УДК 378. 04
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
С.А.Вербицкая1
Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, 308503, Белгородская обл., Белгородский р-н, п. Майский, ул. Вавилова, 1.
Исследуется воспитательная деятельность кураторов студенческих групп в современном вузе; определены функции, выполняемые куратором студенческой группы в вузе;выявлены условия, способные повысить уровень взаимодействия куратора и студенческой группы; определены основные трудности воспитательной деятельности куратора студенческой группы. В исследовании участвовали 105 кураторов и 482 студента очного отделения Белгородской государственной сельскохозяйственной академии и Курской государственной сельскохозяйственной академии им. профессора И.И. Иванова. Библиогр. 1 назв.
Ключевые слова: воспитательная деятельность; куратор; студенческая группа; институт кураторства.
CHALLENGES OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF A STUDENT GROUP CURATOR IN THE MODERN UNIVERSITY S.A. Verbitskaya
Belgorod State Agricultural Academy,
1, Vavilov St., Maisky settlement, Belgorod region, Belgorod district, 308503.
The article studies the educational activity of student group curators in the modern university. It determines the functions performed by the curator of a student group in the university, reveals the conditions that can increase the level of interaction between the curator and the student group, identifies major challenges in the educational work of the student group curator. 105 curators and 482 full-time students of Belgorod State Agricultural Academy and Kursk State Agricultural Academy named after Professor I.I. Ivanov have participated in the study. 1 source.
Key words: educational activity; curator; student group; Institute of curatorship.
Институт кураторства на данном этапе переживает новый виток развития. Куратор высшего учебного заведения выполняет различные воспитательные задачи, что влияет на развитие личности будущего специалиста.
В основу воспитательной деятельности куратора студенческой группы на современном этапе развития высшей школы положены идеи личностно ориентированного образования; организации индивидуально-творческой, ценностно-смысловой деятельности, предоставляющей свободу выбора способов жизнедеятельности, идеи ценностно-смыслового равенства куратора и студента, творческого начала в воспитании, индивидуально-личностной ориентации содержания воспитания; положения о том, что специфическая функция воспитания заключается в поддержке самоорганизации личностно-нравственной сферы воспитанника, в разработке проблем валеологического воспитания и др. [1, С.16].
Для исследования различных проблем воспитательной деятельности куратора студенческой группы нами были разработаны анкеты, которые были предложены 60 кураторам студенческих групп Белгородской государственной сельскохозяйственной академии и 45 кураторам студенческих групп Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И. И. Иванова. Все опрошенные представля-
ли кураторов 1 - 5 курсов вышеупомянутых вузов. Возраст респондентов 22 - 55лет и более. Общее количество опрошенных кураторов составило 105 человек.
Кроме кураторов студенческих групп, объектом эмпирического исследования выступили 289 студентов очного отделения Белгородской государственной сельскохозяйственной академии, представляющие весь контингент студентов 1 - 5 курсов. Распределение испытуемых по полу: юноши - 51%, девушки -49%. Возраст респондентов от 17 до 22 лет. Образование: незаконченное высшее, средне-специальное, среднее. Распределение исследуемых по курсам: 1 курс - 23 %, 2 курс - 21%, 3 курс - 21%, 4 курс - 27%, 5 курс - 8%. Распределение по факультетам: технологический факультет - 26%, агрономический факультет - 25%, факультет ветеринарной медицины - 23%, инженерный - 26 %. А также объектом исследования являлись 193 студента очного отделения Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И. И. Иванова, представляющие весь контингент студентов 2 - 5 курсов. Распределение испытуемых по полу: юноши - 49%, девушки -51%. Возраст респондентов от 18 до 22 лет. Образование: незаконченное высшее, средне-специальное, среднее. Распределение исследуемых по курсам: 2 курс - 28%, 3 курс - 62%, 4 курс - 9%, 5 курс - 1%.
1Вербицкая Светлана Александровна, аспирант, старший преподаватель кафедры иностранных языков, тел.: (4722)381568,e-mail: [email protected]
Verbitskaya Svetlana, Postgraduate, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, tel.: (4722) 381568, e-mail: [email protected]
Распределение по факультетам: зооинженерный факультет - 20%, агротехнологический факультет - 12%, факультет ветеринарной медицины - 68%.
Общее количество опрошенных студентов вышеупомянутых вузов составило 482 человека.
Основными задачами данного этапа исследования являлись:
1) диагностирование воспитательной деятельности кураторов студенческих групп; 2) определение функций, выполняемых куратором студенческой группы в вузе; 3) выявление условий, способных повысить уровень взаимодействия куратора и студенческой группы; 4) определение трудностей воспитательной деятельности куратора студенческой группы.
В ходе исследования выяснилось, что 90% кураторов упомянутых академий выполняют свою работу по поручению и только 8,5 % преподавателей испытывают удовлетворение от своей работы, т.е. она им интересна. И объясняется это не отсутствием потребности в кураторской деятельности, а типичными недостатками существующей организации всей воспитательной работы в вузах, и особенно работы куратора. Здесь, в частности, характерно либо полное отсутствие четкого определения роли, задач и функций куратора, либо присутствует некий бесконечный и аморфный перечень его обязанностей [1, С.8].
Большая часть опрошенных кураторов оценивает свой опыт положительно или скорее положительно -93%. У 74% кураторов сложились хорошие отношения с курируемой студенческой группой, у 25% - скорее хорошие, чем плохие. Вопрос о сложившихся отношениях с куратором своей группы был задан студентам курируемых групп. По мнению студентов, хорошими свои отношения считают только 67%; 19% опрошенных считают их скорее хорошими, чем плохими; 13 % студентов считают их отчужденными.
Оценивая деятельность куратора своей студенческой группы, 17% студентов считают, что воспитательная работа их группы построена на высоком уровне, 46 % студентов считают, что воспитательная работа их группы осуществляется хорошо, 17 % опрошенных считают, что воспитательная работа в группе осуществляется нерегулярно, и 13% считают, что воспитательная работа в группе не осуществляется.
Таким образом, приблизительно 30% студентов считают, что воспитательная деятельность в группе не осуществляется на должном уровне. Этот факт подтверждает исследование, проведенное кафедрой педагогики Белгородского государственного университета (БелГУ), где неудовлетворенность работой куратора высказывает и значительная часть самих кураторов, и значительная часть (около 30%) студентов [1, С.8].
Потребность в осуществлении воспитательной кураторской деятельности в настоящее время испытывают 57% опрошенных кураторов Белгородской и Курской академий, 43% - не испытывают потребности в осуществлении кураторской деятельности.
Работая со студентами, мы попросили их указать, нужна ли кураторская деятельность в вузе, и получили
около 70% утвердительных ответов. Кроме этого, мы предложили студентам указать функции, которые, по их мнению, должен выполнять куратор студенческой группы по степени важности. Ответы, по степени важности, распределились следующим образом:
1)ориентация в особенностях обучения на факультете, университете, академии, вузе (38%);
2)обучение студентов коллективному целеполага-нию, планированию, распределению обязанностей, организации коллективных дел, объективному анализу деятельности (38%);
3) адаптация к образовательному процессу (36%);
4) включение всех студентов в общественно-полезную деятельность(25%);
5) организация воспитательной работы со студентами во внеучебное время (23%);
6) формирование профессионально-ценностной установки у студентов (19,5%);
7)помощь активу группы в организации повседневной деятельности и коллективных дел (19,5%);
8)обеспечение самореализации студентов в деятельности, организация индивидуальной и дифференцированной работы с ними (16%);
9) профессиональное самоопределение (13,4%);
10) личностное самоопределение студентов (10%);
11) подготовка к семейной жизни и т. д. (4%).
В ходе эксперимента было выяснено, что определяя содержание воспитательной деятельности курируемой группы, куратор, прежде всего, опирается на план воспитательной работы группы (это утверждают 33% опрошенных кураторов). Большинство кураторов (40%) считают работу куратора творческой, еще 40% склоняются к тому, что эта работа творческая. Характер такой работы предполагает активное сотрудничество кураторов и студентов, раскрывает способности и наклонности личности студентов, раскрепощает их, повышает самооценку и психологическую устойчивость личности. Именно в творчестве зарождаются новые, прогрессивные, смелые, самые немыслимые и фантастические идеи, которые впоследствии называют великими открытиями.
На основе анализа ответов студентов Белгородской и Курской государственных сельскохозяйственных академий мы попытались составить идеальный портрет куратора студенческой группы. Более половины студентов одним из главных нравственных качеств куратора считают высокую общую и профессионально-педагогическую культуру, кроме этого, желательными качествами личности куратора называют справедливость, объективность и общительность. Студенты желают видеть своего куратора порядочным, ответственным и добросовестным, проявляющим уважение к личности студента, а также деятельным, искренним и честным, терпимым (толерантным) к недостаткам других людей.
Чаще всего кураторы используют следующие формы воспитательной работы: беседы о личных проблемах (68%), посещение университетских и факультетских мероприятий (60%), кураторские часы различной тематики (54%), участие группы в решении
насущных проблем жизни факультета и вуза (47%), а также профессионально ориентированные кураторские часы (41%).
Более половины кураторов отметили, что учитывают культурные и национальные особенности студентов курируемой ими студенческой группы в своей работе. Однако более трети опрошенных кураторов делают это редко или иногда, а порой совсем не учитывают и не считают нужным это делать или не задумываются над этим вопросом. Приблизительно 90% кураторов считают необходимым формировать толерантное (терпимое) отношение к представителям других национальностей у студентов.
Проводя констатирующий эксперимент, мы попросили кураторов студенческих групп указать условия, способные повысить уровень взаимодействия куратора и студенческой группы. Прежде всего, кураторы отметили индивидуальную работу со студентами (74%), затем сотрудничество и партнерство куратора и студентов (67%). Следующим условием кураторы называют работу с родителями и семьями студентов (43%), далее указывается терпимое отношение к недостаткам других (40%) и работа с отстающими или «трудными» студентами (32%). Индивидуальная работа со студентами, так же как и работа с родителями и семьями студентов, и работа с отстающими студентами, требует от куратора дополнительного времени, а времени кураторам катастрофически не хватает, на это жалуются 51% опрошенных кураторов.
Кроме этого, кураторы испытывают затруднения, работая с отстающими студентами (23%), а также вызывает затруднения общение с родителями (18%), планирование и осуществление воспитательных мероприятий (17%) и решение личных проблем студентов (17%). И дело здесь не только в недостатке вре-
мени, но и в недостатке разработанных теоретических и методических пособий для кураторов, такой литературы очень мало.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Ответы студентов и мнение кураторов подтверждают мысль о необходимости воспитательной деятельности куратора студенческой группы.
2. Диагностика воспитательной деятельности позволила определить ряд основных функций, выполняемых куратором студенческой группы. Среди них ориентация в особенностях обучения на факультете, вузе; обучение студентов коллективному целеполага-нию, планированию, распределению обязанностей, организации коллективных дел, объективному анализу деятельности; адаптация к образовательному процессу; включение всех студентов в общественно-полезную деятельность; организация воспитательной работы со студентами во внеучебное время; формирование профессионально-ценностной установки студентов; помощь активу группы; обеспечение самореализации студентов в деятельности, организация индивидуальной и дифференцированной работы с ними и т.д.
3. Выявлены основные формы воспитательной работы кураторов: беседы о личных проблемах; посещение университетских и факультетских мероприятий; кураторские часы различной тематики; участие группы в решении насущных проблем жизни факультета и вуза; профессионально ориентированные кураторские часы и др.
4. Определены трудности воспитательной работы куратора студенческой группы.
5. Обозначены условия, способные повысить уровень взаимодействия куратора и студенческой группы.
Библиографический список
1. Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И., Кролевецкая Е.Н. Курато- образовательный психолого-педагогический центр «Ресурс» ру студенческой группы: от теории к практике: учебное посо- БелГУ. Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. 350 с. бие; Белгородский государственный университет, Научно-
УДК 378
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА МАТЕРИАЛЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ
Е.С.Дикова1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Представлена авторская позиция в отношении разработки концептуальных основ методики формирования межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции у бакалавров в области рекламной деятельности. Ил. 2. Табл. 2.
Ключевые слова: цель обучения; неязыковой вуз; межкультурная компетенция; язык; культура.
1Дикова Елена Сергеевна, старший преподаватель кафедры немецкого и романских языков, тел.: (3952) 405202, e-mail: [email protected]
Dikova Elena, Senior Lecturer of the Department of German and Romance Languages, tel.: (3952) 405202, e-mail: [email protected]