С.А. Вербицкая
ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА
Для подтверждения гипотезы формирования культуры толерантности будущих специалистов в деятельности куратора были разработаны анкеты и апробированы в Белгородской государственной сельскохозяйственной академии и Курской государственной сельскохозяйственной академии. В исследовании участвовали 482 студента и 105 кураторов. Проведено диагностирование степени развитости толерантности как личностного свойства, выявлено понимание толерантных отношений и их признаков; выявлены формы воспитательной работы, способствующие формированию культуры толерантности; обоснована необходимость формирования культуры толерантности в деятельности куратора.
Ключевые слова: толерантность; культура толерантности; воспитательная деятельность; куратор.
Система социального поведения людей регулируется обычаями, нормами и традициями различных культур. Многообразие различий - социальных, расовых, национальных, возрастных, профессиональных, религиозных и других - влияет на характер взаимоотношений и нередко приводит к непониманию, непримиримости, нетерпимости. Нетерпимость к другим людям превратилась в одну из современных проблем. Она отрицает и подавляет различия между культурами и отдельными людьми, являясь противником принципа единства в многообразии. Нетерпимость подрывает принципы демократии и нарушает индивидуальные и коллективные права человека. В начале XXI в. приходится признать, что великие достижения человечества в различных областях не привели к взаимопониманию. Как и прежде, сильно стремление к единообразию, авторитаризму, нивелированию индивидуальности, которое проявляется в ситуациях повседневного общения.
Особенность Российской Федерации в том, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. На данном этапе в обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, часто переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость [1. С. 13-14].
Эти обстоятельства обусловливают определение таких стратегий мышления и деятельности, которые в первую очередь способствовали бы установлению и достижению согласия на самых различных уровнях, по широкому кругу вопросов и противоречий; это обусловлено, в конечном счете, решением задачи выживания человеческого сообщества.
Поэтому в условиях обострения большого числа противоречий актуально философское осмысление путей достижения согласия, а также их закрепление в виде законодательных актов, деклараций, межгосударственных и общемировых соглашений и, что еще более важно, закрепление в виде общепризнанной системы ценностей, в основе которой лежат такие общие термины, как согласие, компромисс, взаимоприемлемость, а также более узкоспециализированные: терпимость, ненасилие, сочувствие, понимание, сопереживание.
Интенсивно осуществлявшиеся в последние 1015 лет реформы отечественного высшего образования не всегда детально продуманные, последовательные и целенаправленные, выявили в числе прочих ряд негативных факторов и обстоятельств. Среди них следует особо отметить факты девиантного поведения студентов, к числу проявлений которого относятся нарушения социальных норм поведения в общественных местах, невыполнение предъявляемых преподавателем требо-
ваний, нарушение дисциплины, что иногда приводило к срывам учебных занятий и многое другое. Поэтому было бы вполне целесообразно формировать некое целостное качество, которое, будучи сформированным, в достаточно раннем возрасте, позволяет личности (абитуриент, студент вуза, выпускник, специалист, аспирант и т.п.) эффективно и результативно решать как собственные, так и коллективные социальные и профессиональные задачи.
Таким образом, одной из важных установок выступает принцип создания особой атмосферы отношений в большом коллективе учебного заведения, в условиях которой каждый его член независимо от выполняемой им роли, социального статуса, характера, темперамента, национальности, возраста, ценностных ориентаций ощущал бы свою ценность и необходимость в едином организме. Вполне логично было бы начать с проблемы формирования в сознании студента представления о толерантности как о необходимом условии существования человечества и его выживания в связи с необходимостью разрешения множества противоречий. Необходимо учиться выстраивать добрые и открытые взаимоотношения, что является основой культуры толерантности [2. С. 94-97].
Для подтверждения или опровержения гипотезы формирования культуры толерантности будущих специалистов в воспитательной деятельности куратора студенческой группы были разработаны анкеты и проведены на очном отделении факультетов: ветеринарной медицины, агрономического, инженерного и технологического Белгородской государственной сельскохозяйственной академии, и на очном отделении факультетов: ветеринарной медицины, зооинженерного и агротехнологического Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова.
Цель экспериментального анализа - обосновать возможность формирования культуры толерантности в воспитательной деятельности куратора студенческой группы. Объектом эмпирического исследования выступили 289 студентов очного отделения Белгородской государственной сельскохозяйственной академии, занятые учебной и трудовой деятельностью, представляющие весь контингент студентов 1-5-х курсов. Распределение испытуемых по полу: юноши - 51%, девушки - 49%. Возраст респондентов от 17 до 22 лет. Образование: незаконченное высшее, средне-специ-альное, среднее. Распределение исследуемых по курсам 1-й курс - 23%, 2-й курс - 21%, 3-й курс - 21%,
4-й курс - 27%, 5-й курс - 8%. Распределение по факультетам: технологический факультет - 26%, агроно-
мический факультет - 25%, факультет ветеринарной медицины - 23%, инженерный - 26%. А также объектом исследования являлись 193 студента очного отделения Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова, занятые учебной и трудовой деятельностью, представляющие весь контингент студентов 2-5-х курсов. Распределение испытуемых по полу: юноши - 49%, девушки -51%. Возраст респондентов от 18 до 22 лет. Образование: незаконченное высшее, средне-специальное, среднее. Распределение исследуемых по курсам: 2-й курс -28%, 3-й курс - 62%, 4-й курс - 9%, 5-й курс - 1%. Распределение по факультетам: зооинженерный факультет - 20%, агротехнологический факультет - 12%, факультет ветеринарной медицины - 68%.
Общее количество опрошенных студентов выше упомянутых вузов составило 482 человека.
Основными задачами данного этапа исследования являлись: 1) диагностирование степени развитости толерантности как личностного свойства; 2) выявление понимания толерантных отношений и их отличительных признаков; 3) выявление форм воспитательной работы, способствующих формированию культуры толерантности; 4) подтверждение необходимости формирования культуры толерантности в воспитательной деятельности куратора студенческой группы.
Анализируя ответы студентов, можно отметить, что около 15% опрошенных констатируют тот факт, что в их группе есть студенты-иностранцы или представители других национальностей РФ, и почти столько же опрошенных испытывает затруднения в общении с ними. Примерно 34% не общаются с такими студентами, в силу того что в их группе либо просто нет иностранцев или представителей других национальностей РФ, либо они дистанцируются от таких студентов. Этот факт демонстрирует недостаточную развитость толерантности как личностного свойства.
Большая часть опрошенных считает необходимым формирование толерантного (терпимого) отношения к представителям других национальностей в вузе (79,5%), однако 20,5% считают, что в этом нет необходимости. По регионам: Белгородская государственная сельскохозяйственная академия - 75% (за), 25% (против); Курская государственная сельскохозяйственная академия - 86% (за), 14% (против). Преобладание положительных ответов в этом вопросе студентов Курской государственной сельскохозяйственной академии можно попытаться объяснить. По данным опроса 52% студентов Курской государственной сельскохозяйственной академии окончили городскую среднюю школу и 37% - сельскую; Белгородской государственной сельскохозяйственной академии - 57% опрошенных окончили сельскую среднюю школу и 30% - городскую. Педагогическими условиями формирования толерантности, как представляется, выступают гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса. Гуманизация предполагает, прежде всего, становление духовности и гуманистической педагогической культуры педагогов, способных направить учебно-воспитательный процесс на раскрытие самоценности человека, сути субъект-субъектных отношений, приоритетности развития личности, обладающей чув-
ством собственного достоинства, внутренней свободой и ответственностью. Гуманитаризация ориентирует на учет такого содержания учебно-воспитательного процесса, в котором даже в предметах, далеких от гуманитарной проблематики (к примеру, физике и математике), присутствуют моменты мировоззренческого характера, ответственности за результаты деятельности, интереса к различным точкам зрения, мнениям, убеждениям и способам решений [3. С. 149-150]. Как известно, такие условия чаще встречаются в городских школах, где образование, как правило, более качественное. Кроме того, в условиях городской жизни школьник, будущий студент, более коммуникабелен. У него имеется опыт общения с иностранцами, представителями других национальностей РФ или же он получает больше информации о представителях других культур, о других культурах, мировоззрениях, взглядах. Городские школьники, а также студенты имеют возможность выезжать заграницу, или с родителями на отдых, или участвовать в международных, образовательных программах. Представитель сельской школы, будущий студент опыта общения с иностранцами не имеет, редко участвует в обменных, международных программах, если участвует вообще и в целом, не слишком осведомлен в этом вопросе.
При сравнении ответов на вопрос о необходимости формирования толерантного (терпимого) отношения к представителям других национальностей девушки проявили себя более толерантно: 87% из них ответили утвердительно, у юношей эта цифра составила 72%. Разница в ответах, возможно, объясняется личностными качествами. Девушки, как известно, более терпимы, им свойственны сочувствие, сопереживание, доброжелательность и понимание. В целом они более эмоциональны. Юноши менее эмоциональны, им свойственны категоричность, жесткость, в некоторых случаях агрессия.
При ответах на этот же вопрос по курсам, как и следовало ожидать, картина сложилась следующая: чем старше студент, тем больше у него познаний в этой области толерантности. 1-й курс - 73% положительных ответов, 2-й курс - 84%, 3-й курс - 79%, 4-й курс - 81%,
5-й курс - 79%. Студенты 1-го курса Белгородской академии (в большинстве своем окончившие сельскую школу) при ответе на этот вопрос или любой другой, связанный с темой толерантности, писали: «непонятно», «не понятен вопрос», «что это?», или просто ставили знак вопроса, или оставляли вопросы без ответа.
При ответах на этот вопрос по факультетам наибольшее количество положительных ответов дал факультет ветеринарной медицины - 85%. Люди, выбравшие профессию ветеринара, отличаются любовью и состраданием к животным и, следовательно, любовью ко всему живому. Эта любовь и сострадание, как думается, распространяется и на людей. Эта мысль хорошо отражена в пословице «Врач лечит человека, а ветеринарный врач лечит род человеческий». Наименьшее количество у инженерного факультета - 60%, где учатся преимущественно юноши. Как говорилось ранее, им свойственны категоричность, жесткость, в некоторых случаях даже агрессивность.
Следующий этап в исследовании - выявление понимания толерантных отношений и их отличительных
признаков. Большая часть студентов обеих академий в качестве отличительных признаков толерантных отношений указывает: миролюбие, доброжелательность -59% ответов, терпимость - 51%, сотрудничество - 44%. Далее с небольшим отставанием указывается: коммуникабельность, общительность - 33% и совсем немного ответов, включающих эмпатию (сочувствие, сопереживание), понимание - 17%. Разные ответы были получены при рассмотрении картины по факультетам. Факультет ветеринарной медицины и технологический понимают толерантные отношения, в основном, как миролюбие, доброжелательность и терпимость. Представители технологического факультета (зооинженеры и технологи) и ветеринарного факультета выбрали профессии, связанные с лечением, уходом за животными, их использованием в сельском хозяйстве. Им, в большинстве своем, свойственны милосердие, доброжелательность, терпимость, они, следовательно, называют их в качестве отличительных признаков толерантных отношений. Студенты агрономического факультета считают, что толерантные отношения необходимо рассматривать, прежде всего, как сотрудничество, а затем уже как миролюбие и доброжелательность. Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем являются компонентами толерантности, это подразумевает деловой подход, готовность идти на компромисс, готовность к диалогу. Студенты инженерного факультета называют в качестве отличительных признаков толерантных отношений терпимость. Учитывая специфику этого факультета, можно сказать, что терпимость здесь означает лишь готовность снисходительно относиться к чужому мнению, выражает даже некое превосходство по отношению к иным - терпимым - воззрениям. Тогда как толерантность предполагает не снисходительность, а доброжелательность, готовность к уважительному диалогу и сотрудничеству [4. С. 66].
На вопрос о важности формирования многонационального коллектива в вузовской среде были получены следующие ответы: девушки дали больше положительных ответов, чем юноши. Агрономический факультет дал больше положительных ответов, инженерный факультет показал наименьшее количество положительных ответов.
Одна из задач исследования состояла в выявлении форм воспитательной работы, способствующих формированию культуры толерантности. Студентам обеих академий были предложены десять форм воспитательной работы. Ответы распределились по степени важности следующим образом: в основном были указаны кураторские часы с тематикой толерантности, затем с небольшим отрывом - экскурсии по ближнему зарубежью и организация встреч с иностранными студентами, представителями других национальностей РФ. Далее студенты указывают сотрудничество, партнерство куратора и студентов и беседы с куратором о культурном многообразии. В числе последних, с большим отрывом, указывают следующие виды деятельности: изучение нормативных документов (Декларация принципов толерантности, Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», и проч.), встречи с известными учеными различных националь-
ностей, ознакомление с биографиями преподавателей и выпускников различных национальностей через деятельность музея истории вуза, организацию рождественских балов (католическое Рождество) и Пасхи с иностранцами, привлечение лекторов-иностранцев.
Помимо студентов в эмпирическом исследовании приняли участие 60 кураторов студенческих групп Белгородской государственной сельскохозяйственной академии, а также 45 кураторов студенческих групп Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова. Все опрошенные представляли кураторов 1-5-х курсов выше упомянутых факультетов. Возраст респондентов 22-55 лет и более. Общее количество опрошенных кураторов составило 105 человек.
Большая часть опрошенных кураторов оценивает свой опыт положительно или скорее положительно -93%. У 74% кураторов сложились хорошие отношения с курируемой студенческой группой. Чаще всего кураторы используют следующие формы воспитательной работы: беседы о личных проблемах, посещение университетских и факультетских мероприятий, кураторские часы различной тематики, участие группы в решении насущных проблем жизни факультета и вуза.
Среди трудностей воспитательной работы указывают, прежде всего, недостаток времени. Затем отмечают работу с отстающими студентами, а также затруднения в общении с родителями, решение личных проблем студентов и планирование и осуществление воспитательных мероприятий.
Более половины кураторов отметили, что учитывают культурные и национальные особенности студентов курируемой ими студенческой группы в своей работе. Однако более трети опрошенных делают это редко или иногда, а порой совсем не учитывают, не считают нужным это делать или не задумываются над этим вопросом. На вопрос о возможности формирования культуры толерантности (терпимости) в воспитательной деятельности кураторы вышеупомянутых академий, в большинстве своем ответили утвердительно. Кроме того, приблизительно 90% кураторов считают необходимым формировать толерантное (терпимое) отношение к представителям других национальностей у студентов.
Таким образом, кураторы обеих академий в большинстве своем подтверждают необходимость формирования культуры толерантности (терпимости) в своей воспитательной деятельности, это же подтверждают и ответы студентов. Подтверждение этому можно найти и в косвенных ответах кураторов. Например, указывая условия, способные повысить уровень взаимодействия куратора и студенческой группы, кураторы называют: индивидуальную работу со студентами (75%), сотрудничество и партнерство куратора и студентов (67%), работу с родителями и семьями студентов (43%), терпимое отношение к недостаткам других (40%), работу с отстающими или «трудными» студентами (32%). Все эти условия связаны с формированием толерантных качеств личности и, следовательно, формированием культуры толерантности.
Среди форм воспитательной работы, способствующих формированию культуры толерантности, кураторы выделяют, прежде всего, кураторские часы с тематикой
толерантности, далее с большим отрывом идут организация встреч с иностранными студентами, представителями других национальностей РФ и беседы о культурном многообразии. Затем по степени важности указываются сотрудничество, партнерство куратора и студентов и экскурсии по ближнему зарубежью. В числе замыкающих, по степени важности, идут ознакомление с биографиями преподавателей и выпускников различных национальностей через деятельность музея истории вуза; организация рождественских балов (католическое Рождество) и Пасхи с иностранцами; встречи с известными учеными различных национальностей; изучение нормативных документов (Декларация принципов толерантности, Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе») и др.; привлечение лекторов-иностранцев.
Сравнив указанные студентами и кураторами формы воспитательной работы, способствующие формированию культуры толерантности, можно выделить четыре основных. Кураторские часы с тематикой толерантности идут на первом месте, на них ссылаются все опрошенные (студенты и кураторы), на втором месте указывают организацию встреч с иностранными студентами, представителями других национальностей РФ. Третье место кураторы отводят беседам о культурном многообразии, студенты выделяют экскурсии по ближнему зарубежью.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Констатирующий эксперимент позволил диагностировать исходное состояние сформированности толерантности как личностного свойства и подтвердил его недостаточную развитость.
2. Предпринятые диагностические действия позволили получить необходимую диагностическую информацию понимания толерантных отношений и их отличительных признаков. Выявлено недостаточное понимание толерантности, что позволяет на диагностическом этапе определить направление проектирования модели процесса формирования культуры толерантности.
3. Выявлены формы воспитательной работы, способствующие формированию культуры толерантности.
4. Полученные данные подтверждают необходимость формирования культуры толерантности в воспитательной деятельности куратора студенческой группы.
5. Подтверждена необходимость систематической и целенаправленной работы по формированию культуры толерантности в вузе.
6. Все вышеуказанные факты подтверждают необходимость разработки программы, а в дальнейшем -технологии по формированию культуры толерантности в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГромоваЕ. Развитие этнической толерантности в школе: в помощь классному руководителю // Воспитание школьников. 2006. № 1.
2. Мирошниченко Л., Шарафеева А. Программа воспитания культуры толерантности в университете // Высшее образование в России. 2007.
№ 9.
3. Рогова Н., Гизатуллин Ф. Тема толерантности в педагогическом образовании // Высшее образование в России. 2007. № 11.
4. Установление культуры мира: универсальные ценности и гражданское общество. Тверь, 2001.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 10 февраля 2010 г.