылкой возникновения института кураторства в вузе стала необходимость создания атмосферы взаимопонимания между преподавателями и студентами, а также осознание того, что продуктивность обучения тесно связана с бытовой и психологической устроенностью студента. С целью решения этих задач и был создан первый институт кураторства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISING THE HISTORICAL PREREQUISITES FOR CREATION AN INSTITUTE OF CURATORSHIP AT HIGH SCHOOL

In post-industrial scientific society a problem of educational value in the sphere of higher education as a factor of formation of universal competencies and professional ones which, in its turn, are a guarantee of effective socialization of an individual and its adaptation to the rapidly changing labor market, is increasingly established. A principal conductor of human values in the University and an intermediary between University society, student and future profession as well is a curator. Development of an Institute of curatorship as of main executive body in educational system of University is believed to date back to the middle of the XX century. The period preceding it is defined as a “preparatory” one, an insignificant and not of any scientific interest. The author considers this position to be not justified and believes that the study of historical background of emergence of curatorship in high school contributes to a better understanding of essence of this pedagogical phenomenon. The article makes an attempt to identify the reasons for the origin of the system of supervision of students via the analysis of historical, political and economic conditions for higher education. Having considered the main historical stages, during two century, since the middle of the eighteenth century, the author came to the conclusion that the main prerequisite for emergence of the Institute of curatorship in the University was the need to establish an atmosphere of mutual understanding between teachers and students and a consideration that training productivity is closely related to an everyday and psychological maintenance of a student. To solve these problems the first Institute of curating was created.

Текст научной работы на тему «К вопросу об исторических предпосылках создания института кураторства в вузе»

УДК 37.011.31

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛКАХ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТА

КУРАТОРСТВА В ВУЗЕ

© 2018

Буянова Галина Витальевна, заведующий кафедрой «Иностранные языки» Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д.Н. Прянишникова (614990, Россия, Пермь, улица Петропавловская, 23, e-mail: buyanovagalina@rambler.ru)

Аннотация. В условиях постиндустриального общества в научных кругах все активнее поднимается вопрос о ценности воспитания в рамках высшего образования как фактора формирования универсальных и профессиональных компетенций, которые, в свою очередь, являются гарантией эффективной социализации личности и ее адаптации к быстро изменяющемуся рынку труда. Основным проводником общечеловеческих ценностей в условиях вуза, а также посредником между университетской средой, студентом и его будущей профессией признается куратор. Принято полагать, что развитие института кураторства как основного исполнительного органа в воспитательной системе вуза ведет свое начало с середины XX века. Период, предшествующий этому, определяется как «подготовительный», малозначимый и не представляющий научного интереса. Автор статьи считает эту позицию не оправданной и полагает, что изучение исторических предпосылок возникновения кураторства в вузе способствует лучшему пониманию сути этого педагогического явления. В статье предпринята попытка выделить причины зарождения системы курирования студентов через анализ исторических, политических и экономических условий существования высшего образования. Рассмотрев основные исторические этапы за двухвековой период, начиная с середины XVIII века, автор пришел к выводу, что основной предпосылкой возникновения института кураторства в вузе стала необходимость создания атмосферы взаимопонимания между преподавателями и студентами, а также осознание того, что продуктивность обучения тесно связана с бытовой и психологической устроенностью студента. С целью решения этих задач и был создан первый институт кураторства.

Ключевые слова: куратор, тьютер, опекунство, попечительство, высшее образование, институт кураторства, педагогический процесс, образовательный процесс, воспитательная система вуза, профессиональное воспитание, исторические этапы становления института кураторства, внеаудиторные мероприятия.

REVISING THE HISTORICAL PREREQUISITES FOR CREATION AN INSTITUTE OF CURATORSHIP AT HIGH SCHOOL

© 2018

Buyanova Galina Vitalyevna, Head of the Department "Foreign Languages" Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov (614990, Russia, Perm, street Petropavlovskaya, 23, e-mail: buyanovagalina@rambler.ru

Abstract. In post-industrial scientific society a problem of educational value in the sphere of higher education as a factor of formation of universal competencies and professional ones which, in its turn, are a guarantee of effective socialization of an individual and its adaptation to the rapidly changing labor market, is increasingly established. A principal conductor of human values in the University and an intermediary between University society, student and future profession as well is a curator. Development of an Institute of curatorship as of main executive body in educational system of University is believed to date back to the middle of the XX century. The period preceding it is defined as a "preparatory" one, an insignificant and not of any scientific interest. The author considers this position to be not justified and believes that the study of historical background of emergence of curatorship in high school contributes to a better understanding of essence of this pedagogical phenomenon. The article makes an attempt to identify the reasons for the origin of the system of supervision of students via the analysis of historical, political and economic conditions for higher education. Having considered the main historical stages, during two - century, since the middle of the eighteenth century, the author came to the conclusion that the main prerequisite for emergence of the Institute of curatorship in the University was the need to establish an atmosphere of mutual understanding between teachers and students and a consideration that training productivity is closely related to an everyday and psychological maintenance of a student. To solve these problems the first Institute of curating was created.

Keywords: curator, tutor, guardianship, patronage, higher education, Institute of curatorship, pedagogical process, educational process, educational system of high school, professional education, historical stages of formation of Institute of curatorship, extracurricular activities.

В условиях модернизации системы высшего образования сегодня в научно-педагогическом сообществе всё настойчивее поднимается вопрос о необходимости усиления системы воспитания в вузе и возрождения института кураторства как одного из основных факторов «развития компонентного состава универсальных и профессиональных компетенций у студентов: профессиональных компетенций (ориентация на работодателя); универсальных компетенций (коммуникации, индивидуальная и командная работа, профессиональная этика, социальная ответственность, обучение в течение всей жизни)» [1, с. 13]. Обусловлен этот научный интерес тем, что, цитируя Т.Н. Роденкову, А.А. Кондратьеву, «накопление знаний, развитие науки, создание новых технологий и наукоемких производств неизбежно повышают требования к профессиональной квалификации и мобильности каждого работника, всё более смещая акцент в сторону развития его духовных способностей и освоения общечеловеческих ценностей, что является непременным условием способности к труду» [2]. Или, как красноречиво выразился И. М. Ильинский: «Без воспитания нет образования, т.е. нет полноценного человека [3, с. 11]. Именно воспитание молодежи всех возрастов

- самое главное сегодня для спасения России. Именно воспитание, а не обучение» [3, с. 5].

Цель данной статьи - анализ исторических предпосылок, т.е. предварительных условий появления и становления института кураторства. Современные исследователи, при изучении историографии проблемы кураторства в высшем образовании, в качестве отправленной точки берут 50 - 60 годы XX века. [4, с. 67] Принято считать, что в это время начинает складываться воспитательная система вуза в ее современном виде. И.Ф. Исаев, Е.И. Ерошенкова, Е.Н. Кролевецкая, П.С. Медведев обозначают этот этап развития кураторства как «возрождение в советской высшей школе» [4; 5], у А.И. Шаиповой это период «регламентации» системы кураторства [6, с. 18], а А.В. Куприна определяет эту стадию развития института кураторства как период «повсеместного его внедрения» [7, с. 249]. Предшествующая история существования «пракураторства» в вузе обозначена в хронологиях упомянутых авторов как «подготовительный» этап (А.И. Шаипова), «появление» кураторов в системе высшего образования (И.Ф. Исаев, Е.И. Ерошенкова, Е.Н. Кролевецкая, П.С. Медведев), «зарождение» института кураторства (А.В. Куприна) и датируется XIX ве-

ком. Обзор научных публикаций показал недостаточную изученность этого периода. Вслед за Н.О. Яковлевой, мы убеждены, что «полноценное исследование педагогического процесса или его отдельных компонентов невозможно без изучения истории их становления» [8, с. 60]. Изучение подготовительного этапа, на наш взгляд, есть изучение основы становления института кураторства как отдельного компонента педагогического процесса, которая позволяет получить более полное понимание изучаемой проблемы и предполагает более осознанную постановку исследовательских задач. В данной статье охвачен период с середины XVIII века с момента основания Московского Императорского университета по 50-е годы XX столетия.

В Большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова термин «кураторство» обозначается одним словосочетанием - занятие куратора. В том же словаре слово куратор (от лат. curator) толкуется как «опекун, попечитель, лицо, которому поручено наблюдение за кем или чем-либо» [9, с. 482]. Следует отметить, что лексическое толкование терминов попечитель и куратор исходит от одного латинского корня cura. Согласно энциклопедическому словарю русского библиографического института Гранат, попечительство (с лат. cura) и опека (с латыни tutela, тьюторство) - это «юридический институт, целью которого является защита, охрана прав и интересов лиц, которые не в состоянии осуществлять свои права» [10].

С течением времени понимание того, чем должен заниматься куратор, попечитель, опекун трансформировалось в зависимости от уровня культуры и вектора развития общества. Так, О.С. Кульбах и Е.Р. Зинкевич, определяя понятие института кураторства как «традиционную форму работы со студенческими коллективами (группой, курсом, факультетом)», подчеркивают, что «его идеология меняется в зависимости от существующей социально-политической ситуации и образовательной политики государства» [11, с. 127].

В большинстве источников началом кураторской деятельности в образовании отмечается факт подписания в 1903 году Императором Всероссийским Николаем II Инструкции для кураторов Томского технологического института, в котором описывались основные роли куратора, его должностные и функциональные обязанности. Однако основы кураторства в России закладывались задолго до утверждения этого документа в рамках попечительской и опекунской деятельности.

В систему образования попечительство и кураторство было введено в 1755 году Елизаветой Петровной с принятием решения об учреждении в Москве Императорского Университета, которому Императрица «благоволила обещать свое особое попечительство». «Посредниками этого покровительства назначались Кураторы, знатные особы, облеченные доверенностью Императрицы, которые могли лично докладывать о случающихся нуждах Ея Императорскому Величеству». Согласно Указу о создании университета, куратор выступал ключевой фигурой в его управлении. В обязанности куратора входило: разработка устава, формирование штатной политики университета, контроль над государственным финансированием и привлечение дополнительных источников дохода, заботы об оборудовании лабораторий, обеспечение учебного процесса учебно-методической литературой и т.д. Таким образом, первые кураторы в вузе должны были быть, в первую очередь, крепкими хозяйственниками, в чьих руках был сосредоточен контроль над всей деятельностью университета [12, с. 85].

При Екатерине II формы попечительства были расширены. Согласно исследованиям А.Н. Дегтярева и С.Д. Галиуллиной, наряду с административными функциями, на попечителей были возложены образовательные и воспитательные обязательства. Так, с целью «превращения сирот в людей», в 1763 году в Москве и в 1770 году в Санкт-Петербурге были открыты Воспитательные 172

дома «приема и призрения подкидышей и бесприютных детей» [12; 13], где воспитывались дети с малых лет. В исследовании А.Ю. Веселовой мы находим подтверждение того, что сироты Воспитательного дома получали не только начальное школьное образование, но и профессиональное. Девочек обучали профессиям гувернанток и акушерок. Мальчики осваивали технические ремесла [14, с. 21]. В письме от 1796 года, обращенного к Опекунскому совету, Императрица выразила свои наставления относительно воспитательных должностей: «...определить людей, провождающих жизнь во всех обстоятельствах соответственную тому положению, к каковому предопределяются воспитанники, дабы они из примера их приуготовили себя не к роскоши, а к рукоделию и трудам, и для того всем им назначить жалованье на безбедную, а не на роскошную жизнь; для лучшего же примера воспитанникам нужно бы иметь надзирателей и надзирательниц и других, при них находящихся, людей ремесленных, . чтоб дети с самого младенчества, не приступая еще к рукоделиям, видя своих приставников, обращающихся всегда в оных, почитали их необходимыми» [14, с. 20]. Наставники, работавшие в Воспитательных домах, были не просто учителями, это были опекуны, которые сопровождали, воспитывали личным примером, поддерживали, обучали профессиям и курировали своих подопечных в течение всего времени их пребывания в доме, вплоть до их выхода в самостоятельную взрослую жизнь.

Согласно историческому исследованию М.П. Войте-ховской и Ю.В. Куперта, в XVIII-XIX веках русское общество, а вместе с ним и сфера образования, переживают период преобразований и реформ. В России впервые была предпринята попытка создания государственной системы светского образования. Стремительно увеличивается количество образовательных учреждений различного уровня. Понимая значимость образования, разрабатываются теории и методики светского образования в России [15]. Л.Е. Солянкина характеризует этот период как время «поиска ответов на вопросы о том, чему и как учить нужно в университете; какими знаниями и умениями должен обладать специалист в той или области; какое образование первично: классическое или реальное» [16, с. 85].

Российское правительство уделяет много времени вопросу качественного образования и держит его под жестким контролем. Особенно этот контроль ужесточился после декабрьских событий 1825 года (восстание декабристов). Александр I издает указ о пересмотре всей системы народного образования, с целью «все вредное в преподавании и воспитании остановить, искоренить и обратить к началам, основанным на чистоте веры, верности и долге государю и отечеству» [17]. В институтах и университетах появляются специальные люди, среди обязанностей которых можно усмотреть элементы современной кураторской деятельности. В работе А.О. Волгушевой перечислены следующие: присмотр за поведением студентов как внутри, так и вне учебного заведения, контроль за посещаемостью и настроениями в студенческой среде [18, с. 12]. Однако действия этих людей были далеки от воспитательных мероприятий, скорее представляли собой решение контролирующих задач в духе полицейского-надзирателя.

В качестве исключения из установленных в учебных заведениях того времени правил можно привести систему воспитания в Царскосельском лицее, чье образование приравнивалось к университетскому. Основным педагогическим принципом воспитания в этом учебном заведении провозглашалась необходимость «приучать каждого ученика к самостоятельному критическому и философскому мышлению, воспитывать у него стремление жить и трудиться «для общей пользы» [17].

Лицеист с 1820 по 1826 годы М. А. Белуха-Кохановский так вспоминал своего учителя и наставника Е.А. Энгельгардта, занявшего место директора Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

лицея после скоропостижной смерти его основателя В.Ф. Малиновского и продолжившего его воспитательные традиции: «Он никогда не посещал классов, предоставляя полную свободу и самостоятельность профессорам-преподавателям... и действовал на воспитанников ежедневным с ними общением. Он имел обыкновение в младшем курсе приходить почти ежедневно после вечернего чая и занимал нас чтением, беседою (иногда шутливою); беседы эти не имели никогда характера педагогического наставничества, а были приноровлены к возрасту, служили к развитию воспитания и внушению им правил нравственности; особенно настаивал он на важности принципа правдивости . на старшем курсе беседы его клонились к развитию понятия о долге» [17]. Описанный М.А. Белуха-Кохановским подход со стороны преподавателя к взаимоотношениям с обучающимися или, как сейчас назвали бы, личностно-ориен-тированный подход, широко позиционируется в воспитании молодежи дня сегодняшнего. Обратим внимание на то, как описанные образовательные задачи и методы воспитания Царскосельского лицея начала XIX века согласуются с установками современного института кураторов. Институт кураторства, как пишет А.В. Куприна, «является ключевой структурой в системе воспитательной работы вуза, реализующий программу воспитания студенчества с целью формирования у учащихся активной социальной позиции, гражданского самосознания, развития общей культуры и профессионально-трудовых навыков» [19, с. 40].

Начало XX века характеризуется ускорением развития экономики России за счет индустриализации, быстрой политизацией общества на фоне «острейшего социального конфликта» [20, с. 7], а также развитием различных общественных институтов. Университеты того времени представляли собой места бурных общественно-политических процессов, т.к. именно здесь был сконцентрирован интеллектуальный потенциал прогрессивной молодежи. По словам исследователя М.В. Грибовского, все чаще возникают конфликтные ситуации между профессорами и студентами, основную причину которых коротко можно определить как отсутствие взаимопонимания [21, с. 158].

С целью преодоления этих противоречий в 1902 году профессор Новороссийского университета А.Н. Де-ревицкий предложил советам университетов ряд мер как по модернизации учебного процесса, так и по организации мероприятий за рамками аудиторных часов. С целью сближения профессуры и студенчества и, как следствие, улучшения качества образования А.Н. Деревицким было предложено при совместном участии профессоров и студентов: устраивать экскурсии, научные и образовательные экспедиции для специализации студентов на старших курсах; организовывать научно-литературные кружки и собрания по интересам; устраивать университетские праздники; разрешить учреждение студенческих клубов; а так же учредить особый патронат над студентами, по примеру «туторства, испытанного веками в Англии» [21, с. 161-162].

Справедливости ради следует отметить, что некоторое время в России официально уже существовала такая форма работы со студентами. В 1868 году в лицее Цесаревича Николая была введена должность тьютора, предусматривающая осуществление индивидуального воспитания вверенного тьютору лицеиста [22, с. 170].

Тьюторское движение, возникшее около девяти веков назад в Кембриджском и Оксфордском университетах и ставшее традиционным, в последствии, в других университетах Европы и Америки характеризуется небольшим количеством студентов на одного преподавателя, приоритетом семинарских и индивидуальных занятий со студентами с гарантированным получением студентами большей доли персональной преподавательской опеки [23, с. 310].

Анализируя исторические предпосылки тьюторской

деятельности в России, Т.Н. Ковалева описывает основные функции и задачи тьюторов ведущих европейских вузов XVII-XIX веков. Наряду с образовательными функциями (помощь студенту в выборе лекций и практических занятий, составление плана учебной работы, контроль за их готовностью к университетским экзаменам), главной задачей, которую решали тьюторы зарубежных вузов, - сохранение заинтересованного и прогрессирующего в учебе контингента. Особое внимание уделяется социально-психологическим проблемам студентов высшей школы (трудности в установлении взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями, помощь в разрешении разногласий в семье), а также различным социальным проблемам, к которым можно отнести устройство на работу, жилищные вопросы, организацию питания и досуга, что, в совокупности, так или иначе оказывает влияние на общий психологический фон и работоспособность студентов [22, с. 167].

Потребность в лицах, которые смогли бы выполнять функции помощников, способных оказать содействие студентам в решении вопросов не только учебных на протяжении их студенческой жизни, стала причиной появления вышеупомянутого документа (Инструкции для кураторов, 1903), с текстом которого можно ознакомиться на сайте Томского политехнического университета. Кураторы избирались по одному на курс из числа профессоров и преподавателей сроком на один год. Все кураторы входили в комиссию, в рамках которой, наряду с контролирующими задачами, совместно решали вопросы удовлетворения духовных и материальных потребностей студентов. Как было замечено М.В. Грибовским, «именно кураторство стало преломлением на отечественной почве идеи «туторства» (тью-торства), позаимствованной в англосаксонской системе» [21, с. 161]. Куратору предписывалось «ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов, заботиться об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, в том числе устраивать научные и литературные кружки, учреждать кружки для занятий искусствами, физическими упражнениями, организовывать студенческие библиотеки и читальни, столовые, чайные, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир» [24].

Как видно из перечисленных функций, основная роль куратора того времени заключалась, главным образом, в организации благоприятной, комфортной образовательной среды для студента, а также повышения уровня взаимопонимания между преподавателями и студентами.

Анализ архивных документов позволил М.В. Грибовскому заключить, что продвижение первого института кураторства осуществлялось с трудом, возможно в силу «недоверия студентов кураторам» [21, с. 161], а возможно, просто не хватило времени.

Октябрьская социалистическая революция кардинально изменила систему высшей школы, классовый и национальный состав студенчества. Советское правительство поставило перед вузами задачу подготовки высококвалифицированных специалистов из трудового народа для работы в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры. Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции. На московском партийном совещании по народному образованию в декабре 1920 года - январе 1921 года была сформулирована основная задача высшей школы: «политически завоевать, то есть, во-первых, обеспечить революционное направление ее работы, во-вторых, политически воспитать всех проходящих через школу студентов, в-третьих, использовать высшую школу для создания возможно большего количества специалистов, вышедших из пролетариата, и в особенности партийных» [25, с. 26].

Массово стали открываться новые учебные заведе-

ния в соответствии с конкретными потребностями отраслей народного хозяйства и его отдельных районов. Максимально упростилась система поступления в вузы - зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Однако предпринятые меры не способствовали росту количества студентов, добровольно желающих получить высшее образование. Необходимое количество студентов - будущих специалистов определялось на Пленумах ЦК ВКП(б), а партийные организации должны были найти и направить контингент обучающихся на учебу. Зачастую принудительное образование отражалось на его качестве: немногие студенты сдавали экзамены в срок, учились в вузе по 6 - 8 лет, достаточно низкой была посещаемость занятий (35-40 %), в общественно-политической работе участвовали только 6-10 % студентов [26]. Воспитание же в вузах первых постреволюционных десятилетий большей частью сводилось к насаждению коммунистической идеологии, а «на смену кураторам пришли комсомольские и партийные организации в виде студкомов, советов старост, исполбюро профессий и др.» [6, с. 18].

Однако было бы не справедливо утверждать, что единственное, чем занимались партийные, комсомольские, профсоюзные организации в вузе, - это идеологическое воспитание студентов в духе марксизма-ленинизма. Они проводили также интенсивную работу по поднятию качества подготовки специалистов. Принимались меры общественного и административного порядка в отношении повышения посещаемости и улучшения успеваемости студентов. В качестве основных мероприятий можно отметить: соревнование между вузами по улучшению качества подготовки специалистов, а также создание учебно-бытовых коммун (на наш взгляд, это прототип современному студенческому самоуправлению). Улучшению подготовки специалистов с высшим образованием во многом способствовало расширение производственной практики. «Непрерывная производственная практика сближала вузовский коллектив с производством, способствовала развитию новаторства в системе преподавания и научных исследованиях университета» [25, с. 71].

Таким образом, подготовительный период становления института кураторства начинается с момента учреждения первых университетов в царской России и длится почти два столетия. Этот период характеризуется активным поиском способов, методов и средств управления образовательным процессом в вузе. Первое упоминание должности куратора относительно высшего образования еще очень далеко от современного его понимания. Это хозяйственник, снабженец, руководитель учебного заведения, отвечающий перед Государем за процветание вверенного ему предприятия.

Характер социальных задач высшей школы меняется в зависимости от политических событий и экономических реформ. Для решения этих задач в университетах появляются должности, в обязанности которых входит выполнение функций, связанных с воспитательной деятельностью: наставники с ремесленными навыками, надзиратели за общественным порядком, агитаторы - представители комсомольских и партийных организаций.

Анализ исторических предпосылок становления института кураторства в вузе показал, что потребность в «воспитателях» проявлялась во время «социальных кризисов»: либо в период политических разногласий, активным участником которых становилась прогрессивная студенческая молодежь, либо когда возникал конфликт внутри университета - между студенчеством и профессорами. В первом случае проблема решалась путем привлечения надзирателей-жандармов. Необходимость же решения второй проблемы стала толчком к поиску иных, отличных от авторитарных, форм урегулирования взаимоотношений. Необходимость в разработке нового содержания воспитательной деятельности в вузе стимулировала к началу глубокого анализа примеров отече-174

ственной школы (система воспитания Царскосельского лицея) и изучению зарубежного опыта (тьютерство), что в результате стало основной предпосылкой зарождения института кураторства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бельская Е.Я. Роль института кураторства в современном высшем профессиональном образовании // Вестник ТГПУ. 2017. № 12 (189). С. 13-16.

2. Роденкова Т.Н.,Кондратьева А.А. Инвестиционная привлекательность новаций в высшей школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. edit.muh.ru/content/conf/Rodenkova.htm (дата обращения 08.08.2018).

3. Ильинский И.М. Российские вузы на переломном этапе // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 5-17.

4. Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И., Кролевецкая Е.Н. Куратору студенческой группы: от теории к практике (учебное пособие) // Успехи современного естествознания. 2010. № 2. С. 67-68.

5. Медведев П.С. Система кураторства в обеспечении становления качества жизни студентов вуза: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / П.С. Медведев. - Спб., 2006. 172 с.

6. Шаипова А.Я. Функции и роли куратора на различных этапах становления и развития института кураторства в отечественном вузе // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2009. № 3. С. 18-20.

7. Куприна А.В. Деятельность куратора в воспитательной системе вуз // Казанская наука. 2012. №12 С. 249-251.

8. Яковлева Н.О. Историография научной проблемы как результат историко-педагогического анализа // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2009. № 4. С. 60-66.

9. Большой толковый словарь русского языка: [БТС : А-Я] / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2004. - 1534 с.

10. Энциклопедический словарь Русского Библиографического Института Гранат. 11 -е стереотипное издание до 33 тома под редакцией проф. Ю.С. Гамбарова, проф. В.Я. Железнова, проф. М.М. Ковалевского, проф. С.А. Муромцева и проф. К.А. Тимирязева. Т. 30. М.: Редакция и Экспедиция «Русского библиографического института Гранат».

11. Кульбах О.С., Зинкевич Е.Р. Институт кураторства в воспитательной системе вуза // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2011. № 1 - 1. С. 127-131.

12. Дегтярев А.Н., Галиуллина С.Д. Попечительство и благотворительность в сфере образования российской империи // Социальная политика и социальное партнерство. 2010. № 7. С. 84-89.

13. Галиуллина С.Д. Попечительство как социальный институт // Сервис +. 2009. №3. С. 3-10.

14. Веселова А.Ю. Воспитательный дом в России и концепция воспитания И.И. Бецкого // Отечественные записки. 2004. № 3 С. 17-24.

15. Войтеховская М.П., Куперт Ю.В. Зарождение государственной системы образования в Российской империи // Вестник ТГПУ. 2012. № 2. С. 39-44.

16. Солянкина Л.Е. Ретроспективный анализ теории и практики профессионального саморазвития студентов в дореволюционной России // Известия ВолгГТУ. 2007. №4. С. 84 - 86.

17. Образование в XIX веке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosimperija.info/post/391 (дата обращения 08.08.2018).

18. Волгушева А.О. Роль куратора в вузе на различных исторических этапах становления и развития института кураторства // Современные аспекты воспитательной работы в высших и средних профессиональных учебных заведениях: Сборник материалов первой областной научно-практической конференции кураторов

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

высших и средних профессиональных учебных заведений. Саратов. 2013. С. 11-13.

19. Куприна А.В. Институт кураторства как фактор социокультурного развития студентов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 209 с.

20. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. 2001. № 1. С. 5-26.

21. Грибовский М.В. Профессура и студенчество в предреволюционном российском университете: грани взаимоотношений // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2010. № 4 (12). С. 158-166.

22. Ковалева Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 163-181.

23. Крикунов С.В. Институт кураторства как основа воспитательной работы // Науковi пращ Донецького нащонального техшчного ушверситету. Серiя: педагопка, психолопя i сощолопя. Випуск 5(155). Донецьк, ДонНТУ. 2009. С. 309-313.

24. Инструкция для кураторов Томского технологического института Императора Николая II [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://ро1МЛри.т:7777/ portal/pls/portal/docs/1/11920736.GIF (дата обращения 05.08.2018).

25. Пермский государственный университет им. А.М. Горького: исторический очерк 1916 - 1966 / под общей редакцией Ф.С. Горового // Пермское книжное издательство. 1966. С. 292.

26. Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926-1932 гг.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://history.wikireading.ru/128038 (дата обращения 08.08.2017).

Статья поступила в редакцию 02.08.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.