Научная статья на тему 'Педагогические ресурсы тьюторского сопровождения магистрантов в вузе'

Педагогические ресурсы тьюторского сопровождения магистрантов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С МАГИСТРАНТАМИ / TUTOR / TUTOR SUPPORT / MASTERS / EDUCATIONAL ACTIVITIES WITH STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Олеся Алексеевна

В данной статье рассмотрены особенности включения тьютором магистрантов в воспитательное пространство, представлены педагогические ресурсы тьюторского сопровождения магистрантов, а также показано тьюторство как педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования исходя из познавательного интереса и склонностей обучающихся. Показано, что ответственность тьютора состоит в создании необходимых педагогических условий для появления образовательного результата. Представлены этапы тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности магистрантов в педагогическом вузе. На первом этапе реализовывается информирование о студенческих объединениях, чтобы обеспечить индивидуальный маршрут личностного роста, на втором включение в традиции и обогащение (проектирование) воспитательного пространства. На третьем формирование команды специалистов, умеющих решать практические задачи воспитания. На четвертом обеспечение профессиональной рефлексии личностного роста магистранта. Описан собственный опыт работы в качестве тьютора. В заключение делаются выводы о том, что ресурсы тьюторского сопровождения магистрантов являются составной частью педагогического, профессионального обучения и ведут к тому, что из группы магистрантов формируется команда специалистов, готовая работать совместно, способная работать творчески и на высоком профессиональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Олеся Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Resources of Tuitor Support of Masters in Higher Education

In this article, the features of the inclusion of tutors in undergraduate curriculum in the educational space are considered, pedagogical resources of tutors support of undergraduates are presented, and tutorship is shown as a pedagogical position that is associated with a special educational system based on the cognitive interest and inclinations of students. It is shown that the responsibility of the tutor is to create the necessary pedagogical conditions for the appearance of an educational result. The stages of tutorial support of the research activity of undergraduates in a pedagogical university are presented. At the first stage, informing about student associations is realized in order to provide an individual route for personal growth, at the second stage the inclusion in the tradition and enrichment (design) of the educational space. The third the formation of a team of specialists who can solve practical problems of education. On the fourth to provide professional reflection of the personal growth of the undergraduate. Described his own experience as a tutor. In conclusion, conclusions are drawn that the resources of tutorship support for undergraduates are an integral part of pedagogical and vocational training and lead to the formation of a team of specialists from the group of masters who are ready to work together, able to work creatively and at a high professional level.

Текст научной работы на тему «Педагогические ресурсы тьюторского сопровождения магистрантов в вузе»

УДК 3737.0

Лаврентьева Олеся Алексеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ В ВУЗЕ*

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности включения тьютором магистрантов в воспитательное пространство, представлены педагогические ресурсы тьюторского сопровождения магистрантов, а также показано тьюторство как педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования исходя из познавательного интереса и склонностей обучающихся. Показано, что ответственность тьютора состоит в создании необходимых педагогических условий для появления образовательного результата. Представлены этапы тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности магистрантов в педагогическом вузе. На первом этапе реализовывается информирование о студенческих объединениях, чтобы обеспечить индивидуальный маршрут личностного роста, на втором - включение в традиции и обогащение (проектирование) воспитательного пространства. На третьем - формирование команды специалистов, умеющих решать практические задачи воспитания. На четвертом - обеспечение профессиональной рефлексии личностного роста магистранта. Описан собственный опыт работы в качестве тьютора.

В заключение делаются выводы о том, что ресурсы тьюторского сопровождения магистрантов являются составной частью педагогического, профессионального обучения и ведут к тому, что из группы магистрантов формируется команда специалистов, готовая работать совместно, способная работать творчески и на высоком профессиональном уровне.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, магистратура, воспитательная деятельность с магистрантами.

Введение в проблему. Главной задачей высшей школы в современных условиях, обозначенной в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 01.09.2013 [7], является формирование личности бакалавра и магистра, которые должны обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, непрерывно заниматься самообразованием в течение жизни. Вхождение России в мировое образовательное пространство потребовало приведения образовательной системы в соответствие с общемировыми стандартами: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности высшей школы, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение к Болонским соглашениям, новые образо-

вательные стандарты, концепция непрерывного образовательного процесса требуют изменения подходов к различным факторам работы в вузе, в том числе и к взаимоотношениям «преподаватель - студент» [1, с. 3]. Для выполнения этой задачи необходимо организовать не только получение профессиональных знаний, умений и навыков, а также обеспечить грамотное сопровождение магистрантов с соблюдением единства целостности и усложнения процессов воспитания. Все это актуализирует цель статьи: научное осмысление педагогических ресурсов тьюторского сопровождения обучения и воспитания магистрантов на современном этапе развития высшей школы.

Особую важность тьюторское сопровождение приобретает в педагогическом вузе при подготовке специалистов психолого-педагогического образования [7]. Это обусловлено тем, что организация сопровождения исходит из возможности включения магистрантов как специалистов в проектирова-

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 13-06-00078а «Конструирование педагогических условий и технологий адаптации студентов в вузе».

ние и апробацию инновационных процессов организации современного образования и воспитания [4]. Тьютор помогает магистрантам реализовывать новые функции, роли, включая их в образовательный процесс, одновременно является консультантом, организатором процесса обучения, фасилита-тором, вдохновителем, проектировщиком, координатором, коучером.

Теоретический обзор. При организации сопровождения магистрантов психолого-педагогического и педагогического направления необходимо учитывать несколько обстоятельств. Во-первых, магистратура -это постдипломное образование, где магистрантами являются уже работающие специалисты. Казалось бы, они не нуждаются во включении в специально организованный воспитательный процесс. Однако, как доказано в педагогических исследованиях, становление личности происходит в течение всей жизни. Постоянные изменения социальных условий ведут к тому, что и взрослый человек нуждается «в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации» [6, с. 12].

Во-вторых, магистратура в высшем педагогическом учебном заведении предполагает развитие воспитательных компетентностей будущих специалистов [9]. Поэтому сопровождение воспитательного и образовательного процесса магистрантов может стать образом и практикой организации воспитательной деятельности с детьми.

В-третьих, в магистратуре продолжает стоять задача формирования профессиональной ориентации, стимулирования карьерного роста, развития мотивации к профессиональной воспитательной деятельности.

В-четвертых, магистратура позволяет почувствовать себя студентом, имеющим право на особые условия личностного роста и развития; психолого-педагогическая направленность обучения открывает новые знания совершенствования личностных и профессиональных качеств, и, прежде всего социальной ответственности.

Ведущую роль в организации процесса воспитания магистрантов играют руководители магистерских программ и преподаватели вуза, которые являются экспертами научной деятельности магистранта [2]. Вместе

с тем, немаловажное значение в организации воспитательной деятельности имеет тьютор.

По мнению Б. Д. Эльконина, тьютор - это «специалист, владеющий способами и средствами содействия учащемуся в построении индивидуальной образовательной программы на основе эффективного использования доступных образовательных и воспитательных ресурсов» [10, с. 13].

Как утверждает Т. М. Ковалева, позиция тьютора приобретает особое значение в условиях открытого образования, в котором образовательные функции несут на себе не только традиционные институты обучения и воспитания, но и практически все элементы социальной и культурной среды [3].

Анализ научной литературы и опыта работы в качестве тьютора группы магистрантов по специальностям «Социальная педагогика» и «Социально-педагогическое сопровождение семьи» позволил прийти к выводу, что в процессе организации сопровождения магистрантов в педагогическом вузе необходимо учитывать следующие этапы.

Первый этап направлен на определение познавательного интереса, цели образовательной деятельности и стратегии личностного роста магистранта. На данном этапе необходимо выявить образовательные интересы и определить научные приоритеты магистрантов, в том числе и для правильного выбора научного руководителя. При определении цели образовательной деятельности необходимо учесть, что при дальнейших встречах цель может корректироваться и видоизменяться в связи с конкретизацией научных интересов. Стратегия личностного роста поможет определить специфику включения магистрантов в воспитательное пространство вуза.

На втором этапе ведется поиск образовательных ресурсов и разрабатывается план образовательной и воспитательной деятельности. Производится оценивание имеющихся у магистрантов ресурсов для реализации учебных целей и разрабатывается карта ресурсов магистранта, которая является отличным помощником не только по написанию научного труда, но и в ориентировании в стенах университета и поиске необходимой информации в электронной сети Интернета. Осуществляется координация взаимосвязи познавательных интересов и потребностей

обучающихся с возможностями вуза, и составляется индивидуальный план научной и учебной работы магистранта [5]. В ходе тьюториала также обсуждаются и анализируются возможные варианты средств и источников познания. Такими средствами выступают участие в обсуждении статей, публикуемых в периодической печати, участие в научно-исследовательской работе, участие в конференциях различного уровня. В общей системе научно-исследовательской работы важное место принадлежит научным конференциям, выступая на которых магистранты демонстрируют объем владения проблемой исследования, способствуют популяризации лучших научных работ магистрантов, помогают им приобрести организационный и методический опыт проведения различных научно-исследовательских мероприятий. Наряду с организаторскими навыками, магистранты приобретают навыки написания научных работ, рефератов, подготовки и предоставления докладов и выполнения индивидуальных заданий на семинарских занятиях. В ходе конференции проявляются умения магистрантов обстоятельно разрабатывать различные теоретические и практические вопросы, способности публичного их изложения перед массовой аудиторией, навыки подготовки материалов, представляемых на всеобщее обозрение. В отношении включения магистрантов в воспитательное пространство вуза тьютор знакомит их с традициями факультета, информирует о деятельности студенческих объединений на факультете и в вузе, включает в социальное проектирование, в том числе и посредством реализации студенческих грантов. Особое внимание следует уделить включению магистрантов в программу академической мобильности, что обеспечивает социальную активность и развивает способность устанавливать широкие профессиональные контакты.

Третий этап предполагает реализацию, обсуждение, анализ и корректировку плана образовательной деятельности, а также сбор «портфолио». Магистрант на этом этапе в основном действует самостоятельно. При выполнении заданий обучающийся периодически встречается с тьютором для обсуждения возникающих трудностей и достигнутых результатов. Предметом обсуж-

дения выступает портфолио деятельности. Это может быть подготовка научных докладов, составление аннотации и выступлений с научными сообщениями на темы в рамках исследования магистрантов. Тьютор направляет магистранта по самостоятельному изучению, анализу и обобщению материалов, помогает методическими советами и рекомендациями. Воспитательная деятельность направляется на создание команды специалистов, решающих общие профессиональные задачи. Магистранты знакомят сокурсников со своими учреждениями и с детьми, с которыми они работают. Возникают общие проекты, объединяющие профессионалов разных учреждений, проводятся совместные мероприятия, в результате чего появляется общая ответственность за воспитательное пространство единомышленников.

На четвертом этапе производится анализ итогов образовательной деятельности, корректировка образовательной цели и определение временных перспектив. Подведение итогов происходит в форме очередного тьюториала. На наш взгляд, лучше всего подводить итоги после прохождения сессии. Принципиальным является выбор формы и уровня анализа именно магистрантом. При этом необходимо обсудить следующие вопросы: «Какие знания вы приобрели в процессе выполнения работы?», «Произошли ли изменения (и какие) в плане личностного и профессионального роста?», «Что показалось вам самым важным и полезным при выполнении работы?», «Какое значение это имеет для вашей будущей деятельности?». Также на данном этапе ставится задача выяснить, насколько удовлетворяют магистранта достигнутые цели. Формулирует ли он для себя на основе проделанной работы новые цели. Нужно ли ему в дальнейшем для достижения этих целей тьюторское сопровождение. Без установления такой обратной связи и рефлексии нельзя заканчивать работу и над личностными достижениями магистрантов.

Для реализации данных этапов в нашей практике использовались следующие формы работы:

- тьюториалы межличностного общения, где магистранты могли рассказывать о своих ценностных предпочтениях, хобби, интересах, что позволяло потом использовать эти

знания в выработке индивидуальной траектории личностного развития специалиста;

- кейс-лаборатории, позволяющие обогащать новыми смыслами содержание социально-педагогических практик, в том числе и с детьми с ограниченными возможностями здоровья (рефлексия особенностей профессионального восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья, самоанализ эффективности решений профессиональных задач);

- включение студентов в деятельность инновационных учреждений (в нашем случае тьютор обеспечил магистрантам прохождение практик в лекотеке центра социального обслуживания населения, где магистранты включались в осознанное и целенаправленное проектирование педагогических ситуаций, направленных на более эффективную социально-педагогическую реабилитацию дошкольников с ограниченными возможностями; по запросу руководства лекотеки был разработан и реализован проект «День семьи в кругу друзей»);

- привлечение магистрантов к общественной деятельности совместно со студентами и магистрантами. Так, в нашем случае они принимали участие в волонтерской акции «Игрушка для детского дома», а также в художественной самодеятельности.

Результаты исследования. Отсюда можно сделать вывод, что, сопровождая магистрантов, тьютор стимулирует воспитательную деятельность, направленную на определение личностных и профессиональных ресурсов магистрантов и определяет воспитательные ресурсы окружающей среды. А воспитательная деятельность тьютора - это специально организованная деятельность, направленная на создание благоприятных условий для развития личности будущего специалиста, на совершенствова-

ние отношений между людьми как образа воспитательного взаимодействия с детьми, на актуализацию ресурсов самовоспитания и воспитательных ресурсов общества. Содержанием воспитательной деятельности тьютора выступает: формирование профессионально важных качеств личности, развитие социальной ответственности, обеспечение психологической поддержки и помощи магистранту в самоопределении, самореализации, творчестве, стремлении к независимости, самостоятельности, повышение личной ответственности.

Результатом воспитательной деятельности тьютора является подготовка востребованных обществом и работодателями квалифицированных специалистов в области образования, воспитания, владеющих всем комплексом методов психолого-педагогической деятельности посредством формирования у магистров способности к воспитательной деятельности с детьми.

Таким образом, внедрение тьюторской системы обучения позволяет улучшить академические достижения магистрантов, адаптировать процесс обучения потребностям обучающихся, активно вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность университета, четко прослеживать траекторию развития обучающихся, обеспечивает возможность своевременно предоставлять квалифицированную помощь в процессе адаптации личности обучающегося и, как следствие, подготовить профессионала в своей деятельности. Ресурсы тьюторского сопровождения магистрантов являются составной частью педагогического, профессионального обучения и ведут к тому, что из группы магистрантов формируется команда специалистов, готовая работать совместно, способная работать творчески и на высоком профессиональном уровне.

Библиографический список

1. Беляева Т. К., Никишина О. А. Тьюторство как ресурс повышения качества образования иностранных студентов в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - URL: https://www. science-education.ru/ru/artide/view?id=22754 (дата обращения: 16.05.2017).

2. Киселева Е. В., Киселев Н. Н. Экспертиза воспитания по «шкале» В. А. Караковского // Оте-

чественная и зарубежная педагогика. - 2017. -Т 2, № 1 (36). - С. 118-124.

3. Ковалева Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. - 2011. - № 2. - С. 163-180.

4. Лаврентьева З. И. Роль службы сопровождения в установлении диалога приемной семьи социумом // Приемная семья в диалоге с социумом: потребности, ответственность, ресурсы:

сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. - М.: Здесь и сейчас, 2016. - С. 63-73.

5. Лаврентьева О. А. Воспитательный потенциал тьюторского сопровождения магистрантов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 6. - С. 171-175.

6. Мудрик А. В. Интеграция исследований социализации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 3. - С. 12-13.

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://zakon-ob-

obrazovanii.ru/ (дата обращения 15.05.2017).

8. Ромм Т. А. Высшее образование в России в условиях трансформации // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 1 (41). - С. 11-17.

9. Юшкова К. В., Сапрыгина С. А. Ответственность как компонент профессионально-нравственного самоопределения обучающихся // Проблемы современной аграрной науки. - 2015. -С. 234-237.

10. Эльконин Б. Д. Педагогика развития: проба как конструкт образовательной системы // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2003. - С. 26-34.

Поступила в редакцию 18.05.2017

Lavrentieva Olesya Alekseevna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Department of Pedagogy and Psychology of the Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk

PEDAGOGICAL RESOURCES OF TUITOR SUPPORT OF MASTERS IN HIGHER EDUCATION*

Abstract. In this article, the features of the inclusion of tutors in undergraduate curriculum in the educational space are considered, pedagogical resources of tutors support of undergraduates are presented, and tutorship is shown as a pedagogical position that is associated with a special educational system based on the cognitive interest and inclinations of students. It is shown that the responsibility of the tutor is to create the necessary pedagogical conditions for the appearance of an educational result. The stages of tutorial support of the research activity of undergraduates in a pedagogical university are presented. At the first stage, informing about student associations is realized in order to provide an individual route for personal growth, at the second stage - the inclusion in the tradition and enrichment (design) of the educational space. The third - the formation of a team of specialists who can solve practical problems of education. On the fourth - to provide professional reflection of the personal growth of the undergraduate. Described his own experience as a tutor.

In conclusion, conclusions are drawn that the resources of tutorship support for undergraduates are an integral part of pedagogical and vocational training and lead to the formation of a team of specialists from the group of masters who are ready to work together, able to work creatively and at a high professional level.

Keywords: tutor, tutor support, masters, educational activities with students.

References

1. Belyaeva, T. K., Nikishina O. A., 2015. Tutorship as a resource for improving the quality of education of foreign students in the university. Modern problems of science and education, 6 [online]. Available at: https://www.science-education.ru/en/article/ view?id=22754 (Accessed 16 May 2017). (In Russ.).

2. Kiseleva, E. V., Kiselev, N. N., 2017. Examination of education on the "scale" V. A. Karakovskiy. Domestic and foreign pedagogy, 1 (36), pp. 118-124. (In Russ.).

3. Kovaleva, T. M., 2011. Registration of a new profession of the tutor in the Russian education. Questions of Education, 2, pp. 163-180. (In Russ.).

4. Lavrentieva, Z. I., 2016. The role of the escort service in establishing a dialogue of the foster family with the society. Foster family in dialogue with the society: needs, responsibilities, resources. Collection of materials: regional experience, interesting practices, stories of adoptive parents. Moscow, pp. 63-73. (In Russ.).

* Article is prepared with Russian Humanitarian Scientific Fund (RHSF) support, the project № 13-06-00078a «Designing of pedagogical conditions and technologies of adaptation of students in high school»

5. Lavrent'eva, O. A., 2013. Educational potential of tutorship support for undergraduates. Siberian Pedagogical Journal, 6, pp. 171-175. (In Russ.).

6. Mudrik, A. V., 2016. Integration of socialization research. Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Socio-kinetics, 3, pp. 12-13. (In Russ.).

7. On Education in Russian Federation. RF Federal Law dated 1 September 2013. No 273-FZ. [online]. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (Accessed 15 May 2017). (In Russ.).

8. Romm, T. A., 2016. Higher education in Russia in conditions of transformation. Siberian Pedagogical Journal, 1 (41), pp. 11-17. (In Russ.).

9. Yushkova, K. V., Saprygina, S. A., 2015. Responsibility as a component of professional and moral self-determination of students. Problems of modern agrarian science, pp. 234-237. (In Russ.).

10. Elkonin, B. D., 2003. Pedagogy of development: a test as a construct of an educational system. Pedagogy of development: key competences and their formation, pp. 26-34. (In Russ.).

Submitted 18.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.