Научная статья на тему 'Воспитательная деятельность куратора: необходимость и возможности формирования культуры толерантности'

Воспитательная деятельность куратора: необходимость и возможности формирования культуры толерантности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРАТОР / TOLERANCE / CULTURE OF TOLERANCE / EDUCATIONAL ACTIVITY / EDUCATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вербицкая Светлана Александровна

В статье проведено диагностирование степени развитости толерантности как личностного свойства, выявлены понимание студентами толерантных отношений и их признаков, обоснована необходимость формирования культуры толерантности в деятельности куратора, выявлены эффективные формы воспитательной работы со студентами по формированию культуры толерантности. В исследовании участвовали 482 студента и 105 кураторов Белгородской и Курской государственных сельскохозяйственных академий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Curators educative activity: necessity and possibilities of cultural tolerance formation

Diagnostics of tolerance degree development as personal characteristic is performed in the article, students' understanding of tolerant relations and its indications has been revealed, necessity of formation of cultural tolerance in curators activity has been proved, effective forms of educational work, promoting the formation of cultural tolerance are determined in the article. About 482 students and 105 curators of Belgorod and Kursk State Agricultural Academies took part in the research.

Текст научной работы на тему «Воспитательная деятельность куратора: необходимость и возможности формирования культуры толерантности»

чаев и особенностей, жанров музыкальных произведений и истории развития народных музыкальных инструментов, распространенных в данном регионе; знакомство с творчеством композиторов, исполнителей, педаго-гов-музыкантов; анализ деятельности музыкальных образовательных учреждений, творческих коллективов, современной культурной среды (фестивальное движение, конкурсы) и ее влияния на подрастающее поколение.

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2004.

2. Белозерцев Е.П. Образование: историко-

культурный феномен. СПб., 2004.

3. Калантарян Л.А. Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

4. Тельчарова-Куренкова Р.А. Методологические и теоретические проблемы музыкально-

го образования // Вопр. подготовки музыкан-та-педагога. Магнитогорск, 1997.

5. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М., 2004.

Поступила в редакцию 13.09.2009 г.

Stepanova T.I. Musical-pedagogical study of local lore in vocational training of the future teacher of music. Questions of musical pedagogics and technology of musical-pedagogical study of local lore in education of the teacher of music in the conditions of pedagogical college are considered in the article. Skilled-experimental work spent on the basis of Stary Oskol pedagogical college and approbation of technology of the musical-pedagogical study of local based on three criteria: informative interest, musical culture, musical-educational activity lore is described. The work system on musical-pedagogical study of local lore includes following components: educational process, educational-research activity, student teaching, after-hour activity.

Key words: musical pedagogics; music education; teacher of music; musical-pedagogical study of local lore; informative interest; musical culture; musical-educational activity.

УДК 371

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА: НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ1

© С.А. Вербицкая

В статье проведено диагностирование степени развитости толерантности как личностного свойства, выявлены понимание студентами толерантных отношений и их признаков, обоснована необходимость формирования культуры толерантности в деятельности куратора, выявлены эффективные формы воспитательной работы со студентами по формированию культуры толерантности. В исследовании участвовали 482 студента и 105 кураторов Белгородской и Курской государственных сельскохозяйственных академий.

Ключевые слова: толерантность; культура толерантности; воспитательная деятельность; куратор.

Для подтверждения или опровержения гипотезы формирования культуры толерантности будущих специалистов в воспитательной деятельности куратора студенческой группы были разработаны анкеты и проведено анкетирование на очном отделении факультетов ветеринарной медицины, агроно-

1 Исследование выполнено в рамках научноисследовательского проекта «Разработка и внедрение личностно-ориентированных воспитательных технологий взаимодействия куратора и студенческой группы» Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (20092010 годы)», проект № 3.1.1/5320.

мического, инженерного и технологического Белгородской государственной сельскохозяйственной академии и на очном отделении факультетов ветеринарной медицины, зоо-инженерного и агротехнологического Курской государственной сельскохозяйственной академии им. профессора И.И. Иванова.

Цель данного этапа - обоснование возможности формирования культуры толерантности в воспитательной деятельности куратора студенческой группы. Объектом эмпирического исследования выступили 289 студентов очного отделения Белгородской

государственной сельскохозяйственной академии, представляющие весь контингент студентов 1-5 курсов. Распределение испытуемых по полу: юноши - 51 %, девушки -49 %. Возраст респондентов от 17 до 22 лет. Образование: незаконченное высшее, среднеспециальное, среднее. Распределение исследуемых по курсам: 1 курс - 23 %, 2 курс -21 %, 3 курс - 21 %, 4 курс - 27 %, 5 курс -8 %. Распределение по факультетам: технологический факультет - 26 %, агрономический факультет - 25 %, факультет ветеринарной медицины - 23 %, инженерный - 26 %. А также объектом исследования являлись 193 студента очного отделения Курской государственной сельскохозяйственной академии им. профессора И.И. Иванова, представляющие весь контингент студентов 2-5 курсов. Распределение испытуемых по полу: юноши -49 %, девушки - 51 %. Возраст респондентов от 18 до 22 лет. Образование: незаконченное высшее, средне-специальное, среднее. Распределение исследуемых по курсам: 2 курс -28 %, 3 курс - 62 %, 4 курс - 9 %, 5 курс -1 %. Распределение по факультетам: зооин-женерный факультет - 20 %, агротехнологи-ческий факультет - 12 %, факультет ветеринарной медицины - 68 %. Общее количество опрошенных студентов составило 482 человека.

Основными задачами данного этапа исследования являлись: 1) диагностирование степени развитости толерантности как личностного свойства; 2) выявление понимания толерантных отношений и их отличительных признаков; 3) подтверждение необходимости формирования культуры толерантности в воспитательной деятельности куратора студенческой группы; 4) выявление эффективных форм воспитательной работы со студентами, способствующих формированию культуры толерантности.

В результате проведенного нами исследования было установлено, что большая часть опрошенных студентов на вопрос о том, необходимо ли формировать в вузе толерантное (терпимое) отношение к представителям других национальностей Российской Федерации и иностранцам, ответила утвердительно (79,5 %), однако 20,5 % считают, что в этом нет необходимости. При сравнительном анализе ответов студентов двух академий выяснилось, что 75 % студентов Белго-

родской сельскохозяйственной академии ответили на этот вопрос положительно, 25 % -отрицательно; в Курской сельскохозяйственной академии 86 % студентов ответили положительно, 14 % - ответили отрицательно. Преобладание положительных ответов студентов Курской сельхоз. академии в этом вопросе можно попытаться объяснить следующим образом. По данным опроса, 52 % студентов Курской государственной сельскохозяйственной академии окончили городскую среднюю школу и 37 % - сельскую; в Белгородской государственной сельскохозяйственной академии - 57 % опрошенных окончили сельскую среднюю школу и 30 % -городскую. Педагогическими условиями формирования толерантности, как представляется, выступают гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса. Гуманитаризация ориентирует на учет такого содержания учебно-воспитательного процесса, в котором даже в предметах, далеких от гуманитарной проблематики (к примеру, физике и математике), присутствуют моменты мировоззренческого характера, ответственности за результаты деятельности, интереса к различным точкам зрения, мнениям, убеждениям и способам решений [1].

Как известно, такие условия чаще встречаются в городских школах, где образование, как правило, более качественное. Кроме того, в условиях городской жизни школьник, будущий студент, имеет опыт общения с иностранцами, представителями других национальностей Российской Федерации, или же он получает больше информации о представителях других культур, о других культурах, мировоззрениях, взглядах. Городские

школьники, а также студенты, имеют возможность посещать другие страны, бывать там на отдыхе, а также участвовать в международных образовательных программах. Выпускник сельской школы, будущий студент, опыта общения с иностранцами не имеет, редко участвует в обменных международных программах, если участвует вообще, и, в целом, не слишком осведомлен в этом вопросе.

При сравнении ответов на вопрос о необходимости формирования толерантного (терпимого) отношения к представителям других национальностей девушки проявили себя более толерантно: 87 % из них ответили утвердительно, у юношей эта цифра состави-

ла 72 %. Разница в ответах, возможно, объясняется личностными качествами. Девушки, как известно, более терпимы, им свойственны сочувствие, сопереживание, доброжелательность и понимание. В целом, они более эмоциональны. Юноши менее эмоциональны, им свойственны категоричность, жесткость, в некоторых случаях агрессия.

При ответах на этот же вопрос по курсам, как и следовало ожидать, картина сложилась следующая: чем старше студент, тем больше у него познаний в этой области толерантности. 1 курс - 73 % положительных ответов, 2 курс - 84 %, 3 курс - 79 %, 4 курс -81 %, 5 курс - 79 %.

При ответах на этот вопрос по факультетам наибольшее количество положительных ответов дали студенты факультета ветеринарной медицины - 85 %. Студенты, выбравшие профессию ветеринара, как правило, отличаются любовью и состраданием к животным и, следовательно, любовью ко всему живому. Эта любовь и сострадание, как думается, накладывают отпечаток на взаимоотношения с другими людьми. Наименьшее количество у инженерного факультета - 60 %, где учатся преимущественно юноши.

Следующий этап в исследовании состоял в выявлении понимания толерантных отношений и их отличительных признаков. Большая часть студентов обеих академий в качестве отличительных признаков толерантных отношений указывает: миролюбие, доброжелательность - 59 % ответов, терпимость - 51 %, сотрудничество - 44 %. С небольшим отставанием указывают: коммуникабельность, общительность - 33 %, и совсем немного ответов, включающих эмпатию (сочувствие, сопереживание), понимание - 17 %. Разные ответы были получены при сравнительном анализе по факультетам. Студенты факультетов ветеринарной медицины и технологического понимают толерантные отношения, в основном, как миролюбие, доброжелательность и терпимость. Представители технологического и ветеринарного факультета выбрали профессии, связанные с лечением, уходом за животными, их использованием в сельском хозяйстве. Им, в большинстве своем, свойственны милосердие, доброжелательность, терпимость, они, следовательно, называют их в качестве отличительных при-

знаков толерантных отношений. По нашим данным, студенты агрономического факультета считают, что толерантные отношения необходимо рассматривать, прежде всего, как сотрудничество, а затем уже как миролюбие и доброжелательность. Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем являются компонентами толерантности, это подразумевает деловой подход, готовность идти на компромисс, готовность к диалогу. Студенты инженерного факультета называют в качестве отличительных признаков толерантных отношений - терпимость. Учитывая специфику этого факультета, можно сказать, что терпимость здесь означает лишь готовность снисходительно относиться к чужому мнению, выражает даже некое превосходство по отношению к иным - терпимым - воззрениям.

Одна из задач исследования состояла в выявлении эффективных форм воспитательной работы, способствующих формированию культуры толерантности. Студентам обеих академий был предложен перечень форм воспитательной работы. Ответы по степени важности распределились следующим образом: в основном были указаны кураторские часы с тематикой толерантности, затем, с небольшим отрывом, - экскурсии по ближнему зарубежью, организация встреч с иностранными студентами, представителями других национальностей Российской Федерации. Далее студенты указывают сотрудничество и партнерство куратора и студентов и беседы с куратором о культурном многообразии. Менее эффективными студенты считают следующие виды деятельности: встречи с известными учеными различных национальностей, ознакомление с биографиями преподавателей и выпускников различных национальностей через деятельность музея истории вуза, организацию Рождественских балов (Католическое Рождество) и Пасхи с иностранцами, привлечение лекторов-иност-ранцев, изучение нормативных документов (Декларация принципов толерантности, Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», и пр.).

В ходе исследования было изучено мнение 60 кураторов студенческих групп Белгородской государственной сельскохозяйст-

венной академии и 45 кураторов студенческих групп Курской государственной сельскохозяйственной академии им. профессора И.И. Иванова о необходимости и возможности формирования культуры толерантности в вузе. Все опрошенные представляли кураторов 1-5 курсов вышеупомянутых факультетов. Возраст респондентов 22-55 лет и более. Общее количество опрошенных кураторов составило 105 человек.

Более половины кураторов отметили, что учитывают культурные и национальные особенности студентов курируемой ими студенческой группы. Однако более трети опрошенных делают это редко или иногда, а порой совсем не учитывают, не считают нужным это делать или не задумываются над этим вопросом. На вопрос о возможности формировать культуру толерантности (терпимости) в воспитательной деятельности кураторы вышеупомянутых академий, в большинстве своем, ответили утвердительно. Кроме того, 90 % кураторов считают необходимым формировать толерантное (терпимое) отношение к представителям других национальностей у студентов.

Таким образом, кураторы студенческих групп, в большинстве своем, подтверждают необходимость формирования культуры толерантности (терпимости) в своей воспитательной деятельности, это же подтверждают и ответы студентов. Подтверждение этому можно найти и в косвенных ответах кураторов. Например, указывая условия, способные повысить уровень взаимодействия куратора и студенческой группы, кураторы называют: индивидуальную работу со студентами (75 %), сотрудничество и партнерство куратора и студентов (67 %), работу с родителями и семьями студентов (43 %), терпимое отношение к недостаткам других (40 %), работу с отстающими или «трудными» студентами (32 %). Все эти условия связаны с формированием толерантных качеств личности и, следовательно, формированием культуры толерантности.

Среди форм воспитательной работы, способствующих формированию культуры толерантности, кураторы выделяют, прежде всего, кураторские часы с тематикой толерантности, менее эффективными считают организацию встреч с иностранными студентами, представителями других национально-

стей Российской Федерации и беседы о культурном многообразии. Затем по степени важности указываются сотрудничество и партнерство куратора и студентов, экскурсии по ближнему зарубежью и т. д.

Сравнив указанные студентами и кураторами формы воспитательной работы, способствующие формированию культуры толерантности, мы приходим к выводу, что наиболее эффективными являются: кураторские часы с тематикой толерантности, на них ссылаются все опрошенные (студенты и кураторы), организация встреч с иностранными студентами, представителями других национальностей Российской Федерации, а также беседы о культурном многообразии и экскурсии по ближнему зарубежью.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1) констатирующий эксперимент позволил диагностировать исходное состояние сформированности толерантности как личностного свойства и подтвердил его недостаточную развитость у студентов сельскохозяйственных академий;

2) предпринятые диагностические действия позволили получить необходимую диагностическую информацию об уровне понимания толерантных отношений и их отличительных признаков. Выявлено недостаточное понимание студентами важности такой личностной характеристики, как толерантность. Это приводит к необходимости проектирования модели процесса формирования культуры толерантности;

3) выявлены наиболее эффективные формы воспитательной работы, способствующие формированию культуры толерантности;

4) полученные данные подтверждают необходимость формирования культуры толерантности в воспитательной деятельности куратора студенческой группы;

5) все вышеуказанные факты подтверждают необходимость разработки специальной программы, а в дальнейшем - технологии по формированию культуры толерантности студентов в вузе.

1. Рогова Н., Гизатуллин Ф. Тема толерантности в педагогическом образовании // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 149-150.

Поступила в редакцию 6.09.2009 г.

Verbitskaya S.A. Curators educative activity: necessity and possibilities of cultural tolerance formation. Diagnostics of tolerance degree development as personal characteristic is performed in the article, students’ understanding of tolerant relations and its indications has been revealed, necessity of formation of cultural tolerance in cura-

tors activity has been proved, effective forms of educational work, promoting the formation of cultural tolerance are determined in the article. About 482 students and 105 curators of Belgorod and Kursk State Agricultural Academies took part in the research.

Key words: tolerance; culture of tolerance; educational activity; educator.

УДК 374

ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Г.В. Оленина

На основе методологических подходов социологии, философии, политологии, педагогики раскрывается понятие и содержание гражданской социализации в контексте проблем гражданского образования и воспитания учащейся молодежи в России, предлагается практика социокультурного проектирования молодежных гражданских инициатив.

Ключевые слова: гражданская социализация; учащаяся молодежь; теоретико-методологические проблемы.

Нестабильность экономического и политического положения, несовершенство демократии в России, утрата многих духовнонравственных идеалов являются причиной пассивного отношения молодых граждан к переменам в общественной жизни. И для этого есть существенные причины, связанные с кризисом гражданской идентичности современной российской молодежи.

Социологи констатируют, что произошел окончательный распад советского типа гражданственности, предполагающего служение стране и государству в ущерб частным интересам. Сегодня на первом месте - именно приватные интересы, семья и ее благополучие. Причем распад советской гражданственности не сопровождается переходом к гражданственности новой, поэтому в качестве гражданина России идентифицирует себя лишь один из четырех опрошенных (социологическое исследование «Национальные интересы и идентичность россиян в информационную эпоху», автор Т.И. Кутковец) [1].

В России окружающий мир стремительно изменился, не принеся большинству граждан обещанных материальных выгод и свобод, место партийной идеологии заняла реклама, степень влияния рядового гражданина на события осталась той же, но утеряны ценностные ориентиры. У старшего поколения

наблюдается боязнь будущего («футурошок» по А. Тоффлеру [2]), у молодежи - деформации ее социально-культурного поведения на фоне кризиса гражданского самосознания, которые усугубляются доминированием массовидных регуляторов поведения. Для молодых людей - это стиль жизни как важный аспект их «включенности» в молодежную массовую культуру, культуру массы [3].

Сущностью массы, по мнению В.Г. Федотовой, является апатия [4]. В России апатия - частое явление, особенно после войн, революций, торжества анархии. Под апатией традиционно понимается пассивность, нежелание участвовать в чем-либо, неспособность к активности, к преодолению обстоятельств и своего собственного безразличия. Апатия трактуется западной философией как экзистенциальная и политическая проблема. С точки зрения экзистенциализма, апатия возникает от пресыщенности, недостижимости счастья при исполнении желаний. Политическая апатия появляется из-за глубокой погруженности отдельной личности в дела семейные, отношения в сообществе, увлечения потребительской культурой и практикой. По мнению В.Г. Федотовой, Россия проходит путь от анархии перестройки к современной апатии как типу порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.