Научная статья на тему 'Теоретический анализ коммуникативной толерантности'

Теоретический анализ коммуникативной толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2662
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СИМУЛЯКР / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / КСЕНОФОБИЯ / ТЕРПИМОСТЬ / НЕНАСИЛИЕ / "ОТНОШЕНИЕ К ДРУГОМУ" / ПЛЮРАЛИЗМ / ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА ТОЛЕРАНТНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЖИЗНИ РОССИИ / СТУДЕНТ КАК СУБЪЕКТ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / "ATTITUDE TO ANOTHER PERSON" / COMMUNICATIVE TOLERANCE / SIMULACRUM / TOLERANCE / INTOLERANCE / XENOPHOBIA / VIO-LENCE NEGATION / PLURALISM / LIBERAL PARADIGM OF TOLERANCE / SOCIAL-CULTURAL TRADITIONS OF TOLERANCE IN RUSSIA / A STUDENT AS THE SUBJECT OF THE COMMUNICATIVE TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касьянова Евгения Ивановна, Виноградова Нина Иннокентьевна

В статье обосновывается актуальность проблемы толерантности для современной многонациональной и многоконфессиональной России, где усиливаются проявления различных предрассудков и фобий в массовом сознании. Авторами предпринят теоретический анализ коммуникативной толерантности, толерантной коммуникации в молодёжной среде, философское исследование толерантности.Социально-философское понятие «толерантность» определяется как терпимость одного социального субъекта к политическим, этническим, конфессиональным и иным особенностям другого социального субъекта, т. е. она предполагает признание мировоззренческого, религиозного, социально-политического, культурного, национального и этического плюрализма. Авторы подчёркивают многослойность понятия толерантности.Анализируя деятельностный подход в исследовании толерантности, ими выделяется её творческо-деятельностный характер. Они подчёркивают, что главное в толерантности это деятельность, взаимодействие на основе равенства социальных партнеров, толерантность предполагает сохранение индивидуального своеобразия каждого из них и достижения согласия на основе диалога и ненасилия, преимущественно методами разъяснения и убеждения.Субъектом коммуникативной толерантности рассматривается студент, анализируются результаты эмпирического социологического исследования. Для изучения уровня толерантности у студентов в феврале-марте 2012 было проведено социологическое исследование в Забайкальском институте железнодорожного транспорта филиале государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» в городе Чите. В ходе исследования методами анкетирования, наблюдения, беседы авторы выявили знания студентов о толерантности, уровень межличностной толерантности в студенческой среде. На основе полученных результатов исследования предложены основные направления формирования толерантности, в статье также критикуются противники толерантности, рассматривающие её как импорт зарубежных идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Analysis of Communicative Tolerance

The authors consider the actuality of the problem of tolerance for the modern multinational and multi-confessional Russia, where different prejudices and phobias steadily increase in the mass consciousness. The authors undertake the theoretical analysis of communicative tolerance, tolerant communication in the youth environment, the philosophical study of tolerance. Being a socially-philosophical concept, tolerance is defined as tolerance of one individual to political, ethnic, confessional and other features of other individual, i.e. it implies the acceptance of ideological, religious, socio-political, cultural, national and ethical pluralism. The authors emphasize the complexity of the notion of tolerance. Analyzing the activity approach in the study of tolerance, they point out its creative nature. They emphasize that the main thing in tolerance is the activity, the interaction on the basis of equality of the social partners; it implies the conservation of individual identity of each of them and achievement of agreement on the basis of dialogue and non-violence, mostly by the methods of explanation and persuasion. The student is considered as the subject of communicative tolerance, the article presents results of the empirical sociological research. To identify the level of tolerance among students in February March 2012 a sociological research was conducted in the Transbaikal Railway Transport Institute the branch of the “Irkutsk Transport State University” in Chita. In the course of research, using methods of questioning, observation, interviews the authors find out the knowledge of the students about tolerance, the interpersonal level of tolerance among students. On the basis of the obtained results they propose the basic directions of tolerance formation; the article also criticizes the opponents of tolerance who consider it as the import of foreign ideas.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ коммуникативной толерантности»

УдК 316.647.6 ББК Ю 3

Евгения Ивановна Касьянова1,

доктор философских наук, доцент, Забайкальский институт железнодорожного транспорта -филиал Иркутского государственного университета путей сообщения (672040, Россия, г. Чита, ул. Магистральная, 11) e-mail: gn@zab.megalink.ru

Нина Иннокентьевна Виноградова,

доктор психологических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, Александро-Заводская, 30)

e-mail: vin57@list.ru

Теоретический анализ коммуникативной толерантности

В статье обосновывается актуальность проблемы толерантности для современной многонациональной и многоконфессиональной России, где усиливаются проявления различных предрассудков и фобий в массовом сознании. Авторами предпринят теоретический анализ коммуникативной толерантности, толерантной коммуникации в молодёжной среде, философское исследование толерантности.

Социально-философское понятие «толерантность» определяется как терпимость одного социального субъекта к политическим, этническим, конфессиональным и иным особенностям другого социального субъекта, т. е. она предполагает признание мировоззренческого, религиозного, социально-политического, культурного, национального и этического плюрализма. Авторы подчёркивают многослойность понятия толерантности.

Анализируя деятельностный подход в исследовании толерантности, ими выделяется её творческо-деятельностный характер. Они подчёркивают, что главное в толерантности - это деятельность, взаимодействие на основе равенства социальных партнеров, толерантность предполагает сохранение индивидуального своеобразия каждого из них и достижения согласия на основе диалога и ненасилия, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

Субъектом коммуникативной толерантности рассматривается студент, анализируются результаты эмпирического социологического исследования. Для изучения уровня толерантности у студентов в феврале-марте 2012 было проведено социологическое исследование в Забайкальском институте железнодорожного транспорта - филиале государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» в городе Чите. В ходе исследования методами анкетирования, наблюдения, беседы авторы выявили знания студентов о толерантности, уровень межличностной толерантности в студенческой среде. На основе полученных результатов исследования предложены основные направления формирования толерантности, в статье также критикуются противники толерантности, рассматривающие её как импорт зарубежных идей.

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, симулякр, толерантность, интоле-рантность, ксенофобия, терпимость, ненасилие, «отношение к другому», плюрализм, либеральная парадигма толерантности, социокультурные традиции толерантности в жизни России, студент как субъект коммуникативной толерантности.

гЕ. И. Касьянова - основной автор, является организатором теоретического исследования по социокультурным проблемам толерантности, коммуникативной толерантности в студенческой среде.

28 © Е. И. Касьянова, Н. И. Виноградова, 2014

Evgeniya Ivanovna Kasyanova1,

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Transbaikal Railway Transport Institute -Branch of Irkutsk StateTransport University (11 Magistralnaya St., Chita, Russia, 672040) e-mail: gn@zab.megalink.ru Nina Innokentyevna Vinogradova, Doctor of Psychology, Associate Professor, Transbaikal State University, (30 Alexandro-Zavodskay St.,Chita, Russia, 672039)

e-mail: vin57@list.ru

Theoretical Analysis of Communicative Tolerance

The authors consider the actuality of the problem of tolerance for the modern multinational and multi-confessional Russia, where different prejudices and phobias steadily increase in the mass consciousness. The authors undertake the theoretical analysis of communicative tolerance, tolerant communication in the youth environment, the philosophical study of tolerance. Being a socially-philosophical concept, tolerance is defined as tolerance of one individual to political, ethnic, confessional and other features of other individual, i.e. it implies the acceptance of ideological, religious, socio-political, cultural, national and ethical pluralism. The authors emphasize the complexity of the notion of tolerance. Analyzing the activity approach in the study of tolerance, they point out its creative nature. They emphasize that the main thing in tolerance is the activity, the interaction on the basis of equality of the social partners; it implies the conservation of individual identity of each of them and achievement of agreement on the basis of dialogue and non-violence, mostly by the methods of explanation and persuasion. The student is considered as the subject of communicative tolerance, the article presents results of the empirical sociological research. To identify the level of tolerance among students in February - March 2012 a sociological research was conducted in the Transbaikal Railway Transport Institute - the branch of the “Irkutsk Transport State University” in Chita. In the course of research, using methods of questioning, observation, interviews the authors find out the knowledge of the students about tolerance, the interpersonal level of tolerance among students. On the basis of the obtained results they propose the basic directions of tolerance formation; the article also criticizes the opponents of tolerance who consider it as the import of foreign ideas.

Keywords: communicative tolerance, simulacrum, tolerance, intolerance, xenophobia, violence negation, “attitude to another person”, pluralism, liberal paradigm of tolerance, social-cultural traditions of tolerance in Russia, a student as the subject of the communicative tolerance.

В современной философии актуальным является определение статуса толерантности в обществе, её исследование и анализ. В то же время есть и те авторы, которые считают, что нам просто навязывают модель толерантного поведения, поскольку она удобна западным политикам. Андрей Песоцкий отмечает: «В качестве альтернативы заезженному термину “толерантность” мне кажется более уместным более приятное для слуха слово “милосердие”. В чём разница этих понятий? Милосердие не подразумевает принятие ценностей того, к кому обращена добрая воля. Милосердие не нарушает духовную иерархию, не принуждает людей более высокого порядка опуститься до низкоранговых особей. Более того, милосердие более состра-

дательно, чем толерантность, поскольку делает акцент на помощи людям, а не на абстрактном принятии их мнения» [8].

Толерантность в представлении некоторых исследователей предстаёт также в качестве симулякра, который используется для манипулирования общественным сознанием и поведением, как привлекательный, специально сконструированный виртуальный объект. Известный учёный и публицист, профессор МГУ А. С. Панарин писал: «Новая интеллектуальная элита, прошедшая школу психоанализа и научившаяся работать с «комплексами», считает делом своей профессиональной чести создать столь плотную, столь непроницаемую для свидетельств реального опыта систему симулякров, что погружённые в неё полу-

1E. T. Kasyanova - is the main author, Organizerog theoretetical regearch on social-cultural problems of tolerance, commuricative to terance in students environment.

чат возможность полной и окончательной «отключки»... Симулякры имеют претензию на неоспоримость» [1].Теория симуля-кров нашла выражение в трудах французских философов Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Ж. Дерриды, М. Фуко, Ж. Лакана, Ж.-Ф. Лиотара [2]. Толерантность рассматривается не как ценность взаимосвязанного мира, а как импортированная зарубежная идея, которая противоречит образу мысли и образу жизни россиян. К тому же фольклорное творчество уже успело отреагировать на это явление словами «оттолерантить», «толерантизация» и т. д., это означает, что термин воспринят массовым сознанием, в достаточной степени бессознательно, чрезмерно толерантных называют «толе-растами».

Очевидно, что толерантность не является абсолютной ценностью в обществе. У неё есть правовые и этические границы. Вряд ли рационально проявлять толерантность, когда есть угроза жизни и здоровью человека, нельзя быть толерантным к ин-толерантности. Однако принцип толерантности - это норма цивилизованного компромисса, который необходим при взаимодействии людей с разными вкусами, взглядами, ценностями, преодоления этнона-циональной напряжённости и социальных конфликтов.

Есть ли альтернатива толерантности в современном мире? Стремление к силовым методам разрешения конфликтов, к доминированию над другими государствами, подавлению инакомыслия остаётся прежним, усиливается рост агрессии и экстремизма. Не менее злободневна проблема толерантности для современной многонациональной и многоконфессиональной России, с большим потоком мигрантов, где усиливаются проявления в массовом сознании различных предрассудков и фобий.

Это проявляется в повседневном межличностном общении. Проблема толерантности в межличностных и межгрупповых отношениях разрабатывается в социальной психологии, педагогике, социологии, философии.

Глубокому всестороннему изучению проблемы коммуникации посвящены работы классиков отечественной философии (Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, П. А. Флоренского, С. Л. Франка) и современных социальных философов (В. С. Барулина, В. М. Золо-

тухина, В. В. Крамника, В. А. Лекторского, Н. Лумана, К. Х. Момджяна, В. Ю. Олейникова, Г. В. Осипова, А. С. Панарина, П. А. Рачкова, Л. В. Скворцова, Ю. Хабермаса и др.). Труды зарубежных и отечественных психологов и социальных психологов (Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, Ю. Ершова, В. Е. Козлова А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Мольденгауэ-ра, Д. Мида, С. Л. Рубинштейна, Г. Тарда, Д. Уотсона) играют значительную роль в исследовании межличностных отношений. Многие авторы выделяют особую роль образования в распространении толерантности в социальной жизни (Г. Д. Дмитриев, Т. Б. Загоруля, Д. В. Зиновьев, И. А. Колесникова, Е. Ю. Литвиненко, Р. Пратт, И. Г. Пче-линцева, К. Уэйн и др.).

Особенно актуальной на сегодняшний день представляется проблема толерантной коммуникации в молодежной среде. Однако исследований, посвящённых формированию межличностной толерантности недостаточно. Требуют дальнейшего изучения вопросы развития толерантности как профессионально важного качества личности студента, её роли и места как личностного качества в компетенциях специалиста, условия и факторы, положительно влияющие на её формирование.

Некоторые из выше обозначенных проблем будут исследованы в статье.

Сущность толерантности раскрыта в «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 году ООН. В ней выделены основные компоненты толерантности - это признание, принятие, понимание, отказ от доминирования и насилия, уважительное отношение к другому в сочетании с установкой на диалогичное взаимодействие с ним. «Отношение к другому» рассматривается как фундаментальное, системообразующее в понятии толерантности [3, с. 12]. Содержание толерантности многослойно. Как социально-философское понятие толерантность можно определить как терпимость одного социального субъекта к политическим, этническим, конфессиональным и иным особенностям другого социального субъекта, т. е. признание мировоззренческого, религиозного, социально-политического, культурного, национального и этического плюрализма. В структуре толерантности может быть выделено четыре компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный, аксиологический, де-

ятельностный. Деятельностный компонент толерантности, по нашему мнению, является основным. Поскольку для реального толерантного взаимодействия социальных субъектов, недостаточно знаний о предпочтительности толерантного поведения, нельзя заставить человека быть терпимым, миролюбивым [4, с. 8-9]. Только толерантное поведение, толерантный образ жизни, его толерантное содержание и формы реализации в повседневной жизни могут выступить против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций, на основе диалога и ненасилия, методами разъяснения и убеждения. Толерантность включает в себя терпимость, но не ограничивается ею [10].Толерантность предполагает сохранение индивидуального своеобразия каждого из субъектов, она носит активный характер и предполагает духовную открытость, признание толери-рующей позиции в будущей деятельности. Ненасилие и толерантность, как отмечают многие исследователи, есть особый, этически насыщенный тип общественной связи, в основе которой лежат ценности добра, любви и справедливости [6, с. 302; 7; 9, с. 328].

Толерантное отношение к другой личности предполагает признание и понимание того, что личность имеет право быть другой, отличной, с другими воззрениями, ценностями, культурой, отказ от силового навязывания идей, сколь бы правильными и хорошими эти идеи не представлялись, поскольку исходит из относительности многих наших убеждений и суждений, невозможности их бесспорного обоснования для всех. Интолерантные отношения способствуют возникновение конфликтов, ксенофобии, агрессивному национализму, дискриминации и т. д.

Коммуникативная толерантность - особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми. Именно в этом виде толерантности наиболее ярко выражается сущность толерантности.

Толерантность в межличностных отношениях, коммуникативная толерантность -осознанное терпимое отношение к субъекту (субъектам) межличностного общения, взаимодействия, проявляющееся в признании и уважении прав другого на проявление своей индивидуальности. Толерантность как деятельность является основой

успешности коммуникации в конфликтогенной среде, способствуя снятию социокультурной напряжённости. Мы разделяем мнение И. С. Кона о том, что коммуникация занимает первостепенное место в процессе формирования толерантности, так как в ней и через неё происходит присвоение человеком определённых идей, ценностей, формирование отношения к явлениям действительности [5].

Коммуникативная толерантность, проявляющаяся индивидом в процессе его отношений к окружающим людям, является частной разновидностью толерантности. Сформированная у человека толерантность помогает ему легко вступать в коммуникативное общение, выступает главным условием нормальной коммуникации. Именно понимание того, что другой субъект - «иной», которое проявляется в заинтересованном и терпимом отношении к нему, снижает агрессивность, вызывает интерес к его духовному миру, отношение как к «равнодостойной» личности и способствует достижению взаимопонимания в процессе общения.

Формирование коммуникативной толерантности как личностного качества студента определяет интерес широкого круга исследователей, педагогов-практиков, что связано с ростом социальных ожиданий и требований по отношению к образовательным учреждениям.

Студент как субъект коммуникативной толерантности познаёт и усваивает информацию о толерантности, активно взаимодействует с другими субъектами на основе принципов толерантности, способен достаточно корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и коллегам. Коммуникативная толерантность означает сформированность в сознании субъекта личностно-значимого образца терпимого коммуникативного поведения и готовность его реализовывать в различных ситуациях общения, бесконфликтное коммуникативное поведение,

Толерантность к другим связана с толерантностью к себе, позитивной самооценкой, чувством собственного достоинства, осознанием собственных возможностей, способностей и личностных черт, толерантностью по отношению друг к другу в группе. Толерантное общение характеризуется неагрессивным толерантным поведением, конструктивным способом решения кон-

фликтных ситуаций, отсутствием унижения другого и сохранением собственного достоинства, неагрессивной и безоценочной манерой выражения своих негативных чувств, использованием в речи высказываний, которые делают общение более непосредственным, свободным от обвинений и претензий к другому.

Для изучения уровня толерантности студентов в феврале-марте 2012 было проведено социологическое исследование в Забайкальском институте железнодорожного транспорта в городе Чите, который осуществляет подготовку специалистов по перечню наиболее востребованных специальностей для Забайкальской железной дороги и других предприятий Забайкальского края. В ходе исследования методами анкетирования, наблюдения, беседы мы выявили знания студентов о толерантности, проанализировали уровень межличностной толерантности в студенческой среде. В нашем исследовании отбор респондентов осуществлялся методом гнездовой (кластерной) выборки. Размером гнезда мы определили учебную группу. Группы были отобраны случайным образом, внутри которых был проведен сплошной опрос. Объём выборочной совокупности рассчитывался с учётом доверительного интервала, доверительной вероятности и объёма генеральной совокупности. Объём выборки при доверительной вероятности (уровне надежности) 95 %, ошибке выборки 5 % и генеральной совокупности в 1 192 студента, составил 120 респондентов, студенты 1-4 курсов. Среди опрошенных: мужчин - 40 %, женщин - 60 %. Возрастная структура респондентов: от 16 до 19 лет - 66,5 %, 20-21 лет - 33,3 %. Национальность: русские - 93,3 %, буряты - 6,6 %; есть в группах армяне, украинцы.

По результатам социологического опроса, студенты ЗабИЖТа знают содержание понятия «толерантность» и готовы к толерантному взаимодействию. По мнению опрошенных, толерантность - это «уважительное отношение к чужому образу жизни, поведению, обычаям и т. д.» - 83,3 %. Большинство респондентов (71,7 %) знают, что равенство всех людей, независимо от пола, расы, национальности закреплены в Конституции РФ.

На основании проанализированного теоретического материала была описана

структура толерантности. Один из блоков анкеты был направлен на изучение межнациональной толерантности. Анкета содержала вопросы, касающиеся отношения студентов к представителям разных национальностей. На вопрос «Испытываете ли вы неприязнь к людям другой национальности?» респонденты ответили, что «не испытывают» - 77,5 %. Данное отношение респондентов к представителям различных наций говорит о том, что молодые люди относятся к любому человеку с позиции равенства. Большинство респондентов «в друзьях» имеет людей других национальностей. Это подтверждено ответом на вопрос: «Есть ли среди ваших близких друзей люди других национальностей?». Ответили, что «да, конечно» - 70,8 %. «Испытывают неприязнь» - 10 %, поясняя это тем, что «не нравится их внешность, манера поведения, черты характера» - 9,8 % и 2 % - «эти люди нарушают законы и нормы поведения».

Респондентам был задан вопрос: «Готовы ли вы взаимодействовать с представителями других наций в определённых ситуациях?». Он был направлен на исследование уровня готовности к толерантному взаимодействию. Был выявлен высокий результат готовности, что выражается в следующих ответах: «пригласить в гости» - 43,7 %, «работать с ними в одной группе» - 52,9 %, «проводить с ними свободное время» - 33,6 % (с долей сдержанности), «поддерживать их, когда их несправедливо критикуют представители моего народа» - 43,7 %.

На вопрос: «Вы сталкивались со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания?» большинство респондентов ответило «да, слышал от знакомых» и «да, видел по телевизору» - 42,5 %, «да, наблюдал лично» - 18,3 %, «нет, не сталкивался» - 16,7 %. В анкету был введён контрольный вопрос, который выявляет степень осведомлённости о проявлениях нетерпимости в современном обществе. Различные виды проявления нетерпимости «не встречали» 45,8 % и встречали 54,2 % респондентов в виде: распространения фашистской символики в виде листовок, плакатов, надписей; митингов, сборов и др. публичных выступлений националистов, фашистов; прямого физического насилия (избиение и т. д.).

При возникновении конфликтной ситуации 43,1 % респондентов «выслушивают мнение противника и стараются «сгладить» конфликт», но в тоже время 32,8 % «отстаивают свою точку зрения и не принимают точку зрения противника». Таким образом, видим, что при взаимодействии респонденты сначала оценивают ситуацию, а потом принимают те или иные формы поведения в соответствии со своими индивидуальными характеристиками и при разрешении конфликтных ситуаций большинство стараются быть «миротворцем». Студенты считают необходимым разработку и внедрение образовательных программ в области толерантности для детей и молодежи на региональном и федеральном уровне. Это отмечают 75,8 % респондентов. О наличии работы по воспитанию толерантности студентов в вузе мнение респондентов распределилось следующим образом: «затрагивается тема толерантности на занятиях по гуманитарным наукам» - 25,8 %, «проводятся мероприятия по сплочённости студентов», «проводятся психологические тренинги, консультации, лекции» и «организуется культурно-массовый досуг студентов» - 25,0 % (в совокупности ответов по данным вариантам). Самое не маловажное и противоречивое то, что 25,8 % утверждают, что в вузе такой работы не ведётся, и в тоже время 23,3 % затруднились ответить на данный вопрос. Данное распределение ответов может говорить о том, что в воспитательной работе принимает участие часть студентов-акти-вистов, другие являются лишь объектом этой работы.

В целом гипотеза, выдвинутая в исследовании, нашла подтверждение. Студенты знают, что такое толерантность (83,3 %), но не включают её в перечень приоритетных ценностей (2 %).

В целом студенты характеризуются достаточным уровнем толерантности. Они готовы к общению в поликультурном пространстве, к тому, чтобы с пониманием отнестись к различиям в мировоззрении. Однако существуют и сложности в сфере принятия отличий в нормах поведения и общения. В связи с этим особую ценность представляют ответы студентов на вопрос: «Напишите, как, по вашему мнению, нужно воспитывать национальную толерантность по отношению к другим людям. Что для этого необходимо сделать?».

По мнению респондентов, представляется важным организация адаптационных тренингов не только с русскими студентами, но и студентами смешанных групп, где русские студенты и студенты других национальностей смогут лучше узнать друг друга, наладить диалог и увеличить социальную сеть взаимодействия и взаимопомощи. Подобные мероприятия также позволят выявлять студентов, нуждающихся в дополнительной адаптации, оказывать им необходимую психологическую помощь. Беседы с психологом на тему терпимого отношения к людям, также формируют у студентов уважение к окружающим, способность воспринимать и принимать всех людей одинаково, несмотря на их внешние отличия.

Эффективное формирование толерантности у студентов требует соблюдения определённых педагогических условий: включение ценностных ориентиров толерантности в содержание гуманитарных предметов, систему воспитательной работы, психологическую службу вуза. Оно также предполагает повышение уровня педагогической толерантности у преподавателей, создание и реализацию комплексно-целевой программы формирования толерантности у студентов в вузе.

Большинство ответивших студентов сходится во мнении, что главная роль в воспитании толерантного отношения к людям стоит перед родителями, которые на своём примере должны приучать детей оценивать людей по поступкам, а не по национальному признаку. Также были выдвинуты предложения об организации мероприятий, направленных на воспитание в молодежи этнонациональной толерантности, поддержании взаимоотношений между семьями различных национальностей, знакомству с культурой и традициями других народов. Успешность воспитания толерантной личности студента неразрывно связана с развитием форм толерантности в государстве и обществе. Она не может ограничиться теоретическими программами и декларациями и не может быть сведена только к социокультурным свойствам человека. Все формы толерантности должны найти развитие во всех слоях общества, реализоваться в поведении, образе жизни людей.

Список литературы

1. Толерантность и интолерантность как составляющие современного мира: [сайт]. URL: http://www.pravmir.ru/tolerantnost-totalerantnos (дата обращения: 15.02. 2014).

2. Бодрийяр Ж. Соблазн: [сайт]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/bodriy/ index.php (дата обращения: 15.02. 2014).

3. Декларация принципов толерантности: Двадцать восьмая сессия Генеральной конференции ЮHЕСКО (25 октября - 16 ноября 1995). Париж: Грааль, 1995 г. 16 с.

4. Глебкин В. В. Hа пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. 255 с.

5. Кон И. С. В поисках себя М.: Политиздат, 1984. 335 с.

6. Краткий словарь современных понятий и терминов. М.: Hаука, 1993.480 с.

7. Малый энциклопедический словарь / Издатели Ф. А. Брокгаузъ (Лейпцигъ), И. А. Еф-ронъ. (СПб): Типография акц. общ. «Издательское дело», Брокгаузъ-Ефронъ. 1907. 2177 стб.

8. Песоцкий Андрей. Толерантность и милосердие: [сайт]. URL: http://pesotskiy. livejournal.com/28987.html (дата обращения: 15.02.2014).

9. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / сост. В. В. Виноградов, Г О. Винокур, Б. А. Ларин [и др.]; под ред. Д. H. Ушакова. М.: Русские словари, 1994. С. 328.

10. Уолцер М. О терпимости / пер. с англ. М.: Идея-Пресс. Дом интеллектуальной книги, 2000. 160 с.

Referensec

1. Tolerantnost' i intolerantnost' kak sostavlyayushchie sovremennogo mira: [sait]. URL: http://www.pravmir.ru/tolerantnost-totalerantnos (data obrashcheniya: 15.02. 2014).

2. Bodriiyar Zh. Soblazn: [sait]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/bodriy/ index.php (data obrashcheniya: 15.02. 2014).

3. Deklaratsiya printsipov tolerantnosti: Dvadtsat' vos'maya sessiya General'noi konferentsii YuNESKO (25 oktyabrya -16 noyabrya 1995). Parizh: Graal', 1995 g. 16 s.

4. Glebkin V. V. Na puti k tolerantnomu soznaniyu. M.: Smysl, 2000. 255 s.

5. Kon I. S. V poiskakh sebya M.: Politizdat, 1984. 335 s.

6. Kratkii slovar' sovremennykh ponyatii i terminov. M.: Nauka, 1993.480 s.

7. Malyi entsiklopedicheskii slovar' / Izdateli F. A. Brokgauz» (Leiptsig»), I. A.Efron». (SPb): Tipografiya akts. obshch. «Izdatel'skoe delo», Brok-gauz»-Efron». 1907. 2177 stb.

8. Pesotskii Andrei. Tolerantnost' i miloserdie: [sait]. URL: http://pesotskiy.livejournal. com/28987.html (data obrashcheniya: 15.02.2014).

9. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka: v 4 t. / sost. V. V. Vinogradov, G. O. Vinokur, B. A. Larin [i dr.]; pod red. D. N. Ushakova.M.: Russkie slovari, 1994. S. 328.

10. Uoltser M. O terpimosti / per. s angl. M.: Ideya-Press. Dom intellektual'noi knigi, 2000. 160 s.

Статья поступила в редакцию 27.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.