Научная статья на тему 'Студенческое кураторство как эффективная форма психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса'

Студенческое кураторство как эффективная форма психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / КУРАТОРСТВО / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЕ КУРАТОРСТВО / TEACHING SUPERVISION / СТУДЕНЧЕСКОЕ КУРАТОРСТВО / STUDENT SUPERVISION / МОДЕРНИЗАЦИЯ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MODERNIZATION OF CURATORIAL ACTIVITY / SUPERVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова А. В.

В данной статье рассмотрено понятие «кураторство» в качестве формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса. Проведен анализ актуальных проблем традиционной преподавательской формы кураторской деятельности в современном вузе. На основе данных анализа выявлены преимущества студенческого кураторства перед традиционной формой. Подробно описаны перспективы модернизации кураторской деятельности в вузе с акцентом на введение студенческого кураторства как формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT CURATORSHIP AS AN EFFECTIVE FORM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS OF THE FIRST COURSE

In this article, the concept of "supervision" is considered as a form of psychological and pedagogical support for first-year students. The analysis of actual problems of the traditional teaching form of curatorial activity in the modern university is carried out. Based on the analysis, the advantages of student supervision over tradition are revealed. Details about the prospects for the modernization of curatorial activities in the university with an emphasis on the introduction of student supervision as a form of psychological and pedagogical support for first-year students.

Текст научной работы на тему «Студенческое кураторство как эффективная форма психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса»

СТУДЕНЧЕСКОЕ КУРАТОРСТВО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ПЕРВОГО КУРСА

А.В. Борисова, магистрант

Научный руководитель: С.Ю. Попова, канд. псих. наук, доцент Московский педагогический государственный университет (Россия, г. Москва)

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие «кураторство» в качестве формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса. Проведен анализ актуальных проблем традиционной преподавательской формы кураторской деятельности в современном вузе. На основе данных анализа выявлены преимущества студенческого кураторства перед традиционной формой. Подробно описаны перспективы модернизации кураторской деятельности в вузе с акцентом на введение студенческого кураторства как формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, кураторство, преподавательское кураторство, студенческое кураторство, модернизация кураторской деятельности.

В современных условиях социальной и экономической реформ возникла объективная потребность в подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающих способностью оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям действительности. Перед личностью сегодня ставится задача постоянного приспособления к социуму. Стратегическая линия взаимодействия, механизмы адаптации к социальной среде будущих специалистов закладываются в период их обучения в вузе [1].

Специфика процесса адаптации в вузе определяется методами психолого-педагогического сопровождения студентов в образовательном заведении. В настоящее время современная вузовская среда требует модернизированных традиционных форм психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса, одной из таких форм является кураторство.

Кураторство - это форма психолого-педагогического сопровождения студентов, подразумевающая целенаправленную, мотивированную работу куратора с академическими группами студентов в учебное время и вне его, ориентированную на выработку всесторонних условий, способствующих успеш-

ному личному и профессиональному становлению каждого учащегося [2]. Однако любая форма психолого-педагогического сопровождения должна модернизироваться с учетом существующих требований вуза, при этом должны решаться актуальные проблемы.

Система кураторства в вузе в настоящее время не удовлетворяет необходимым требованиям, поскольку в большинстве случаев лишь ограничивается выполнением некоторых общепедагогических обязанностей и чаще производится на основе интуитивных представлений об организации общей воспитательной деятельности в группах студентов и принятия определенного решения на основе здравого смысла, не учитывая индивидуальные особенности студентов [3]. Так, на основе анализа развития института кураторства в высших учебных заведениях на данном этапе, можно выделить следующие проблемы кураторской деятельности в вузе:

1. эмоциональные - это несоответствие ожиданий студентов и уровня кураторской поддержки (к примеру, недоверие к кураторам первокурсников в силу их возрастной разницы) [4];

2. деятельно-практические - это недостаточная профессиональная под-

готовка кураторов (например, невозможность педагога оказать должную социальную или психологическую помощь в результате отсутствия опыта в конкретных жизненных ситуациях);

3. организационные - недостаточность или отсутствие кураторских пар/часов, утвержденных официально;

4. мотивационные - полное отсутствие мотивации у педагогов заниматься кураторской работой (к примеру, маленькая доплата, отсутствие программ, необходимых для повышения уровня их квалификации, равнодушие администрации, плохой уровень организации внеурочных встреч со студентами) [5];

5. нормативно-правовые - невысокое качество или отсутствие правовых и законодательных документов, которые регламентируют работу куратора академической группы;

6. научно-методические - очень низкая степень изученности деятельности куратора в условиях современного вуза, отсутствие у кураторов исследований по этой тематике;

7. информационно-аналитические -полное отсутствие мониторинга относительно эффективности кураторской работы как формы педагогического психологического сопровождения студентов 1-го курса.

Выявленные проблемы, прежде всего, являются следствием противоречий традиционной преподавательской формы кураторской деятельности потребностям студентов: в сознании студентов сложился определенный нормативный имидж куратора, который, безусловно, нельзя считать оптимальным и обязательно нужно менять за счет переноса акцентов в кураторской работе с контролирующих и организационных функций на социально-защитные и социально-воспитательные. Для модернизации выше представленных проблем мы предлагаем следующие перспективы.

1. Кадровые перспективы

Для модернизации процесса кураторства можно предложить систему психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса, при которой

курировать группы первокурсников будут студенты второго курса. Данная система преобладает рядом преимуществ:

• степень доверия первокурсников к студентам 2-го курса выше в сравнении с доверием к педагогу;

• максимально эффективная вовлеченность куратора-студента 2-го курса в проблемы первокурсников вследствие собственного недавнего окончания периода адаптации к определенному вузу;

• организация коммуникативных процессов происходит гораздо легче в результате отсутствия разницы в возрасте между куратором и студентом;

• уменьшение затрат вуза путем отсутствия оплаты педагогам кураторской деятельности;

• удержание наиболее активной части студентов 2-го курса в общественной жизни вуза;

• качественный процесс для организации кураторской работы, поскольку развить мотивацию студенту 2-го курса к наиболее тщательному процессу разработки программ кураторских пар возможно более простым способом, нежели стимулирование педагогов к деятельности куратора.

2. Деятельно-практические перспективы

Куратор представляет собой «служителя процесса саморазвития» студента. Прежде всего, он направляет процесс усовершенствования и саморазвития личности студента, что и является его важнейшей функцией. Выполнение ее требует других действий по сравнению с теми, которые применялись «формирующей» педагогикой. Вместо запретов здесь - помощь; вместо прямых требований - совместный общий анализ ситуации, а также поиск определенных самостоятельных решений; вместо назидательных монологов и недоверия -уважительный диалог и доверие; вместо борьбы с какими-либо недостатками -психологическая поддержка.

3. Организационные перспективы

Данные перспективы предполагают наличие расписания как кураторских часов, так и других мероприятий, которые проводятся куратором в группе с указанием аудиторий. Стоит отметить, что расписание мероприятий, проводимых куратором, должно вывешиваться на стенде деканата или кафедры, размещаться на официальном сайте или группе факультета. Наличие подобного расписания способно повысить посещаемость мероприятий и существенно

Мотивация куратора

5. Нормативно-правовые перспективы

Подготовка общего проекта законодательных документов, которые регламентируют работу куратора академической группы и способствуют выдвижению этого проекта в качестве правовой инициативы.

Разработка внутренних правовых документов - Положения о совете кураторов, Положения о кураторе академической группы, Положения о конкурсе «Куратор года».

6. Научно-методические перспективы

Создание определенной базы материалов, которые были разработаны кураторами вуза, а также специально собранными извне для обогащения содержательной части работы куратора.

7. Информационно-аналитические перспективы

Введение специальных программ мониторинга, который оснащен необходимым инструментарием, и норм

облегчит работу всех контролирующих организаций данного вуза.

4. Мотивационные перспективы

Мотивационные перспективы предполагают разработку системы стимулирования кураторов к конкретным достижениям: написание диссертаций и методических пособий, принятие участия в конкурсах кураторов, создание технологий, собственных программ и разработок оптимизации работы института кураторства. Пример общей системы мотивации приведен на Рисунке 1

проведения его (один раз за год). Этот компонент также отражает документы, нормативные акты, которые регулируют деятельность института кураторства (положения о работе куратора, материалы, содержащие предпосылки появления института кураторства: документы регионального, местного, федерального значения; положения о работе Совета по кураторской работе).

Введение в организацию процесса студенческого кураторства первого курса в качестве психолого-педагогического сопровождения, прежде всего, позволит наиболее эффективно организовать в вузе деятельность института кураторства. Лишь общий, комплексный подход модернизации единой системы кураторства, который включает в себя улучшение по каждой группе перспектив, даст эффективный результат кураторства в качестве формы психолого-педагогического сопровождения.

Материальное стимулирование

премирование (повышение стипендии) за высокие показатели группы в учебной и внеучебной воспитательной работе по представлению директора или зав. кафедрой

Моральное стимулирование

награждение дипломами, грамотами, свидетельствами победителей и участников событий, проектов, грантов

объявление благодарности от имени ректора (директора, декана) за активное участие в организации внеучебной воспитательной работы на факультете и в университете в целом

Рисунок 1. Система мотивации кураторов

Библиографический список

1. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: (Формирование, механизмы, стратегии) / А.А. Налчаджян - Ереван: Лань, 2013. - 261 с.

2. Паршина Т.Б. Кураторство в вузе - Пенза: Изд-во Пенз гос. технол. академии, 2017. - 170 с.

3. Мандель Б.Р. Кураторство: поиски смысла и оправдания // Профессиональное образование в России и за рубежом - 2013. - №4 (12) - 29-36 с.

4. Маралова, Т.П. Формирование коллектива студенческой группы: метод, рекомендации для куратора и студ. актива / Т.П. Маралова. Череповец: ЧГПИ, 2013 -39 с.

5. Кролевецкая, E.H. К проблеме развития субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой Текст. / E.H. Кролевецкая // Almamater - 2015. - №3 - 11-13 с.

STUDENT CURATORSHIP AS AN EFFECTIVE FORM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS OF THE FIRST COURSE

A.V. Borisova, graduate student

Supervisor: S.7u. Popova, candidate of psychological sciences, associate professor Moscow state pedagogical university (Russia, Moscow)

Abstract. In this article, the concept of "supervision" is considered as a form ofpsycho-logical and pedagogical support for first-year students. The analysis of actual problems of the traditional teaching form of curatorial activity in the modern university is carried out. Based on the analysis, the advantages of student supervision over tradition are revealed. Details about the prospects for the modernization of curatorial activities in the university with an emphasis on the introduction of student supervision as a form ofpsychological and pedagogical support for first-year students.

Keywords: psychological and pedagogical support, supervision, teaching supervision, student supervision, modernization of curatorial activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.