DOI: 10.15293/1813-4718.1902.12 УДК 37.062.3
Спесивцева Вера Александровна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-0002-0163-1926, Новосибирск
Мжельская Татьяна Владимировна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный пе-дагогическийуниверситет, [email protected], ORCID 0000-0002-5256-6247, Новосибирск
ИНСТИТУТ КУРАТОРСТВА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ИИГСО
Аннотация. Введение в проблему. В статье авторы рассматривают такой важный феномен, как институт кураторства. Работа куратора представляется авторам как один из наиболее эффективных путей адаптации первокурсников Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» к новым для них условиям. Авторы считают, что кураторство это один из самых эффективных методов адаптации, который имеет большой потенциал по формированию гармоничного развития личности обучающихся.
Различные педагогические приемы и методы, применяемые куратором, помогают реализоваться социальным, креативным, исследовательским и познавательным возможностям студента и подготовить его к дальнейшей самостоятельной учебной и общественной деятельности.
Целью статьи является представление собственного практического многолетнего опыта работы кураторами студентов-первокурсников Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет».
Авторы считают, что институт кураторства в вузе необходим, так как именно он позволяет планировать и вести воспитательную работу с первокурсниками как в рамках института (факультета), так и всего вуза. Эффективная работа куратора существенно повышает уровень коммуникативности, социальной активности, а также профессиональной заинтересованности студентов первого курса.
В заключении статьи авторы особо подчеркивают значимость института кураторства как фактора эффективной адаптации студентов и вовлечения их в общественную, творческую, спортивную, исследовательскую, научную и профессиональную деятельность Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет».
Ключевые слова: адаптация, кураторство, первый курс.
Введение в проблему. Став участником Болонской системы высшее российское образование вступило в полосу значительных преобразований. Переход от дисциплинарно-ориентированной к личностно-ориен-тированной модели сопряжен с решением целого ряда задач и сменой социальных ролей участников процесса образования [1].
Смена эта, помимо прочего, касается коммуникации преподаватель - студент и зачастую болезненна в связи с социальными, экономическими другими факторами, влияющими на российское общество вообще и российское высшее образование в частности. Статус как педагога высшей школы, так и студента изменяется. В этой
работе авторы не ставят перед собой задачу оценки этого явления, но обращают внимание на то, что считаться с ним необходимо. Так как смена этого статуса часто болезненна и для студентов.
Довольно часто в педагогическом сообществе слышны сетования на то, что перемены в образовательном процессе слишком учащены и радикальны. Однако весь процесс образования по большому счету представляет собой непрерывную трансформацию, и остановки на этом пути - это неизбежное скатывание в стагнацию. Мир вокруг нас стремительно изменяется и российское высшее образование должно быстро и адекватно отвечать на эти изменения. Именно на это и направлена система менеджмента качества в вузе - на постоянную трансформацию, адекватно отвечающую внешним условиям.
В отечественном образовательном процессе традиционно была сильна серьезная направленность на воспитание. Воспитание всегда было такой же равнозначной частью образовательного процесса, как и профессиональная подготовка. Это то, что изначально отвечало понятию формирования гармоничной личности. Слепое копирование европейского опыта, а следовательно, сосредоточение образования только на профессиональной подготовке, не всегда является безусловно положительным. Сегодня некоторые педагоги отказываются от советского наследия, не замечая, что «с водой выплескивают ребенка».
Недавние микроисследования, проведенные коллегами [4] заставляют задуматься, как мы можем разрешить проблемы самоидентификации студентов на уровне ИИГСО и помочь первокурсникам как с профессиональным, так и личностным самоопределением.
Не для кого из преподавателей высшей школы не секрет, что психологическое состояние первокурсников далеко от идеального. Это обусловлено и высокой тревожностью перед сдачей ЕГЭ, и всту-
пительными испытаниями при поступлении в вуз. Таким образом, молодые люди, в течение предыдущего года (обучения в школе) находящиеся в стрессовых условиях, переживая еще один сильный стресс при поступлении в вуз, становятся студентами первого курса. Они попадают в новые, незнакомые им условия и другую социальную среду. Для того чтобы студенты-первокурсники могли сразу эффективно включиться в образовательный процесс, они должны быть как можно быстрее адаптированы к новым условиям.
В целях наиболее результативной реализации адаптации первокурсников в ИИГСО применяется широкий комплекс мероприятий. И кураторы принимают в них самое деятельное участие. Руководство ИИГСО активно поддерживает эту деятельность. В общих чертах схема выглядит следующим образом: директор ИИГСО ^ зам. директора ИИГСО по воспитательной работе ^ зав. кафедрой ^ куратор ^ студенты первого курса ИИГСО.
Сам термин «куратор» имеет латинское происхождение и означает в переводе с латинского «наставник», т. е. человек, которому поручено наблюдение за ходом работы. Институт кураторства обладает длительной историей. В 1903 г. российским императором Николаем II был подписан соответствующий документ - «Инструкция для кураторов Томского технологического института», в котором детально прописывалась кураторская деятельность [2]. Также как и сто с лишним лет назад, сегодня куратор является проводником между администрацией вуза и студентами.
Целью статьи является представление собственного практического многолетнего опыта работы кураторами студентов-первокурсников ИИГСО ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет».
Для того чтобы грамотно организовать работу с первокурсниками, уже в мае -июне на заседаниях кафедры выбираются
и назначаются кураторы из числа преподавателей, которые планируют работу со студентами. Таким образом, к моменту зачисления у каждой сформированной группы уже имеется свой куратор. И с самого первого дня обучения начинается работа куратора. Эта работа имеет несколько векторных направлений.
Первое - это адаптация в новом коллективе. И здесь огромную роль играет ЛИСТПЕД. Это замечательное мероприятие, насчитывающее уже несколько десятилетий и ставшее традиционной карточкой ИИГСО [5; 3, с. 193-195], заимствовали другие факультеты и институты НГПУ Это само по себе уже многое говорит о его результативности. В адаптационном лагере первокурсники в комфортной обстановке знакомятся друг с другом, студенческим активом (традиционно сильном в ИИГСО), с преподавателями, в том числе и кураторами; узнают о правилах и традициях ИИГСО, о перспективах дальнейшего обучения, знакомятся с руководством института. Преподаватели кафедры педагогики и психологии, работающие в ЛИСТПЕДЕ, проводят различные исследования возможностей будущих студентов.
Анкетирование нацелено на выявление не только основных страхов, которые имеются у первокурсников, но и наличие у них определенных талантов, хобби или опыта в различных сферах. Например, таким образом выявляются студенты, которые играли в КВН или имеют желание участвовать в таких играх. Из них в будущем формируются команды для участия в «Неестественном отборе», который уже несколько десятилетий проходит между командами факультетов и институтов.
В НГПУ существует многолетний опыт проведения смотра художественной самодеятельности, для участия в котором нужны певцы, танцоры, чтецы и т. д. На ИИГСО существует традиция проведения различных мероприятий, для подготовки и проведения которых необходимо вы-
явить будущих креативных студентов. Поиск таких талантливых студентов также осуществляется во время ЛИТСПЕДа. К тому же адаптивный лагерь является уникальной площадкой, где они могут проявить свои таланты.
В результате «.. .преподаватели и студенты-старшекурсники, работающие в адаптивном лагере, не могут устранить социальные микрофакторы в жизни студента, приведшие к появлению дезадаптации в вузе. Но в тоже время, они имеют возможность создать в условиях ЛИСТПЕДа такую социальную среду, такие воспитывающие отношения, которые смогут позитивно воздействовать на первокурсника, снижая уровень его дезадаптации» [3, с. 195].
После того, как куратор познакомился с группой на ЛИСТПЕДе, он продолжает свою работу уже в стенах ИИГСО. Для того, чтобы быть в курсе всех событий и иметь налаженную коммуникацию, совместно с группой выбирается время проведения кураторского часа. На протяжении всего первого года обучения для студентов эти еженедельные встречи будут обычной практикой. Кураторский час может проводиться куратором в различных формах с применением разнообразных приемов. Выявлять проблемы первокурсников можно в процессе доверительной беседы, различных игр на взаимодействие и т. д. Возможны и другие приемы.
Например, прием, получивший широкое распространение при проведении занятий в рамках технологии критического мышления, - общая дискуссия. Она позволяет обсуждать проблемы, с которыми сталкиваются студенты, выяснять, что их пугает в первый год обучения, вызывает дискомфорт, что приводит к конфликтам в коллективе. Это дает возможность в форме игры обсуждать самые острые вопросы. Помимо того, грамотно направленная дискуссия позволяет формировать у первокурсников некоторые компетенции [6]. Итак, одной из самых главных задач, которая стоит перед
куратором является адаптация первокурсников к новой для них роли студентов. Куратор - первый, кто показывает необходимость навыков самостоятельной работы. Мероприятия, проводимые куратором, должны способствовать формированию коммуникативных компетенций, предусмотренных ФГОС высшего образования [7, с. 121].
Вторым важным вектором работы куратора является адаптация первокурсников к учебному процессу. Здесь главной задачей куратора становится подготовка группы к промежуточной аттестации и к успешной сдаче сессии. Куратор отслеживает посещаемость занятий и ведет контроль успеваемости, ведет разъяснительную работу. Первая сессия является серьезным испытанием для первокурсников и куратор должен обеспечить ее прохождение с наименьшей болезненностью.
Третье направление это профориента-ционная составляющая. Студенты должны знать о профессиональных перспективах. С этой целью возможно проведение целого ряда мероприятий. Так, авторы статьи в рамках проводимых ими курсов организовывали поездки студентов в архивы, музеи и библиотеки. Так, во время посещения Государственного архива Новосибирской области были организованы встречи с его сотрудниками, показаны презентации, посвященные особенности деятельности указанного учреждения, проведены экскурсии по залам, хранилищам, показаны особенности хранения документов.
Во время посещения музея истории Западно-Сибирской железной дороги для студентов провели экскурсию, показали наиболее значимые экспонаты, которые иллюстрировали, в каких условиях жили и работали железнодорожники в конце XIX - начале XXI в. Важным этапом стало обсуждение полученной информации с преподавателями, в том числе то, каким образом происходит изучение исторической реальности.
Во время таких поездок специалисты рассказывали об особенностях работы историка и различных инновациях в их профессиональной сфере. Результатом этих мероприятий стали несколько перспективных курсовых проектов. Важная функция куратора также заключается в том, чтобы выяснить у первокурсников их интересы в рамках потенциальной исследовательской деятельности. Помочь определиться с будущим научным руководителем. Все это необходимо, чтобы первокурсник с самого начала учебы включился в научно-исследовательскую деятельность, мог участвовать в конференциях, публиковать статьи и тезисы, нарабатывал материал для будущей выпускной работы.
Четвертый вектор - это культурно-массовая работа. Сюда входит совместная подготовка традиционных для ИИГСО мероприятий - День первокурсника, Медиана, День учителя и др. Помимо кураторов здесь широко задействован студенческий актив ИИГСО. Многие первокурсники еще с ЛИСТПЕДа вливаются в актив - так происходит передача опыта. Также кураторы организуют совместные посещения группой театров, выставок и концертов. Очень часто такие «культпоходы» заканчиваются бурными обсуждениями и генерацией (и последующей успешной реализацией) собственных идей. Так, одному из авторов статьи довелось стать актером в студенческой постановке.
Помимо этого кураторы задействованы в работе со студентами, проживающими в общежитии. Резкая смена условий жизни часто вызывает психологический дискомфорт у первокурсников и приводит к возникновению различных проблем. Регулярные посещения общежитий кураторами и зам. директора ИИГСО по воспитательной работе во многом помогают разрешить эти проблемы. Студенты-первокурсники, проживающие в общежитии, также пользуются поддержкой старост общежитий.
Если куратор заработал доверие студен-
тов, они обращаются к нему с проблемами, которые возникают у них в случае каких-либо конфликтных межличностных ситуаций. В таких случаях куратор должен проявить такт и все свое умение их улаживать. В то же время перед ним стоит задача предупреждать возникновение различных конфликтных ситуаций. Для этого он должен целенаправленно вести работу по формированию из группы студентов полноценного коллектива, который является важным фактором успешной учебы студентов. В такой работе важно учитывать количество обучающихся, гендерный состав, возраст (в таком случае даже один - два года разницы может иметь важное значение), жизненный опыт (например, парни, отслужившие в рядах российской армии или уже
обучавшиеся в колледже или другом вузе).
В конце учебного года, после завершения летней сессии, кураторы складывают с себя полномочия и отчитываются о своей работе перед Советом ИИГСО. Их работа обсуждается, анализируется, вносятся коррективы и предложения на будущее.
Заключение. Институт кураторства является необходимой составляющей высшего образования на этом этапе его развития. Он позволяет эффективно адаптировать первокурсников к учебной, исследовательской, профессиональной и общественной деятельности. Отслеживать проблемы и трудности студентов быстро и адекватно реагировать на них, вовлекать первокурсников в научную и профессиональную работу.
Библиографический список
1. Дулатова А. Н. Вузовские преподаватели, кто мы: лекторы, ученые, кураторы, тьюторы, педагоги? // Культурная жизнь Юга России. -2011. - № 4 (42). - С. 71-74.
2. Институт кураторов ТПУ: сборник нормативных и методических материалов по организации кураторской деятельности в ТПУ -Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 124 с.
3. Киселев Н. Н. Гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ как средство снижения дезадаптации студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С. 190-195.
4. Луговой К. В., Олейников И. В. Самоидентификация современной молодежи // Сибирский учитель. - 2018. - № 2 (117). - С. 81-88.
5. Магия Листпеда: педагогические принципы адаптационного сбора студентов: юбилейный сборник статей к 40-летию основания кафедры педагогики и психологии ИИГСО / под ред. Н. П. Аникеевой, Т. А. Ромм. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 136 с.
6. Мжельская Т. В., Спесивцева В. А., Доронина А. О. Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Международной научной конференции. - 2018. -С. 88-91.
7. Мжельская Т. В. Приемы технологии РКМЧП в процессе обучения студентов ИИГСО НГПУ // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 118-121.
Поступила в редакцию 18.01.2019
Spesivtseva Vera Alexandrovna
Cand. Sci. (Hist.), Assoc. Prof. of the Department of National and Universal History, Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, wierra@yandex. ru, ORCID 0000-0002-0163-1926, Novosibirsk
Mzhelskaya Tatiana Vladimirovna
Cand. Sci. (Hist.), Assoc. Prof. of the Department of National and Universal History, Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], ORCID 0000-0002-5256-6247, Novosibirsk
INSTITUTE OF SUPERVISION AS A FACTOR OF EFFECTIVE
ADAPTATION OF STUDENTS-FRESHMEN INSTITUTE OF SUPERVISION AS A FACTOR OF EFFECTIVE ADAPTATION OF STUDENTS-FRESHMEN OF THE INSTITUTE OF HISTORY, HUMANITIES AND SOCIAL EDUCATION
Abstract. Introduction to the problem. In the article the authors consider such an important phenomenon as the institution of curatorship. The work of the curator is presented to the authors as one of the most effective ways to adapt first-year students of the Institute of history, Humanities and social education of the Novosibirsk state pedagogical University TO the new conditions. The authors believe that curating is one of the most effective methods of adaptation, which has great potential for the formation of a harmonious development of the personality of students.
Diffrent pedagogical techniques and methods used by the curator, help to realize the social, creative, research, and cognitive capabilities of the student and prepare him for further independent educational and social activities.
The purpose of the article is to present their own practical experience of many years of work as curators of first-year students of the Institute of history, Humanities and social education of the Novosibirsk state pedagogical University.
The authors consider that the Institute of curatorship in the University is necessary, as it allows you to plan and conduct educational work with freshmen both within the Institute (faculty) and the whole University. Effective work of the curator significantly increases the level of communication, social activity and professional interest of first-year students.
In conclusion, the authors emphasize the importance of the Institute of curatorship as a factor of effective adaptation of students and their involvement in social, creative, sports, research, scientific and professional activities of the Institute of history, Humanities and social education of the Novosibirsk state pedagogical University.
Keywords: adaptation, curatorship, first-year students.
References
1. Dulatova, A. N., 2011. High school teachers who we are: educators, authors, curators, Tutors, teachers?. The cultural life of the South of Russia, No 4 (42), pp. 71-74. (In Russ.)
2. Institute of curators of TPU. The collection of standard and methodical materials on the organization of curator activity in TPU. Tomsk: TPU Publ., 2007, 124 p. (In Russ.)
3. Kiselyov, N. N., 2013. Humanitarian technologies in the educational process of the Institute of History, humanitarian and social education of
the NGPU as a means of reducing students' maladjustment. Siberian Pedagogical Journal, No 1, pp. 190-195. (In Russ.)
4. Lugovoi, K. V., Oleynikov, I. V., 2018. Self-identification of modern youth. Siberian teacher, No 2 (117), pp. 81-88. (In Russ.)
5. Anikeeva, N. P., Romm, T. A., 2010, eds. Listped's magic: pedagogical principles of adaptation gathering of students. The anniversary collection of articles to the 40 anniversary of foundation of department of pedagogics and psy-
chology of IHHSE. Novosibirsk: NGPU Publ., 136 p. (In Russ.)
6. Mzhelskaya, T. V., Spesivtseva, V. A., Dor-onina, A. O., 2018. A discussion as a form of formation of research competences on occupations of students historians. In: Pedagogics: traditions and
innovations. Materials IX of the International scientific conference, pp. 88-91. (In Russ.)
7. Mzhelskaya, T. V., 2013. Receptions of RKMChP technology in the course of training of students in IHHSE NSPU. Siberian Pedagogical Journal, No 5, pp. 118-121. (In Russ.)
Submitted 18.01.2019