Научная статья на тему 'Воспитательный функционал кураторской деятельности в организациях высшего образования'

Воспитательный функционал кураторской деятельности в организациях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / КУРАТОР СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / UPBRINGING UPBRINGING ACTIVITIES / UPBRINGING FUNCTIONS / THE CURATOR OF THE STUDENT GROUP / THE ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И.

В статье рассматривается деятельность куратора студенческой группы в организациях высшего образования с позиций реализуемых им воспитательных функций. На основе представленного анализа отечественного и зарубежного опыта, эмпирических материалов в статье обоснованы информационно-ориентационная, профессионально-адаптационная, диагностическая, интеграционная, организационная, координационно-посредническая, инспирационно-развивающая, контрольно-защитная и планово-отчетная функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upbringing functional curatorial activities in the organization of higher education

The article discusses the activities of a student group curator in the organization of higher education from the standpoint of their ongoing educational functions. On the basis of analysis of domestic and foreign experience, empirical materials in the article the information and orientation, vocational adaptation, diagnostics, integration, organizational, coordinating and mediating, inspiratsionno-develop, control and protection and planning and reporting functions.

Текст научной работы на тему «Воспитательный функционал кураторской деятельности в организациях высшего образования»

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ФУНКЦИОНАЛ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

UPBRINGING FUNCTIONAL CURATORIAL ACTIVITIES IN THE ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION

УДК 37.013

И.Ф. ИСАЕВ,

доктор педагогических наук, профессор

(Белгородский государственный национальный исследовательский университет) isaev@bsu.edu.ru

I.F. ISAEV,

Doctor of Pedagogy, Professor

(The National Research University «Belgorod State University»)

Е.И. ЕРОШЕНКОВА,

кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский государственный национальный исследовательский университет) eroshenkova@bsu.edu.ru

E.I. EROSHENKOVA,

PhD in Pedagogy, Associate Professor (The National Research University «Belgorod State University»)

Аннотация: в статье рассматривается деятельность куратора студенческой группы в организациях высшего образования с позиций реализуемых им воспитательных функций. На основе представленного анализа отечественного и зарубежного опыта, эмпирических материалов в статье обоснованы информационно-ориентационная, профессионально-адаптационная, диагностическая, интеграционная, организационная, координационно-посредническая, инспирационно-развивающая, контрольно-защитная и планово-отчетная функции.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, воспитательные функции, куратор студенческой группы, организация высшего образования.

Abstract: the article discusses the activities of a student group curator in the organization of higher education from the standpoint of their ongoing educational functions. On the basis of analysis of domestic and foreign experience, empirical materials in the article the information and orientation, vocational adaptation, diagnostics, integration, organizational, coordinating and mediating, inspiratsionno-develop, control and protection and planning and reporting functions.

Keywords: upbringing upbringing activities, upbringing functions, the curator of the student group, the organization of higher education.

Воспитание в деятельности куратора студенческой группы - это совокупность специфических видов деятельности куратора, направленных на реализацию системы воспитательных функций по достижению педагогических целей, связанных с освоением и выполнением студентами объективных социальных ролей. В таком значении (узком, педагогическом) воспитание есть системно-функциональное регулирование освоения и выполнения личностью системы социальных ролей.

Привлекает внимание распределение функций между субъектами профессионального воспитания будущих специалистов в организации процесса обучения и воспитания в вузах Великобритании. Такая система работы со студентами сложилась исторически, имеет глубокие корни и давнюю традицию. В частности, речь идет о работе тьюторов в средневековых английских университетах. Появившись как элемент воспитания и обучения детей социальной элиты еще в XVI веке, функции тьюторов в структуре уни-

14

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

верситетского образования с течением времени значительно расширились, приобретя постепенно исключительно важную роль в подготовке студентов. Тьютор - наставник студентов, наблюдающий за их успеваемостью и обеспечивающий комплекс условий для эффективного личностного развития.

Анализируя деятельность тьюторов, Дж. Блэкборн и У. Пауэл отмечают определенные отличия в содержании их деятельности. Так, например, в некоторых вузах Великобритании есть director of studies -тьютор, отвечающий за учебу студентов; moral tutor - ответственный за нравственное развитие студентов; наконец, есть обычный tutor - обучающий студентов в течение триместра или учебного года. В Оксфорде все эти функции выполняет одно и то же лицо; в Кембридже и в других университетах тьютор ведет практические занятия со студентами и называется «supervisor». С тьютором регулярно занимаются 1-2 студента (в некоторых университетах 5-6) на протяжении всего времени обучения. Тьюторские занятия проводятся младшими преподавателями и аспирантами, их посещение обязательно. В обязанности тьютора входит также контроль за успеваемостью студентов, их отношением к учебе, формированием навыков самостоятельной работы. Роль тьютора важна и в организации работы студентов во время каникул. Эффективность тьюторской системы зависит от индивидуальности тьютора, он должен обладать не только высокой научной квалификацией, но и положительными личностными качествами.

Система тьюторов доказала свою эффективность в практике профессионального образования, она упрочила свое положение в системе высшего образования и используется практически во всех английских университетах. Особенно эффективна такая система на старших курсах, когда студенты уже обладают достаточным уровнем знаний и опытом самостоятельной работы [6].

Возрожденный сегодня в отечественном высшем образовании институт кураторства главной своей целью выдвигает создание условий для личностного и профессионального развития будущих специалистов в условиях гуманистического, личностно ориентированного образовательного процесса. Современные исследователи затрагивают проблемы кураторства в основном в контексте управления воспитательным процессом в вузе (В.Ш. Гузаиров, Н.С. Данилкова, И.Б. Игнатова, Н.В. Киреева, М.В. Никола-

ева, И.С. Шаповалова, В.С. Шилова и др.). Они определяют цели, задачи и содержание работы куратора студенческой группы, выделяют основные направления его деятельности и функции.

В настоящее время в содержательном отношении воспитательная деятельность куратора студенческой академической группы реализуется через разнообразие видов и направлений деятельности в области духовно-нравственного воспитания; гражданско-патриотического воспитания; правового воспитания, профилактики асоциальных экстремистских проявлений в студенческой среде; культурно-эстетического воспитания, развития творческого потенциала обучающихся; физического воспитания и формирования здорового образа жизни; профессионального и трудового воспитания. Организационная работа куратора заключается в планировании воспитательной работы в студенческой академической группе, организации работы по адаптации студентов-первокурсников, деятельности по формированию сплоченного коллектива студенческой группы, персонификации воспитательной деятельности, взаимодействии со студенческими общественными организациями, воспитательной работе в студенческом общежитии, организации быта и отдыха студентов, проведении кураторских часов в студенческой группе и др.

Осмысление содержательного и организационного назначения института кураторства позволяет выявить оптимальный вариант сочетания традиций, преемственности и инноваций в реализации кураторской воспитательной деятельности и определить воспитательный функционал куратора в современном вузе.

В российском образовании вопрос о функциональных обязанностях куратора до настоящего времени является открытым и недостаточно разработанным. Функции кураторов по организации воспитательной работы в конкретных вузах различны, они изменяются в зависимости от характера осуществления воспитательного процесса. Главными функциями педагогов-воспита-телей, классных руководителей, кураторов студенческих групп, по мнению Л.К. Гребенкиной, Н.В. Мартишиной, являются: системо-организующая, диагностирующая, организационно-деятельностная, развивающая, методическая, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая [4]. Т.М. Куриленко среди важнейших

15

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

функций куратора выделяет информационную, интеграционную, организационную, координирующую, планово-отчетную, инс-пирационную, непосредственно-воспитательную и контрольно-учетную функции [3]. И.С. Шаповалова разделяет функции куратора на социализирующую, адаптирующую и воспитательную [5]. Е.Н. Кролевецкая считает, что наиболее значимыми функциями куратора в современных условиях являются: ориентационная (жизненное, личностное, профессиональное самоопределение), развивающая (личностное и профессиональное развитие и саморазвитие), адаптационная (адаптация к образовательному процессу, к будущей профессии) [2]. Говоря о возрастании роли наставничества (кураторства) в системе МВД России, Н.В. Ерошенков определяет идеологическую (связана с трудовой закалкой молодого пополнения коллективов ОВД, адаптацией в качестве государственного служащего); правовую (направлена на укрепление трудовой и общественной дисциплины, соблюдение законности); педагогическую (связана с повышением уровня профессионального мастерства и нравственной воспитанности будущих сотрудников ОВД) [1].

С целью обеспечения обратной связи с обучающимися, непосредственно заинтересованными в эффективном взаимодействии с куратором студенческой академической группы, нами было проведено исследование, в ходе которого мы предложили самим студентам определить, для реализации каких функций необходим куратор студенческой академической группы. С этой целью студентам было предложено оценить по пятибалльной системе имеющиеся варианты ответов, сгруппированные по различным направлениям кураторской деятельности.

В оценках студентов высший балл (5 баллов) среди приоритетных (по количеству выборов) действий и функций куратора получили: знакомство с университетом (55%), знакомство с Уставом университета (50%); включение всех студентов в социально значимую деятельность (45%), создание условий для проявления и развития организаторских способностей студентов (42%); оказание помощи студентам в познании себя, осознании индивидуальных особенностей (39%), изучение интересов, возможностей, способностей студентов (37%); сплочение группы (60%), работа со студенческим активом (52%); помощь активу группы в организации повседневной деятельности, самообслуживания,

коллективных дел (42%), организация различных мероприятий: праздников, конкурсов и пр. (40%); эмоциональная поддержка во время сессии (52%), решение конфликтов с преподавателями (47%); связь группы с администрацией университета, факультета (40%), связь в различными учреждениями (40%), приобщение к активной студенческой жизни (40%); контроль за успеваемостью (47%) и посещаемостью (39%); планирование воспитательной деятельности в группе (37%) и анализ реализации намеченных планов (35%).

На основе проведенного теоретического анализа и полученных эмпирических данных нами были выделены следующие функции куратора студенческой академической группы:

1. Информационно-ориентационная функция, отвечающая за знакомство студентов с университетом, с его Уставом, приказами и другими документами вуза и факультетов, за ориентацию студентов в особенностях обучения на факультете, университете, адаптацию к образовательному процессу, жизненное и личностное самоопределение студенческой молодежи.

2. Профессионально-адаптационная функция, предполагающая оказание помощи со стороны куратора в постижении студентами ценности педагогической профессии, ориентации на будущую профессию, адаптации студентов к будущей профессии и в их профессиональном самоопределении, формирование профессионально-ценностной установки будущих специалистов, включение их в профессионально ориентированную, социально значимую, аналитическую деятельность, организация рефлексии и самоанализа учебной, внеучебной и исследовательской деятельности, создание условий для проявления и развития организаторских способностей студентов, обучение студентов коллективному целеполаганию, планированию, распределению обязанностей, организации коллективных дел, объективному анализу деятельности, организация внеаудиторной деятельности студентов с учетом специфики будущей профессии, организация воспитательной работы со студентами во внеучебное время, обеспечение эффективного использования возможностей учебного процесса и внеучебной деятельности для профессионального развития студентов, обучение студентов коллективному обсуждению, принятию решений, привлечение студентов к участию в научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов и т.д.

16

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

3. Диагностическая функция, направленная на выявление лидеров-студентов, способных организовать деятельность органов студенческого самоуправления; изучение интересов, возможностей, способностей студентов; на оказание помощи студентам в познании себя, осознании индивидуальных особенностей; на выявление познавательных и профессиональных интересов, способностей студентов с целью организации их исследовательской деятельности; на выявление и реализацию воспитательных возможностей содержания учебного процесса для формирования профессионально важных качеств у будущего специалиста; выявление и развитие интеллектуальных и исследовательских способностей, стимулирование участия студентов в научной работе.

4. Интеграционная функция, направленная на сплочение группы, установление взаимоотношений с сокурсниками, формирование коллектива студенческой группы, выбор актива группы, работу со студенческим активом, объединение усилий кафедр, кураторов, организаторов студенческих групп, органов студенческого самоуправления для создания воспитательной системы на факультете, развитие студенческого самоуправления, помощь в формировании действующего актива, содействие формированию благоприятной атмосферы в группе, регулирование и развитие отношений между студентами, диалогичность взаимодействия между куратором, студентами и студенческой группой.

5. Организационная функция, предполагающая организацию учебно-воспитательного процесса с использованием активных методов и личностно ориентированных технологий, которые формируют субъектность, самостоятельность, критичность мышления, развивают творческие способности студентов; руководство деятельностью студентов в организации учебы; организацию текущей деятельности студентов (проверки организации дежурства студентов по поддержанию санитарного состояния в закрепленных аудиториях, контроль за проведением физкультминуток и т.д.); управление воспитательным процессом в группе; содействие созданию временных и постоянных органов самоуправления в группе, стимулирование их деятельности; содействие созданию различных временных и постоянных объединений по интересам, творческих коллективов на факультете и в группе; организацию раз-

личных мероприятий: праздников, конкурсов и пр.; помощь активу группы в организации повседневной деятельности, самообслуживания, коллективных дел.

6. Координационно-посредническая функция, отвечающая за координирование взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса (студентов, студенческих групп, кураторов групп, преподавателей, органов студенческого самоуправления, заместителей деканов, кафедр); эмоциональную поддержку студентов во время сессии; оказание помощи студентам при проведении досуга, решении проблем личного характера, проблем с успеваемостью, бытовых проблем (при устройстве в общежитие, съеме квартиры, в организации рабочего места и т.п.), конфликтных ситуаций с родителями, преподавателями, решении проблем со здоровьем, работы со студентами в общежитии; за поддержание связи с родителями студентов, координирование работы Школы студенческого актива, работы студенческих групп, организации их взаимодействия; оказание методической помощи кураторам студенческих групп; индивидуальной работы со студентами (профилактические меры по предупреждению употребления наркотических средств, спиртных напитков, табакокурения, совершения правонарушений).

7. Инспирационно-развивающая функция (от инспирация - внушение, мотивация, побуждение к действию), направленная на личностное и профессиональное развитие и саморазвитие студентов, развитие корпоративных традиций, связи группы с администрацией университета, факультета, связи с общественными организациями, с образовательными учреждениями; приобщение к активной студенческой жизни, расширение кругозора и повышение культурного уровня студентов, выражение студентами себя с помощью каких-либо поручений, содействие в участии студентов в научно-исследовательской деятельности, обеспечение самореализации студентов в деятельности, организуя индивидуальную и дифференцированную работу с ними; привлечение студентов к проведению занятий, кураторских часов в своей группе, а также со студентами младших курсов; использование возможностей производственной практики для развития оптимальных качеств будущего специалиста.

8. Контрольно-защитная функция отвечает за реализацию задачи социальной защиты

17

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

студентов, включая в решение этой задачи всех субъектов воспитательной деятельности; формирование у будущих специалистов готовности к социальной самозащите; контроль за посещаемостью, за успеваемостью, за внешним видом студентов.

9. Планово-отчетная функция предполагает подготовку отчетов о проделанной воспитательной работе в группе, организацию работы преподавателей и студентов по созданию программы воспитания, планирование воспитательной деятельности в группе, отслеживание результатов воспитательной деятельности в группе, анализ реализации намеченных планов [2].

Таким образом, признание функционального разнообразия воспитательных целей и задач кураторской деятельности подчеркивает многоаспектность содержания его деятельности, а также многообразие форм ее реализации. Все вышеперечисленные функции куратора студенческой группы в той или иной степени связаны с профессиональной подготовкой будущих специалистов. Именно поэтому деятельность куратора студенческой группы также должна быть личностно и профессионально ориентированной и базироваться на основных ценностях педагогической культуры преподавателя высшей школы.

Литература

1. Ерошенков Н.В. Наставничество как форма тьюторского сопровождения профессиональнонравственной подготовки курсантов // Тьюторское сопровождение учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста в образовательной среде вуза: материалы Всероссийского Интернет-семинара / отв. редактор И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова. - Белгород: ИД «Белгород», 2013. С.123 - 127.

2. Исаев И.Ф. Куратору студенческой группы: от теории к практике: учебное пособие / И.Ф. Исаев, Е.И. Ерошенкова, Е.Н. Кролевецкая. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. 350 с.

3. Куриленко Т.М. Научные основы работы куратора академической группы. - Мн.: Высш. школа, 1982. С. 24 - 26.

4. Методика воспитательной работы / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2004. С. 43.

5. Шаповалова И.С. Основы кураторской деятельности: учебное пособие для кураторов студенческих групп. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. 74 с.

6. Blackburn J. Individualizing Curriculum and Instruction // The High School Journal. Vol. 60. № 3. P 108.

References

1. EroshenkovN.V. Mentoring as a form tutor support vocational and moral training of cadets // Tutor support educational and professional fulfillment of the future expert in the educational environment of high school: Materials of All-Russian Internet seminar / Editor. I.F. Isaev, V.N. Kormakova. - Belgorod: ID «Belgorod», 2013. P 123-127.

2. Isaev I.F. Curator of the student group: from theory to practice: a tutorial / I.F. Isaev, E.I. Eroshenkova, E.N. Krolevetsky. - Belgorod Univ BSU, 2009. 350 p.

3. Kurylenko T.M. Scientific basics of academic group curator. - Mn.: Executive. School, 1982. P 24-26.

4. Methods of educational work / ed. V.A. Slastenin. - M., 2004. P. 43.

5. ShapovalovaI.S. Fundamentals of curatorial activity: studies. A manual for facilitators of student groups. - Belgorod Univ BSU, 2004. 74 p.

6. Blackburn J. Individualizing Curriculum and Instruction / J. Blackburn, W. Powell // The High School Journal. Vol. 60. № 3. P 108.

(статья сдана в редакцию 10.08.2015)

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.