Научная статья на тему 'Кураторская деятельность как один из компонентов воспитательного процесса вуза'

Кураторская деятельность как один из компонентов воспитательного процесса вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1138
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / ИНСТИТУТ КУРАТОРСТВА / КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ / ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА / ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА / CURATOR / INSTITUTE OF CURATORSHIP / CURATORIAL ACTIVITY OF THE STUDENT / EDUCATION OF THE STUDENT / RULES OF BEHAVIOR / DUTIES OF THE CURATOR / PHYSICAL AND PSYCHOLOGICAL STATE / RESPONSIBILITY / SOCIAL PORTRAIT OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальчукова Надежда Николаевна

В данной статье рассматривается кураторская деятельность как компонент воспитательного процесса вуза, приводится анализ работы куратора и осмысление его роли в обучении студентов. Деятельность куратора направлена на эстетическое, патриотическое, гражданско-правовое, духовно-нравственное и физическое воспитание студентов, на выявление творческих, учебных и исследовательских интересов студентов, информирование родителей об успеваемости студентов, разрешений конфликтов между студентами группы и их сплоченность. Именно куратор студенческой группы тот человек, который продолжает воспитательный процесс личности, начатый в семье и школе, помогает в формировании профессионального самоопределения студентов. Мы должны понимать, что воспитание существует одновременно как общественно-историческая необходимость и как феномен субъективного самопроявления, как самостановление личности и индивидуальности. Человек способен совершать свободный выбор, принимать самостоятельные решения, нести за них всю полноту ответственности. Он может быть свободным, убежденным, восстающим против всего того, что противно его мысли, чувству, совести и воле. Борьба, противостояние, взаимодействие, взаимодополнение или гармония этих тенденций составляют самую суть основного педагогического противоречия, движущую силу формирования человеческой личности Важно формировать у преподавателей и руководства вуза положительное отношения к институту кураторства и не принижать его значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURATORIAL ACTIVITY AS ONE OF THE COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

This article discusses the curatorial activities as a component of the educational process of the University, the analysis of the curator and understanding of his role in teaching students. The activity of the curator is aimed at aesthetic, Patriotic, civil, spiritual, moral and physical education of students, to identify creative, educational and research interests of students, to inform parents about the progress of students, to resolve conflicts between students of the group and their cohesion. It is the curator of the student group that the person who continues the educational process of the individual, started in the family and school, helps in the formation of professional self-determination of students. We must understand that education exists simultaneously as a social and historical necessity and as a phenomenon of subjective self-manifestation, as self-restoration of personality and individuality. A person is able to make free choice, make independent decisions, bear full responsibility for them. He can be free, convinced, rebelling against all that is contrary to his thought, feeling, conscience and will. The struggle, confrontation, interaction, complementarity or harmony of these trends are the very essence of the main pedagogical contradiction, the driving force of the formation of the human personality is Important to form a positive attitude of teachers and University management to the institution of curatorship and not to belittle its importance.

Текст научной работы на тему «Кураторская деятельность как один из компонентов воспитательного процесса вуза»

педагогические науки

Мальчукова Надежда Николаевна КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

УДК 378.1

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0040

КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

© 2019

Мальчукова Надежда Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики Государственный аграрный университет Северного Зауралья (626003, Россия, Тюмень, улица Республики, 7, e-mail: [email protected])

Аннотация. В данной статье рассматривается кураторская деятельность как компонент воспитательного процесса вуза, приводится анализ работы куратора и осмысление его роли в обучении студентов. Деятельность куратора направлена на эстетическое, патриотическое, гражданско-правовое, духовно-нравственное и физическое воспитание студентов, на выявление творческих, учебных и исследовательских интересов студентов, информирование родителей об успеваемости студентов, разрешений конфликтов между студентами группы и их сплоченность. Именно куратор студенческой группы тот человек, который продолжает воспитательный процесс личности, начатый в семье и школе, помогает в формировании профессионального самоопределения студентов. Мы должны понимать, что воспитание существует одновременно как общественно-историческая необходимость и как феномен субъективного самопроявления, как самостановление личности и индивидуальности. Человек способен совершать свободный выбор, принимать самостоятельные решения, нести за них всю полноту ответственности. Он может быть свободным, убежденным, восстающим против всего того, что противно его мысли, чувству, совести и воле. Борьба, противостояние, взаимодействие, взаимодополнение или гармония этих тенденций составляют самую суть основного педагогического противоречия, движущую силу формирования человеческой личности Важно формировать у преподавателей и руководства вуза положительное отношения к институту кураторства и не принижать его значимость.

Ключевые слова: куратор, институт кураторства, кураторская деятельность, студент, воспитательный процесс, правила поведения, обязанности куратора, физическое и психологическое состояние, ответственность, социальный портрет студента

CURATORIAL ACTIVITY AS ONE OF THE COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL

PROCESS OF THE UNIVERSITY

© 2019

Malchukova Nadegda Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, sensor lecturer department of mathematics and Informatics Northern Trans-Ural State Agricultural University (626003, Russia, Tyumen, Respublika 7, e-mail: [email protected])

Abstract. This article discusses the curatorial activities as a component of the educational process of the University, the analysis of the curator and understanding of his role in teaching students. The activity of the curator is aimed at aesthetic, Patriotic, civil, spiritual, moral and physical education of students, to identify creative, educational and research interests of students, to inform parents about the progress of students, to resolve conflicts between students of the group and their cohesion. It is the curator of the student group that the person who continues the educational process of the individual, started in the family and school, helps in the formation of professional self-determination of students. We must understand that education exists simultaneously as a social and historical necessity and as a phenomenon of subjective self-manifestation, as self-restoration of personality and individuality. A person is able to make free choice, make independent decisions, bear full responsibility for them. He can be free, convinced, rebelling against all that is contrary to his thought, feeling, conscience and will. The struggle, confrontation, interaction, complementarity or harmony of these trends are the very essence of the main pedagogical contradiction, the driving force of the formation of the human personality is Important to form a positive attitude of teachers and University management to the institution of curatorship and not to belittle its importance.

Keywords: curator, Institute of curatorship, curatorial activity of the student, education of the student, rules of behavior, duties of the curator, physical and psychological state, responsibility, social portrait of the student

Понятие «образование» состоит из двух компонентов - обучение и воспитание. Это особенно актуально в современном образовательном процессе подготовки студентов. Выпускник вуза должен обладать не только соответствующими профессиональными знаниями, но и сформированными личностными качествами и определенным культурным уровнем, на что нацелен воспитательный процесс в вузе. Воспитание существует одновременно как общественно-историческая необходимость и как феномен субъективного самопроявления, как самостановление личности и индивидуальности. Человек способен совершать свободный выбор, принимать самостоятельные решения, нести за них всю полноту ответственности. Он может быть свободным, убежденным, восстающим против всего того, что противно его мысли, чувству, совести и воле. Борьба, противостояние, взаимодействие, взаимодополнение или гармония этих тенденций составляют самую суть основного педагогического противоречия, движущую силу формирования человеческой личности.

В соответствие с "Уставом учебных заведений, подведомственных университетам" (1804 г.), учителя должны были, наставляя всех учеников, а особенно взрослых, заботиться более об образовании и развитии их ума,

нежели о наполнении и тренировки памяти, не спуская глаз с главного предмета юношеского наставления, суть которого заключается в том, чтобы приучить детей к трудолюбию, возбудить в них охоту и привязанность к наукам, сделать их способными ко всякому знанию, особенно же дать уму и сердцу их надлежащее направление, положить в них твердые основания честности и доброжелательности, исправить и преодолеть в них плохие наклоны [1].

Институт кураторства (наставничество) в высшей школе начал свою деятельность в России еще в конце 19 века. Пик его развития пришелся на советскую высшую школу. Если спросить любого выпускника высшей школы времен Советского Союза о кураторе студенческой группы, в которой учился, то мы услышим с каким большим уважением и доброй улыбкой на лице он произносит имя своего куратора.

В настоящее время институт кураторства переживает свое очередное возрождение. Сегодня кураторство возобновило работу во многих вузах нашей страны и, в отличие от советского периода, претерпевает существенные изменения, так как меняются запросы общества и государства к системе высшего образования, хотя надо сказать, что сложилось двоякое отношение

Malchukova Nadegda Nikolaevna CURATORIAL ACTIVITY AS ONE .

pedagogical sciences

к кураторству. Одни считают кураторство пережитком прошлого. Зачастую в вузах не увидишь в расписании занятий кураторского часа, как это было 10 лет назад. Из нагрузки преподавателя эти часы исключены, а, значит, основная задача преподавателя - быть проводником профессиональных знаний для студентов. Другие считают кураторскую работу основой воспитательного процесса в вузе, который является неотъемлемой частью образования. Поэтому институт кураторства должен существовать, постоянно совершенствоваться и отвечать реалиям времени.

Если мы обратимся к универсальным компетенциям ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (уровень бакалавриата), то увидим, что вуз должен формировать у обучающихся:

- способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3);

- способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6).

Формирование данных компетенций у обучающихся основано на развитии личностных качеств студентов и невозможно только при изучении определенных дисциплин. Формирование личностных качеств человека происходит как в учебное, так и во внеучебное время. В этом вопросе неоценимую роль может оказать куратор. В некоторых вузах на смену преподавателям-кураторам приходят студенты старших курсов, так называемые наставники. Но прежде чем ими стать, приходится поучиться у преподавателей-кураторов.

В последние годы в вуз приходят абитуриенты свободолюбивые, знающие свои права, но вот уровень духовно-нравственных ценностей низок. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в 2018 году, с которыми ознакомилось агентство RT, типичными характеристиками молодежи являются: общительность, аккуратность, любовь к спорту и ориентация на материальные ценности. Молодые граждане в возрасте от 16 до 24 лет склонны считать себя циниками (56%), в возрасте 25-34 лет характеризуют самих себя как более агрессивно настроенных (52%).

Цель исследования - изучение кураторской деятельности в аграрном университете на уровне взаимоотношений «куратор - студент».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Чем характерна молодежь, обучающаяся в аграрном вузе? С этой целью в Государственном аграрном университете Северного Зауралья (ГАУ Северного Зауралья) в 2011-2014 гг. был проведен ряд социологических опросов. Социальный портрет современного студента аграрного вуза можно представить следующим образом. Отвечая на вопрос о жизненных ценностях (необходимо было выбрать три варианта из предложенных), респонденты на первое место поставили - семью (хорошие отношения в семье); на втором месте оказалось здоровье, которое понимается как хорошее физическое и психическое состояние. Рассматривая собственное здоровье, студенты отметили, что у них: отличное здоровье - 29,79%, хорошее состояние здоровья - 53,9%, удовлетворительное - 12,06%, 3,55% - слабое; на третьем - дети; на четвертом - образование; на пятом - материальный достаток; на шестом - интересная работа; на седьмом -труд; на восьмом - патриотизм и гражданственность.» [2]. Вследствие этого их адаптация к учебному процессу в высшем заведении и новому студенческому коллективу проходит тяжело. Наиболее негативное влияние на воспитание личности, по мнению, как городской, так и сельской молодежи, оказывает улица и средства массовой информации [3]. Большинство студентов в начале процесса обучения испытывают социальное одиночество и поэтому ему на помощь должен прийти куратор студенческой группы, который поможет подружиться студентам, наладить дружественную психологическую

обстановку в группе, настроить молодежь на активное обучение и самосовершенствование.

Кураторская деятельность решает такие проблемы, как организация гуманной личностно ориентированной среды в вузе, способствующей облегчению социализации в новых условиях через формирование ценностей, освоение социальных навыков, практических умений в области коммуникаций и социальных отношений [46]; организация обучения, которая бы способствовала активизации духовно-нравственных ценностей с общей гуманизацией межличностного общения в учебном заведении [7].

Организация воспитательной деятельности в рамках работы куратора в высшем учебном заведении основывается на нормативно-правовой базе различного уровня, поэтому каждый куратор должен свободно ориентироваться в ней, тем самым активизируя свою деятельность в воспитательном процессе. Куратор студенческой группы стремится воспитать успешных студентов, которые должны не забывать, что действенная гражданская позиция человека тесно связана с патриотизмом, который проявляется в любви к малой родине и чувстве гордости за ее прошлое и настоящее[8].

Задача куратора студенческой группы - воспитать успешных студентов, стремящихся занять достойную нишу в профессиональной среде. Именно куратор тот человек, который продолжает воспитательный процесс личности, начатый в семье и школе. Влияние родителей и среды, в которой воспитывается молодой человек, формируют его мировоззрение и дают возможность выбрать свой жизненный путь [9]. Часто жизненный путь приводит молодого человека в вуз. Современные студенты стали более инфантильные и требуют большей опеки со стороны куратора, особенно первокурсники. Выйдя из привычной родительской среды, при этом, имея слабые навыки самостоятельности и достаточно высокий уровень инфантилизма, молодые люди испытывают социальное одиночество. Многие преподаватели заблуждаются, думая, что в вуз приходят уже полностью сформированные личности, а потому видят свою роль куратора только как консультанта для студенческой группы по организационным вопросам. На самом деле студенты нуждаются в поддержке куратора, как наставника, способного помочь адаптироваться к вузовским требованиям, оказать психологическую помощь в трудный момент, например, установить контакт с преподавателями, наладить отношения с одногруппниками, полюбить свою будущую профессию. Нередко из-за отсутствия такой помощи со стороны куратора студенты разочаровываются в процессе обучения и в профессии, в результате уходят из вуза, а вуз теряет студентов, которые могли бы в будущем реализоваться в выбранной профессии.

В профессиональных стандартах педагога профессионального образования прописаны необходимые умения «обеспечивать формирование у студентов устойчивого, позитивного отношения к своей будущей профессии» и трудовые действия, направленные на поддержку личностного и профессионального самоопределения студентов [10]. Воспитательный процесс в вузе должен включать мероприятия, основанные на традициях вуза и оказывающие позитивное воздействие на каждого участвующего в нем студента, например, такие, как «Посвящение в студенты», встреча с работодателями, «День открытых дверей университета», «Бодрость и здоровье», празднование юбилейных дат, связанные с именами ученых, внесших вклад в устойчивое развитие университета и аграрной науки.

Уместно вспомнить высказывание К.Д. Ушинского о том, что характер воспитывается характером, личность формируется личностью, которую не могут изменить никакие программы и методики [11]. Главным становится не то, что обучаемый знает и может пересказать, а то, что он умеет использовать полученные

педагогические науки

Мальчукова Надежда Николаевна КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

знания на практике, причем использовать самостоятельно, опираясь на личностные качества [12]. Каждый куратор должен понимать, что процесс формирования профессионального самоопределения студента сопряжен с психологическими изменениями и особенностями личности каждого студента. Не стоит забывать, что студенты должны включаться в поликультурную среду вуза. Поликультурная составляющая образования в соответствии с предлагаемой моделью раздвигает рамки внутреннего мира студента [13]. И сегодня очень важно не потерять цель всего нашего движения: формирования гражданственности в процессе профессионального обучения, так как именно эта составляющая является смысловой константой жизнедеятельности высшей шко-лы[14].Некоторые исследования профессиональных и карьерных планов российской молодежи свидетельствуют о том, что после получения диплома для большинства молодых людей важна не реализация себя в профессии, а попадание в те сложившиеся экономические ниши, где старт, даже с самых низких должностных позиций, сразу дает больший доход [15-17]. Включенность куратора в процесс этих изменений определяется принципом «постепенно убывающей помощи», т.е. переходом от роли «опекающего» на первом курсе к роли «консультанта» на старших курсах.

В связи с этим уместно представить задачи, решаемые куратором по семестрам:

- в 1 и 2 семестре - это адаптация, направленная на сохранность контингента, формирование межличностных отношений в группе, сохранение психического и физического здоровья;

- в 3 семестре - успешная социализация студентов, проявляющиеся в стимулировании самостоятельности, повышении качества учебной деятельности;

- в 4 семестре - самоуправление и профессионализация, выраженные в развитии профессиональной мотивации, ценностных ориентаций, профессионально значимых качеств;

в 5 семестре и далее - профессионализация, т.е. переход от одной стадии профессионального становления к другой, формирование устойчивых профессиональных ценностей, установок, мотивов [18].

Каждый куратор должен хорошо знать свои обязанности, в частности, помочь адаптироваться студентам к системе обучения и нормам поведения в данном вузе, ориентации в правах и обязанностях, налаживанию отношений между преподавателями и студентами, а также между самими студентами группы; знакомить студентов с организацией учебно-воспитательного процесса в вузе, основными внутривузовскими локальными актами; осуществлять контроль посещаемости занятий, следить за текущей и семестровой успеваемостью студентов группы, анализировать причины плохой успеваемости студентов и способствовать их устранению; принимать меры по разрешению конфликтных ситуаций; наладить воспитательную работу со студентами, направляя их усилия на создание сплоченного коллектива; проводить мероприятия по предупреждению девиантного поведения студентов; организовывать кураторские часы; информировать родителей об учебных делах студентов.

Какого же куратора видят студенты в ГАУ Северного Зауралья? В феврале 2019 года был проведен опрос среди студентов 1 и 2 курсов механико-технологического и агротехнологического институтов. Всего приняло участие 216 респондентов, причем 59 % из них составляют юноши. Опрос проводился анонимно. Студенты ответили на все вопросы, пустых опросных листов не было. На вопрос «Устраивает ли вас работа куратора вашей группы?» были получены следующие результаты (Таблица 1).

Показатели достаточно хорошие: 81% респондентов устраивает работа куратора, но 60% хотели бы большего внимания со стороны куратора, и только 19% студентов не довольны работой своего куратора. Дальнейший

опрос показал, что студенты хотят, чтобы куратор работал с группой ответственно (75%), хорошо выглядел (100%), всегда приходил на помощь (49%). Из этого можно сделать вывод о стабильной работе кураторов в выше названных институтах ГАУ Северного Зауралья, большинство из них в целом справляются с этой миссией. В то же время, студенты испытывают потребность в наставнике, особенно это актуально на первых курсах обучения.

Таблица 1 - Анализ работы куратора студенческой группы

Устраивает ли вас работа куратора вашей группы?

а) да, полностью устраивает 21%

б) в целом устраивает, но можно больше уделять внимание нашей группе 60%

в) не совсем устраивает 13%

г) нет, не устраивает 6%

Постепенно должен меняться статус куратора в университете: студенты должны знать и уважать своих кураторов. Преподавателей в вузе не должно удивлять, что кураторы интересуются успеваемостью и посещаемостью студентов, присутствуют на занятиях (Вы что, им родители?). Но не все так трагично в наших университетах, есть увлеченные преподаватели, которые способны не только хорошо обучать, но и воспитывать будущих высококвалифицированных специалистов. Основной задачей Высшей школы, сформулированной в «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года», является подготовка не только ответственного работника, способного выдержать конкуренцию на рынке труда, но и высоконравственной личности, обладающей чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание. Студенты должны учиться жить и работать в условиях, приближенных к действительности, в которую они попадут по окончании вуза [19].

Из выше изложенного можно сделать выводы:

1. Значение кураторской работы сложно переоценить. Куратор помогает студентам развивать свои личностные качества и повышать культурный уровень, что способствует формированию универсальных компетенций будущего специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.

2. Для первокурсников куратор - это человек, помогающий адаптироваться к вузовским требованиям, которые существенно отличаются от школьных реалий. Самый сложный период с психологической точки зрения для бывших абитуриентов - первый курс. Поэтому важно, чтобы рядом с первокурсниками оказался опытный преподаватель-куратор и помог адаптироваться к вузовской действительности.

3. Работа куратора помогает студентам осознать правильность выбора профессии, способствует формированию любви к профессии и профессионального самоопределения будущих специалистов.

Наша задача - сохранить и воспитать каждого студента, привить правильные жизненные ориентиры, поэтому необходимо формирование положительного отношения к институту кураторства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сборник постановлений по МНП. Т.1. — 1864. — С.12.

2. Гончаренко О.Н., Мальчукова Н.Н. Студенческая молодежь аграрного вуза и девиантное поведение // Агропродовольственная политика России. 2014. № 12 (36). С. 78-80.

3. Якобюк Л.И. Воспитание глазами молодежи// В сборнике: Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2014. С. 252-256.

4. Малиева З.К. Организационно-педагогические условия пропедевтики и снятия морально отчуждения студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». — 2012. - №1. — С. 95-99.

5. Бейлина Н.С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 33-36.

Malchukova Nadegda Nikolaevna CURATORIAL ACTIVITY AS ONE .

pedagogical sciences

6. Буянова Г.В. К вопросу об исторических предпосылках создания института кураторства в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 171-175.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

8. Гончаренко О.Н. Уровень патриотизма студентов аграрного вуза // Агропродовольственная политика России. 2014. № 3 (27). С. 74-77.

9. Мальчукова Н.Н., Куликова С.В. Формирование профессионального самоопределения в ракурсе профессиональных династий // Агропродовольственная политика России. — 2017. - №12 (72). - С. 174178.

10. Приказ №608н об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Москва, 2015

11. Григорьев М.С., Дорофеев А.Ф. Учебно-воспитательная работа в аграрных вузах и современность //Высшее образование сегодня. 2008. № 1. - С.41-43.

12. Куликова С.В. Профессиональное самоопределение как фактор, влияющий на формирование профессиональных компетенций выпускника вуза // Агропродовольственная политика России. 2014. № 5 (29). С. 60-64.

13. Виноградова М.В. Вопросы воспитания молодежи в поликультурной среде аграрного вуза // В сборнике: Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи/ Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2014. С. 16-18.

14. Гончаренко О.Н. Самостоятельная работа студентов вуза: необходимость и проблемы//В сборнике: Сборник статей международной научно-практической конференции «Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса» Государственный аграрный университет Северного Зауралья. 2018. С. 242-250.

15. Гудков Л., Дубин Б., Зоркая Н. Молодежь России. М. : Московская школа политических исследований, 2011.

16. Беркутова Д.И., Громова Е.М., Горшкова Т.А. Становление профессиональной идентичности как фактор проектирования карьерной стратегии современного студента вуза // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 299-304.

17. Лесникова С.Л., Леухова М.Г. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 253-256.

18. Акутина С.П. Формирование нравственно-ценностных ориен-таций современных студентов в воспитательной системе уровнево-го психолого-педагогического образования//Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 557-560.

19. Куликова С.В. Роль студенческих отрядов в получении профессионального опыта студентов // В сборнике: Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса Сборник статей всероссийской научной конференции. 2017. С. 477-481.

Статья поступила в редакцию 16.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.